УДК: 338.001.36
Жакиева Ш. И.
магистрант 2 курса специальности «Экономика» Евразийский Национальный Университет имени Л.Н. Гумилева
г. Астана, Республика Казахстан
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РК В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО
В работе рассмотрен международный опыт стран ЕС по обеспечению и определению экономической безопасности государства. Проанализированы индикаторы экономической безопасности Республики Казахстан с целью выявления угроз экономической безопасности. Произведены анализ и оценка угроз экономической безопасности Республики Казахстан в условиях интеграции в мировое хозяйство.
Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы экономической безопасности, индикаторы экономической безопасности, промышленность, внешний долг, НИОКР.
На сегодняшний день в период замедления роста мировой экономики и в условиях международной экономической интеграции перед каждым правительством стоит вопрос обеспечения экономической безопасности своей страны. Так как главным условием развития страны как независимого суверенного государства является обеспечение ее национальной и экономической безопасности.
Не смотря на актуальность вопроса и посвященности множества научных трудов на сегодня нет единого определения экономической безопасности. Отсутствие единого термина вызвано тем, что экономическая безопасность определяется каждой страной в зависимости от принятой экономической политики, занимаемого уровня в мировой экономике и иных факторов, влияющих на положение страны в мировом сообществе.
В условиях глобализации мировой экономики и международного разделения труда независимость национальной экономики по отдельным направлениям хозяйственной деятельности является весьма условным, а для некоторых стран — невозможным. В связи с чем использование в качестве основы для определения экономической безопасности термина «независимость» вызывает некоторые сомнения.
Авторское видение термина экономическая безопасность — это проводимая государством стабильная, не подвергаемая мгновенному влиянию непредвиденных внешних и внутренних влияний, но в тоже время гибкая экономическая политика.
Рассматривая вопрос обеспечения экономической безопасности Казахстана в условиях интеграции в мировое сообщество, имеет место рассмотреть опыт обеспечения экономической безопасности Европейского союза.
В Европейском Союзе термин «экономическая безопасность» относится к позиции объединения в мировую экономическую систему. ЕС диктует важность европейской интеграции с целью достижения высокого уровня конкурентоспособности в условиях глобализации. Отдельно каждая страна-член Евросоюза обладает гораздо меньшим количеством экономических ресурсов, чем другие развитые и даже развивающиеся страны. Эффект синергии, достигаемый через взаимообмен ресурсами определяет способность Европейского союза обеспечивать высокий уровень экономической безопасности и конкурентоспособности. Конечная цель обеспечения экономической безопасности в ЕС — формирование полностью интегрированной Европы с одинаковым уровнем жизни во всех странах-участницах [1, с. 2].
Не смотря на концепцию экономической безопасности Европейского Союза, направленную на укрепление экономик союзных стран посредством интеграции и активную политику соседства ЕС со странами Восточной Европы, Южного Кавказа, Центральной Азии
и Средиземноморского региона, предлагается рассмотреть в отдельности некоторые страны в обеспечении экономической безопасности в контексте национальных доктрин, программ и концепций.
Так, в Федеративной Республике Германии отдельного закона, посвященного концепции экономической безопасности не существует. Государственная программа экономической безопасности реализуется преимущественно через законы, регламентирующие наиболее важные сферы рыночной деятельности и наделяющие государство существенными контрольными функциями. Так, основные интересы страны в сфере национальной безопасности, в том числе и ее экономической составляющей, представлены в форме официальной директивы министерства обороны [2].
Германия видит обеспечение своей экономической безопасности в результате экономического и социального развития, демократизации в Европе и во всем мире, защите от экономического шантажа, обеспечении свободы торговли и доступа к сырьевым ресурсам и рынкам в рамках справедливой мировой экономической системы. Во внутриэкономическом плане преследуется цель гарантировать здоровое хозяйственное развитие страны, материальное и социальное благополучие населения. Во внешнеэкономическом плане главный акцент, ввиду экспортной ориентированности экономики, делается на стабильность и совершенствование рынков сбыта.
Во Франции основным государственным документом, в котором затрагиваются отдельные положения обеспечения экономической безопасности, является Закон «О национальной безопасности» 1964 года. Понятие национальной экономической безопасности во Франции обеспечивается созданием благоприятных внутренних и внешних условий для повышения национального благосостояния и укрепления экономического потенциала страны. В связи с чем экономическая политика Франции направлена на снижение уязвимости хозяйственной системы и сохранением экономической независимости, посредством недопущения и сведения к минимуму рисков, связанных с зависимостью от внешнего мира.
Характеризуя меры, направленные на обеспечение экономической безопасности Европейского Союза в вышеописанных странах, являющихся локомотивами экономики ЕС, можно сказать, что национальные программы и концепции сосредоточены на повышении эффективности экономики и одновременно поддерживают существующий уровень личной экономической безопасности своих граждан не смотря на направленность поддержания экономической безопасности всего Европейского Союза. То есть, экономическая безопасность всего ЕС достигается путем достижения экономической безопасности каждой страной в отдельности, посредством своих национальных программ.
Рассматривая вопрос обеспечения экономической безопасности Казахстана можно выделить отсутствие в национальном законодательстве страны правового понятия "угроза экономической безопасности".
Единственный закон, в котором прописано об экономической безопасности является Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 года № 527-ГУ «О национальной безопасности Республики Казахстан» [3].
Согласно Закону Республики Казахстан «О национальной безопасности в Республике Казахстан», под угрозой экономической безопасности государства следует понимать потенциальную возможность «такого развития ситуации, при которой под воздействием внутренних и внешних факторов возникает опасность развала ключевых звеньев экономики, системы ее управления, ущерба национальному богатству, технологического отставания, подрыва финансово-кредитной и валютной систем, научного и социального регресса, дезинтеграции общества, невозможности обеспечения конституционных, социальных гарантий личности».
В условиях отсутствия общепринятой методики оценки экономической безопасности для определения уровня экономической безопасности в данной статье используются метод сравнения и оценки основных макроэкономических показателей с пороговыми значениями,
таблица 1.
На основе данных представленных в таблице 1 [4], в понимании автора экономическая безопасность складывается из 18 факторов, сгруппированные в 4 группы, такие как: социальные факторы, финансово-экономические факторы, внешнеэкономические факторы и индустриально-инновационные факторы.
Таблица 1 — Индикаторы экономической безопасности Казахстана
Показатели Пороговые значения Факт 2014 г. Отклонение от порогового значения (+/-)
Социальные факторы
1. Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, в % 7% 2,80% 4,20%
2. Продолжительность жизни населения, лет 70 70,24 0,24
3. Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных групп и 10% самых низкодоходных групп 8 5,91 2,09
4. Уровень безработицы по методологии МОТ, в % 8% 5% 3%
5. Индекс Джини 0,17 0,28 - 0,11
6. Объем ВВП на душу населения от среднемирового (в скобках), в долл. США 100% 11500 (10472 1 028
Финансово-экономические факторы
7. Уровень инфляции за год, в % 20% 7,40% 12,6%
8. Дефицит бюджета в % к ВВП 5% 1,30% 3,7%
9. Денежная масса в % от ВВП 50% 30,50% 19,5%
Внешнеэкономические факторы
Ю.Объемы иностранных инвестиций в % к ВВП 25% 24% 1,0%
11. Объем внешнего долга в % к ВВП 25% 58% -33,0%
12. Импорт товаров и услуг в % от ВВП Не более 35% 18% 17,0%
13. Экспорт товаров и услуг в % от ВВП Не менее 35% 35% 0,0%
Индустриально-инновационные факторы
14. Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности, в % 70% 32,90% -37,10%
15. Доля в промышленном производстве машиностроения, в % 20% 4,90% -16,10%
16. Расходы на научные исследования в % к ВВП 2% 0,17% -1,83%
17. Средний возраст научного работника, лет 48 58 -10
18. Возраст научного оборудования, лет 11 14 -3
Примечание: составлено автором.
Обеспечение экономической безопасности за анализируемый период достигает уровня в 61,1%, 11-ю факторами из 18 такими как: доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума; продолжительность жизни населения; разрыв между доходами 10% самых высокодоходных групп и 10% самых низкодоходных групп; уровень безработицы по методологии МОТ; объем валового внутреннего продукта на душу населения от среднемирового; уровень инфляции за год; дефицит бюджета в % к ВВП; денежная масса в % от ВВП; объемы иностранных инвестиций в % к ВВП; импорт товаров и услуг в % от ВВП;
экспорт товаров и услуг в % от ВВП.
По данным представленным в таблице 1, большую угрозу национальной безопасности представляют показатели, сгруппированные в индустриально-инновационные факторы (5 показателей): 1) высокая степень отклонения фактического распределения денежных доходов от равномерного, иными словами большой разрыв между доходами населения; 2) высокий объем внешнего долга; 3) падение показателей промышленности (обрабатывающей, машиностроение); 4) низкое финансирование НИОКР; 5) старение научных кадров и слабый приток молодежи в науку.
Вышеизложенное говорит о результатах реализованной политики индустриально — инновационного развития в Казахстане которая не принесла значимых эффектов: доля обрабатывающей промышленности неуклонно сокращается, часто поддерживаются неконкурентоспособные проекты, не обеспеченные сырьевой базой, не имеющие рынков сбыта. Потраченные государственные средства и усилия не дают ощутимого результата («эффект решета»).
Экономика Казахстана до анализируемого периода росла быстрыми темпами. Этому способствовали рост цен на нефть, фискальные и налоговые стимулы и рост потребительского кредитования, которое поддерживало спрос населения. Но нефтяные котировки упали, соответственно замедлился рост доходов населения, Национальный банк ограничил потребительское кредитование, и в результате условия на рынке ликвидности ухудшились. Совокупный спрос стал сжиматься.
В результате рост ВВП Казахстана стал замедляться (2014 г. — рост ВВП 4,3%), причем замедление было во всех отраслях экономики, но больше всего падение показала промышленность, что отрицательно влияет на экономическую, а именно на индустриально-инновационный фактор обеспечения экономической безопасности.
Снижение доходов от промышленного сектора вызвано сокращением нефтяного производства и ослаблением внешнего спроса со стороны Китая и России на металлы и металлургическую продукцию Казахстана. Вслед за промышленным производством по цепной реакции замедлился и рост услуг с 6,8% в 2013 году до 6% в 2014 году.
В таблице 2 [4] представлены доходы от промышленного производства. С 2012 по 2014 год растет доход от промышленного производства, в том числе обрабатывающая промышленность и машиностроение, однако наглядно видно, как снижаются темпы роста анализируемых показателей.
Таблица 2 — Динамика промышленного производства, за 2012-2014 гг., тыс. тенге
Наименование 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Промышленность 16 851 774 700 17 833 994 143 18 531 774 156
Темп прироста 6% 4%
Обрабатывающая пром-ть 5 446 749 104 5 852 591 643 6 092 193 806
Темп прироста 7% 4%
Машиностроение 687 234 992 859 201 023 905 090 352
Темп прироста 25% 5%
Примечание: составлено автором
В результате не достижения желаемых результатов от индустриально-инновационной политики, предлагается осуществить реализацию новой промышленной политики. С реализацией новых программ индустриализации и диверсификации экономики РК особый интерес для нашей страны может представлять политика импортозамещения России. Но она пока сопряжена с рядом внутренних осложняющих факторов: нехваткой инвестиций в условиях ограничений на внешнее фондирование, долгосрочной нехваткой рабочих рук (демографическая «яма»).
Новые реалии дают шанс Казахстану использовать интеграционный потенциал ЕАЭС, и придать новый импульс казахстанской промышленной политике с учетом спроса российского рынка на замещаемую технологичную продукцию.
Более стабильный и либеральный бизнес-климат в Казахстане создает новый формат инвестиционных контрактов с инвесторами с мерами государственной поддержки:
- освобождение от уплаты КПН.
- принцип «стабильности» законодательства в налоговой и экологической сферах, а также прогнозируемый долгосрочный тариф по основным СЕМ.
- реализация принципа «одного окна» для инвесторов, введение института инвестиционного омбудсмена и др.
Привлечение квалифицированных технических кадров из России, возможно и из Украины, даст импульс к повышению конкуренции на рынке труда, росту квалификации отечественных кадров, появлению новых технических специальностей, повышению научно — технологического уровня страны и развитию обрабатывающей промышленности Казахстана на новом уровне.
Реализация новой промышленной политики потребует проведения технологического аудита и оценки потенциальных возможностей создания в Казахстане казахстанских или совместных казахстанско-российских предприятий по производству замещаемых видов технологичной продукции или размещения промышленных заказов на имеющихся казахстанских предприятиях машиностроения и металлообработки.
Динамика внешнего долга за последние 10 лет свидетельствует о том, что внешний долг ежегодно растет. Логарифмическая линия тренда, с аппроксимацией равной 0,98, прогнозирует увеличение внешнего долга в 2016-2017 годах, он будет превышать 160 млрд. дол. США. Как видно на диаграмме 1 [4] более половины внешнего долга страны приходится на межфирменную задолженность.
Среди стран, перед которыми у Казахстана уровень внешнего долга значителен можно выделить Нидерланды, Великобритания, Китай, США, Франция, Япония и международные организации.
В международном рейтинге страны с наибольшим внешним долгом — это США, ЕС, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Нидерланды, Италия, Люксембург, Испания. Казахстан на данный момент не входит даже в 20 стран, однако внешний долг страны быстро увеличивается.
Межфирменная задолженность
Рисунок 1 — Динамика внешнего долга Казахстана с 2005-2014 гг.
Примечание: составлено автором
В первые 50 стран по наибольшему внешнему долгу из постсоветского пространства входят такие страны как Россия, Украина, Казахстан.
Анализ динамики роста внешнего долга, с прогнозами на дальнейшее увеличение, а также уровень на общемировом рейтинге, доказывает, что высокий уровень внешнеэкономического долга, является одним из угроз экономической безопасности.
В 2014 году в Казахстане НИОКР финансируется в размере 0,17% от ВВП страны. В то время как Международным академическим советом развивающимся странам рекомендуется расходовать порядка 1-1,5 % от ВВП. Так, с 2007 по 2014 годы объем финансирования научных исследований увеличился с 13,7 млрд. тенге до 66,3 млрд. тенге, направленных на открытие новых НИИ по различным направлениям. [5, с. 43-47].
Кроме вышеописанных угроз экономической безопасности Казахстана в условиях интеграции в мировую экономическую систему, можно отметить следующие угрозы: сырьевую направленность экономики, в которой в большом объеме присутствует иностранный капитал в особенности в нефтегазовых секторах; неконкурентоспособность отечественных производителей вследствие повышения стоимости импортных ресурсов; кроме того обесценение курса национальной валюты привело к падению импорта, что положительно отразилось на счете текущих операций и позволило увеличить объемы чистых иностранных активов. Однако в среднесрочной перспективе данный фактор является скорее отрицательно влияющим фактором на экономическую безопасность; снижение стоимости экспортоориентированного сырья и товаров на мировых товарных рынках.
Для дальнейшего повышения обеспечения экономической безопасности Казахстана в рамках интеграции в мировое экономическое сообщество необходимо:
- переход к новой модели роста экономики;
- поддержать отечественных производителей АПК для обеспечения порогов безопасности;
- поддержать финансовую систему страны;
- уменьшить объем внешнего долга;
- поддержать отечественную промышленность в таких секторах как обрабатывающая промышленность и машиностроение;
- дать импульс к повышению конкуренции на рынке труда, росту квалификации отечественных кадров;
- сгладить степень отклонения фактического распределения денежных доходов от равномерного, иными словами большой разрыв между доходами населения;
- увеличить расходы на НИОКР.
Таким образом, экономическая безопасность Казахстана на нынешнем этапе вступления в мировое экономическое сообщество является одним из важнейших приоритетов национальной безопасности.
В данной статье автором было сформировано понятие экономической безопасности, рассмотрен мировой опыт обеспечения экономической безопасности, проанализировано текущее состояние, а также внешние и внутренние угрозы экономической безопасности и предложены предложения прикладного характера по повышению обеспечения экономической безопасности Республики Казахстан.
Литература
1. Ocepek A. Economic Security and the European Dream [Электроный ресурс] / Antony Louis Ocepek. — Marquette University: http://www.anselm.edu/Documents/NHIOP/Global%20Topics/2010/Ocepekpaper.pdf. с. 41.
2. White Paper on German Security Policy and the Future of the Bundeswehr [Электронный ресурс] / Официальный сайт Федерального Министерства Обороны Германии: http://www.bmvg.de.
3. Закон «О национальной безопасности Республики Казахстан» с изменениями и дополнениями от 04.12.2015 г. ет.1, пункт 3 — http://online.zakon.kz/.
4. Официальный сайт Комитета статистики МНЭ РК / [Электронный ресурс] http://stat.gov.kz/
5. Рамазанов А.А., Барлубаев А.А. Теневые экономические отношения и собственность в сфере национальной безопасности // ANALYTIC — Аналитическое обозрение. — 2004. — № 2. — С. 43-47.