АНАЛИЗ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ ДОМЛЫ ХАЛИМА ИБОДОВА
Ахмедов Э.Г.
Ахмедов Элмурод Ганишерович - Народный артист Узбекистана, профессор, кафедра "Макомное пение", Узбекский национальный институт музыкального искусства имени Юнуса Раджаби, г.Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: исполнители произведений, основанных на поэзии узбекской народной музыки, в древности назывались по-разному. Исполнители макома назывались Макомхан, Хафиз, Хонанда (певец), Савтхан, исполнители эпической музыки назывались Бахши, Шоир (поэт), Достончи, Йировчи, исполнители широко распространенных в народе жанров назывались Яллачи, Лапарчи, Ашулачи, Кошикчи (певец). Такое своеобразное наименование певцов во многом было связано с многообразием жанров и форм узбекского национального музыкального искусства. Это свидетельствует о том, что каждый исполнитель достиг отличного опыта и высокого уровня в той области, которую он выбрал. В этой статье представлена информация о исполнительском стиле Домлы Халима Ибодова, известного в узбекском народе как "Савтхон ".
Ключевые слова: савт, маком, произведение, савтхон, хафиз, Домла Хвалим Ибодов.
ANALYSIS OF DOMLА HALIM IBODOV'S PERFORMING STYLE
Akhmedov E.G.
Akhmedov Elmurod Ganisherovich - People's Artist of Uzbekistan, Professor? DEPARTMENT OF "MAKOMSINGING", UZBEK NATIONAL INSTITUTE OF MUSICAL ART NAMED AFTER YUNUS RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: performers of works based on the poetry of Uzbek folk music were called differently in ancient times. The performers of makom were called Makomkhan, Hafiz, Honanda (singer), Sawthan, performers of epic music were called Bakhshi, Shoir (poet), Dostonchi, Yirovchi, performers of genres widely spread among the people were called Yallachi, Laparchi, Ashulachi, Koshikchi (singer). Such a peculiar name of the singers was largely due to the variety of genres and forms of Uzbek national musical art. This indicates that each performer has achieved excellent experience and a high level in the field they have chosen. This article provides information about the performing style of Domla Halim Ibodov, known among Uzbek people as "Sawthan ". Keywords: sawt, makom, composition, Sawthan, hafiz, Domla Halim Ibodov.
УДК:78.071.2
Каждый народ имеет своё наследие, искусство. И конечно же каждое из них имеет свою историю создания. Эта история связана с историей народа. Изучение богатого музыкального наследия своей страны-долг каждого народа. Большой вклад в музыкальное искусство, помимо музыкальных жанров, исполнительских стилей, школ, вносят многие певцы, музыканты и композиторы и они не изучены до конца [1]. В узбекском национальном музыкальном искусстве существовали певческие направления, и не зря. Известно, что Бахши никогда не поёт «маком» или что великий певец не поёт «лапар». Домла Халим Ибадов был известным художником, получившим в народе прозвище «Савтхан». Не зря, конечно. Домла Халим Ибадов пел в основном савты (Кашгарчаи Могулчаи Сегох, Савти Сарвиноз, Ирок, Могулчаи Дугох, Насруллайи, Кашгарча, Ушшок и др.)Из бухарского Шашмакома с громкими, большими припевами. Поэтому среди народа и художественной интеллигенции он получил прозвище «Мастер кульминаций», «Савтхан» [2]. Его высокое исполнительское мастерство, его наука о макомах и его вклад в преемственность нашей классической музыки заслуживают огромного признания.
Уникальный, невероятно широкий диапазон, редкий лирический голос, исполнительское мастерство Домлы Халима Ибодова были главными причинами его популярности в народе. В его исполнении любое произведение было бы более притягательным и очаровательным, окутанным особой красотой. Уникальный, невероятно широкий диапазон, редкий лирический голос, исполнительское мастерство домлы Халима Ибадова были главными причинами его популярности в народе. В его исполнении любое произведение было бы более притягательным и очаровательным, окутанным особой красотой. Так как В. Успенский во время записи Бухарского Шашмакома Домла Халим был самым сильным наставником, то певческие пути были записаны именно в этом варианте интерпретации Хафиза.
Уникальное искусство мастера, достигшего зрелого периода творчества и мастерства, заслужило большое внимание как яркий пример традиционной школы Хафизов. Уникальный голос любимого исполнителя был записан на пластинки, и эти выступления являются очень важным первоисточником в изучении истории и стиля старой школы Шашмакома. Стиль Домлы Халима привлек не только поклонников и поклонниц, но и профессионалов отрасли и научное сообщество. Чтобы глубже
проанализировать голос и навыки Хафиза, ученые-звукорежиссеры провели специальные эксперименты и провели на их основе исследования. Благодаря тому, что звучание голоса Домлы Халима звучит одинаково плавно на высоких, средних и низких частотах, дыхательные техники по -прежнему находятся в центре внимания звуковедческой науки.
Домла Халим обычно пел, играя сам, под аккомпанемент одной доиры. Путь Домлы Халима примечательна с двух точек зрения. Во-первых, он представитель религиозной исламской интеллигенции. То, что Хафиз не играет на танбуре, может быть связано с этой причиной. Во всяком случае, Кари Наджим и Кари Кемаль, савтхан-хафизы (то есть «рикобий», не являющийся дворцовым певцом)Бухары, предшествовавшие домла Халиму, также имели обыкновение исполнять Шашмакам только в сопровождении доиры, без танбура. Во-вторых, в творчестве Домлы Халима пение Шашмакома в сопровождении сольной доиры выступает не как музыкальное явление, а как самостоятельный стиль и направление.
При пении в сопровождении одной доиры не будет возможности остановиться (попрактиковаться в мелодии) между фрагментами пения. Пение исполняется непрерывно от начала до конца. Хафизу будет гораздо труднее включить некоторые из песен, которые будут исполняться на высоких нотах кульминации, без танбура. Поэтому в стиле «Савтхан»а пути Шашмакома поются не только категориями, но и отдельными песнями. Возможно, это также причина того, что весь стиль называется Савтханлик (пение). Но даже в том, чтобы петь только в сопровождении доиры, есть свои привлекательные стороны. В частности, звук, который считается наиболее совершенным инструментом, приходит в чистом виде без примеси других однородных звуков. У этой пути тоже было много поклонников и поклонниц.
Привычка домлы Халима петь в сопровождении доиры также заметна в его более поздних выступлениях в сопровождении танбура. В частности, в конце 30-х годов в своих песнях, попавших на пластинку, мастер сам играл на доире, а его ученик Шоназар Сахибов играл на танбуре. Между частями этих песнопений даромад, мионхат, дунасра и кульминации непрерывно пелись без инструментальных упражнений. Интересно, что в исполнении за Хафиз следует танбурчи (играющий на танбуре). Домла Халим пел целиком, не отрываясь от самого начала, как сурнайчи (исполнитель на сурнае), играющий без отдыха. Когда вы поднимаетесь по прямым нотам на кульминацию, звук становится ровным и плавным, как полет мелодии.
Еще одним заметным аспектом стиля учителя является то, что другие хафизы разыгрывают отрывки, которые они произносят в нескольких предложениях, не затаив дыхания. Кроме того, в одном наафс говорится, что только большие кульминации могут быть связаны с последующими кульминациями. Такие протяжные тона Домла Халим исполняет на «О» в виде целостной звуковой структуры. Он очень долго растягивает звук, гармонирующий с этим одним «О», не прерывая дыхания. Иногда продолжительность таких кульминаций достигает шестнадцати - двадцати повторений кругового метода. Звук в этом непрерывном произношении звучит в начале как «о», затем постепенно как «А», «я» и, наконец, как»у». Это также одна из отличительных черт Бухарской школы Хафиза, которая произносится с большим количеством гласных на конце губ, не открывая рта. Самое главное, что процесс перехода гласных звуков от одного к другому также происходит в одном наафсе, не прерываясь. Голос с годами становится более спонтанным на уровне возможностей певца, то есть постепенно формируется в процессе обучения пению, обретая свой тональность. В традиционном исполнении благодаря многолетней работе над "нола", "кочирим", создаётся настоящий узбекский певческий голос. [3]
После Домлы Халима Ибодова этот Хафизский стиль Шашмакама постепенно стал забываться в самой Бухаре. Как и в старой школе Шашмакома, они использовались гораздо реже и были заменены путями, сформированными под влиянием других стилей. Сегодня последователей школы Домлы Халима Ибодова, к сожалению, очень мало.
Список литературы /References
1. Матякубов Ш.Б. "Искусство бахши в Узбекистане. / The art of the bakhshi of Uzbekistan", "Вестник науки и образования" № 12 (66), 2019 год.
2. Р. Юнусов "Узбек халк мусика ижоди" (илмий услубий тавсиялар) Тошкент 2000 йил.
3. Буриева К. «Методика обучения ансамблевому пению макома», «Проблемы педагогики» № 6 (57), 2021 год.