Научная статья на тему 'Ресурсосберегающие системы для удешевления космических грузовых перевозок'

Ресурсосберегающие системы для удешевления космических грузовых перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
453
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКИЕ ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ИННОВАЦИОННЫЕ РАЗРАБОТКИ / РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ / СТОИМОСТЬ ПУСКА РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмина Ксения Анатольевна

В работе рассмотрены стоимость пуска ракеты-носителя, статистика результатов современных существующих запусков, выявлены возникающие проблемы в космических грузовых перевозках, а также представлены инновационные разработки по усовершенствованию космических грузовых перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ресурсосберегающие системы для удешевления космических грузовых перевозок»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 33

Кузьмина Ксения Анатольевна

Студент 2 курса, кафедра логистики, Государственный Университет Управления, г. Москва

РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ УДЕШЕВЛЕНИЯ КОСМИЧЕСКИХ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК

Аннотация

В работе рассмотрены стоимость пуска ракеты-носителя, статистика результатов современных существующих запусков, выявлены возникающие проблемы в космических грузовых перевозках, а также представлены инновационные разработки по усовершенствованию космических грузовых перевозок.

Ключевые слова

Космические грузовые перевозки, инновационные разработки, ракеты-носители, стоимость пуска ракеты-носителя, инновационные разработки.

Современные тенденции в развитии логистики в целом рассматривались в разное время многими авторами [1-4], стали уделять внимание и логистике космического пространства, ракетно-космической отрасли, космическим перевозкам [5-9]. Исследование выполнено на кафедре логистики Государственного университета управления [10-12].

Актуальность данной исследовательской работы относительно высока. Прежде всего хочется подчеркнуть важность и необходимость освоения космического пространства для нас. Изучение космоса даёт нам познание окружающего мира, развитие новых технологий, возможность добраться до новых сырьевых ресурсов, ведь в будущем, когда человечество исчерпает все свои запасы, нам придется искать их в другом месте, поэтому сейчас разрабатываются технологии, которые могут сделать реальными добычу полезных ископаемых вне нашей планеты. Для изучения необходимо специальное оборудование, которое находится на спутниках и орбитальных станциях. А чтобы доставить это оборудование необходим космический грузовой транспорт. Именно необходимость пополнять запасы постоянно действующих на орбите Международных космических станций связана с разработкой космических перевозок. Сложные технические сооружения не могут долгое время автономно работать на околоземной орбите без пополнения продовольствием для экипажей космонавтов и оборудования для научных экспериментов в условиях космоса. Также результаты исследований необходимо периодически отсылать на Землю для обработки и научного анализа [13].

Космические грузоперевозки сталкиваются с рядом проблем. Наиболее серьёзными являются огромная дороговизна космических запусков и невозможность повторного использования ракет-носителей. Стоимость доставки грузов на орбиту в разных источниках довольно сильно отличается. Часто цифры даны в разных валютах, относятся к разным годам, к запускам на разные орбиты, некоторые из цифр характеризуют себестоимость пуска по факту «сухой» стоимости ракеты-носителя, другие источники дают стоимость пуска для заказчика, при этом источник не поясняет какая из цифр приведена. Регулярно не учитывается стоимость работы наземных служб, и тем более — страхования, стоимость которого может очень сильно отличаться в зависимости от статистики отказов ракеты. Поэтому сравнивать стоимость пуска ракеты-носителя очень тяжело, и в открытой информации можно увидеть лишь приблизительные значения (см. табл. 1[17]).

Таблица 1 [17]

Носитель Стоимость запуска, млн. долл.

Зенит-2/3SL 35-50

Спейс шаттл (многоразовый КК) 500

«Союз» (одноразовая ракета-носитель) 35-78,858

Продолжение таблицы 1 [17]

«Восток» 7,5

«Протон» (одноразовая ракета-носитель) 65

«Атлас-5» (одноразовая ракета-носитель) 187

«Днепр» (одноразовая ракета-носитель) 10

Ариан-5 ECA 140-150

Falcon Heavy 90

Дельта-2 55-60

Falcon-9 v1.1 61,2

Пока один запуск обходится около 50-100 млн долларов и выше, в основном из-за невозможности повторного использования ракет-носителей. Кроме того, их первые ступени неуправляемо падают на поверхность Земли и не всегда полностью сгорают в атмосфере. Увеличение спроса на коммерческие запуски стимулирует поиск решений, позволяющих снизить стоимость выведения на орбиту единицы массы полезного груза. Именно переход к многоразовым ракетам-носителям снизит стоимость доставки грузов и сделает этот процесс более экологичным.

Первые две ступени многоразовой ракеты-носителя после отработки своих участков полета производят посадку на площадку космодрома, а затем — после проверки систем, технической подготовки и заправки — используются для следующих запусков. Многоразовые ракеты-носители смогут выводить на околоземную орбиту как пилотируемые, так и автоматические космические аппараты массой до 25-35 тонн [14]. В истории космонавтики были две «ресурсосберегающие» системы. Ускорители, разработанного еще в СССР, «Бурана» опускались на землю на парашютах, а американской Space Shuttle «приводнялись» на поверхность океана. И в том, и в другом случае их можно было использовать повторно, но обе программы давно закрыты.

Так как 2016 год еще не закончился, посмотрим статистику результатов космических запусков в 2015 году. В 2015 году осуществлено 87 запусков ракет космического назначения, из них пять неудачных (три аварийных и два нештатных).

На орбиту было выведено восемь автоматических грузовых кораблей (российские: три "Прогресса ММ" и один новый "Прогресс МС"; американские: два Dragon, "Дрэгон", и один Cygnus, "Сигнус"; один японский HTV KOUNOTORI, "Эйч-ти-ви КОНОТОРИ"), американский военный экспериментальный орбитальный самолет Х-37В OTV и порядка 220 различных космических аппаратов, включая миниспутники. Пилотируемые и грузовые корабли доставляли на Международную космическую станцию (МКС) экипажи и различные грузы. Космический год открылся 10 января: США провели запуск с космодрома на мысе Канаверал ракеты-носителя Falcon 9 ("Фэлкон-9") с многоразовым автоматическим кораблем Dragon и четырьмя спутниками (из них один бразильский). Завершился запуском 28 декабря Китаем с космодрома Сичан ракеты "Великий поход-3В", которая вывела на орбиту спутник Gaofen 4 ("Гаофэнь-4").

Россия пока сохраняет лидирующие позиции на коммерческом рынке доставки грузов в космос. Основным преимуществом отечественной космонавтики является более низкая, чем у конкурентов, стоимость вывода на орбиту полезной нагрузки. По данным исследования РБК, средневзвешенная по количеству запусков последних пяти лет рыночная стоимость доставки максимальной полезной нагрузки на низкую опорную орбиту (НОО) с помощью российских ракет составила $6,3-8,9 тыс./кг. У США этот показатель - $12,5-18,8 тыс./кг, у Европы - $11,0-13,6 тыс./кг. У Китая стоимость доставки грузов на НОО приближается к российскому уровню и составляет $8,1-10,8 тыс./кг. Рыночная стоимость доставки грузов на геопереходную орбиту (ГПО) уже меньше различается по странам и составляет примерно $21-27 тыс./кг у России и $21-32 тыс./кг у США.

О возможности экономии при запуске задумываются и в России. «Возвращаемая первая ступень - один из вариантов, которые сегодня рассматриваются для удешевления стоимости вывода полезной нагрузки в космос», утверждают в пресс-службе Объединенной ракетно-космической корпорации. Специалисты ОРКК считают, что экономически эта идея обоснована: самый дорогостоящий элемент первой ступени, двигатель,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_

разрабатывается с существенным запасом прочности, позволяющим осуществлять несколько запусков. Разработка ракеты с многоразовой первой ступенью предусмотрена проектом федеральной космической программы до 2025 года [15].

Однако стоит заметить, что и создание многоразовой ракеты-носителя имеет свои минусы. Стоимость изготовления ракеты нужно будет делить на количество возможных повторных пусков, к ним добавятся затраты на топливо, на экспедицию по возвращению ступеней к месту старта. Также будет необходимость размещения на ракете дополнительных систем, обеспечивающих посадку первой ступени, включая дополнительные посадочные двигатели, горючее для них и так далее. Все это утяжеляет ракету-носитель, уменьшая массу выводимой на орбиту полезной нагрузки на 10-30%. Кроме того, проверка возвращенной первой ступени на надежность и отсутствие серьезных дефектов после ее посадки по стоимости может быть сравнима с постройкой ее заново. Конечно спасая первую ступень, можно сэкономить деньги на ее создании заново для следующих запусков. С другой стороны - теряя массу полезной нагрузки, компания теряет деньги за ее вывод на орбиту.

Сейчас цена двигателей ракеты составляет до 40% стоимости всего запуска, которая, в свою очередь, колеблется в пределах $60-100 млн. То есть проект можно будет считать успешным, если затраты на технические решения по возврату ступени, ее повторную подготовку и потери доходов от уменьшения массы выводимого груза не превысят $25-40 млн [15].

Также хочется отметить 2015-й год запомнился прежде всего экспериментом по посадке в заданную точку многоразовой ракеты-носителя. Полет ракеты-носителя Falcon 9, завершившийся успешной стыковкой космического грузовика Dragon к МКС. Компания SpaceX предприняла попытку сохранить первую ступень ракеты для повторного использования и вернула ее назад на землю на специально созданную платформу. Хотя при возвращении аппарат был поврежден при «жесткой» посадке, точность попадания на посадочную площадку дает руководству компании повод для оптимистичных прогнозов. Удачное возвращение ракеты-носителя на землю позволило бы использовать ее повторно. Это может значительно снизить стоимость следующего запуска [16].

Рассмотрим идею другой частной инновационной компании. Японский строительный гигант всерьез намерен реализовать научно-фантастическую идею космического лифта, впервые высказанную еще в конце XIX века Константином Циолковским [18]. По задумке разработчиков, лифт сможет поднимать людей и грузы на высоту более 96 км, где будет создана новая космическая станция. В связи с этим может отпасть необходимость в запуске кораблей с космодромов, расположенных на Земле, что может полностью перевернуть всю космическую отрасль. Однако существующие пока технологии не позволяют построить такой лифт. Для создания тросов из сверхпрочного углеродного волокна соответствующей длины не хватает мощностей. Японцы планируют решить эту проблему к 2030 году, а строительство самого лифта закончить в 2050 году [15].

Из всего вышеизложенного можно сказать, что на данный момент одной из приоритетных ресурсосберегающих космических систем является пока только разработка многоразовой ракеты-носителя. Другие идеи сейчас существуют на грани фантастики для сегодняшнего мира. Их разработка, реализация будет занимать многие десятки лет.

Список использованной литературы:

1. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Аникин Б.А.; Родкина Т.А.; Волочиенко В.А.; Заичкин Н.И.; Межевов А.Д.; Федоров Л.С.; Вайн В.М.; Воронов В.И.; Водянова В.В.; Гапонова М.А.; Ермаков И.А.; Ефимова В.В.; Кравченко М.В.; Серова С.Ю.; Серышев Р.В.; Филиппов Е.Е.; Пузанова И.А.; Учирова М.Ю.; Рудая И.Л. Учебное пособие / Москва, 2014.

2. Воронов В.И. Международная логистика. Вестник университета (Государственный университет управления). 2004. Т.700.с.700.

3. Воронов В.И., Воронов А.В., Лазарев В.А., Степанов В.Г. Международные аспекты логистики: Учебное пособие. / Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. - 168 с.

4. Кузьмина К. А "Исследование современных тенденций в развитии логистики", X Международная научно-практическая конференция "Приоритетные направления развития науки и образования", Центр научного

сотрудничества «Интерактив плюс», г. Чебоксары, 16.10.2016, стр. 158-162.

5. Кузьмина К.А. «Исследование космических грузовых перевозок, как современной тенденции в развитии логистики», Международное научное периодическое издание «Новая наука: от идеи к результату» по итогам международной научно-практической конференции (Стерлитамак, 11.01.2016 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2016, стр. 94-97.

6. Воронов В.И., Воронов А.В. Международная логистика пространств и границ: основные аспекты формирования понятия, миссии, целей задач, функций, интегральной логики, принципов и методов. Управление. 2015. Т.3 № 2. С. 27-36

7. Оленева В. К. Исследование основных инструментов управления производственными логистическими цепями предприятий РКО. Агентство международных исследований. "Новая наука: от идеи к результату", Сургут 2016 г. С. 131-135.

8. Оленева В. К. Анализ и оценка логистического потенциала предприятия РКО на основе индикаторного метода. Агентство международных исследований. "Новая наука: от идеи к результату", г. Сургут 2016 г. С. 135-138.

9. Кривоносов Н.А. Космические перевозки как новая зарождающаяся отрасль транспорта. Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 22. С. 221-226.

10. Ермаков И., Филиппов Е., Белова С. Становление научных школ кафедры логистики ГУУ. Логистика. 2014. № 10 (95). С. 71-75.

11. Аникин Б. А., Ермаков И.А, Белова С. Научная школа «Логистика» ГУУ. Управление. 2015. Т.3.№ 2 С. 5-15.

12. Воронов В.И., Сидоров В.П. Основы научных исследований (учебное пособие) Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003 г. Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМ0)-160с.

13.[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://soyuzcargo.ru/ru/news/interest_fact/251/

14.[Электронный ресурс] / Режим доступа: https://issek.hse.ru/trendletter/news/167999399.html

15.[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gordonua.com/news/society/kosmos-75467.html

16.[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rbc.ru/technology_and_media/14/01/2015 /54b2980e9a794746307389e7

17.[Электронный ресурс] / Режим доступа:.http://aboutspacejomal.net/2016/03/07/%D1%81%D1%80%D0% B0%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D 1 %82%®0%В5%Л0%ВВ0/с^ 1%8C%D0%BD%D0%B0%D 1%^-

т^с® 1%82%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D т^с® 1%82%D 1%8С-%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%BB/

18. Оленева В.К. «Анализ космических катастроф с 1960 по 2013 годы с целью совершенствования логистики ракетно-космической отрасли» // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) - 2016 г. - № 55;

© Кузьмина К.А., 2016

УДК 331.5

Кузьмичева Александра Вячеславовна

студентка 2 курса

Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, Россия E-mail: aleksandra.kuzmicheva.97@mail.ru

МОЛОДЕЖНЫЙ РЫНОК ТРУДА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Аннотация

В данной статье исследуется ситуация на рынке труда Оренбургской области, выявляются причины, по которым молодые люди не могут трудоустроиться, а также проанализированы основные причины

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.