24 (165) - 2012
ПРОБЛЕМЫ. НОИС К. РЕШЕНИЯ
УДК 331.2
ПРОБЛЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
О. А. ПОГУДИН,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики и менеджмента
Е-mail: [email protected]
Академия права и управления ФСИН России
В статье рассматриваются актуальные для уголовно-исполнительной системы и общества вопросы повышения уровня оплаты труда лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы. Акцентируется внимание на социально-экономических аспектах проблемы. Подчеркивается, что пути решения проблемы связаны с увеличением фонда оплаты труда осужденных, величина которого в каждом исправительном учреждении определяется размерами собственного производства и его доходностью.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, оплата труда осужденных, фонд заработной платы осужденных, планирование, производственная деятельность УИС, технологическое совершенствование производства, добавленная стоимость.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы (УИС) Российской Федерации до 2020 г. предполагает создание условий для трудовой занятости и повышения эффективности труда осужденных, совершенствование производственно-хозяйственной деятельности УИС, создание дополнительных рабочих мест, развитие производственной и социальной сферы системы исполнения уголовных наказаний [5]. Несмотря на разное отношение к УИС ученых и специалистов [3, 8], тем не менее, следует признать, что решение указанных вопросов должно быть теснейшим образом взаимосвязано с проблемами оплаты труда осужденных, остающи-
мися на протяжении всего постсоветского периода чрезвычайно значимыми для пенитенциарного ведомства страны. Сегодня подобная проблема для УИС особенно актуальна.
Согласно официальной статистике в течение 2011 г. Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН) выпущено товарной продукции, выполнено работ и оказано услуг на сумму свыше 31,6 млрд руб. (на 8 % больше, чем в 2010 г.), из которых 16,5 млрд руб. — для нужд самого ведомства (113 % к предыдущему периоду). Из 639,63 тыс. чел., содержащихся в 2011 г. в исправительных учреждениях страны, были трудоустроены на оплачиваемых работах всего 215 тыс. осужденных, а их среднедневной заработок составил 165,3 руб. (на 14,8 % больше, нежели в 2010 г.) [10, с. 3, 9]. Однако наблюдаемый с 2005 по 2009 г. рост заработной платы осужденных на один отработанный человеко-день с 50,16 до 141,34 руб. происходит на фоне одновременного падения показателя выполнения ими норм выработки с 75 до 55,9 % [11, с. 12]. Этот факт свидетельствует скорее о том, что факторы, сформировавшие подобную динамику, являются инфляционными, нежели производственно-экономическими.
Между тем реальное повышение доходов участвующих в труде арестантов призвано, с одной стороны, стимулировать их к ресоциализации через труд и добропорядочное поведение, а с другой, что особенно важно, обеспечить возможность
компенсировать ущерб потерпевшим и государству от совершенных ими противоправных деяний. Велика роль заработной платы в части возмещения расходов государства по содержанию осужденных, а также погашения иных исков по исполнительным документам. Так, из 234 тыс. чел., имеющих иски, погашают их только 98 тыс., или 41,8 % [10, с. 11]. Неисключено, что при формировании показателей оценки состояния трудовой адаптации лиц, лишенных свободы, которые нашли свое отражение в ведомственных нормативных актах и формах отчетности, были учтены именно эти обстоятельства.
Напомним, что сумма среднего дневного заработка осужденных за один отработанный человеко-день есть величина в количественном отношении зависимая от их фонда оплаты труда (ФОТ), который в свою очередь вполне конкретен и обладает ярковыраженным экономическим содержанием. ФОТ +
ЗП
фот
I
ч к
Л" р.Ы
где ЗПчел -день — средний дневной заработок осужденных за один отработанный человеко-день, руб. / чел.-день;
ФОТ — фонд оплаты труда осужденных за определенный период времени, тыс. руб.; Нфот—регламентированные законодательством начисления на фонд оплаты труда за тот же период, включаемые в себестоимость выпускаемой продукции, тыс. руб.; к — количество профессионально-квалификационных групп (категорий), участвующих в производстве осужденных; Ч7— численность привлекаемых к труду осужденных -й профессионально-квалификационной группы (категории), характеризующей степень участия их в реализации производственного процесса в учреждении УИС, чел.; Кр£).— количество отработанных рабочими-осужденными 7-й профессионально-квалификационной группы (категории) рабочих дней в течение того же периода времени, дни. Являясь источником индивидуальных денежных выплат работающим заключенным, их фонд оплаты труда по аналогии с фондом заработной платы законопослушных тружеников по найму1
1 В данной статье применительно к объекту ее анализа (лицам, осужденным к лишению свободы) понятия фонда оплаты труда и фонда заработной платы считаются синонимами. В теории же они могут различаться. Средства, направляемые на
54-
представляет собой сумму полученных ими средств за определенное время (день, месяц, квартал, год) в соответствии с оценками затрат и результатов их труда, осуществленными работодателем. Поскольку с экономической точки зрения ФОТ — это доля в валовом доходе собственника организации (работодателя), включаемая в себестоимость выпускаемых товаров и услуг, то любой собственник, считая его издержками на персонал, заинтересован в минимизации подобного фонда. Для наемных же работников ФОТ — источник их личного дохода, средство воспроизводства и повышения благосостояния, а потому они, естественно, стремятся к его увеличению.
Известно, что интересы нанимателя и подчиненного ему персонала станут согласованными в том случае, если будет, во-первых, установлен приемлемый для всех участников социально-трудовых отношений размер ФОТ. Во-вторых, будет обеспечено снижение затрат на оплату труда в расчете на единицу выпускаемой продукции (данный показатель носит название «зарплатоемкость») и, как следствие, рост индивидуальной заработной платы сотрудников предприятия. В противном случае возможен негативно отражающийся на хозяйственных результатах фирмы конфликт интересов социальных групп, механизмы разрешения которого могут иметь административно-распорядительную, договорную либо социально-экономическую природу.
Таким образом, оплата труда является фактором, уравновешивающим интересы работника в привлекательности труда (исходя из его качественного содержания и социальной достаточности получаемого дохода) и интересы работодателя в достигнутых им результатах.
Приведенный тезис справедлив в отношении производственно-коммерческих структур и различных объектов экономики, принадлежащих частному сектору. Что же касается исправительного учреждения (ИУ), то содержащиеся в нем осужденные также выступают носителями рабочей силы.
оплату труда, образуют фонд заработной платы в фирме (ФЗП), в состав которого входят фонд оплаты труда (ФОТ) — регламентируемая часть ФЗП, а также сумма предоставленных работникам трудовых и социальных льгот, включая стимулирующие выплаты и материальную помощь, выплачиваемые из чистой прибыли [7, с. 464—466]. Поэтому основой ФЗП служит фонд оплаты труда. Величина ФОТ в виде размера средств на оплату по тарифным ставкам и окладам, сдельным расценкам с учетом трудовых и социальных выплат (установленных доплат и надбавок) носит, как правило, название нормативного ФЗП. — прим. автора.
1=1
Стало быть, они являются потенциальными или действующими работниками на производстве ИУ. Их трудовая деятельность в части минимизации оплаты, структуры и способов начисления заработка, условий и режима труда, предоставления основных социальных гарантий регламентируется не только Уголовно-исполнительным кодексом РФ [12], но и законодательством о труде. Согласно ст. 105 УИК РФ размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ). При неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе оплата труда производится пропорционально отработанному осужденным времени или в зависимости от выработки.
Однако, несмотря на тождество правовых актов, регулирующих труд работника по приговору и законопослушного работника по найму, между ними легко усматриваются серьезные различия, вытекающие из соображений экономического характера. Наиболее значительно они проявляются в качестве присущей им рабочей силы и мотиваци-онной направленности к общественно полезному труду. У правонарушителей, отбывающих уголовные наказания, фиксируется невысокое качество рабочей силы — сказывается следствие многих объективных причин: от изначально ограниченного профессионально-квалификационного потенциала и негативных социально-психологических, медицинских и криминологических характеристик до недостаточно эффективного института профессионального обучения и подготовки этих лиц в ИУ. Велико число тех, кто вообще не желает трудиться. А потому минимальная выработка и адекватная ей качественная составляющая выполняемой работы — коренные причины того, что, будучи занятыми трудом в условиях лишения свободы, эти люди получают «копеечное» вознаграждение.
Если для сотрудника предприятия заработная плата, установленная в соответствии с действующими на этом предприятии системами стимулирования, служит основной частью его жизненных средств, определяющих степень материального благополучия и условия для поддержания работоспособности и развития человеческого капитала, то для заключенного она, быть может, вообще не способна являться веским мотивом к труду. Базовые составляющие его заработка (оклады по
профессиональным квалификационным группам профессий рабочих первого и второго уровня) формируются не на рынке и не в результате «переговорных процессов» с администрацией ИУ, а на основе государственных решений и ведомственных нормативов. Так, должностные оклады работающих «сидельцев» уже заранее меньше МРОТ, численное значение которого с 01.06.2011 равно 4 611 руб. Напомним, у рабочих первого уровня в зависимости от квалификации месячные оклады составляют 2 630 и 2 750 руб., а у рабочих второго уровня (также в зависимости от квалификации) — соответственно 3 050, 3 390, 4 090 и 4 490 руб.
Как показывают исследования, большинство осужденных действительно слабо заинтересованы в труде и его результатах, а следовательно, и в заработке. По некоторым оценкам, лишь 10 % работающих осужденных положительно реагируют на применяемые по отношению к ним меры экономического поощрения. Это означает, что заработная плата не влияет на их мотивацию к участию в производстве и на отношение к труду. Сегодня, например, из суммы заработка только на долю налога на доходы физических лиц приходится 19—20 % всех удержаний, а на долю удержаний, связанных с возмещением осужденными расходов по их содержанию, — не менее 60—70 % [9, с. 41]. На взгляд автора, это немаловажный фактор того, что в среднем по УИС зачисленная на их лицевые счета сумма не превышает 1,0—1,2 тыс. руб. в месяц. Кроме того, при 80 %-ной и при 110 %-ной выработке занятый на производстве арестант получает заработок, незначительно отличающийся от МРОТ, а его величина, как правило, слабо связывается с итоговыми результатами хозяйственной деятельности подразделений УИС.
Сделанные наблюдения позволяют сделать первый вывод, согласно которому ФОТ, являясь предметом компромисса между работниками и работодателем в рыночных структурах, не относится к таковым в учреждениях УИС. Привлекаемые к труду осужденные не склонны «бороться» за источник своего материального положения, тем более что для них он может быть таковым лишь условно, в очень узких пределах. Против этого традиционно не возражал и «работодатель» в лице администрации ИУ. Ограничивая заработную плату по внебюджетной статье расходов, он неминуемо следовал установкам центрального органа УИС на «всемерную экономию средств, полученных от производственно-хозяйственной
деятельности..., учет и контроль за расходованием внебюджетных средств, обеспечение устойчивого финансового состояния производственных подразделений, в отдельных случаях за счет некоторого снижения показателей трудового использования осужденных» [6, с. 10].
В силу приоритетности платежей по обязательствам перед федеральным бюджетом и связанной с обеспечением содержания осужденных значительной социально-экономической нагрузки, возлагаемой на остающуюся в распоряжении учреждений УИС прибыль2 ФОТ занятых на производстве осужденных объективно не мог не подлежать ущемлению, разве что до защищенного законом количественного предела, кратного МРОТ. Безусловно, это ограничивало заработки занятых на оплачиваемых работах правонарушителей и, кроме того, объясняло крайне низкую эффективность тех мер, которые направлялись порой на совершенствование самих зарплатообразующих механизмов лиц, отбывающих наказание с лишением свободы, корректировку условий их применения или способов организации.
В будущем описанная ситуация призвана, на взгляд автора, стать принципиально иной. Не только осужденные через инструменты «социальных лифтов», но и персонал ИУ посредством, как отмечено в Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 г., практики его материального стимулирования и развития мер поощрения должны стать заинтересованными в увеличении размера ФОТ и, следовательно, наиболее полном возмещении заключенными материального ущерба согласно решениям суда. Осознание необходимости формирования подобного положения дел в пенитенциарной системе уже сейчас должно начинать оформляться в конкретные шаги, для чего представляется важным ответить сначала на два основополагающих вопроса: 1) какие факторы влияют на ФОТ осужденных; 2) в чем заключаются источники его роста?
Исходя из понимания сущности фонда оплаты труда и приведенных ранее определений, его
величину необходимо рассматривать как функцию от численности и структуры персонала и ставок оплаты труда:
ФОТ = ЧЧТС.. хТ.
(2)
2 Для федеральных казенных учреждений, к числу которых в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 №№ 83-Ф3
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос-
сийской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» отнесены учреждения УИС, вместо слова «прибыль», вероятней всего, следует использовать термин, характеризующий величину, на которую совокупные доходы, получаемые данными учреждениями, включая доходы от производственно-хозяйственной деятельности, превышают его совокупные расходы — прим. автора.
где Ч— численность работников,-й профессионально-квалификационной группы (категории), чел; к — количество профессионально-квалификационных групп (категорий) работников предприятия;
ЧТС ...— размер часовой тарифной ставки 7-го работника ,-й профессионально-квалификационной группы (категории), руб./ч; Т..— время работы 7-го работника]-й профессионально-квалификационной группы (категории), ч.
Численность занятых в производственной сфере любой хозяйственной структуры (в данном случае — количество осужденных, привлекаемых к оплачиваемому труду) определяется нормами трудоемкости и объемами выпуска продукции. Следовательно, величина ФОТ в самом общем случае характеризуется зависимостью (3) или, учитывая формулу (4), отражающую взаимосвязь затрат рабочего времени с объемами возлагаемых на исполнителей функциональных обязанностей, описывается выражением (5).
ФОТ = / (Ч, к,ЧТС) = /(^ Q, ЧТС), (3)
где t, Q, ЧТС — множества, характеризующие, соответственно, нормы трудоемкости, объемы продукции и часовые тарифные ставки оплаты труда.
Т. =t. х О,, (4)
где Т . — ресурс рабочего времени, необходимый для выполнения 7-м работником ,-й профессионально-квалификационной группы (категории) заданного объема продукции (работ, функций) О , по установленным нормам 7,, ч; t — норма трудоемкости единицы продукции (работы, функции), установленная -му работ-нику,-й профессионально-квалификационной группы (категории), нормо-ч; О, — объем продукции (работ, функций), выполненный 7-м работником ,-й профессионально-квалификационной группы (категории),
ед. шт.
фот = ч£чгсР х х О, = ч£рр х О,
(5)
где рг] — расценка (тарифная зарплатоемкость) за единицу продукции (работы, функции), установленная 7-му работнику ]-й профессионально-квалификационной группы (категории) или удельная заработная плата 7-го работника за выполнение им единицы продукции (работы, функции) у-го вида, руб./ед; руб./шт. Влияние основных факторов на размер ФОТ занятых на собственном производстве учреждений УИС лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы, наравне с формулой (5) иллюстрирует приведенный ниже рисунок.
Очевидно, устойчивый спрос на выпускаемую учреждениями УИС продукцию определяет рост ее объемов или расширение номенклатуры, предполагает увеличение вывода осужденных на оплачиваемые работы, что при тех же значениях ставок оплаты ведет к повышению размера ФОТ. Опережение темпов роста ФОТ над темпами роста рабочей силы — необходимое условие обеспечения позитивной динамики показателя заработной платы осужденных на один отработанный человеко-день (1). Весомое же приращение самого фонда оплаты труда есть следствие пересмотра индивидуальных тарифов осужденных, соответствующих их возросшей выработке, вызванной, например, совершенствованием технологии и организации труда, изменением уровня их квалификации в силу получения в ИУ профессионального образования и профессиональной подготовки.
Важнейшими индикаторами состояния реализуемого в ИУ технологического процесса, равно как и на обычном предприятии, выступают показатели нормированной трудоемкости отдельных операций (функций, работ), прямо определяющие трудоемкость изготовления конечного продукта. Так, ручное и маломеханизированное производство ограничивается использованием низкоквалифицированной рабочей силы из числа осужденных, что обеспечивает их более широкую в течение регламентированного периода времени занятость, но далеко не всегда решает проблему качества изготавливаемых ими изделий. Как, впрочем, никак не обеспечивает их реальными, с точки зрения покупательной спо-
собности, трудовыми доходами. Сужение спроса на подобную продукцию, соответственно, ограничивает и ее объемы. Но если ее качество соответствует заявленным требованиям, то только объемные характеристики производства способны повлиять на заработки участвующих в нем работников.
Технологическая модернизация и совершенствование производства, наоборот, ведут к экономии удельных трудозатрат, что, в терминах экономической науки называется замещением труда капиталом. На деле это проявляется в высвобождении части неквалифицированной рабочей силы, а также повышении уровня профессионального мастерства и ставок заработной платы другой ее части, остающейся на производстве. Данные действия, как минимум, не снижают ФОТ, а создают предпосылки для его увеличения не только за счет реализации более качественной в технико-технологическом отношении (значит, более дорогостоящей) продукции, но и за счет роста индивидуальной и коллективной (объем произведенной товарной массы за установленный период времени) производительности труда на предприятии.
Из приведенных выше рассуждений следует вывод о том, что позитивная динамика ФОТ сотрудников предприятия обусловливается устойчивым ростом производства и его доходностью, которые в свою очередь обеспечиваются спросом на труд и его результаты. Это имеет непосредственное отношение и к таким субъектам хозяйствования, к которым относятся учреждения УИС. Усилить значимость сказанного может знание политэкономической сущности заработной платы [1, с. 41].
Технологический процесс изготовления продукции в учреждении УИС
Соотношение сиро са и предложения на продукцию, производимую осужденными в учреждении "УИС
Соотношение «спроса» и «предложения» рабочей сипы из числа
осужденных, определяемое их профессионально-квалификационной характеристикой и системой профессиональной подготовки и профессионального обучения в УИС
Политика государства (ФСИН России) в сфере оплаты труда осужденных к лишению свободы
Q
г
ЧТС
ФОТ
1 1 \ Установление
индивидуальных
заработков
Факторы, определяющие величину фонда оплаты труда осужденных, занятых изготовлением продукции в учреждении уголовно-исполнительной системы
Так, согласно классическим представлениям о роли труда в создании и приращении стоимости (общественных благ) заработная плата как экономическая категория выражает отношения между собственником капитала и наемными работниками по поводу доли последних в добавленной стоимости, создаваемой в организации. Величина добавленной либо вновь созданной стоимости (иначе — чистого продукта) является наиболее обоснованным показателем результативности деятельности любой хозяйственной системы. Она характеризует общественную значимость произведенного продукта, его ценность и полезность для стороннего потребителя [2, с. 158—159]. Включая заработную плату, другие расходы, связанные с персоналом (начисления на заработную плату в структуре совокупных издержек), и прибыль, добавленная стоимость (ДС) устанавливается в виде разности между выручкой предприятия за реализованную продукцию и всеми материальными затратами (с учетом амортизации) на ее изготовление. Доля фонда зарплаты с начислениями на него в добавленной стоимости характеризует вклад фактора «труд» в производство конечного блага. Поэтому его размер зависит как от величины этой доли (а), так и от объема самой добавленной стоимости, тесно увязанной со спросом со стороны потребителей на тот чистый продукт, в роли которого она выступает (6):
ФОТ + Нфот = а + ДС. (6)
Между тем, если удельный вес фонда заработной платы во вновь созданной производственным сектором УИС стоимости достаточно высокий и равен 70—80 % [9, с. 43], то сама добавленная стоимость (и это главная проблема!) имеет крайне ограниченные размеры. Получаемая в большинстве своем в результате неквалифицированного и низкорентабельного труда осужденных промышленная продукция УИС в целом не востребована ни обществом, ни государством. Стало быть, она существенно не влияет на экономический потенциал страны. Известно, что ни структура, ни качество, ни иные ее потребительские свойства не позволяют ей конкурировать на товарных рынках с продукцией других производителей. Как ни банально это звучит, но «всеобъемлющим» источником роста ФОТ заключенных является их участие в создании как можно большего количества общественных благ.
Можно предположить, что в отношении субъектов УИС речь в этой связи должна идти не столько об их участии в развитии внутриведомственного рынка
товаров и услуг (изготовлении продукции для нужд самих подразделений ФСИН), сколько об обеспечении условий для наращивания ими объемов и расширения номенклатуры конкурентоспособной продукции, поставляемой за его пределы. Возможность для этого только одна — технико-технологическая модернизация производственных процессов, специализация и взаимовыгодная кооперация промышленного сектора УИС с субъектами эффективного предпринимательства, профессиональное обучение и, что особенно важно, последующая трудовая адаптация осужденных в условиях собственной производственно-хозяйственной деятельности ИУ.
На взгляд автора, ни перевод учреждений в категорию «казенных», ни другие «веские» причины не должны помешать формированию целенаправленного и устойчивого спроса государственных органов и сторонних потребителей на содержание, характер и результаты труда отбывающих лишение свободы преступников. И первым шагом в этом деле могло бы стать «возвращение» их в состав трудовых ресурсов страны с обязательным привлечением к участию в целевых федеральных программах ее развития. Тем более что Концепция развития УИС до 2020 г. нацеливает учреждения, исполняющие наказания, на разработку наиболее перспективных направлений производственной деятельности, обновление производственной базы, создание производственных участков в колониях-поселениях с привлечением коммерческих организаций [5]. В противном случае (а именно такой позиции придерживаются оппоненты) «лишение свободы еще более станет похожим на мероприятие исключительно... в бюджетном отношении затратное, а тюрьма и экономика будут находиться в обратно пропорциональной зависимости» [3, с. 31].
В заключение обратимся к отдельным теоретико-прикладным вопросам планирования ФОТ, которые находят свое отражение в практике работы подразделений УИС. Напомним, согласно отмеченному в начале статьи тезису, основной составляющей фонда заработной платы является нормативный фонд. Он рассматривается как ресурс, обеспечивающий, например, в гражданских организациях установленный в трудовых договорах и контрактах уровень оплаты труда по многим ее позициям. Подобную природу имеет и нормативный ФОТ осужденных. Большая его часть, согласно формуле (2), рассчитывается по тарифам (окладам) и затратам рабочего времени исполнителей различ-
ных профессионально-квалификационных групп, занятых на производстве, а меньшая — включает все их обязательные доплаты и надбавки, предусмотренные законодательством. Как правило, именно нормативный фонд — объект планирования в практике хозяйствования большинства объектов экономики. Используемые при этом методы планирования разнообразны: от приростного и метода прямого счета до поэлементного, остаточного или нормативного [2, с. 322—323; 4, с. 30—31].
Для экономистов-производственников, оперирующих данными методами, важно не только знать их названия, но и понимать их сущность. К тому же значимость каждого «инструмента» планирования определяется условиями его применения, основанными на возможности получения информации о численности занятых работников, тарифных ставках оплаты труда, объемах продукции, ее трудоемкости (3). В зависимости от условий производства в местах лишения свободы, его структуры, способов получения и обработки информации планирование ФОТ осужденных также должно осуществляться либо непосредственно по названным выше показателям, либо на основе данных, косвенно характеризующих значения этих показателей.
Если ориентироваться на определение нормативной величины ФОТ, исходя из отчетных данных, без анализа факторов, определяющих трудоемкость работ, то нужно использовать корректирующий (трендовый) метод, называемый нередко приростным. Он основывается на корректировке фонда заработной платы базового периода или на индекс объема продукции, или на индексы средней зарплаты на предприятии и численности работников (формулы 7 и 8).
ФОТ = ФОТ. х 1п, (7)
пл баз Q' у '
где ФОТпл — величина планового фонда оплаты труда, тыс. руб.;
ФОТбаз — величина базового фонда оплаты труда, тыс. руб.;
^ — индекс объема продукции, определяемый отношением объема продукции в плановом периоде к объему продукции в базовом периоде.
ФОТ = ФОТ. х х 4,
пл баз ЗПср Ч'
(8)
где 1Ч — индекс численности персонала;
1ЗПср — индекс средней заработной платы. Указанные индексы устанавливаются в виде отношения средней зарплаты и численности работников в плановом периоде, соответственно,
к средней зарплате и численности работников в базовом периоде.
Учет показателей, которые прямо или косвенно характеризуют трудоемкость продукции и ставки оплаты труда по каждой категории работников и подразделениям предприятия, отражает содержание аналитического (структурно-аналитического) или, другими словами, поэлементного метода планирования ФОТ. Он предполагает использование информации о программе выпуска продукции, нормах трудоемкости, нормах численности и тарифах по группам персонала. Планирование величины основной части нормативного фонда структурно-аналитическим методом основано на формулах (2) и (5) или по аналогии — на формулах (9) и (10).
ФОТП!1 = 1 НЧ] х ТССР],
;=1
=Е &х нз
(9)
(10)
где к — количество профессионально-квалификационных групп (категорий) работников предприятия;
Нч— норма численности персонала ]-й профессионально-квалификационной группы (категории), чел.;
ТССр.— средняя ставка оплаты труда, руб./чел.;
N— номенклатура выпускаемой продукции,
ед.;
Qn— программа выпуска продукции п-го вида в плановом периоде, ед., шт.; НЗПЕп— норма зарплатоемкости единицы продукции п-го вида, руб./ед.; руб./шт. Разумеется, формула (9) используется при планировании повременной оплаты труда вспомогательных рабочих (и служащих), а формула (10) — при планировании фонда зарплаты рабочих-сдельщиков. В реальных условиях нормы зарплатоемкости могут разрабатываться на различные элементы производственного процесса: от расценок на технологические операции до, например, норм зарплатоемкости продукции цеха, определяющих его долю в совокупном фонде оплаты труда предприятия.
При планировании ФОТ поэлементным методом в хозяйственных организациях нередко рассчитываются часовые, дневные, месячные, квартальные и годовые фонды потребления. Различия между этими фондами состоят в учете компенсаций, в том
п=1
числе за время перерывов в работе. В частности, годовой фонд включает оплату за выполненную работу и время очередных отпусков, что имеет прямое отношение к пенитенциарному производству и участвующим в нем осужденным.
В заключение следует отметить, что технологическое совершенствование производства, повышение его технического уровня, объемно-номенклатурных и финансово-экономических показателей создают весомые предпосылки для планирования ФОТ структурно-аналитическими методами. А лежащие в их основе нормы и расценки станут рассматриваться в качестве исходной базы для выполнения различных планово-организационных расчетов в практике производственно-хозяйственной деятельности ИУ.
Список литературы
1. Белкин В. Методика исследования экономических явлений // Человек и труд. 2008. № 2.
2. Генкин Б. М. Экономика и социология труда: учеб. для вузов / 6-е изд., доп. М.: Норма, 2006.
3. Головко Л. В. Пенитенциарная политика, гуманизм и экономика // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2011. № 5.
4. Долинина Т. Внутрифирменная политика оплаты труда // Человек и труд. 2009. № 4.
5. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р.
6. Матвеев А. Обеспечить устойчивую работу производственного сектора // Преступление и наказание. 2009. № 6.
7. Планирование на предприятии: учебник // А. И. Ильин. 4-е изд., стереотип. Мн.: Новое знание, 2003.
8. Погудин О. А. Концепция развития уголовно-исполнительной системы: проблемы реализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 33 (126).
9. Погудин О.А.«Оптимизация» системы оплаты труда осужденных: понятие, противоречие и проблемы достижения // Уголовно-исполнительное право. 2010. № 2 (10).
10. Реймер А. А. Выступление на расширенном заседании Коллегии ФСИН России 9 февраля 2012 г. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. № 3.
11. Сорокин А. П. Задача — обеспечить работой максимальное количество осужденных // Преступление и наказание. 2011. № 8.
12. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ.
ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ
Издательским дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также
монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.
По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий
(495) 721-85-75 [email protected]