Научная статья на тему 'Анализ исполнения и пути укрепления доходной части бюджета Республики Марий Эл'

Анализ исполнения и пути укрепления доходной части бюджета Республики Марий Эл Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
397
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / BUDGET REVENUES / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ / CONSOLIDATED BUDGET / БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / NON-TAX REVENUES / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / ТРАНСФЕРТЫ / TRANSFERS / REVENUES DERIVED FROM TAXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Мария Николаевна, Смирнов Анатолий Анатольевич

Определено понятие доходов бюджета и их роль в условиях современной экономики. Выявлены проблемы в формировании доходов бюджета субъекта РФ, проведен анализ структуры доходов консолидированного бюджета. Определены основные задачи в области доходов бюджета Республики Марий Эл и выявлены резервы по их укреплению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Analysis of Budget Implementation and Ways of the Republic of mari el Budget Revenues Consolidating

The article determines the notion of budget revenues and their role in the modern economy. The main problems in the formation of the RF subject budget revenues are revealed. The author analyses the structure of consolidated budget revenues, points out the main tasks in the Republic of Mari El budget revenues and some reserves on their consolidation.

Текст научной работы на тему «Анализ исполнения и пути укрепления доходной части бюджета Республики Марий Эл»

УДК 336.153(470.343)

М. Н. Романова, А. А. Смирнов

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Анализ исполнения и пути укрепления доходной части бюджета

Республики Марий Эл

Определено понятие доходов бюджета и их роль в условиях современной экономики. Выявлены проблемы в формировании доходов бюджета субъекта РФ, проведен анализ структуры доходов консолидированного бюджета. Определены основные задачи в области доходов бюджета Республики Марий Эл и выявлены резервы по их укреплению.

Ключевые слова: доходы бюджета, консолидированный бюджет, безвозмездные поступления, налоговые и неналоговые доходы, социально-экономическое развитие, трансферты.

С развитием рыночных отношений в России, становлением и реформированием ее бюджетного устройства возрастает роль региональных бюджетов, усиливается их значимость.

Функционирование регионального бюджета, связанное с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств соответствующего региона, происходит посредством специфических форм — доходов и расходов бюджета. Как и сам бюджет, доходы и расходы имеют специфические назначения: первые обеспечивают региональные органы власти необходимыми денежными средствами, другие распределяют финансовые ресурсы в соответствии с региональными потребностями.

Проблема формирования доходной базы бюджетов приобретает особую значимость в связи с объективной необходимостью реформирования федеративных отношений в России, вызванной процессами децентрализации государственного управления и переходом регионов к финансовой самостоятельности. Субъекты федерации получили определенные права в области налогообложения и распоряжения региональной собственностью. Государство, используя финансовые отношения, осуществляет перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода и формирует фонды денежных средств, которые выступают в виде доходов бюджетов.

Доходы бюджета — это экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств и поступающие в распоряжение органов власти разного уровня и местного самоуправления [4, с. 160-161].

Доходная база бюджета республики является отражением уровня развития реального сектора экономики. Формирование собственной доходной базы бюджета республики в последние годы осуществляется в условиях стабилизации и роста реального сектора экономики.

По итогам работы за 2013 г. по большинству основных показателей социально-экономического развития Республики Марий Эл наблюдается рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: объем инвестиций в основной капитал увеличился на 63,8 %, объем сельскохозяйственной продукции — на 22,7 %, оборот розничной торговли — на 6,8 %.

Среднедушевые денежные доходы населения увеличились на 18,2 % и составили 13170,7 рубля, в том числе за июнь 2013 г. — 15766 рублей [3].

Изменения структуры доходных источников консолидированного бюджета в период 20082012 гг. представлены в таблице 1.

Исходя из данных, представленных в таблице 1, необходимо отметить, что главным источником доходов являются налоговые доходы, их удельный вес в общем объеме колеблется в промежутке 47,7-53,6 %. Второе место занимают межбюджетные трансферты, их доля занимает более 40 %. И на третьем месте выступают неналоговые доходы — в 2012 г. они составляли 5,1 %.

В консолидированный бюджет Республики Марий Эл за первое полугодие 2013 г. поступило доходов в сумме 11160,7 млн рублей, в том числе налоговых и неналоговых доходов — 6203,2 млн рублей. Расходы консолидированного бюджета Республики Марий Эл исполнены на 11813,1 млн рублей, в том числе республи-

Таблица 1 — Структура основных доходных источников консолидированного бюджета Республики Марий Эл

в период 2008-2012 гг.

Показатели 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2012 г. к 2008 г., в

тыс. р. % к итогу тыс. р. % к итогу тыс. р. % к итогу тыс. р. % к итогу тыс. р. % к итогу тыс. р. %

Налоговые и неналоговые доходы, в т. ч.: 9362678 58,5 8776546 51,3 10373282 54,2 11667067 54,1 13258644 58,4 3895966 141,6

налоговые доходы 8579674 53,6 8151028 47,7 9619194 50,3 10740860 49,8 12096037 53,3 3516363 141

неналоговые доходы 783005 4,9 625518 3,6 754088 3,9 926207 4,3 1162607 5,1 379602 148,5

Безвозмездные поступления 6655360 41,5 8324187 48,7 8783125 45,8 9893662 45,9 9445532 41,6 2790172 141,9

Доходов всего: 16018038 100 17100733 100 19156408 100 21560729 100 22704176 100 6686138 141,7

канского бюджета Республики Марий Эл — на 10167,5 млн рублей [1].

За январь - март 2013 года в консолидированный бюджет Республики Марий Эл поступило доходов в общей сумме 5684,3 млн р. (100,3 % к уровню соответствующего периода 2012 года), из них налоговые и неналоговые доходы соста -вили 2979,5 млн рублей (109,6 %).

При этом безвозмездных поступлений за отчетный период поступило на 242,3 млн рублей меньше (91,8 %), чем в соответствующем периоде прошлого года, за счет снижения поступлений субсидий и субвенций из федерального бюджета.

Доля налоговых и неналоговых доходов в общей сумме доходов бюджета республики составила 52,4 %, или на 4,4 процентных пункта больше соответствующего периода прошлого года (в I квартале 2012 года — 48 %).

Утвержденные показатели прогноза налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета республики исполнены за I квартал текущего года на 107 %, или сверх запланированного за отчетный квартал получено доходов в сумме 193,9 млн рублей.

76,7 % налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета республики за январь - март 2013 года составили доходы от налога на доходы физических лиц (44,8 %), налога на прибыль (21,2 %) и акцизов (10,7 %); доля неналоговых доходов — 7,6 % [2].

Что касается формирования доходной базы консолидированного бюджета региона, то основной доходной базой бюджета являются налоговые поступления. Проблема построения налоговой системы, которая давала бы необходимые поступления в бюджеты разных уровней и ока-

зывала бы желаемое воздействие на развитие экономики страны, стоит перед каждой страной.

Поэтому первая группа проблем, которую надо решать при изменении системы администрирования налогов — это совершенствование правового аппарата. Еще одной важной проблемой администрирования налоговой системы РФ в целом, и в РМЭ, в частности, является низкий уровень собираемости налогов, уклонение налогоплательщиков от их уплаты. На протяжении многих лет задания по исполнению доходной части бюджета Республики не выполнялись.

Как отмечалось выше, наблюдается рост объемов налоговых поступлений в бюджет Республики Марий Эл, но даже такие объемы налоговых поступлений не соответствуют реальной налоговой базе, образующейся в результате деятельности всех республиканских налогоплательщиков.

Причины неполного поступления налогов и сборов в бюджет давно известны. Это:

- применение налогоплательщиками различных схем ухода от налогообложения;

- декларирование минимальных размеров доходов, прибыли и рентабельности;

- необоснованное завышение расходов;

- выплаты теневой зарплаты (зарплаты в «конвертах»);

- нарушение платежной дисциплины по расчетам с бюджетом (наличие задолженности по платежам в бюджет).

Таким образом, результаты администрирования налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства.

Главными источниками доходов регионального бюджета являются два налога: налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Эти два налога вместе с единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование обеспечивают более 55 % доходов консолидированного бюджета РМЭ.

Именно поэтому сегодня одним из важнейших направлений деятельности стала работа по легализации налоговой базы. С одной стороны, необходимо обеспечить безубыточную деятель -ность налогоплательщиков и тем самым создать предпосылки для расширения налогооблагаемой базы и роста собираемости налога на прибыль, с другой — вести постоянный контроль над достоверностью налоговой базы с фонда оплаты труда с целью роста поступления в бюджет налога на доходы физических лиц и страховых взносов.

В связи с этим в настоящее время весьма актуальной является проблема изыскания дополнительных резервов и источников формирования доходов.

Прежде всего, в республике необходимо увеличить налогооблагаемую базу налога на прибыль организаций.

По налогу на прибыль одним из резервов является обеспечение безубыточной деятельности налогоплательщиков, так как стабильный рост поступлений налога на прибыль в первую очередь связан с улучшением результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. И поэтому одним из источников его дополнительных поступлений является целенаправленная работа с убыточными организациями, которая приносит свои результаты.

Основными отраслями экономики региона, которые формируют валовой региональный продукт, являются промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговля, строительство. Процессы, происходящие в промышленности, оказывают определяющее влияние на социально-экономическое развитие региона в целом. Так, в Республике Марий Эл на долю промышленности приходится 27,8 % валового регионального продукта и 85 % прибыли, получаемой организациями всех отраслей экономики. Предприятия промышленности обеспечивают свыше 51 % платежей в консолидированный бюджет республики. Так, для дальнейшего укрепления доход-

ной базы бюджета должны проводиться мероприятия по финансированию отраслей экономики региона.

Несмотря на незначительные бюджетные поступления от малого предпринимательства в последние годы, развитие малого предпринимательства должно быть ориентиром для региона. Вклад малых предприятий в валовой региональный продукт оставляет около 10 %, при этом сложившаяся отраслевая структура свидетельствует о развитии малого предпринимательства преимущественно в сфере торговли и общественного питания.

Таким образом, стратегической целью государственной политики в области развития малого предпринимательства должна стать реализация потенциала малого бизнеса как наиболее динамичного сектора экономики, способного не только решить проблему безработицы, но и в перспективе значительно пополнить региональный бюджет.

Реализация Бюджетного послания Президента РФ в части разработки и введения механизма компенсации нижестоящим бюджетам налоговых льгот, предоставленных на федеральном уровне, также положительно скажется на доходной базе регионального и местного бюджетов.

Кроме того, при построении межбюджетных отношений «регион - муниципалитет» разумным было бы ограничение числа и объема субсидий, дотаций, направляемых с регионального уровня на муниципальный, и введение дополнительных нормативов отчислений в доходы местных бюджетов от федеральных и региональных налогов, что также позволит уменьшить зависимость местных бюджетов.

—т—-

1. Аналитическая записка по итогам социально-экономического развития Республики Марий Эл за первое полугодие 2013 г.

2. Аналитические данные сайта министерства финансов Республики Марий Эл [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://portal.mari.ru/minfш/Pages/records.aspx

3. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 8 августа 2013 г. № 253 «Об итогах социально-экономического развития, исполнении консолидированного бюджета Республики Марий Эл за первое полугодие 2013 г.»

4. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» (080105) / под ред. Г. Б. Поляка. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 703 с.

1. Analiticheskaya zapiska po itogam socialno-ekonomiches-kogo razvitiya Respubliki Mali El za pervoe polugodie 2013 g.

2. Analiticheskie dannye sayta ministerstva finansov Respubliki Mariy Yel [Yelektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://portal.mari.ru/minfin/Pages/records.aspx

3. Postanovlenie Pravitelstva Respubliki Mari El ot 8 av-gusta 2013 g. № 253 «Ob itogakh socialno-ekonomicheskogo

razvitiya, ispolnenii konsolidirovannogo byudzheta Respubliki Mari El za pervoe polugodie 2013 g.»

4. Finansy: uchebnik dlya studentov vuzov, obucha-yushchihsya po ekonomicheskim specialnostyam, special-nosti «Finansy i kredit» (080105) / pod red. G. B. Polyaka. 3-e izd., pererab. i dop. M.: YuNITI-DANA, 2007. 703 s.

M. N. Romanova, A. A. Smirnov

Mari State University, Yoshkar-Ola

The Analysis of Budget Implementation and Ways of the Republic of Mari El Budget Revenues Consolidating

The article determines the notion of budget revenues and their role in the modern economy. The main problems in the formation of the RF subject budget revenues are revealed. The author analyses the structure of consolidated budget revenues, points out the main tasks in the Republic of Mari El budget revenues and some reserves on their consolidation.

Key words: budget revenues, consolidated budget, revenues derived from taxes, non-tax revenues, socioeconomic development, transfers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.