Научная статья на тему 'Проблемы повышения мотивации студентов к обучению'

Проблемы повышения мотивации студентов к обучению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1565
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / СТУДЕНТ / EDUCATION / MOTIVATION / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Львович И.Я., Преображенский А.П.

В статье проводится анализ некоторых проблем, связанных с повышением мотивации студентов к обучению. Показана роль студенческой научной работы. Рассмотрены виды внеучебной деятельности. Указаны основные мотивирующие факторы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Львович И.Я., Преображенский А.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF IMPROOVING STUDENTS'' LEARNING MOTIVATION

The paper analyses the main problems related to improving students' learning motivation. The role of student scientific works is shown. The types of extracurricular activities are considered. The main factors associated with motivation are pointed out

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения мотивации студентов к обучению»

УДК 378.026

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ И.Я. Львович, А.П.Преображенский

В статье проводится анализ некоторых проблем, связанных с повышением мотивации студентов к обучению. Показана роль студенческой научной работы. Рассмотрены виды внеучебной деятельности. Указаны основные мотивирующие факторы

Ключевые слова: обучение, мотивация, студент

В современных условиях развития общества возникают определенные проблемы, связанные с реализацией новых подходов в понимании роли людей в обществе и государстве. В настоящее время в нашей стране существует потребность в грамотных специалистах, которые способны максимально реализовать свои способности. В этой связи перед системой образования возникают задачи, связанные с максимальным развитием индивидуальных творческих потенциалов обучающихся, воспитанием творческих личностей, являющихся субъектами социальной жизни. С другой стороны, задачи, стоящие перед обучаемым, могут быть решены на достаточно высоком уровне в том случае, когда у него есть определенная мотивация.

Целью данной работы является анализ некоторых проблем, связанных с мотивацией обучающихся

Эффективность образовательной деятельности в большой степени определяется тем, какова степень ее мотивированности. Среди предпосылок к мотивации студентов к обучению можно отметить стремление к самореализации.

Самореализация связана с реализацией

существующего потенциала, проведением осуществления возникающих желаний,

использования на практике знаний и умений. Человек меняет свои жизненные установки, проводит анализ уже полученных результатов, достигает определенной гармонии.

Педагог должен оказывать поддержку, которая направлена на то, чтобы студенты действительно самореализовывались, чтобы их жизнь наполнялась смыслом. В результате, у обучающихся появляются новые доминанты в сознании [1].

Важную роль при этом следует отводить педагогическому мониторингу, поскольку в нем происходит объединение трех составляющих, которые присутствуют в управлении: проведение контроля разных аспектов деятельности вуза, информационное обеспечение управления, проведение экспертизы разных сторон функционирования вуза.

Львович Игорь Яковлевич - ВИВТ, д-р техн. наук, профессор, тел. (473) 272-73-98,

Преображенский Андрей Петрович - ВИВТ, канд. физ.-мат. наук, доцент, тел. (473) 239-84-87, e-mail: app@vivt.ru

Самореализация может наблюдаться при самостоятельной работе студентов под руководством преподавателя. В процессе решаются такие задачи: студенты получают глубокие фундаментальные знания, но при этом развиваются их творческие способности, учитываются различные приоритеты. Каждый студент при самостоятельной работе проводит самостоятельную установку цели для себя, для достижения которой он проводит выбор задания и вида работы.

Осуществление активной самостоятельной работы студентов возможно лишь при возникновении устойчивой мотивации. Довольно сильным мотивирующим фактором является проведение подготовки к дальнейшей

профессиональной деятельности, однако следует понимать, что это является фактором будущего. При учебе в вузе в качестве основных факторов, связанных с мотивацией студентов следует отметить:

- поощрение;

- заинтересованность.

Поощрение определяется баллами, которые начисляются по итогам самостоятельной работы.

Заинтересованность у студентов возникает при использовании различных инновационных методов в обучении [2-7], среди которых выделяют метод проектов, кейс-методы, кооперативные методы. Данные методы позволяют развить у студентов организаторские способности и лидерские качества. При групповой работе также усиливается фактор мотивации. Взаимодействие со своими товарищами улучшает эффективность познавательной деятельности вследствие появления взаимного контроля.

Одним из мотивов, побуждающих студентов к самостоятельным занятиям, может быть потребность в расширении своих знаний, получении знаний по новым объектам, овладении

определенными умениями, желании выполнять задания без привлечения посторонней помощи. Обучаемый самостоятельно проводит контроль своих действий.

Степень результативности самостоятельной работы студентов связана, прежде всего, с применяемыми типами самостоятельных занятий. Среди них можно отметить проведение самостоятельного анализа научных фактов и явлений, которые обсуждаются на лекционных

занятиях, семинарах, практических, а также лабораторных занятиях; проведение самооценки по текущему учебному материалу в рамках конспектов и рекомендуемой литературы.

На настоящий момент в высшем образовании значительный сегмент связан с заочным обучением.

При очной форме подготовки специалистов идет непрерывный процесс функционирования студента в обучающей среде, а также осуществляется непосредственный контакт с профессорско-преподавательским составом.

У студента-заочника таких возможностей нет, и процесс его обучения является гораздо более сложной системой, которая во многом основывается на самостоятельной работе, самообучении. В таких условиях студентам необходимо проводить планирование и менеджмент времени, использовать свой профессиональный опыт, поскольку, как правило, они работают. Действительно, трудно представить обучение студентов-заочников без их внутренней мотивации. При этом образование каждого заочника является индивидуальным, уникальным.

Анализ показывает, что воздействовать и побуждать к демонстрации положительных качеств личности у студентов преподаватель может лишь в определенных случаях, при этом у студентов активно работают память, воображение.

Но это, как правило, продолжается недолго, и студент постепенно теряет интерес к учебным материалам.

В таких условиях повышается значимость воспитывающего обучения. Происходит поиск учитывающих влияние со стороны существующих условий жизни студентов, окружающих их социальной сферы.

Следует учитывать, что процессы воспитания проходят в условиях как культурного, так и экономического кризиса, что определяет снижение оптимистических ожиданий молодежи, и соответственно - ее активности. Необходимо понимать, что к настоящему времени в определенной степени в высшем образовании иногда большей частью решаются задачи формирования специалистов, и в меньшей степени - комплексное развитие личностей. Пока нельзя выделить серьезную научную концепцию, которую можно было бы взять в качестве основы для проведения воспитывающего обучения в вузах.

Некоторые исследователи связывают проблемы в мотивации к учебе с неправильным выбором базовых компонентов в учебных планах [8].

Одним из эффективных побуждающих мотивов к обучению является использование новых решений, основанных на информационных технологиях [9, 10].

Электронные обучающие системы обладают рядом достоинств и преимуществ:

Они позволяют размещать больше

информации, чем обычные учебники. Они компактны, диск, содержащий энциклопедию, по

своему объему значительно меньше, чем та же энциклопедия, представленная в обычном бумажном виде;

Звуковые эффекты, анимации и видео выгодным образом отличают электронные обучающие материалы от обычных учебников.

Кроме того, в электронных курсах пользователь имеет возможность самостоятельного выбора темпа обучения, а также в них есть адаптация к потребностям различных категорий обучающихся.

Студенты всегда стремятся к проявлению креативности, этому способствует творческая среда, в которой успешно развиваются интеллект, различные качества личности, формируется определенная жизненная позиция.

В качестве инструмента мотивации и творческой развивающей среды может быть рассмотрен студенческий научный кружок, являющийся одной из форм самостоятельной работы [11, 12]. В его рамках можно проводить исследовательскую деятельность. Большая роль в организации такого кружка принадлежит преподавателю, поскольку именно он определяет, каким образом происходит реализация актуальных технологий, связанных с обучением, воспитанием и развитием студентов.

Во время анкетирования участники студенческого научного кружка отметили, что исследовательская деятельность повышает их самооценку и веру в свои силы, появляется оптимизм, коммуникабельность, они стремятся к самопознанию и саморазвитию.

На базе Воронежского института высоких технологий за прошедшие два года при поддержке Министерства образования и науки прошло более двадцати Международных научных школ и Всероссийских конференций по различным направлениям.

Посещая их, студенты знакомились с самыми современными разработками, которые сейчас существуют как в теоретических, так и прикладных аспектах. Активные студенты готовили свои доклады на эти мероприятия, выступали на них. Опыт, который они получили, несомненно, пригодится им в их будущей деятельности.

Большое влияние на развитие студентов оказывает их участие в различных внеучебных мероприятиях.

Сейчас во многих вузах существуют студенческие педагогические отряды. В них происходит работа со школьниками в рамках программ, связанных с формированием и обучением активных детей.

Деятельность педотряда связана с проведением пропаганды педагогических знаний, оказания помощи различным учреждениям в организации отдыха детей и подростков, пропагандой здорового образа жизни и любви к Родине.

Студенты работают вожатыми в зимних и летних детских лагерях. При этом они должны пройти курсы в рамках подготовки вожатых,

включающих лекционные и практические занятия. В рамах этих курсов рассматриваются такие темы: -основы проведения детских игр; -методы избегания и разрешения конфликтов; -актерские способности, умение держаться на сцене;

-основы самоуправления;

-базовые техники оказания первой медицинской помощи.

При работе в педагогическом отряде студенты получают возможности:

-реализации и развития своего

воспитательного и личностного потенциала;

-получения дополнительной

профессиональной квалификации;

-интенсивного включения в социальные отношения, освоения новых социальных ролей;

-приобретения педагогических и

психологических знаний, умений, навыков;

-существенного повышения своей

управленческой компетентности;

-приобретения опыта коллективной деятельности, получение возможности практики работы с детьми и молодежью.

Педагогический отряд дает всестороннее развитие личностей и у каждого студентов есть потенциальные способности проявления своих лидерских качеств. Обычно вожатый курирует несколько десятков детей. Возможности получения дополнительной специальности, которая даже не связана с основным образованием, дают повышение гарантий трудоустройства.

Следует отметить, что не для всех случаев участие молодых людей в студенческих отрядах может быть успешным. Бывают различные индивидуальные особенности, которые связаны с психологическими характеристиками, разностями интересов, средой воспитания, уровнем возникающих потребностей. При этом даже не совсем успешные результаты на базе полученного опыта имеют большое значение с точки зрения коррекции определенных личностных планов, а также возникающих социальных ролей в будущем.

Если это произойдет раньше, то у молодых людей будет менее болезненное вхождение в какой-либо социум.

На базе Воронежского института высоких технологий педагогический отряд существует уже более десяти лет. Студенты на побережье Черного моря проводили множество профильных смен. Дети имели возможности подготовки и защиты научных проектов. Наблюдения показывают, что члены педагогического отряда лучше успевают в рамках учебного процесса и при этом еще находят время, например, спортивные секции. Большинство участников педотряда имеют хорошую успеваемость в рамках учебного процесса.

Пройдя обучения в рамках подготовки вожатых отрядов, студенты имеют мотивацию самостоятельного успешного обучения в вузе.

Среди мотивирующих факторов можно отметить публичное признание успехов студента.

Особенности его участия в различных спортивных, научных, общественных мероприятиях следует отражать в газете вуза, на информационных стендах, а также на его сайте, который регулярно обновляется.

Студенты могут получать именную стипендию, учрежденную как вузом, так и компаниями, в которых они в дальнейшем планируют работать. В некоторых вузах существуют специальные информационные доски на которых размещена информация о лучших выпускниках и их заслугах.

На работу со студентами может оказывать влияние психологическая служба вуза, которая представляет собой новую структуру в сфере высшего образования.

В настоящее время различные исследователи проводят анализ о действительном предназначении и потенциальных возможностях такой организационной структуры [13, 14].

Современный человек испытывает сильное воздействие различных внешних факторов, ему необходима помощь при решении возникающих проблем. Осуществление профессиональной подготовки студентов нельзя рассматривать в рамках только профессиографических

составляющих. Требуется проведение всесторонней разработки компетентностного подхода, в котором одной из составных частей является формирование условий для того, чтобы проходило полноценное личностное развитие профессионалов.

Для студенческого возраста характерно решение многих задач, связанных не только с профессиональной подготовкой [15-19]. Конечно, профессию приобретают с целью реализации себя как личности, получения хорошей работы. Но при этом студенты испытывают потребности в самореализации, получении новых знакомств, создании семьи и др.

При развитии самосознания и определения своего места в окружающем обществе необходимо решать проблемы с точки зрения жизненного выбора.

Преподаватели могут считать, что у студентов большая часть мотиваций связана с учебой, но на самом деле у студентов на первый план выходят другие задачи. Сейчас более половины студентов старших курсов, обучающихся на дневных отделениях, вынуждены совмещать учебу с работой. При этом, иногда, они полагают, что самое главное для них - получить диплом, который требуют работодатели, но не задумываются о профессиональных компетенциях, которые они должны получить в вузе. Таким образом, студенты отдаляются от активного включения в учебный процесс вуза.

В этой связи психологическая служба требуется для того, чтобы высшее образование давало не только профессиональное, но и личностное развитие. Это приведет к тому, что повысится качество высшего образования,

произойдет переход в профессиональной подготовке от репродуктивных подходов к развивающим.

Таким образом, проблема повышения мотивации студентов к обучению является комплексной и должна решаться с привлечением современных информационных, педагогических, технических разработок.

Литература

1.Кирьякова А.В. Развитие аксиологического потенциала личности в условиях университетского образования / А.В.Кирьякова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - N 12. Прил. - С. 6-14.

2.Шаева Т.В. Освоение метода познания на учебных занятиях по физике в медицинском вузе / Т.В.Шаева, Е.В.Дмитриев, Т.В.Лыкова // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С.246-248.

3.Друганова Л.П. Активизация мыслительной деятельности студентов через кроссворд / Л.П.Друганова, Т.В.Шаева // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С.230-233.

4.Свиридов В.И. Технологии, применяемые при подготовке современных инженеров / В. И. Свиридов // Вестник Воронежского института высоких технологий.

2012. № 9. С.151-152.

5.Плетнев А.В. Внедрение компьютерных технологий для анализа учебно-педагогической деятельности / А.В.Плетнев, М.В.Кочукова,

B.В.Бельчинский // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2012. № 9. С.146-148.

6. Плотникова Л. В. Роль и перспективы применения современных информационных технологий в образовательной деятельности / Л. В. Плотникова // Вестник Воронежского института высоких технологий.

2013. № 10. С. 238-240.

7.Сыщикова Д.С. О возможностях использования мультимедийной техники в образовательном процессе / Д. С. Сыщикова // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С. 111-112.

8.Ярмакеев И.Э. Воспитательный потенциал учебных дисциплин/ И.Э. Ярмакеев // Высшее образовании в России. - 2004. - № 9. - С. 64 - 70.

9.Босова О.В. Анализ автоматизированных обучающих систем / О. В. Босова // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2012. № 9.

C.179-181.

Воронежский институт высоких технологий

10. Рябинин В. В. Моделирование разбиения информационного процесса на многослойную иерархическую структуру / В. В. Рябинин // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С. 85-87.

11 .Комков Д.В. Характеристики

автоматизированной подсистемы формирования научной группы / Д. В. Комков // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С.146-149.

12. Преображенский А. П. О проблемах студенческой научной работы / А. П. Преображенский // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С. 240-243.

13. Кислова В. С. Система психологического сопровождения в вузе: Болонское измерение /В. С. Кислова // Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты. Материалы третьей национальной научно-практической конференции. Т. 1. М., 2006. С. 67-68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Солдатова Е. Л. Об организации системы психологического сопровождения в вузе / Е. Л. Солдатова // Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты. Материалы третьей национальной научно-практической конференции. Т. 1. М., 2006. С. 29-30.

15.Жданова М.М. Вопросы формирования профессионально важных качеств инженера / М.М. Жданова, А. П. Преображенский // Вестник Таджикского технического университета. 2011. Т. 4. № -4. С. 122-124.

16.Павлова М.Ю. Вопросы адаптации выпускников вузов / М. Ю. Павлова // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С.234-237.

17. Преображенский А. П. Проблемы подготовки специалистов в современной высшей школе / А.П.Преображенский, Д.В.Комков, Г.А. Пекшев, М.С.Винюков, Г.И.Петращук // Современные исследования социальных проблем. 2010. № 1. С. 66-67.

18.Гусев М.Е. Проблемы подготовки специалистов в области информатизации образования / М.Е. Гусев, Т.А. Жигалкина, О. В. Хорсева, Е. А. Круглякова, А. П. Преображенский // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2006. № 7. С. 223.

19.Павлова М.Ю. Проблемы адаптации специалистов / Павлова М. Ю., Преображенский А. П. // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 4. С. 70-73.

THE PROBLEMS OF IMPROOVING STUDENTS' LEARNING MOTIVATION

I.Ya. Lvovich, A.P. Preobrazhensky

The paper analyses the main problems related to improving students' learning motivation. The role of student scientific works is shown. The types of extracurricular activities are considered. The main factors associated with motivation are pointed out

Key words: education, motivation, student

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.