и финансовые ресурсы для его реализации.
Зная характеристики варианта, информация по которым представлялась акционерным обществом (шахты на которых планируется завершение работ, необходимые затраты по видам работ), практически полностью получаем план-график финансирования и проведения работ по каждой шахте (і) г-ого акционерного
общества.
Предлагаемая система организации работ и математические модели для ее обеспечения позволяют существенно снизить, и даже практически предотвратить негативные последствия от распыления средств при ликвидации шахт, недостаточного внимания к социальным вопросам.
© С.С. Резниченко, К.Ю. Григорьев
А.В. Жура, асп.,
МГГУ
АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УГОЛЬНОГО РЫНКА РОССИИ
Уголь занимает важное место в топливно-энергетическом балансе страны, его доля составляет 12-14%. Общий объем товарной продукции, поставленный на рынок угольными компаниями России в 1997 году составил 230,5 млн. т. угля. Поставки угля на внутренний рынок составили 208 млн т., в страны ближнего зарубежья - 4.5 млн. т., в страны дальнего зарубежья - 17.9 млн. т. Из них - 33,3 млн т. поставлено на нужды коксования, 167,2 млн. т. - на выработку электроэнергии и тепла, коммунально-бытовые нужды, и 6,6 млн т. на собственные нужды. Более подробно доли поставок угля по направлениям использования представлены в таблице.
Уголь добывают около 50 угольных компаний. Соотношение подземного и открытого способов добычи угля постоянно изменяется в сторону увеличения открытого способа. В 1997 году доля подземной добычи угля составила
39%, а добычи угля открытым способом — 61%. Доля коксующихся углей составляет 22% (из
168
них подземным способом - 76,5%, открытым способом - 23,5%), а энергетических углей - 78% (из них подземным способом - 28,1%, открытым способом - 71,9%). Добыча особо ценных марок коксующихся углей ведется в основном подземным способом (89%), а такие марки как Ж, ГЖ и КО добываются исключительно на шахтах.
Укрупнено добыча и потреб-
угледобывающих предприятий на расстоянии от десятков до нескольких тысяч километров. Перевозки угля почти полностью осуществляются железнодорожным транспортом. При этом доля транспортных расходов в цене у потребителя составляет более 50%, а в отдельных случаях до 70%. В связи с этим конкурентоспособность (особенно энергетических) углей существен-
но зависит от величины ж/д тарифов.
Потребителями на российском рынке коксующихся углей являются 13 коксохимических предприятий, а поставщиками 20 угольных компаний. Российский рынок коксующихся углей можно разделить на 4 сегмента:
♦ Северо-западный российский рынок, образуемый Череповецким МК и Калиниградским КГЗ, кото-
ных бассейнов;
♦ Центральный российский рынок, образуемый Новолипецким МК и Московским КГЗ, которые закупали угли Кузнецкого (до 65%), Печорского (до 25%), Донецкого (до 25%) и Карагандинского (до 7%) угольного бассейнов;
♦ Уральский рынок, образуемый
5 потребителями: Губахинским
КГЗ, Челябинским МК, Магнитогорским МК, Нижнетагильским МК и Орско-Халиловским МК. Они закупали угли Кузнецкого и Карагандинского бассейнов;
ГИАБ
Направления использования Доля поставок (в %)
Обеспечение электростанций 43
Нужды коксования 14
Остальные потребители 18
Экспорт 10
Комбытнужды исполкомов 4
Обеспечение населения 4
МПС 3
Собственные нужды 3
ление угля по регионам распреде-
рые закупали угли Печорского,
Экономический район Добыча (в %) Потребление (в %)
Восточно-Сибирский экономический район 30 24
Дальневосточный экономический район 14 14
Западно-Сибирский экономический район 38 24
Северный экономический район 8 8
Северо-Кавказский экономический район 4 3
Уральский экономический район 4 14
Центральный экономический район 1 12
Потребители угля находятся от
Кузнецкого и Силезского уголь-
♦ Западно-Сибирский рынок,
образуемый Кемеровским МК, Западно-Сибирским МК, Кузнецким МК и Алтайским КХЗ, закупающими угли Кузнецкого бассейна.
В коксохимической промышленности используются до 13 марок угля, причем каждая марка выполняет определенную роль в технологическом процессе и может быть заменена только однотипными углями. Исходя из основных технологических свойств коксующихся углей их можно разделить на спекающие угли, коксующие угли, отощающие добавки. Марки одного типа хотя и могут быть заменены друг на друга, однако это может существенно сказаться на качестве шихты и получаемого из него кокса. На сегодняшний день практически все коксохимические предприятия испытывают дефицит особо ценных марок коксующихся углей. Доля марок Ж, ГЖ и КЖ в шихте колеблется в пределах от 30% до 60%. Марки К, КС и КО, обеспечивающие прочностные характеристики кокса, содержатся в шихте в пределах от 20% до 40%. Эти марки пользуются повышенным спросом для получения качественного кокса. Дефицит углей особо ценных марок (с учетом их стоимости) заставляет коксохимические предприятия использовать угли менее ценных марок Г, СС, ОС, Т и ТС (до30%), что отрицательно сказывается на качестве кокса.
Объемы добычи угля будут определяться не только производственными возможностями угольной промышленности, но и величиной спроса на коксующиеся угли металлургической промышленностью, ее потребностью в коксе. Прогноз развития металлургии показывает, что в связи с падением спроса на сталь внутри
страны, в странах Тихоокеанского региона, а также возможным введением барьеров для экспорта в ряд стран, главным образом в США, производство стали будет снижаться и соответственно снизится потребность в коксе, поскольку доля выплавки стали в России без использования кокса составляет не более 12%.
Основными потребителями энергетических углей являются теплоэлектростанции (ГРЭС и ТЭЦ), в балансе потребления первичных энергетических ресурсов которых уголь составляет свыше 26%, районные котельные и индивидуальные потребители коммунально-бытового сектора.
В зависимости от географического положения регионов доля угля в балансе ТЭР различна. Так на дальневосточном регионе уголь занимает доминирующее положение, а в газифицированных регионах европейской части России его доля значительно меньше и составляет около 10-11%. Однако в целом по стране доля угля в течении последних лет существенно не изменяется.
Себестоимость добычи углей в
1997 году составляла по данным "Росинформугля" в среднем по России 124,5 руб/т, в том числе на шахтах - 181,8 руб/т и 88,8 руб/т на разрезах. При этом минамаль-ная себестоимость на разрезах составляет 31,5 руб/т (р. "Бородинский"), а на шахтах - 81 руб/т (ш. им. Вахрушева). На отдельных нерентабельных шахтах Дальнего востока (компании "Сахалин-уголь", Приморскуголь") и Урала ("Кизелуголь") себестоимость добычи составляет 600 руб/т и выше. Как видно, средняя себестоимость добычи на шахтах значительно выше чем на разрезах, а минимальная себестоимость добычи на шахтах сопоставима лишь со средними показателями
разрезов. По итогам 10 месяцев
1998 года себестоимость уменьшилась до 120 руб/т в среднем по России и до 178 руб/т на шахтах, что прежде всего обусловлено закрытием нерентабельных шахт.
Однако большинство углей, добываемых на разрезах, как правило, менее ценных марок и худшего качества, а наращивание мощности разрезов ограничены подготовленными запасами и развитостью инфраструктуры. Поэтому угли, добываемые подземным способом останутся конкурентоспособными на рынке.
Около 22 млн. т. угля ежегодно экспортируется в страны СНГ, Турцию, ЕЭС, Японию. Тенденции на мировом угольном рынке показывают, что потребление угля будет расти на 1-2% в год. Для российских углей перспективен рынок Турции, где происходит активный экономический рост, так как из-за введения новых экологических нормативов местные угли перестают удовлетворять своим качеством потребителей. Но для активной ценовой конкуренции необходимо снижение железнодорожных тарифов для перевозки высококачественных кузнецких углей к черноморским портам. Также есть перспективы для поставок Нерюнгринских коксующихся углей в Японию.
Дальнейшее повышение конкурентоспособности российского угля, как на внутреннем, так и на внешнем рынке ТЭР возможно за счет снижения себестоимости добычи, связанного непосредственно с повышением эффективности производства, так как резервы ее снижения за счет закрытия нерентабельных шахт исчерпываются, а также за счет ведения разумной тарифной политики на железных дорогах
© А.В. Жура
4 Л 1999
169
Файл: РЕЗН_ЛИ
Каталог: 0:\С диска по работе в универе\ОІЛБ_99\ОІЛБ4_99\Все
Шаблон:
С :\и sers\Таня\ЛppData\Roaming\Microsoft\Шаблоны\Nor
таї.^іт
Заголовок: КОМПЛЕКСНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВА-
НИЕ Содержание:
Автор: Гитис Л.Х.
Ключевые слова:
Заметки:
Дата создания: 02.06.1999 17:44:00
Число сохранений: 11 Дата сохранения: 16.06.1999 18:35:00
Сохранил: Гитис Л.Х.
Полное время правки: 86 мин.
Дата печати: 14.12.2008 20:31:00
При последней печати страниц: 7
слов: 4 414 (прибл.)
знаков: 25 161 (прибл.)