Научная статья на тему 'Особенности законодательного регулирования ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней'

Особенности законодательного регулирования ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2421
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
драгоценные металлы / драгоценные камни / уникальные янтарные образования / жемчуг / незаконный оборот / аффинаж. / precious metals / precious stones / unique amber formations / pearls / illegal traffic / refining.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бархатова Екатерина Николаевна

Введение: в статье во взаимосвязи с нормами гражданского законодательства, а также с нормами федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» рассматриваются основные положения ст. 191 УК РФ, предусматривающей ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов и природных драгоценных камней или жемчуга; обосновывается неполнота предмета преступления и необходимость внесения изменений в уголовный закон в части уточнения указанного предмета; акцентируется внимание на рассогласованность норм уголовного закона и федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», провоцирующих вопросы в правоприменительной практике. Материалы и методы: нормативную основу исследования составили положения Конституции РФ, уголовного и гражданского законодательства, федеральных законов и подзаконных актов, регламентирующих порядок оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, раскрывающие содержание основных понятий. Методологическую основу составил диалектический метод познания, методы анализа и синтеза, позволившие выявить основные закономерности, тенденции, проблемные вопросы и предложить возможные пути решения. Результаты исследования: позволили предложить урегулирование разногласий, существующих в федеральном законодательстве по вопросам оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, разрешить отдельные вопросы квалификации уголовно наказуемых деяний, сделать вывод о необходимости расширения круга предметов посягательства, ответственность за которое предусмотрена ст. 191 УК РФ, и предложить редакцию диспозиции статьи, обеспечивающей уголовно-правовую защиту драгоценных металлов и драгоценных камней, а также приравненных к ним предметов. Выводы и заключения: в результате корреляционного анализа норм федерального законодательства удалось сформулировать предложения об изменении ряда норм, позволяющих обеспечить надлежащую уголовно-правовую защиту отношений в сфере экономической деятельности за счет расширения круга предметов посягательства, предусмотренного ст. 191 УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бархатова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF LEGISLATIVE REGULATION OF LIABILITY FOR ILLEGAL TURNOVER OF PRECIOUS METALS AND PRECIOUS STONES

Introduction: in the article, in conjunction with the norms of civil legislation, as well as with the norms of the Federal Law “On Precious Metals and Precious Stones”, the main provisions of Art. 191 of the Criminal Code of the Russian Federation, which provides for liability for the illegal circulation of precious metals and natural gemstones or pearls are studied; the incompleteness of the subject of the crime and the need for amending the criminal law in terms of clarifying the specified subject is justified; the attention is focused on the mismatch of the norms of the criminal law and the Federal Law “On precious metals and precious stones”, which provoke questions in law enforcement practice. Materials and methods: the normative basis of the study was constituted by the provisions of the Constitution of the Russian Federation, criminal and civil legislation, federal laws and regulations governing the procedure for the circulation of precious metals and precious stones, revealing the content of the basic concepts. The methodological basis was formed by the dialectical method of cognition, which made it possible to identify the main laws and trends, methods of analysis and synthesis, which made it possible to identify problematic issues and suggest possible solutions. Results: allowed to settle the differences existing in the federal legislation on the circulation of precious metals and precious stones, to resolve certain issues of qualification of criminal offenses, to make a conclusion on the need to expand the range of objects of encroachment, responsibility for which is provided for by art. 191 of the Criminal Code of the Russian Federation and to propose an editorial disposition of the article, allowing to provide criminal legal protection of precious metals and precious stones, as well as items equated to them. Summary and conclusions: as a result of the correlation analysis of the norms of the federal legislation, it was possible to formulate proposals on changing a number of norms, allowing to ensure adequate criminal law protection of relations in the sphere of economic activity by expanding the range of subjects of encroachment provided for in art. 191 of the Criminal Code.

Текст научной работы на тему «Особенности законодательного регулирования ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней»

УДК: 343.37 DOI:

Бархатова Екатерина Николаевна

доцент кафедры уголовного права и криминологии Восточно-Сибирского института МВД России кандидат юридических наук E-mail: Solncevelvet@rambler.ru

Barkhatova Ekaterina Nikolaevna

candidate of juridical sciences associate зrofessor of the Department of Criminal Law and Criminology of the East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation E-mail: Solncevelvet@rambler.ru

ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

Введение: в статье во взаимосвязи с нормами гражданского законодательства, а также с нормами федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» рассматриваются основные положения ст. 191 УК РФ, предусматривающей ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов и природных драгоценных камней или жемчуга; обосновывается неполнота предмета преступления и необходимость внесения изменений в уголовный закон в части уточнения указанного предмета; акцентируется внимание на рассогласованность норм уголовного закона и федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», провоцирующих вопросы в правоприменительной практике.

Материалы и методы: нормативную основу исследования составили положения Конституции РФ, уголовного и гражданского законодательства, федеральных законов и подзаконных актов, регламентирующих порядок оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, раскрывающие содержание основных понятий. Методологическую основу составил диалектический метод познания, методы анализа и синтеза, позволившие выявить основные закономерности, тенденции, проблемные вопросы и предложить возможные пути решения.

Результаты исследования: позволили предложить урегулирование разногласий, существующих в федеральном законодательстве по вопросам оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, разрешить отдельные вопросы квалификации уголовно наказуемых деяний, сделать вывод о необходимости расширения круга предметов посягательства, ответственность за которое предусмотрена ст. 191 УК РФ, и предложить редакцию диспозиции статьи, обеспечивающей уголовно-правовую защиту драгоценных металлов и драгоценных камней, а также приравненных к ним предметов.

Выводы и заключения: в результате корреляционного анализа норм федерального законодательства удалось сформулировать предложения об изменении ряда норм, позволяющих обеспечить надлежащую уголовно-правовую защиту отношений в сфере экономической деятельности за счет расширения круга предметов посягательства, предусмотренного ст. 191 УК РФ.

Ключевые слова: драгоценные металлы, драгоценные камни, уникальные янтарные образования, жемчуг, незаконный оборот, аффинаж.

PECULIARITIES OF LEGISLATIVE REGULATION OF LIABILITY FOR ILLEGAL TURNOVER OF PRECIOUS METALS AND PRECIOUS STONES

Introduction: in the article, in conjunction with the norms of civil legislation, as well as with the norms of the Federal Law "On Precious Metals and Precious Stones", the main provisions of Art. 191 of the Criminal Code of the Russian Federation, which provides for liability for the illegal circulation of precious metals and natural gemstones or pearls are studied; the incompleteness of the subject of the crime and the need for amending the criminal law in terms of clarifying the specified subject is justified; the attention is focused on the mismatch of the norms of the criminal law and the Federal Law "On precious metals and precious stones", which provoke questions in law enforcement practice.

Materials and methods: the normative basis of the study was constituted by the provisions of the Constitution of the Russian Federation, criminal and civil legislation, federal laws and regulations governing the procedure for the circulation of precious metals and precious stones, revealing the content of the basic concepts. The methodological basis was formed by the dialectical method of cognition, which made it possible to identify the main laws and trends, methods of analysis and synthesis, which made it possible to identify problematic issues and suggest possible solutions.

Results: allowed to settle the differences existing in the federal legislation on the circulation of precious metals and precious stones, to resolve certain issues of qualification of criminal offenses, to make a conclusion on the need to expand the range of objects of encroachment, responsibility for which is provided for by art. 191 of the Criminal Code of the Russian Federation and to propose an editorial disposition of the article, allowing to provide criminal legal protection of precious metals and precious stones, as well as items equated to them.

Summary and conclusions: as a result of the correlation analysis of the norms of the federal legislation, it was possible to formulate proposals on changing a number of norms, allowing to ensure adequate criminal law protection of relations in the sphere of economic activity by expanding the range of subjects of encroachment provided for in art. 191 of the Criminal Code.

Key words: precious metals, precious stones, unique amber formations, pearls, illegal traffic, refining.

2(89)2019

Драгоценные камни и драгоценные металлы являются стратегически важными товарами, обеспечивающими экономическую стабильность государства. Этим обусловлен повышенный интерес к ним представителей преступной среды, существовавший во все времена. Золотовалютные резервы подвергаются преступным посягательствам, что негативно отражается на кредитной, денежной и валютной системах. В результате этих посягательств нарушаются не только внутриэкономические, но и внешнеэкономические отношения, оказывающие влияние также на политическую сферу.

Вызывает опасения наметившаяся тенденция роста числа фактов незаконного оборота драгоценных камней и драгоценных металлов. Так, в 2018 г. в России зарегистрировано 28 фактов незаконного оборота драгоценных камней, драгоценных металлов и жемчуга, что на 3,7 % больше, чем в 2017 г. Почти половина из зарегистрированных преступлений (16 из 28) совершена в крупном и особо крупном размерах. Два преступления совершены организованной преступной группой. Установлено и привлечено к уголовной ответственности 44 лица (+29,4 % по сравнению с 2017 г.). Наибольшее число преступлений рассматриваемого вида совершено в Дальневосточном федеральном округе (9 из 28). Лидирует по числу преступлений Магаданская область (3 преступления), Амурская область (3), Республика Саха (Якутия) (3), Красноярский край (3 преступления). Данный факт обусловлен большими запасами драгоценных металлов и драгоценных камней в указанных регионах (третья часть всего российского золота и 99 % алмазов добывается в республике Саха (Якутия), еще треть золотых запасов приходится на Магаданскую область, ежегодно примерно 10 тонн золота добывается в Амурской области, на Урале разрабатывают алмазы) [1, с. 89].

В Иркутской области в 2018 г. зарегистрировано одно преступление, предусмотренное ст. 191 УК РФ (в 2017 г. - 1), в суд с учетом преступлений прошлых лет направлено 3 уголовных дела, привлечено к ответственности 6 лиц.

Аналогичная ситуация в Забайкальском крае: зарегистрировано одно преступление, выявлено 6 лиц. Однако в Забайкальском крае отмечается снижение числа фактов незаконного оборота драгоценных камней и металлов (-80 %)1.

Как отмечают специалисты, ситуация в сфере противодействия незаконному обороту драгоценных металлов и драгоценных камней усугубляется труд-нодоказуемостью крупного размера предмета преступления (свыше 2 млн 250 тыс. руб.) [3].

Драгоценные металлы и драгоценные камни обладают особым статусом, обеспечивая экономическую стабильность государства, выступая гарантом его платежеспособности. В связи с этим регулирование сделок и операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями осуществляется федеральным законом от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N° 2395-1 «О недрах».

Спорные вопросы определения предмета преступления в ст. 191 УК РФ обсуждаются в юридической литературе [9; 5].

1 Статистические данные ГИАЦ МВД России.

Предлагая определение драгоценных металлов и драгоценных камней, законодатель, избегая сложных и не знакомых обывателю физико-химических характеристик, служащих основанием отнесения металла или камня к драгоценному, пошел по пути перечисления известных металлов и камней, относящихся к драгоценным. В соответствии с определением, предложенным в федеральном законе «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», к драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.

К драгоценным камням относятся природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. Кроме того, закон предполагает отнесение к драгоценным камням уникальных янтарных образований, которые признаны таковыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Термин «драгоценные металлы» существенно отличается в гражданско-правовом и уголовно-правовом понимании, что обусловлено изменением статуса металла в процессе его обработки. Несмотря на то, что федеральный закон содержит указание на драгоценный металл как на составную часть ювелирных изделий, бытовой техники, монет, нормы УК РФ придают драгоценным металлам иное значение. Применительно к ст. 191 УК РФ драгоценным металлом признается лишь металл, находящийся в самородном и аффинированном виде, в сплавах. Что касается ювелирных изделий, бытовых изделий, а также лома таких изделий, они в предмет преступления не включены. Как уже было отмечено, данное обстоятельство обусловлено статусом находящегося в них драгоценного металла. С точки зрения гражданского права в данном случае драгоценный металл стал частью конкретной вещи, которая принадлежит конкретному владельцу -физическому или юридическому лицу. А это значит, что отношения по поводу пользования, владения и распоряжения данными металлами в составе конкретной вещи лежат в сфере регулирования собственности.

Таким образом, в ст. 191 УК РФ предусмотрена ответственность лишь за незаконный оборот драгоценных металлов в чистом или аффинированном виде, которые не прошли соответствующую обработку и не были преобразованы в лом, в ювелирные изделия или предметы быта. Выделение таких металлов в отдельный предмет и установление ответственности за них в отдельной статье обусловлено статусом обеспечивающего нормальные экономические отношения материала, при незаконном обороте которого указанные отношения нарушаются, что неблагоприятным образом отражается на всей экономической деятельности государства.

Драгоценные металлы в чистом или аффинированном виде обладают особым статусом, в связи с чем сделки с ними подлежат обязательному контролю. В ч. 4 ст. 2 федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» указано, что собственником незаконно добытых драгоценных камней и драго-

ценных металлов является Российская Федерация. Те же, что добыты законным способом, относятся к ведению Российской Федерации либо ее субъектов.

Аффинаж драгоценных металлов могут осуществлять лишь перечисленные в перечне, утверждаемом постановлением Правительства РФ, организации (в настоящее время в перечень включены одиннадцать).

Кроме того, в соответствии с законом все добытые драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательной сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней.

Статус драгоценных металлов и строгий контроль за их оборотом свидетельствует о важности рассматриваемого предмета для обеспечения стабильности в экономике государства, поэтому справедливо включение ст. 191 УК РФ в главу о преступлениях в сфере экономической деятельности.

Однако значение придаваемое понятию «драгоценные металлы» федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и УК РФ различно.

Так федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» предлагает более широкое определение понятия, включая в него, помимо самородного и аффинированного металла, также ювелирные изделия, лом металла и бытовые изделия. Уголовный закон относит к драгоценным металлам применительно к ст. 191 УК РФ исключительно не прошедший производственную обработку металл в чистом и аффинированном виде. Такое несоответствие не оказывает существенного влияния на правоприменительную практику, исходя именно из различного статуса металла на разных этапах обработки.

Однако в ряде случаев возникают вопросы, связанные с квалификацией содеянного как незаконного оборота драгоценных металлов.

Так, в ст. 191 УК РФ под незаконным оборотом понимается совершение любых незаконных сделок по поводу вещи. Применительно к обороту драгоценных металлов и драгоценных камней в соответствии с федеральным законом сделка признается незаконной в случае, если указанные металлы и камни добыты незаконным путем, а также если сделка осуществлена не уполномоченными на то субъектами. В соответствии со ст. 22 федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» обращение драгоценных металлов может осуществляться в виде государственных ценных бумаг (облигаций), номинированных в массе драгоценных металлов или обеспеченных драгоценными металлами и выпущенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и в соответствии с законодательством. Обязательства по этим ценным бумагам (облигациям) должны быть гарантированы эквивалентным совокупным облигационным обязательствам эмитента количеством драгоценных металлов, размещенных на ответственное хранение в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации1. Указанный порядок регламентирован постановлением Правительства РФ от 27 июля 1998 г. № 861 «О генеральных условиях эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом». Согласно данным условиям обращение драгоценных металлов осуществляется в

1 О драгоценных металлах и драгоценных камнях: федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ (в ред. от 1 мая 2019 г.) // Рос. газ. - 1998. - № 67. - 7 апр.

форме облигаций, именуемых золотыми сертификатами, эмитентом которых выступает Министерство финансов Российской Федерации. Все операции по учету, размещению и погашению золотых сертификатов осуществляются Министерством финансов Российской Федерации. Владельцами золотых сертификатов в соответствии с законодательством Российской Федерации могут быть юридические и физические лица. Использование и обращение слитков золота, полученных при погашении золотых сертификатов, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отпуск из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации золота для проведения операций на внешнем и внутреннем рынках, а также отпуск иных драгоценных металлов и драгоценных камней сверх объемов, установленных планами отпуска, утвержденными Правительством Российской Федерации, и для целей, не предусмотренных этими планами, производится только по решению Президента Российской Федерации на основании мотивированного представления Председателя Правительства Российской Федерации с внесением соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.

Таким образом, совершать сделки с драгоценными металлами в чистом виде может лишь Министерство финансов РФ и держатели золотых сертификатов опосредованно через Министерство финансов РФ. В остальных случаях сделки считаются совершенными незаконно. Частноправовая природа драгоценных металлов и драгоценных камней вторична [10, с. 9]. Интересно, что для инвесторов в области геологического изучения, разведки и добычи драгоценных металлов и драгоценных камней действует более либеральный режим реализации права собственности на добытые драгоценные металлы и драгоценные камни [6].

Понятие сделки не охватывает добычу и аффинаж драгоценных металлов. В данном случае особый статус предмета преступления утрачивает для законодателя свое значение, а признаки содеянного соответствуют признакам состава преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство», поскольку речь идет о деятельности, подлежащей обязательному лицензированию (на основании ст. 15 федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»). Однако добычу с последующей реализацией металла необходимо квалифицировать по совокупности ст. ст. 171 и 191 УК РФ. Полагаем, в данном случае особый статус предмета преступления дважды подчеркивается законодателем. Во-первых, потому, что для его получения требуется лицензия, во-вторых, потому, что он подлежит особой защите государства.

За рамками уголовно-правового регулирования остается деятельность частных лиц, осуществляющих добычу и аффинаж драгоценных металлов. Деятельность таких лиц не подлежит лицензированию, а потому не может быть наказуема по ст. 171 УК РФ. Вместе с тем, исходя из целей, с которыми осуществляется эта деятельность (последующая незаконная реализация и завладение полученными денежными средствами, либо изготовление ювелирных изделий для использования), уместно вести речь о хищении.

В понятие сделки также не включается производство драгоценных металлов, рекуперация драгоценных камней, использование драгоценных металлов и драгоценных камней в собственных интересах.

Поскольку изготовленные ювелирные и другие бытовые предметы, а так-

; ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ =

же лом драгоценных металлов не является предметом рассматриваемого преступления, приобретателя ювелирного изделия, изготовленного из драгоценного металла, добытого преступным путем, нельзя привлечь к ответственности по ст. 191 УК РФ, даже если он был осведомлен о незаконности получения такого металла. Однако данный факт можно оценить по ст. 175 УК РФ как приобретение имущества, заведомо добытого преступным путем (ввиду незаконности получения ювелирного изделия из незаконно полученного драгоценного металла).

Что касается изготовителя ювелирных и бытовых изделий, использующего в качестве сырья незаконно добытый драгоценный металл, деяние необходимо квалифицировать по ст. 171 УК РФ как незаконное предпринимательство.

По оценкам специалистов российский рынок сегодня наполнен поддельной ювелирной продукцией до 30-50 %. В то время как легальный оборот составляет 2 млрд долларов [8, с. 42].

Особого внимания заслуживают природные драгоценные камни и жемчуг, как предмет преступного посягательства, ответственность за которое предусмотрена ст. 191 УК РФ. Если в случае с драгоценными металлами законодательные расхождения не существенны и, кроме того, в диспозиции ст. 191 УК РФ предмет преступления конкретизирован за счет слов «за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий», то по поводу драгоценных камней возникает некоторая путаница.

В соответствии с федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» к драгоценным камням относятся алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, жемчуг. Кроме того, в законе указано, что к драгоценному камню приравнивается уникальное янтарное образование при условии его соответствия требованиям, перечисленным в постановлении Правительства РФ от 5 янв. 1999 г. № 8 «Об утверждении порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням». Согласно постановлению для того, чтобы быть приравненным к драгоценному камню, янтарное образование должно быть уникальным, т. е. обладать следующими признаками:

- массой более 1 кг;

- целостностью не менее 80 %, без трещин и сквозных раковин;

- с хорошо сохранившимися включениями флоры и фауны размером более 10 мм1.

Обращаясь к ст. 191 УК РФ, видим, что законодатель выделил в качестве самостоятельного предмета жемчуг, входящий по умолчанию в категорию драгоценных камней, при этом оставив без внимания уникальные янтарные образования, либо включив их в разряд драгоценных камней, либо же не приняв их во внимание. Исходя из отсутствия судебной практики о незаконном обороте уникальных янтарных образований, можно сделать вывод о том, что законодатель, руководствуясь тем, что янтарь отнесен к полудрагоценным камням, решил исключить его из предмета регулирования ст. 191 УК РФ. Вместе с тем, поскольку

1 Об утверждении порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням: постановление Правительства Российской Федерации от 5 янв. 1999 г. № 8 (в ред. от 16 дек. 2014 г.) // Рос. газ. - 1999. - №. 12. - 22 янв.

Правительством РФ янтарь отнесен к стратегически важным ресурсам1, уголовным законом предусмотрена ответственность за его контрабанду (ст. 2261 УК РФ), не охватывающую иные действия по незаконному обороту [7, с. 26].

Подобное решение законодателя представляется необоснованным и противоречащим федеральному закону «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», а также фактическому значению уникальных янтарных образований для резервного валютного фонда государства. На сегодняшний день уникальные янтарные образования оставлены вне уголовно-правовой защиты.

Кроме того, излишним представляется указание в диспозиции статьи на термин «природных» применительно к драгоценным камням, поскольку в ст. 1 федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» указано, что камни искусственного происхождения, обладающие свойствами драгоценных камней, к таковым не относятся. Хотя в последнее время синтетические монокристаллы получили широкое распространение. Их производство носит массовый характер, вследствие чего у них отсутствуют индивидуальные признаки, что делает стоимость монокристаллов ничтожной по сравнению с натуральными алмазами.

Справедливо утверждение о том, что не следует признавать предметом преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ, также камни, которые по своим физико-химическим свойствам соответствуют драгоценным, но в установленном законом порядке признаны непригодными для изготовления ювелирных изделий и использования в бытовых целях [4, с. 113]. В данном случае утрачивается их ценность по критерию полезности, в отличие от искусственно выращенных кристаллов, ценность которых утрачивается по причине отсутствия уникальности.

Примечательно, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ в ст. 19.14 «Нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих» указывает на аналогичный подход законодателя к определению предмета правонарушения. Тем не менее предупреждение незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней должно опираться на четко сформулированные законодательные нормы [3, с. 82].

Резюмируя изложенное, подчеркнем обозначенную выше рассогласованность отдельных норм федерального законодательства, регулирующих оборот драгоценных металлов и драгоценных камней, и предлагаем изложить название ст. 191 УК РФ в следующей редакции: Статья 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, драгоценных камней, а также уникальных янтарных образований, приравненных к драгоценным камням.

1 Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей: постановление Правительства Российской Федерации от 13 сент. 2012 г. № 923 (в ред. от 5 апр. 2019 г.) // Рос. газ. - 2012. - № 218. - 21 сент.

Как можно заметить, из названия исключен такой предмет, как жемчуг, поскольку входит в понятие драгоценных камней, а также слово «природные», поскольку указание на то, что искусственно полученные камни не относятся к драгоценным, присутствует в федеральном законе, а потому подчеркивать данный факт излишне.

С учетом предложенного названия следует также скорректировать диспозицию статьи, указав в ней соответствующий предмет преступления.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Байгускаров И. Р., Загидуллина Л. У. Способы совершения преступлений в сфере промышленности, незаконного оборота драгоценных камней и металлов // Отечественная юриспруденция. - 2017. - № 6. - С. 89-92.

2. Батурин К. Е. О декриминализации незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга // Закон и право. - 2015. - № 6. - С. 129-131.

3. Гетман И. Б., Панов С. Л. Криминологическая характеристика и предупреждение незаконного оборота драгоценных металлов и камней // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. - 2017. - № 4. - Т. 9. - С. 82-86.

4. Гладких В. И. Уголовно-правовая квалификация незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191 УК РФ) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия Юриспруденция. - 2015. - № 3. - С. 112-119.

5. Жамбалов Д. Б. Об основах методики расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сб. материалов 20 междунар. науч.-практ. конф. - Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России. - 2015. - С. 321-325.

6. Ляскало А. Н. Особенности предмета преступлений в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней // Законодательство. - 2017. -№ 11. - С. 66-74.

7. Ляскало А. Н. Разграничение преступлений в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней // Уголовное право. - 2017. - № 6. - С. 25-33.

8. Никонович С. Л. Некоторые аспекты уголовно-правовой защиты оборота ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней в России // Современные тенденции развития наук и технологий. - 2015. - № 2-4. - С. 41-44.

9. Рутковская О. А. Вопросы правового регулирования внешнеэкономической деятельности в области оборота драгоценных металлов и драгоценных камней // Современные гуманитарные исследования. - 2015. - № 6. - С. 114-119.

10. Трунцевский Ю. В., Акопян О. А., Веремеева О. В. [и др.]. О драгоценных металлах и драгоценных камнях: научно-практ. комментарий к федеральному закону от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» / под ред. И. И. Кучерова, Н. А. Поветкиной. - М., 2018. - 288 с.

BIBLIOGRAPHIC REFERENCES

1. Bayguskarov I. R., Zagidullina L. U. Methods of committing crimes in industry, trafficking in precious stones and metals / I. R. Bayguskarov, L. U. Zagidullina // Domestic jurisprudence. - 2017. - № 6. - pp. 89-92.

2. Baturin K. E. On the decriminalization of the illicit trafficking of precious metals, natural gemstones or pearls / K. E. Baturin // Law and right. - 2015. - № 6. -pp. 129-131.

3. Getman I. B., Panov S. L. Criminological characteristics and prevention of illicit trafficking in precious metals and stones / I. B. Getman, S. L. Panov // Actual problems of law and the state in the XXI century. - 2017. - № 4. - Vol. 9. - pp. 82-86.

4. Gladkikh V. I. Criminal legal qualification of the illicit trafficking in precious metals, natural gemstones or pearls (Art. 191 of the Criminal Code of the Russian Federation) / V. I. Gladkikh // Moscow State Regional University Bulletin. Series: Jurisprudence. - 2015. - № 3. - pp. 112-119.

5. Zhambalov D. B. On the basis of the methodology for investigating crimes involving the illicit traffic in precious metals and precious stones / D. B. Zhambalov // The activities of law enforcement in modern conditions: a collection of materials of the 20 international. scientific-practical conf. - Irkutsk: East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2015. - pp. 321-325.

6. Lyaskalo A. N. Features of the subject of crimes in the sphere of circulation of precious metals and precious stones / A.N. Lasykalo // Legislation. - 2017. - № 11. - pp. 66-74.

7. Lyaskalo A. N. The delimitation of crimes in the sphere of circulation of precious metals and precious stones / A. N. Lasykalo // Criminal Law. - 2017. - № 6. pp. 25-33.

8. Nikonovich S. L. Some aspects of criminal law protection of the circulation of jewelry made of precious metals and stones in Russia / S. L. Nikonovich // Modern trends in the development of science and technology. - 2015. - № 2-4. - pp. 41-44.

9. Rutkovskaya O. A. Issues of legal regulation of foreign economic activity in the field of circulation of precious metals and precious stones / O. A. Rutkovskaya // Modern Humanitarian Studies. - 2015. - № 6. - pp. 114-119.

10. Truntsevsky Yu. V., Akopyan O. A., Veremeeva O. V. and others. About precious metals and precious stones: scientific and practical commentary on the Federal Law of March 26, 1998 No. 41-FL «On Precious Metals and Precious Stones» / ed. I. I. Kucherova, N. A. Povetkina. - M., 2018. - 288 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.