БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
DOI: 10.31107/2075-1990-2021-1-107-124
Учет и анализ денежных потоков казенных учреждений исполнения наказаний
Татьяна Георгиевна Арбатская
E-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-4500-2176 Байкальский государственный университет, Иркутск 664003, Российская Федерация
Аннотация
Общемировой экономический кризис, усиленный пандемией новой коронавирусной инфекции, привел к значительному ухудшению финансового состояния большинства экономических субъектов. Проблема не обошла стороной и организации бюджетной сферы, получающие финансирование из бюджета. Даже если организация осуществляет деятельность, приносящую доход, в условиях снижения объема продаж сокращается поступление денежных средств, увеличивается дебиторская и кредиторская задолженность. Казенные учреждения уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний (УИС ФСИН) для выполнения своих функций используют не только средства бюджета, но и средства, полученные от привлечения осужденных к труду. Поэтому интерес внутренних и внешних пользователей к денежным потокам пенитенциарных учреждений неуклонно повышается. В этих условиях усиливается информационно-аналитическая функция отчета о движении денежных средств. В отличие от других форм отчетности указанный отчет раскрывает направления поступления и использования денежных средств в разрезе экономической сущности текущих и инвестиционных операций (финансовые операции не характерны для учреждений уголовно-исполнительной системы), а также позволяет получить информацию о денежных потоках, полезную не только для контроля за целевым использованием средств, но также для текущего и прогнозного анализа. В настоящем исследовании обобщены теоретические положения учета денежных потоков казенных учреждений УИС ФСИН и предложена методика анализа на основе отчета о движении денежных средств.
Ключевые слова: денежные потоки, отчет о движении денежных средств, представление отчета о движении денежных средств, источники финансового обеспечения, анализ денежных потоков
JEL: Н61, Н83
Для цитирования: Арбатская Т. Г. Учет и анализ денежных потоков казенных учреждений исполнения наказаний // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 1. С. 107-124. DOI: 10.31107/ 2075-1990-2021-1-107-124.
© Арбатская Т. Г., 2021
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-1-107-124
Accounting and Analysis of Cash Flows of Penal Entities
Tatyana G. Arbatskaya
Baikal State University, Irkutsk 664003, Russian Federation [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4500-2176
Abstract
The global economic crisis, exacerbated by the pandemic of the new coronavirus infection, has led to a significant deterioration in the financial state of most economic entities. This problem has also affected public sector entities receiving budget financing. Even if a given public sector entity is engaged in entrepreneurial activity, with a decrease in sales cash flow decreases, whereas accounts receivable and payable increase. To carry out their statutory activities, state entities of the penitentiary system in the Russian Federation use not only budgetary funds, but also funds received from the sale of products manufactured by convicts. Therefore, the interest of users in the cash flows of penitentiary institutions is steadily increasing. The above strengthens the information and analytical functions of cash flow statements. Unlike other forms of reporting, the cash flow statement should report cash flows during the period classified by operating and investing activities (financing activity is not typical for penitentiary entities). In addition, the statement of cash flows provides useful information not only for controlling the use of budget funds, but also for current and forecast analysis. The article investigates the theoretical principles of accounting of cash flows of public sector entities of the penitentiary system of the Russian Federation. Results of the study include a proposal to improve the form of the cash flow statement by including an analytical feature — the source of financing activities. The study also presents and tests a methodology for analyzing cash flows in the context of funding sources.
Keywords: cash flows, cash flow statement, presentation of a cash flow statement, financing, cash flow analysis
JEL: H61, H83
For citation: Arbatskaya T.G. Accounting and Analysis of Cash Flows of Penal Entities. Financial Journal, 2021, vol. 13, no. 1, pp. 107-124 (In Russ.). DOI: 10.31107/2075-1990-2021-1-107-124.
© Tatyana G. Arbatskaya, 2021
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы учета и раскрытия в отчетности информации о денежных потоках, а также их анализа исследованы в большей степени в отношении коммерческих организаций в трудах отечественных ученых С. М. Бычковой, Д. Г. Бадмаевой [Бычкова С. М., Бадмаева Д. Г., 2014], В. В. Ковалева [Ковалев В. В., 2008], Г. К. Мамедовой [Мамедова Г. К., 2015], Е. М. Сорокиной [Сорокина Е. М., 2012], А. Д. Шеремета [Шеремет А. Д., 2009] и др. Вместе с тем предлагаемое методическое обеспечение анализа денежных потоков коммерческих организаций имеет ограниченные возможности применительно к анализу денежных потоков организаций бюджетной сферы. Обзор специальной литературы показал, что вопросы учета и анализа денежных средств и денежных потоков организаций бюджетной сферы преимущественно в отношении бюджетных и автономных учреждений рассматриваются в работах Т. Г. Арбатской [Арбатская Т. Г., 2018], Н. В. Кузнецовой [Кузнецова Н. В., 2012], М. Ю. Гинзбурга и соавторов [Гинзбург М. Ю. и др., 2015], О. Е. Орловой [Орлова О. Е., 2018]. Отдельные аспекты учета финансового обеспечения деятельности органов государственной власти и контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств раскрываются, например, в исследованиях [Распутина А. В., 2015; Распутина А. В., 2016; Сорокина Т. В. и др., 2015]. Вместе с тем комплексные методики анализа денежных
потоков казенных учреждений — получателей бюджетных средств в настоящее время отсутствуют. Особенности правового положения, финансового обеспечения и другие особенности деятельности казенных учреждений ограничивают возможности применения существующих методик для анализа денежных потоков в казенных учреждениях. К числу недостаточно исследованных следует также отнести проблему полноты информационной базы для анализа денежных потоков получателя бюджетных средств. Недостаточная проработанность рассматриваемой темы в теоретическом и практическом аспектах определила цель и задачи исследования.
Последние десятилетия в России продолжается реформирование бюджетного учета и отчетности, являющихся основными источниками информации для принятия экономических решений, контроля за использованием государственных финансов и их анализа. В результате реализации одного из пунктов программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора с 01.01.2019 вступил в силу ФСБУ государственных финансов «Отчет о движении денежных средств»1 (далее — Стандарт), установивший единые методические основы формирования отчета о движении денежных средств (далее — ОДДС, Отчет). Целью настоящего исследования является обобщение теоретических положений и разработка методических рекомендаций по совершенствованию анализа денежных потоков казенных учреждений УИС ФСИН на основе отчета о движении денежных средств. Для достижения цели поставлены задачи:
— выделить отраслевые особенности, влияющие на формирование учетно-аналити-ческой и отчетной информации о денежных потоках учреждений УИС ФСИН при решении ими поставленных социально-экономических задач и привлечения осужденных к труду;
— усовершенствовать форму ОДДС для повышения ее аналитических возможностей;
— предложить методику анализа денежных потоков казенных учреждений УИС ФСИН.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ И ОТЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКАХ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УИС ФСИН
Исполнение обязательств организации может осуществляться как в денежной, так и в неденежной форме. В основном расчеты казенных учреждений производятся безналичными денежными средствами с лицевого счета, открытого в органе казначейства (финансовом органе) после санкционирования расходов. Процесс санкционирования расходов рассматривается и как контроль обоснованности проводимых операций, и как один из этапов исполнения бюджета по расходам. И только в отдельных случаях осуществляются неденежные расчеты, поддерживающие платежеспособность учреждения. Вместе с тем в казенных учреждениях такая форма расчетов встречается крайне редко. Казенные учреждения могут осуществлять операции по зачету взаимных требований с работниками по оплате труда и выданным средствам под отчет; по зачету неустойки в счет оплаты обязательства по контрактам или использовать суммы полученного возмещения для зачета невозвращенного аванса. Некоторые обязательства необходимо и возможно погашать только денежными средствами (например, по налогам, сборам, страховым взносам и др.). В силу п. 10. ст. 13 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ2 при нехватке денежных средств казенные учреждения не могут привлекать внешние источники финансирования (заемные средства). При этом в учреждениях службы исполнения наказаний средства
1 Приказ Минфина России от 30.12.2017 № 278н «Обутверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Отчет о движении денежных средств"».
2 Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
в виде дополнительного финансирования от осуществления приносящей доход деятельности, направляемые на покрытие кассовых разрывов при исполнении обязательств, позволяют не допустить возникновения просроченной кредиторской задолженности и улучшить платежеспособность и финансовую устойчивость учреждения. Как руководителю казенного учреждения УИС ФСИН, так и органу, выполняющему функции и полномочия учредителя, необходима информация о денежных потоках, позволяющих исполнить обязательства и обеспечивать тем самым соблюдение допущения непрерывности деятельности учреждения. В кризисных условиях неплатежей информация не просто о начисленных доходах, а о поступивших денежных средствах от реализации продукции, работ, услуг крайне важна для управления деятельностью учреждения УИС ФСИН, т. к. она является базой для принятия решений о диверсификации производственной деятельности, выборе покупателей и заказчиков, ценовой политики и т. д. При этом успешная производственная деятельность учреждений УИС ФСИН не только способствует реализации требований законодательства о социализации осужденных и их привлечении к труду, но и снижает нагрузку на федеральный бюджет. В перспективе политика сокращения бюджетных расходов на финансирование учреждений, исполняющих наказания в виде ограничения свободы, связана с расширением приносящей доход деятельности с привлечением к труду осужденных, мотивацией роста производительности труда и развитием конкурентной среды по реализации товаров, работ, услуг.
Учреждения уголовно-исполнительной системы осуществляют развитую производственную деятельность по выпуску широкого ассортимента продукции (работ, услуг) не только для внутреннего потребления, но и для реализации на рынке. Так, учреждения УИС ФСИН специализируются на производстве и реализации на сторону продукции металло-и деревообработки, продуктов питания, строительных материалов и мягкого инвентаря (спецодежды, постельного белья, медицинских халатов), сувенирной продукции и др. На основании ст. 41 БК3 РФ доходы от осуществления приносящей доход деятельности казенных учреждений включаются в состав неналоговых доходов бюджета. В силу норм п. 10 ст. 241 БК РФ доходы, полученные этими учреждениями от осуществления собственной производственной деятельности, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах учреждений, открытых в территориальных ОФК, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций учреждения сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете. Следовательно, в условиях ограниченности бюджетных ресурсов средства от приносящей доход деятельности позволяют снизить долю бюджетного сметного финансирования. Также в условиях развитой приносящей доход деятельности при необходимости учреждение может направлять денежные средства дополнительного финансирования на покрытие кассовых разрывов при исполнении обязательств (заимствование средств между видами деятельности). В этих условиях возрастает потребность в информационно-методическом обеспечении контроля денежных потоков и анализа их сбалансированности не только по экономической сущности операций, но и с учетом источника финансового обеспечения (вида деятельности). На основе вышеизложенного актуальным становится анализ денежных потоков учреждений по данным отчета о движении денежных средств. Информационная значимость этой отчетной формы объясняется тем, что именно денежные потоки являются первыми показателями, которые быстрее сигнализируют о возникших в организации проблемах. Одним из доказательств усиливающегося значения Отчета является разработка Министерством финансов Российской Федерации ФСБУ государственных финансов «Отчет о движении денежных средств»4.
3 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
4 Приказ Минфина России от 30.12.2017 № 278н «Обутверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Отчет о движении денежных средств"».
Отчет о движении денежных средств — относительно новая форма отчетности для государственных (муниципальных) учреждений. Вместе с тем это одна из важнейших форм отчетности специального назначения, являющаяся, по сути, единственной информационной основой для анализа и оценки сбалансированности денежных потоков. В отличие от доходов и расходов, отраженных методом начислений в отчете о финансовых результатах, денежные потоки в меньшей степени подвержены искажениям.
Отчет составляется на основании учетных данных о движении денежных средств на лицевых счетах в органе казначейства и в кассе и направленных на выполнение задач и функций учреждений УИС ФСИН. Согласно требованиям Инструкции № 191н5 отчет составляется прямым методом по данным главной книги нарастающим итогом с начала года по всем видам финансового обеспечения, включая средства во временном распоряжении. Показатели для отчета формируются в разрезе кодов КОСГУ на основании аналитических данных о денежных потоках на счетах бюджетного учета:
— 1 210 02 000 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет»;
— 1 210 04 000 «Расчеты по распределенным поступлениям к зачислению в бюджет»;
— 1 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом»;
— забалансовые счета 17 «Поступления денежных средств» и 18 «Выбытия денежных средств», открытые к счетам 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения» (за исключением счета 1 201 35 000 «Денежные документы» и 1 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам»).
В отчете отражаются чистые поступления или выбытия денежных средств, то есть с учетом возвратов, произведенных в отчетном периоде. Согласно Стандарту денежные потоки подразделяются по их экономической сущности на потоки от текущих, инвестиционных и финансовых операций. Укрупненно потоки можно представить в разрезе статей операций классификации сектора государственного управления (КОСГУ) (табл. 1).
Таблица 1
Классификация денежных потоков исходя из экономической сущности в разрезе КОСГУ / Classification of cash flows based on economic essence in the context of KOSGU
Операции КОСГУ
Текущие Денежные потоки по поступлениям от текущих операций по статье 100 «Доходы», по выбытиям — по статье 200 «Расходы»
Инвестиционные Денежные потоки по поступлениям по статьям 300 «Поступление нефинансовых активов», 500 «Поступление финансовых активов», по выбытиям по статьям 400 «Выбытие нефинансовых активов», 600 «Выбытие финансовых активов»
Финансовые операции Денежные потоки, приводящие к изменениям в размере и составе заемных средств по группам 700 «Увеличение обязательств» (статьи 710, 720), 800 «Уменьшение обязательств» (статьи 810, 820) КОСГУ
Источник: составлено автором на основании приказа Минфина России от 29.11.2017 № 209н «Обутверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» / Source: compiled by the author in accordance with the order of the Ministry of Finance of the Russian Federation.
Ни дефицитное, ни избыточное состояние достаточности денежных потоков не является положительным в деятельности любой организации, т. к. должен быть соблюден баланс между притоком и оттоком денежных средств. Вместе с тем данный вывод невозможно распространить на казенные учреждения УИС ФСИН, которые наделены бюджетными полномочиями администратора неналоговых доходов бюджета. Несомненно, при управлении
5 Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
денежными потоками учреждениям следует стремиться к сбалансированности объемов поступления и расходования денежных средств, их повременной синхронизации, но с учетом объективных ограничений, установленных ранее. Использование Отчета, сформированного на единых и общепризнанных принципах, установленных Стандартом, позволяет разработать унифицированное методическое обеспечение анализа денежных потоков казенных учреждений, которое может применяться внутренними и внешними пользователями. Для принятия решений пользователь отчетности должен располагать информацией не только об общем объеме денежных средств, но и другой аналитической информацией. Аналитическая информация о выбытиях по текущим и инвестиционным операциям в отчете отражается с детализацией по аналитическим кодам бюджетной классификации. Как отмечает В. В. Загарских [Загарских В. В., 2015], структура отчета позволяет анализировать денежные потоки в разрезе:
— классификации потоков от текущих, инвестиционных и финансовых операций;
— структуры потоков по направлениям движения;
— объемов платежей и поступлений (всего, по группам статей и по отдельным статьям);
— промежуточных и конечных результатов (разницы между поступлениями и платежами);
— остатков денежных средств.
Вместе с тем существующая структура Отчета не позволяет получить важнейшую информацию в разрезе операций по различным источникам финансового обеспечения (видов деятельности). По требованиям п. 146 Инструкции № 191н6 Отчет формируется в разрезе КОСГУ по всем видам финансового обеспечения, включая средства во временном распоряжении. Исходя из того, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения, в т. ч. деятельности, приносящей доход, осуществляется за счет средств бюджета, операции в рамках такой деятельности отражаются в бюджетном учете с указанием в 18-м разряде номера счета кода финансового обеспечения 1 «Бюджетная деятельность», а код 2 «Собственные доходы» не применяется. При этом учреждения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов) в рамках осуществления приносящей доход деятельности. Автоматизация учетного процесса дает возможность ведения обособленного учета операций на аналитических счетах рабочего плана счетов по источникам финансового обеспечения с получением обособленной отчетности. Поэтому в составе управленческой отчетности специального назначения учреждения УИС ФСИН, как правило, формируют два отдельных Отчета в разрезе видов финансового обеспечения (видов) деятельности — бюджетное и дополнительное бюджетное финансирование. По мнению автора, актуальным является анализ денежных потоков в разрезе источников финансирования, т. к. в условиях ограниченности бюджетных средств наличие стабильного денежного потока от приносящей доход деятельности способствует обеспечению экономической безопасности и поддержанию функционирования учреждения в текущий момент времени и в обозримом будущем. Поэтому для получения достоверной и качественной информации о денежных потоках необходимо расширить отчет за счет включения такого признака, как источник финансирования деятельности. Предлагается формировать единый отчет с введением аналитической информации об источнике финансирования деятельности — бюджетное и дополнительное бюджетное финансирование. Фрагмент предлагаемого отчета представлен на рис. 1. Предлагаемая форма отчета позволит осуществлять анализ денежных потоков в разрезе источников финансирования для оценки достаточности бюджетного финансирования, сбалансированности потоков и эффективности использования средств.
6 Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
Рисунок 1
Предлагаемая форма отчета движения денежных средств в разрезе источников финансирования (фрагмент) / Proposed form of the cash flow statement in the context of the funding sources (fragment)
ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
Главный распорядитель, распорядитель, получатель бюджетных средств, главный администратор, администратор доходов бюджета, главный администратор, администратор источников финансирования дефицита Наименование бюджета федеральный бюджет
Периодичность: полугодовая, годовая приносящая доход деятельность
Единица измерения: руб. с привлечением осужденных к труду
на_20_г
ФКУ ИК 3 ГУФСИН России по Иркутской области
КОДЫ
Форма по ОКУД Дата по ОКПО Глава по БК по ОКТМО по ОКЕИ
0503123
383
1. ПОСТУПЛЕНИЯ
Наименование показателя Код строки Код по КОСГУ За отчетный период За отчетный период доп. финансирование Итого За аналогичный период прошлого финансового года бюджет За аналогичный период прошлого финансового года доп. финансирование Итого
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ПОСТУПЛЕНИЯ 0100
Поступления по текущим операциям — всего 0200 100
2. ВЫБЫТИЯ
Наименование показателя Код строки Код по КОСГУ За отчетный период За отчетный период доп. финансирование Итого За аналогичный период прошлого финансового года бюджет За аналогичный период прошлого финансового года доп. финансирование Итого
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ВЫБЫТИЯ 2100
Выбытия по текущим операциям — всего 2200 200
3. ИЗМЕНЕНИЕ ОСТАТКОВ СРЕДСТВ
Наименование показателя Код строки Код по КОСГУ За отчетный период За отчетный период доп. финансирование Итого За аналогичный период прошлого финансового года бюджет За аналогичный период прошлого финансового года доп. финансирование Итого
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ИЗМЕНЕНИЕ ОСТАТКОВ СРЕДСТВ 4000
Источник: разработано автором на основе приказа Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»/ Source: compiled by the author in accordance with the order of the Ministry of Finance of the Russian Federation.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОТЧЕТА О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Категории «ликвидность» и «платежеспособность» являются важнейшими для любой организации. Вместе с тем провести оценку ликвидности и платежеспособности казенного учреждения традиционно по данным бухгалтерского баланса, в том числе путем расчета сумм покрытия кредиторской задолженности, как правило, затруднительно. Это связано с тем, что безналичные денежные средства в балансе казенного учреждения не отражаются (за исключением денежных средств во временном распоряжении, учтенных по КФО 3). Поэтому в казенных учреждениях более актуальным является анализ денежных потоков по данным Отчета о движении денежных средств. Традиционно анализ денежных потоков осуществляется прямым и косвенным методом. Как указывается в работе [Величко Т. К., 2010], прямой метод основывается на анализе поступлений и выбытий денежных средств, при этом исходным элементом является выручка. Косвенный метод основывается на идентификации и учете операций, связанных с движением денежных средств, и последовательной корректировкой чистой прибыли, т. е. исходным элементом является прибыль. Косвенный метод используется аналитиками для выявления взаимосвязи полученной прибыли с изменением величины денежных средств. Расчет денежных потоков данным методом ведется от показателя чистой прибыли с необходимыми корректировками в статьях, не отражающих движение реальных денег по соответствующим счетам. По нашему мнению, косвенный метод анализа движения денежных средств в казенных учреждениях затруднителен, т. к. показатель финансового результата, определяемый на счете 1 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов», требует значительных корректировок в части заключения счетов текущего финансового года, списания начисленных доходов и расходов, закрытия внутриведомственных расчетов по расчетам с главным распорядителем бюджетных средств, закрытия счетов с органами казначейства по поступлениям в бюджет и списания завершенных платежей. На основе вышеизложенного в настоящем исследовании анализ денежных потоков косвенным методом не производился. На примере казенного учреждения УИС ФСИН (исправительной колонии — ИК) произведен анализ денежных потоков прямым методом, заключающимся в анализе сгруппированных данных, отражающих движение денежных средств в разрезе экономической сущности операций и источников финансирования.
Анализ денежных потоков бюджетных и автономных учреждений представлен в трудах отечественных авторов [Базайкина М. В., 2016], [Гамукин В. В., 2013], [Гладковская Е. Н., Максимова Т. В., 2018], [Орлова О. Е., 2018] и др. На основе существующих подходов автором разработана методика анализа денежных потоков получателей бюджетных средств — казенных учреждений УИС ФСИН.
Прежде всего проведем анализ структуры денежных потоков по экономической сущности операций (за исключением финансовых, т. к. для казенных учреждений такие операции не характерны и отсутствовали в рассматриваемых периодах) по всем источникам финансирования (табл. 2). Отчет (ф. 0503123) составляется в рублях, но для наглядности представим информацию из отчета в тысячах рублей. Расчет удельного веса произведем по отношению к итоговым данным поступления и выбытия от всех операций.
Как видно из табл. 2, и в 2018, и в 2019 гг. в структуре поступлений наибольший удельный вес занимают поступления от текущих операций — более 99,9 %. В структуре потоков от текущих операций наибольший удельный вес занимают поступления денежных средств от реализации готовой продукции собственного производства и от оказания платных услуг. Анализ структуры показывает увеличение положительного денежного потока от компенсации затрат и сокращение прочих доходов в 2019 г.
Таблица 2
Анализ состава, структуры, динамики денежных потоков ИК за 2018-2019 гг. / Analysis of the composition, structure, dynamics of correctional facility cash flows in 2018-2019
Показатель 2018 г., тыс. руб. 2019 г., тыс. руб. Уд. вес, % Уд. вес, % Изменение уд. веса, % Отклонение
тыс. руб. Темп роста, %
1 2 3 4 5 6 = 5 - 4 7 = 3 - 2 8 = 3/2*100
Потоки от текущих операций
Поступило, руб. 246 843 225 877 99,98 99,99 0,01 -20 966 91,5
Доходы от оказания платных услуг (выполнения работ) 19 462 22 627 7,9 10 2,1 3165 116,3
Суммы принудительного изъятия 21 10 0 0 0 -11 47,4
Компенсация затрат 225 14 716 0,1 6,5 6,4 14 491 6535,8
Прочие доходы 14 773 4813 6 2,1 -3,9 -9960 32,6
Арендные платежи 123 0 0,1 0,1 123 100
Реализация оборотных активов (готовой продукции) 212 362 183 586 86 81,3 -4,8 -28 776 86,5
Штрафы 2 0 0 0 2 100
Направлено, руб. 399372 397 472 99,9 98,5 30,6 -1900 146,5
Оплата труда 243 287 258 975 60,9 64,2 3,3 15 688 106,5
Приобретение работ, услуг 17 635 16 540 4,4 4,1 -0,3 -1095 93,8
Социальное обеспечение 6090 1740 1,5 0,4 -1,1 -4350 28,6
Прочие расходы 4287 7296 1,1 1,8 0,7 3009 170,2
Приобретение товаров и материальных запасов 128 072 112 920 32 28 -4,1 -15152 88,2
Чистый денежный поток от текущей деятельности, руб. -152 529 -171 595 - - - -19 066 112,5
Потоки от инвестиционных операций
Поступило: 50 33 0,02 0,01 0 -17 66,8
от реализации ОС 50 33 0,02 0,01 0 -17 66,8
Направлено: 338 6165 0,1 1,5 1,4 5827 1822
приобретение ОС 338 6165 0,1 1,5 1,4 5827 1822
Чистый денежный поток от инвестиционной деятельности, руб. -288 -6132 - - - -5844 2128,8
Итого поступило: 246 893 225 910 100 100 0 -20 983 91,5
Итого выбыло: 399 710 403 637 100 100 0 3927 101
Чистый денежный поток -152 817 -177 727 100 100 100 -24 910 116,3
Источник: составлено автором по данным бюджетной отчетности казенного учреждения / Source: compiled by the author based on the budget reporting data of a government institution.
Поступления денежных средств от инвестиционных операций в 2018 г. представлены доходами от реализации запасов и основных средств, но для обеспечения сопоставимости с 2019 г. потоки от реализации запасов (готовой продукции собственного производства) перенесены в поступления от текущих операций. Поступления от реализации основных средств в 2018 и в 2019 гг. были незначительными. Движения денежных средств по финансовым операциям в анализируемых периодах не было.
Анализ выбытий показал, что наибольший удельный вес также занимают выбытия по текущим операциям (99,9 % в 2018 г., 98,5 % в 2019 г.), из них самыми существенными являются расходы на оплату труда с начислениями (60,9 % в 2018 г., 64,2 % в 2019 г.) и приобретение материальных запасов (32 % в 2018 г. и 28 % в 2019 г.). Выбытия от инвестиционных операций на приобретение основных средств составили незначительный удельный вес.
Далее в табл. 3 и 4 осуществим анализ состава, структуры, динамики поступлений и выбытий денежных средств в разрезе экономического содержания операций и источников финансирования. Удельный вес показателей рассчитан к итогу.
Таблица 3
Анализ состава, структуры, динамики поступлений по экономическому содержанию и источникам финансирования ИК за 2018-2019 гг. / Analysis of the composition, structure, dynamics of receipts by economic content and sources of financing for correctional facilities in 2018-2019
Операции Источники финансирования 2018 г. 2019 г. Отклонение
тыс. руб. Уд. вес, % тыс. руб. Уд. вес, % тыс. руб. Темп роста, % Изм. уд. веса, %
1 2 3 4 5 6 7 = 5 - 3 8 = 5/3*100 9 = 6 - 4
Текущие Бюджетное финансирование 15 019 6,08 14 852 6,58 -167 98,9 0,49
Дополнительное бюджетное финансирование (ПДД) 231 824 93,9 211 025 93,41 -20 799 91 -0,49
Всего 246 843 99,98 225 877 99,99 -20 966 91,5 0,01
Инвестиционные Бюджетное финансирование 50 0,02 33 0,01 -17 66,8 -0,01
Дополнительное бюджетное финансирование (ПДД) 0 0 0 0 0 0 0
Всего 50 0,02 33 0,01 -17 66,8 -0,01
ИТОГО 246 893 100 225 910 100 -20 983 91,5 0
Источник: составлено автором по данным бюджетной отчетности казенного учреждения / Source: compiled by the author based on the budget reporting data of a government institution.
По результатам анализа табл. 3 можно сделать вывод, что наибольший удельный вес занимают поступления от текущих операций по приносящей доход деятельности. В 2018 г. такие поступления составили 93,90 % от всех поступлений, а в 2019 г. — 91,41 %. Структура потоков изменилась незначительно. В 2019 г. по сравнению с 2018 г. отмечается снижение объема дополнительного бюджетного финансирования от текущих операций на 20 799 тыс. руб. (на 9 %), т. к. программа развития приносящей доход деятельности учреждения на 2019 г. выполнена не в полном объеме.
Данные табл. 4 свидетельствуют, что деятельность учреждения осуществляется на основании смешанного финансирования. Кассовые расходы учреждения и в 2018, и в 2019 гг. были осуществлены за счет двух источников, при этом за счет сметного бюджетного финансирования профинансировано менее 50 % текущих операций. В целом в 2019 г. кассовые расходы по сравнению с 2018 г. увеличились на 3927 тыс. руб. (на 1 %). При этом расходы по текущим операциям за счет средств ПДД снизились на 9405 тыс. руб. (на 4,4 %), но увеличились за счет бюджетного финансирования на 7505 тыс. руб. (на 4 %). Выбытия от инвестиционных операций связаны с оплатой основных средств в 2019 г., главным источником приобретения которых стали средства от приносящей доход деятельности (6057 тыс. руб.).
Результаты анализа в табл. 5 и 6 показали, что приносящая доход деятельность учреждения, связанная с изготовлением и реализацией готовой продукции и оказанием услуг, сформировала основной приток денежных средств, который был направлен на финансирование уставной деятельности ИК и приобретение основных средств. Анализ состава, структуры, динамики денежных потоков показал, что текущие расходы осуществлялись за счет двух источников — бюджетного и дополнительного бюджетного финансирования.
Таблица 4
Анализ состава, структуры, динамики выбытий по экономическому содержанию и источникам финансирования ИК за 2018-2019 гг. / Analysis of the composition, structure, dynamics of disposals by economic content and sources of financing for correctional facilities in 2018-2019
Операции Источники финансирования 2018 г. 2019 г. Отклонение
тыс. руб. Уд. вес, % тыс. руб. Уд. вес, % тыс. руб. Темп роста, % Изм. уд. веса, %
1 2 3 4 5 6 7 = 5 - 3 8 = 5/3*100 9 = 6 - 4
Текущие Бюджетное финансирование 187 142 46,8 194 647 48,2 7505 104,0 1,4
Дополнительное бюджетное финансирование (ПДД) 212 230 53,1 202 825 50,2 -9405 95,6 -2,8
Всего 399 372 99,9 397 472 98,5 -1900 99,5 -1,4
Инвестиционные Бюджетное финансирование 40 0,0 108 0,0 68 270,0 0,0
Дополнительное бюджетное финансирование (ПДД) 298 0,1 6057 1,5 5759 2032,6 1,4
Всего 338 0,1 6165 1,5 5827 1824,0 1,4
ИТОГО 399 710 100,0 403 637 100,0 3927 101,0 0,0
Источник: составлено автором по данным бюджетной отчетности казенного учреждения / Source: compiled by the author based on the budget reporting data of a government institution.
Далее в табл. 5, 6 осуществим анализ денежных потоков по видам поступлений и выплат в разрезе источников финансирования.
Таблица 5
Анализ состава, структуры, динамики поступлений по видам поступлений в разрезе источников финансирования ИК за 2018-2019 гг. / Analysis of the composition, structure, dynamics of receipts by the type of receipts in the context of financing sources for correctional facilities in 2018-2019
Показатель 2018 г. 2019 г. Отклонение
Всего, тыс. руб. Бюдж. фин., тыс. руб. Уд. вес, % ПДД, тыс. руб. Уд. вес, % Всего, тыс. руб. Бюдж. фин., тыс. руб. Уд. вес, ПДД, тыс. руб. Уд. вес, % Всего, тыс. руб. Бюдж. фин., тыс. руб. ПДД, тыс. руб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 = 7 - 2 13 = 8 - 3 14 = 10 - 5
Текущие операции
Оказание платных услуг (работ) 19 462 0 0,0 19 462 100 22 627 0 0 22 627 100 3165 0 3165
Поступления по условным арендным платежам 0 0 0,0 0 0 123 123 100 0 0 123 123 0
Поступления от компенсаций затрат 225 225 100 0 0 14 717 14 717 100 0 0 14 492 14 492 0
Поступления от санкций за нарушение законодательства и условий контракта 0 0 0,0 0 0 2 2 100 0 0 2 2 0
Поступления от прочих доходов от сумм принудительного изъятия 21 21 100 0 0 10 10 100 0 0 -11 -11 0
2018 г. 2019 г. Отклонение
Показатель \о н. и. ■©■ чо \о \о н. и. \о \о н. и. ■©■ чо \о
Всего, тыс. ру S ^ ш ¡5 CD в £ ПДА тыс. ру CD в £ Всего, тыс. ру S ^ ш ¡5 Уд. вес ПДД, тыс. ру CD в £ Всего, тыс. ру S ^ ш ¡5 ПДД, тыс. ру
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 = 7 - 2 13 = 8 - 3 14 = 10 - 5
Поступления от реализации обо- 212 362 0 0,0 212 362 100 183 585 0 0 183 585 100 -28 777 0 -28 777
ротных активов
Поступления от иных доходов 14 773 14 773 100 0 0 4813 0 0 4813 100 -9960 -14773 4813
Итого: поступления от текущий 246 843 15 019 6,1 231 824 93,9 225 877 14 852 6,6 211 025 93,4 -20 966 -167 -20 799
операций
Инвестиционные операции
Поступления от реализации ОС 50 50 100 0 0 34 34 100 0 0 -17 -17 0
Итого: поступления от инвестици- 50 50 100 0 0 34 34 100 0 100 -1 -17 0
онных операций
Поступления
всего от текущих и инвестиционных операций 246 893 15 069 6,1 231 824 93,9 225 910 14 885 6,6 211 025 93,4 -20 984 14 585 -20 796
Источник: составлено автором по данным бюджетной отчетности казенного учреждения / Source: compiled by the author based on the budget reporting data of a government institution.
Таблица 6
Анализ состава, структуры, динамики денежных потоков по видам выбытий в разрезе источников финансирования ИК за 2018-2019 гг. / Analysis of the composition, structure, dynamics of cash flows by the type of disposal in the context of financing sources for correctional facilities in 2018-2019
2018 г. 2019 г. Отклонение
Показатель Всего, тыс. руб. Бюдж. фин., тыс. руб. Уд. вес, % ПДД, тыс. руб. Уд. вес, % Всего, тыс. руб. Бюдж. фин., тыс. руб. Уд. вес, % ПДД, тыс. руб. Уд. вес, % Всего, тыс. руб. Бюдж. фин., тыс. руб. ПДД, тыс. руб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 = 7 - 2 13 = 8 - 3 14 = 10 - 5
Выбытия по текущим операциям, всего, в т. ч.: 399 372 187 142 46,9 212 230 53,1 397 472 194647 48,9 202 825 51 -1900 7505 -9405
за счет заработной платы с начислениями, всего, в т. ч.: 243 287 174640 71,9 68 647 28,1 258 976 184384 71,2 74 592 28,8 15 689 9744 5945
за счет оплаты
труда и начислений на выплаты 215 821 163 255 75,8 52 566 24,2 229 510 172 293 75,1 57 217 24,9 13 689 9038 4651
по оплате труда
за счет прочих несоциальных выплат персоналу в денежной форме 2803 2803 100 0 0 461 461 99,8 1 0,2 -2342 -2342 1
за счет начислений на выплаты по оплате труда 24 664 8582 34,8 16 081 65,2 25 977 8602 33,1 17 375 66,9 1313 20 1294
за счет прочих несоциальных выплат персоналу в натуральной форме 0 0 0 0 0 3028 3028 100 0 0 3028 3028 0
Показатель 2018 г. 2019 г. Отклонение
Всего, тыс. руб. Бюдж. фин., тыс. руб. Уд. вес, % ПДА тыс. руб. Уд. вес, % Всего, тыс. руб. Бюдж. фин., тыс. руб. Уд. вес, % ПДД, тыс. руб. Уд. вес, % Всего, тыс. руб. Бюдж. фин., тыс. руб. ПДД, тыс. руб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 = 7 - 2 13 = 8 - 3 14 = 10 - 5
за счет оплаты работ, услуг, всего, в т. ч.: 17 636 5399 30,6 12 236 69,4 16 540 7190 43,5 9350 56,5 -1096 1791 -2886
услуг связи 137 32 23,8 104 76,2 235 96 40,6 140 59,4 98 64 36
транспортных услуг 4139 987 23,8 3152 76,2 3003 825 27,5 2179 72,5 -1136 -162 -973
коммунальных услуг 9618 3576 37,2 6041 62,8 8432 3630 43,1 4802 56,9 -1186 54 -1239
работ, услуг по содержанию имущества 469 153 32,6 316 67,4 1444 1081 74,8 364 25,2 975 928 48
прочих работ, услуг 3273 651 19,9 2623 80,1 3366 1499 44,5 1867 55,5 93 848 -756
страхования 0 0 0 0 0 60 60 100 0 0 60 60 0
за счет социального обеспечения, всего, в т. ч.: 6090 6090 100 0 0 1740 1657 95,2 83 4,8 -4350 -4433 83
за счет пенсий, пособий, выплачиваемых бывшим работникам 4249 4249 100 0 0 387 387 100 0 0 -3862 -3862 0
за счет социальных пособий и компенсаций персоналу в денежной форме 1841 1841 100 0 0 1353 1270 93,9 83 6,1 -488 -571 83
за счет прочих расходов, всего, в т. ч.: 4287 54 1,3 4233 98,8 7296 50 0,7 7246 99,3 3009 -4 3013
за счет уплаты налогов, пошлин и сборов 4226 54 1,3 4172 98,7 7100 50 0,7 7050 99,3 2874 -4 2878
за счет уплаты штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах 2 0 0 2 100 59 0 0 59 100 57 0 57
за счет уплаты иных расходов 59 0 0 59 100 0 0 0 0 0 -59 1 -59
за счет уплаты штрафов за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров) 0 0 0 0 0 137 0 0 137 100 137 2 137
за счет приобретения товаров и материальных запасов, всего, в т. ч.: 128 072 959 0,8 127 114 99,3 112 920 1367 1,2 111 553 98,8 -15 152 3 -15 561
лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях 0 0 0 0 0 80 80 100 0 0 80 80 0
продуктов питания 0 0 0 0 0 183 183 100 0 0 183 183 0
горюче-смазочных материалов 0 0 0 0 0 22 029 60 0,3 21 969 99,7 22 029 60 21 969
строительных материалов 0 0 0 0 0 8282 326 3,9 7956 96,1 8282 326 7956
прочих оборотных запасов(материалов) 128 072 959 0,8 127 114 99,3 82 347 718 0,9 81 628 99,1 -45 725 -241 81 628
Показатель 2018 г. 2019 г. Отклонение
Всего, тыс. руб. Бюдж. фин., тыс. руб. Уд. вес, % ПДД, тыс. руб. Уд. вес, % Всего, тыс. руб. Бюдж. фин., тыс. руб. Уд. вес, % ПДД, тыс. руб. Уд. вес, % Всего, тыс. руб. Бюдж. фин., тыс. руб. ПДД, тыс. руб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 = 7 - 2 13 = 8 - 3 14 = 10 - 5
Выбытия по инвестиционным операциям, всего, в т. ч.: 338 40 11,8 298 88,2 6165 108 1,8 6056 98,2 5827 68 6056
основных средств 338 40 11,8 298 88,2 6165 108 1,8 6056 98,2 5827 68 5758
Выбытия, всего 399 710 187 480 46,9 212 230 53,1 403 637 194756 48,3 208 881 51,8 3927 7276 -3349
Источник: составлено автором по данным бюджетной отчетности казенного учреждения / Source: compiled by the author based on the budget reporting data of a government institution.
При этом и в 2018, и в 2019 гг. большая часть расходов по текущим операциям была осуществлена за счет средств дополнительного финансирования. Вместе с тем оплата за счет различных источников осуществлялась неравномерно, и некоторые расходы были оплачены в большей степени за счет средств дополнительного финансирования — страховые взносы, услуги связи, транспортные и коммунальные услуги, прочие работы, услуги, расходы по пени и штрафам за нарушение законодательства о страховых взносах, иные выплаты физическим лицам. В целом доля расходов за счет средств ПДД в рассматриваемых периодах снизилась незначительно (на 1,3 %) и составила в 2019 г. 51,8 %. Из этого можно сделать вывод, что в перспективе политика сокращения бюджетных расходов на финансирование учреждений, исполняющих наказания в виде ограничения свободы, связана с расширением приносящей доход деятельности и ассортимента выпускаемой продукции, мотивацией роста производительности труда и развития конкурентной среды по реализации готовой продукции, работ, услуг учреждениями УИС ФСИН.
Завершающим этапом анализа денежных потоков является оценка их ликвидности. Для оценки сбалансированности поступлений и выбытий денежных средств, а также оценки эффективности деятельности, приносящей доход в учреждении УИС ФСИН, предлагается методика коэффициентного анализа по данным ОДДС.
Во-первых, рассчитываются коэффициенты ликвидности денежных потоков — коэффициент ликвидности совокупного денежного потока (^здп) (1), а также коэффициенты ликвидности потоков от текущих и инвестиционных операций. Поскольку финансовые операции для казенных учреждений УИС ФСИН не характерны, соответствующий коэффициент не рассчитывается. Вместе с тем при наличии операций такого типа в учреждении соответствующий коэффициент может быть определен.
Коэффициент ликвидности совокупного денежного потока предлагается определять по формуле (1)
■^=15 (1)
где Хдщ—совокупный положительный денежный поток (поступление денежных средств, руб.); Еодп—совокупный отрицательный денежный поток (расходование денежных средств, руб.).
Для государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений рекомендуемое значение коэффициента — 1, т. к. в этом случае будет обеспечен баланс совокупных положительных и отрицательных потоков от средств субсидий и приносящей доход деятельности. Для казенного учреждения рекомендуемое значение такого коэффициента установить невозможно, т. к. даже при полном отсутствии приносящей доход деятельности учреждение будет осуществлять расходы за счет средств федерального бюджета, но положительный денежный поток в этом случае не формируется.
Далее посредством расчета коэффициентов ликвидности денежных потоков от текущих (2), инвестиционных (3) и финансовых операций (4) (при наличии) определяется соотношение положительных и отрицательных потоков по каждому типу операций.
КЛто=», (2)
ОДПто 4 '
где КЛто — коэффициент ликвидности денежного потока от текущих операций;
ПДПто — положительный денежный поток (поступление денежных средств) от текущих
операций (руб.);
ОДПто — отрицательный денежный поток (расходование денежных средств) от текущих операций (руб.).
КЛио=» (3)
ОДПио 4 '
где КЛио — коэффициент ликвидности денежного потока от инвестиционных операций; ПДПио — положительный денежный поток (поступление денежных средств) от инвестиционных операций (руб.);
ОДПио — отрицательный денежный поток (расходование денежных средств) от инвестиционных операций (руб.).
КЛфо=™^, (4)
* ОДПфо 4 '
где КЛфо — коэффициент ликвидности денежного потока от финансовых операций; ПДПфо — положительный денежный поток (поступление денежных средств) от финансовых операций (руб.);
ОДПфо — отрицательный денежный поток (расходование денежных средств) от финансовых операций (руб.).
На следующем этапе предлагается рассчитать коэффициенты доходности текущих (5), инвестиционных (6) или финансовых операций (7). В числителе указывается чистый денежный поток — разница между поступлением и расходованием денежных средств, а в знаменателе — положительный денежный поток (поступление денежных средств) от операций соответствующего типа.
ту ЧДПто
К доходности то = ——, (5)
ПДПто
где К доходности то — коэффициент доходности текущих операций; ЧДПто — чистый денежный поток от текущих операций (руб.).
ту ЧДПио
К доходности ио = ——, (6)
ПДПио
где К доходности ио — коэффициент доходности инвестиционных операций; ЧДПио — чистый денежный поток от инвестиционных операций (руб.).
ТУ л. ЧДПфо
К доходности фо = (7)
где К доходности фо — коэффициент доходности финансовых операций; ЧДПфо — чистый денежный поток от финансовых операций (руб.).
На основе раздельного учета операций в рамках бюджетной деятельности и деятельности, приносящей доход, возможно рассчитать коэффициент Кщщ, показывающий долю положительных денежных потоков от осуществления платной деятельности в совокупном положительном потоке от текущих операций по формуле (8).
v _ ПДПпдд (8)
где ПДПпдц — положительный денежный поток от текущих операций в рамках платной деятельности (руб.);
ПДПто — положительный денежный поток (поступление денежных средств) от всех текущих операций (руб.);
Анализ эффективности формирования денежных потоков от текущих операций в рамках приносящей доход деятельности предлагается проводить на основе коэффициента доходности ПДД по формуле (9).
т, ЧПДпдд
К ДОХОДНОСТИ ПДД — , (9)
где ЧДПпдд — чистый денежный поток от осуществления ПДД (руб.); ПДПпдд — положительный денежный поток от ПДД (руб.).
Предлагаемые коэффициенты целесообразно анализировать в динамике, рассматривая изменения за ряд лет, а также рассчитывая их абсолютные и относительные отклонения. Положительная динамика коэффициента ПДД и коэффициента доходности ПДД свидетельствует о повышении эффективности этой деятельности.
Далее в табл. 7 приведены результаты апробации методики коэффициентного анализа денежных потоков на примере казенного учреждения службы исполнения наказаний (ИК) по данным Отчета о движении денежных средств за 2018-2019 гг.
Таблица 7
Коэффициентный анализ денежных потоков ИК / Analysis of correctional institution cash flow ratios
№ Показатель 2018 г., тыс. руб. 2019 г., тыс. руб. Отклонение, тыс. руб.
1 Совокупный положительный денежный поток £пдп 246 893 225 910 -20 983,00
2 Совокупный отрицательный денежный поток £одп 399 710 403 637 3927,00
3 Положительный поток по текущим операциям ПДПто 246 843 225 877 -20 966,00
4 Отрицательный денежный поток по текущим операциям ОДПто 399372 397 472 -1900,00
5 Положительный поток по инвестиционным операциям ПДПио 50 33 -17,00
6 Отрицательный поток по инвестиционным операциям ОДПио 338 6165 5827,00
7 Чистый денежный поток от текущих операций ЧДПто -152 529 -171 595 -19 066,00
8 Чистый денежный поток от инвестиционных операций -288 -6132 -5844,00
9 Положительный денежный поток от ПДД (по текущим операциям) 231 824 211 025 -20 799,00
10 Отрицательный денежный поток от ПДД (по текущим операциям) 212 230 202 825 -9405,00
11 Чистый денежный поток от ПДД (по текущим операциям) 19 594 8200 -11 394,00
12 КЛхцдп 0,62 0,56 -0,06
13 КЛто 0,62 0,57 -0,05
14 КЛио 0,15 0,01 -0,14
15 К ДОХОДНОСТИ ТО -0,62 -0,76 -0,14
16 К доходности ПДД 0,08 0,04 -0,05
Источник: составлено автором по данным бюджетной отчетности казенного учреждения / Source: compiled by the author based on the budget reporting data of a government institution.
Значения рассчитанных показателей подтвердили ранее сделанные выводы. Значение коэффициента ликвидности совокупного денежного потока менее единицы свидетельствует, что в целом поступления денежных средств от текущих и инвестиционных операций за счет всех источников финансирования не превышали потребности учреждения на осуществление своей деятельности. Коэффициент ликвидности текущих операций показал отрицательное значение и отрицательную динамику, т. к. программа развития приносящей
доход деятельности учреждения на 2019 г. выполнена не в полном объеме. Об этом же свидетельствует и снижение коэффициента доходности ПДД
Несмотря на то что эффективное управление денежными потоками актуально для организации любой организационно-правовой формы и формы собственности, для казенных учреждений УИС ФСИН, осуществляющих собственную производственную деятельность, наличие информационно-аналитической базы для управления денежными потоками особенно актуально. В исследовании выделены особенности формирования учетно-анали-тической и отчетной информации о денежных потоках учреждений УИС ФСИН как администраторов неналоговых доходов бюджета и получателей бюджетных средств. Другим результатом исследования является предложение по усовершенствованию формы отчета о движении денежных средств за счет включения аналитического признака — источника финансирования деятельности. Это повышает аналитические возможности Отчета. Также в исследовании предложена и апробирована методика анализа денежных потоков в разрезе источников финансирования.
Список источников
Арбатская Т. Г. Особенности учета доходов от приносящей доход деятельности бюджетных учреждений высшего образования // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2018. № 8. С. 2-9.
Базайкина М. В. Порядок учета и методика анализа денежных средств бюджетных учреждений // Экономика и социум. 2016. № 4-1 (23). С. 163-167.
Бычкова С. М., Бадмаева Д. Г. Методика анализа денежных средств и денежных потоков организации // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 21. С. 23-29.
Величко Т. К. Анализ пассивов предприятия. М.: Лаборатория книги, 2010, 67 с.
Гамукин В. В. Риск ритмичности движения денежных средств бюджетного учреждения // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 24. С. 17-23.
Гинзбург М. Ю., Хансуварова Е. А., Яшин К. С. Совершенствование методики оценки денежного потока для государственных бюджетных учреждений здравоохранения // Известия Уральского государственного экономического университета. 2015. № 3 (59). С. 145-159.
Гладковская Е. Н., Максимова Т. В. Анализ денежных потоков бюджетного учреждения как способ контроля эффективного использования бюджетных средств // Вопросы управления. 2018. № 4 (53). С. 81-89.
Загарских В. В. Обеспечение экономической безопасности уголовно-исполнительной системы посредством внедрения бюджетирования, ориентированного на результат // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 13 (355). С. 46-64.
Ковалев В. В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью: Учеб.-практ. пособие. М.: Проспект, 2008. 333 с.
Кузнецова Н. В. Анализ и оценка деятельности автономных и бюджетных учреждений / Современное состояние и перспективы развития бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под науч. ред. Е. М. Сорокиной. 2012. С. 256-260.
Мамедова Г. К. Информационная значимость отчета о движении денежных средств в отечественной и зарубежной практике // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 21. С. 18-31.
Орлова О. Е. Управление ликвидностью бюджетного учреждения: показатель ликвидности // Руководитель бюджетной организации. 2018. № 12. С. 39-47.
Распутина А. В. Особенности бюджетного учета в государственных внебюджетных фондах // Baikal Research Journal. 2016. Т. 7. № 2. С. 3-13. URL: https://doi.org/10.17150/2411-6262.2016.7(2).3.
Распутина А. В. Современное состояние и проблемы учета в государственных внебюджетных фондах (на примере Пенсионного фонда Российской Федерации) // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2015. Т. 6. № 2. С. 2-9. URL: https://doi.org/10.17150/2072-0904.2015.6(2).2.
Сорокина Е. М. Теоретический аспект анализа платежеспособности организации // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. № 2. С. 80-86.
Сорокина Т. В., Распутина А. В., Арстамбек А. А. Актуальные проблемы финансирования, учета и контроля в системе обязательного медицинского страхования // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2015. Т. 6. № 3. С. 3-12. URL: https://doi.org/10.17150/2072-0904.2015.6(3).3.
Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов. М.: Инфра-М, 2009. 416 с.
References
Arbatskaya T.G. (2018). Accounting of Income From Business Activities of Higher Education Institutions. Bukhgalterskiy uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh — Accounting in Budgetary and Non-Profit Organizations, no. 8. pp. 2-9 (In Russ.).
Bazaikina M.V. (2016). Accounting Procedure and Methodology for the Analysis of Budgetary Institutions Funds. Ekonomika i sotsium — Economy and Society, no. 4-1 (23). pp. 163-167 (In Russ.).
Bychkova S.M., Badmaeva D.G. (2014). Evaluation Method of Monetary Funds and an Entity Cash Flow. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet — International Accounting, no. 21. pp. 23-29 (In Russ.).
Gamukin V.V. (2013). Risk of the Tempo of a Budgetary Institution Cash Flow. Bukhgalterskiy uchet vbyudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh — Accounting in Budgetary and Non-Profit Organizations, no. 24, pp. 17-23 (In Russ.).
Ginzburg M.Yu., Khansuvarova E.A., Yashin K.S. (2015). Improving the Methodology for Assessment of the Cash Flow in the State-funded Health Facilities. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta — Journal of USUE, no. 3 (59), pp. 145-159 (In Russ.).
Gladkovskaya E.N., Maksimova T.V. (2018). Analysis of Cash Flows of a Budgetary Institution as a Way to Control the Effective use of Budgetary Funds. Voprosy upravleniya — Management Issues, no. 4 (53), pp. 81-89 (In Russ.). Kovalev V.V. (2008). Cash Flow, Profit and Profitability Management. Moscow: Prospekt Publ., 333 p. Kuznetsova N.V. (2012). Analysis and Evaluation of the Activities of Autonomous and Budgetary Institutions. The Current State and Prospects for the Development of Accounting, Economic Analysis and Audit. Materials of the All-Russian Scientific-Practical Conference. Ed. by E.M. Sorokina, pp. 256-260 (In Russ.).
Mamedova G.K. (2015). The Information Content of the Cash Flow Statement in the Domestic and Foreign Practices. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet — International Accounting, no. 21, pp. 18-31 (In Russ.).
Orlova O.E. (2018). Liquidity Management of Public Sector Entities: Liquidity Ratio. Rukovoditel' byudzhetnoi organizatsii — Director of a State-Owned Enterprise, no. 12, pp. 39-47 (In Russ.).
Rasputina A.V. (2016). Features of Budgetary Accounting in Governmental Non-Budgetary Funds. Baikal Research Journal, vol. 7, no. 2, pp. 3-13 (In Russ.). Available at: https://doi.org/10.17150/2411-6262.2016.7(2).3.
Rasputina A.V. (2015). State of the Art and Problems of Accounting in Governmental Non-Budgetary Funds (As in the Case of the Pension Fund of the Russian Federation) Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii (Baikal'skii gosudarstvennyi universitet ekonomiki i prava) — Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), vol. 6, no. 2. pp. 2-9. (In Russ.). Available at: https://doi.org/ 10.17150/2072-0904.2015.6(2).2.
Sorokina E.M. (2012). Theoretical Aspect of Analysis of Organization' Financial Solvency. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii — Bulletin of Baikal State University, no. pp. 80-86 (In Russ.).
Sorokina T.V., Rasputina A.V., Arstambek A.A. (2015). Topical Issues of Financing, Accounting and Control in the System of Compulsory Medical Insurance. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii (Baikal'skii gosudarstvennyi universitet ekonomiki i prava) — Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law, vol. 6, no. 3, pp. 3-12 (In Russ.). Available at: https://doi.org/10.17150/2072-0904.2015.6(3).3. Sheremet A.D. (2009). Comprehensive Analysis of Economic Activities. Moscow: Infra-M Publ. 416 p. Velichko T.K. (2010). Analysis of the Company's Liabilities. Moscow: Laboratoriya knigi Publ., 67 p. Zagarskikh V.V. (2015). Ensuring the Economic Security of the Penal System Through the Introduction of Performance-Based Budgeting. Mezhdunarodnyj bukhgalterskij uchet — International Accounting, no. 13 (355), pp. 46-64.
Информация об авторе
Татьяна Георгиевна Арбатская, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения Байкальского государственного университета, г. Иркутск, аудитор
Information about the author
Tatyana G. Arbatskaya, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Accounting and Taxation, Baikal State University, Irkutsk; auditor
Статья поступила в редакцию 09.01.2021 Одобрена после рецензирования 03.02.2021 Принята к публикации 15.02.2021
Article submitted Jan 9, 2021 Approved after reviewing Feb 3, 2021 Accepted for publication Feb 15, 2021