DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.100.10.032
О ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОМ КОМПЛЕКСЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Обзорная статья
Шамилева Э.Э. * ORCID: 0000-0002-7723-0344, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Россия
* Корреспондирующий автор (elya_shamileva[at]mail.ru)
Аннотация
В статье рассмотрены основные критерии оценки конкуренции в туристической отрасли Республики Крым. Проведен сравнительный анализ туристического потока. Выявлено наличие имеющихся инвестиционных соглашений по комплексному развитию туристической индустрии с дифференциацией вложений в строительство и реконструкцию набережных, гостиничных и развлекательных комплексов и др.; определен перечень госпрограмм нацеленных на развитие туризма в Крыму.
Сформулированы основные рекомендации для прогрессивного развития туристско-рекреационного комплекса Республики Крым в системе национального туризма Российской Федерации.
Ключевые слова: конкуренция, туризм, туроператор, туристско-рекреационный комплекс.
ABOUT TOURISM AND RECREATION COMPLEX OF REPUBLIC OF CRIMEA
Review article
Shamileva E.E.*
ORCID: 0000-0002-7723-0344, Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russia
* Corresponding author (elya_shamileva[at]mail.ru)
Abstract
The paper considers the main criteria for assessing competition in the tourism industry of the Republic of Crimea. The author provides the results of a comparative analysis of the tourist flow. The existing investment agreements for the comprehensive development of the tourism industry with the differentiation of investments in the construction and reconstruction of embankments, hotel and entertainment complexes, etc.; and the list of state programs aimed at the development of tourism in Crimea were examined. The author formulated the main recommendations for the progressive development of the tourist and recreational complex of the Republic of Crimea in the system of the national tour of the Russian Federation.
Keywords: competition, tourism, tour operator, tourist, and recreational complex.
Введение
Важнейшим свойством рыночной экономики является конкуренция. Указанное свойство обусловлено тем, что интересы субъектов интегрированного рынка, сталкиваются друг с другом, объективно порождая скрытые конфликтные ситуации. Действующие нормы и правила предпринимательских структур определяют границы и этику поведения в конкурентной среде [1], [2].
Диагностика конкурентной среды в туристической деятельности должна стать неотъемлемой частью туристического менеджмента. Поддержка конкуренции гарантируется Конституцией Российской Федерации, является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, а также постоянным приоритетом государственной политики. На фоне наблюдаемого в Российской Федерации роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства особенно выделяется отсутствие целостной государственной политики в области государственной поддержки малого и среднего бизнеса [3].
Основная часть
Реализация мер развития конкуренции на территории Республики Крым осуществляется в соответствии с положениями Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 1738-р от 05.09.2015 г. [4].
Туристические услуги, как управляемые процессы, находятся под влиянием внешней среды, а результатом которой является конкуренция.
Ежегодно Республика Крым принимает в среднем от 4 до 6 млн. как отечественных, так и иностранных туристов (20% иностранных туристов прибыли из Беларуси, 11 - из Казахстана, 7 - из Германии, по 4 - из Узбекистана и Армении, 3 и 2 соответственно - из Эстонии и Азербайджана), в том числе, соответственно, было выявлено: в 2015 г. -4,6 млн. поездок; в 2016г. - 5,57 млн. поездок; в 2017г. - 5,2 млн. поездок, в 2018г. - 6,8 млн. в 2019г. - 7,4 млн. Из 2 миллионов туристов, отдохнувших в Крыму в январе-ноябре 2019 года, 48,7% отдохнули на Южном берегу полуострова [5]; [8].
На г. Симферополь приходится около 10-16% от общего количества принятых Республикой Крым иностранных туристов, то есть около 3-4 млн. туристов. При этом объемы оказанных услуг в 2015 и 2019 годах составляли от 1,6 до 5 млрд. руб. Это позволяет рассчитать сумму приобретенных туристических услуг на одного туриста за 2019 год. Она составила около 1300-2000 долл. США. Такую сумму тратит каждый турист лишь на туристско-экскурсионные услуги.
На «пляжный» (морской, водный) туризм, по официальным данным, приходится 75% общего объема спроса деятельности туристических организаций.
В феврале 2019 года была утверждена госпрограмма по развитию экономики Крыма и Севастополя — объём ассигнований из федерального бюджета на реализацию госпрограммы в 2019-2022 гг. составил 309,5 млрд. рублей, в
том числе в 2019 году - 150,5 млрд. рублей, в 2020 году - 120,7 млрд. рублей, в 2021 году - 26,3 млрд. рублей, в 2022 году - 12 млрд. рублей [6], [9].
В рамках госпрограммы, в частности, предусматривается стимулирование предпринимательской активности, развитие инфраструктуры, функционирование свободной экономической зоны в Крыму, обеспечение эффективного функционирования сети автомобильных дорог, повышение уровня энергосбережения и надёжности инженерной инфраструктуры, а также формирование доступной и комфортной туристской среды. На эти цели предусмотрено более 27 млрд. руб. [9].
ФЦП включает в себя строительство и реконструкцию более 800 объектов, из которых более 200 уже завершены, порядка 400 находятся в процессе реализации.
Предприятия туризма, как и большинства других отраслей экономики, действуют на монополистических конкурентных рынках. Туристическая индустрия в курортно-рекреационном регионе представлена не только профильными организациями и предприятиями, но и сетью административно-правовых, хозяйственных, производственных и других учреждений, которые образуют базу для единой системы управления.
В отрасли реализуется 29 инвестиционных соглашений на общую сумму более 48 млрд рублей, предусматривающих строительство и реконструкцию набережных, гостиничных и развлекательных комплексов и др. К 2022 году на полуострове запланировано создание семи туристско-рекреационных кластеров - на эти цели в рамках ФЦП развития Крыма заложено 36,4 млрд рублей.
Отдельное льготное кредитование под 3% предусмотрено для инвестиций в отели. Малый и средний бизнес в туризме также сможет получать кредиты по программе 8,5%. Инвестпроекты в приоритетных местах смогут претендовать на льготное получение земли и зданий, пониженные арендные платежи, субсидирование платы за присоединение к сетям.
Прибыль, как источник формирования целого ряда фондов, и прежде всего фондов накопления и потребления, занимает особое место в системе экономических показателей, которые позволяют оценить результаты хозяйственной деятельности туристических предприятий (организаций, фирм). Рентабельность в исследуемом периоде в гостиницах Крыма колебалась в среднем от 54,66 до 61,35%, что в целом отражает деятельность крупных гостиничных и отельных комплексов. Доля прибыли в общей стоимости услуг гостиниц за пять последних лет на всех туристических предприятиях выросла, это частично связано с увеличением количества направляемых лиц, в служебные командировки на территорию Республики Крым.
Темпы роста цен на услуги (без питания) превышают темпы роста себестоимости, что обусловлено более высоким ростом прибыли. Следует также отметить, что отели выбрали свою стратегию в реализации политики цен на протяжении последних 5 лет (2015 - 2019гг.). Самый высокий процент загрузки отелей достигает 65-75%, только 4 крупные гостиницы достигли этого уровня, в остальных отелях уровень загрузки менее 65%, при этом среднерыночная загрузка составила около 45-50%. Результаты исследований показали, что за последние 2-3 года четко прослеживается сезонность загрузки, как в течение недели, так и в течение года. На примере всех крымских гостиниц, как государственных, так и частных, можно наблюдать, что уровень стоимости услуг у них колеблется в значительном диапазоне. Такое положение обусловлено рядом факторов, в числе которых можно указать наличие конкуренции в сфере среднего и малого гостиничного бизнеса в условиях становления рыночных экономических отношений в России. Такой уровень конкуренции можно объяснить манипуляциями с ценами и, прежде всего, их необоснованное занижение с целью привлечения новых клиентов (покупателей). Ежегодный рост числа туроператоров, как местных, так и материковых усиливает сочетание маркетинговой и ценовой конкуренции.
Для того, чтобы гостиничные предприятия оказывали качественные услуги, нужно постоянно восстанавливать материально-техническую базу [5]. На конец 2019 г. балансовая стоимость основных фондов всех предприятий гостиничного хозяйства Крыма увеличилась на 11% по сравнению с 2015 г. Рост объема доходов от эксплуатации номерного фонда по 2015-2019 гг. осуществлялся преимущественно за счет повышения цен. Основной причиной повышения цен был рост себестоимости услуг.
Финансовые возможности потребителей курортных услуг - это важный аспект для формирования маркетинговой политики. Согласно маркетинговому исследованию, проведенному Ассоциацией курортов Крыма в период летнего сезона 2019 года, среднемесячный доход на семью у отдыхающих, приехавших в Крым в 2019 г. составил от 91 до 100 тыс. руб. - 20,59%. Далее, в порядке уменьшения: доход от 61 до 70 тыс. руб. - 11,99%, от 51 до 60 тыс. руб. - 11,05%, от 51 до 60 тыс. руб. - 8,12%, от 141 до 150 тыс. руб. - 6,33%, от 31 до 40 тыс. руб. - 6,04%. Чуть более пяти процентов респондентов вошли в группы с доходом от 11 до 20 тыс. руб. и от 21 до 30 тыс. руб. (5,29% и 5,95% соответственно). Около 3,3% тех, у кого доход составил от 191 до 200 тыс. руб., более 200 тыс. руб. указали в качестве своего месячного дохода 3,12% отдыхающих [10].
Это гораздо больше, чем в 2018 и 2017 гг. В целом тенденция к увеличению стоимости туристических услуг должна сопровождаться повышением их качества. Либо же необходимо снижение стоимости услуг размещения для привлечения большего количества туристов.
Это является важным обстоятельством, поскольку из-за снижения цен за проживание возникает возможность расширения ассортимента, увеличения объемов реализации других услуг и в конечном случае - рост доходов гостиничного комплекса в целом. За последние пять лет наблюдается стабильный рост показателей валового дохода, количества обслуживаемых туристов (в среднем 20-23% ежегодно), количества реализованных суточных койко-мест, что подтверждает положительную динамику развития туристического и гостиничного бизнеса в Крыму [6].
Заключение
Проведенное исследование наглядно продемонстрировало общую прогрессивную тенденцию в развитии туристско-рекреационного комплекса Крыма с момента вхождения в систему национального туризма Российской Федерации. Учитывая, что за последние 5 лет на туристический рынок Крыма зашло достаточно большое количество крупных
российский туроператоров, было бы целесообразно разработать программу поддержки малого регионального туристического бизнеса, а именно крымских туроператоров, предлагающих недорогой и качественный туристический продукт, что позволит повысить приток туристов и их заинтересованность во внутреннем туризме Крыма. Однако, в результате изменений современном экономическом развитии России, связанном с развитием новой коронавирусной инфекций, напряженной международной обстановкой было бы целесообразно правильно диверсифицировать инвестиции в туристские программы по развитию малого бизнеса. Реализация кластерного подхода в программах туристско-рекреационного освоения региона - это качественная переориентация туристского бизнеса региона на обслуживание внутреннего туризма.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. Закон Республики Крым от 14 августа 2014 года N 51-ЗРК "О туристской деятельности в Республике Крым"
2. Закон Республики Крым от 28 января 2015 года N 76-ЗРК/2015 "О курортах, природных лечебных ресурсах и лечебно-оздоровительных местностях Республики Крым"
3. Лымарь Е.Н. Эффективность государственной поддержки малого и среднего бизнеса как участников рынков с монополистической конкуренцией / Е.Н. Лымарь// Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 10 (264). Экономика. Вып. 38. С. 95-101.
4. Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ № 1738-р от 05.09.2015 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/docu ment/cons_doc_LAW_185678 (дата обращения: 15.09.2020)
5. Официальный портал Министерства курортов и туризма Республики Крым / Статистические данные. [Электронный ресурс] URL: https://mtur.rk.gov.ru/ru/structure/14 (дата обращения: 15.09.2020)
6. Постановление СМ РК от 29 декабря 2016 года № 650 «Об утверждении Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым на 2017-2020 годы». [Электронный ресурс] URL: http://docs.pravo.ru/document/view/90575263 (дата обращения: 15.09.2020)
7. Шамилева Э.Э. Концепция устойчивого развития индустрии туризма Республики Крым / Э.Э. Шамилева // I научная конференция профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых ученых «Дни науки КФУ им. В.И. Вернадского». Сборник тезисов участников. Симферополь, 2015. - С. 43-45.
8. Национальный туристический рейтинг-2019 [Электронный ресурс] URL: https://rustur.ru/nacionalnyj-turisticheskij-rejting-2019_(дата обращения: 15.09.2020)
9. 150,5 млрд рублей получит Крым на развитие инфраструктуры в 2019 году [Электронный ресурс] URL: https://www.tourismsafety.ru/news_one_1680.html (дата обращения: 15.09.2020)
10. Лучшие здравницы и отели крыма 2019 [Электронный ресурс] URL: https://100-hotels.ru/itogi-issledovanij-2019 (дата обращения: 15.09.2020)
Список литературы на английском языке / References in English
1. Zakon Respubliki Kpym ot 14 avgusta 2014 goda [Law of the Republic of Crimea of August 14, 2014] N 51 -ZRK O turistsroj otrasli Respubliki Kpym [on tourist activities in the Republic of Crimea]. [in Russian]
2. Zakon Respubliki Kpym ot 28 yanvarya 2015 goda [Law of the Republic of Crimea of January 28, 2015] N 76-ZRK/2015 O kurortah, prirodnih lechebnih resursah I lechebno-ozdorovitelnih mestnostyah Respubliri Kpym [on resorts, natural healing resources and health-improving areas of the Republic of Crimea]. [in Russian]
3. Lymar E.N. Jeffektivnost' gosudarstvennoj podderzhki malogo i srednego biznesa kak uchastnikov rynkov s monopolisticheskoj konkurenciej [Effectiveness of state support for small and medium-sized businesses as market participants with monopolistic competition] /E.N. Lymar// Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk state University]. - 2012. - № 10 (264). - P. 95-101. [in Russian]
4. Ob utverzhdenii standarta razvitija konkurencii v sub#ektah Rossijskoj Federacii: Rasporjazhenie Pravitel'stva RF [On approval of the competition development standard in the subjects of the Russian Federation: Order of the Government of the Russian Federation] No. 1738-R dated 05.09.2015. [Electronic resource] URL: http://www.consultant.ru/docu ment/cons_doc_LAW_185678 (accessed: 15.09.2020) [in Russian]
5. Oficial'nyj portal Ministerstva kurortov i turizma Respubliki Krym / Statisticheskie dannye [Official portal of the Ministry of resorts and tourism of the Republic of Crimea / Statistics]. [Electronic resource] URL: https://mtur.rk.gov.ru/ru/structure/14 (accessed: 15.09.2020) [in Russian]
6. Postanovlenie SM RK ot 29 dekabrja 2016 goda [Resolution of the government OF the Republic of Kazakhstan dated December 29, 2016] No. 650 Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy razvitija kurortov i turizma v Respublike Krym na 2017 - 2020 gody [on approval of the State program for the development of resorts and tourism in the Republic of Crimea for 2017 - 2020]. [Electronic resource] URL: http://docs.pravo.ru/document/view/90575263 (accessed: 15.09.2020) [in Russian]
7. Shamileva E. E. Koncepcija ustojchivogo razvitija industrii turizma Respubliki Krym [Concept of sustainable development of the tourism industry of the Republic of Crimea]//E. E. Shamileva/ I nauchnaja konferencija professorsko-prepodavatel'skogo sostava, aspirantov, studentov i molodyh uchenyh «Dni nauki KFU im. V.I. Vemadskogo» / Sbomik tezisov uchastnikov [I scientific conference of faculty, postgraduates, students and young scientists "Days of science of the V. I. Vernadsky KFU" / Collection of abstracts of participants] Simferopol. - 2015. - P. 43-45 [in Russian]
8. Nacional'nyj turisticheskij rejting-2019 [National tourist rating-2019] [Electronic resource] URL: https://rustur.ru/nacionalnyj-turisticheskij-rejting-2019 (accessed: 15.09.2020) [in Russian]
9. 150,5 mlrd rublej poluchit Krym na razvitie infrastruktury v 2019 godu [Crimea will receive 150.5 billion rubles for infrastructure development in 2019] [Electronic resource] URL: https://www.tourismsafety.ru/news_one_1680.html (accessed: 15.09.2020) [in Russian]
10. Luchshie zdravnicy i oteli kryma 2019 [Best health resorts and hotels in Crimea 2019] [Electronic resource] URL: https://100-hotels.ru/itogi-issledovanij-2019 (accessed: 15.09.2020) [in Russian]