Научная статья на тему 'Анализ информационных процессов в современном образовании'

Анализ информационных процессов в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БИЗНЕС / EDUCATION / MANUFACTURING / INFORMATION TECHNOLOGY / LINKING / PRODUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Преображенский А. П., Коденцев Е. И.

В статье анализируются процессы в современном образовании. Указаны объекты профессиональной деятельности, продемонстрирована важность связи производства и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS INFORMATION PROCESSES IN MODERN EDUCATION

The paper analyzes the processes in modern education, specifies the objects of professional activity are points out, the importance of linking production and education is demonstrated

Текст научной работы на тему «Анализ информационных процессов в современном образовании»

УДК 316.35

АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

А.П. Преображенский, Е.И. Коденцев

В статье анализируются процессы в современном образовании. Указаны объекты профессиональной деятельности, продемонстрирована важность связи производства и образования

Ключевые слова: обучение, производство, информационные технологии, бизнес

В современных условиях образование

представляет собой весьма важную и

всепроникающую область человеческой

деятельности, которая довольно сильно связана со многими другими областями общественной жизни. Исходя из того, что научные достижения применяются в ключевых секторах экономики, заметное влияние оказывает степень подготовки специалистов с высокой квалификацией, которые могут конкурировать на современном рынке труда, обладают большим числом компетенций, имеющие практические навыки в рамках своей профессии, а также способные к ориентации в смежных областях знаний. При этом они должны быть готовы к работе по специальности, ориентируясь на нынешний уровень мировых стандартов, стремиться к непрерывному профессиональному росту.

Когда рассматривается деятельность человека, то влияние оказывает не только то, какие технические средства используются, но и какими личностными качествами обладает специалист, то есть, необходимо обеспечить возможности подготовки профессионалов.1

Целью работы является проведение анализа информационных процессов в современном образовании.

При осуществлении целенаправленного

формирования готовности выпускника к работе с использованием инновационных подходов можно использовать разные подходы [1-5].

При осуществлении профессионально-

личностного развития работника, который будет применять инновационную деятельность,

необходимо ориентироваться на разные

направления - вертикальные и горизонтальные, причем вертикальные включают довузовский, вузовский и послевузовский этапы.

Исходя из особенностей современного этапа информатизации общества требуется активно

внедрять разработки, связанные с методическими основами информатики, информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Прикладная практическая деятельность

исходит в учебном процессе из характеристик информатики, рассматриваемой как

фундаментальная наука.

Преображенский Андрей Петрович - ВИВТ, канд. физмат. наук, доцент, тел. (473) 239-84-87 Коденцев Евгений Иванович - ВИВТ, ст. преподаватель, тел. (473) 239-84-87, е-таП:арр@уЫ.ш

При использовании информационных технологий [6-10] в учебном процессе, в том числе, и в инженерном образовании, необходимо

концентрировать внимание на:

-использовании информатики в процессах, связанных изучением различных информационных составляющих в образовательной организации в рамках описания тех или иных учебных предметов;

- выборе адекватных средств моделирования при формализации исследуемых свойств объектов и описании различных явлений в природе [11, 12];

-создании информационных ресурсов на основе применения современных средств информационных и коммуникационных технологий.

Ряд ученых в настоящее время проводят научные исследования, которые рассматривают определенные возможности по созданию основ для развития подготовки кадров информатизации образования с точки зрения улучшения содержания и методики обучения техническим дисциплинам с использованием информационных технологий.

Объектами профессиональной деятельности специалиста по информационным технологиям могут быть:

-информационные процессы;

-информационные потоки [13];

-проектирование систем [14, 15];

-внедрение и сопровождение информационных систем.

Развитие получают исследования, которые связаны с уточнением требований к знаниям и умениям специалиста по информационным технологиям. Это определяет необходимость разработки соответствующих перспективных

исследований как в области содержания подготовки и научно-методических разработок, так и программных реализаций различных

информационных систем, направленных на:

-определение перечня изучаемых дисциплин; -определение функциональных обязанностей специалиста;

-рассмотрение вопросов информационной безопасности в каждой из конкретных практических областей.

Работа с различным сетевым оборудованием представляет собой довольно сложный процесс, который требует способности от работников

управления автоматизированными рабочими местами, системами защиты информации, различным сетевым оборудованием.

При рассмотрении данного вопроса можно столкнуться с определенными проблемами:

-не всегда существуют требуемые учебные материалы по изучаемому направлению подготовки;

-не всегда проводится в учебных заведениях подготовка специалистов по конкретным требуемым практикой направлениям подготовки, в том числе выходят специалисты достаточно широкого профиля;

-проблемам защиты информации не уделяется должного внимания;

-не учитывается специфика работы конкретных предприятий.

Вследствие изменения технологий,

оборудования, методик специалисты должны периодически проходить повышение квалификации.

Обучение на уровне повышения квалификации, переподготовки и сертификации должно быть основано на глубоких и конкретных знаниях, практических навыках и опыте. В связи с этим возникает необходимость подготовки,

переподготовки, повышения квалификации и сертификации опытных специалистов-тьюторов, способных провести обучение и сертификацию формирующихся корпоративных команд управления информационными технологиями. При этом

возможна сертификация целого коллектива,

команды для выполнения конкретных задач предприятия, организации. Привлечение таких специалистов-тьюторов из информационной сферы в область образования и вопросы их мотивации представляют собой отдельную проблему.

С точки зрения практической реализации обучения, весьма перспективным является дистанционно еобучение, в качестве лекций -виртуальный гипертекстовый учебник, а также виртуальные лаборатории.

Применение офисной демонстрационной техники, средств мультимедиа помогает развитию информационных технологий в сфере дополнительного профессионального образования [16].

Роль вузовского образования состоит в профессиональном и личностном вхождении в реальную деятельность, осуществление развития функционально-ролевой готовности к ней, проведение формирования и корректировки профессионально-ценностных ориентаций

личности, что в дальнейшем ведет к ее профессиональному сознанию и самосознанию.

При подготовке специалиста необходимо стремиться к тому, чтобы он получил духовнонравственное развитие.

Требуется развивать студенческую научную и творческую деятельность [17-21].«... Не бывает науки «студенческой» и науки «профессорской»... Любая качественно выполненная научная работа должна иметь равное влияние вне зависимости от ученой степени, возраста и профессии авторов!» [22].

На настоящий момент студенческая научная работа включает в себя несколько составляющих: -работа студентов в рамках научного общества; -участие студентов в различных исследованиях согласно научным направлениям;

-участие студентов в международных,

всероссийских, межвузовских конференциях;

-участие в конкурсах научных работ студентов различного уровня;

-участие в олимпиадах, от небольших уровней до международных;

-проведение защит магистерских работ; -опубликование научных статей и материалов докладов.

Для интеграции профессионального

образования и профессиональной деятельности, по-видимому, необходима разработка механизма, позволяющего проводить взаимодействие вуза и предприятий, связанных с практическими сферами деятельности. Одним из способов осуществления интеграции областей образования и

профессиональной деятельности может быть в период обучения в вузе в виде практики, которую студенты проходят в различных фирмах и организациях.

Бизнес должен осуществлять вложение

средствв подготовку будущих специалистов, а также помогать вузам в укреплении их материальнотехнической базы. Такое взаимодействие

необходимо проводить на этапах обсуждения тематики курсовых и дипломных работ,

привлечения студентов к пилотным проектам. Анализ показывает, что необходимо понимание того, как учить и чему учить. На настоящий момент бывает, что работодатели встречаются с ситуацией, когда выпускники вузов, приходят на работу, имея слабое представление о стоящих перед бизнесом проблемах. Поэтому необходимо корректировать учебные программы, причем с обязательным привлечением к их разработке представителей бизнес-структур. Необходимо развивать

собственный бизнес, а бизнесу нужны грамотные специалисты. Компании должны сами готовить себе работников, выделяя для этого образовательные гранты. Тесное сотрудничество бизнеса и образования - залог общего успеха. Необходимо, совместно с вузами, создавать бизнес-площадки. Кроме корпоративных клиентов, с наступлением кризиса бизнес-образование получит еще один сектор заинтересованных предприятий. Представители заинтересованных компаний должны входить в ученые советы школ бизнеса. В результате такого взаимодействия, бизнес получит программы обучения, которые удовлетворяют его потребностям, а бизнес-образование будет четко знать, что именно нужно конкретной компании в частности и бизнесу в целом.

Таким образом, необходимо понимать важность консолидации усилий в условиях нестабильности современной экономики, и

осознавать необходимость выработки совместной

стратегии бизнеса и бизнес-образования в

преодолении экономического кризиса.

Существуют определенные проблемы в обосновании прогноза развития рынка труда. Необходимо максимально приблизить

образовательные учреждения различных уровней к потребностям рынка труда для роста численности выпускников, которые не только много знают, но и умеют.

Важно уметь проводить комплексную оценку ситуации, связанной с кадровым потенциалом в разных отраслях народного хозяйства. Конечно, существуют определенные вопросы, связанные с недостаточной востребованностью потенциала вузовской науки, объем ее финансирования связан со штатной численностью научных работников в секторе высшего образования.

При разработке стратегии инновационного развития региона необходимо проводить анализ соотношений сырьевых и наукоемких секторов. Повышение качества и инновационного характера образования может быть обеспечено на базе активного использования современных

образовательных технологий, внедрения

интерактивных форм обучения, применения метода проектов, а также подходов, дающих возможности имитации реальных ситуаций. При оценке состояния перспектив развития систем

инженерного образования можно заметить, что вузы имеют разный уровень нововведений.

Анализе развития современных экономических систем показывает, что для решения задач, связанных с обеспечением развития экономики по инновационному пути и создания общества, которое базируется на знаниях, необходимо проводить изучение взаимодействий между разными институтами в сферах производства, науки и образования. В результате интеграции

взаимодействия получается мультипликативный эффект.

Мировой опыт показывает, что, малые и средние предприятия, у которых темпы развития связаны с условиями внедрения передовых научнотехнических достижений, являются основой экономической жизни для многих промышленно развитых государств. Существует их определенное влияние на характеристики формирования рынка труда, что ведет к тому, что властные структуры будут больше уделять внимание улучшению их инфраструктуры, а также условий работы. Это ведет к тому, что уменьшается уровень безработицы и в целом улучшается экономическая ситуация.

Конечно же, несмотря на понимание того, что фундаментальная и академическая наука не могут решить конкретные производственные или финансовые задачи, их различные результаты имеют влияние на производственные и экономические характеристики регионов посредством развития техники, проведения совершенствования производственных технологий, осуществления улучшений социальной организации. Можно сказать, что в области науки, как сферы

теоретических знаний, нет задач, связанных с проведением конструкторских разработок в

производственной и хозяйственной практике, поскольку это относится к области прикладных исследований. Проведение интеграции

производства, науки и образования дает возможность повышения уровня российской экономики. Среди целей, проводимых в данной области национальных проектов и программ можно отметить подъем уровня отечественных компаний вследствие обучения их персонала различным передовым методика организации труда.

Проведение развития российских

исследований и разработок должно соответствовать увеличивающемуся спросу со стороны

определенного ряда секторов

предпринимательского сектора на передовые

технологии. Научные результаты, которые предлагаются российскими исследователями и разработчиками мирового уровня необходимо стремиться применять в российской экономике, для чего важно использовать в предпринимательской области инноваций. Регулярное принятие таких документов на федеральном уровне показывает, что высшее руководство нашей страны предполагает, что интеграционные процессы являются одним из приоритетных направлений.

Вывод Современное образование

характеризуется сложными комплексными

информационными процессами, вэтой связи необходимо применять множество современных научных, технических разработок для достижения целей образовательных учреждений.

Литература

1.Жданова М.М. Вопросы формирования профессионально важных качеств инженера / М.М. Жданова, А.П. Преображенский // Вестник Таджикского технического университета. 2011. Т. 4. № -4. С. 122-124.

2.Павлова М.Ю. Вопросы адаптации выпускников вузов / М.Ю.Павлова // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С.234-237.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.Преображенский А.П. Проблемы подготовки специалистов в современной высшей школе /

А.П.Преображенский, Д.В.Комков, Г.А. Пекшев, М.С.Винюков, Г.И.Петращук // Современные исследования социальных проблем. 2010. № 1. С. 66-67.

4.Гусев М.Е. Проблемы подготовки специалистов в области информатизации образования / М.Е. Гусев, Т.А. Жигалкина, О.В. Хорсева, Е.А. Круглякова, А.П. Преображенский // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2006. № 7. С. 223.

5. Павлова М.Ю. Проблемы адаптации специалистов / Павлова М.Ю., Преображенский А.П. // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 4. С. 70-73.

6.Плотникова Л.В. Роль и перспективы применения современных информационных технологий в образовательной деятельности / Л.В.Плотникова // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С. 238-240.

7.Босова О.В. Анализ автоматизированных обучающих систем / О.В. Босова // Вестник

Воронежского института высоких технологий. 2012. № 9. С.179-181.

8.Свиридов В.И. Технологии, применяемые при подготовке современных инженеров / В.И.Свиридов // Вестник Воронежского института высоких технологий.

2012. № 9. С.151-152.

9.Плетнев А.В. Внедрение компьютерных технологий для анализа учебно-педагогической деятельности / А.В.Плетнев, М.В.Кочукова,

B.В. Бельчинский // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2012. № 9. С.146-148.

10. Рябинин В.В. Моделирование разбиения

информационного процесса на многослойную иерархическую структуру / В.В.Рябинин // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10.

C. 85-87.

11. Кульнева Е.Ю. Основные характеристики,

связанные с моделированием радиотехнических устройств / Е.Ю. Кульнева, И. А. Гащенко // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С. 70-74.

12. Мишин Я.А. О системах автоматизированного проектирования в беспроводных сетях / Я.А.Мишин // Вестник Воронежского института высоких технологий.

2013. № 10. С. 153-156.

13. Павлова М.Ю. О системах электронного

документооборота / М.Ю.Павлова, Н.Р.Лелеко,

О.С. Кудрина // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С. 83-85.

14. Ерасов С.В. Оптимизационные процессы в электродинамических задачах / С.В.Ерасов // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С. 20-26.

Воронежский институт высоких технологий

15. Рючин А.С. Проблемы проектирования радиоэлектронных устройств / А.С. Рючин // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С. 45-53.

16. Сыщикова Д.С. О возможностях использования мультимедийной техники в образовательном процессе / Д.С.Сыщикова // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С. 111-112.

17.Комков Д.В. Характеристики

автоматизированной подсистемы формирования научной группы / Д.В.Комков // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С.146-149.

18.Преображенский А.П. О проблемах

студенческой научной работы / А.П. Преображенский // Вестник Воронежского института высоких технологий.

2013. № 10. С. 240-243.

19.Шаева Т.В. Освоение метода познания на

учебных занятиях по физике в медицинском вузе / Т.В.Шаева, Е.В.Дмитриев, Т.В.Лыкова // Вестник

Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С.246-248.

20.Друганова Л.П. Активизация мыслительной деятельности студентов через кроссворд / Л.П.Друганова, Т.В.Шаева // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С.230-233.

21.Болучевская О.А. О возможности подготовки студенческих игр / О. А. Болучевская // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10.

С.220-229.

22.Котенкова Е. «Не бывает науки студенческой» / Е.Котенкова // Вузовский вестник, 2010, 21(117), с.2.

ANALYSIS INFORMATION PROCESSES IN MODERN EDUCATION A.P. Preobrazhensky, E.I. Kodentsev

The paper analyzes the processes in modern education, specifies the objects of professional activity are points out, the importance of linking production and education is demonstrated

Keywords: education, manufacturing, information technology, linking, production

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.