Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И НАУЧНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И НАУЧНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / ЭМОЦИЯ / ЧУВСТВА / ТРЕВОЖНОСТЬ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / СТРЕСС / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / СТИХИЙНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ / TEENAGER / EMOTION / FEELINGS / ANXIETY / SELF-CONCEPT / STRESS / PERSONAL DEVELOPMENT / ELEMENTAL MECHANISMS / SPIRITUAL LIFE / PHYLOGENESIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костенко А.А., Соколова О.В., Гончарова У.Ю.

Статье анализируются ряд актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Костенко А.А., Соколова О.В., Гончарова У.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STUDYING EMOTIONAL STATES AT TEENAGERS AND SCIENTIFIC PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS PERSONALITY DEVELOPMENT IN ADOLESCENCE

The article analyzes a number of urgent problems that arise in the practical activity of a person, a special place is occupied by problems associated with mental states.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И НАУЧНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 373

Костенко А.А., к. п. н.

доцент Соколова О.В., к.п.н.

доцент

кафедра социальной, специальной психологии и педагогики

Гончарова У.Ю. старший преподаватель кафедра технологии и дизайна Армавирский государственный педагогический университет

АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И

НАУЧНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация: Статье анализируются ряд актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями.

Ключевые слова: подросток, эмоция, чувства, тревожность, Я-концепция, стресс, личностное развитие, стихийные механизмы, духовная жизнь.

Kostenko A.A., candidate of psychological sciences

associate professor Sokolova O. V., candidate of psychological sciences

associate professor department of Social, Special Psychology and Pedagogy

Goncharova U. Yu. senior lecturer department of Technology and Design Armavir State Pedagogical University

ANALYSIS OF STUDYING EMOTIONAL STATES AT TEENAGERS

AND SCIENTIFIC PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS PERSONALITY DEVELOPMENT IN ADOLESCENCE

Annotation: The article analyzes a number of urgent problems that arise in the practical activity of a person, a special place is occupied by problems associated with mental states.

Key words: teenager, emotion, feelings, anxiety, self-concept, stress, personal development, elemental mechanisms, spiritual life, phylogenesis.

Переход к юности характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, которые развиваются у подростков со взрослыми и сверстниками, уровня развития когнитивных процессов, интеллекта и

способностей. Во всем этом происходит переход от детства к взрослой жизни. Организм ребенка начинает быстро восстанавливаться и трансформироваться во взрослый организм.

Подростковый возраст - самый сложный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период формирования личности. В то же время это самый ответственный период, поскольку здесь определяются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в этом возрасте характерные черты и основные формы межличностного поведения стабилизируются. Основными мотивационными линиями этого возрастного периода, связанными с активным стремлением к личному самосовершенствованию, являются самопознание, самовыражение и самоутверждение [1,2].

В начале подросткового возраста появляется и усиливается желание выглядеть как взрослые, и такое желание становится настолько сильным, что, заставляя события, подросток иногда преждевременен начинает считать себя взрослым, требуя надлежащего лечения самого себя, как со взрослым.

В то же время он все еще не полностью удовлетворяет требованиям взрослой жизни. Чтобы обрести качества взрослой жизни, все подростки ищут без исключения. Видя проявления этих качеств у пожилых людей, подросток часто некритически имитирует их. Собственное стремление подростков к взрослой жизни усиливается тем фактом, что сами взрослые начинают относиться к подросткам не как к детям, а более серьезно и требовательнее. От подростка они спрашивают больше, чем от младшего школьника, но ему разрешено многое из того, что раньше не допускалось.

Остановимся на основных и значительных этапах формирования личности подростка. В образном выражении А.Н. Леонтьев, человек «рождается» дважды. Его первое рождение относится к дошкольному возрасту и характеризуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первым подчинением непосредственных мотивов социальным нормам. Иными словами, здесь рождается то, что отражено в первых критериях личности. Второе рождение человека начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении устремления и способности осознавать свои мотивы, а также вести активную работу над их подчинением и повторным подчинением. Эта способность к самосознанию, самоуправлению, самообразованию и отражена во второй черте личности, обсуждавшейся выше.

Другие полагают, что она формируется у ребенка очень рано, так как удовлетворение всех его органических потребностей происходит исключительно с помощью взрослого, и потребность в последнем становится столь же настоятельной, как и потребность в пище, безопасности, телесном комфорте и т. п. Независимо от позиции в этом дискуссионном вопросе все авторы признают, что потребность «в другом», в контакте с собой подобными, в общении оказывается главной движущей силой формирования и развития личности.

Эмоциональные чувства неоднозначны. Один и тот же объект может вызывать противоречивые, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление называлось амбивалентностью (дуальностью) чувств. Обычно амбивалентность обусловлена тем, что некоторые особенности сложного объекта оказывают различное влияние на потребности и ценности человека (например, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за быстрый характер). Амбивалентность может быть вызвана противоречием между чувствами, которые стабильны по отношению к субъекту, и ситуативными эмоциями, которые складываются из них (например, любовь и ненависть сочетаются с ревностью).

Эмоции и потребности. Существует огромное разнообразие чувств. На самом деле чувства представляют собой множество различных качеств и оттенков. В этом случае эмоции не сводятся к обнаженной эмоциональности или аффективности как таковой. Эмоциональность или эффективность - это всегда только один, специфический аспект процессов, которые в то же время являются когнитивными процессами, отражающими даже в определенном смысле реальность. Поэтому эмоциональные процессы никоим образом не могут противостоять когнитивным процессам как внешним, взаимоисключающим противоположностям. Собственные эмоции сами по себе представляют собой единство эмоционального и интеллектуального, а также когнитивные процессы обычно образуют единство интеллектуальной и эмоциональной. И один и другой, в конечном счете, являются зависимыми компонентами конкретной жизни и деятельности человека, в которых все аспекты психики включены в единство и взаимопроникновение.

Для подлинного понимания эмоций в их отличительных характеристиках необходимо выйти за пределы чисто описательных характеристик.

Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находятся ли действия, которые человек производит, и воздействие, на которое он подвергается, находятся в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, отношениям; отношение индивида к ним и ход деятельности, происходящий в соответствии или со всей совокупностью объективных обстоятельств, определяет судьбу его эмоций. Эмоции подростков во многом связаны с коммуникацией.

Следовательно, личностно-значимые отношения к другим людям определяют как содержание, так и характер эмоциональных реакций. При этом, как отмечает В.Н. Куницына, недостаток опыта переживания эмоций в новой ведущей Деятельности (учебе) и опыта общения приводят к тому, что подросток в основание своего эмоционального эталона кладет не общее, повторяющееся в разных людях, а индивидуальные особенности конкретного интересов, нравственных чувств; дружба у подростков более избирательна и интимна, более длительна; под влиянием дружбы изменяются и подростки, правда, не всегда в положительную сторону; у подростков распространена групповая дружба;

Эмоциональный отклик характеризуется знаком (положительным или отрицательным опытом), влиянием на поведение и активность (стимулирующим или ингибирующим), интенсивностью (глубиной опыта и причинами физиологических изменений), продолжительностью потока (короткой или длинной), объективностью (степень осознания и конкретного объекта) [4].

Знак эмоциональной реакции. По своему опыту человек имеет (положительное - удовольствие или отрицательное - отталкивание), эмоциональный отклик отмечается знаком «+» или «-». Следует, однако, отметить, что это разделение в значительной степени обусловлено и, по крайней мере, соответствует положительной или отрицательной роли эмоций для данного человека в конкретной ситуации. Поэтому К. Изард считает, что «вместо того, чтобы говорить о негативных и позитивных эмоциях, было бы правильнее полагать, что есть такие эмоции, которые способствуют росту психологической энтропии и эмоциям, которые, напротив, способствуют поучительному поведению [7].

Подростковый возраст - это период формирования самооценки. В этом возрасте формируется отношение к себе, к себе и к другим. Как правило, неправильно сформированная Я-концепция приводит к искаженным отношениям человека к окружающим. В этом возрасте человек начинает осознавать себя как человек и как член общества. Поэтому изучение личностных характеристик этого возраста поможет подросткам преодолеть различные трудности, стоящие на пути их жизни.

Использованные источники:

1. Астапов В. М. Тревожность у детей. М., 2001. 160 с.

2. Аксюта М., Сандлер Т. А. Почему одни подростки трудны, а другие -нет. Воспитание с помощью окружения. М. : В Круге, 2014. 360 с.

3. Божович Е. Д. Психологические особенности развития личности подростка. М., 1979. С. 14.

4. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1989. 348 с.

5. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М. : АСТ, Астрель, Харвест, 2011. 121 с.

6. Роберт Т. Байярд, Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М. : Академический проект, 2015. 224 с.

7. Изард К. Эмоции человека. М. : Просвещение, 1987. 260 с.

8. Исследование тревожности (Ч. Д. Спилберг, адаптация Ю. Л. Ханин) // Диагностика эмоционально-нравственного развития : сборник / под ред. И. Б. Дерманова. СПб., 2002. 174 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.