Научная статья на тему 'Анализ изменений законодательства РФ в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней'

Анализ изменений законодательства РФ в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
650
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ / ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ И ПРИРОДНЫЕ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ / ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / АЛМАЗЫ / УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН / КОДЕКС ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / KEYWORD: ECONOMIC CRIMES / ILLEGAL CIRCULATION / PRECIOUS METALS AND NATURAL JEWELS / CHANGES OF THE LEGISLATION / DIAMONDS / CRIMINAL LAW / CRIMINAL PROCEDURE LAW / ADJECTIVE LAW CODE / THE CRIMINAL PROCEDURES LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыбалкин С. В.

Анализ изменений законодательства Российской Федерации выявляет определенные проблемы в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней как уголовно-наказуемое деяние. Автор приводит доводы и указывает пути совершенствования законодательства в указанной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рыбалкин С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF CHANGES OF THE RF LEGISLATION IN SPHERE OF ILLEGAL CIRCULATION OF PRECIOUS METALS AND NATURAL JEWELS

The analysis of the Russian Federation legislation allow to reveal some problems in the sphere of the illegal circulation of the precious metals and natural jewel as a penal act. The author puts arguments and has specified the ways to improve several positions as to the present legislation in the indicated sphere.

Текст научной работы на тему «Анализ изменений законодательства РФ в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного процесса

АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ПРИРОДНЫХ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

С.В. РЫБАЛКИН,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры предварительного расследования

Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс E-mail: [email protected]

Аннотация. Анализ изменений законодательства Российской Федерации выявляет определенные проблемы в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней как уголовно-наказуемое деяние. Автор приводит доводы и указывает пути совершенствования законодательства в указанной сфере.

Ключевые слова: экономические преступления, незаконный оборот, драгоценные металлы и природные драгоценные камни, изменение законодательства, алмазы, Уголовный закон, Кодекс об административных правонарушениях, уголовно-процессуальное законодательство.

THE ANALYSIS OF CHANGES OF THE RF LEGISLATION IN SPHERE OF ILLEGAL CIRCULATION OF PRECIOUS METALS AND NATURAL JEWELS

S.V. RYBALKIN,

candidate of jurisprudence, professor of the Preliminary Investigation branch of Moscow university of the Ministry Interior of Russia

Annotation. The analysis of the Russian Federation legislation allow to reveal some problems in the sphere of the illegal circulation of the precious metals and natural jewel as a penal act. The author puts arguments and has specified the ways to improve several positions as to the present legislation in the indicated sphere.

Keyword: economic crimes, illegal circulation, precious metals and natural jewels, changes of the legislation, diamonds, Criminal law, Criminal procedure law, Adjective Law Code, the criminal procedures legislation.

В недавнем прошлом, внесенные законодателем изменения в УК1 исключали уголовную ответственность в виде лишения свободы по ч. 1 ст. 191 УК РФ («Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга»), а уголовное наказание в виде лишения свободы по ст. 192 УК («Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней») не превышало семи лет, что, в свою очередь, делало невозможным, например, привлечение лица, осуществлявшего руководство преступной группой по указанным составам преступлений, к уголовной ответственности по ст. 210 УК («Организация преступного сообщества (преступной организации)»), так как указанные преступления являлись небольшой тяжести. Основная же доля таких преступлений на практике совершается преступными группами, а в диспозиции ст. 210 УК прямо указывается, что преступными сообществами (организациями) признаются образования, предназначенные для совершения тяжких или особо тяжких преступлений.

В редакции ФЗ2 текст ст. 191 УК РФ претерпел ряд изменений, как изначально декларировалось, направленных на гуманизацию (либерализацию) уголовного законодательства РФ, и с целью улучшения «климата»

в сфере предпринимательской деятельности. Так, законодатель и вовсе исключил уголовную ответственность за указанные деяния3, при этом, на наш взгляд, существенных изменений в плане профилактики и эффективности борьбы с преступлениями экономической направленности в указанной области не внес.

Законодателем объявлялось о декриминализации состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 191 УК с установлением административной ответственности за подобные действия. По сути, текст диспозиции указанной статьи был лишь изменен дополнением, выразившимся в переносе квалифицирующего признака п. «б» («в крупном размере») ч. 2 ст. 191 УК РФ в текст диспозиции ч. 1 указанной статьи4, с уста-

1 ФЗ № 559740-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.11.2011).

2 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации». URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 8.12.2011).

3 ФЗ от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации». URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 8.12.2011).

4 «4. Крупным размером в статьях настоящей главы признается стоимость имущества, превышающая 250 тыс. руб., а особо крупным — 1 млн руб.». Прим. к гл. 21 разд. VIII УК РФ. URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 8.12.2011).

- -Я. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного процесса

новлением уголовного наказания в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

Относительно же административной ответственности за нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, перевозки, пересылки, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих, правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тыс. руб., на должностных лиц организаций, совершающих такие операции, — от 10 до 15 тыс. руб., а на юридических лиц — от 30 до 50 тыс. руб.5, что так же не соответствует стоимости указанной продукции (например, в Великобритании такой штраф составляет до 5 тыс. фунтов стерлингов).

Кроме того, наряду с указанными изменениями, которые. на наш взгляд, существенными не являются, также введен новый вид наказания — принудительные работы, которые могут назначаться как альтернатива лишению свободы за совершение преступления небольшой и средней тяжести6, а также за совершение впервые некоторых тяжких преступлений, что, по нашему мнению, не соответствует характеру и степени общественной опасности рассматриваемого преступления.

Кроме того, ФЗ в Общей части УК РФ относит к категории преступлений небольшой тяжести умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание в виде лишения свободы не превышает трех лет, в отличие от двух лет, как установлено в ч. 2 ст. 15 УК РФ7, ограничивая при этом применение принудительных мер в отношении лиц совершивших преступления небольшой тяжести. Наряду с этим, предусмотрена возможность изменения судом категории преступления на менее тяжкую, но не более чем на одну, при наличии смягчающих, и при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств.

УК РФ дополняется так же положением ст. 56, согласно которому наказание в виде лишения свободы может быть назначено осужденному, впервые совершившему преступление небольшой тяжести, только при наличии отягчающих обстоятельств, а так же ст. 76 п. 1, предусматривающей возможность освобождения от уголовной ответственности лица, впервые совер-

шившего преступление экономической направленности, если лицо полностью возместило ущерб и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба.

В ч. 1 ст. 171 УК РФ уточняется редакция, в соответствии с которой ответственности подлежит лишь предпринимательская деятельность, осуществляемая без регистрации или без лицензии, в случаях, когда такая лицензия обязательна.

Тем не менее, несмотря на ряд произведенных законодателем указанных выше изменений, достоверно известно, что либерализация законодательства не всегда имеет только положительные стороны в юридической и практической профессиональной деятельности8, и часто сопровождается увеличением незаконных действий с предметом регулирования, в данном случае с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями и их производными, непосредственно включая места их добычи, переработки и реализации, а так же совершение незаконных сделок с ними, незаконный вывоз их за границу9.

В данных условиях на фоне продолжаемых преступлений в указанной сфере деятельности10 возни-

5 Ст. 19.14. КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. ФЗ от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ). URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 8.12.2011).

6 «...наказываются принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового». Ст. 191 ч. 1 УК РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ). URL:-http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 8.12.2011).

7 УК РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ).

8 Караханов А. Изменения законодательства о преступлениях в сфере экономической деятельности // Российская юстиция. 2004. № 5. С. 32.

9 «В Москве арестован крупный специалист по драгоценным камням С. Давидьянц. Он обвиняется в организации налета на офис индийской фирмы, в результате которого люди в масках и с автоматами завладели партией алмазов стоимостью свыше 2 млн долл. К Давидьянцу возникло немало вопросов и у ФСБ РФ. По данным спецслужб, он является деловым партнером крупного израильского коммерсанта В. Давидсона, разыскиваемого контрразведчиками за масштабную контрабанду алмазов. Ранее Генпрокуратура РФ направила в суд Брянска уголовное дело в отношении И. Барановской, В. Давидсона, А. Мирзаева и Т. Кузьминой о контрабанде в Молдавию, а затем в Израиль партии природных алмазов весом 33 тыс. 748,45 карат и стоимостью более 25 млн 263 тыс. руб. // «Руспрес», URL:http://www.rospres.com (дата обращения: 25.03.2011), со ссылкой на «РБК», URL:http://www.rbc.ru (дата обращения: 8.12.2010).

10 Суд в Якутии приговорил местного жителя к трем годам лишения свободы условно за незаконное хранение более двух кг природного золота, которое он прятал в тайнике в лесу, сообщает в понедельник пресс-служба ГУМВД РФ по Дальневосточному федеральному округу. Экспертиза показала, что изъятое шлиховое золото содержит более 1,7 кг химически чистого золота и около 180 гр серебра. Суммарная стоимость драгметаллов составляет более трех млн руб. Хабаровск, 2012.

№ 5 / 2012

Вестник Московского университета МВД России

157

- -я.¿¿¿Ь'-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного процесса

кает вопрос о необходимости принятия правоохранительными органами комплекса специфических мер, направленных, прежде всего, на минимизацию нанесения невосполнимого ущерба экономическим интересам государства. Однако, следует заметить, что никакие меры не смогут принести более или менее ощутимых результатов без серьезного анализа действующего законодательства в связи с практикой борьбы с преступностью и изменения ряда положений соответствующих нормативных правовых актов.

Рассматривая практику расследования уголовных дел указанной категории, остается много вопросов при расследовании незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней. Многие из наших предложений по реформированию законодательства в указанной сфере, к сожалению, не нашли своего воплощения в реалиях законотворчества.

Так, например, в большинстве случаев в ходе расследования уголовных дел данной категории не устанавливаются места происхождения предмета преступления, что значительно сужает возможности следователя по выдвижению версий и установления всех обстоятельств совершения преступления. Одной из причин этому служат особенности возбуждения уголовных дел данной категории, которым часто предшествует исследование предмета преступного посягательства, в частности относительно решения вопроса об отнесении драгоценных камней к природным, в связи с чем существует необходимость расширения перечня процессуальных действий, производство которых разрешено до возбуждения уголовного дела, и дать законодательной регламентации порядка их проведения11.

На наш взгляд, законодатель не учитывает ряд моментов, касающихся определения предмета оборота и того, что на территории РФ не существует добычи жемчуга, рубинов, сапфиров, добыча же изумрудов и александритов существенно мала12. Общая стоимость всех цветных камней в запасах РФ оценивается от 0,0003% ВВП, то есть три десятитысячных, при том, что не существует системы их сертификации, все остальное — алмазы. Отнесение янтаря к группе драгоценных камней, по мнению специалистов, необоснованно13.

На наш взгляд, законодателем не в полной мере предусмотрена ответственность за незаконное изготовление бриллиантов14, что могло бы явиться квалифицирующим преступное деяние признаком. Допускаем возможность дополнения законодателем диспозиции ч. 1 ст. 191 УК РФ таким самостоятель-

ным квалифицирующим преступное деяние признаком, как незаконное изготовление с целью сбыта.

Следует так же отметить, что, например, природные драгоценные камни, в частности, алмазное сырье, достаточно неоднородны по своему составу и имеют более пяти тыс. различных наименований и позиций, а международная единица измерения их веса—карат, равный 200 мг. Данный показатель легко определить на весах, стоимость зависит от многих факторов, главные из которых — размер, форма, цвет и прозрачность, отсутствие включений, трещин, происхождение, качество огранки для бриллиантов. Разброс цен на алмазы очень велик — от 0,8 до 6000 долл. США за карат, а оценка осуществляется экспертно, являясь тем самым субъективной, требует большого количества времени, а погрешность в установлении цены может достигать 15%. В связи с этим, возникает вопрос о возможности определения минимального размера незаконного оборота алмазов для наступления уголовной ответственности с учетом их размерно-весовой группы Данное нововведение, по нашему мнению, могло бы значительно упростить работу экспертов, следователя (дознавателя) на этапах возбуждения и расследования уголовных дел рассматриваемой категории.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что для повышения эффективности правовой охраны установленного порядка оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней, для противодействия преступности в указанной сфере, необходимо дальнейшее реформирование законодательства.

Вызывают определенные надежды и опасения результаты грядущих парламентских слушаний в Государственной Думе РФ об изменении ряда положений в УПЗ, включая вопросы о назначении и производстве экспертиз, изменения статуса института понятых в части производства отдельных процессуальных действий. По нашему убеждению, либерализация законодательства не должна вступать в противоречие с принципом соответствия наказания характеру и степени общественной опасности преступления.

11 Рыбалкин С.В. Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные вопросы расследования незаконного оборота природных алмазов // Вестник Московского университета МВД России. 2007. № 10. С. 64.

12 «Ювелирные Известия». 2008. № 6.

13 Мат-лы Стенограммы парламентских слушаний на тему «О законодательном обеспечении развития рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации» от 24 ноября 2005 г. URL:http://www.council.gov.ru.

14 ВолженкинБ.В. Преступления в сфере экономической деятельности. СПб., 2002. С. 154, 155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.