Научная статья на тему 'Анализ инновационно-инвестиционного потенциала торговой отрасли на примере АО "Тандер"'

Анализ инновационно-инвестиционного потенциала торговой отрасли на примере АО "Тандер" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1080
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТОРГОВАЯ ОТРАСЛЬ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лямин Борис Михайлович

В данной статье проводится анализ инновационно-инвестиционного потенциала торговой отрасли. Рассмотрена динамика развития инновационной активности предприятий и отмечены особенности инвестиционной деятельности в торговой отрасли. Выделены специфические факторы развития конкурентной среды в торговой отрасли Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ инновационно-инвестиционного потенциала торговой отрасли на примере АО "Тандер"»

АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ НА ПРИМЕРЕ АО «ТАНДЕР» Лямин Борис Михайлович, аспирант (e-mail lyamin.bm@gmail.com)

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

г. Санкт-Петербург, Россия

В данной статье проводится анализ инновационно-инвестиционного потенциала торговой отрасли. Рассмотрена динамика развития инновационной активности предприятий и отмечены особенности инвестиционной деятельности в торговой отрасли. Выделены специфические факторы развития конкурентной среды в торговой отрасли Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: инновации, инвестиции, инновационно-инвестиционный потенциал, торговая отрасль, инновационная активность, конкурентная среда.

Несмотря на сложную внешнеэкономическую ситуацию в стране торговая отрасль является одной из немногих отраслей, которые показывают устойчивый рост. В структуре ВВП по видам экономической деятельности торговля составляет 13,6 %, что является вторым показателем после обрабатывающих производств - 25,2%. [1]. Основным показателем, который отражает не только объем товаров, но и уровень благосостояния населения является объем розничной торговли (рис. 1).

Оборот розничной торговли в РФ, млрд. руб.

10000 5000 0

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Рисунок 1

Положительная динамика розничного товарооборота свидетельствует о росте объемов производства товаров в стране. В 2016 году розничный товарооборот составил 28317 млрд. руб., что составляет 102,8% к уровню

2015 года. В среднем за рассматриваемый период товарооборот рос по 1015% в год до кризисного 2014 года. Затем замедлился до 3-4%. Необходимо отметить, что значительную долю в росте товарооборота составляет инфляция, которая до 2015 года составляла двузначные значения [3,4] Таким образом, исходя из полученных данных можно отметить замедление темпов роста оборота розничной торговли. Сокращение оборота розничной торговли может быть вызвано снижением реальной покупательской способности населения, удорожанием товаров вследствие ослабление курса национальной валюты.

В силу развития розничной торговли все большую популярность приобретают розничные торговые сети, в том числе иностранные. По результатам 2016 года оборот крупнейшего ретейлера страны «Магнит» составил 1,07 трлн рублей. Для сравнения: годовой оборот розничной торговли в Санкт-Петербурге составляет 1,1 трлн рублей. Оборот занимающего второе место Х5 Retail Group так же приближается к 1 трлн. рублей. Такие показатели обусловлены кризисными явлениями в российской экономике. Небольшие предприятия менее устойчивы, в связи с этим, крупные игроки все больше захватывают рынок. Доля оборота розничных торговых сетей в общем объеме розничной торговли в стране составляет 25%. Однако, этот показатель сильно варьируется в зависимости от региона, так в Санкт-Петербурге этот показатель доходит до 87,8% в 2016 году. В условиях жесткой конкуренции предприятиям торговли необходимо увеличивать свою конкурентоспособность, в частности за счет внедрения инновационных проектов и профессионального использования инвестиционного потенциала.

Цель работы - исследовать инновационно-инвестиционный потенциал торговой отрасли. Выявить факторы конкурентной среды на рынке Санкт-Петербурга и предложить приоритетные направления для укрепления конкурентного потенциала торговых организаций на основе инновационных преобразований

Инновации перестали быть чем-то новым для большинства предприятий как торговой отрасли, так и других сфер российской экономики, однако уровень предприятий, которые активно внедряют в свое производство технологические, организационные, маркетинговые или экологические инновации невелико (рис. 2). [1]

Инновационная активность организаций за последние годы сокращается, в 2016 году удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации, в общем числе обследованных организаций составил лишь 8,4%, что составляет 84,8% уровня 2014 года. По категориям инноваций ситуация так же ухудшается: и без того низкие показатели внедрения тех или иных инноваций уменьшаются. В такой ситуации, учитывая общеэкономическую ситуацию внутри страны, необходимо обратить внимание на необходимость инвестирования в иннова-

ции, которые уже в краткосрочной перспективе смогут принести выгоду для организаций торговли.

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговыеинновации в общем числе обследованных организаций, %

12

2014 2015 2016

Рисунок 2

Инновационная активность предприятий торговли позволяет реализовы-вать им свою миссию и стратегию развития. Стратегия инновационной деятельности - это управление торговым предприятием на основе оценки инновационного потенциала посредством концентрации управленческих усилий, направленных на освоение и применение перспективных достижений научно-технического прогресса. На реализацию инновационной стратегии оказывают влияние: наличие инновационной политики на предприятии, инновационный потенциал организации, наличие инвестиционных ресурсов, правовое регулирование инновационной деятельности, уровень развития рынка инноваций.

Инвестиции в инновационную сферу могут помочь торговому предприятию своевременно вводить в использование наиболее современные технологии, что способствует технологическому развитию и повышению качества обслуживания покупателей. Вместе с тем, внедрение современных технологий как результат инвестиционного процесса ведет к увеличению объемов реализации товаров и сокращению транзакционных издержек. Однако у торговой отрасли есть определенные отличительные особенности в организации инвестиционной деятельности. Рассмотрим инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности (табл. 1). [2]

Инвестиции в основной капитал в России составили 149639,8 млрд. руб., что составляет 99,1% к уровню 2015 года. Наибольший удельный вес в структуре инвестиций по видам экономической деятельности составляют операции с недвижимым имуществом - 20,6% (3018,3). Примечательно,

что в эту сумму входят и инвестиции, полученные от физических лиц (долевое строительство).

Таблица 1 - Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности в 2016 году (в фактически действовавших ценах)

2016

млрд. в % к в % к 2015

рублей 2015 итогу в % к итогу

Всего 14639,8 99,1 100 100

в том числе по видам деятельности:

сельское хозяйство, охота и лесное хо- 611,2 113,3 4,2 3,6

зяйство

рыболовство, рыбоводство 16,4 102,6 0,1 0,1

добыча полезных ископаемых 2830,4 114,4 19,4 17,1

обрабатывающие производства 2123,7 90,2 14,6 15,6

производство и распределение 940,2 89,1 6,4 7,1

электроэнергии, газа и воды

строительство 445,0 103,9 3,0 2,9

оптовая и розничная торговля; ремонт 632,7 108,2 4,3 3,9

авто транспортных средств, мотоциклов,

бытовых изделий и предметов личного

пользования

гостиницы и рестораны 107,9 109,0 0,7 0,7

транспорт и связь 2726,7 101,3 18,6 18,0

в том числе связь 384,2 98,5 2,6 2,5

финансовая деятельность 231,2 109,0 1,6 1,4

операции с недвижимым имуществом, 3018,3 89,4 20,6 22,8

аренда и предоставление услуг

государственное управление и обеспече- 278,8 111,5 1,9 1,7

ние

военной безопасности; социальное стра-

хование

образование 210,6 80,5 1,4 1,7

здравоохранение и предоставление 181,8 91,6 1,2 1,3

социальных услуг

предоставление прочих коммунальных, 284,9 91,8 2,0 2,1

социальных и персональных услуг

Второе место по объему инвестиций занимает «добыча полезных ископаемых» - 19,4% (2830,4 млрд.руб.), третье - «транспорт и связь» - 18,6% (2726,7 млрд.руб.). Торговля в общей структуре инвестиций занимает лишь 4,3% (632,7 млрд. руб.), однако по структуре доходов торговая отрасль значительно отличается от других сфер экономической деятельности: 92,9 % инвестиций в 2016 году осуществлено за счет собственных средств. Такие показатели могут достигаться за счет того, что в торговой отрасли коэффициент оборачиваемости денежных средств достаточно высокий и

предприятия могут финансировать инвестиционные проекты за счет собственных средств.

Отличительные особенности торговой отрасли в организации инвестиционной и инновационной деятельности формируют особенную инновационно-инвестиционную политику торговых предприятий. Рассмотрим на примере АО «Тандер» повышение конкурентоспособности торгового предприятия на рынке Санкт-Петербурга за счет внедрения инноваций в организацию торговли.

В настоящее время можно выделить следующие специфические факторы состояния и развития конкурентной среды в торговой отрасли Санкт-Петербурга:

- процесс вытеснения с рынка малых и средних игроков в 2016 году замедлился, однако данный процесс является неизбежным и на розничном продовольственном рынке в ближайшие годы доля крупных игроков будет увеличиваться;

- дисбаланс частоты проверок предприятий розничной торговли. Проверяющие органы часто проверяют одних участников рынка и редко проверяют других.

- исходя из того, что продовольственный рынок Санкт-Петербурга контролируется крупными сетями существует возможность завышения цен.

Таким образом, создание оптимальных условий для всех игроков рынка и комфортных цен для покупателей необходимо возложить на государственные органы. Для исключения олигополии и снижения барьеров для входа на рынок для новых игроков.

Важнейшим условием повышения конкурентоспособности является конкурентный потенциал организации, отражающий потенциальную возможность сохранять или увеличивать конкурентоспособность в долгосрочном периоде. Конкурентный потенциал определяется совокупностью параметров, определяющих возможность и способность компании эффективно функционировать на рынке, соответственно, обеспечивать реализацию конкурентной стратегии развития [4, 5]. На основе проведенных исследований предлагается матрица оценки конкурентного потенциала на примере розничной торговой сети Магнит (АО «Тандер») (табл. 2). Направления повышения конкурентоспособности и параметры соответствия или несоответствия определены экспертами (менеджментом, специалистами, собственниками, консультантами), исходя из анализа внутренних возможностей и внешних условий.

Для данной торговой организации выделены основные направления повышения конкурентоспособности. Это, во-первых, внедрение активных, в том числе инновационных, технологий продаж. Требованием времени является использование активных ргошо-технологий (акции, лотереи, конкурсы, призы, подарки, наклейки, гибкие скидки, бонусы, программы лояльности и пр.). На уставшего от назойливой рекламы покупателя огромное влияние оказывают скрытые, зачастую неосознаваемые, формы воз-

действия - аромамаркетинг, провокационный маркетинг, ргоёие1р1аеешеп1 и др.

Таблица 2 - Матрица конкурентного потенциала торгового предприятия

Направление повышения конкурентоспособности

Виды ресурсов Соответствие (несоответствие)

человеческие материальные Научно-технические финансовые Организационно-управленческие информационные маркетинговые логистические коммуникативные

+ + + + + + + 0,77

+ + + + + 0,56

+ + + + + 0,56

+ + + 0,34

+ + + + + + + 0,78

+ + + + + + 0,67

+ + - - + + + - + 0,67

0,7 1 0,7 1 0,43 0,57 0,86 0,5 7 0,5 7 0, 4 3 0,5 7 0,62

1. Расширение и обновление ассортимента товаров_

2. Внедрение передовых методов и форм обслуживания

3. Повышение качества и культуры обслуживания

4. Освоение инновационных технологий

5. Повышение рентабельности деятельности

6. Формирование дополнительных конкурентных преимуществ_

7. Расширение доли рынка

Соответствие (несоответствие)

Во-вторых, гармонизация атмосферы в местах продаж. Атмосфера в магазине - это его образ или впечатление, создаваемое его оформлением. В последнее время этот фактор приобретает особое значение, поскольку потребителям нравится просто ходить по магазинам, а не заниматься поиском конкретного товара. В-третьих, стимулирование сбыта в местах продаж. В основном оно зависит от навыков и умения продавцов-кассиров. Как показывают исследования, потребитель приходит в магазин и покупает конкретно запланированный товар только в 26% случаев, запланированный в общих чертах - 18%, незапланированный товар - 53% [5, с. 59]. Потребительский спрос во многом является импульсивным, часто он основан

на внушении, впечатлениях, эмоциях. В-четвертых, оформление витрин и оборудование в местах продаж. По данным исследований, лучше всего на потребителей действуют отдельно стоящие напольные стеллажи-витрины [5, с. 92]. В организации, несмотря на большое количество товаров, местоположение каждой товарной группы тщательно продумано, а отдельные из них оформляют сами поставщики, что позволяет экономить силы и время продавцов. В-пятых, повышение качества и культуры обслуживания. Залогом успешного продвижения стратегии продаж является повышение качества торгового сервиса. Именно на этом строится основное конкурентное преимущество данной компании, причем решающее значение приобретают компетенции персонала: опыт, знания, квалификация, профессиональные навыки и личные умения работников [6, 7]. В целом указанные мероприятия позволят упрочить рыночное положение компании, следовательно, повысить ее жизнестойкость, эффективно использовать финансовый, производственный, ресурсный и трудовой потенциалы.

Предложенные мероприятия будут способствовать реализации стратегии организации, удержания лидерства и дальнейшим развитием собственной розничной торговой сети. Это обеспечит дальнейшее увеличение объемов продаж за счет привлечения новых клиентов, улучшения сервиса, в конечном счете - приведет к росту эффективности и конкурентоспособности в основных стратегических зонах хозяйствования.

Список литературы

1. Россия в цифрах. 2017: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2017 - 511 с

2. Инвестиционная деятельность в России: Условия, факторы, тенденции: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2017 - 47 с

3. Лямин Б.М. Влияние импортозамещения на характер инноваций в розничной торговле / Б.М. Лямин / Экономика и управление. 2016. № 12 (134). С. 107-113.

4. Лямин Б.М. Краткие результаты деятельности продовольственного эмбарго на рынке сельскохозяйственной продукции / Б.М. Лямин / Неделя науки СПбПУ Материалы научной конференции с международным участием. Лучшие доклады. 2016. С. 247-250

5. Агалакова О. С., Чкалова О.В. Оценка и повышение конкурентоспособности розничных торговых предприятий: монография. Киров: Вятский государственный гуманитарный университет, 2010. 165 с.

6. Гагаринская Г.П., Федотов С.Н., Горбунова Ю.Н. Повышение конкурентоспособности промышленных предприятий на основе компетентностно ориентированной системы мотивации и стимулирования работников // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 6. С. 11-18.

Lyamin, Boris Mikhailovich, postgraduate student

(e-mail lyamin.bm@gmail.com)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Saint Petersburg Polytechnic University Peter the Great,

Saint-Petersburg, Russia

ANALYSIS OF INNOVATIVE-INVESTMENT POTENTIAL OF THE TRADE

INDUSTRY FOR EXAMPLE, JSC "TANDER"

In this article the analysis of innovative-investment potential of the trade industry. The dynamics of development of innovative activity of the enterprises and the peculiarities of in-

vestment activity in the retail industry. Highlighted the specific factors of development of competitive environment in the trading industry of St. Petersburg.

Key words: innovations, investment, innovative-investment potential of the industry, innovative activity, competitive environment.

УДК 338.1

АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК В СФЕРЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОИЗВОДСТВ Мамонтова Светлана Викторовна, к.э.н., доцент Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия

В статье дан сравнительный анализ инновационно-технологического развития экономик ведущих стран, подчёркнуто отставание российского общества во времени и содержании данной сферы не смотря на значительные сдвиги. Сырьевая ориентация национальной экономики, не способна обеспечить высокий уровень жизни общества, и совсем другая ситуация в странах с технологической моделью развития.

Ключевые слова: экономика, модель развития, технологии, интеллектуальные ресурсы, человеческий капитал, производство.

На сегодняшний день в условиях глобализации рыночной экономики, трансформации связей и отношений субъектов рынка, общество выбрало инновационно-технологический путь развития. Естественно процессы четвёртой научно-технической революции необратимы и очевидны. Однако, исследования показывают, что российское общество и его социально-экономическое развитие, в значительной степени отстаёт во времени и содержании от высоко развитых стран в данной сфере деятельности. Так, например, лидирующее положение по импорту технологий занимает - Япония, по наукоёмкой продукции её экспорту Южная Корея и Сингапур, затем Германия, раннее к этим странам присоединялся СССР, на данный момент Россия, не смотря на значительные сдвиги в сфере технологий, всё-таки имеет сырьевую модель развития. Сырьевая ориентация национальной экономики, не способна обеспечить высокий уровень жизни общества, и совсем другая ситуация в странах с технологической моделью развития. Сегодня, доказано, что в современных условиях можно добиться успеха не имея природных ресурсов, главное правильно выстроить стратегию развития экономики страны, используя при этом интеллектуальные ресурсы человеческого капитала. Маргарет Тэтчер - премьер министр Великобритании, говорила: «Богатство страны не обязательно строится на собственных природных ресурсах, оно достижимо даже при их полном отсутствии. Самым главным ресурсом является человек. Государству лишь нужно создать основу для расцвета таланта людей»[4]. Результат - несопоставим, о чём свидетельствует уровень развития экономик стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.