УДК 528.44:528.7
АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО НАПОЛНЕНИЯ ПУБЛИЧНОЙ КАДАСТРОВОЙ КАРТЫ ПО РЕГИОНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Елена Павловна Хлебникова
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент кафедры физической геодезии и дистанционного зондирования, тел. (913)901-94-58, e-mail: [email protected]
Ольга Андреевна Мирошникова
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры управления бизнес-процессами, тел. (961)874-60-38, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются текущие возможности получения достоверной и своевременной информации об объектах недвижимости. Государственное регулирование развития регионов в сфере информационного обеспечения имущественного рынка в настоящее время пребывает в фазе становления и внедрения новых форм интерактивного взаимодействия сторон, что приводит к необходимости модернизации существующих сервисов получения данных об объектах недвижимости.
Исследован один из инструментов взаимодействия государственных органов кадастрового учета и регистрации прав с пользователями - публичная кадастровая карта (справочно-информационный интернет-сервис). Согласно действующим нормативно-правовым актам, на публичной кадастровой карте должны воспроизводиться установленные общедоступные кадастровые сведения.
Проведен анализ текущей ситуации по субъектам РФ, принадлежащим разным федеральным округам России, на примере их административных центров, который показал, что не все сведения, доступные для отображения на публичной кадастровой карте, присутствуют фактически, а также, что информационное наполнение данного государственного Интернет-ресурса неоднородно в разных федеральных округах, не все запланированные сведения ГКН и ЕГРП отображаются в полном объеме и во многом являются неактуальными.
Авторы предложили для повышения степени доверия к потенциально полезному ресурсу у пользователей обеспечить регулярное обновление общедоступных сведений как в атрибутивной и векторной частях, так и в растровых данных, представленных в виде космических снимков и карт. А именно - использовать современные возможности получения данных дистанционного зондирования и многофункциональных специализированных программных продуктов обработки изображений, чтобы значительно ускорить процесс обновления публичной кадастровой карты, оптимизировать возможности получения сведений об объектах недвижимости для повышения информационной обеспеченности участников рынка, что является одним из важнейших факторов для создания благоприятных предпосылок экономического развития региона и основой эффективной реализации мероприятий в сфере управления недвижимым имуществом.
Ключевые слова: регион, кадастр, объекты недвижимости, рынок, автоматизированное дешифрирование, фотограмметрическая обработка, общедоступная информация, кадастровая карта, космические снимки, инвестиционный климат.
ANALYSIS OF THE CONTENT OF THE PUBLIC CADASTRAL MAP ON THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Elena P. Khlebnikova
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Associate Professor, Department of Physical Geodesy and Remote Sensing, tel. (913)901-94-58, e-mail: [email protected]
Olga A. Miroshnikova
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Senior Lecturer, Department of Business Processes Management, tel. (961)-874-60-38, e-mail: [email protected]
The article discusses the current possibilities of obtaining reliable and timely information about the real estate. State regulation of development of regions in the sphere of information support of the property market currently is in a phase of formation and introduction of new forms of interactive communication between the parties, which leads to the need to modernize existing services retrieve data about objects of real estate.
Investigated one of the tools of interaction of state bodies of cadastre and registration of rights with the users - the public cadastral map. In accordance with the applicable regulations on the public cadastral map should be playable set of publicly available cadastral information.
The analysis of the current situation in Russian regions, which showed that not all the information available for display on the public cadastral map, there are actually, and also that the content of this state of the Internet resource is non-uniform in different Federal districts, not all planned information, the OCG and the USRR are displayed in full and are largely not relevant.
The authors proposed to increase the credibility of a potentially useful resource users to provide regular updates of publicly available information. Namely: to use modern opportunities of remote sensing data and multi-specialized software for processing images, to optimize the possibility of obtaining information about objects of real estate to improve the information security market participants, which is one of the most important factors for creating an enabling environment for economic development of the region.
Key words: region, cadastre, real estate, market, automated interpretation, photogrammetric processing, public information, cadastral map, satellite images, investment climate.
Введение
Государственное регулирование развития регионов в сфере информационного обеспечения имущественного рынка в настоящее время пребывает в фазе становления и внедрения новых форм интерактивного взаимодействия сторон, что приводит к необходимости модернизации существующих сервисов получения данных об объектах недвижимости.
Общедоступная информация об объектах недвижимого имущества в Российской Федерации предоставляется в основном из двух источников, таких как государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав, выдаются органом кадастрового учета и регистрации прав по запросам любых лиц [1].
Альтернативным источником аналогичной информации является публичная кадастровая карта (далее - ПКК) - справочно-информационный интернет-сервис, благодаря которому пользователи могут получить общедоступные сведения ГКН и часть сведений ЕГРП об объектах недвижимого имущества в субъектах Российской Федерации [2].
Система государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является, как было отмечено выше, информационной системой открытого типа, непрерывно взаимодействующей с окружающей средой [3].
Государственный кадастр недвижимости состоит из следующих разделов [4]:
- реестр объектов недвижимости - представляет собой систематизированный свод записей об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о таких объектах;
- кадастровые дела - совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости;
- кадастровые карты - составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения [5, 6].
Картографическая основа государственного кадастра недвижимости (далее - картографическая основа кадастра) создается в целях составления и ведения кадастровых карт, а также предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости [7, 8]. Картографической основой кадастра являются:
1) карты (планы), представляющие собой фотопланы местности масштаба 1 : 5 000, соответствующие следующим требованиям:
- созданные на основе мультиспектральных данных дистанционного зондирования Земли с разрешающей способностью 0,5 м (космическая съемка, аэрофотосъемка);
- не содержащие сведений, отнесенных к государственной тайне;
- созданные в картографической проекции, а также в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости;
2) карты (планы), представляющие собой цифровые топографические карты и планы, соответствующие следующим требованиям:
- не содержащие сведений, отнесенных к государственной тайне;
- сформированные в векторной форме;
- созданные в государственной системе координат [9].
Фотопланы, являющиеся картографической основой кадастра, создаются на территорию кадастрового округа, кадастрового района или кадастрового квартала и обновляются не реже одного раза в три года.
Масштаб цифровых топографических карт и планов, являющихся картографической основой кадастра, периодичность их обновления определяются в зависимости от характеристик территории [9]. Орган кадастрового учета ведет в электронной форме кадастровые карты (ПКК), предназначенные для ис-
пользования неограниченным кругом лиц. Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте органа кадастрового учета в сети интернет для просмотра без подачи запросов и взимания платы [5].
Проблемы предоставления установленных общедоступных кадастровых и правовых сведений
Согласно приказу Минэкономразвития России от 19.10.2009 № 416 «Об установлении перечня видов и состава сведений кадастровых карт» [10], на публичной кадастровой карте должны воспроизводиться установленные общедоступные кадастровые сведения. Однако анализ текущей ситуации по субъектам РФ, принадлежащим разным федеральным округам России, проведенный на примере их административных центров (табл. 1), показал, что не все сведения, доступные для отображения на публичной кадастровой карте, выносятся на всеобщее обозрение (табл. 2).
Таблица 1
Список федеральных округов Российской Федерации
Ном. Название округа Административный центр
1 Центральный федеральный округ Москва
2 Южный федеральный округ Ростов-на-Дону
3 Северо-Западный федеральный округ Санкт-Петербург
4 Дальневосточный федеральный округ Хабаровск
5 Сибирский федеральный округ Новосибирск
6 Уральский федеральный округ Екатеринбург
7 Приволжский федеральный округ Нижний Новгород
8 Северо-Кавказский федеральный округ Пятигорск
9 Крымский федеральный округ Симферополь
Таблица 2
Общедоступные сведения, отображаемые на публичной кадастровой карте по административным центрам округов Российской Федерации
Сведения, предусмотренные для отображения на ПКК Фактически на 1 предоставляемые сведения ПКК по округам РФ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 Итого
1) границы единиц кадастрового деления + + + + + + + + + 9
2) государственная граница РФ + + + + + + + + + 9
3) границы между субъектами РФ + + + + + + + + + 9
4) границы муниципальных образований + - + + 3
5) границы населенных пунктов + - + + 3
6) границы зон с особыми условиями использования территорий + + + + - + + + - 7
Окончание табл. 2
Сведения, предусмотренные для отображения на ПКК Фактически предоставляемые сведения на ПКК по округам РФ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 Итого
7) границы земельных участков + + + + + + + + - 8
8) контуры зданий, сооружений + 1
9) контуры объектов незавершенного строительства на земельных участках 0
10) границы территориальных зон + - + + 3
11) номера единиц кадастрового деления + + + + + + + + + 9
12) кадастровые номера земельных участков + + + + + + + + - 8
13) кадастровые номера зданий, сооружений + 1
14) кадастровые номера объектов незавершенного строительства 0
15) сведения о форме собственности на земельные участки + + + + - - + - - 5
16) сведения о форме собственности на здания, сооружения + 1
17) сведения о форме собственности на объекты незавершенного строительства 0
18) сведения о кадастровой стоимости земельных участков + + + + + + + + - 8
19) сведения о кадастровой стоимости зданий, сооружений + 1
20) сведения о кадастровой стоимости объектов незавершенного строительства 0
21) площади земельных участков + + + + + + + + - 8
22) площади зданий + 1
23) основные характеристики сооружений и их значения + 1
24) основные характеристики объектов незавершенного строительства и их проектируемые значения 0
25) разрешенное использование земельных участков + + + + + + + + - 8
26) назначение зданий, сооружений 0
27) проектируемое назначение объектов незавершенного строительства 0
28) сведения о пунктах опорной межевой сети + + + + + + + + + 9
29) информация о том, что земельные участки свободны от прав третьих лиц 0
Итого 21 12 15 15 10 11 12 11 5 112
Данная картина характерна для указанных административных центров, но не отражает ситуацию по округу в целом. Так, например, в Сибирском федеральном округе границы населенных пунктов в Новосибирской области не показаны, в то время как в Алтайском крае и некоторых других регионах округа они присутствуют. Т. е. не всеми органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления выполнены обязанности по обеспечению финансирования и организации работ по координатному описанию границ муниципальных образований с подготовкой карт (планов) объектов землеустройства [11, 12] и последующим предоставлением материалов в Росреестр для внесения в ГКН и отображения на публичной кадастровой карте.
Анализ текущих возможностей государственного интернет-сервиса
«Публичная кадастровая карта»
Анализ фактически предоставляемых сведений по субъектам РФ на публичной кадастровой карте показал, что информационное наполнение данного государственного интернет-сервиса требует доработки. В разных федеральных округах сложилась неоднородная ситуация (рис. 1).
Рис. 1. Наличие отраженных сведений по административным центрам округов Российской Федерации
В общем ситуация отражения сведений для большинства федеральных округов достаточно единообразна и равняется в среднем 11 показателям из 29 возможных, что составляет менее 40 процентов от законодательно предусмотренных для отображения на ПКК.
Несколько большее количество показателей - 15, т. е. более 50 процентов предоставляются пользователям по Северо-Западному и Дальневосточному федеральным округам. Увеличение количества позиций произошло за счет реализации возможности просмотра границ территориальных зон и зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ), границ муниципальных образований и населенных пунктов, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Наиболее заполнена часть ПКК, относящаяся к Центральному федеральному округу (г. Москва) - 21 показатель (более 70 процентов), что объясняется наличием информации по объектам капитального строительства (контуры, площади, основные характеристики, сведения о форме собственности и кадастровой стоимости), которая отсутствует во всех прочих федеральных округах.
Минимальное количество данных показано на территории Крымского федерального округа, что закономерно обусловлено недавним вхождением данной территории в состав Российской Федерации. Однако публичная кадастровая карта находится в постоянном процессе информационного заполнения, и показатели увеличатся с течением времени.
Кроме того, необходимо отметить, что некоторые сведения невозможно получить, используя ПКК, в связи с их полным отсутствием в данном справоч-но-информационном интернет-ресурсе (рис. 2), а именно:
- назначение зданий, сооружений;
- данные по объектам незавершенного строительства (кадастровые номера, контуры, проектируемое назначение, основные характеристики, сведения о форме собственности и кадастровой стоимости);
- информация о том, что земельные участки свободны от прав третьих лиц.
На текущий момент пользователи вынуждены получать данную информацию только по официальным запросам в соответствующих организациях, что приводит к финансовым и временным затратам.
С другой стороны, на публичной кадастровой карте можно увидеть информацию по земельным участкам, не предусмотренную приказом Минэкономразвития России от 19.10.2009 № 416, такую как:
- разрешенное использование по документу (приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» [13] устанавливает только классификатор видов разрешенного использования земельных участков и их коды);
- статус земельного участка (учтенный, ранее учтенный, временный, аннулированный, архивный);
- не установленная категория земель;
- адрес земельного участка;
- кадастровый инженер или наименование организации, которая поставила объект на кадастровый учет;
- дата постановки на учет;
- план земельного участка;
- план кадастрового квартала, на котором расположен участок;
- список обслуживающих подразделений территориального органа Росреест-ра с указанием наименования подразделения, адреса и телефона офиса приема.
Рис. 2. Объем отраженных сведений по административным центрам федеральных округов
Почти всем непрофессиональным пользователям непонятен термин «статус» земельных участков. На основе устоявшейся практики можно раскрыть его значение следующим образом:
1) ранее учтенный - границы такого земельного участка подлежат уточнению (путем проведения кадастровых работ и внесения изменений в ГКН);
2) учтенный - границы земельного участка установлены путем проведения кадастровых работ и внесены в ГКН, право собственности зарегистрировано в ЕГРП;
3) временный - в отношении земельного участка уже проведены кадастровые работы и кадастровый учет, но права на него еще не зарегистрированы в ЕГРП, применяется при образовании земельных участков;
4) аннулированный - снят с государственного кадастрового учета на основании соответствующих документов;
5) архивный - применяется в отношении преобразуемых (объединении, разделении) объектов недвижимости.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 01 декабря 2012 г. № 2236-р о плане мероприятий «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [14] совершенствование ПКК позволит увеличить долю государственных услуг по
государственной регистрации прав и кадастровому учету, оказываемых через информационно-телекоммуникационную сеть интернет, в общем количестве государственных услуг. Данный показатель является одним из необходимых критериев включения России в пятерку лучших стран по государственной регистрации прав, что позволит повысить престиж государства в рамках мирового сообщества.
Для эффективного ведения государственного кадастра недвижимости, в том числе и публичной кадастровой карты, необходимы достоверные данные о пространственном положении недвижимого имущества на территории Российской Федерации [15, 16]. Такую информацию могут обеспечить данные дистанционного зондирования Земли, используемые при создании фотокарт и фотопланов. Их получают с космических и (или) воздушных летательных аппаратов не позднее, чем за три года до создания таких фотокарт и фотопланов [9].
Даже если не акцентировать внимание на том факте, что трактовка части приказа № 375, описывающей сроки актуальности используемых фотоматериалов, является неоднозначной, то информация, предложенная в реально существующем доступе на ПКК не соответствует текущему состоянию объектов недвижимости.
Официальные источники сообщают [17], что поставщиком фотоосновы, ортофотопокрытий и космических снимков, как одного из слоев, для кадастровой карты портала «Публичная кадастровая карта» является компания «Скан-Экс». Однако космические снимки, используемые на сайте, являются устаревшими более чем на три года, установленных нормативно-правовым актом. Например, на них отсутствует визуальная информация даже о начале строительства такого значимого объекта для г. Новосибирска, как Бугринский мост, сданного в эксплуатацию осенью 2014 г.
Предполагалось [18], что к концу 2012 г. на основе детальных космических снимков и мультимасштабных карт компанией «СканЭкс» будет сформирован полный и достоверный источник информации о территории для ведения государственного кадастра недвижимости и нахождения объектов. Но на настоящий момент подробное изучение ресурса выявило множество объектов, уже фактически существующих, но не представленных на космических снимках.
Такое запаздывание предоставляемой информации вызывает удивление специалистов в области обработки данных дистанционного зондирования и закономерное снижение степени доверия к потенциально полезному ресурсу у рядовых пользователей.
В целом информацию, предоставляемую публичной кадастровой картой, можно разделить на три основных направления:
- атрибутивная часть (данные Росреестра о кадастровом делении, характеристиках объектов, формах собственности, кадастровой стоимости и т. п.);
- подложка в виде космических снимков и карт;
- векторное покрытие (контурная часть, включающая в себя любые границы и зоны).
Запаздывание появления на ПКК атрибутивных данных обусловлено тем, что российским законодательством установлен заявительный характер внесения сведений в ГКН и ЕГРП, в связи с этим многие сведения отсутствуют или не соответствуют фактической ситуации по объектам недвижимости, и эту проблему нельзя решить без участия собственников. Но даже по уже учтенным объектам невозможно получить общедоступную справочную информацию, так как орган, ответственный за вынесение сведений на ПКК, не справляется с поставленными задачами.
Кажется очевидным, что подобного плана справочно-информационный портал должен быть актуальным и регулярно обновляемым. Как уже указано выше, космические снимки, представленные на сайте, не отражают реальную ситуацию. Кроме того, карта России не включает в себя территорию Крымского федерального округа, образованного после принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и города федерального значения Севастополь в 2014 г.
Что касается векторных покрытий ПКК, то здесь возникает несколько разноплановых проблем:
- вопросы, связанные с определением границ зон с особыми условиями использования территорий и территориальных зон, отсутствующих в ряде регионов (табл. 2), должны решаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- контуры зданий и сооружений отсутствуют во всех рассмотренных регионах РФ, кроме территории города Москвы, хотя интернет-ресурс начал работать в 2010 г.;
- все сведения об объектах незавершенного строительства, в том числе и контуры, как говорилось ранее, вообще не представлены.
Конечно, выявление и обозначение контуров объектов незавершенного строительства и любых неучтенных объектов (рис. 3) является сложной задачей, но современные технические и программные возможности могут решить эту проблему при наличии аэрокосмических снимков высокого разрешения, полученных с некоторым временным интервалом, и кадастровых карт.
Существующие алгоритмы обработки данных дистанционного зондирования [19-23] могут значительно повысить оперативность выявления изменений «на местах» без привлечения полевых геодезических измерений. Это, например, такие алгоритмы автоматизированного дешифрирования изображений, как:
- определение изменений по разновременным снимкам;
- получение индексных и разностных изображений;
- методы сегментации и кластерного анализа;
- методы с обучением: параметрические и не параметрические методы, использование Байесовского подхода;
- методы, основанные на использовании структурных свойств изображения (Фурье-анализ, вейвлет-анализ и т. д.);
- комплексные методы, объединяющие использование как яркостных, так и структурных признаков изображений объектов;
- дерево решений и нейронные сети;
- другие методы (сюда относятся специализированные методы, настроенные на распознавание определенного типа объектов).
Рис. 3. Пример неучтенного объекта на ПКК
Большинство указанных алгоритмов реализованы во многих специализированных продуктах обработки данных, таких как ERDAS Imagine, ENVI, ER Mapper, Geomatica, IDRISI и т. д.
Совсем другие возможности могут предоставить алгоритмы [24, 25], которые, используя цифровые модели местности (рельефа) или «плотные 3D-модели», в силах отследить динамику изменения состояния строящихся объектов капитального строительства по цепочке «котлован - фундамент - строящееся здание» в каждой фазе процесса. На рис. 4 можно увидеть пример строящегося здания.
Отдельно можно отметить перспективы использования фотограмметрической обработки снимков, направленной на уточнение границ (контуров), что позволит сократить расходы средств федерального и (или) региональных, местных бюджетов при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельных участков в массовом порядке [14], за счет переноса в камеральные условия процесса уточнения контуров объектов со статусом «ранее учтенный», информация по которым не всегда является полностью достоверной. Яркий пример искажения контура объекта проиллюстрирован на рис. 5, на котором представлено здание по результатам старых геодезических измерений (по трем углам).
Рис. 4. Пример строящегося здания на ПКК
Рис. 5. Пример искажения контура объекта на ПКК
При планируемом введении [14] возможности корректировки органом кадастрового учета в установленных законом пределах и случаях границ земельных участков без согласия правообладателей (с установлением порядка уведомления правообладателей земельных участков об указанных изменениях сроков и процедуры административного обжалования таких изменений) в государственный кадастр недвижимости можно будет вносить результаты камеральной обработки снимков в виде сведений о точных границах земельных участков и местоположении зданий и сооружений.
Заключение
Таким образом, проведенный анализ текущих возможностей публичной кадастровой карты показал, что не все запланированные сведения ГКН и ЕГРП отображаются в полном объеме и во многом являются неактуальными. Использование современных возможностей получения данных дистанционного зондирования и многофункциональных специализированных программных продуктов обработки изображений [26, 27] могут значительно ускорить процесс обновления кадастровых карт как в контурной части, так и в атрибутивной.
В целях повышения степени доверия к справочно-информационному интернет-сервису «Публичная кадастровая карта» необходимо [28, 29]:
- оптимизировать формы и способы получения сведений из ГКН о характеристиках объектов недвижимости, о зонах с особыми условиями использования территорий и территориальных зонах, установленных ограничениях прав на объекты недвижимости, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов;
- повысить качество сведений о недвижимом имуществе, содержащихся в публичной кадастровой карте;
- обеспечить возможности просмотра и копирования сведений, предоставленных информационными ресурсами ЕГРП и ГКН, в режиме реального времени (без формирования запроса и получения электронного документа).
Данные действия позволят [30-32]:
- существенно минимизировать бумажную форму получения общедоступной информации путем перевода государственных услуг в сфере недвижимости преимущественно в электронный вид, что приведет к снижению затрат потребителей;
- снизить риски операций на рынке недвижимости для предпринимателей и граждан, а также повысить устойчивость рынка недвижимости в целом, что неизбежно улучшит инвестиционный климат в регионах Российской Федерации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Мирошникова О. А. Совершенствование порядка формирования и предоставления сведений об объектах кадастра недвижимости // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. -2011. - № 3. - С. 32-36.
2. Хлебникова Е. П., Мирошникова О. А. Обзор текущего состояния возможностей использования публичной кадастровой карты // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2015. XI Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 13-25 апреля 2015 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2015. Т.3. - С. 217-222.
3. Клюшниченко В. Н., Киселева О. А. Система характеристик объектов государственного кадастра недвижимости // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск : СГГА, 2014. Т. 2. -С. 79-84.
4. Асаул А. Экономика недвижимости : учебник для вузов. 3-е изд. Стандарт третьего поколения. - СПб. : Питер, 2013. - 416 с.
5. О государственном кадастре недвижимости : федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ. - 30.07.2007. - № 31, ст. 4017.
6. Николаева О. Н. Использование картографических моделей природных ресурсов на различных этапах ведения рационального природопользования // Вестник СГУГиТ. - 2015. -Вып. 3 (31). - С. 79-86.
7. Мурзин А. Д. Недвижимость: основы экономики, оценки и кадастра : краткий курс. -Ростов н/Д. : Феникс, 2013. - 216 с.
8. Васильев И. В., Коробов А. В., Побединский Г. Г. Стратегические направления развития топографо-геодезического и картографического обеспечения Российской Федерации // Вестник СГУГиТ. - 2015. - Вып. 2 (30). - С. 5-23.
9. Об определении требований к картам и планам, являющимся картографической основой государственного кадастра недвижимости : приказ Минэкономразвития РФ от 28.07.2011 № 375 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 04.03.2016).
10. Об установлении перечня видов и состава сведений кадастровых карт : приказ Минэкономразвития России от 19.10.2009 № 416 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.03.2016).
11. Середович В. А., Дорош М. П. Анализ результатов деятельности Росреестра по организации инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации на территории Новосибирской области // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2015. XI Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 13-25 апреля 2015 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2015. Т. 3. - С. 26-33.
12. Зубенко А. К., Касаткин Ю. В. Особенности землеустроительных работ в отношении границ особо охраняемых природных территорий // Вестник СГУГиТ. - 2015. -Вып. 3 (31). - С. 98-105.
13. Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков : приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 [Электронный ресурс]. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.03.2016).
14. О плане мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» : распоряжение Правительства РФ от 01 декабря 2012 г. № 2236-р [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.03.2016).
15. Аврунев Е. И., Метелева М. В. Результат оптимизации построения опорной геодезической сети на территорию города Новосибирска // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. Х Меж-дунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск : СГГА, 2014. Т. 2. - C. 108-111.
16. Аврунев Е. И., Метелева М. В. О совершенствовании системы координатного обеспечения государственного кадастра недвижимости // Вестник СГГА. - 2014. - Вып. 1 (25). -С. 60-66.
17. Портал услуг «Публичная кадастровая карта» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline/ (дата обращения: 10.03.2016).
18. Суконцев О. В., Герасимов В. И. Формирование цифровой картосновы для создания государственного кадастра недвижимости // ИТЦ «СКАНЭКС», 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scanex.ru/ru/publications/pdf/publication174.pdf (дата обращения: 04.03.2016).
19. Spectral-spatial preprocessing using multihypothesis prediction for noise-robust hyperspectral image classification / Chen C., Li W., Tramel E.W. and other // IEEE J. Sel. Top. Appl. Earth Observ. Remote Sensing. - 2014. - № 7. - pp. 1047-1059.
20. Thomas M. Lillesand, Raiph W. Kiefer, Jonathan W. Chipman. Remote Sensing and Image Interpretation. - 2004. - John Wiley & Song, Inc. - 763 p.
21. Advances in spectral-spatial classification of hyperspectral images / Fauvel M., Tarabalka Y., Benediktsson J. and other // Proc. IEEE. - 2013. - №101 (3 SI). - рр. 652-675.
22. Review of multi-temporal remote sensing data change detection algorithms / Gong Jianya, Sui Haigang, Ma Guorui and other // The International Archives of the Photogrammetry, Remote Sensing and Spatial Information Sciences. - Beijing, 2008. - vol. XXXVII. - Part B7. -рр.757-762.
23. Shaoqing Zhang, Xu Lu The comparative study of three methods of remote sensing image change detection // The International Archives of the Photogrammetry, Remote Sensing and Spatial Information Sciences. - Beijing, 2008. - vol. XXXVII. - Part B7. - рр. 1595-1598.
24. Арбузов С. А. Использование цифровых моделей поверхности для выявления изменений на городской территории // ГЕ0-Сибирь-2010. VI Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19-29 апреля 2010 г.). - Новосибирск : СГГА, 2010. Т. 4, ч. 1. -С. 28-30.
25. Труханов А. Э., Афонин Ф. К., Ильин А. С. Исследование возможности применения космических снимков для определения местоположения границ земельных участков // Вестник СГГА. - 2014. - Вып. 3 (27). - С. 96-101.
26. Дешифровочные признаки изображений объектов на многоспектральных космических снимках. Разработка методик автоматизированного дешифрирования аэрокосмических снимков / А. П. Гук, Л. Г. Евстратова, Е. П. Хлебникова и др. // Геодезия и картография. -2013. - № 7. - С. 31-40.
27. Симонов Д. П. Метрический подход к дешифрированию снимков // Геодезия и картография. - 2014. - № 10. - С. 51-56.
28. Ильиных А. Л., Гиниятов И. А. О повышении эффективности муниципального земельного контроля // Вестник СГГА. - 2014. - Вып. 4 (28). - С. 44-51.
29. Карпик А. П., Ветошкин Д. Н., Архипенко О. П. Совершенствование модели ведения государственного кадастра недвижимости в России // Вестник СГГА. - 2013. -Вып. 3 (23). - С. 53-59.
30. Москвин В. Н., Соколова Т. А.. Проблемы и перспективы переоценки кадастровой стоимости земельных участков в судебном порядке // Вестник СГУГиТ. - 2015. -Вып. 1 (29). - С. 82-89.
31. Пархоменко И. В. Совершенствование информационного взаимодействия при формировании налогооблагаемой базы муниципального образования // Вестник СГГА. -2014. - Вып. 3 (27). - С. 137-145.
32. Калюжин В. А., Одинцова Н. В. Опыт внесения в государственный кадастр недвижимости зон с особыми условиями использования территорий // Вестник СГГА. - 2013. -Вып. 3 (23). - С. 82-87.
Получено 22.04.2016
© Е. П. Хлебникова, О. А. Мирошникова, 2016