Научная статья на тему 'Психологическое профилирование в работе с подростками группы риска'

Психологическое профилирование в работе с подростками группы риска Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
522
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
подростки группы риска / подростковый период / ценности / профайлинг / психологический портрет / преступность несовершеннолетних / технология профайлинга / агрессивное поведение. / risk group teenagers / teenage / values / profiling / psychological portrait / juvenile criminality / pro- filing technology / aggressive behavior.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Болеев Т. К., Жаркинбаева Д. С., Абдилаким Ж. А.

С каждым годом процент подростков, которых относят к группе риска неизменно растет, а преступления и правонарушения совершаемые ими становятся все более жестокими и изощренными. Причин такого поведения множество, начиная с социально-экономического состояния государства до взаимоотношений в семье и школе. Прежние методы определения подростков группы риска все также актуальны, но оперативность этих методов оставляет желать лучшего. В виду необходимости оперативности в диагностике и определении подростков группы риска и профилактики склонности к правонарушениям и суициду, возникла потребность в использовании действенных методов работы, к которым можно отнести психологическое профилирование личности. Применение профайлинга в работе с подростками группы риска, дает возможность реально оценить и спрогнозировать его действия, за короткий промежуток времени создать психологический портрет подростка и опираясь на особенности метапрограмм построить с ними работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PROFILING IN WORK WITH THE RISK GROUP TEENAGERS

Every year, the percentage of risk group teenagers is steadily growing, and the crimes and offenses committed by them are becoming more violent and sophisticated.There are many reasons for this behavior , starting from the sociol-economic state of the country to the relationship in the family and school.Previous methods for identifying risk group teenagers are still essential, but the efficiency of these methods leaves much to be desired.In view of the need for efficiency in the diagnosis and determination of risk group teenagers and prevention of a tendency to criminality and suicide, a need to use effective working methods, which include psychological profiling of the individual. Using profiling in work with risk group teenagers allows to really evaluate and predict his actions, in a short period of time create a psychological portrait of a teenager and establish work with them based on the features of metaprograms.

Текст научной работы на тему «Психологическое профилирование в работе с подростками группы риска»

PHYSICAL EDUCATION AND SPORT

УДК: 159.9.072.4

Болеев Т.К., Жаркинбаева Д. С., Абдилаким Ж.А.

Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави

DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11315 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОФИЛИРОВАНИЕ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ ГРУППЫ РИСКА

Boleyev T.K., Zharkinbaeva D. S., Abdilakim Zh. A.

Akhmet Yassawi International Kazakh-Turkish University PSYCHOLOGICAL PROFILING IN WORK WITH THE RISK GROUP TEENAGERS

Аннотация

С каждым годом процент подростков, которых относят к группе риска неизменно растет, а преступления и правонарушения совершаемые ими становятся все более жестокими и изощренными. Причин такого поведения множество, начиная с социально-экономического состояния государства до взаимоотношений в семье и школе. Прежние методы определения подростков группы риска все также актуальны, но оперативность этих методов оставляет желать лучшего. В виду необходимости оперативности в диагностике и определении подростков группы риска и профилактики склонности к правонарушениям и суициду, возникла потребность в использовании действенных методов работы, к которым можно отнести психологическое профилирование личности. Применение профайлинга в работе с подростками группы риска, дает возможность реально оценить и спрогнозировать его действия, за короткий промежуток времени создать психологический портрет подростка и опираясь на особенности метапрограмм построить с ними работу.

Abstract

Every year, the percentage of risk group teenagers is steadily growing, and the crimes and offenses committed by them are becoming more violent and sophisticated. There are many reasons for this behavior, starting from the sociol-economic state of the country to the relationship in the family and school.Previous methods for identifying risk group teenagers are still essential, but the efficiency of these methods leaves much to be desired.In view of the need for efficiency in the diagnosis and determination of risk group teenagers and prevention of a tendency to criminality and suicide, a need to use effective working methods, which include psychological profiling of the individual.

Using profiling in work with risk group teenagers allows to really evaluate and predict his actions, in a short period of time create a psychological portrait of a teenager and establish work with them based on the features of metaprograms.

Ключевые слова: подростки группы риска, подростковый период, ценности, профайлинг, психологический портрет, преступность несовершеннолетних, технология профайлинга, агрессивное поведение.

Keywords: risk group teenagers, teenage, values, profiling, psychological portrait, juvenile criminality, profiling technology, aggressive behavior.

Анализ исследований посвященных проблеме подростков группы риска, а также современная ситуация показывают, что на сегодняшний день ресурсы психологического сопровождения подростков данной категории на низком уровне. Известно, что проблемы подросткового возраста в последние годы стоят как никогда остро. Это подтверждают представители разных направлений социально - гуманитарных наук - демографы, социологи, культурологи, психологи, педагоги. В свете последних жестоких событий по всему миру, в том числе и в странах бывшего Союза, «героями» которых становятся подростки, возникает необходимисть применения более продвинутых методов и «инструмен-

тов» распознавания подростков группы риска. Подростки группы риска - это проблема, требующая решения, и социальная реальность, ожидающая помощи. От решения этой проблемы в настоящем времени, зависит будущее нашего государства.

Не для кого не секрет, что в последнее время участились случаи жестоких «выяснений отношений» подростков со сверстниками, учителями и в каком- то смысле с обществом в целом. Наглядным примером являются события происходящие время от времени в США, где в школах и колледжах имеют место практически массовые расстрелы подростком других людей, порой ужасающие расправы друг с другом. Это «чума» начала распространяться на Европу и страны бывшего Союза. На

<<шушетим-ши©мак>>#щ51)),2©2© а physical education and sport

ll?

равне с жестокостью, агрессией и насилием «процветает» суицид среди подростков, зависимость от ПАВ, азартных игр, алкоголизма и «левых» религиозных течений. Дальнейшее усиление этих негативных тенденций грозит каждому государству и обществу в целом «дефицитом» человеческих ресурсов.

Научный анализ, посвященный феноменологии подростков группы риска, позволяет выделить несколько существенных негативных тенденций складывающихся в современном обществе и требующих непосредственного решения:

- во-первых, наличие серьезного дефицита позитивного воздействия на подростков всех институтов социализации: семьи, учреждений культуры, средств массовой информации, образовательно-воспитательных учреждений;

- во-вторых, и это главное, разрушена позиция ответственного отношения подростков к самому себе и окружающим. Возник вакуум духовности, следствием которого является потеря подростками чувства ответственности, инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность. В свою очередь, нарастают такие негативные направления, как национализм, экстремизм, сектантство, преклонение перед всем заграничным (от товаров до идей) и др.;

- в-третьих, углубившееся чувство одиночества преломляется в особой позиции подростков к взрослым. Подростки стали не только более раскованными и уверенными по отношению к взрослым, но и нередко снисходительно-презрительными, что связано с большой доступностью не желательной информации, а также доступностью и дозволенностью ранее запретного. При этом одновременно взрослые стали не только меньше заниматься детьми, но и не умеют предъявлять четкой позиции своего отношения и объективных требований к ним[1].

В современной ситуации подростки оказались в наиболее трудном положении, которое приводит их к острому внутреннему конфликту, искусственной задержке личностного развития и невозможности занятия активной личностной позиции. В данном русле справедливую актуальность и значимость приобретает деятельность, нацеленная на комплексное психологическое исследование подростков, являющееся предметом данного исследования.

Для начала проведем краткий анализ исследований, посвященных изучению подросткового возраста и призванному очертить общую картину данного периода. Подростковый возраст - это возраст перехода от детства к взрослости, становления и формирования организма и зрелой личности. Исследователи, как правило, называют подростковый возраст проблемным, что вытекает из совокупности отклонений в поведении. Особенности подросткового возраста в психологии, педагогике, физиологии освещались в работах Д.Б.Эльконина, Л.И.Бо-жович, А.В.Мудрика, В.А.Сухомлинского, А.Е.Личко, И.С.Кона, Т.Д.Молодцовой, И.А.Невского, Л.С.Выготского, Л.Ф.Обуховой,

А.А.Реан, Б.Н.Алмазова, С.А.Беличевой и многих других.

Так, по мнению известного психолога Р.С.Немова, переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на развитие личности. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает, будучи уже интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений с окружающими [2].

Общая психологическая характеристика подросткового возраста складывается из следующих показателей: происходит перестройка отношения подростка к социальной среде, к самому себе, то есть изменяются потребности и побуждения, движущие поведением подростка, меняются и основные черты его личности. Подросток стремится ощущать себя взрослым, поэтому утверждает свою кажущуюся взрослость любыми доступными ему средствами. Поскольку таких средств у подростка немного, то при неправильном отношении взрослых они замещаются психоактивными веществами, как символами взрослости, как средствами снятия напряжения, образцами поведения значимых для подростка людей, поиском авторитетов [3]. Развитие на этом этапе идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения подростка, вызывая личную нестабильность. В этот период закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте становятся устойчивыми черты характера и основные формы поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию - это самопознание, самовыражение, и самоутверждение

[4].

В подростковом периоде происходит переоценка ценностей, осознание себя как личности, формируются собственные взгляды на жизнь. С подросшим ребенком уже нельзя общаться «по старинке». Взрослым легко было диктовать свои требования послушному малышу, но подросток воспринимает советы, как давление, которому он энергично сопротивляется [5].

Психологические особенности подросткового периода подробно исследованы, список публикаций по этим проблемам очень велик, поэтому нет необходимости более подробно персонифицировать его. Однако хотелось бы отметить, что все авторы сходятся на том мнении, что переход от детства к взрослости протекает, как правило, остро и порой драматично, в нем наиболее выпукло переплетены противоречивые тенденции социального развития. При этом, выступая как важный период

118

развития личности, подростковый возраст представляет собой не единовременный акт, а сложный период в процессе личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками [6].

Таким образом, все сводится, в конечном счете, к тому, что подростковый возраст насыщен всякого рода отклонениями в поведении, и эти отклонения с позиций взрослых, нелепы, нетерпимы, нелогичны и непонятны. В сущности, если расценивать эти особенности подросткового возраста с позиций «нормы - не нормы», то следует понимать ненормативность в их поведении как норму, и в этом случае возникает необходимость концентрировать внимание на отдельных видах отклонений, которые, во-первых, в определенные периоды развития общества и государства становятся опасными в силу тяжести и распространенности, а, во-вторых, являются предметом исследований психотерапевтов и психокорректоров. Речь идет о повышенной агрессивности подростков, жестокости, немотивированности действий и поступков, выражающихся в преступлениях, уходе от действительности и т.д. [7].

Остановимся на особенностях поведенческих отклонений у подростков, представляющих определенные трудности для них самих и окружающих. В этой связи можно заметить, что существует множество научных феноменов, характеризующих различного рода нарушения в поведении подростков. Следовательно, возникает вопрос: «Кто же такие подростки группы риска?».

Процесс научного изучения подростков группы риска продолжается на протяжении довольно длительного времени. Широкое распространение различных отклонений в поведении современных подростков, таких, как наркомания, алкоголизм, суицид, бродяжничество, проституция и др., вызвало в жизни напряженные дискуссии о природе такого рода негативизма, мотивах, факторах и условиях его возникновения. Последствия в результате изменений личности подростка, вызванных отклонениями в поведении, затрагивают не только самих подростков и их ближайшее окружение, но и все общество в целом [8].

Необходимо отметить, что понятие подростки группы риска считается на сегодняшний день общепринятым, однако существуют различные его трактовки, нуждающиеся в уточнении и развитии. Анализ феномена «группа риска» приводит к тому, что в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д., а потом уже как угроза окружающим [9].

В настоящее время работа с подростками группы риска требует эффективных и действенных методов работы. В современном мире одним из эффективных методов является психологическое профилирование, проще говоря психологический про-файлинг. Система профайлинга позволяет специалисту оценить на достоверность вербальную информацию используя невербальные сигналы человека. Технологии профайлинга дают возможность дополнять и перепроверять информацию, составить психологияеский портрет личности и его поведения, «предсказать» действия личности в тех или иных обстоятельствах, иначе говоря «быть на шаг впереди», иметь возможность предупредить и противостоять действиям человека. При условии,

что профайлинг использует квалифицированный специалист, имеющий достаточную базу исследований и в совершенстве владеющий инструментами профайлинга. Надежность информации полученной путем профайлинга будет соответствовать инструментальным методам (например применение детектора лжи) [10].

Располагая информацией об эффективности методов профайлинга, в своих исследованиях связанных с подростками группы риска, мы решили определить психотипы подростков группы риска. Целью исследования является узнать к какому психотипу относятся большинство исследуемых нами подростков, которых относят к группе риска и составление их психологического портрета на основе соответствующего психотипа для прогнозирования их действий [11].

Мы задались целью проведения индивидуальной диагностики психотипов применяя методы профайлинга, т.е. наблюдение, изучения учебной, общественной, трудовой деятельности подростка, характера его взаимоотношений с одноклассниками, друзьями, учителями, родителями, а также в результате бесед с самим подростком и сбора независимых характеристик, которые дают подростку, условиями его семейного воспитания и внешкольной среды общения окружающие.

В результате, примененения методов профай-линга нами было выявлено 10 подростков, которох можно отнести к группе риска. Были составлены их психологические портреты, основываясь на которых можно спрогнозировать действия подростков:

- Данияр У. - Единственный ребенок в неполной, но обеспеченной семье. Эгоистичен, эмоционален, любит внимание. Для привлечения внимания может симулировать недомогание. Нравится выглядить так, чтобы на него обращали внимание, носит стильную, модную прическу, акссесуары (часы, браслет, цепочку). Не терпеливый,чаще речь ведет о себе, общителен. Хорошо чувствует настроение учителей, умеет понравиться. Не признает своей вины. Имеет склонность к подстрекательствам. В плохом настроении становится ехидным, резким, агрессивным. Психотип: истероид.

- Шукрат И.- Не многословен, угрожающе-спокоен. Один из «теневых» лидеров класса. Не эмоционален, но бывает крайне раздражителен. Не любит беспорядок, шум и суету. Склонен к физической агрессии. Завышенная самооценка, если знает что делать проявляет лидерские способности. Говорит по существу, с трудом переносит иронию и шутки. Не терпит критики и приказного тона. Злопамятен. Атлетический хорошо развит уделяет внимание внешнему виду, занимается вольной борьбой. Цель- спортивные достижения ради личных выгод. Психотип: эпилептоид.

- Роман Ц.- Подвижный, «шумный», вспыльчивый, успеваемость средняя, не усидчивый часто отпрашивается во время уроков. Говорит громко, в основном эмоционально и быстро. Физически хорошо развит. Склонен к провокации. Ему постоянно нужен объект для насмешек. Не смотря на положительную мимику и эмоции любит и умеет задевать «за живое». В шутках и речи много сарказма и иронии, что является причиной конфликтов с однокласниками и учителями. Общается со всеми , но не с кем на постоянной основе. В курсе всего, что происходит во круг. Одевается в свободно-классическом стиле. Курит, употребляет слабо ал-

когольные напитки (пиво, вино). Сколонен к азартным играм, любит спорить и брать на «слабо». Может взять чужую вещь без спроса. Не разборчив в контактах, не редко ввязывается в сомнительные дела вне школы.Психотип: Гипертим.

- Карим А., Бахыт С., Эрика Т., Евгений У. -Внешне стараются не чем не отличаться, не общительные, часто сами по себе. Их редко замечают одноклассники и учителя. Инициативу практически не проявляют. Эмоционально сдержаны. Затрудняются в принятии решений. Доверяют и преданы к тем кто проявляет эмпатию. Трудности во взаимоотношениях с родителями. Подвержены влиянию, пьют и курят «за компанию». Если доводят, могут проявить агрессию. Заниженная самооценка. Астеники: тревожно-мнительный психотип.

- Эллина Р., Дмитрий Н. -Негативные мысли и восприятие будущего. Постоянно усталый, потерянный вид, медлительные движения. Живут и учатся только «потому что так нужно». Ни к чему не проявляют интерес, на попытки активизировать их всегда есть «отмазки». Редко проявляют эмпатию, более склонны жалеть себя. Не общительны. В случаях нарушения их «границ» проявляют агрессию, чаще физическую. Ипохондирик: депрессивно- печальный психотип.

- Тимур Б.- Уверенный, наглый, но объективно оценивает свои возможности. При желании убедителен, склонен к манипуляциям. Настырный, расчетливый в общении, хотя и проявляет недоверие и подозрительность. Умеет сконять на свою сторону большинство своих ровестников. Раздражает критика, злопамятен, не упустит возможности отомстить. Плохое настроение провоцирует агрессию, как вербальную так и физическую. В большен-стве случаев ведет себя независимо. Курит, но не злоупотребляет спиртным. Цель - сделать все возможное для материального и финансового благополучия. Психотип: Эпилептоид.

Таким образом: подростки Эрика Т., Карим А., Бахыт С., Евгений У., Эллина Р., Дмитрий Н. требуют пристального внимания к себе, так как они не смогли самореализоваться, их притязания отвергнуты ближайшим окружением, проявляются агрессивные тенденции. Кольцо обратной связи замыкается в негативной сфере деятельности. Относительно таких подростков противопоказано какое-либо принуждение, грубость, резкость, неравномерность в отношениях. Ситуация может измениться в положительную сторону при условии толерантного отношения к личности подростка, искреннего сопереживания и желания помочь ему в решении его проблем, опоре на его сохранные положительные личностные качества.

- подростки Шукрат И., Роман Ц., Данияр У., Тимур Б. требуют экстренного внимания. Предъявлять больше требований, но предаставить самостоятельность в принятии решений, в рамках разумного. Вести не навящивый контроль деятельности. Однако следует держать под контролем их завышенную самооценку и уровень притязаний. В случае формирования эгоистических настроений необходимо применять тормозящие приемы: «ситуацию неуспеха», «заставание врасплох», убеждение, разъяснение и т.д.

Для того чтобы удостовериться на сколько эффективны инструменты профайлинга в выявлении подростков группы риска мы использовали методику «ПГР» для оценки уровня подверженности

119

учащихся старших классов группе риска по выделенным сферам: когнитивной, эмоционально-волевой, поведенческой, мотивационной.

Методика «ПГР» является многоуровневым инструментарием диагностики уровня подверженности учащихся старших классов (15-17 лет) к различного рода отклонениям в поведении. Данная методика может быть адаптирована как триада оценок: самооценки, экспертной оценки и структурированного интервью. Характеристика диагностируемых сфер: когнитивной, эмоционально-волевой, поведенческой, мотивационной, складывается из шестнадцати показателей. В соответствии с многоосевой классификацией психических расстройств в детском и подростковом возрасте (ВОЗ) считается, что установление диагноза зависит от тщательной оценки соотношений между: а) формой, содержанием и степенью тяжести симптомов; б) анамнезом и личностными особенностями пациентов; в) стрессовым событием, ситуацией или жизненным кризисом. Поэтому в предлагаемой методике разработанны регистрационные бланки, которые содержат комплекс заданий ориентированных на оценку основных показателей по каждой из диагностируемых сфер.

Производится суммирование всех баллов по каждому бланку. Затем определяется средний балл характеризуемый каждую из диагностируемых сфер: когнитивную, эмоционально-волевую, поведенческую, мотивационную. Средние баллы по каждой сфере математически округляются и интерпретируются по следующей схеме:

5 - 4 - состояние данных сфер подростка можно назвать критическим, и подпадает под категорию «группа риска»;

3 - состояние данных сфер подростка можно назвать «зоной неопределенности» и требует дальнейших наблюдений;

2 - 1 - состояние данных сфер подростка подпадает под категорию «группа нормы»;

0 - данные бланки считать недействительными.

Сумма средних баллов по всем сферам математически округляется и интерпретируется по следующей схеме:

20 - 16 баллов - данные подростки составляют группу высокого риска и требуют незамедлительного социально-психологического сопровождения, помощи и поддержки;

15 - 12 баллов - данные подростки обладают повышенной эмоциональной восприимчовостью, а также определенными чертами группы риска, препятствующие своевременной неитрализации негативных факторов и появлению адекватной психологической защиты. Поэтому можно утверждать, что они требуют

11 - 4 баллов - данные подростки составляют группу нормы.

Менее 4 баллов - проведенную диагностическую процедуру считать несостоятельной, при возможности с такими подростками следует провести дополнительные индивидуальные диагностические процедуры с участием и под контролем психо-лога[1].

В выборке подростков общеобразовательной школы (учащиеся 11 классов: 21 девочек, 18 мальчиков, средний возраст - 16,8) измерялись уровни выделенных сфер. Обработка результатов проводится по выраженности отклонений в каждой сфере. Критический показатель по каждой из сфер

может максимально достигать 80 баллов. При этом максимальный средний балл равен 5. Обработка результатов включает первоначальное суммирование всех баллов по каждому бланку. Затем определение

среднего балла характеризующего каждую из диагностируемых сфер: когнитивную, эмоционально-волевую, поведенческую, мотивационную.

Проведя необходимые замеры в экспериментальной выборке подростков, мы выявили следующее соотношение результатов (таблица 4).

Таблица 1

Распределение по уровням подверженности подростков группе риска_

№ п/п Средние баллы Сумма

Испытуемые по сферам средних Вывод

КС ЭВС ПС МС баллов

1 Арай К. 2 1 1 1 5 Группа нормы

2 Сергей Д. 3 3 5 3 14 Зона неопределенности

3 Айганым С. 2 3 2 1 8 Группа нормы

4 Асель И. 2 1 2 2 7 Группа нормы

5 Наталья М. 3 3 5 4 15 Зона неопределенности

б Николай Р. 4 4 3 4 15 Зона неопределенности

7 Данияр У. 3 4 5 3 15 Группа риска

8 Дмитрий Н. 5 5 4 5 19 Группа риска

9 Айгуль Т. 1 1 2 1 5 Группа нормы

10 Камал С. 3 2 4 2 11 Группа нормы

11 Джабраил М. 4 3 5 3 15 Зона неопределенности

12 Шукрат И. 5 4 3 4 16 Группа риска

13 Алтынай А. 1 1 1 1 4 Группа нормы

14 Сания Н. 2 2 3 2 9 Группа нормы

15 Роман Ц. 3 5 5 4 17 Группа риска

16 Ирина Х. 2 1 2 1 6 Группа нормы

17 Камила С. 1 3 1 2 7 Группа нормы

18 Карим А. 5 4 5 5 19 Группа риска

19 Алишер Т. 4 3 1 1 9 Группа нормы

20 Линда А. 3 4 2 3 12 Зона неопределенности

21 Бахыт С. 5 3 5 4 17 Группа риска

22 Карина Т. 1 4 2 1 8 Группа нормы

23 Эллина Р. 2 5 4 2 13 Группа риска

24 Куаныш К. 2 1 3 1 7 Группа нормы

25 Алина Ч. 3 3 3 3 12 Зона неопределенности

26 Эрика Т. 3 5 5 4 17 Группа риска

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 Жамал Ш. 4 1 4 2 11 Группа нормы

28 Евгений У. 5 5 3 3 16 Группа риска

29 Анна П. 1 1 1 2 5 Группа нормы

30 Анна М. 3 2 2 1 8 Группа нормы

31 Александр Т. 5 3 4 2 14 Зона неопределенности

32 Тимур Б. 4 4 4 5 17 Группа риска

33 Самат О. 3 5 3 2 13 Зона неопределенности

34 Марина Р. 3 2 1 3 9 Группа нормы

35 Светлана П. 1 1 1 1 4 Группа нормы

36 Алия М. 2 1 2 3 8 Группа нормы

37 Ораз Д. 3 4 4 2 13 Зона неопределенности

38 Алуа М. 1 1 2 1 5 Группа нормы

39 Гаухар И. 1 2 1 1 5 Группа нормы

Таблица 2

Ха рактеристика уровней подверженности подростков группе риска

Уровень подверженности Характеристика Диапазон суммарного балла

Группа нормы Это подростки, которые хорошо учатся и ведут себя, не конфликтуют, удовлетворенные собой, жизнью и окружением, характеризуется устойчивой адаптированностью к любой среде, высоким личностным резервом для преодоления стрессовых ситуаций, активным творческим отношением к действительности. Характеризуется осознанным отрицательным отношением к пьянству, наркомании, курению, т.е., абсолютно не потребляющими. Подростки данного уровня осознанно выбирают здоровый образ жизни, систематически занимаются физической культурой и спортом. от 22 до 32

Группа относительного риска или «зона неопределенности» • Это подросток с некоторыми исключительно возрастными трудностями поведения, что выражается в редких нарушениях дисциплины, эпизодических конфликтах, некоторых неудачах в обучении, ситуативных мотивах, в целом адаптирован к социуму, но может проявлять отдельные признаки дезадаптации, обладать повышенной тревожностью. Зачастую подростков данной группы можно классифицировать к группе относительного риска, у которых проблемы проявляются в эпизодической форме, однако есть угроза перехода их в устойчивые формы отклонений в поведении. По отношению к пагубным привычкам подростки этой группы характеризуются эпизодическим употреблением, исключительно в связи с какими-либо торжествами, ''мероприятиями'' и в незначительных количествах. Эпизодическое употребление табачной и спиртной продукции является ''нормой жизни'' и, по их мнению, прекратится в любой момент. от 11 до 21

Группа риска Это подростки, составляющие группу риска, которым присуща грубость, конфликтность, недисциплинированность, систематическая неуспеваемость и прочие отрицательные проявления. Возможен разрыв со школой, семьей. Налицо наличие низших ценностных ориентаций, ярко выраженных акцентуаций, асоциальных поступков, агрессивного поведения. Такие подростки зачастую неспособны к гармоничному взаимодействию с окружающими, либо проявляют глубинную зависимость от факторов риска, не владеющие механизмом защиты, от травмирующих влияний среды. Многие отрицательные мотивы, тревожность перерастают в свойства личности. Систематические разногласия, дезадаптация могут проявляться достаточно широко, явно нарушая деятельность, поведение и взаимоотношения. Зачастую подростки группы риска характеризуется частым потреблением психоактивных веществ. Для таких подростков характерна своя компания с асоциальным уклоном, где они могут являться лидерами. Данный уровень характеризуется физической зависимостью от психотропных препаратов. Некоторые из них имели приводы в милицию в нетрезвом состоянии, либо состояли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Для них характерны прогуливание уроков и уходы из дому. Склонность к ситуативному поведению, чрезмерная подверженность внешнему влиянию зачастую находят свое выражение в пьянстве и алкоголизме, половой распущенности, наркомании и др. Подростки данной группы страдают неадекватной (аффективной) реакцией на любые внутренние и внешние воздействия, жизненные ситуации. Такие подростки очень тяжело поддаются педагогическому влиянию и коррекции, так как не идут на контакт и нуждаются уже в комплексной профессиональной помощи со стороны медиков, психологов, педагогов, родителей. от 0 до 10

Таблица 3

Сводные данные результатов диагностических процедур_

«До» «После»

экспериментального периода экспериментального периода

Группа Методика «ПГР» Опросник Ахен-баха Комплексная диагностика Методика «ПГР» Опросник Ахенбаха Комплексная диагностика

Группа нормы 20 20 21 24 24 17

Группа относительного

риска или «зона неопре- 11 10 9 5 6 15

деленности»

Группа риска 8 9 9 10 9 7

В классе 39 учащихся: 21 девочек, 18 мальчиков, средний возраст - 16,8, из общего контингента обследуемых 10 подростков отнесены к группе риска. В целом класс можно классифицировать как традиционный.

Обследование семейных отношений подростков группы риска показало, что из 10 обследуемых у 6 - неполные семьи, у 4 учеников - имеются трудности во взаимоотношениях с родителями, у 7 учеников - тяжелейшее материальное положение, у 1 ученика пьющий отец, часты скандалы, нередко мальчик является в школы с синяками.

Самыми актуальными неразрешимыми проблемами для подростков, составляющих группу риска, явились: проблема уязвленного самолюбия, нежелание прилагать усилия для достижения цели и для повышения собственного статуса, неумение устанавливать эмоционально насыщенные отношения, желание избежать ответственных решений и потребность занять ту социальную нишу, где приветствуются асоциальные поступки.

В итоге сравнения результаты полученные с применением инструментов профайлинга и методики «ПГР» для опреденения склонности подростков группе риска совпали. Это свидетельствует о том, что в данном случае применение знаний профайлинга в диагностике подростков к «группе риска» является эффективным.

Несмотря на наличие множества служб, которые работают с подростками (комитет по делам молодежи, инспекция по делам несовершеннолетних, наркологические кабинеты, консультативно-диагностические центры и др.) отсутствует стройная система организации психологической диагностики, помощи каждому конкретному подростку.

Считаем, что внедрение и применение профайлинга в работе с подростками, является эффективным инструментарием в определении психологических особенностей подростков группы

риска и предоставляет необходимую траекторию для прогнозирования и профилактики правонарушений среди подростков в современных социально-экономических условиях.

Список литературы:

1. Болеев Т.К. Подростки группы риска. Монография - М:МПГУ, 2009. -234 с.

2. Немов Р.С. Психология. - Т.1. - М.: Вла-дос, 1990

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2000

4. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. -СПб.: Союз, 2002. -160с

5. Корнилова Т., Григоренко Е., Смирнов С. Подростки групп риска. - СПб.: Питер, 2005. -336с

6. Кулаков С.А. На приеме у психолога - подросток: пособие для практических психологов. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 350 с.

7. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Пер. с англ. А.Б.Орлова. - М.: Семья и школа, 1995. -203 с.

8. Болеев Т.К. Профессиональная готовность учителя к деятельности по профилактике ауто-агрессивных форм поведения учащихся. - М., Прометей, 2004.

9. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Л.Я.Олиференко,Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 256 с.

10. Кулик А. Что такое профайлинг? /А. Кулик, К. Митрошин//Мастер переговоров. - 2016.-№8(6)

11. Аптикеева Л.Р. К вопросу о применении профайлинга при работе с асоциальными подростками//Вестник Оренбургского государственного университета - 2018.- №2 (214).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.