4. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки : монография / Н.Г. Озолин. - Москва. : Альянс, 2017. - 480 с.
REFERENCES
1. Baranyuk, V.I. (2017), "Conjugate improvement of special physical abilities and shock-wrestling combinations in army hand-to-hand combat using a training device", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (l49), pp. 24-8.
2. Ilkevich, К.В. and Medvedkov, V.D. (2019), "The effectiveness of using badminton in the training of wrestlers in clothing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (168), pp. 171175.
3. Kondakov, А. (2019), "Technical readiness of judokas of various weight categories", Aspects of the technical training of athletes. Materials of the VI Regional Scientific and Practical Conference, Omsk, pp. 65-69.
4. Ozolin, N.G. (2017), Modern sports training system: monograph, Alliance, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.12.2020
УДК 796.011.3:004
АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: ЦИФРОВОЙ ПОДХОД Нина Евгеньевна Копылова, старший преподаватель, Александр Георгиевич Ростева-нов, старший преподаватель, Татьяна Владимировна Буянова, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва
Аннотация
Нами проведен анализ учебников и учебных пособий по физической культуре для студентов вузов с 2015 по 2020 год, проанализирована их доступность в сети интернет. Исследование показало, что многие пособия просто представлены в электронном виде и не соответствуют современным требованиям электронной книги, в них нет встроенных аудио -и / или видео-приложений, цифровой литературы, анимированных GIF-файлов. При этом 43% учебной литературы представлено только в виде аннотации учебника, что практически делает ее недоступной для целевой студенческой аудитории. Новизна исследования заключается в изучении цифровых составляющих в учебной литературе для студентов. Преподавателям физической культуры (ФК) необходимо разрабатывать электронные пособия, соответствующие новым стандартам высшего образования, стандартам цифровой педагогики, включая, в том числе ссылки на сайты по физической культуре и спорту (ФКиС), цифровые программы по здоровью, мобильные приложения.
Ключевые слова: цифровизация, учебники и пособия по ФК, студенты, доступность информации, новый формат вида и подачи информации по ФК.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p100-103
ANALYSIS OF INFORMATION SUPPORT OF PHYSICAL CULTURE FOR STUDENTS: DIGITAL APPROACH
Nina Evgenievna Kopylova, the senior teacher, Alexander Georgievich Rostevanov, the senior teacher, Tatiana Vladimirovna Buyanova, the senior teacher, Plekhanov Russian University of
Economics, Moscow
Abstract
We have analyzed the textbooks and manuals on physical culture for University students from 2015 to 2020, their availability on the Internet. The study showed that many manuals are simply presented in electronic form and do not meet the modern requirements of the e-book, they do not have built-in audio and / or video applications, digital literature, animated GIF files. At the same time, 43% of educational
literature is presented only in the form of the textbook annotation, which practically makes it inaccessible to the target student audience. The novelty of the research is the study of digital components in the educational literature for students. PE teachers need in developing the electronic manuals that meet the new standards of higher education and digital pedagogy, including links to websites on physical culture and sports, digital health programs, and mobile applications.
Keywords: digitalization, textbooks and manuals on physical culture, students, availability of information, new format for the type and presentation of information on physical culture.
Цифровые технологии в образовании применяются для автоматизации учебного процесса; создания новой модели обучения, соответствующей развитию социума. При этом следует подчеркнуть, что 95% студентов осуществляют поиск информации в интернете, однако недостаточно инструментов для поиска информации, ее оперативности, ускоренного освоения инноваций ФКиС в рамках образовательного процесса в вузе [1, 4, 5, 6]. Пособия решают вопросы формирования цифровых учебно-методических комплексов, цифровой литературы.
Цель исследования: изучить информационное обеспечение дисциплины ФК, выявить ее доступность и актуальность для студенческой аудитории.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Специалисты из Болгарии констатируют, что современные электронные книги должны содержать: 1) анимированные GIF-файлы; 2) встроенные аудио-и / или видеоприложения; 3) динамический генерируемый контент из веб-источников; 4) динамические таблицы с данными из внешних источников; 5) ссылки на внешние источники, мультимедийные приложения; 6) опросы и исследования. Безусловно, эти требования должны касаться и учебных материалов по спорту, активному образу жизни, самостоятельным тренировкам. Для создания «файлоподобной» электронной книги следует использовать: MS Office, Apache Open Office, Libre Office; веб-среда: MS Office 365, Google Documents, Only Office [7]. Вместе с тем в России выявлен недостаток таких электронных учебников, учебников с цифровой литературой (ссылками).
Исследование показало, что по ФК ежегодно выпускается значительное число учебников и учебных пособий (информационный подход) [2], в 2020 году, данные представлены на сентябрь, следует предположить, что их будет не меньше, чем в предыдущие годы (таблица 1).
Таблица 1 - Количество новой литературы по ФК для студентов вузов
2015 2016 2017 2018 2019 2020
22 30 29 20 35 16
Приведем примеры, рассмотренных тематик учебников и учебных пособий: 1) Основы проведения занятий по дисциплине "Физическая культура" для студентов в специальной медицинской группе; 2) ФК и основные силовые виды спорта; 3) ФК: Компетент-ностный подход; 4) ФК. Учебно-методическое пособие к сдаче нормативов ГТО; 5) ФК. Гибкость. Её значение и развитие в спорте и оздоровительной физической культуре; 6) ФК. Атлетизм; 7) ФК и спорт в системе профессиональной подготовки студентов; 8) ФК и методика ее преподавания; 9) ФК и спорт в системе высшего образования; 10) ФК. Основы рационального питания студентов; 11) ФК. Основы спортивной этики; 12) ФК. Лыжная подготовка; 13) ФК. Адаптивная физическая культура в вузе и другие.
Исследование показало, что многие пособия в электронном виде, содержат только аннотацию - 43%.
Далее 57% учебников и пособий представлены в открытом доступе (полный текст пособия), при этом наблюдается отставание от современных требований образования и запросов студентов, так до сих пор встречаются комплексы упражнений, без их визуального представления (фото упражнений, схематичное изображение упражнений), включая 2020 год. При ссылке на полный текст пособия может открываться только часть текста
или оглавление и введение. Цифровая литература (ссылки рекомендуемые источники литературы, сайты, программы ЗОЖ, цифровые сервисы) представлена недостаточно. Следует отметить, что недостаточно информации по видам двигательной активности и тренировок, энергозатрат на них, программ питания, способов самостоятельно проводить оздоровительные тренировки.
ВЫВОДЫ
Ежегодно выпускается значительное число учебников и учебных пособий по ФК, учитывая профиль обучающихся, медицинскую группу здоровья [3] и развиваемые физические качества, вместе с тем необходимо решать проблему отставания информации, отсутствия цифрового списка литературы и рекомендуемых источников, которые студенты могут изучить на смартфоне, также необходимо увеличить практические рекомендации по осуществлению самостоятельных оздоровительных тренировок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрющенко, Л.Б. Разработка дополнительной профессиональной программы обучения тренеров / Л.Б. Андрющенко, Т.Н. Шутова, Т.П. Высоцкая // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 6-9.
2. Аствацатуров Г.О. Информационный подход в обучении: проблемы определения // Ди-дактор. Педагогическая практика. - [сайт]. - URL: http://didaktor.ru/informacionnyj-podxod-v-obuchenii-problema-opredeleniya/ (дата обращения 21.06.2020 г.).
3. Татарова, С.Ю. Морфогенез физического здоровья и социализации студенческой молодежи / С.Ю. Татарова, А.Н. Сафонов, В.Б. Татаров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 417-421.
4. Татарова, С.Ю. Эволюционные процессы развития России в оценках современной студенческой молодежи / С.Ю. Татарова, О.П. Кокоулина, В.Б. Татаров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - № 1. - С. 46.
5. Шутова, Т.Н. Деятельностный и компетентностный подходы в совершенствовании физического воспитания студентов / Т.Н. Шутова, И.Н. Антонова, Н.Е. Копылова, С.И. Бочкарева С.И. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (153). - С. 300-304.
6. Шутова, Т.Н. Информатизация и цифровизация образовательного процесса по физической культуре / Т.Н. Шутова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 3 (181). - С. 501--05.
7. Ilieva, D.N. The digital divide in the educational system in Bulgaria / D.N. Ilieva // Journal of International Scientific Publications. Educational Alternatives. - 2019. - №э. 17. - P. 216-220.
REFERENCES
1. Andryushchenko, L.B., Shutova T.N. and Vysotskaya T.P. (2019), "Development of an additional professional training program for trainers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173), рp. 6-9.
2. Astvatsaturov, G.O. (2020), "Information approach in training: problems of definition", Di-dactor. Pedagogical practice, available at: http://didaktor.ru/informacionnyj-podxod-v-obuchenii-problema-opredeleniya.
3. Tatarova, S.Yu., Safonov, A.N. and Tatarov, V.B. (2019), "Morphogenesis of physical health and socialization of student youth", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (177), pp. 417-421.
4. Tatarova, S.Yu., Kokoulina, O.P. and Tatarov, V.B. (2018), "Evolutionary processes of development of Russia in the assessments of modern student youth", Physical culture: education, education, training, No. 1, pp. 46.
5. Shutova, T.N., Antonova, I.N., Kopylova N.E. and Bochkareva, S.I. (2017), "Activity and competence approaches in improving physical education of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (153), рp. 300-304.
6. Shutova, T.N. (2020), "Informatization and digitalization of the educational process in physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No, 3 (181), рp. 501-505.
7. Ilieva, D.N. (2019), "The digital divide in the educational system in Bulgaria", Journal of International Scientific Publications. Educational Alternatives, No. 17, pp. 216-220.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.12.2020
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ В ХОДЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Анна Алексеевна Коршунова, преподаватель, капитан внутренней службы, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань
Аннотация
Введение - статья посвящена проблеме формирования познавательной активности курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний России в ходе самостоятельной подготовки. Цель исследования - изучить и апробировать педагогические условия, способствующие формированию познавательной активности курсантов в ходе самостоятельной подготовки. Методика и организация исследования - в исследовании приняли участие 100 курсантов Академии Федеральной службы исполнения наказаний Росси (г. Рязань). Для определения уровня познавательной активности использовались следующие методики: методика Т.Д. Дубовицкой, методика А.А. Реана и В.А. Якунина, оценка экспертов из числа профессорско-преподавательского состава, анализ успеваемости. Результаты исследования и их обсуждение - доказана эффективность предложенных педагогических условий, способствующих формированию познавательной активности курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний России в ходе самостоятельной подготовки. Выводы -формированию познавательной активности курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний России в ходе самостоятельной подготовки будут способствовать следующие педагогические условия: изучение курсантами принципов планирования собственного времени; работа учебных групп во время самостоятельной подготовки в формате интерактивной игры; педагогическое индивидуальное сопровождение курсантов в ходе самостоятельной подготовки.
Ключевые слова: курсант, самостоятельная подготовка, познавательная активность, педагогические условия.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p103-106
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA IN THE COURSE OF SELF-TRAINING
Anna Alekseevna Korshunova, the teacher, captain of the internal service, Academy of Law and Management of the Federal Penal Service of Russia, Ryazan
Abstract
Introduction-the article is devoted to the problem of formation of cognitive activity of cadets of higher education institutions of the Federal penitentiary service of Russia in the course of independent training. The purpose of the study is to study and test the pedagogical conditions that contribute to the formation of cognitive activity of cadets in the course of independent training. Methodology and organization of the study - 100 cadets of the Academy of the Federal penitentiary service of Russia (Ryazan) took part in the study. To determine the level of cognitive activity, the following methods were used: T.D. Dubovitskaya, methods of A.A. Rean and V.A. Yakunin, assessment of experts from the faculty, analysis of academic performance. Research results and discussion-the effectiveness of the proposed pedagogical conditions that contribute to the formation of cognitive activity of students of higher education institutions of the Federal penitentiary service of Russia in the course of independent training is proved. Conclusions-