Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИЙ В ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС РЕСПУБЛИКИ КРЫМ'

АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИЙ В ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС РЕСПУБЛИКИ КРЫМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
376
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / САНКЦИИ / РЕКРЕАЦИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ТЕНЕВОЙ СЕКТОР / ВАКЦИНАЦИЯ / КОРОНАВИРУС / ЛОКДАУН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паранина Т.О.

Важнейшим индикатором предпринимательской активности в регионе выступает привлечение инвестиций. Поэтому со стороны государства требуется должное регулирование этих процессов и формирование привлекательных условий и механизмов обеспечения. Государственное регулирование туристско-рекреационной отрасли в Республике Крым в качестве одной из задач ставит улучшение инвестиционного климата в отрасли. Оценка современного состояния инвестиционного климата показывает, что приток инвестиций растет и зависит от международных и региональных политических процессов. С целью привлечения инвестиций в регион формируются особые условия, примером являются особые экономические зоны. Свободная экономическая зона (СЭЗ) в Крыму и Севастополе начала функционировать с 1 января 2015 года, после подписания федерального закона, сроком на 25 лет, но возможно продление режима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF INVESTMENTS IN THE TOURIST AND RECREATIONAL COMPLEX OF THE REPUBLIC OF CRIMEA

The state regulation of the tourism and recreational industry in the Republic of Crimea sets as one of its goals the improvement of the investment climate in the industry. Interaction with investors in the region is largely informal and non-transparent due to international sanctions. Imbalances in the market of tourist and recreational services in the Crimea are caused by the existence of the so-called "shadow market", where vacationers are offered more favorable financial conditions. The coronavirus epidemic is changing the structure of investments and demand for tourist and recreational services. The assessment of the current state of the investment climate shows that the inflow of investment is growing while at the same time being dependent on international and regional political processes. In order to attract investment to the region, special conditions have to be created, one example of which are special economic zones. The free economic zone (FEZ) in Crimea and Sevastopol began to operate on January 1st, 2015, after the signing of the corresponding federal law, which will be in place for a period of 25 years with the option of being extended.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИЙ В ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

Л V V

Анализ инвестиции в туристско-рекреационныи комплекс Республики Крым

Паранина Татьяна Олеговна

аспирант кафедры теории и методологии государственного и муниципального управления Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, tanyaparanina@rambler.ru

Важнейшим индикатором предпринимательской активности в регионе выступает привлечение инвестиций. Поэтому со стороны государства требуется должное регулирование этих процессов и формирование привлекательных условий и механизмов обеспечения. Государственное регулирование туристско-рекреационной отрасли в Республике Крым в качестве одной из задач ставит улучшение инвестиционного климата в отрасли. Оценка современного состояния инвестиционного климата показывает, что приток инвестиций растет и зависит от международных и региональных политических процессов. С целью привлечения инвестиций в регион формируются особые условия, примером являются особые экономические зоны. Свободная экономическая зона (СЭЗ) в Крыму и Севастополе начала функционировать с 1 января 2015 года, после подписания федерального закона, сроком на 25 лет, но возможно продление режима.

Ключевые слова: туризм, санкции, рекреация, конкуренция, инвестиции, инвестиционный климат, особые экономические зоны, теневой сектор, вакцинация, коронавирус, локдаун.

Актуальность. Важнейшим индикатором предпринимательской активности в регионе выступает привлечение инвестиций. Поэтому со стороны государства требуется должное регулирование этих процессов и формирование привлекательных условий и механизмов обеспечения. Обращение к зарубежному опыту государственного регулирования инвестиций показывает, что организация такого инвестиционного режима имеет географические и политические особенности.

В частности, в Российской Федерации специфическим моментом организации привлечения инвестиций выступает формирование особых экономических зон, предусматривающих специальный режим реализации предпринимательства и других видов деятельности, без реализации полного набора таможенных процедур [10]. К особым экономическим зонам относят 10 туристско-рекреаци-онных зон. Так, например, с 2015 г. в Республике Крым функционируют особая портовая зона в г. Севастополь, и особая экономическая зона на полуострове в целом [11]. Принимаются отдельные законы в целях поощрения и защиты капиталовложений [12]. В данном регионе страны развитие туризма и рекреационной отрасли имеет критически важное значение для местных жителей, малого бизнеса, самозанятых, представителей туроператоров, предприятий сегмента HoReCa, транспортной отрасли, строительства и местных властей и др.

Решение задачи привлечения инвестиций в российские регионы требует активной и последовательной политики органов власти. Интеграция региона Республики Крым в правовую, политическую и экономическую подсистемы Российской Федерации вызвало критическую оценку у международного сообщества, и определило политические санкции. Новые политические реалии, в которых находится регион с 2014 года, сказываются на инвестиционном климате Республики Крым, дефиците бюджетных средств. В таких условиях функционирование отраслей экономики проблематично, не говоря уже о стратегическом развитии региона. Исследователями подчеркивается существование инвестиционных барьеров, мешающих даже отечественным инвесторам реализовывать успешные проекты из-за угрозы санкций и отсутствие развитой инфраструктуры [3]. Таким образом, инвестиционный климат в Республике Крым

х

X

о

го А

с.

X

го т

о

.

2 О

м м

сч сч о сч

РЭ

о ш Ш X

<

т о х

X

обусловлен в большей степени внешнеполитическими и связанными с ними внутриполитическими факторами, чем экономическими.

Традиционно бюджетообразующими и обеспечивающими работой отраслями для Республики Крым являются сферы туризма и рекреации. Богатое историко-культурное наследие и природно-климатические условия делают регион уникальным, и привлекают туристов со всего мира и из Российской Федерации. Усиливает инвестиционную привлекательность развитие дорожной инфраструктуры и транспортной отрасли. Основным инвестором, прежде всего, выступает Российская Федерация.

Необходимо признать, что, несмотря на существующий значительный туристско-рекреацион-ный потенциал, в регионе сохраняет актуальность круг внутренних проблем, мешающих эффективному развитию туристической и рекреационной отрасли: состояние объектов инфраструктуры, низкий уровень сервиса, недоверие бизнеса к власти, низкая квалификация персонала туристической отрасли, теневой сектор, незащищенность инвесторов и их активов от действий судебно-право-охранительной системы и низкое качество «правового поля» для туризма и отдыха. Не лучшим образом на развитии туристско-рекреационной отрасли сказывались долгое время проблемы электроэнергетики и водоснабжения региона.

Определенный геополитический риск для инвестиций в туристско-рекреационную сферу представляют боевые действия на Украине, из которой ежегодно Республику Крым посещают более 1 млн. туристов. Наблюдаемая информационная война в медиапространстве о призрачной «российской агрессии» больше всего оказывает влияние на сегмент зарубежных туристов и инвесторов. Боевые действия, связанные с миротворческой операцией России на территории Донбасса, оказывают влияние на экономические процессы на полуострове: с февраля данное обстоятельство затрагивает интересы и туристов, так как на неопределенный период было прекращено авиасообщение полуострова с остальными регионами России. Сложно спрогнозировать, когда оно возобновится.

Актуальность заявленной темы выражается в том, что существующие инвестиции направлены в основном на точечные локальные проекты, а нерешенные хронические проблемы, вызванные регулирующими мерами государства в отрасли, конкуренцией в отрасли между коллективными и частными средствами размещения и необходимостью соблюдения мер борьбы с коронавирусом, по-прежнему влияют на сегментацию клиентов и структуру спроса на туристско-рекреационные услуги. Указанные проблемы определяют измене-

ния в структуре спроса на туристско-рекреацион-ные услуги в пользу теневого сектора туристско-рекреационных услуг.

Целью статьи является оценка инвестиционного климата туристско-рекреационной сферы Республики Крым. Для этого решались следующие задачи исследования: анализ современного состояния инвестиционной деятельности и предпринимательства на территории Республики и перспектив развития инвестиций в туристско-рекреацион-ный комплекс Республики Крым.

Для решения поставленных в исследовании задач использовались статистические, графические и табличные методы представления полученных результатов исследования.

Понятие «инвестиционный климат»

В теоретическом плане учитывалось, что инвестиционный климат строится, главным образом, на доверии инвесторов. Именно данная категория на современном этапе определяет новое экономическое содержание, и является основой для проектирования механизмов повышения инвестиционной привлекательности. Именно доверие определяет мотивацию инвесторов к участию в инвестиционных проектах, представленную ожиданием, интересами, взаимное внимание к потребностям заинтересованных сторон, убежденность в честности, заинтересованности, порядочности заинтересованных сторон. Таким образом, доверие коррелирует с экономическим ростом.

Такой вывод подтверждается результатами исследователей 1№. Ananyev и S. Guriev, которые определяют доверие как экономически и статистически значимую величину [14]. Исследователи А.В. Белянин и В.П. Зинченко подчеркивают двустороннюю зависимость между доверием формальных и неформальных институтов друг к другу на макроуровне и ростом материального благосостояния [1]. Тем самым данная взаимосвязь носит многоаспектный характер, и учитывает общественное мнение и вовлеченность общества, доверие к власти, качество институтов, социальные и экономические параметры и мн. др. С учетом сказанного важно учитывать наличие общественного интереса, регулируемого российскими законодательными нормами (сохранение рабочих мест, защита интересов бизнеса и отечественных инвесторов, защита и ограничительные меры для иностранных инвестиций в стратегически важные отрасли экономики, сохранение культурного наследия и экологии). Таким образом, вытекает объективная необходимость реализации экосистемного подхода к выполнению инвестиционных проектов и протекционизма национальных интересов без ущерба для инвесторов.

Оценка влияния короновируса на рынок ту-ристско-рекреационных услуг Республики Крым

Негативные последствия для указанных сторон оказала пандемия короновируса и связанные с ней ограничительные меры. Туристско-рекреацион-ный комплекс, и представляющие его «человеко-емкие» отрасли Республики Крым, и его стабильное функционирование сильно зависят от трафика посетителей. Структура туристического потока формируется преимущественно за счет российских туристов. Ограничительные меры и локдаун не лучшим образом сказались на экономике региона. Эксперты констатируют, что проявившие себя в 2020 г. с негативной стороны факторы (карантин, самоизоляция) не нейтрализованы [13]. По этой причине прогнозировать приток инвестиций с помощью сценарного планирования проблематично. По данным информационного агентства ТАСС, в 2020 г. убытки туристической отрасли Крыма и Кубани в совокупности составили почти 30 млрд. руб. [9]. Чтобы восстановить утраченные показатели экономики региона, необходимо, чтобы приезжающие на полуостров отдыхающие в обязательном порядке были вакцинированы [4]. По мнению экспертов, это обеспечит рост регионального валового продукта [2]. Вакцинация позволит «реанимировать» транспортную отрасль и сферу услуг, в том числе и туристско-рекреационные услуги. Кроме того, необходимость соблюдения требований Роспотребнадзора определят подорожание отдыха на 25-30%.

Более того, проблематика оценки влияния короновируса на приток инвестиций в Республику Крым определяет новые тенденции развития ту-ристско-рекреационной отрасли в регионе. Легальное функционирование туристско-рекреаци-онного бизнеса в рамках правового поля (индивидуальный предприниматель, договор аренды жилья) усложняется требованиями контролирующих служб, налоговой инспекции, Роспотребнадзора. Следует учитывать, что системообразующим для обеспечения туристического потока является именно частный сектор, демпинговые цены которого мешают работать крупным средствам размещения. Ведение бизнеса без регистрации влечет штрафы и конфискацию имущества. По сведениям издания «Аргументы и факты», последних можно избежать, заплатив взятку проверяющим органам. Требования Роспотребнадзора ставят представителей туристско-рекреационного бизнеса перед выбором: меры предосторожности в борьбе с ко-ронавирусом определяют подорожание туристических и рекреационных услуг на 30%, но их соблюдение активизирует «теневой сектор туризма и рекреации», услуги которого соответственно дешевле на 30%. Тем самым работающие легально специализированные средства размещения будут

работать и дальше в убыток, так как у туристов есть выбор - не переплачивать.

По оценкам экспертов Министерства курортов и туризма, доля теневого сектора туристско-рекреа-ционных услуг составляет от 50-70%: 4 млн. туристов обслуживает теневой сектор, представленный 4500 частными гостиницами и 14.500 частными квартирами, денежный оборот в котором достигает 30 млрд. рублей [5]. Усиливает тенденцию коррупция со стороны проверяющих органов, потому что так дешевле работать теневому сектору [7].

Таким образом, инвесторы развивают инфраструктуру туризма и рекреации на полуострове, а частный нелегальный теневой сектор фактически ее эксплуатирует, а работающие легально средства размещения недополучают прибыль. Соответственно, инвесторы недополучают прибыль, несмотря на увеличение туристического потока.

Ключевые параметры рынка туристических и рекреационных услуг в Республике Крым

Чтобы понять, стоит ли инвестировать в сферу туризма и рекреации на конкретной территории, необходимо изучить производственные мощности и спрос на услуги, темпы прироста показателей, понять ключевые тенденции отрасли экономики. Данные показатели являются важными индикаторами для привлечения инвестиций в регион.

Производству туристско-рекреационных услуг способствуют функционирующие специализированные средства размещения, гостиницы и их аналоги, детские оздоровительные лагеря, организации отдыха детей и их оздоровления [6]. Данные о производственных мощностях отрасли представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Данные о специализированных средствах размещения в Рес-

2016 2017 2018 2019 2020 2021

Число 370 456 471 487 501 -

органи-

заций

Число 90,4 92,2 96,5 103,9 102,2 101,2

койко-

мест,

тыс.

Обслу- 887,4 736,5 1127,6 1224,2 834,3 -

жено

лиц, тыс.

чел.

[Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополь]

За период 2016-2020 гг. число специализированных средств размещения увеличилось на 131 организацию; коечный фонд увеличился на 11,8 тыс. мест; количество обслуженных лиц увеличилось на 336,8 тыс. человек за период 2016-

х

X

о

го А

с.

X

го т

о

ю

2 О

м м

сч сч

0 сч

СО

01

о ш т

X

3

<

т о х

X

2019 гг., но пандемия короновируса в 2020 г. способствовала уменьшению этого показателя до уровня, меньше, чем значения 2016 г. Курортный сезон на Крымском полуострове в 2020 году начался 1 июля, что гораздо позже, чем в предыдущие года.

Таблица 2.

Данные о гостиницах и аналогичных средствах размещения

2016 2017 2018 2019 2020 2021

Число 764 801 841 833 989 1092

органи-

заций

Число 72 56,1 55,5 61,9 69 70

койко-

мест,

тыс.

Обслу- 948,7 888,1 986,1 1222,7 1155,1 -

жено

лиц, тыс.

чел.

2018 2019 2020

Число организаций 246 258 106

Обслужено лиц, чел. 58789 77900 16198

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4.

Динамика объема рынка и темпов прироста предоставленных туристско-рекреационных услуг в Республике Крым за

[Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополь]

За период 2016-2020 число гостиниц и аналогичных средств размещения увеличилось на 225 единиц; незначительно уменьшился фонд койко-мест; количество обслуженных лиц за период 2016-2019 гг. увеличилось на 274 тыс. чел., однако в 2020 г. был небольшой спад.

Таблица 3.

Данные об организациях отдыха детей и их оздоровления в Республике Крым за период 2018-2020 гг. (без учета субъек-

2016 2017 2018 2019 2020

Инвестиции в дея- 3170056 3741716 14128375 19954348

тельность гостинии

и предприятий об-

щественного пита-

ния, тыс. руб.

Темп прироста ин- 18% 345,68% 529,46%

вестиций в дея-

тельность гостиниц

и предприятий об-

щественного питания, в %

Инвестиции в ту- 6534445 7508223 17799475 23338715

ризм, тыс. руб.

Темп прироста ин- 14,9% 172,39% 257,16%

вестиций в туризм, в %

Доходы от предо- 2286,2 2306,2 4089,0 4811,0 5166,2

ставленных услуг,

млн. руб.

Темп прироста до- 0,87% 78,85% 110,43% 125,97%

ходов от предо-

ставленных услуг, в %

Общее число от- 1836,1 1624,6 2113,7 2446,9 1989,4

дыхающих (с уче-

том гостиниц и

специализирован-

ных средств размещения), тыс.

чел.

Темп прироста об- -11,51% 15,11% 33,26% 8,35%

щего числа отды-

хающих, в %

[Составлено автором на службы государственной г. Севастополь]

основе данных Федеральной статистики по Республике Крым и

Темпы приростов инвестиций в туристско-рекреационную отрасль Республики Крым и доходов отрасли

[Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополь]

Более, чем в 2,5 раза снизилось число организаций, предоставляющих услуги отдыха и оздоровления детей с 258 в 2019 г. до 106 в 2020 году, в связи с тем, что многие организации не принимали детей из-за пандемии короновируса. Соответственно, снизилось в 4,8 раза количество отдыхающих детей с 77900 чел. в 2019 г. до 16198 чел. в 2020.

Анализ данных Рис. 1 показывает, что данные за 2018 год свидетельствуют о том, что создание инфраструктуры (Керченский мост и аэропорт «Симферополь») и событийного туризма (чемпионат мира) дают значительный импульс для развития туристско-рекреационной отрасли Республики Крым, что выражается в доходах отрасли. Учитывая, что инфраструктура Крыма строилась за счет инвесторов, взаимосвязь инвестиций и доходов очевидна.

529,46%

257,16%

0,87%

125,97%

2016,5 2017 2017,5 20:

2018,5 2019 2019,5 2020 2020,5

18%

-•-Доходы от туризма, темп прироста в % -•-Общее число отдыхающих, темп прироста в %

-•-Инвестиции в гостиницы и предприятия общепита, темп прироста в %

-•-Инвестиции в туризм, темп прироста в %

Рис. 1. - Динамика темпов прироста инвестиций, доходов туристско-рекреационной отрасли и числа отдыхающих в Республике Крым. [Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополь]

За период 2016-2020 гг. доходы отрасли туризма и рекреации увеличились в 2,26 раза. Особенно заметным было увеличение их темпов прироста в 2018 г., когда был открыт Керченский мост и аэропорт «Симферополь» и был проведен чемпионат мира по футболу в РФ. Более, чем в 6,29 раза за период 2017-2020 гг. были увеличены инвестиции в гостиницы и сегмент HoReCa. В 20172020 гг. в 3,57 раза были увеличены инвестиции в туризм.

Современное состояние туристско-рекреа-ционной отрасли в Республике Крым (данные 2021 года)

Согласно официальным данным, в Республику Крым было привлечено инвестиций на общую сумму 222,1 млрд. руб. для реализации 223 инвестиционных проектов. В общей структуре инвестиций 16% приходится на сферу рекреации. Самыми активными инвесторами в регионе являются государственные корпорации и крупные частные компании, работающие из-за санкций косвенно через дочерние структуры. Экспертами отмечается, что на рост объема инвестиций сильное влияние оказала пандемия короновируса и связанное с ней закрытие границ. В сфере туризма и рекреации в настоящее время реализуются следующие проекты инвесторов, инвестиционные проекты в рамках свободной экономической зоны (См. Таблицу 5 и 6).

Таблица 5.

Инвестиционные проекты в сфере туризма и рекреации, реализуемые свободной экономической зоной Республики Крым,

Название инвестиционного проекта Наименование инвестора, ИНН Объем инвестиций, млн. руб. Количество созданных рабочих мест

Строительство и эксплуатация гостиничного комплекса ООО ЦЕНТР ОТДЫХА НА ВОДЕ, 9103003521 370.44 50

Строительство тематического парка развлечений и курортно-гостиничного комплекса "Ялта-Парк" ООО «ЯЛТА- ПАРК», 9103096519 16000.00 840

Создание и развитие отеля "Юлия" ООО «ЮГКРЫМ», 9108124329 11.30 12

Развитие производственно-туристического предприятия ООО КРЫМСКИЕ МОРЕПРОДУКТЫ ООО «КРЫМСКИЕ МОРЕПРОДУКТЫ», 9103066909 21.00 13

Развитие предприятия ку-рортно-туристической сферы ООО «АКВА-ТЕРМ» ООО «АКВА ТЕРМ», 9102254089 80.00 29

Строительство гостиничного комплекса «АТЛАНТИДА» ООО «ГРУППА КОМПАНИЙ «ПРЕМЬЕР», 9102233949 370.00 102

Создание современного ре-креационно-туристического экокомплекса в Ленинском районе Республики Крым ООО «МОРСКОЙ БЕРЕГ», 9111027847 13.17 14

Создание и развитие парка развлечений ООО «ПАРК ЗАБАВА», 91110025124 94.50 26

Создание агротуристиче- ООО «АГРО- 98.56 35

ского комплекса «Персиковый Сад» ТУР», 9102273194

Развитие курортного предприятия ООО «Нева-Каскад 2009», 9101002515 7.25 90

Создание и развитие гости- ООО «СЗ 95.00 22

ничного комплекса "Грин «ГРИН

сити" СИТИ», 9102055037

Строительство туристиче- ООО «КРУ 994.99 16

ско-гостиничного комплекса СТРОЙПРО-

«ЗАОЗЕРНЫЙ» в ПГТ. За- ЕКТ»,

озерное, г. Евпатория 9102172446

Реконструкция гостинич- ООО «КОМ- 25.00 7

ного комплекса ПЛЕКС», 9109001457

Строительство курортно- ООО «ЛУЧ 96.00 70

гостиничного комплекса ФИЛАРИ»,

ООО «ЛУЧ ФИЛАРИ» и 9103006829

развитие курортно-гости-

ничного туризма в Крыму

Развитие на территории ООО «КРЫМ- 5.00 0

Республики Крым турист- СКИЙ

ско-оздоровительного комплекса СТИЛЬ», 9109018683

Строительство нового объ- ООО «МЕГА- 17.10 8

екта, закупка оборудова- НОМ»,

ния, эксплуатация и даль- 9108122681

нейшее развитие винд-

сёрфинг-центра путем по-

лучения в долгосрочную

аренду земельного участка,

расположенного на территории с. Прибрежное городского округа Судак Республики Крым

Развитие курортного предприятия ООО «Творческая Волна», 9108003194 8.00 0

Организация на территории г. Евпатория современного туристского объекта - сана- ООО «САНАТОРИЙ «ГЕ-ЛИОС», 6.00 36

торно-курортного комплекса «ГЕЛИОС» 9110086800

ООО «ЛИВАДИОН САН ООО «ЛИВА- 21.00 5

ПЛАЗА» ДИОН САН ПЛАЗА», 9103067691

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ООО «СЗ «ДК «СКГ» ООО «СЗ «ДК «СКГ», 9102256311 477.75 51

ООО СКК «ГОЛУБОЙ ЗА- ООО СКК 409.88 138

ЛИВ» «ГОЛУБОЙ ЗАЛИВ», 9103016464

ООО «САНАТОРИЙ ООО "САНА- 30.68 9

«САКИ» ТОРИЙ "САКИ", 9107039906

Создание агротуристиче-ского комплекса «Крымская ООО «ГАРАНТ», 94.50 12

жемчужина» 9102260220

19347.12 1585

[Составлено автором на основе данных Инвестиционного портала Республики Крым]

Анализ данных Таблицы 5 показывает, что реализуемые в рамках свободной экономической

ю 2

О

м м

сч сч

0 сч

01

о ш Ш X

3

<

m о х

X

зоны инвестиционные проекты зачастую отличаются незначительными суммами привлеченных инвестиций. В 2021 году в Республике Крым в рамках свободной экономической зоны было привлечено 19,347 млрд. рублей в сферу туризма и рекреации, и создано 1585 официальных рабочих мест. Таким образом, социально-экономический эффект выражается в качественных изменениях в отрасли туризма и рекреации, и социальной сферы (трудоустройство и налоговые поступления).

Отдельно следует проанализировать инвестиционные проекты в сфере туризма и рекреации, запуск которых был в 2021-2022 гг. Данные представлены в Таблице 6.

Таблица 6.

Проекты инвесторов в сфере туризма и рекреации, реализуемые в Республики Крым, зарегистрированные в 2021 -2022 гг.

Название инвестиционного проекта Объем инвестиций, тыс. руб. Количество созданных рабочих мест

«Создание глэмпинг - комплекса в с. Солнечногорское городского округа Алушта Республики Крым» 173038 7

«Водно-оздоровительный комплекс «БРИЗ» 675000 45

Строительство туристических гостиниц в с. Береговое города Феодосии Республики Крым 377170 41

«Создание SPA-комплекса с благоустроенной набережной» 401441 6

Строительство комплекса апартаментов на Восточной набережной города Алушта Республики Крым 896253 23

Комплексное освоение территории у Мойнакского озера в г. Евпатория 17878000 29

Жилищно-рекреационный комплекс «Мойнаки» 9818978 24

«Строительство туристической гостиницы в с. Штормовое Сак-ского района Республики Крым» 1822011 38

«Строительство курортного комплекса «Alean Family Resort» в границах городского округа Саки Республики Крым» 14594786 1668

Строительство гостинично-ре-сторанного комплекса "Маяк" 592894 15

«Строительство дома отдыха» 169166 25

Спортивно-развлекательный парк «Экстрим Крым» с глэм-пингом и палаточным городком 165936 9

Создание многофункционального гостиничного комплекса с административно-торговыми, концертными и выставочными площадями 136700 32

"Обустройство парковой зоны с терренкурами в г. Алушта" 59080 22

47.760.453 1984

[Составлено автором на основе данных Инвестиционного портала Республики Крым]

Анализ данных Таблицы 6 показывает, что на реализуемые проекты инвесторов за период 20212022 гг. на территории Республики Крым в сферах туризма и рекреации было вложено инвестиций на сумму 47,76 млрд. рублей, и создано 1984 официальных рабочих мест.

Таким образом, за 2021-2022 гг. в сферу туризма и рекреации инвестировано в общей сложности 67,107 млрд. рублей и создано 3569 рабочих мест; сама туристско-рекреационная отрасль дала бюджету 5,8 млрд. рублей налоговых поступлений, а смежные с ней отрасли (дорожное строительство, транспорт, логистика, ритейл) дали в 2021 году более 25% налоговых поступлений [8].

В рамках программ государственно-частного партнерства планируется в 2022 году реализовать 2 проекта в сфере туризма и рекреации. Однако, они немасштабные. То есть, можно говорить, что сотрудничество с инвесторами в сфере туризма и рекреации в форме государственно-частного партнерства в настоящее время непривлекательно.

Выводы. Подведение итогов статьи позволяет заключить, что инвестиционный климат строится главным образом на доверии и привлекательности объектов инвестирования для инвесторов. Поэтому необходимым условием экономического роста территорий является взаимодействие властей с инвесторами, которое должно строиться на взаимном внимании к потребностям. Такое возможно при высоком качестве политических и экономических институтов государства. Специфика инвестиционного климата в Республике Крым заключается в неформальном участии инвесторов в инвестиционных проектах в силу угрозы санкций, определяющих инвестиционные барьеры. Эта тенденция охватывает и туристско-рекреационную сферу.

Государственное регулирование туристско-ре-креационной отрасли и эпидемия коронавируса в Республике Крым на современном этапе оказывают заметное влияние на ценообразование в отрасли, сильно меняют структуру спроса на услуги, дают импульс для развития теневого сектора услуг туризма и рекреации, доля которого значительна, и коррупции среди проверяющих органов. Доля теневого рынка экспертами оценивается в 50-70%. То есть эта нагрузка ложится на объекты социально-экономической инфраструктуры региона без соответствующей должной отдачи. Тем не менее, анализ ключевых параметров рынка туристических и рекреационных услуг позволяет отметить, что в регионе наблюдается повышение результативности инвестиций и других социально-экономических показателей в данной отрасли (доля налоговых поступлений, рост занятости, повышение доходности смежных отраслей и др.). Анализ современного состояния инвестиционного климата за период 2021-2022 гг. показывает, что из-за коронавируса и инвестиционных барьеров структура

инвестиции меняется, частные структуры стали принимать большее участие в инвестиционных проектах и проектах свободной экономической зоны, результатом чего стало увеличение налоговых поступлений в региональный бюджет. Плохо и незначительно реализуются проекты, связанные с государственно-частным партнерством.

Литература

1. Белянин А.В., Зинченко В.П. Доверие в экономике и общественной жизни / А.В. Белянин, В.П. Зинченко / Отдельное издание. - М.: Либеральная миссия, 2010. - 164 с.

2. Вакцинация оживит ВВП. Что ждет российскую экономику в 2021 году? // Аргументы и факты.

- [Электронный ресурс]. URL: https://aif.ru/money/economy/vakcinaciya_ozhivit_vv P_chto_zhdet_rossiyskuyu_ekonomiku_v_2021_god u (дата обращения: 18.02.2022).

3. Илясова Ю.В., Димитриев А.В., Мираньков Д.Б. Международная политика регулирования иностранных инвестиций и возможности ее адаптации в Республике Крым / Ю.В. Илясова, А.В. Димитриев, Д.Б. Мираньков // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. - 2021. - №3. - С.62-78.

4. Ключевская Н. Туризм-2020 и COVID-19: туристическая отрасль в условиях пандемии и после нее // Портал garant.ru. - [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/article/1376805/ (дата обращения: 14.02.2022).

5. Легализация теневого сектора туринду-стрии в Крыму займет от трех до пяти лет / ТАСС.

- [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/4971830 (дата обращения: 25.02.2022)

6. Республика Крым в цифрах / Крымстат. -Симферополь: Крымстат, 2021. - 226с.

7. Тунанина И. Выйти из сумрака. Почему тур-бизнес в Крыму остаётся теневым / И. Тунанина / Аргументы и факты. - 2015. - №20. - [Электронный ресурс]. URL: https://krym.aif.ru/society/details/vyyti_iz_sumraka_p ochemu_turbiznes_v_krymu_ostayotsya_tenevym (дата обращения: 25.02.2022)

8. Туризм принёс в бюджет Крыма почти 6 млрд рублей прямых налогов в 2021 году / Крым.информ. - [Электронный ресурс]. URL: https://www.c-inform.info/news/id/100524 (дата обращения: 26.02.2022).

9. Туристическая сфера Крыма и Кубани из-за пандемии недополучила около 30 млрд рублей / ТАСС. - [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/8476439 (дата обращения: 16.02.2022).

10. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. 11.06.2021) // СПС Консультант. URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _54599/ (дата обращения: 18.02.2022)

11. Федеральный закон «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 29.11.2014 N 377-ФЗ // СПС Консультант. - [Электронный ресурс]. URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 171495/ (дата обращения: 19.02.2022).

12. Федеральный закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» от 01.04.2020 № 69-ФЗ (ред. 2.07.2021) // СПС Консультант. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 24.02.2022).

13. Эксперты ВШЭ: мировая экономика в 2021 году не сможет выйти из кризиса / banki.ru. - [Электронный ресурс]. URL: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10944656 (дата обращения: 16.02.2022).

14. Ananyev M., Guriev S. Effect of Income on Trust Evidence from the 2009 Economic Crisis in Russia / M. Ananyev, S. Guriev // The Economic Journal. - 2018. - №4. - URL: https://www.researchgate.net/publication/324444029 _Effect_ofJncome_on_Trust_Evidence_from_the_2 009_Economic_Crisis_in_Russia (дата обращения: 12.02.2022).

Analysis of investments in the tourist and recreational complex of the

Republic of Crimea Paranina T.O.

Lomonosov Moscow State University

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

The state regulation of the tourism and recreational industry in the Republic of Crimea sets as one of its goals the improvement of the investment climate in the industry. Interaction with investors in the region is largely informal and non-transparent due to international sanctions. Imbalances in the market of tourist and recreational services in the Crimea are caused by the existence of the so-called "shadow market", where vacationers are offered more favorable financial conditions. The coronavirus epidemic is changing the structure of investments and demand for tourist and recreational services. The assessment of the current state of the investment climate shows that the inflow of investment is growing while at the same time being dependent on international and regional political processes. In order to attract investment to the region, special conditions have to be created, one example of which are special economic zones. The free economic zone (FEZ) in Crimea and Sevastopol began to operate on January 1st, 2015, after the signing of the corresponding federal law, which will be in place for a period of 25 years with the option of being extended. Keywords: tourism, sanctions, recreation, competition, investment, investment climate, special economic zones, shadow sector, vaccination, coronavirus, lockdown. References

1. Belyanin A.V., Zinchenko V.P. Trust in the economy and public life / A.V. Belyanin, V.P. Zinchenko / Separate edition. - Moscow: Liberal'naya missiya, 2010. - P.164.

2. Vaccination will revive the GDP. What awaits the Russian economy in 2021? // Argumenty i Fakty. - [Electronic resource]. URL: https://aif.ru/money/economy/vakcinaciya_ozhivit_vvp_chto_zhdet_ross iyskuyu_ekonomiku_v_2021_godu (date accessed: 02/18/2022).

3. Ilyasova Y.V., Dimitriev A.V., Mirankov D.B. International policy of regulation of foreign investments and the possibility of its adaptation in the Republic of Crimea / Y.V. Ilyasova, A.V. Dimitriev, D.B. Mirankov // Scientific notes of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University. - 2021. - No. 3. - P.62-78.

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О

м м

4. Klyuchevskaya N. Tourism-2020 and COVID-19: the tourism industry during the pandemic and after it // garant.ru portal. - [Electronic resource]. URL: https://www.garant.ru/article/1376805/ (date accessed: 02/14/2022).

5. Legalizing the "shadow sector" of the tourism industry in Crimea will take three to five years" / TASS. - [Electronic resource]. URL: https://tass.ru/obschestvo/4971830 (date accessed: 02/25/2022).

6. Republic of Crimea in numbers / Krymstat. - Simferopol: Krymstat, 2021.

- P.226.

7. Tunanina I. Beyond the dusk. Why the tourist business in Crimea remains part of the "shadow economy" / I. Tunanina / Argumenty i Fakty.

- 2015. - No. 20. - [Electronic resource]. URL: https://krym.aif.ru/society/details/vyyti_iz_sumraka_pochemu_turbiznes _v_krymu_ostayotsya_tenevym (date accessed: 02/25/2022).

8. Tourism brought almost 6 billion rubles of direct taxes to the Crimean budget in 2021 / Krym.inform. - [Electronic resource]. URL: https://www.c-inform.info/news/id/100524 (date accessed: 02/26/2022).

9. The Tourism sector of Crimea and Kuban has missed out on about 30 billion rubles due to the pandemic / TASS. - [Electronic resource]. URL: https://tass.ru/ekonomika/8476439 (date accessed: 02/16/2022).

10. Federal law "On special economic zones in the Russian Federation" dated July 22, 2005 No 116-FZ (as amended on June 11, 2021) // SPS Consultant. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/ (date accessed: 02/18/2022).

11. Federal law "On the development of the Republic of Crimea and the federal city of Sevastopol and the free economic zone on the territories of the Republic of Crimea and the federal city of Sevastopol" dated November 29, 2014 No 377-FZ // SPS Consultant. - [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171495/ (date accessed: 02/19/2022).

12. Federal law "On the protection and promotion of investments in the Russian Federation" dated April 1, 2020 No 69-FZ (as amended on July 2, 2021) // SPS Consultant. - [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/ (date accessed: 02/24/2022).

13. HSE Experts: the global economy will not be able to recover from the crisis in 2021" / banki.ru. - [Electronic resource]. URL: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10944656 (date accessed: 02/16/2022).

14. Ananyev M., Guriev S. Effect of Income on Trust Evidence from the 2009 Economic Crisis in Russia / M. Ananyev, S. Guriev // The Economic Journal. - 2018. - No 4. - URL: https://www.researchgate.net/publication/324444029_Effect_of_Income _on_Trust_Evidence_from_the_2009_Economic_Crisis_in_Russia (date accessed: 02/12/2022).

CS CS

o

CS CO

o m m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

3

<

m O X X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.