Научная статья на тему 'Анализ использования труда и фонда заработной платы на предприятии железнодорожного транспорта'

Анализ использования труда и фонда заработной платы на предприятии железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1623
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ использования труда и фонда заработной платы на предприятии железнодорожного транспорта»

7 (22)-2004

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДА И ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО

ТРАНСПОРТА

Я.Ф. ЩЕРБАКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и аудита Воронежского государственного университета

Т.А. ПОЖИДАЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и аудита Воронежского государственного университета

Анализ использования труда и средств на его оплату занимает одно из центральных мест в системе комплексного экономического анализа деятельности предприятий железнодорожного транспорта. В составе эксплуатационных расходов затраты на оплату труда составляют около 40% и оказывают значительное влияние на величину финансовых результатов.

Для всестороннего анализа выполнения плана по производительности труда необходимо в первую очередь оценить степень обеспеченности локомотивного депо соответствующим контингентом работающих. Особое внимание при этом уделяется численности рабочих локомотивных бригад при ремонте и обслуживании локомотивов, так как в составе работников депо они составляют более 80% (табл. 1).

Данные табл. 1 показывают, что произошло снижение контингента работающих в 2002 г. по сравнению с 2001 г. на 138 чел . В основном уменьшилось количество работников текущего ремонта (-92 чел.) и работников локомотивных бригад (-92 чел.); численность по прочим категориям работников возросла на 45 чел.

Поданным отдела кадров, за 2002 г. было уволено 78 чел., в том числе по собственному желанию — 48 чел., принято 32 чел. Отсюда коэффициент увольнения составил 8,6% (78 : 902 х 100), коэффициент приема — лишь 3,5% (32:902 х 100). Это означает, что уволено было в 2,4 раза (78 : 32) больше, чем принято на работу. Таким образом, в локомотивном депо наблюдается сокращение штата персонала к концу анализируемого периода.

Таблица 1

Анализ состава и структуры работников депо

Показатель 2001 г. 2002 г. Отклонение от 2002 г.

чел. %к итогу чел. %к итогу чел. %к итогу

Контингент, всего, 1040 100 902 100 -138 -

в том числе: текущий ремонт 188 18,08 96 10,64 -92 -7,48

локомотивные бригады 647 62,21 555 61,53 -92 -0,68

экипировка 7 0,67 8 0,89 + 1 +0,22

проводники 3 0,29 3 0,33 - +0,04

прочие 195 18,75 240 26,61 - +45 +7,86

44

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВОРЪЯ ъ

rfftcuuj, Xbj^fvüetñ&eUHoü fe$uíie^Hoaíiu

7 (22) - 2004

Таблица 2

Анализ динамики производительности труда

Показатель Объем выполненных работ Контингент, чел. Производительность труда

ед. изм. 2001 г. 2002 г. изменение (+,-) темп роста, % 2001г. 2002г. изменение (+,-) темп роста, % Ед. изм. 2001 г. 2002 г. Изменение (+.-) Темп роста, %

Эксплуатация, всего Млн. тн-км бр. 8 396,6 6 612,3 -1 784,3 78,7 1025 893 -132 87,0 Тыс. тн-км бр./чел. 8 191,8 7407,6 * -787,2 90,5

Локомотивные бригады Млн. тн-км бр. 8 396,6 6 612,3 -1 784,3 78,7 639 555 -84 85,8 Тыс. тн-км бр./чел. 13 140,2 11914,1 -1 226,1 91,8

Текущий ремонт Привед. ед. 222,240 175,382 -46,858 78,9 116 96 -20 51,1 Тыс. тн-км бр./чел. 1 915,9 1 826,9 -89 95,4

Таблица 3

Анализ выполнения плана по производительности труда в 2002 г.

Показатель Единицы измерения 2001 г. 2002 г. Темпы роста, %. Изменение по сравнению с 2001 г. (+г)

План Факт Изменения (+;-) % выполне-

Эксплуатация, всего Тыс. тн-км бр./чел. 8 191,8 7 203,2 7 404,6 + 204,5 90,5 - 787,2

Локомотивные бригады Тыс. тн-км бр./чел. 1 3140,2 11 511,9 1 1914,1 + 402,2 103,5 91,8 - 1 226,1

Текущий ремонт Привед. ед./чел. 1 915,9 1 710,8 1 826,9 + 116,1 106,8 95,4 -89

Неукомплектованность определенным контингентом, несомненно, влияет как на производительность труда, так и на объем выполненных работ. Производительность труда в локомотивном депо определяется количеством тонно-километров брутто (тн-км брутто), приходящихся на одного работника эксплуатации. В процессе анализа этого показателя необходимо изучить влияние изменения объема перевозок и численности контингента как в целом по депо, так и по участкам эксплуатации и ремонта. Расчет производительности труда работников локомотивного депо представлен в табл.2

Данные табл. 2 свидетельствуют об уменьшении объема работ в 2002 г. по сравнению с 2001 г. по эксплуатации на 1 784,3 млн тн-км брутто. И по текущему ремонту — на 46,858 приведенных единиц. . При этом наблюдается снижение работников эксплуатации на 132 чел. (13%) и производительности труда на 787,2 тыс. тн-км брутто/чел. (9,5%). Такая ситуация свидетельствует о том, что сокращение объемов производства в большей степени происходило за счет уменьшения численности персонала.

Анализ выполнения плана по производительности труда (табл. 3) свидетельствует о том, что по сравнению с планом производительность труда в

2002 г. возросла по всем работникам, однако по сравнению с 2001 г. произошло снижение:

по работникам эксплуатации — на 787,2 тыс. тн-км брутто/чел., или 9,5%; по локомотивным бригадам — на 1226,1 тыс. тн-км брутто/чел., или &,2%; по текущему ремонту — на 89 привед. ед./чел., или 4,6%.

Таким образом, значительное снижение производительности труда имеет место у работников эксплуатации и локомотивных бригад.

Анализ производительности труда следует тесно увязывать с исследованием фонда заработной платы (ФЗП), так как это позволяет оценить уровень эффективности системы стимулирования труда на предприятии. Известно, что такая система считается эффективной, если темп роста производительности труда опережает темп роста средней заработной платы. Динамика средств на оплату труда и средней заработной платы представлена в табл. 4.

Из данных табл. 4 следует, что ФЗП в 2002 г. по сравнению с 2001 г. увеличился на 14 266,5 тыс. руб., т.е. возник перерасход средств на оплату труда. Поэтому возникает необходимость выявить причины изменения фонда заработной платы. Его величина зависит от численности работающих, про-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ:

45

Таблица 4

Анализ фонда заработной платы

Показатели 2001 г. 2002 г. Отклонение (+,-)

По плану Фактически от плана от предыдущего года

1. ФЗП, всего, тыс. руб., в том числе: 44 115,2 54 697 58 381,7 +3 684,7 +14 266,5

1.1. Эксплуатация 43 674,0 54 155,0 58 053,6 +3 898,6 + 14 379,6

1.2. Подсобно-вспомогательная деятельность (ПВД) 441,2 542,0 328,1 -213,9 -113,1

2. Списочная численность, чел., в том числе: 1 040 886 902 +16 -138

2.1. Эксплуатация 1 025 871 893 +22 -132

2.2. ПВД 15 15 9 -6 -6

3. Выручка от продаж, тыс. руб. 218491 * 294 887 * +76 396

4. Зарплатоемкость услуг (п. 1 : п. 3), тыс. руб. 0,202 * 0,198 * -0,004

5. Выручка на одного работающего депо, тыс. руб. (п. 3 : п. 2) 210,087 * 326,926 * +116,839

6. Выручка на одного работника эксплуатации, тыс.руб. (п. 3 : п. 2.1) 213,162 * 330,221 * +117,059

7. Среднегодовая заработная плата работающих депо, руб. (п. 1 : п. 2) 42418 61 735 64 725 +2 990 +22 307

8. Среднегодовая заработная плата по эксплуатации, руб. (п. 1.1 : п. 2.1) 42 609 62 176 65 010 +2 834 +22 401

9. Среднемесячная зарплата работающих депо, руб. (п. 7:12) 3 534,83 5 144,58 5 393,75 +249,17 + 1 858,92

10. Среднемесячная зарплата работников эксплуатации, руб. (п. 8 : 12) 3 550,75 5 181,33 5 417,50 +236,17 + 1 866,75

изводительности труда (выручки от продаж на одного работающего депо) и зарплатоемкости услуг по перевозкам. Эта зависимость может быть представлена в виде следующей факторной модели:

фзп = яогу

где Я — численность работающих депо, чел.;

й — выручка на одного работающего, тыс. руб.;

2 — зарплатоемкость услуг по перевозкам (фонд заработной платы на 1 руб. выручки от продаж), руб.

Рассчитаем влияние перечисленных факторов.

1. Влияние изменения численности работающих депо:

ДФЗП (К) = - =

= 38 278,7 - 44 115,2 = - 5 836,5 (тыс. руб.).

2. Влияние изменения выручки на одного работающего:

АФЗП (Д)^/),^-= = 59 567,2 - 38 278,7 = + 21 288,5 (тыс. руб.).

3. Влияние изменения зарплатоемкости:

АФЗП

= 58 381,7 — 59 567,2 = - 1 185,5 (тыс. руб.).

4. Общее влияние факторов составило 14 266,5 тыс. руб.

Рост фонда заработной платы произошел за счет роста выручки от продаж на одного работающего, т.е. производительности труда.

Данные табл. 3 позволяют увидеть также, что наибольший удельный вес в общей численности работающих занимают работники эксплуатации: в 2001 г. удельный вес составлял 98,5 %, в 2002 г. — 99 %. Следовательно, на изменение фонда заработной платы существенное влияние оказывают такие факторы, как изменение удельного веса работников эксплуатации; выручка на одного работника эксплуатации; зарплатоемкость услуг по перевозкам. Зависимость фонда заработной платы от перечисленных факторов выражается следующей моделью:

ФЗП = /?У

эк 7

где К — общая численность работников депо, чел.;

У к — удельный вес работников эксплуатации в общей численности работников, коэффициент;

О — выручка от продажи услуг по перевозкам на одного работника эксплуатации, тыс. руб.;

Z — фонд заработной платы на 1 руб. выручки от продажи услуг по перевозкам (зарплатоемкость услуг по перевозкам), руб.

Расчет влияния факторов проводится в следующей последовательности.

1. Влияние изменения численности работников:

АФЗП (К) = ДКУэк0Я^0 = - 138 х 0,985 х 213,162 х 0,202 = - 5 853 (тыс. руб.).

46

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя тс ЪРАТЖХМ

rffubstuf xojSküCfit^cUHcü фе$и&ельНас*ни

7 (22) - 2004

2. Влияние изменения удельного веса работников эксплуатации:

ЛФЗП(Ук) = Аy3KR{D0Z0 = +0,005 х 902 х 213,162 х 0,202= +194 (тыс. руб.).

3. Влияние изменения выручки на одного работника эксплуатации:

АФЗП (D) = АDR{yxZQ = +117,059 х 902 х 0,99 х 0,202 = +21 115 (тыс. руб.).

4. Влияние изменения зарплатоемкости услуг по перевозкам:

A03I1(Z) = АZRxy{D{ = -0,004 х 902 х 0,99 х 330,221 = - 1 179 (тыс. руб.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ показывает, что наибольший рост фонда заработной платы (+21115 тыс. руб.) произошел за счет роста выручки на одного работника эксплуатации; увеличение удельного веса работников эксплуатации вызвало рост ФЗП на 194 тыс. руб. Сокращение численности работников в целом на 138 чел. привело к снижению ФЗП на 5 853 тыс. руб.

Среднегодовая заработная плата по эксплуатации (табл. 4) в 2001 г. составляла 42 609 руб., в 2002 г. — 65 010 руб., т.е. возросла на 22 401 руб. Одновременно снизилась численность работников эксплуатации с 1 025 чел. в 2001 г. до 893 чел. в 2002 г., т.е. на 132 чел. При этом фонд заработной платы эксплуатации возрос с 43 674 тыс. руб. в 2001 г. до 58 053,6 тыс. руб. в 2002 г. (+14 379,6 тыс. руб.). Факторный анализ изменения фонда заработной платы работников эксплуатации позволил выявить:

1. Влияние изменения численности работников эксплуатации:

- 132 х 42 609 = - 5624 (тыс. руб.).

2. Влияние изменения среднегодовой заработной платы работников эксплуатации:

+ 22 401 х 893 = +20 004 (тыс. руб.).

Таким образом, увеличение фонда заработной платы работников эксплуатации (+20 004 тыс. руб.) произошло в основном за счет роста среднегодовой заработной платы, а снижение численности работников эксплуатации уменьшило фонд заработной платы на 5 624 тыс. руб.

Анализ структуры среднемесячной заработной платы представлен в табл. 5. Ее данные показывают, что наибольший удельный вес в ее сумме составляет оплата по тарифу (в 2001 г. — 47,1 %, 2002 г. — 46,3%). Удельный вес текущего премирования работников эксплуатации возрос с 5,4 до 10,1%. Выслуга лет составляет более 10%. Следует отметить, что имели место непроизводительные выплаты (за простои, сверхурочные часы работы и др.), что повлияло на рост фонда заработной платы и, соответственно,увеличило себестоимость услуг локомотивного депо.

Данные табл. 3 и 4 позволяют сопоставить темп роста среднегодовой заработной платы (Гп) с темпом роста производительности труда (Т0). В локомотивном депо у работников эксплуатации они составили, соответственно, 152,6% (65 010 : 42 609 х 100) и 90,5%. Такое значительное превышение темпа роста средней заработной платы над темпом роста производительности труда отрицательно влияет на величину затрат локомотивного депо и результаты его деятельности. В частности, в результате сложившейся ситуации относительный пере-

Таблица 5

Анализ состава и структуры среднемесячной заработной платы, руб.

Показатель 2001 г. 2002 г.

Эксплуатация пвд Эксплуатация пвд

Сумма в%к итогу Сумма в% к итогу Сумма в%к итогу Сумма в%к итогу

Среднемесячная зарплата, всего, в том числе: 3 550,7 100,0 2451,1 100,0 5 417,5 100,0 3 038 100,0

оплата по тарифу 1 672,2 47,1 1 404,4 57,3 2 505,6 46,3 1 836,1 60,4

текущие премии 191 5,4 207,2 8,5 546,9 10,1 435,2 14,3

праздничные 39,4 1,1 6,7 0,3 82,8 1,5 - -

простои 9,8 0,3 - - 15,4 0,3 - -

ночные 162,9 4,6 137,8 5,6 253,5 4,7 52,8 1,7

следование пассажиром 40,0 М - - 49,3 0,9 - -

оплата по среднему 88,4 2,5 176 7,2 - - - -

отпускные 406,3 11,4 0,6 - 621,1 11,5 84,3 2,8

материальная помощь 135,0 3,8 5,6 0,2 191,6 3,5 - -

классность 101,7 2,9 105 4,3 175,4 3,2 73,7 2,4

сверхурочные 3,8 0,1 - - 15,1 0,3 - -

выслуга лет 370 10,4 272,8 11,1 590,5 10,9 391,7 12,9

прочие выплаты 330,2 9,3 135 5,5 370,3 6,8 191,2 6,3

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£0РЪЯ 7t -HPAKMirM

47

Таблица 6

Анализ структуры и динамики непроизводительных потерь рабочего времени и их оплаты

Показатель Непроизводительные потери рабочего времени, ч Структура непроизводительных потерь рабочего времени, % Оплата непроизводительных потерь рабочего времени, тыс. руб. Структура непроизводительных выплат, %

2001 г. 2002 г. Изменение (+,-) 2001 г. 2002 г. Изменение (+,-) 2001 г. 2002 г. Изменение (+,-) 2001 г. 2002 г. Изменение (V)

Сверхурочные 5 781 13 115 +7 334 4,6 11,5 +6,9 46,7 150,4 + 103,7 3,6 9,9 +6,3

Простои 12 222 11 641 -581 9,7 10,2 +0,5 120,6 151,5 +30,9 9,4 10,0 +0,4

Переотдых 63 667 56 559 -7 108 50,6 49,5 -1,1 626,8 735,2 + 108,4 48,7 48,3 -0,4

Следование пассажиром 44 184 32 938 -11 246 35,1 28,8 -6,3 492,2 484,6 -7,6 38,3 31,8 -6,5

Всего... 125 854 114 253 -11 601 100,0 100,0 - 1 286,3 1 521,7 +235,4 100,0 100,0 -

Данные табл. 6 свидетельствуют о том, что непроизводительные потери в 2002 г. составили 114 253 ч, что меньше, чем в 2001 г. на 11 601 ч. Однако имеет место рост сверхурочных часов на 7 334 ч. В структуре непроизводительных потерь наибольший удельный вес составляет переотдых (49,5%) и простои (10,2%). Оплата непроизводительных потерь рабочего времени составила в 2002 г. 1 521,7 тыс.руб., что выше, чем в 2001 г., на 235,4 тыс. руб.

Проведенный анализ позволят сделать вывод, что у локомотивного депо имеются резервы повышения эффективности использования фонда заработной платы, связанные прежде всего с сокращением непроизводительных выплат работникам.

расход по фонду заработной платы работников эксплуатации (АФЗПэк) составил:

Т ~Т

Л — 1 зп 1 р _

АФЗПэк ФЗП, ~

т

1 зп

= 152,6~90'558 053,6 = +23 624,7(тыс. руб.).

152,6

Результаты расчета позволяют судить о неэффективной системе стимулирования труда, применяемой локомотивным депо, так как труд работников оплачивается не в меру его производительности. Одной из основных причин сложившейся ситуации является оплата непроизводительных потерь рабочего времени (табл. 6).

48

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ткеоръя KTWxmcM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.