Научная статья на тему 'Анализ применения мерчандайзинга - инновационного элемента сферы обращения'

Анализ применения мерчандайзинга - инновационного элемента сферы обращения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
690
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРЧАНДАЙЗИНГ / МАГАЗИН / ТОРГОВЫЙ ЗАЛ / ТОВАР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурадова Сафура Шиховна, Лямин Борис Михайлович, Назарова Эльвира Аляровна

Данная статья посвящена особенностям применения мерчандайзинга в розничной торговле вообще и в магазинах косметики и парфюмерии, в частности. Проведена систематизация мероприятий, используемых в исследуемой отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мурадова Сафура Шиховна, Лямин Борис Михайлович, Назарова Эльвира Аляровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ применения мерчандайзинга - инновационного элемента сферы обращения»

17. Страхование. Практикум: учеб. пособие для академического бакалавриата / Под ред. Л. А. Орланюк - Малицкой, С.Ю. Яновой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 162 - 164 с.

18. Симонова, И. В. Теоретико-методологические подходы к анализу страхового рынка / И. В. Симонова // Бизнес. Образование. Право : Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2013. - № 2 (23). - С. 217-220.

19. Шепелин, Г.И. Банкострахование/ Г.И. Шепелин. - М. : МГАФТ, Альтаир, 2014. -120 с.

20. Brown, G. And Crew, D. (1999) Corporate Risk: Strategies and Management, London: Risk Books.

Litvinenko Anastasiya Evgenievna, student

(e-mail: laevl@mail.ru)

Southwest state university, Kursk, Russia

Vasyukova Lyudmila Konstantinovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Far Eastern Federal University, Fr. Russian Russia (e-mail: vasyukova_ludmila.ru)

INSURANCE OF FINANCIAL RISKS: PROSPECTS AND PECULIARITIES OF DEVELOPMENT IN RUSSIA

Abstract. This article discloses the features of insurance of financial risks in Russia, the analysis of the situation of the industry under study in the Russian insurance market is carried out. In the process of the research, problems are identified that restrain the development of this type of insurance, and also the prospects for its development are described. Keywords: insurance, insurance risk, financial risk, entrepreneurial risk, insurance of financial risks.

УДК 339.1

АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ МЕРЧАНДАЙЗИНГА -ИННОВАЦИОННОГО ЭЛЕМЕНТА СФЕРЫ ОБРАЩЕНИЯ

Мурадова Сафура Шиховна, к.пед.н., доцент1 (e-mail: ssh.muradova@mail.ru)

2

Лямин Борис Михаилович, аспирант Назарова Эльвира Аляровна, магистрант 1 Южный университет (ИУБиП), Ростов-на-Дону

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Данная статья посвящена особенностям применения мерчандайзинга в розничной торговле вообще и в магазинах косметики и парфюмерии, в частности. Проведена систематизация мероприятий, используемых в исследуемой отрасли.

Ключевые слова: мерчандайзинг, магазин, торговый зал, товар.

Мерчандайзинг, как инструмент стимулирования продаж в местах реализации товаров, можно рассматривать как самостоятельный, инновационный элемент развития всей сферы обращения [1-7]. Это обусловлено преж-

де всего широкими возможностями мерчандайзинга по обеспечению роста продаж, применением креативного подхода к продвижению товаров.

В качестве объекта исследования выбраны магазины косметики и парфюмерии. Целью работы является научно-практический анализ применения основных методов мерчандайзинга на предприятии торговли.

В качестве основополагающих методов мерчандайзинга относится следующие направления деятельности [8-16].

Продукция, реализуемая в магазине, должна выставляться так, чтобы поиск нужного товара был максимально облегчен. При выкладке товара внутри группу, нужно особое внимание уделить его размещению на стеллажах, беря во внимание его размеры, упаковку, цветовую гамму, сезонность, различие в дизайне, торговую марку.

При оформлении торгового зала и витрин магазина необходимо создать такой дизайн, который привлечет внимание потенциальных покупателей и преподнесёт товар «лицом». Дизайн магазина создается в соответствии со спецификой магазина, ассортиментом, который будет реализоваться в магазине.

Использование цвета на предприятиях торговли позволяет улучшать имидж компании и создавать определённое настроение. Цвет - это важнейший инструмент дизайна, способный передать концепцию и стиль торговой организации.

Воздействие на атмосферу оказывает музыка, она может создать настроение, подействовать на скорость движения покупателя, привлечь их внимание. Она не должна быть навязчивой, ее функция создать эффективно-действующий фон для совершения покупки и не отвлекать покупателей.

Запахи также оказывают свое влияние на процесс покупки, так как посредством обаяния он может получить информацию о товаре. Если запах в торговом зале подобран гармонично, потребитель будет совершать больше покупок. Также персонал должен осуществлять контроль за неприятными запахами и избавляться от них, используя ароматические распылители.

Одежда и поведение торгового персонала зачастую является определяющим фактором при совершении покупки. Момент обслуживания включает в себя не только выкладку товара и размещение рекламной информации, но и вежливость, опрятный внешний вид сотрудников их внимание к покупателю. Огромное значение имеет скорость обслуживания и компетентность персонала, его знание о продуктах, реализуемым магазином. Помимо всего перечисленного сотрудники торгового зала должны знать некоторые психологические аспекты, связанные с обслуживанием покупателя.

Атмосфера магазина складывается из всех перечисленных аспектов. Благоприятная атмосфера в торговом зале формирует лояльность покупателей и может явится причиной для повторного посещения магазина.

Мерчандайзинг различных товарных групп имеет свои особенности. Нами подробнее будет рассмотрен мерчандайзинг парфюмерии и косметики, выступающий объектом нашего исследования.

Мерчандайзинг в магазине косметики является не просто средством коммуникации с клиентом, но и эффективным стимулом для увеличения объема продаж [17-24].

Одним из ключевых мероприятий комплекса мерчандайзинга является планировка зала. Статистика крупнейших сетевых магазинов косметических средств и парфюмерии, говорит о том, что только 40% проходят по внутренним рядам магазина, все остальные покупатели предпочитают перемещаться по периметру. Этот факт стоит учитывать при планировки торгового зала.

Также необходимо зонировать пространство, так как в магазинах косметики и парфюмерии, так же, как и в любом другом магазине существует три зоны:

1. Горячая зона;

2. Холодная зона;

3. Кассовая территория.

Холодная или мертвая часть торгового зала-это удаленная часть магазина, а также узкие проходы между рядами, углы и тупики. К этой же категории относятся начало и конец полок и нижние стеллажи.

Горячая зона включает в себя рабочие полки, то есть полки, находящиеся на уровне глаз и рук покупателя и пространство у входа по правую руку от покупателя.

Кассовая территория также относится к горячей зоне, здесь происходит большая часть импульсивных покупок. Поэтому нужно установить стойку на подходе к кассе, на которой будут размещены штучные товары и мелочи, зачастую продающиеся по сниженной цене, также на этой стойке могут присутствовать товары повседневного спроса, которые покупатели зачастую забывают приобрести в магазине, к таким товарам относятся бумажные полотенца, влажные салфетки. Кроме того, очень эффективно выкладывать в кассовой зоне товары сезонного спроса, например, летом лосьоны и крема для и от загара, вещи карманного формата, например, различные пробники, а в случае наличие у магазина собственной торговой марки, товары на которых изображен логотип компании.

Ведущие мировые агентства мерчандайзинга не рекомендуют размещать более трех позиций товара в прикассовой зоне. Лучшим решение будет дублирование одного и того же товара на всех кассах магазина.

При зонировании торговой площади необходимо учитывать принцип «интереса покупателей», в основе которого заложена разница мышления мужчины и женщины. Представительницы слабого пола посещают магазины для того, чтобы хорошо провести время и приобрести что-то новенькое. Мужчины же посещают магазины для того, чтобы как можно быстрее приобрести конкретный товар и покинуть торговое предприятие с минималь-

ной потерей времени. Мужчины составляют всего 30% посетителей магазинов косметических товаров. Но это не говорит о том, что их интересы не важны. Основной причиной, по которой мужские линии ухода покупаются недостаточно хорошо, является неудобство, испытываемое мужчинами, приходящими в женский «розовый» рай. Нужно выделять хотя бы небольшую часть площади под товары, предназначенные только для мужчин, это позволит покупателям-мужчинам легко находить необходимые продукты, устранить определенный дискомфорт и в итоге увеличит уровень продаж [25-31].

На входе в торговый зал необходимо разместить ходовые товары или товары со скидками, чтобы сразу завоевать расположение покупателей.

Для специализированных магазинов косметики и парфюмерии применятся один из двух популярных вариантов мерчандайзинга: выкладка по бренду или группировка по товароведческим характеристикам. Первый способ подходит большим магазинам, ассортимент которых состоит из десятков торговых марок, второй способ подразумевает разделение магазина косметики на секции.

Взаимодополняющие товары лучше размещать рядом, чтобы стимулировать их совокупную покупку, например, шампунь для волос одной серии и бальзам той же серии.

По периметру магазина, как правило, расставляются пристеночные стеллажи, их использование позволяет сэкономить торговую площадь. Очень важно развернуть человека лицом к товару, потому что эти стеллажи могут показаться просто фоном для покупателя. Развернуть покупателя лицом к товару помогает использование: горок, яркое пятно косметики или парфюмерии в одном цвете или тоне, расставление среди товаров ярких вещей, которые могут быть как реализуемыми магазином, так и просто элементом декора (губки для душа, яркие шарфы, игрушки и т.д.).

Перегородки между стеллажами не должны превышать человеческий рост, так как торговый зал должен хорошо просматриваться покупателем, высокие перегородки превращают магазин в колодец и никак не стимулирует покупки.

Увеличить объем продаж магазина можно применяя три «золотых» правила визуального мерчандайзинга.

Необходимо выделить топовые товары или товары, которые необходимо продать в первую очередь, для этого подойдет выкладка большого количества товаров в виде горки или пирамиды, также можно использовать яркую упаковку или небольшие вывески.

Территория горячей или «золотой» зоны находится на уровне глаз, на нее приходится около 70% покупок. На этой территории необходимо расположить товары, приносящие наибольший объем прибыли. Дополнительный ассортимент или товары попавшие в группы В, С при проведении АВС-анализа размещаются на полках находящихся выше и ниже «золотой зоны». Они получили название- «серебряная зона», так как на нее приходит-

ся около 25% всех покупок потребителя. Полки, находящиеся в самом верху и наоборот внизу используются для размещения товарного запаса. Если переместить товар с нижней полки в «золотую зону» можно увеличить продажи этого товара на 65%. Перенося товар с «золотой зоны» в «серебряную» можно сократить объем продаж этого товара на 20-30%.

Для стимулирования продаж применяются рекламные материалы такие, как воблеры, шелфтокеры, наклейки, флажки, плакаты и ценники. Стоит отметить, что при изготовлении ценников нужно особое внимание уделить шрифту, он должен быть понятным и читаемым, не нужно придумывать велосипед, изобретая различные завитушки.

Положительное влияние на атмосферу в зале оказывает эффект «контраста», вызывающий у посетителя хорошие эмоции. Оформление торгового пространства различными плакатами и постерами повышает активность клиентов, располагает их к покупкам. При декорировании зала также необходимо учесть разное восприятие мужчин и женщин. Мужчины предпочитают приглушенные оттенки и фотографии и плакаты в черно-белых тонах, женщины же предпочитают яркие и сочные цвета, а также контрастные сочетания.

По всему периметру магазина лучше расположить пристеночные стеллажи, так как говорилось выше это экономит пространство и 60% покупателей предпочитают передвигаться по периметру магазина. Конструкции торгового оборудования могут оснащаться зеркалами. Зеркала имеют огромное значение для магазина косметических товаров, так как подбирая себе декоративную косметику клиентки должны иметь возможность видеть себя. По мимо этой основной функции, зеркала визуально увеличивают пространство, что имеет важную роль для магазинов с небольшой торговой площадью.

Также для магазина косметики и парфюмерии большое значение имеет освещение, оно не должно быть достаточно ярким, но и тусклый свет будет создавать определенные неудобства при выборе косметики. Свет должен сочетаться с цветовым решением магазина, усиление яркости света может быть выполнено точечно, например, дополнительная подсветка зеркал, для удобства «примерки» декоративной косметики.

Еще одним важным элементом атмосферы торгового зала является запах. Запах в магазине должен отражать специфику реализуемых товаров. Для магазина косметики он должен быть едва уловимым, так как стойкий и сильный аромат будет создавать дискомфорт при выборе парфюмерии и других косметических средств, для которых запах является важной характеристикой.

Музыка в торговом зале должна быть подобрана таким образом, что после совершения покупки покупатель не смог вспомнить под какую мелодию был выбран и приобретен товар.

Все вышеперечисленные приемы мерчандайзинга являются инновационными, могут увеличить продажи магазина, а значит повысить показатели прибыли, либо рост доли рынка и т.д.

Список литературы

1. Крымов С.М. Актуальные проблемы организации производства, маркетинга и менеджмента: монография; Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2012. 17б с.

2. Федько В.П., Дудакова И.А., Диканов М.Ю. Потребительские предпочтения в торговом обслуживании малых городов: закономерности развития (региональный аспект) // Практический маркетинг. 200б. № 11. С. 29-37.

3. Кобзев В.В., Левенцов В.А. Бизнес-логистика. 2-е изд. СПб., 2012. 300 с.

4. Ozerov E.S,, Pupentsova S.V.,, Leventsov V.A., Dyachkov M.S. Selecting the best use option for assets in a corporate management system. // бШ International Conference on Reliability, Infocom Technologies and Optimization: Trends and Future Directions, ICRITO 2017. Pp.103-171.

5. Крымов С.М., Капустина И.В. Обзор современных инструментов и методов мерчандайзинга торгового предприятия //Практический маркетинг. 201б. № 12-1 (23S-1). С. 7б-83.

6. Лямин Б.М. Необходимость совершенствования системы контроля качества сырья при производстве готовой продукции //Технологии производства пищевых продуктов питания и экспертиза товаров: сборник научных статей материалы 2-й Международной научно-практической конференции (10-11 апреля 201б года). Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 201б. С. 54-59.

7. Дудаков Г.С. Влияние ассортимента на организацию торгово-технологического процесса в магазине // В сборнике «Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли»; сборник трудов конференции. СПбПУ Петра Великого. СПб., 201S. С. S0-S3.

S. Krasyuk I.A., Krymov S.M., Medvedeva Y.Y., Chernisheva A.M., Lashko S.I. Marketing Management in Retail Chains // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. vol. 15. № 12. pp. S3-91.

9. Shkurkin D.V., Krasyuk I.A., Krymov S.M., Kazantseva I.G., Zakharenko G.N. Sales Policy and Sales Marketing System // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. vol. 15. № 12. pp. 203-213.

10. Крымов С.М., Дудакова И.А., Резванов А.А. Маркетинговые аспекты управления продукцией и организации гармоничного производства ООО «Отражение» //Современные проблемы организации производства, маркетинга и рынка недвижимости: коллективная монография. Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2010. 19б с. С. 53-71.

11. Крымов С.М., Кириллова Т.В. Методика оценки эффективности системы мер-чандайзинга предприятия розничной торговли //Экономика и предпринимательство. 201б. № 10-2 (75-2). С. б21-б27.

12. Кольган М.В., Крымов С.М. Организация и управление маркетингом в промышленности и других отраслях. Ростов-на-Дону: Донской государственный технический университет, 2014. 94 с.

13. Медведева Ю.Ю., Красюк И.А. Роль СТМ в снижении потребительских рисков в условиях импортозамещения// Экономика и предпринимательство. № б ч.2 (59-2) 2015. С. б92-б97.

14. Кхалаф К. З., Дудаков Г.С. Организационно-экономические аспекты потребления продуктов здорового образа жизни // Экономика и предпринимательство. 2017. № S-1 (S5-1). С. 859-8б3.

15. Крымов С.М., Дудаков Г.С. Проникновение товарообращения в цепочку создания ценностей производственного предприятия // В сборнике «Неделя науки СПбПУ»; материалы научной конференции с международным участием. СПбПУ Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2016. С. 235-239.

16. Левенцов А.Н., Левенцов В.А. Эффективные инвестиции в современных услови-ях//Финансовые решения XXI века: теория и практика: сборник научных трудов 17-й международной научно-практической конференции. СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2016. С. 235-241.

17. Крымов С. М., Дудаков Г. С. Программа реализации организационных изменений предприятий торговой сети // В сборнике «Неделя науки СПбПУ»; материалы научной конференции с международным участием. СПбПУ Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2016. С. 241-244.

18. Медведева Ю.Ю., Красюк И. А. Роль СТМ в снижении потребительских рисков в условиях импортозамещения //Экономика и предпринимательство. № 6 ч.2 (59-2) 2015. С. 692-697.

19. Крымов С. М. Методологические основы менеджмента. Томск: Издательство ТГПУ, 2001. 110 с.

20. Красюк И.А. Конкурентные отношения в розничной торговле // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 879-883.

21. Красюк И. А. Современное состояние и проблемы развития розничной торговли в регионах //Практический маркетинг. 2015. 2015. № 6 (220). С. 8-18.

22. Месхи Б.Ч., Красюк И.А., Иванов В.Ю. Контроллинг как инструмент развития и управления производственными процессами предприятий сферы услуг и промышленности: монография. Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2013.133.

23. Красюк И.А., Бахарев В.В., Медведева Ю.Ю. Инновационные решения в розничной торговле //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 3 (21). С. 32-38.

24. Мурадова С.Ш., Алексеева Е.В. Банковское дело. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 248 с.

25. Алексеева Е.В., Мурадова С.Ш. Рынок ценных бумаг. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 331с.

26. Глызина М.П., Мурадова С.Ш. Показатели развития и содержание стратегии Ростелеком» //Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-3 (75-3). С. 718-722.

27. Дзюбенко И.Б., Левенцов В.А. Финансовое управление развитием экономических систем: монография. Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2015. 242 с.

28. Красюк И.А., Бахарев В.В., Медведева Ю.Ю. Инновационные решения в розничной торговле //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 3 (21). С. 32-38.

29. Крымов С. М. Развитие предприятий в кластерных образованиях //Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-2 (63-2). С.832-835.

30. Лямин Б.М., Истомин Г.Ю., Михайлова Ю.М. Особенности распределения продукции на рынках товаров повседневного спроса // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. №4 (22). С. 126-131.

31. Лямин Б.М. Анализ инновационно-инвестиционного потенциала торговой отрасли на примере АО «Тандер» // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. №8 (26). С. 55-62.

Muradova Safura Shichovna, associate Professor, candidate of pedagogical Sciences,

Southern University (IUBiP), Rostov-on-Don (e-mail: ssh.muradova@mail.ru).

Lyamin Boris Mikhailovich, graduate student (e-mail: lyamin.bm@gmail.com)

Nazarova Elvira Alarovna, undergraduate.

Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University. St. Petersburg.

ANALYSIS OF THE USE OF MERCHANDISING-AN INNOVATIVE ELEMENT

OF THE SPHERE OF CIRCULATION

Abstract. This article is devoted to the peculiarities of merchandising application in retail trade in General and in cosmetics and perfumery stores in particular. The systematization of measures used in the study industry. Key words: merchandising, shop, trading floor, goods.

УДК 339.1

МЕРЧАНДАЙЗИНГ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ Мурадова Сафура Шиховна, к.пед.н., доцент1 (e-mail: ssh.muradova@mail.ru) Лямин Борис Михаилович, аспирант Дудаков Георгий Сергеевич, студент2 1 Южный университет (ИУБиП), Ростов-на-Дону

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Данная статья посвящена анализу общих принципов, законов, правил использования мерчандайзинга на предприятиях торговой отрасли. Выявлены основные факторы, условия, оказывающие воздействие на деятельность исследуемого предприятия розничной торговли.

Ключевые слова: мерчандайзинг, принципы, законы, розничная торговля.

В условиях рыночной экономики, учитывая наступившую эру потребления, производители и торговые предприятия все большее внимание уделяют сбыту товаров, затрачивают заметные усилия для создания развитой и стабильно функционирующей системы сбыта. В том случае, если стратегия сбыта продумана качественно и тщательно, компания будет достигать высоких результатов по сбыту продукции, а значит и получать высокую прибыль. Ввиду высокой конкуренции, производственные и торговые предприятия должны вести непрерывную и активную работу по продвижению товаров на рынке.

Приоритетным инновационным направлением развития торговой отрасли является такое направление, как мерчандайзинг [1-4]. Грамотно применяя методы, принципы и инструменты мерчандайзинга, компания может привлечь внимание потребителей к своему продукту и побудить его на приобретение продукта, независимо от того, планировалась эта покупка или нет.

Направление мерчандайзинг является относительно новым, но несмотря на это, появилось большое количество литературы по данному направлению и также много трактовок данного понятия. Приведем несколько определений данного термина.

По мнению Снегирева В. мерчандайзинг является самостоятельным видом профессионально осуществляемой деятельности по управлению пове-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.