Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРТ-ОБЪЕКТОВ ГОРОДА КРАСНОДАРА'

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРТ-ОБЪЕКТОВ ГОРОДА КРАСНОДАРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономический анализ / баланс / финансовый результат / бюджет / economic analysis / balance sheet / financial result / budget

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — К Н. Вицелярова, Ю Н. Захарова, А В. Кудинова

В статье проведен анализ, имеющихся ресурсов ГБУККВЗИК, выявлены основные проблемы их использования, дана оценка результатов деятельности учреждения от двух основных видов деятельности: от деятельности по государственному заданию и приносящей доход деятельности. Выявлено, что от приносящей доход деятельности ГБУККВЗИК имеет положительный финансовый результат, что указывает на эффективность деятельности от данного вида дохода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYZES RESOURCE USAGE AND PERFORMANCE OF THE ART FACILITIES OF THE CITY OF KRASNODAR

The article analyzes the available resources of GBUKKVZIK, identifies the main problems of their use, and evaluates the results of the institution's activities from two main types of activities: from activities on state assignment and income-generating activities. It is revealed that GBUKKVZIK has a positive financial result from incomegenerating activities, which indicates the effectiveness of activities from this type of income.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРТ-ОБЪЕКТОВ ГОРОДА КРАСНОДАРА»

Строительство овощехранилища мощностью 4 тыс. тонн в Чеченской Республике "(инициатор-ООО "Медикс"; стоимость-231,9 млн рублей).

Строительное (ремонтное) предприятие раджпищекомбинат "Урус-Мартан" в городе Урус-Мартан Урус-Мартановского района Чеченской Республики (заявитель - акционерное общество раджпищекомбинат "Урус-Мартан", стоимостью 152,501 млн рублей).

"Закладка постоянных плантаций интенсивного типа с капельным орошением площадью 300 га, в селе Бачи-Юрт Курчалойского района, и емкостью хранения продукции до 10 000 тонн" Инициатор проекта -ООО "Фруттис-Групп" -стоимость - 983,2 млн руб.).

Республиканский бюджет, предусмотренный на эти цели, составил 21,105 млн.

Согласно подпункту "А" пункта 3 перечня поручений президента Российской Федерации В. В. Путину от 5 декабря 2016 г. № Пр-2347ГС, в Республике реализуются 12 целевых моделей, упрощающих хозяйственные процедуры и повышающих инвестиционную привлекательность субъектов Российской Федерации (функции правительства Чеченской Республики от 22.02.2017 г. № 49-р-54-р). Информация о достижении дорожной целевой карты факторов публикуется ежеквартально на электронной платформе "Регион-ГО".

Источники:

1. Анаева З.К., Базуркаева Ж.А. Оценка экономической ситуации Чеченской Республики и инвестиционная привлекательность, 2016 год

2. Кисова А.Е. Инвестиции и инвестиционный анализ: практикум. // Липецкий государственный технический университет, 2018 год

3. Новиков А.В. Инвестиционная привлекательность региона: Учеб.пособие// Новосибирск, 2011г. References:

1. Anaeva Z.K., Bazurkaeva Zh.A. Assessment of the economic situation of the Chechen Republic and investment attractiveness, 2016

2. Kisova A.E. Investment and Investment Analysis: Workshop. // Lipetsk State Technical University, 2018

3. Novikov A.V. Investment attractiveness of the region: Textbook // Novosibirsk, 2011.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-10835

К.Н. Вицелярова - доцент кафедры арт-бизнеса и рекламы, к.э.н., Краснодарский государственный институт культуры, 89184313202@mail.ru,

K.N. Vitselyarova - associate professor of the department of art business and advertising, candidate of economics, Krasnodar state institute of culture;

Ю.Н. Захарова - доцент кафедры арт-бизнеса и рекламы, к.э.н., Краснодарский государственный институт культуры, 89184313202@mail.ru,

Yu.N. Zakharova - associate professor of the department of art business and advertising, candidate of economics, Krasnodar state institute of culture;

А.В. Кудинова - доцент кафедры арт-бизнеса и рекламы, к.и.н., Краснодарский государственный институт культуры, 89184313202@mail.ru,

A.V. Kudinova - associate professor of the department of art business and advertising, kin., krasnodar state institute of culture.

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРТ-ОБЪЕКТОВ

ГОРОДА КРАСНОДАРА ANALYZES RESOURCE USAGE AND PERFORMANCE OF THE ART FACILITIES OF THE CITY OF KRASNODAR

Аннотация. В статье проведен анализ, имеющихся ресурсов ГБУККВЗИК, выявлены основные проблемы их использования, дана оценка результатов деятельности учреждения от двух основных видов деятельности: от деятельности по государственному заданию и приносящей доход деятельности. Выявлено, что от приносящей доход деятельности ГБУККВЗИК имеет положительный финансовый результат, что указывает на эффективность деятельности от данного вида дохода

Abstract. The article analyzes the available resources of GBUKKVZIK, identifies the main problems of their use, and evaluates the results of the institution's activities from two main types of activities: from activities on state assignment and income-generating activities. It is revealed that GBUKKVZIK has a positive financial result from income-generating activities, which indicates the effectiveness of activities from this type of income

Ключевые слова: экономический анализ, баланс, финансовый результат, бюджет. Keywords: economic analysis, balance sheet, financial result, budget.

В современных рыночных условиях залогом стабильного развития учреждения является его финансовая устойчивость. Она показывает состояние финансовых потоков, при котором учреждение свободно может манипулировать денежными ресурсами, чтобы эффективно их использовать и контролировать бесперебойной процесс своей жизнедеятельности.

Успех работы учреждения зависит от некоторых условий, одним из которых является наличие необходимого объёма финансов в учреждении, достаточным для стабильного функционирования и конкурентоспособности в современных условиях. Это относится как к коммерческим организациям, так и бюджетным, в частности социально-культурным учреждениям.

Чтобы обеспечивать выживаемость социально-культурного учреждения, прежде всего руководству нужно реально оценивать финансовое положение своей организации, а также финансовое положение потенциальных конкурентов.

Без значительных перемен в сферах управления активами, капиталом, себестоимостью многие учреждения после непродолжительного успеха вновь оказываются на грани кризиса.

Проводить анализ мы будем на примере Краснодарского краевого выставочного зала изобразительных искусств, который был образован в 1989 году и является крупнейшим экспозиционным центром и современным арт-объектом на юге России. Его учредитель - Министерство культуры Краснодарского края.

На сегодняшний день полное наименование бюджетного учреждения: Государственное бюджетное учреждение культуры «Краснодарский краевой выставочный зал изобразительных искусств». Сокращенное -(ГБУККВЗИК).

Бюджетное учреждение имеет филиал «Исторический парк «Россия - моя история».

Бюджетное учреждение призвано способствовать сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, пропаганде и изучению изобразительного искусства средствами выставочной, экскурсионной, лекционной и рекламно-издательской деятельности.

Для достижения целей ГБУККВЗИК осуществляет следующие основные виды деятельности:

- публичный показ музейных предметов музейных коллекций (организация выставок, в том числе передвижных, интерактивных мультимедийных проектов);

- создание экспозиций (выставок), организация выездных поездок;

- организация мероприятий: тематических вечеров;

- проведение выставок на договорной основе, мастер-классов и семинаров.

Основные сведения об ГБУККВЗИК представлены в таблице 1. Анализируя ресурсы ГБУККВЗИК, можно сделать вывод, что объем средств, предусмотренный и направленный учредителем на финансовое обеспечение деятельности бюджетным учреждением учреждения за последние два года, не менялся и на конец 2019 г. составил 51221,65 тыс. руб. Такая же ситуация и с объемом средств на выполнение государственного задания и на реализацию мероприятий государственных программ - объем не менялся и составил на конец отчетного периода 51059,82 тыс. руб. и 158,00 тыс. руб. соответственно.

Количество штатных единиц учреждения, задействованных в осуществлении основных видов деятельности и установленная численность учреждения, численность в соответствии с утвержденным штатным расписанием учреждения не менялось и составила на конец 2019 г. 44 и 99 штатных единиц.

Таблица 1 - Ресурсы ГБУККВЗИК (на конец года)

Наименование показателя 2018 г. 2019 г. Отклонение (+;-)

Объем средств, предусмотренный и направленный учредителем на финансовое обеспечение деятельности бюджетным учреждением учреждения, всего, тыс. руб. 51221,65 51221,65 0,00

в том числе на выполнение государственного задания 51059,82 51059,82 0,00

на реализацию мероприятий государственных программ 158,00 158,00 0,00

Количество штатных единиц учреждения, задействованных в осуществлении основных видов деятельности 44 44 0

Установленная численность учреждения, численность в соответствии с утвержденным штатным расписанием учреждения 99 99 0

Количество штатных единиц учреждения, осуществляющих правовое и кадровое обеспечение, бухгалтерский учет, административно-хозяйственное обеспечение, информационно-техническое обеспечение, делопроизводство 55 55 0

Количество вакантных должностей 25 12 13

в % к штатному расписанию 25,3 12,1 -13,2

Фактическая численность сотрудников учреждения, принятых на условиях трудового договора, всего, чел. 74 87 13

в % к штатному расписанию 74,7 87,9 13,2

в том числе численность работников с высшим образованием 49 61 12

в % к фактической численности 66,2 70,2 4,0

численность работников со средне- специальным образованием 9 12 3

в % к фактической численности 12,2 13,8 1,6

Средняя заработная плата сотрудников учреждения, в том числе:

руководителя 79,17 82,27 3,10

заместителей руководителя 74,16 85,96 11,80

специалистов 34,47 39,83 5,36

Количество вакантных должностей в 2019 г. по справленною с 2018 г. уменьшилось на 13 единиц или 52 %, что говорит об улучшении укомплектованности штата сотрудниками ГБУККВЗИК.

В связи с этим фактическая численность сотрудников учреждения, принятых на условиях трудового договора, увеличилась на 13 чел. и составила 87 чел., что составляет 87,9 % к штатному расписанию.

Численность работников с высшим образованием на конец 2019 г. составила более 70 % всех фактически работающих сотрудников.

Таблица 2 - Структура объема средств, предусмотренный и направленный учредителем

на выполнение государственного задания ГБУККВЗИК, на конец 2019 г.

Наименование показателя тыс. руб. в % к итогу

Государственная работа № 1 «Создание экспозиций (выставок) музеев, организация выездных выставок» (на стационаре) 6435,35 12,6

Государственная услуга № 2 «Публичный показ музейных предметов, музейных коллекций» (в стационарных условиях) 7994,07 15,7

Государственная работа № 1 «Создание экспозиций (выставок) музеев, организация выездных выставок» (на стационаре) 26524,82 51,9

Государственная работа № 2 «Организация и проведение культурно-массовых мероприятий» (иной деятельности, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности) 1514,11 3,0

Государственная работа № 3 «Организация и проведение культурно-массовых мероприятий» (презентации) 8587,64 16,8

Налоги 3,83 0,0

ИТОГО 51059,82 100,0

Анализ таблицы 2 показывает, что в структуре выделяемых средств наибольший удельный вес приходиться на финансирование государственной работы № 1 «Создание экспозиций (выставок) музеев, организация выездных выставок» (на стационаре) - 51,9 и 12,6 %%.

■ Государственная работа № 1 «Создание экспозиций (выставок) музеев, организация выездных выставок» (на стационаре)

■ Государственная услуга № 2 «Публичный показ музейных предметов, музейных коллекций» (в стационарных условиях)

■ Государственная работа № 1 «Создание экспозиций (выставок) музеев, организация выездных выставок» (на стационаре)

■ Государственная работа № 2 «Организация и проведение культурно-массовых мероприятий» (иной деятельности, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности)

■ Государственная работа № 3 «Организация и проведение культурно-массовых мероприятий» (презентации)

Рисунок 1 - Структура объема средств, предусмотренных на выполнение государственного задания ГБУККВЗИК, на конец 2019 г.

На втором месте объем средств на финансирование государственной работы № 3 «Организация и проведение культурно-массовых мероприятий» (презентации) - 16,8 % и на третьем месте государственная услуга № 2 «Публичный показ музейных предметов, музейных коллекций» (в стационарных условиях) - 15,7 %.

Более наглядно структуру объема средств, предусмотренных на выполнение государственного задания, иллюстрирует рисунок 1.

В таблице 3 рассмотрим динамику и структуру объема средств, использованных ГБУККВЗИК в разрезе выплат, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Таблица 3 - Динамика и структура объема средств, использованных ГБУККВЗИК

в разрезе выплат, предусмотренных планом _финансово-хозяйственной деятельности учреждения_

2018 г. 2019 г. 2019 г. к 2018 г.

Показатель тыс. руб. в % к итогу тыс. руб. в % к итогу в %

На выполнение государственного задания 73574,96 99,8 69396,02 99,8 -4178,94 94,3

в том числе

оплата труда и начисления на выплаты по оплате

труда, всего 45218,00 61,3 45200,31 65,0 -17,69 100,0

в том числе

заработная плата 34706,55 47,1 34690,52 49,9 -16,03 100,0

прочие выплаты 50,42 0,1 48,74 0,1 -1,68 96,7

начисления на выплаты по оплате труда 10461,04 14,2 10461,04 15,0 0 100,0

оплата работ, услуг, всего 19314,20 26,2 16898,12 24,3 -2416,08 87,5

в том числе

услуги связи 2882,17 3,9 2628,14 3,8 -254,03 91,2

коммунальные услуги 10835,73 14,7 9070,08 13,0 -1765,65 83,7

работы, услуги по содержанию имущества 2163,49 2,9 1784,98 2,6 -378,51 82,5

прочие работы, услуги 3432,81 4,7 3414,91 4,9 -17,9 99,5

прочие расходы (налоги, сборы) 205,23 0,3 7,38 0,0 -197,85 3,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

поступление нефинансовых активов 8837,51 12,0 7290,21 10,5 -1547,3 82,5

На реализацию мероприятий государственных программ 158,00 0,2 158,00 0,2 0 100,0

ИТОГО 73732,96 100 69554,02 100,0 -4178,94 94,3

Анализ таблица 3 показывает, что практически по всем выплатам произошли сокращения, так объем выплат на государственное задание уменьшился на 4178,94 тыс. руб. или 5,7 %, оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда уменьшились на 17,69 тыс. руб. или на 0,04 %.

В структуре объема средств, использованных ГБУККВЗИК в разрезе выплат, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения наибольший удельный вес на протяжении всего анализируемого периода, занимает объем средств на выполнение государственного задания 99,8 %, в этой строке выплат наибольшее значение принадлежит на конец 2019 г. выплатам по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда - 65 %, на втором месте оплата услуг - 24,3 %.

Универсальным документом, отражающим как имущество учреждения, так и его финансовое состояние, и финансовые результаты, является бухгалтерский баланс.

Горизонтальный и вертикальный анализы данных бюджетной отчетности дают представление о произошедших качественных изменениях в структуре средств и их источников, динамике этих изменений.

Основным источником финансирования для учреждений культуры, является бюджет различных уровней, который является предметом гарантий от государства и несет с собой процесс развития культуры для деятельности страны.

Бюджетные поступления осуществляются посредством предоставления средств из бюджета, выделенных региону или муниципалитету.

Такая практика реализуется на возвратной и безвозвратной основе.

Бюджетополучатели, в лице которых выступают и учреждения культуры и искусства, обязаны направить данные выплаты на покрытие своих расходов

конкретного характера: затраты на проведение мероприятий и других форм деятельности, установленных и утвержденных руководством при планировании бюджета.

Поскольку бюджетные финансирования - повсеместно реализуемая практика, у нее имеются характерные принципы. Они делятся на две категории:

- Общие касаются каждого бюджетополучателя;

- Частные касаются только тех организаций, что имеют определенную организационно-правовую форму и метод хозяйствования.

Рассмотрев каждую категорию подробнее, мы сможем получить более ясное представление о том, какую роль бюджетные поступления играют в деятельности разных организаций, в том числе учреждений культуры и искусства.

Общие принципы включают:

1. Обязанность бюджетополучателей соблюдать законность (получение финансирования из бюджета можно реализовывать только в соответствии со сводной бюджетной росписью и если учреждение действительно должно получить финансы в соответствии с утвержденным в регионе или муниципалитете бюджетом).

2. Распределение бюджета происходит в соответствии с его назначением. Это позволяет наблюдать за тратами и отслеживать неправомерное использование бюджетных средств. В случае, когда они тратятся не по назначению, ответственные лица могут понести административную или уголовную ответственность, в зависимости от суммы растрат.

3. Бюджет выдается только в строгом соответствии с лимитом бюджетных обязательств. Это требует первичных расчетов, по итогам которых происходит распределение средств. Данный принцип необходим, чтобы бороться с неправомерным использованием бюджетного финансирования. Например, если учреждение культуры получает какую-то долю бюджета на проведение фестиваля, заранее рассчитывается, сколько для этого необходимо финансирования. Учреждение в дальнейшем получает ровно столько финансов, чтобы реализовать поставленные задачи в рамках бюджета. В данном процессе важно отслеживать ассигнации, полученные учреждением ранее.

Бюджетные учреждения имеют следующие формы финансирования:

1. Представляются в виде ассигнования на различные цели, например:

- поддержку деятельности учреждения, относящегося к бюджету;

- уплату по счетам за товары, работы и услуги, которые были реализованы в соответствии с заключенными государственными и муниципальными договорами.

2. На реализацию других государственных полномочий, которые будут реализовываться на других уровнях власти.

3. Кредиты бюджетного типа юридическим лицам (сюда мы относим в том числе и налоговые кредиты, рассрочки и прочее).

4. Трансферты гражданам и бюджетам, стоящим ниже (например, от регионального к муниципалитету).

5. Инвестиции в определенные организации, дотации, ссуды и субсидии.

6. Денежные поступления, необходимые в рамках исполнения обязательств по долгу.

7. Кредиты, которые выдаются иностранным государствам.

Помимо факта необходимости выделить бюджетные средства на решение определенных задач, важен и порядок предоставления этого финансирования из бюджета. Как правило, он зависит от нескольких факторов, ключевым из которых является организационно-правовой статус бюджетополучателя.

Бюджетное учреждение получает финансирование в безвозвратном порядке.

При этом размер поступающих финансов строго выверен, произведен расчет, достаточно ли будет полученных средств в соответствии с назначениями, в связи с которыми эти деньги выделялись.

Бюджетные учреждения получают такое финансирование на регулярной основе, поэтому важно предусмотреть, в какой временной период (обычно принимаются поквартальные поступления) и в каком количестве будет поступать финансирование. Его конечный размер и время, когда средства поступят в распоряжение учреждений, от имеющихся государственных (муниципальных) заданий.

Важную роль при подобном устройстве бюджетных поступлений играет система корректировки. Она необходима для того, чтобы вносить в имеющуюся систему изменения. Дополнения и корректировки появляются по самым разным причинам, например, в случае если рассматривать практику деятельности учреждения культуры и искусства, проведение дополнительного мероприятия уже повлечет за собой перерасчёт бюджета. Все дело в том, что на каждое мероприятие устанавливается свой бюджет, и забирать финансовые поступления с одного на другое нельзя, так как тогда упадет уровень его реализации. Именно поэтому финансово-бюджетная дисциплина предусматривает возможность корректировок.

Помимо бюджетных организаций, на бюджетные финансы рассчитывают и российские предприятия. Для них такое финансирование рассматривается в формате займа. Однако, стоит сказать, что юридическим лицам, по отношению к которым иностранные физические или юридические лица являются инвесторами, такие займы не рассматриваются. Помимо этого, отличия, российские предприятия должны возвращать полученные деньги, в том числе точно в срок. В ином случае предусмотрена мера наказания в виде штрафа, что взымается точно согласно установленным законодательством размерах.

Так как в ГБУККВЗИК показатели от деятельности с целевыми средствами отсутствуют, то проведем горизонтальный анализ активов и пассивов учреждения на начало 2018, 2019 и 2020 гг. от деятельности по государственному заданию и от деятельности, приносящей доход.

На начало 2020 г. произошло увеличение нефинансовых активов на 4783,54 тыс. руб. или на 6,2 %. На данное увеличение повлиял, в основном, рост остаточной стоимости прав пользования активами на 3128,31 тыс. руб. или на 4,2 %.

Увеличение остаточной стоимости основных средств, материальных запасов и расходов будущих периодов существенного влияние не оказало.

Финансовые активы ГБУККВЗИК за анализируемый период уменьшились на 63017,98 тыс. руб. Это уменьшение связано с отсутствием на начало 2020 г. дебиторской задолженности по доходам, тогда как на начало 2019 г. она составляла 45130,20 тыс. руб. Денежные средства сокращались.

Пассив представлен расчетами по принятым обязательствам третьего раздела и финансовым результатом четвертого раздела.

Финансовый результат на начало 2020 г. имеет отрицательное значение и составляет 1572 тыс. руб., тогда как на начало 2019 г. он был положительным и составлял 18582,38 тыс. руб.

Горизонтальный анализ баланса от приносящей доход деятельности показал, что по всем статья баланса от приносящей доход деятельности произошло увеличение показателей. Финансовый результат стал больше на 3208,16 тыс. руб. или в 10 раз, что положительно характеризует деятельность ГБУККВЗИК от данного вида дохода.

За счет того, что финансовые активы представлены только денежными средствами и дебиторской задолженностью от приносящей доход деятельности соответственно финансовые активы также увеличились на 1423,49 тыс. руб.

Так как от деятельности по государственному заданию прочие расчеты с дебиторами на начало 2018 г. и финансовый результат на начало 2020 г. имеет отрицательное значение то вертикальный анализ по этим годам проводить не целесообразно, поэтому в таблице 6 рассмотрим вертикальный анализ баланса от деятельности по государственному заданию на начало 2019 г.

В структуре актива баланса ГБУККВЗИК от деятельности по государственному заданию первое место принадлежит нефинансовым активам (53,2 %), а именно правам пользования активами по остаточной стоимости (51,7 %), на втором месте дебиторская задолженность по доходам (31,2 %), замыкает тройку лидеров актива денежные средства (15,6 %).

■ Основные средства (балансовая стоимость) ■ Амортизация

■ Основные средства (остаточная стоимость) ■ Материальные запасы

■ Права пользования активами ■ Расходы будущих периодов

■ Денежные средства ■ Дебиторская задолженность по доходам

■ Дебиторская задолженность по выплатам

Рисунок 2 - Вертикальный анализ актива баланса ГБУККВЗИК от деятельности по государственному заданию, на начало 2019 г.

■ Кредиторская задолженность по выплатам ■ Расчеты по платежам в бюджет

■ Расчеты с учредителем ■ Доходы будущих периодов

■ Резервы предстоящих расходов ■ Финансовый результат

Рисунок 3 - Вертикальный анализ пассива баланса ГБУККВЗИК от деятельности по государственному заданию, на начало 2019 г.

В структуре пассива наибольший удельный вес занимают доходы будущих периодов - 82,9 %, на втором месте финансовый результат - 12,9 %. Все остальные статьи раздела пассива имеют незначительный удельный

вес. Наличие положительного финансового результат положительно характеризует деятельность ГБУККВЗИК на начало отчетного периода.

Наиболее наглядно структура баланса представлена на рисунках 2,3.

Вертикальный анализ баланса ГБУККВЗИК от приносящей доход деятельности показал, что в активе баланса на протяжении всего анализируемого периода преобладают денежные средства 56,7, 68,5 и 45,6 %% соответственно, что также положительно характеризует приносящую доход деятельность. На втором месте материальные запасы 11,6 и 42,3 %% в 2019-2020 гг. соответственно. В 2018 г. втрое место принадлежало дебиторской задолженности 29,6 %, которая сместилась в 2019 и 2020 гг. на третьем место - 8,5 и 3 %% соответственно.

В структуре пассива баланса ГБУККВЗИК от приносящей доход деятельности наибольший удельный вес принадлежит финансовому результату 48,7, 66,8 и 93,2 %% соответственно. Причем на начало 2020 г. это статья пассива занимает практически весь удельный вес пассива увеличившись на 44,5 процентных пункта по сравнению с началом 2018 г. и на 26,4 процентных пункта по сравнению с началом 2019 г. Это, в свою очередь также дополняет вывод о финансовой устойчивости ГБУККВЗИК. Расчеты по платежам в бюджет занимают вторую позицию - 31,8, 28,0 и 5,2 %% соответственно и на третьем месте кредиторская задолженность - 19,5, 5,2 и 1,1 %% соответственно.

Наиболее наглядно вертикальный анализ баланса от приносящей доход деятельности представлен на рисунке 4.

100% 80% 60% 40% 20% 0%

2018 2019 2020

■ Основные средства (остаточная стоимость) ■ Материальные запасы

■ Расходы будущих периодов ■ Денежные средства

■ Дебиторская задолженность по доходам «Дебиторская задолженность по выплатам

Рисунок 4 - Структура баланса ГБУККВЗИК от приносящей доход деятельности, %

Далее проанализируем отчет о финансовых результатах ГБУККВЗИК, который представлен на 01 января 2018-2019 гг. в таблице 4.

Таблица 4 - Доходы и расходы ГБУККВЗИК

Наименование показателя 2018 г. 2019 г. Изменение 2019 г. от 2018 г.

(+;-) в %

Доходы, всего 51670,83 131168,95 79498,12 253,9

в т. ч. от деятельности с целевыми средствами 166,38 158 -8,38 95,0

в % к всего 0,3 0,1 -0,2 х

деятельности по государственному заданию 42804,21 115020,98 72216,77 268,7

в % к всего 82,8 87,7 4,8 х

от приносящей доход деятельности 8700,24 15989,97 7289,73 183,8

в % к всего 16,8 12,2 -4,6 х

Расходы, всего 53944,68 147148,78 93204,1 272,8

в т. ч. от деятельности с целевыми средствами 45725,53 98 -45627,53 0,2

в % к всего 84,8 0,1 -84,7 х

деятельности по государственному заданию 8219,15 135235,99 127016,84 1645,4

в % к всего 15,2 91,9 76,7 х

от приносящей доход деятельности 0 11814,78 11814,78 х

в % к всего 0,0 8,0 8,0 х

Операционный результат до налогообложения, всего -2273,85 -15979,83 х х

в т. ч. от деятельности с целевыми средствами -45559,15 60 х х

деятельности по государственному заданию 34585,06 -20215,02 х -х

от приносящей доход деятельности 8700,24 4175,19 -4525,05 48,0

Анализируя таблицу 4, видим, что в 2019 г. по сравнению с 2018 г. доходы учреждения увеличились на 79498,12 тыс. руб. или в 2,5 раза. Данное увеличение связано прежде всего с деятельностью по государственному заданию, доходы от которой за этот период увеличились на 72216,77 тыс. руб. или в 2,7 раза. Приносящая доход деятельность имеет незначительный удельный вес в структуре доходов 12,2 %, и она увеличивается в 2019 г. по

сравнению с 2018 г. на 7289,73 тыс. руб. или на 83,8 %, хотя ее доля в доходах ГБУККВЗИК сократилась на 4,6 процентных пункта.

Следует отметить, что деятельность, связанная с целевыми средствами представлена субсидиями и прочими доходами.

Несмотря на увеличение доходов учреждения, происходит и значительное увеличение расходов на 93204,1 тыс. руб. или в 2,7 раза. На увеличение расходов в целом по организации оказало увеличение расходов деятельности по государственному заданию, расходы по которой в 2019 г. по сравнению с 2018 г. увеличились на 127016,84 тыс. руб. или в 16,5 раз. Так как этот вид деятельности занимает около 90 % всех расходов учреждения.

В результате учреждение получила отрицательный операционный результат до налогообложения в размере 15979,83 тыс. руб., что ниже уровня 2018 г. на 13705,98 тыс. руб., что негативно характеризует финансовую деятельность организации.

Положительный финансовый результат был получен только от приносящей доход деятельности в 2019 г. - 4175 тыс. руб., что на 4525,05 меньше, чем в 2018 г. или на 52 %.

По всем статьям расходов учреждения произошло увеличение. Так, расходы на заработную плату увеличились на в 2,6 раз, арендная плата за пользование имуществом - в 2,8 раз, работы, услуги по содержанию имущества - в 3,2 раза, прочие работы и услуги - на 54,4 %. Амортизация основных средств и нематериальных активов увеличилась на 60,4 %.

В структуре пассива наибольший удельный вес занимают доходы будущих периодов - 82,9 %, на втором месте финансовый результат - 12,9 %. Все остальные статьи раздела пассива имеют незначительный удельный вес. Наличие положительного финансового результат положительно характеризует деятельность ГБУККВЗИК на начало отчетного периода.

Положительный финансовый результат был получен только от приносящей доход деятельности в 2019 г. - 4175 тыс. руб., что на 4525,05 меньше, чем в 2018 г. или на 52 %.

В структуре расходов (рисунок 5) за последние два года существенных изменений не произошло. Так, и в 2018 г. и в 2019 г. наибольший удельный вес занимают расходы на арендную плату за пользование имуществом 43,7 % в 2018 г. и 44,2 % в 2019 г. на втором месте расходы на заработную плату 28,6 % в 2018 г. и 26,7 % в 2019 г. Наименьший удельный вес в структуре расходов ГБУККВЗИК в 2019 г. занимают услуги связи, транспортные услуги, работы по содержанию имущества и прочие расходы (меньше 2 %).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

100% 80% 60% 40% 20% 0%

2018 г. 2019 г.

■ Расходование материальных запасов

■ Амортизация основных средств и нематериальных активов

■ Прочие расходы

■ Прочие работы услуги

■ Работы, услуги по содержанию имущества

■ Арендная плата за пользование имуществом

■ Коммунальные услуги

■ Транспортные услуги

■ Услуги связи

■ Начисления на выплаты по оплате труда

■ Прочие выплаты

■ Заработная плата

Рисунок 5 - Структура расходов ГБУККВЗИК

Таким образом, в структуре выделяемых средств на выполнение государственного муниципального задания наибольший удельный вес приходиться на финансирование государственной работы № 1 «Создание экспозиций (выставок) музеев, организация выездных выставок» (на стационаре) - 51,9 и 12,6 %%. По всем статья баланса от приносящей доход деятельности произошло увеличение показателей. Финансовый результат стал больше на 3208,16 тыс. руб. или в 10 раз, что положительно характеризует деятельность ГБУККВЗИК от приносящей доход деятельности и эффективности использования всех имеющихся ресурсов от данного вида дохода.

Источники:

1. Вицелярова К.Н. Механизм функционирования современного арт-рынка/ К.Н. Вицелярова // В сборнике: культурные и научно-образовательные стратегии по реализации национальных проектов 2024. Материалы научно-практической конференции. 2019. С. 41-46.

2. Кудинова А. В. История возникновения и развития корпоративных отношений / А.В. Кудинова //Культурная жизнь Юга России. 2011. № 4 (42). С. 42-45

3. Сухарев А.Н. Арт-рынок: теоретические и практические аспекты/ А.Н. Сухарев // Финансы и кредит. 2013. №43 (571).

References:

1. Vitselyarova K.N. The mechanism of functioning of the modern art market / K.N. Vitselyarova // In the collection: cultural and scientific and educational strategies for the implementation of national projects 2024. Materials of the scientific and practical conference. 2019.S. 41-46.

2. Kudinova A. V. History of the emergence and development of corporate relations / A.V. Kudinova // Cultural life of the South of Russia. 2011. No. 4 (42). S. 42-45

3. Sukharev A.N. Art market: theoretical and practical aspects / A.N. Sukharev // Finance and Credit. 2013. No. 43 (571).

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-10836

А.И. Девятилова - доцент кафедры, Юго-Западный государственный университет (a.devyatilova@mail.ru),

A. I. Deviatilova - Assistant Professor, Southwest State University;

И.Г. Ершова - профессор кафедры финансов и кредита, д.э.н., Юго-Западный государственный университет (ershovairgen@yandex.ru),

I.G. Ershova - Professor of the Department of Finance and Credit: Doctor of Economics; Southwest State University.

УПРАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ MANAGEMENT OF A NATIONAL INNOVATION SYSTEM

Аннотация. Неравномерность инновационного развития в мировых странах, переходные процессы в бывших постсоветских странах тяжело поддаются анализу в неоклассических и монетаристских теориях, поскольку данные теории ориентированы на анализ сбалансированных экономических систем. На данный момент большинство стран имеют не сбалансированную экономическую систему, на развитие которой оказывает влияние не только макроэкономические процессы, но и существенную роль играет поведение отдельных ее элементов, от упорядоченной работы которых зависит эффективный механизм управления данной системой.

Для разработки эффективных рекомендаций по управлению такими экономическими системами необходимо включать в анализ институциональные подходы. Одним из таких подходов является концепция институциональной инфраструктуры, которая может стать методологическим подходом к институциональному строительству экономической системы. В широком смысле институциональную инфраструктуру инновационного процесса целесообразно рассматривать в рамках теории национальных инновационных систем.

Стратегической целью развития инновационной деятельности и формирования инновационной экономики в нашей стране на ближайшие годы можно назвать комплексное развитие отечественных производств и территорий до уровня их конкурентоспособности в мире. А это требует проведения структурной модернизации экономики страны, технико-технологического перевооружения производств, борьбы с теневой экономикой, криминализацией и коррупцией, выработки нового законодательства в сфере экономической и инновационной деятельности.

Abstract. The unevenness of innovative development in world countries, transition processes in the former post-Soviet countries are difficult to analyze in neoclassical and monetarist theories, since these theories are focused on the analysis of balanced economic systems. At the moment, most countries have an unbalanced economic system, the development of which is influenced not only by macroeconomic processes, but also by the behavior of its individual elements, on the orderly operation of which the effective management mechanism of this system depends.

To develop effective recommendations for managing such economic systems, it is necessary to include institutional approaches in the analysis. One of these approaches is the concept of institutional infrastructure, which can become a methodological approach to the institutional building of an economic system. In a broad sense, the institutional infrastructure of the innovation process should be considered within the framework of the theory of national innovation systems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.