Наиболее точно динамику теневой экономической деятельности отражает индикатор, характеризующий ущерб, наносимый теневой экономикой. Этот же показатель используется и для оценки негативного влияния теневой экономики на социально-экономическую ситуацию.
Оценка ущерба производится комплексно по составляющим, что позволяет на основе полученных данных разработать эффективные способы противодействия теневой экономике и обработать весь массив разрозненной информации, характеризующей теневую экономику. Необходимо учитывать следующие составляющие ущерба: производственная и торговая (ущерб, наносимый хозяйствующим субъектам в результате теневой активности на других предприятиях); инвестиционная (недополученный в результате воздействия теневой экономики объем инвестиций); финансовая (потери хозяйствующих субъектов и экономики в результате деятельности теневой экономики на финансовых рынках); бюджетная (налоговые доходы, недополучаемые бюджетами всех уровней в результате теневой экономической деятельности); социальная (негативное влияние на доходы населения и ущерб, наносимый в результате уменьшения расходов бюджетов всех уровней на социальные цели); экологическая (ущерб, наносимый экологии в результате теневой экономической деятельности); трансакционная (ущерб, наносимый теневой экономикой посредством роста трансакционных издержек хозяйствующих субъектов).
Проблемой нейтрализации негативного воздействия теневой экономики в настоящее время занимаются различные ведомства, что обусловливает определенную разнородность информации. В разработанной методике сделана попытка преодолеть узковедомственный подход и максимально упорядочить информацию, характеризующую деятельность теневой экономики.
В качестве выводов следует отметить, что снижению теневой активности способствует рост экономики и жизненного уровня населения, что указывает на приоритет экономических мер по противодействию теневой экономике.
Основными причинами роста теневой экономики являются: рост совокупной налоговой нагрузки; снижение уровня «общественных услуг», оказываемых государством; снижение уровня прибыли, остающейся в распоряжении предприятий; сложность и противоречивость законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность.
Структура ущерба, наносимого теневой экономикой, в значительной степени определяется структурой экономики. Территории с похожей отраслевой структурой имеют схожую структуру ущерба, что еще раз показывает важность учета региональной специфики при противодействии теневой экономике.
Наиболее существенный ущерб наносится теневой экономикой в результате недополучения доходов бюджетами всех уровней.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Мирошников В.М., аспирант Московской академии экономики и права
В данной статье рассматриваются вопросы международных аспектов обеспечения экономической безопасности для развития отношений промышленно развитых и развивающихся стран. Проводится анализ экономических, социальных и политических показателей, влияющих на экономическую безопасность Республики Казахстан.
Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, внутренние и внешние угрозы безопасности страны.
FOREIGN EXPERIENCE IN ECONOMIC SECURITY AS THE BASIS OF NATIONAL SECURITY IN A GLOBALIZED WORLD
Miroshnikov V., the post-graduate student of the Moscow Academy of Economics and Law
This article deals with the international aspects of economic security for the relationship between developed and developing countries. Analysis of economic, social and political indicators that affect the economic security of the Republic of Kazakhstan.
Keywords: national security, economic security, internal and external threats to national security.
Экономическая безопасность является неотъемлемой частью национальной безопасности. Ни у кого не вызывает сомнения понятие «национальная безопасность». Оно характерно для II половины XX века в условиях постиндустриального развития общества, и прочно вошло в жизнь современного общества и государства во многих странах мира, стало неотъемлемой частью их внутренней и внешней политики.
В национальной безопасности можно выделить три уровня безопасности: личности, общества и государства. Их место и роль динамичны и определяются характером общественных отношений, экономическо-политическим устройством, степенью внутренних и внешних угроз.
Уровни безопасности могут быть определены следующим образом:
1. Безопасность государства. Безопасность государства достигается наличием эффективного механизма управления и координации деятельности политических и производственных сил и общественных групп, а также действенных институтов из защиты;
2. Безопасность общества. Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых форм общественного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех групп населения и противостоять действиям, ведущим к расколу общества (в том числе и со стороны государства).
3. Безопасность личности. Безопасность личности состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, обще-
ственных институтов и организации, которые позволили бы ей развивать и реализовывать социально значимые способности и потребности, не испытывая противодействия государства и общества.
Рассмотрим компоненты «национальной безопасности государства», которая состоит из трех крупных частей (таблица 1).
Международные аспекты обеспечения экономической безопасности имеют особое значение для развития отношений промышленно развитых и развивающихся стран.
Общеизвестно, что экономическая безопасность Республики Казахстан сегодня выдвинулась в число проблем, привлекающих пристальное внимание политических государственных деятелей, правоведов, экономистов и т.д. Обеспечение экономической безопасности республики в условиях глобализации мировой экономики - это гарантия независимости страны, важнейший компонент обеспечения национальной безопасности Казахстана.
Например, в законе Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан», экономическая безопасность понимается как «...состояние защищенности национальной экономики Республики Казахстан от внутренних и внешних условий, процессов и факторов, ставящих под угрозу ее устойчивое развитие и экономическую независимость».
С обретением суверенитета, вступлением в ООН и целый ряд международных организаций Казахстан столкнулся с новыми для него проблемами собственной внешней политики, обороны и национальной безопасности, с проблемами самостоятельного вхож-
Компоненты показателя «национальной безопасности» государств
Показатели Япония США Англия ФРГ Франция
I. Способность вносить вклад в международное сообщество
1 Базовый потенциал 51 100 14 31 14
1.1 Экономическая сила 50 100 17 34 17
1.2 Финансовая мощь 57 100 11 37 11
2 Возможности реализации базового потенциала в мировом масштабе 77 98 95 94 100
2.1 Валютно-финансовые ресурсы 72 81 100 79 89
2.2 Консенсус о вопросах международной политики 54 52 66 96 100
2.3 Способность эффективно действовать на международной арене 63 100 67 67 67
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА 61 100 43 54 45
II. Способность к выживанию
1 Географические условия 24 100 23 7 16
2 Численность населения 51 100 23 26 23
3 Природные условия 8 100 64 34 36
4 Экономическая сила 62 100 32 58 29
5 Оборонительные силы 7 100 10 10 11
6 Национальная мораль 100 98 88 89 83
7 Дипломатия и сотрудничество в области обороны 100 88 95 85 95
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА 56 100 52 49 47
III. Воїможности силового давления
1 Военная сила 0 100 33 10 57
2 Стратегические материалы и технология 50 100 11 17 16
3 Экономическая власть 43 100 39 36 32
4. Дипломатические возможности 23 100 58 50 51
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА 24 100 35 24 42
Индекс «комплексная национальная безопасность» 47 100 43 42 45
дения в мировую экономику и мировое сообщество. Оказавшись на международной арене, Казахстан окунулся в качественно иную среду, в которой его внешнеэкономический и внешнеполитический курс, как и у любого другого государства, развивается по собственной логике, диктуемой национально-государственными интересами. При этом внешняя политика Казахстана призвана нести в себе и общечеловеческий заряд, что в будущем обеспечит его народам достойное место в мировом сообществе.
Прошедшие годы независимости показали, что рыночная экономика сама по себе не обеспечивает полноценную экономическую безопасность. В этом смысле необходимо вмешательство государства в отношении хаотичного и стадного поведения других действующих субъектов рынка.
Специфика геополитического положения и этнодемографичес-кого состава, уровень развития экономики и военного строительства Казахстана делают доминирующим в обеспечении его безо-
пасности не военные, а политические средства с опорой, прежде всего на собственные силы и разумную, взвешенную дипломатию, особенно на нынешнем, драматичном отрезке становления государственности.
Отсутствие прямого выхода к открытому морю, удаленность от коммуникативных средств затрудняют участие Казахстана в международных экономических связях. Поэтому исключительное значение имеет поддержание взаимовыгодных и дружественных отношений на принципах полного доверия с сопредельными государствами, прежде всего с Россией и Китаем.
При определении понятия «экономическая безопасность» преобладало мнение, что его содержание отражает такое состояние хозяйства страны, которое обеспечивает способность противостоять неблагоприятным внешнеэкономическим воздействиям.
Рассмотрим критерии, показатели (индикаторы) и пороговые значения экономической безопасности. Исторический опыт свидетельствует, что проблемам обеспечения безопасности как общества в целом, так и его граждан, должно уделять особое внимание каждое государство на любом этапе своего развития. После приобретения независимости Казахстаном, появлением новых и обострением существующих внутренних и внешних угроз особое значение приобретает проблема экономической безопасности.
Стратегия обеспечения экономической безопасности Казахстана строится на основе официально принятых в стране нормативных правовых актов, основными из которых являются: Конституция Республики Казахстан, закон Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан», долгосрочная стратегия развития Казахстана «Казахстан 2030».
Экономическая безопасность - это материальная основа национальной безопасности. Она выступает гарантией устойчивого, стабильного развития страны, ее независимости. В настоящее время в Казахстане только начинаются попытки сформировать концептуальные видения проблемы экономической безопасности.
Отметим, что сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей.
Критерий экономической безопасности - это оценка состояния национальной экономики с позиций важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности.
Критериальная оценка экономической безопасности включает в себя оценки:
• ресурсного потенциала и возможностей его развития;
• уровня эффективности использования ресурсов;
• конкурентоспособности экономики и экономических субъектов;
• целостности территорий и экономического пространства;
• государственного суверенитета и независимости;
• криминализацию экономики.
Как мы уже отметили, в структуре экономической безопасности существует система показателей-индикаторов. Показатели (индикаторы) экономической безопасности - количественные и качественные характеристики состояния национальной экономики, определяющие степень ее защищенности от внутренних и внешних угроз, позволяющие заблаговременно сигнализировать о нарастании угроз и грозящей опасности после превышения их предельных и пороговых значений.
В системе показателей-индикаторов экономической безопасности необходимо выделять:
• уровень и качество жизни;
• темп инфляции;
• норму безработицы;
• государственный долг;
• дефицит госбюджета;
• экономический рост;
• уровень прямых и чистых иностранных инвестиций;
• криминализация экономики;
• объем золотовалютного резерва.
Национальные интересы Республики Казахстан - совокупность политических, экономических, социальных и других потребностей Республики Казахстан, от реализации которых зависит способность государства обеспечивать защиту конституционных прав человека и гражданина, ценностей казахстанского общества, основополагающих государственных институтов. Проще говоря, понятие «угроза экономической безопасности» становится поглощенным поня-
тием «угрозы национальной безопасности», что влечет за собой определенную правовую коллизию. Создается впечатление, что указанный нормативный акт был подготовлен отечественными политологами и социологами без участия опытных юристов и экономистов. Поэтому, по нашему мнению, юридическая «проволочка» по определению «угроза экономической безопасности» нуждается в определенной корректировке1.
Так, к внутренним угрозам экономической безопасности Республики Казахстан, непосредственно относятся:
1. Массовая перекачка (экспорт) топливно-сырьевых (невосполнимых) ресурсов за пределы Казахстана. При систематическом снижении объемов нефти и других сырьевых ресурсов этот фактор превращается в реальную экономическую угрозу. Сохраняющийся разрыв между внутренней и мировой ценой на нефть (даже после ее многократного повышения) резко активизировал противозаконную деятельность государственных и негосударственных структур по перекачке этих валютно-обеспечивающих ресурсов в страны ближнего и дальнего зарубежья.
2. Отсутствие эффективного контроля за валютными операциями и утечка капитала из Казахстана. Одним из наиболее серьезных факторов, подрывающих экономику, финансовую систему Казахстана, стало отсутствие эффективного контроля за валютными операциями и «бегства капиталов» из Казахстана.
3. Неудачные или несвоевременные (как запоздалые, так и поспешные) меры по реформированию Казахстанской экономики в рыночном направлении. Действие данного фактора стало следствием, прежде всего, отсутствия целостной непротиворечивой концепции перехода к рынку. Как результат - кризисное состояние отраслей обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, вызванное старением основных производственных фондов, сокращением капиталовложений и другими причинами.
4. Криминализация экономики. Новые экономические отношения порождают в Казахстане новые виды преступных проявлений. Процесс формирования рыночной экономики и становление рыночных отношений в стране вызывают необходимость кардинального совершенствования действующего законодательства. Грубые нарушения законодательства были допущены должностными лицами в сфере разгосударствления и приватизации.
5. Отсутствие «Безопасной» системы лоббирования законодательных и исполнительных органов страны, а также должностных лиц высшего эшелона государственной власти.
Наличие противоречия между национальными интересами и проводимой правительством политикой может свидетельствовать
о возникновении и развитии фактора экономической безопасности.
Что же касается внешних угроз экономической безопасности Казахстана, то их особенность можно сформулировать следующим образом.
Ограждение общества от внешних экономических угроз - предмет заботы любого государства. В условиях экономических трудностей необходимо осознать, что экономические державы мира попытаются решить свои трудности за счет Казахстана, основы чего закладываются уже сегодня и просматриваются в таких направлениях, как превращение Казахстана:
в сырьевую базу развитых стран мира,
в рынок сбыта своих товаров,
в рынок дешевой рабочей силы.
В результате ряда ошибок в стратегии и тактике экономической реформы эта угроза уже превращалась в реальность. Однако, в связи с обеспечением экономического роста в 2005-2011 гг., эта угроза сводится к минимуму. Социально-экономическая обстановка в Казахстане, равно как и изменившийся характер ее внешнеэкономических отношений и возникших в рамках этих отношений противоречий, формируют качественно иные внешние угрозы экономической безопасности Казахстана, основными из которых является следующее.
Ослабление конкурентоспособности национальной экономики.
Конкурентоспособность экономики - интегральный показатель ее зрелости и эффективности, один из механизмов обеспечения благосостояния, занятости населения и экономической безопасности страны. В настоящее время потенциальные угрозы национальной безопасности Казахстана не имеют и не будут иметь характера прямого военного вторжения и угрозы территориальной целост-
1 Закон Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 28 июня 1998 года
Основные социально-экономические показатели Республики Казахстан в 2008 - 2009 голах2
Показатели 2008 г. 2009 г.
Численность населения на конец года, млн человек 15,8 16,2
Занятое население в среднем за год, млн человек 7,9 7,9
Безработное население, зарегистрированное на конец года в службах занятости, тыс. чел. 48 53
Средняя номинальная заработная плата на 1 работника, тыс. тенге 60,8 67,6
ВВП всего, млрд тенге 16053 15888
Продукция сельского хозяйства всего, млрд тенге, в т.ч. растениеводства животноводства 1384 724 660 1620,3 920,2 700,1
Инвестиции в основной капитал, млрд тенге 4210,9 4546,9
Перевозка грузов всеми видами транспорта, млн т 2192 2104
Грузооборот всего, млрд т-км 369,75 336,8
Пассажирооборот, млн пасс-км 127035,5 130465,5
Розничный товарооборот, млрд тенге 2443 2525
ности государства. Это относительно предсказуемая дистанция стабильности используется для эффективного укрепления экономического потенциала Казахстана.
Для обеспечения своей независимости и территориальной целостности, Казахстану необходимо развивать и укреплять доверительные отношения с соседними странами, усиливать связи и интеграционные процессы с центральноазиатскими государствами, со странами Ближнего и Среднего Востока.
Усиление связей с главными демократическими, индустриально развитыми государствами, которые начинают осознавать, что создание независимого Казахстана отвечает их национальным интересам.
Использование помощи и содействия международных институтов и форумов, таких, как ООН, МВФ, Всемирный банк и другие обеспечит поддержку Казахстану со стороны международного сообщества.
Международные отношения - одна из главных форм реализации мер по обеспечению государствами взятых на себя обязательств по усилению межгосударственной интеграции, это касается и Евразийского экономического сообщества. Факт ратификации России в числе первых Соглашения о порядке организации, управления, формирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации указывает на особую значимость этих рынков для экономической стабильности и безопасности участников Соглашения.
Таможенный союз и единое экономическое пространство в перспективе могут стать основой Евразийского Союза. Создание единого экономического пространства - важнейший интеграционный проект, являющийся «исторической вехой не только для трех наших стран, но и для всех государств на постсоветском простран-стве...»3 .
2 Протокольное решение Экономического совета СНГ «Об Обзоре торговой политики Республики Казахстан» (Принято в г. Санкт-Петербурге 18.11.2010) {КонсультантПлюс}
3 Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии, Известия, 2011. 4 октября
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ КОРПОРАЦИЙ
Морозова Т.Ф., к.с.н., доцент,
Круглик А.А., аспирант кафедра экономики и менеджмента МГУДТ
В статье представлен анализ основных корпоративных моделей, определены отличительные особенности их организации и управления, выявлены перспективы и возможности построения корпорации по холдинговому и филиальному типу.
Ключевые слова: корпорация, анализ, корпоративные модели.
COMPARATIVE ANALYSIS OF MODELS OF CORPORATIONS
Morozova T., Ph.D., Assoc.,
Kruglik A., the post-graduate student Department of Economics and Management MGUDT
The analysis of key corporate models, define distinctive features of their organization and management, identified challenges and opportunities of building a holding corporation and branch type.
Keywords: corporation, analysis, corporate model.
В развитой рыночной экономике одной из распространенных форм организации хозяйственной деятельности являются корпорации, эффективное управление которыми способствует как экономическому росту страны, так и созданию благоприятного инвестиционного климата.
Главное направление развития корпоративных структур предполагает концентрацию, рост и расширение масштабов производ-
ства на основе оптимизации производственных процессов с использованием стратегий объединения, слияния и поглощения, что в свою очередь обеспечивает развитие интегральных процессов в экономике и расширение сфер влияния корпорации на конкуриру-емом рынке.
В условиях глобализации экономических процессов корпорация, как форма бизнеса, значительно расширяет возможности орга-