щемуся технологическому контексту для поддержания конкурентоспособности и удовлетворения потребностей клиентов.
Источники:
1. Казаренкова, Н. П. Цифровая трансформация социального бизнеса / Н. П. Казаренкова, Т. С. Колмыкова, И. В. Лобанов // Организатор производства. - 2022. - Т. 30, № 4. -С. 108-116.
2. Глазова, А. Ю. Основные тенденции инновационного развития российских банков / А. Ю. Глазова // Экономика нового мира. — 2022. — №1 (24). — Режим доступа https://cyberleninka.rU/article/n/osnovnye-tendentsii-innovatsionnogo-razvitiya-rossiyskih-bankov.
3. Рейтинг инновационности банков России в 2022 году https://fintech.sk.ru/tpost/aeyujfm4d1-skolkovo-fintech-hub-nazval-samie-innova.
4. РБК. Банки наиболее активно внедряют инновации в сфере дистанционного обслуживания. Режим доступа: https://marketing.rbc.ru/articles/10155/.
5. Колмыкова, Т. С. Роль цифровых финансовых сервисов и технологий в развитии современной архитектуры экономического пространства / Т. С. Колмыкова, С. В. Клыкова // Регион: системы, экономика, управление. - 2021. - № 2(53). - С. 11-17.
6. Мерзлякова, Е. А. Современные особенности формирования и развития инновационного потенциала хозяйственных систем / Е. А. Мерзлякова, А. Ю. Гончаров, Р. В. Грибов // Организатор производства. - 2022. - Т. 30, № 3. - С. 58-66.
7. Цифровая трансформация архитектуры экономического пространства: экосистемный подход / О. В. Асеев, Е. С. Беляева, О. В. Беляева [и др.]. - Курск : Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2023. - 227 с.
8. Обухова, А. С. Особенности управления инновационным процессом / А. С. Обухова, Э. В. Ситникова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2019. -№ 2(71). - С. 57-61.
9. Цифровая трансформация банковского сектора экономики / Е. С. Беляева, О. Н. Шишкова, А. А. Бартенева, А. М. Черкасова // ЦИТИСЭ. - 2021. - № 4(30). - С. 55-64.
EDN: NJYMFP
СЛ. Зарубин - аспирант, Московский финансово-юридический университет, Москва, Россия, zarubinconsulting@gmail.com,
S.L. Zarubin - postgraduate, Moscow University of Finance and Law, Moscow, Russia.
АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ВЛОЖЕНИЙ (ИНВЕСТИЦИЙ) СРЕДСТВ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ ANALYSIS OF CHANGES IN THE STRUCTURE OF INVESTMENTS (INVESTMENTS) OF NON-STATE PENSION FUNDS
Аннотация. Статья посвящена исследованию характеристик тенденций в области изменения структуры вложений (инвестиций) средств негосударственных пенсионных фондов. Подчеркивается место, роль и значение негосударственных пенсионных фондов в национальной экономике, их направленность на одновременную реализацию социальной и экономической (финансовой) функции. Уточняется система проблем, барьеров, рисков и ограничений, стоящих перед негосударственными пенсионными фондами при реализации представленных функций. Определяется, что современные риски в комплексе обуславливают выявляемые изменения в динамике и структуре вложений в активы и резервы. Отмечается, что перед негосударственными пенсионными фондами сформировались собственные вызовы, связанные с: ростом рисков инвестирования пенсионных накоплений в определенные инструменты; более высокой доходностью банковских вкладов в конкретном моменте времени с их большей привлекательностью для потенциальных вкладчиков; выжидательной позицией части игроков фондового рынка, в том числе частных инвесторов, заинтересованных в приумножении пенсионных накоплений; снижением доверия населения к финансовым организациям ввиду растущих рисков социально-экономической неопределенности; усилением регулирующей и контрольно-надзорной функции государства со взятым вектором на обеспечение устойчивости и стабильности, непременно ведущим к сокращению воспроизводственного потенциала. По итогам исследования делаются выводы об изменениях структуры вложений (инвестиций) средств негосударственных пенсионных фондов. Подчеркивается, что негосударственные пенсионные фонды видоизменяют структуру вложений (инвестиций), переводя особое внимание на государственный сектор и государственные ценные бумаги. Факторами, стимулирующими данные вложения выступают: потребность в относительно безопасных инвестициях, необходимость формирования стабильной части доходности портфеля, обеспечение соответствия регулятивным требованиям, долгосрочный характер вложений и обеспечение ликвидности в условиях общей волатильности и кризиса.
Abstract. The article is devoted to the study of the characteristics of trends in the field of changes in the structure of investments (investments) of funds of nonstate pension funds. The place, role and importance of non-state pension funds in the national economy, their focus on the simultaneous implementation of social and economic (financial) functions are emphasized. The system of problems, barriers, risks and restrictions facing non-state pension funds when implementing the presented functions is clarified. It is determined that modern risks in a complex determine the identified changes in the dynamics and structure of investments in assets and reserves. It is noted that non-state pension funds have faced their own challenges related to: increased risks of investing pension savings in certain instruments; higher profitability of bank deposits at a specific point in time, making them more attractive to potential investors; the wait-and-see attitude of some stock market players, including private investors interested in increasing pension savings; a decrease in public confidence in financial institutions due to the growing risks of socio-economic uncertainty; strengthening the regulatory and control and supervisory functions of the state with a taken vector to ensure sustainability and stability, which will certainly lead to a reduction in reproductive potential. Based on the results of the study, conclusions are drawn about changes in the structure of investments (investments) of funds of non-state pension funds. It is emphasized that non-state pension funds are modifying the structure of investments, transferring special attention to the public sector and government securities. Factors stimulating these investments are: the need for relatively safe investments, the need to form a stable part of the portfolio's profitability, ensuring compliance with regulatory requirements, the long-term nature of investments and ensuring liquidity in conditions of general volatility and crisis.
Ключевые слова: негосударственные пенсионные фонды, активы, инвестиции, пенсионные накопления, социальная функция пенсионного фонда.
Keywords: non-state pension funds, assets, investments, pension savings, social function of the pension fund.
Противоречивые социально-экономические условия, проблемы санкционного влияния, изменения состояния и темпов роста национальной экономики, ухудшение конъюнктуры финансовых рынков и обращающихся на них инструментов, неопределенность денежно-кредитной политики (и т. п. проблемы) в комплексе определяют прикладную ценность исследования направлений и аспектов деятельности участвующих в функционировании рынка инвестиций институциональных структур. Так, затрагивая деятельность негосударственных пенсионных фондов, отметим их важное место в реализации накопительной, страхующей и инвестиционной функций в их неразрывной связи при работе со сбережениями населения. Негосударственные пенсионные фонды становятся все более значимым участником рынка инвестиций, привлекая вклады физических лиц и используя их для собственных финансовых целей, а также повышения благосостояния населения, реализации социально-экономических, воспроизводственных функций. Вопросы организации деятельности негосударственных пенсионных фондов и их привлекательности для клиентов (физических лиц) неразрывно связаны с инвестиционными процессами в структуре современной рыночной экономики. Инвестиционная деятельность негосударственных пенсионных фондов предполагает выбор определенных финансовых инструментов и вложение доступного капитала (активов) в них таким образом, чтобы увеличить уровень доходности, предоставить наиболее выгодные при заданном уровне риска условия клиентского обслуживания и при этом стимулировать активность в национальной экономике. Актуальность в этом вопросе приобретают вопросы исследования общей структуры вложения (инвестиций) имеющихся на балансе средств негосударственных пенсионных фондов для выявления происходящих на рынке тенденций и учета влияния новых рисков на устойчивость деятельности данных структур, характер и содержание действий, предпринимаемых негосударственными пенсионными фондами для реализации заданных функций их деятельности.
Цель исследования - охарактеризовать тенденции в области изменения структуры вложений (инвестиций) средств негосударственных пенсионных фондов на современном этапе.
Теоретико-методологическим базисом настоящего исследования послужили труды отечественных авторов, посвященные оценке места, роли и функций негосударственных пенсионных фондов в национальной экономике. Значимое место в структуре исследования также заняли официальные статистические материалы Центрального Банка России, нормативно-правовые документы и данные, опубликованные в СМИ, позволяющие составить комплексную характеристику тенденций в области изменения структуры вложений (инвестиций) средств негосударственных пенсионных фондов на современном этапе. Исследование основано на методах библиографического описания, сравнения статистических данных, анализа, синтеза, обобщения.
Феномен негосударственных пенсионных фондов в отечественном социально-экономическом пространстве, понятие и основные положения определены Федеральным законом 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Согласно федеральному закону, под негосударственным пенсионным фондом понимается организация, реализующая задачи по негосударственному пенсионному обеспечению, причем как досрочному, так и обязательному страхованию, в соответствии с выданной лицензией [12].
Существование негосударственных пенсионных фондов в экономике определяется расширением традиционной практики, когда государство выступает монополистом в сфере пенсионного обеспечения. Интеграция частных структур в систему пенсионного обеспечения увеличивает возможности населения в управлении собственными активами с принятием условий современного рынка, предоставлением выбора в стратегиях и направлениях управления личными капиталовложениями, что является ключевым отличием от государственного пенсионного обеспечения. Фактически негосударственные пенсионные фонды удовлетворяют потребность населения в досрочном выходе на пенсию при предоставлении более гибких сценариев управления личными финансами. Однако их значение в национальной экономике имеет более сложный характер, что в особенности связано с инвестиционной деятельностью негосударственных пенсионных фондов.
В вопросе значения деятельности негосударственных пенсионных фондов в национальной экономике и их инвестиционной деятельности, согласимся с позицией П.М. Яговкина, который указывает на факт того, что негосударственные пенсионные фонды являются значимым в структуре фондового рынка институциональным инвестором, деятельность которого оказывает весомый вклад в воспроизводство национальной экономики. В частности автор выделяет аккумулирующее, структурирующее и распределяющее (аллокация) влияние деятельности негосударственных пенсионных фондов, которые используют финансовый капитал частных лиц для повышения эффективности экономики [14]. Наряду с другими институциональным инвесторами негосударственные пенсионные фонды образовывают большую долю осуществляемых на рынке ценных бумаг финансовых операций, стимулируют рост объема капиталовложений и перераспределение активов между участниками рынка инвестиций с долгосрочным позитивным эффектом влияния.
В то же время, первостепенно негосударственные пенсионные фонды представляют под собой важный институт, реализующий социально-экономические функции по накоплению и приумножению капитала физических лиц, обеспечивая дополнительные возможности в повышении уровня финансового благосостояния населения и финансовой обеспеченности граждан, достигших пенсионного возраста.
Так, деятельность негосударственных пенсионных фондов предполагает формирование пенсионных накоплений к определенному возрасту, которые при грамотном распределении со стороны физического лица могут обеспечить большую часть пенсионных выплат и значительно повлиять на структуру пенсии. Как верно замечает П.В. Ивлиев и А.Н. Федоров, негосударственные пенсионные фонды и их деятельность играют важную роль в реформировании национальной пенсионной системы, с перспективами многостороннего эффекта [4]. На наш взгляд данный многосторонний эффект проявляется как на уровне социума - реализация задач пенсионного обеспечения, так и на уровне экономики - реализация инвестиционных функций и накопление финансов, их грамотное использование и распределение в экономике (стимулирование хозяйственной активности за счет увеличения обращающихся денежных потоков).
Более того, как отмечает Г.Ф. Фатхлисламова, негосударственные пенсионные фонды оказывают поддержку государственному пенсионному фонду, управляя средствами пенсионных накоплений граждан и увеличивая уровень обеспеченности населения. При этом деятельность негосударственных пенсионных фондов, с одной стороны, приобретает более системно значимый (страхующий и инвестиционный) характер, однако с другой, подвергается усиленному регулированию при обращении государственных пенсионных активов. Так, автор выделяет, что около 2/3 структуры пенсионных накоплений негосударственных пенсионных фондов приходится на корпоративные бумаги; при этом автор соглашается с существующим трендом роста значимости государственных ценных бумаг, призванных снизить уровень риска портфельных инвестиций [10]. Считаем, что взятый вектор взаимодействия государства и негосударственных институтов обеспечения пенсионных накоплений демонстрирует заинтересованность государства в формировании инновационной системы пенсионного накопления, оказывая не последнее влияние на увеличение уровня доверия населения к негосударственным пенсионным фондам и их деятельности.
В исследовании О.Л. Безгачевой и О.А. Галочкиной верно отмечается, что негосударственные пенсионные фонды способствуют формированию целого комплекса эффектов, связанных с улучшением благосостояния населения, его качественно новым пенсионным обеспечением, страхованием пенсионных накоплений, инвестированием; с стимулированием активности на рынках капитала, при предоставлении накопленных ресурсов нуждающимся компаниям для реализации значимых проектов; с развитием института предпринимательства в
целом, при сохранении благоприятной рыночной обстановки и т. д. [1]. Идеализированные представления о деятельности негосударственных пенсионных фондов в то же время сталкиваются с влиянием рыночного риска, который определяет возможность неэффективного инвестирования аккумулированного капитала, потери вложенных средств или иных проявлений, негативно сказывающихся на стабильности конкретного негосударственного пенсионного фонда. И хотя отечественное законодательство и главный регулятор формируют условия для снижения рисков деятельности негосударственных пенсионных фондов, полностью компенсировать, а тем более исключить влияние рыночного риска, попросту невозможно.
Вышеперечисленное обусловлено тем, что в отличие от государственной пенсионной системы (когда пенсия выплачивается Социальным фондом России), негосударственные пенсионные фонды существуют по принципу инвестиционной копилки. Несмотря на частный характер, негосударственные пенсионные фонды предоставляют гарантии на вкладываемые средства и при ряде обстоятельств обеспечивают наследование отчисляемых средств. В этом вопросе важно выделить отличительные особенности функционирования негосударственных пенсионных фондов, связанные с инвестиционным, возвратным и гибким характером их деятельности.
Инвестиционный характер деятельности негосударственных пенсионных фондов связан с тем, что фонды обеспечивают доходность вкладываемых в них финансов (за счет их инвестирования в определенные активы), тем самым, защищая вложенные средства граждан от инфляции и способствуя генерации собственных доходов, увеличению итоговых сумм, доступных клиенту в рамках выплат. При этом сохраняются гарантии на сохранение базовой части вкладываемых средств, что значительно снижает потенциальные риски физического лица, вкладывающего капитал в негосударственный пенсионный фонд. Как отмечают М.Г. Жигас и соавторы, в вопросе инвестиционной деятельности негосударственные пенсионные фонды постоянно сталкиваются с дилеммой между заданным уровнем риска и потенциалом доходности, при управлении финансами населения [3].
Возвратный характер проявляется в том, что вкладчик имеет право (в зависимости от условий договора) досрочно вернуть вложенные в негосударственный пенсионный фонд средства, а при некоторых обстоятельствах выйти на пенсию досрочно, например, при наступлении страховых случаев (если это предусмотрено в рамках договора). Возвратность также проявляется в наследном характере вкладываемых средств, что обеспечивает привлекательность негосударственных пенсионных фондов для граждан. К.В. Швандар и А.А. Аниси-мова в этом вопросе указывают на существующие практики предоставления пенсионных гарантий при составлении добровольных пенсионных планов [13]. Минимальным гарантом в отечественной практике становится принятый федеральный закон № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» [11], предполагающий осуществление выплаты-компенсации от государства вкладчику в размере не более 2,8 млн. руб. от объемов вложенных в негосударственный пенсионный фонд средств.
Гибкий характер раскрывается в структуре адаптивности выбора конкретных негосударственных пенсионных фондов с присущими им условиями, гарантиями и политикой инвестирования денежных средств вкладчиков. Каждый вкладчик выбирает негосударственный пенсионный фонд исходя из личных финансовых целей. При этом, согласимся с позицией И.М. Реутовой, которая указывает на наличие обязательных процедур государственного регулирования рынка пенсионных накоплений в России, что отчасти пересекается с возвратным характером инвестиций [9]. Опираясь на исследование автора, выделим, что в функционировании современных негосударственных пенсионных фондов сохраняется высокое противоречие, связанное с одновременными стремлениями к реализации экономической функции (негосударственный пенсионный фонд как коммерческий финансовый институт) и социальной функции (обеспечение гарантированных пенсионных выплат, рост благосостояния населения) в их неразрывной связи. Более того, государство, в целях обеспечения устойчивости негосударственных пенсионных фондов и снижения рисков вкладчиков (населения) предпринимает шаги по усиленному регулированию портфельных инвестиций негосударственных пенсионных фондов, уровня их резервов и характера размещаемых средств. Причем с точки зрения управления пенсионными резервами негосударственных пенсионных фондов по мнению Н.В. Огорелковой и И.М. Реутовой особое значение приобретают именно действующая стратегия и темпы увеличения пенсионных резервов, способствующие достижению более эффективных результатов [7].
В стремлениях повысить эффективность управления доступными активами и резервами, негосударственные пенсионные фонды принимают сложные решения по инвестированию средств в определенные виды доступных активов. В то же время, изменение общеэкономической и рыночной ситуации, возникновение новых рисков, обуславливают изменение стратегии и практики инвестирования средств негосударственных пенсионных фондов, что оказывает воздействие на изменение структуры инструментов, использующихся негосударственными пенсионными фондами. В числе последних, согласно отечественному законодательству, рассматриваются следующие (рисунок 1) [12].
Обращаясь к рисунку 1, отметим, что каждый из представленных финансовых инструментов обладает характерными рисками. Выбор соответствующего инструмента и его доли в структуре портфеля негосударственного пенсионного фонда обуславливается множеством факторов, главенствующим среди которых становится уровень и динамика рыночного риска.
государственные ценные бумаги;
облигации и акции российских эмитентов;
ипотечные ценные бумаги;
депозиты в валюте и рублях;
ценные бумаги международных финансовых организаций, допущенных к размещению или публичному обращению в России
Рисунок 1 - Инструменты, в которые могут правомерно инвестировать собранные накопления негосударственные пенсионные фонды
Учитывая санкционный 2022 год и постсанкционные, восстановительные и адаптирующие периоды функционирования национальной экономики, перед негосударственными пенсионными фондами сформировались собственные вызовы, связанные с:
- во-первых, ростом рисков инвестирования пенсионных накоплений в определенные инструменты. В частности, особые риски проявлялись в структуре облигаций и акций российских эмитентов, ценных бумаг международных финансовых организаций. Первые демонстрировали высокую волатильность, вторые же вовсе стали недоступными в условиях ограничительного влияния;
- во-вторых, более высокой доходностью банковских вкладов в конкретном моменте времени с их большей привлекательностью для потенциальных вкладчиков. Изменение ключевой ставки Центробанком определяло востребованность среди вкладчиков негосударственных пенсионных фондов банковских вкладов в краткосрочный период, для обеспечения покрытия темпов инфляции и гарантированного прироста средств в общий нестабильный для экономики период;
- в-третьих, выжидательной позицией части игроков фондового рынка, в том числе частных инвесторов, заинтересованных в приумножении пенсионных накоплений. Выжидательная позиция в данном случае предполагает перевод наиболее рисковых групп активов в более консервативные инструменты, отказ от неопределенных институтов в пользу повышенной управляемости личного капитала;
- в-четвертых, снижением доверия населения к финансовым организациям ввиду растущих рисков социально-экономической неопределенности. Общая геополитическая обстановка и растущая напряженность, давление комплекса факторов повлияли на поведение населения, определив отток денежных вложений и рост значения драгоценных металлов, и т. п. консервативных инструментов;
- в-пятых, усилением регулирующей и контрольно-надзорной функции государства со взятым вектором на обеспечение устойчивости и стабильности, непременно ведущим к сокращению воспроизводственного потенциала. Негосударственные пенсионные фонды в таком случае сталкиваются с проблемами самостоятельного выбора оптимальной структуры портфельных инвестиций.
В совокупности укрупненная система рисков, стоящая перед негосударственными пенсионными фондами, может быть представлена следующим образом (рисунок 2).
Учитывая системное значение и влияние рисков на деятельность негосударственных пенсионных фондов, отметим, что негосударственные пенсионные фонды постепенно, ввиду существующих вызовов, перестраивают собственные инвестиционные стратегии. Это, в свою очередь, оказывает прямое влияние на структуру вложений (инвестиций) средств негосударственных пенсионных фондов.
Согласно данным InvestFunds, на конец 2022 г. суммарный объем пенсионных накоплений в России превысил 5 трлн. руб., из которых 3 трлн. руб. составили пенсионные накопления в негосударственных пенсионных фондах. По итогам 2022 г. объем пенсионных накоплений увеличился на 2,4 % [5].
Рисунок 2 - Система рисков, которым подвержена деятельность негосударственных пенсионных фондов в современных социально-экономических реалиях Российской Федерации
На официальном сайте главного регулятора подчеркивается, что сегодня увеличивается доля вложений негосударственных пенсионных фондов в реальный и государственный секторы при одновременном сокращении инвестиций в финансовый сектор [8]. Данный факт, на наш взгляд, обуславливается также большими рисками финансового сектора и его неопределенностью в финансовые кризисы 2020 и 2022 годов. На рис. 3 показана квартальная динамика структуры средств пенсионных накоплений негосударственных пенсионных фондов:
Рисунок 3 - Динамика структуры средств пенсионных накоплений негосударственных пенсионных фондов [6]
Обращаясь к рисунку 3, отметим, что пенсионные накопления негосударственный пенсионных фондов за период 2019-2023 гг. претерпевают значительные изменения, связанные с постепенным перетоком пенсионных накоплений в более консервативные, долгосрочные и гарантированные финансовые инструменты. В частности, востребованными становятся государственные ценные бумаги и корпоративные облигации, которые формируют свыше 80 % структуры пенсионных накоплений негосударственный пенсионных фондов. В то же время, выделим, что именно государственные ценные бумаги становятся наиболее привлекательными для негосударственных пенсионных фондов - за представленный период с четвертого квартала 2019 года по первый квартал 2023 года доля государственных ценных бумаг увеличилась на 7,9 п.п., с достаточно резким скачком в 1,7 п.п. в первом квартале 2022 года.
Государственные ценные бумаги для негосударственных пенсионных фондов становятся одним из наиболее надежных инструментов формирования пенсионных накоплений для обеспечения их гарантированной доходности при участии государства. Не меньшую роль приобретают и укрепляющиеся в структуре денежные средства и депозиты, востребованность которых в первом квартале 2022 года обусловлена привлекательностью банковских вкладов. С точки зрения видоизменения структуры и направленности вложений пенсионных накоплений в секторы экономики, важную роль приобретает государственный и реальный сектор, с постепенным сокращением значимости финансового сектора. По итогам первого квартала 2022 г. государственный и реальный сектор образовывали 73 % вложений пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах [2].
Динамика структуры средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов сгруппирована на рисунке 4.
КВАРТАЛЬНАЯ ДИНАМИКА СТРУКТУРЫ ПР НПФ
(%>
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
Ж 14 5 138 ,3'2 °'9 ".8 12,7 12.4
17.0 16.7 №.1 15.6 «.7 «2
12.6 "И 11'3
,З.С 44.9 46.1 46.
ti 9 13.8 16.2 'М ** 18.3 18.8 «.4
■ ПЙЙЙ
12,1 20.7
12.1 22.0
45. 47.0 «.5 49.5 í5>9 45
46. 44.5 42,£
8
8 Я
О О
8 £
2 - = =
■ Облигации с ипотечным покрытием
■ Дебиторская задолженность по операциям peno
■ Прочие активы и обязательства
■ Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации Денежные средства и депозиты
Акции
Инвестиционные паи ПИФ
" Государственные ценные бумаги Российской Федерации, кроме облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации (ОФЗ)
■ Облигации юридических лиц (корпоративные облигации)
Рисунок 4 - Динамика структуры средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов [6]
Обращаясь к рисунку 4, отметим схожие тенденции, связанные с увеличением доли государственных ценных бумаг и одновременным сокращением доли по облигациям юридических лиц. Кроме того, под воздействием кризисов снижается доля задействуемых средств пенсионных резервов, приходящихся на паевые инвестиционные фонды, что связано с их сложным структурным характером и значительной неопределенностью
при включении иностранных активов. В то же время, структура вложений пенсионных резервов по секторам экономики к первому кварталу 2023 г. складывается таким образом, что примерно равное значение занимают государственный, прочий и финансовый сектор (26 %, 20 % и 21 % соответственно) и с небольшим отрывом от них выделяется реальный сектор, с 33 %. Причем структура вложений по реальному сектору в динамике сокращается, поскольку увеличиваются требуемые объемы инвестиционных ресурсов при увеличении общего рыночного риска и подверженности компаний санкционному влиянию, росте издержек коммерческих структур.
Резюмируя вышеизложенное, выделим ряд тенденций, связанных с изменением структуры вложений (инвестиций) средств негосударственных пенсионных фондов на современном этапе:
1) значительные приросты объемов вложений в государственные ценные бумаги Российской Федерации (и государственный сектор в целом), обусловленные их большей устойчивостью и гарантированностью в противоречивые для экономики периоды. В частности, факторами, вероятно стимулирующими данные вложения являются: потребность в относительно безопасных инвестициях, необходимость формирования стабильной части доходности портфеля, обеспечение соответствия регулятивным требованиям, долгосрочный характер вложений и обеспечение ликвидности в условиях общей волатильности и кризиса;
2) проявление интереса к консервативным направлениям вложений финансовых ресурсов для поддержания роста и обеспечения необходимой динамики по прибыли. Данные вложения во многом сопряжены с созданием условий предсказуемой доходности в период тотальной неопределенности, с перспективой долгосрочного планирования и обеспечения ликвидности;
3) сокращение востребованности корпоративных облигаций (облигации юридических лиц) в структуре вложений негосударственных пенсионных фондов. Снижение динамики и объемов вложений в корпоративные облигации говорит о том, что негосударственные пенсионные фонды опасаются риска дефолта, риска экономической неопределенности, стремятся перевести вложения в более ликвидные активы и учесть высокую динамику рыночных изменений, со стратегически-ориентированным перераспределением портфеля.
В результате можно констатировать, что современные тенденции изменения структуры вложений (инвестиций) средств негосударственных пенсионных фондов отражают ориентированность на сохранение финансовой устойчивости в условиях тотальной неопределенности и кардинальной перестройки рынка с перспективами долгосрочного планирования, формирования такой структуры инвестиций, которая будет соответствовать требованиям регулятора и обеспечит сглаженное функционирование негосударственного пенсионного фонда, исполнение обязательств перед вкладчиками.
Таким образом, результаты проведенного исследования тенденций в области изменения структуры вложений (инвестиций) средств негосударственных пенсионных фондов на современном этапе, позволяют сделать ряд выводов.
Во-первых, можно выделить значимые место и роль деятельности негосударственных пенсионных фондов в реализации социальной и экономической функций, несмотря на существующие противоречия между ними. Содержание социальной функции раскрывается в структуре стремлений повышения благосостояния населения. Экономическая (финансовая) функция связана с инвестициями и ориентированностью на получение прибыли, что вызывает определенные финансовые и рыночные риски, которым подвержена деятельность негосударственных пенсионных фондов.
Во-вторых, сегодня негосударственные пенсионные фонды сталкиваются с системой проблем, барьеров, рисков и ограничений, которые в комплексе обуславливают выявляемые изменения в динамике и структуре вложений в активы и резервы. Можно подчеркнуть, что деятельность негосударственных пенсионных фондов как никогда подвергается усилившимся рискам, среди которых: финансовые риски, инфляционные, долговые, политические и регуляторные, риски ликвидности, нерационального поведения, снижения доверия и т.п.
В-третьих, в попытках стабилизировать ситуацию и обеспечить полное исполнение обязательств перед вкладчиками, негосударственные пенсионные фонды видоизменяют структуру вложений (инвестиций), переводя особое внимание на государственный сектор и государственные ценные бумаги. Отметим, что факторами, стимулирующими данные вложения выступают: потребность в относительно безопасных инвестициях, необходимость формирования стабильной части доходности портфеля, обеспечение соответствия регулятивным требованиям, долгосрочный характер вложений и обеспечение ликвидности в условиях общей волатильности и кризиса.
Источники:
1. Безгачева О.Л. Факторы, влияющие на формирование системы пенсионного накопления и развитие предпринимательства / О.Л. Безгачева, О.А. Галочкина // Вестник РУК. 2019. №4 (38). С. 9-14.
2. Динамические ряды основных показателей деятельности негосударственных пенсионных фондов. Режим доступа: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/45038/rewiew_npf_23Q1.pdf!
3. Жигас М.Г. Проблемы формирования вознаграждения негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний при инвестировании пенсионных накоплений / М.Г. Жигас, Н.В. Огорелкова, И.М. Реутова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2021. №4 (57). С. 32-42.
4. Ивлиев П.В. Реформа пенсионной системы в современных российских условиях / П.В. Ивлиев, А.Н. Федоров // Аграрное и земельное право. 2023. №4 (220). С. 62-64.
5. НПФ (Пенсионные фонды). Режим доступа: https://investfunds.ru/npl/.
6. Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов. Режим доступа: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/45038/rewiew_npf_23Q1.pdf
7. Огорелкова Н.В. Факторы эффективности управления портфелями пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов / Н.В. Огорелкова, И.М. Реутова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2020. №3 (52). С. 22-30.
8. Пенсионные фонды и коллективные инвестиции. Режим доступа: https://cbr.ru/RSCI/.
9. Реутова И.М. Государственное регулирование рынка пенсионных накоплений в Российской Федерации / И.М. Реутова // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2019. №2. С. 58-70.
10. Фатхлиотамова Г.Ф. Современные тенденции функционирования негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования / Г. Ф. Фатхисламова // Управление. 2019. №1. С. 19-25.
11. Федеральный закон «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» от 28.12.2013 N 422-ФЗ. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156546/.
12. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О негосударственных пенсионных фондах». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18626/2e073b16fe21d3804e163f8392924667479573e6/.
13. Швандар К.В. Мировой опыт предоставления пенсионных гарантий в добровольных пенсионных планах / К.В. Швандар, А.А. Анисимова // Финансовый журнал. 2019. №5 (51). С. 64-73.
14. Яговкин П.М. Роль пенсионных фондов в Российской экономике, как институциональных инвесторов / П.М. Яговкин // Инновации и инвестиции. 2019. №9. С. 224-228.
EDN: ZZFTPQ
М.В. Калинская - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, marina_888@list.ru,
M.V. Kalinskaya - Candidate of Economics, Associate Professor of Accounting Department, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
Д.А Иванова - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, ida-1102@mail.ru,
D.A. Ivanova - student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
К.С. Трофименко - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, 2002trofimenko@mail.ru,
K.S. Trofimenko - student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
НАЛОГОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ И РОЛЬ НАЛОГОВОГО УЧЕТА В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ TAX OPTIMIZATION AND THE ROLE OF TAX ACCOUNTING IN THIS PROCESS
Аннотация. В данной статье исследуется понятие налоговой оптимизации и роль налогового учета в этом процессе. В качестве предмета исследования определяются взаимоотношения между государством и экономическими субъектами в рамках оптимизации налогообложения. Акцент сделан на определенные способы оптимизации налогооблагаемой базы, а именно были выявлены и обоснованы условия реализации ее механизма для коммерческих организаций с использованием резерва по сомнительным долгам. Кроме того, выделены основные и наиболее эффективные законные инструменты налоговой оптимизации и проведен анализ применимости некоторых из них на практике. Подтверждением теоретических выкладок стал расчет налоговой нагрузки и динамика ее изменения после рекомендуемых мероприятий.
Abstract. This article explores the concept of tax optimization and the role of tax accounting in this process. The subject of the study is the relationship between the state and economic entities in the framework of tax optimization. The emphasis is placed on certain ways to optimize the tax base, namely, the conditions for the implementation of its mechanism for commercial organizations using the reserve for doubtful debts were identified and justified. In addition, the main and most effective legal instruments of tax optimization are identified and the applicability of some of them in practice is analyzed. The theoretical calculations were confirmed by the calculation of the tax burden and the dynamics of its change after the recommended measures.
Ключевые слова: оптимизация, налог, финансовое управление, налоговый учет, планирование, инструменты.
Keywords: optimization, tax, financial management, tax accounting, planning, tools.
Реформация экономики Российской Федерации в соответствии с переходом к рыночной системе хозяйствования поспособствовала реконструкции всей системы финансов в стране, отношений между налогоплательщиками и государством.
Вследствие этого современная система налогообложения для себя определила и закрепила новый вектор развития, который был закреплен законодательно в Налоговом кодексе Российской Федерации. В нем нашли отражение такие понятия, как налоговая база, исчисление налогов для разных форм экономических субъектов и др.
Поскольку налоговый учет, по нашему мнению, в современных реалиях развития экономики выступает одним из главных звеньев этой структуры, уделим внимание его сущности и понятию.
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налогооблагаемой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Целью ведения налогового учета является обеспечение формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций [2].
К задачам налогового учета относят: формирование сумм доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом периоде, сумму остатка расходов или убытков, подлежащую отнесению на расходы или убытки в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, сумм задолженности по расчетам с бюджетом по налогам. Данные задачи закреплены в ст. 313 НК РФ.
Не малую роль в условиях функционирования системы налогового учета для организаций играет налоговое планирование, а именно законные способы оптимизации налогообложения хозяйствующего субъекта с учетом стратегии и тактики его экономического развития [6].
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что понятие «налогового планирования» шире и включает в себя налоговую оптимизацию, представляющую собой деятельность, осуществляемую налогоплательщиком с целью сокращения выплаты налогов или с целью отложить эту выплату.
Налоговая оптимизация осуществляется при внедрении и последующем использовании организацией определенных направлений. Рассмотрим наиболее действенные из них (рисунок 1).
л . Оптимальный вид
Оптнмальнъш режим
заключаемых договоров
налогообложения
Основные направления оптимизации налогообложения
Оптимальное место Моделирование учетной
регистрации методологии
Рисунок 1 - Основные направления оптимизации налогообложения