Научная статья на тему 'Анализ инвестиционной привлекательности и диагностика финансовых затруднений - механизмы обоснования программ финансового оздоровления строительных организаций'

Анализ инвестиционной привлекательности и диагностика финансовых затруднений - механизмы обоснования программ финансового оздоровления строительных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
288
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ / КЛАСС НАДЕЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баженов О.В.

В статье представлены методологические и прикладные аспекты анализа инвестиционной привлекательности и диагностики финансовых затруднений и их значение, в качестве механизмов обоснования программ финансового оздоровления строительной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ инвестиционной привлекательности и диагностика финансовых затруднений - механизмы обоснования программ финансового оздоровления строительных организаций»

УДК 65.01

АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ И ДИАГНОСТИКА

ФИНАНСОВЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ -МЕХАНИЗМЫ ОБОСНОВАНИЯ ПРОГРАММ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

О. В. БАЖЕНОВ,

старший преподаватель кафедры учета, анализа и экономики труда E-mail: 6819@list.ru Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

В статье представлены методологические и прикладные аспекты анализа инвестиционной привлекательности и диагностики финансовых затруднений и их значение, в качестве механизмов обоснования программ финансового оздоровления строительной организации.

Ключевые слова: инвестиции, привлекательность, финансовое состояние, класс надежности.

Строительство является одной из главных отраслей материального производства. От объемов, качества и темпов роста строительства во многом зависит развитие всех отраслей материального производства и, как следствие, экономический потенциал и национальных доход государства.

По размеру производимой продукции и количеству занятых работников строительная отрасль составляет приблизительно десятую часть экономики страны. Однако в последнее время в России и мире наметилась тенденция к сокращению строительной деятельности. Если для России главной причиной этого стал мировой финансовый кризис, то в развитых странах Европы и Америки на сокращение темпов роста капитального строительства повлияли также и более предсказуемые факторы. В этих государствах рынок строительства оказался насыщенным, новое промышленное строительство все в большей степени замещается реконструкцией

и техническим перевооружением действующих субъектов предпринимательской деятельности. Такая ситуация представляется нормальной для рыночной экономики в странах, в которых она развита, действуют высокоэффективные механизмы саморегулирования строительства и удовлетворения спроса на продукцию отрасли. Что касается развития строительной отрасли в России, то снижения объемов выпускаемой строительной продукции в ближайшие нескольких десятков лет не предвидится. В стране еще достаточно высока доля ветхого жилья в общей величине жилищного фонда, существуют огромные неосвоенные земельные территории.

В настоящее время некоторые строительные проекты стали сферой национальной экономики. Их реализация имеет не только экономическое, но и социально-политическое значение. Национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» обязывает многие строительные организации совместно с государством работать над улучшением жилищных условий россиян.

Тем не менее капитальное строительство было и остается достаточно затратным бизнесом, требующим большого количества инвестиций со стороны заказчика-застройщика, а значит, в некоторых условиях и достаточно рискованным видом финансовых вложений. Именно поэтому строительная

отрасль оказалась наиболее не приспособленной к последствиям глобального экономического кризиса. Даже организации, имеющие существенное экономическое и политическое лобби, испытали значительные трудности с ритмичностью производства, а в некоторых случаях и вовсе потеряли возможность осуществлять основную деятельность. В связи с этим в настоящее время остро стоит вопрос разработки обоснования программ финансового оздоровления строительных подрядных организаций, ставших жертвами финансового кризиса. Причем наиболее привлекательными для руководства строительных организаций будут те программы финансового оздоровления, влияние которых на финансовое состояние предприятия будет максимально положительным.

Таким образом, анализ инвестиционной привлекательности и диагностику финансовых затруднений строительной организации для данного исследования целесообразно рассматривать как производные результаты анализа финансового состояния.

Инвестиционная привлекательность строительной организации (как и любого предприятия) представляет собой достаточно сложное и многогранное понятие, которое заключается в целесообразности вложения средств в данную строительную организацию. При этом выделяются такие аспекты инвестиционной привлекательности строительной организации, как технический, коммерческий, экологический, институциональный, социальный и финансовый.

Наиболее существенным, по мнению автора, аспектом инвестиционной привлекательности строительной организации является финансовый, поскольку в условиях отсутствия или дефицита финансовых ресурсов осуществление нормальной хозяйственной деятельности строительной организации практически невозможно.

Финансовый аспект инвестиционной привлекательности строительной организации, как правило, связан с двумя основными целями потенциального инвестора: максимизацией прибыли на инвестированный капитал и минимизацией риска при осуществлении инвестиций. При этом анализ финансового аспекта инвестиционной привлекательности может осуществляться на долгосрочную перспективу с помощью специальных методов инвестиционного анализа, учитывающих временную стоимость денег и позволяющих оценить риск и доходность предполагаемых инвестиций. Анализ на краткосрочную перспективу осуществляется с

помощью приемов и алгоритмов анализа финансового состояния, который и представляет наибольший интерес для целей исследования.

При анализе финансового состояния строительной организации в качестве основных инструментов оценки доходности ее хозяйственной деятельности следует рассматривать показатели оборачиваемости и рентабельности, а в качестве наиболее значимых инструментов оценки риска — финансовые коэффициенты, характеризующие финансовую независимость, платежеспособность и ликвидность.

Кратко охарактеризовав инвестиционную привлекательность строительной организации и основные методы оценки ее финансового аспекта, необходимо рассмотреть финансовые затруднения, которые могут возникнуть у строительной организации. Под финансовыми затруднениями строительной организации (как и любого предприятия) следует понимать весь перечень состояний — от временной, технической его неплатежеспособности до банкротства. Считается, что строительная организация технически неплатежеспособна, если она не в состоянии выполнить текущих обязательств перед кредиторами, однако подобная неплатежеспособность может оказаться временной и может быть устранена. Таким образом, неплатежеспособность означает лишь нехватку денежных средств. С другой стороны, неплатежеспособность при банкротстве означает, что обязательства строительной организации превосходят его активы, т. е. собственный капитал отрицателен, либо строительная организация имеет неудовлетворительную структуру баланса — низкую ликвидность. Иными словами, тяжесть финансовых затруднений для строительной организации может быть различной.

К основным причинам возникновения финансовых затруднений у строительных организаций обычно относят недостаточный учет требований рынка, рассматриваемый как болезнь бизнеса, неудовлетворительное финансовое руководство, характеризуемое как болезнь финансового менеджмента. В условиях финансового кризиса, когда было сильно негативное влияние внешней среды на хозяйствующие субъекты, причинами возникновения финансовых затруднений у подрядных организаций в большей степени можно было назвать болезнь бизнеса.

Диагностика финансовых затруднений строительной организации должна быть нацелена на заблаговременное их выявление, оценку степени тяжести и установление причин возникновения

выявленных финансовых затруднений. Как представляется, наиболее эффективным средством финансовой диагностики строительной организации является анализ ее финансового состояния. При этом наиболее зримо ее финансовые затруднения находят свое отражение в неудовлетворительных значениях показателей, характеризующих платежеспособность и ликвидность, атакже финансовую независимость.

Таким образом, для анализа инвестиционной привлекательности строительной организации (финансового аспекта на краткосрочную перспективу) и при диагностике ее финансовых затруднений предлагается ряд показателей финансового состояния строительной организации, а также значения этих показателей по классам надежности с учетом специфики производимых подрядных работ (см. таблицу).

Финансовые коэффициенты для анализа инвестиционной привлекательности строительной организации

и для диагностики ее финансовых затруднений

Финансовый коэффициент Направление деятельности Значение по классу надежности

1-й 2-й 3-й

Анализ имущественного положения

Доля реальных активов и денеж- Общественное и жилищное строительство >0,2 0,2-0,12 < 0,12

ных средств в имуществе Промышленное строительство >0,2 0,2-0,12 < 0,12

Дорожное строительство >0,35 0,35-0,15 < 0,15

Строительство инженерно-энергетических >0,3 0,3-0,12 < 0,12

коммуникации

Доля оборотных активов в иму- Общественное и жилищное строительство >0,85 0,85-0,8 < 0,8

ществе Промышленное строительство >0,75 0,75-0,7 < 0,7

Дорожное строительство >0,7 0,7-0,5 < 0,5

Строительство инженерно-энергетических >0,85 0,85-0,75 <0,75

коммуникации

Доля денежных средств и краткос- Общественное и жилищное строительство >0,08 0,08-0,03 <0,03

рочных финансовых вложений в Промышленное строительство >0,08 0,08-0,03 <0,03

оборотных активах Дорожное строительство >0,3 0,3-0,1 < 0,1

Строительство инженерно-энергетических >0,35 0,35-0,25 <0,25

коммуникации

Анализ финансовой независимости

Коэффициент задолженности Общественное и жилищное строительство <2 2-3 > 3

Промышленное строительство <0,7 0,7-1 > 1

Дорожное строительство < 1,5 1,5-2,5 >2,5

Строительство инженерно-энергетических <0,7 0,7-1 > 1

коммуникации

Анализ платежеспособности и ликвидности

Коэффициент инвестирования Общественное и жилищное строительство >2,5 2,5-1,5 < 1,5

Промышленное строительство >2,5 2,5-1,5 < 1,5

Дорожное строительство > 1,2 1,2-0,6 < 0,6

Строительство инженерно-энергетических >3 3-2 <2

коммуникации

Коэффициент структуры долго- Общественное и жилищное строительство >3,5 3,5-2,5 <2,5

срочных вложений Промышленное строительство >3,5 6,5-2,5 <2,5

Дорожное строительство >2,2 2,2-1,2 < 1,2

Строительство инженерно-энергетических >3,5 3,5-2,5 <2,5

коммуникации

Коэффициент быстрой ликвид- Общественное и жилищное строительство > 1,3 1,3-0,8 < 0,8

ности Промышленное строительство > 1,5 1,5-1 < 1

Дорожное строительство > 1,2 1,2-0,7 < 0,7

Строительство инженерно-энергетических >1,6 1,6-1,1 < 1,1

коммуникации

Анализ деловой активности

Рентабельность активов Общественное и жилищное строительство >0,15 0,15-0,08 <0,08

Промышленное строительство >0,3 0,3-0,2 < 0,2

Дорожное строительство >0,2 0,2-0,08 <0,08

Строительство инженерно-энергетических >0,13 0,13-0,08 <0,08

коммуникации

Окончание таблицы

Финансовый коэффициент Направление деятельности Значение по классу надежности

1-й 2-й 3-й

Рентабельность реальных активов Общественное и жилищное строительство >2,00 2-1 < 1

Промышленное строительство > 1,5 1,5-1 < 1

Дорожное строительство > 1 1-0,6 <0,6

Строительство инженерно-энергетических коммуникаций > 1 1-0,6 <0,6

Рентабельность инвестированного капитала Общественное и жилищное строительство >0,3 0,3-0,1 <0,1

Промышленное строительство >0,65 0,65-0,35 < 0,35

Дорожное строительство >0,35 0,35-0,05 < 0,05

Строительство инженерно-энергетических коммуникаций >0,4 0,4-0,1 <0,1

Рентабельность продаж по прибыли до вычета амортизационных отчислений Общественное и жилищное строительство >0,07 0,07-0,03 < 0,03

Промышленное строительство >0,1 0,1-0,06 < 0,06

Дорожное строительство >0,08 0,08-0,05 < 0,05

Строительство инженерно-энергетических коммуникаций >0,09 0,09-0,06 < 0,06

Коэффициент оборачиваемости чистых оборотных активов (количество оборотов за год) Общественное и жилищное строительство > 15 15-10 < 10

Промышленное строительство > 15 15-10 < 10

Дорожное строительство > 15 15-10 < 10

Строительство инженерно-энергетических коммуникаций >8 8-5 <5

Коэффициент оборачиваемости затрат в незавершенном производстве (количество оборотов в год) Общественное и жилищное строительство >200 2000 <200

Промышленное строительство >200 200 <200

Дорожное строительство >200 200 <200

Строительство инженерно-энергетических коммуникаций >200 200 <200

Коэффициент дивидендного выхода Общественное и жилищное строительство >0,4 0,4-0,2 < 0,20

Промышленное строительство >0,4 0,4-0,2 < 0,20

Дорожное строительство >0,4 0,4-0,2 < 0,20

Строительство инженерно-энергетических коммуникаций >0,4 0,4-0,2 < 0,20

Рентабельность акции (обыкновенной) Общественное и жилищное строительство >0,25 0,25-0,15 < 0,15

Промышленное строительство >0,25 0,25-0,15 < 0,15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дорожное строительство >0,25 0,25-0,15 < 0,15

Строительство инженерно-энергетических коммуникаций >0,25 0,25-0,15 < 0,15

При анализе инвестиционной привлекательности строительной организации в качестве показателей оценки ее доходности могут рассматриваться финансовые коэффициенты, характеризующие деловую активность:

- рентабельность активов;

- рентабельность реальных активов;

- рентабельность инвестированного капитала;

- рентабельность продаж по прибыли до вычета амортизационных отчислений;

- коэффициент оборачиваемости чистых оборотных активов;

- коэффициент оборачиваемости затрат в незавершенном производстве (если строительная организация является открытым акционерным обществом);

- коэффициент дивидендного выхода и рентабельность обыкновенной акции (если стро-

ительная организация является открытым акционерным обществом). К показателям оценки риска (прежде всего финансового), связанного с хозяйственной деятельностью строительной организации, следует отнести финансовые коэффициенты, характеризующие финансовую независимость (коэффициент задолженности), а также платежеспособность и ликвидность (коэффициенты инвестирования, структуры долгосрочных вложений и быстрой ликвидности). Финансовые коэффициенты, характеризующие имущественное положение (доля реальных активов и денежных средств в имуществе, доля оборотных активов в имуществе и доля денежных средств и краткосрочных финансовых вложений в оборотных активах), тоже могут рассматриваться как косвенные показатели оценки риска, поскольку нерациональная структура имущества в итоге ока-

зывает негативное влияние на деловую активность строительной организации.

В ходе диагностики финансовых затруднений строительной организации к основным показателям, позволяющим установить их наличие, целесообразно отнести финансовые коэффициенты, характеризующие платежеспособность и ликвидность (коэффициенты инвестирования, структуры долгосрочных вложений и быстрой ликвидности) и финансовую устойчивость (коэффициент задолженности), к дополнительным показателям — финансовые коэффициенты, характеризующие имущественное положение (доля реальных активов и денежных средств в имуществе, доля оборотных активов в имуществе и доля денежных средств и краткосрочных финансовых вложений в оборотных активах), а к косвенным показателям — финансовые коэффициенты, характеризующие деловую активность (рентабельность активов, рентабельность реальных активов, рентабельность инвестированного капитала, рентабельность продаж по прибыли до вычета амортизационных отчислений, коэффициент оборачиваемости оборотных активов, коэффициент оборачиваемости затрат в незавершенном производстве, коэффициент дивидендного выхода и рентабельность обыкновенной акции (последние два — если строительная организация является открытым акционерным обществом)), поскольку их неудовлетворительные значения рассматриваются лишь в качестве косвенных признаков наличия финансовых затруднений у строительной организации.

При анализе инвестиционной привлекательности и диагностике финансовых затруднений строительной организации целесообразно опираться на нормативную базу ключевых финансовых коэффициентов (см. таблицу).

Нахождение значения того или иного анализируемого ключевого финансового коэффициента в третьем классе надежности является признаком

Список литературы

наличия тех или иных финансовых затруднений, во втором классе надежности — одним из признаков относительной (некоторой) инвестиционной привлекательности, в первом классе — одним из признаков абсолютной (значительной) инвестиционной привлекательности. При этом необходимо уточнить, что речь идет лишь о финансовом аспекте инвестиционной привлекательности строительной организации.

Отсюда следует, что преодоление финансовых затруднений, возникших у строительной организации, связано с необходимостью перевода требующих изменения значений ключевых финансовых коэффициентов из третьего класса во второй класс. Перевод значений ключевых финансовых коэффициентов из третьего класса сразу же в первый также теоретически возможен, но требует в подавляющем большинстве случаев достаточно жестких и радикальных мер и поэтому вероятность их практической реализации не очень велика.

Что касается повышения инвестиционной привлекательности строительной организации, то оно предполагает перевод требующих изменения значений ключевых финансовых коэффициентов из второго класса в первый.

Возможно также осуществление двухэтапной процедуры: сначала устранить имеющиеся у строительной организации финансовые затруднения и обеспечить тем самым некоторые признаки инвестиционной привлекательности, а затем уже приступить к ее повышению.

Разработка конкретных мероприятий, направленных на преодоление финансовых затруднений или повышение инвестиционной привлекательности строительной организации, может быть выполнена на основе результатов расчетов, полученных с помощью различных методик прогнозирования финансового состояния организации, имеющей целевой характер и направленной на улучшение финансового состояния.

1. АнтипинА. И. Инвестиционный анализ в строительстве: учеб. пособие. М.: Академия, 2008.

2. Илышева Н. Н., Крылов С. И. Анализ в управлении финансовым состоянием коммерческой организацией. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2008.

3. Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2006.

4. Савицкая Г. В. Экономический анализ: учебникю М.: Новое знание, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.