Научная статья на тему 'Актуальные проблемы сокращения масштабов теневой экономики России'

Актуальные проблемы сокращения масштабов теневой экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2759
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / КОРРУПЦИЯ / ECONOMIC SECURITY / SHADOW ECONOMY / CORRUPTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Судьбина Н. А.

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с решением актуальных проблем сокращения масштабов теневой экономики, оказывающей влияние на состояние экономической безопасности государства. Автором анализируются масштабы коррупции, масштабы искажения статистической, финансовой, налоговой отчетности, снижения транспарентности экономики. В статье освещается взаимовлияние теневой и официальной экономики, анализирующееся посредством количественной оценки факторов, способствующих росту или снижению теневой экономики, и ущерба, наносимого теневой экономикой социально-экономической обстановке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Судьбина Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF POVERTY THE SHADOW OF THE RUSSIAN ECONOMY

This paper discusses issues related to the solution of actual problems to reduce the shadow economy with an impact on the state of economic security. The author analyzes the extent of corruption, the extent of the distortion of statistical, financial, tax reporting, reduce the transparency of the economy. The article highlights the interaction of the shadow and official economy are analyzed by quantifying the factors that promote the growth or reduction of the shadow economy, and damage to the underground economy of socio-economic environment.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы сокращения масштабов теневой экономики России»

безопасности АЭС, он усложняет и удорожает их создание. Но в итоге атомная энергия, как правило, оказывается дешевле альтернатив.

Таким образом, следует отметить, что состояние и перспективы развития атомной энергетики для России определяется её национальными интересами. Ядерные технологии остаются основой обороноспособности России.

Крупномасштабная атомная энергетика переносит центр тяжести в энергетическом производстве с топливодобывающих отраслей и транспорта топлива на современные наукоёмкие ядерные и сопутствующие неядерные технологии, а в экспорте - с топливного сырья на продукцию этих технологий, что даст новый импульс в развитии рынка.

Развивающаяся атомная энергетика позволит избежать опасностей, связанных с исчерпанием органического топлива и междуна-

родными конфликтами из-за его источников, что будет способствовать стабилизации международной обстановки.

Атомная энергетика конкурентоспособная отрасль, позволяющая России сохранять место на международном рынке инновационных технологий. Однако имеет место необходимость продолжения реализуемого в последние годы взаимосвязанного комплекса организационных, технологических, экономических её трансформаций.

Сегодня необходима разработка перспективных моделей управления (в гражданской и специальной сферах) и бизнес-моделей, обладающих коренным отличием — возможностью выхода на лидирующие позиции в мире с нацеленностью на реализацию имеющихся у России реальных и потенциальных преимуществ национальной атомной отрасли, а также совершенствования механизмов государственного и корпоративного управления в этой сфере. 0

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОКРАЩЕНИЯ МАСШТАБОВ ТЕНЕВОЙ

ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Судьбина Н.А., соискатель Московской академии экономики и права

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с решением актуальных проблем сокращения масштабов теневой экономики, оказывающей влияние на состояние экономической безопасности государства. Автором анализируются масштабы коррупции, масштабы искажения статистической, финансовой, налоговой отчетности, снижения транспарентности экономики. В статье освещается взаимовлияние теневой и официальной экономики, анализирующееся посредством количественной оценки факторов, способствующих росту или снижению теневой экономики, и ущерба, наносимого теневой экономикой социально-экономической обстановке.

Ключевые слова: экономическая безопасность, теневая экономика, коррупция

ACTUAL PROBLEMS OF POVERTY THE SHADOW OF THE RUSSIAN ECONOMY

Sudbina N., Competitor of the Moscow Academy of Economics and Law

This paper discusses issues related to the solution of actual problems to reduce the shadow economy with an impact on the state of economic security. The author analyzes the extent of corruption, the extent of the distortion of statistical, financial, tax reporting, reduce the transparency of the economy. The article highlights the interaction of the shadow and official economy are analyzed by quantifying the factors that promote the growth or reduction of the shadow economy, and damage to the underground economy of socio-economic environment.

Keywords: economic security, shadow economy, corruption

Хозяйственная деятельность, которая развивается вне государственного учета и контроля, а потому не отражается в официальной статистике, получившая название теневая экономика, является одной из укоренившихся проблем для российского общества, государства, экономики.

Во многом благодаря экономическому росту и общему улучшению социально-экономической обстановки в Российской Федерации внимание общества к ней несколько снизилось. Между тем, ее воздействие на российскую действительность сохраняется, имеет крупные масштабы и приводит к разнообразным негативным последствиям.

Следует отметить, что влияние теневой экономики затрагивает все стадии процессов производства и перераспределения ресурсов, нарушает хозяйственную целостность экономических систем, сокращает доходы бюджетов всех уровней1.

Кроме того, теневая экономическая деятельность сопровождается не только масштабным выводом ресурсов из официального оборота, но и искажением статистической, финансовой, налоговой отчетности, снижением транспарентности экономики.

В теневом обороте сконцентрированы огромные ресурсы, которые в случае их легализации могут стать резервом для экономического роста. Значимость противодействия теневой экономике признается на государственном уровне, отмечена в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию, постановлениях Правительства РФ.

Отечественные и зарубежные исследователи часто обращают внимание на компенсационную функцию теневой экономики. Она частично сглаживает негативные последствия непродуманных решений властей, в частности, поглощает излишки предложения рабочей силы, позволяет функционировать предприятиям, которым грозит закрытие, снабжает дешевой продукцией потребителей с низкими доходами.

Позитивный эффект теневой экономики возрастает по параболе (рис. 1), т.е. темп его роста замедляется с увеличением её относительной величины. Зато негативный эффект имеет ярко выраженную тенденцию к ускоренному росту по мере увеличения теневой экономики. В таком случае результирующий эффект сначала будет иметь положительный знак и расти (участок 0А), потом его рост

6 TRANSPORT RTTSTNFSS TN RTTSSTA

остановится (в точке А), начнется процесс спада (участок АВ), а затем результирующий эффект приобретет отрицательное значение, величина которого будет стремительно расти (после точки В).

Эта графическая модель показывает важность контроля над масштабами теневой экономической деятельности. Общественное благосостояние максимизируется, если величина теневой экономики равна 0А, так как при этом результирующий эффект имеет максимально позитивное значение. В крайнем случае можно допустить разрастание теневой экономики до величины 0В, когда позитивный и негативный эффекты взаимно гасятся. Если величина теневой экономики превышает 0В, то общество несет чистые потери.

Очевидно, что в период экономического роста и преодоления кризисных социальных явлений начинает превалировать деструктивная функция теневой экономики, а компенсационное влияние снижается. Это еще раз подтверждает, что разработка научно обоснованных мер по противодействию теневой экономике является актуальной и практически значимой задачей.

На сегодняшний день отсутствует комплексный подход к противодействию теневой экономике, ведется борьба только с отдельными ее проявлениями. Очевидно, что сокращение объема теневого оборота хотя и является важной задачей, но не может быть осуществлено любыми средствами. Усиление административного давления на бизнес, расширение полномочий ведомств, контролирующих хозяйственную деятельность, способно существенно замедлить экономический рост. Требуется оказание избирательных регулирующих воздействий на хозяйствующие субъекты. Важно обратить внимание на индикативную функцию теневой экономики, состоящую в демонстрации несовершенства отдельных механизмов государственного регулирования экономики.

Решение этих задач можно осуществить только на основе всестороннего анализа взаимовлияния теневой и официальной экономики, разработки методического аппарата, обеспечивающего на региональном уровне оценку масштаба теневой экономики по видам экономической деятельности, преимущественных способов перевода ресурсов в теневой оборот, влияния теневой экономики на сферы жизнедеятельности.

Только сбалансированный комплекс научно обоснованных экономических и административных мер с учетом региональной специфики может обеспечить сокращение теневого оборота и на этой основе дать позитивный импульс устойчивому развитию экономики.

Изучение теневой экономики с научной точки зрения возникло в мировой практике сравнительно недавно, лишь с 30-х годов ХХ века. Отечественная наука в силу субъективных и объективных причин базируется главным образом на западных концепциях и теориях. В исследованиях институционализации теневой экономики можно выделить «экономическую теорию преступлений и наказаний» Г. Беккера, концепцию «преступности среди людей в белых воротничках» Э. Сатерленда, «теорию неформальной экономики» К. Харта. Исследования в рамках неоинституционального подхода осуществлялись С. Дэварэйдженом, К. Джонсом, М. Ромером, М. Моррисом, М. Ньюменом. Современная парадигма теневой экономики во многом базируется на исследованиях Э. де Сото. Актуальны исследования теневой экономики А. Портесом, С. Сассен-Куб, С. Бруско, Й. Убаррой в контексте теории экономических систем. Следует отдельно выделить зарубежных экономистов-советологов, осветивших в своих работах проблему теневой экономики в советском обществе, таких как Г. Гроссман, А. Кацелененбойген, М. Лос, Л. Шелли.

В отечественной науке проблему выявления и оценки масштабов теневой деятельности активно разрабатывают С. Астапкина, Н. Бокун, С. Глинкина, С. Головнин, В. Дадалко, И. Елисеева, В. -Иваницкий, В. Исправников, Т. Корягина, С. Кордонский, Л. Косалс, А. Куклин, Ю. Латов, Д. Липницкий, Ж. Лукашина, Д. Макаров, Л. Никифоров, А. Пономаренко, В. Попков, В. Радаев, Г. Синилов, А. Татаркин, Н. Тимофеев, А. Шохин, А. Яковлев и др.

Вопросами моделирования теневой деятельности занимались К. Боулдинг, А. Ингстер, В. Калбертсон, М. Левин, М. Микаэли, А. Плюмтрэ, В. Полтерович, Г. Ямада и др.

Анализ социально-экономических процессов в России свидетельствует о множественном проявлении экономических отношений, сопровождаемых нарушениями законодательства (уклонение от налогообложения, нарушение антимонопольного законодательства, авторских прав, валютного регулирования, законодательства при эксплуатации природных ресурсов и многие другие)2.

Их последствиями являются нарушение хозяйственной целостности регионов, дисфункция социальных институтов, снижение транспарентности экономики. Очевидно, что необходимость рассматривать эти экономические отношения как целостный феномен теневой экономики определяется наличием существенного разнопланового негативного влияния на социально-экономическое развитие страны и общих характерных признаков для экономических отношений.

Сегодня следует согласиться с подходом Г.А. Агаркова, который под теневой экономикой предлагает понимать совокупность экономических отношений между экономическими субъектами и между экономическими субъектами и государством, отвечающих критериям: информация об экономических отношениях преднамеренно скрывается или искажается; целью экономических отношений является получение прибыли; они осуществляются с нарушением законодательных, моральных и иных норм; наносят ущерб государству, обществу, хозяйствующим субъектам3.

Понятие «теневая экономика» принципиально отличается от понятия «ненаблюдаемая экономика». Главным критерием для отнесения экономических отношений к ненаблюдаемой экономике является отсутствие статистического наблюдения за отношениями, при этом они могут не нарушать законодательных норм и не наносить ущерба государству, обществу.

Оно осуществляется в результате многообразия форм экономических отношений и субъектов, участвующих в их реализации. Теневые экономические отношения обязательно сопровождаются нанесением ущерба, что следует из приведенного выше определения. Таким образом, суммарный ущерб, наносимый теневой экономикой на территории, наиболее полно характеризует этот феномен. Однако простое арифметическое суммирование показателей ущерба методологически неверно. Следует учесть свойство синергии отрицательных проявлений теневой экономической деятельности на территории, состоящее в том, что теневые экономические отношения способствуют росту трансакционных издержек экономических субъектов, ухудшению инвестиционного климата территории. В частности, растут издержки предприятий в результате искажения информации о контрагентах, свойствах товаров, необходимости защищаться от негативного влияния теневой экономической деятельности.

Такие негативные воздействия также следует отразить через оценку ущерба, наносимого в результате роста трансакционых издержек. Ущерб, наносимый теневой экономикой, наиболее полно характеризует гетерогенность ее негативного воздействия на социально-экономическое развитие региона и синергию отрицательных проявлений теневой экономической деятельности на территории. Это положение подтверждено и посредством выявления методом косвенных индикаторов наиболее адекватного показателя, характеризующего теневую экономическую деятельность.

Теневая экономическая деятельность осуществляется посредством уклонения от общественных норм, правил, обязательств. Существует множество примеров таких действий, например уход от налогов, ведение предпринимательской деятельности без лицензий, нарушение авторских прав. Эти операции объединяет наличие уклонения от определенных финансовых обязательств либо от исполнения обязательных действий, осуществления затрат. Уклонение обеспечивает своеобразную «экономию» и, как следствие, получение необоснованной выгоды. Уклонение невозможно без намеренного искажения или сокрытия фактов, значимых для возникновения обязательств. Такие действия отличаются многообразием форм, которые постоянно модифицируются и совершенствуются лицами, ведущими теневую экономическую деятельность, с целью затруднения выявления истинного содержания операций. Раскрытие истинной информации о характере теневой экономической опе-

1 Johnson S., Kaufmann D., Shleifer A. Politics and Entrepreneurships in Transition Economies // The William Davidson Institute, University of Michigan. Working Paper Series. 2008. № 57. P. 135.

2 Попов Ю. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства: Учебник. М.: Издательство Дело, 2005. С. 65.

3 Агарков Г.А. Теневая экономика региона: моделирование, анализ, противодействие / под ред. А.И. Татаркина, А.А. Куклина. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. - С. 15.

рации должно приводить к наложению санкций на хозяйствующий субъект, ее осуществляющий.

Таким образом, экономическое уклонение от общественных норм, правил, обязательств - это совокупность финансово-экономических операций и их отражения в документообороте хозяйствующего субъекта, направленное на получение необоснованной выгоды. При этом намеренно искажаются и/или скрываются факты, значимые для возникновения обязательств перед государством или другими хозяйствующими субъектами.

Разнообразие действий по экономическому уклонению затрудняет выявление и привлечение к ответственности организаторов теневых экономических операций. Между тем, среди применяемых инструментов можно выделить достаточно много шаблонных.

На основе анализа арбитражной практики, инструктивных документов контролирующих органов и публикаций о выявленных экономических и налоговых правонарушениях могут быть сформулированы следующие критерии группировки способов уклонения от общественных норм, правил и обязательств: состав участников способа уклонения; наличие специфики по видам экономической деятельности; искажаемый объект учета; способ нанесения ущерба; степень сложности реализации; формы операций, применяемых для сокрытия или искажения информации.

Классификация ориентирована на выявление схем, применяемых хозяйствующими субъектами. Критерий группировки по составу участников учитывает тот факт, что схемы уклонения реализуются, как правило, через специфических контрагентов. Участие в сделках взаимозависимых лиц (определяются в соответствие со статьей 20 Налогового кодекса РФ), «однодневок» (предприятий, созданных для проведения фиктивных сделок), оффшорных структур является одним из индикаторов вероятного применения хозяйствующим субъектом схемы уклонения. Классификация по искажаемым объектам учета позволяет при проведении контрольных мероприятий по выявлению схем уклонения сконцентрировать внимание на анализе определенных показателей отчетности, первичных документов.

Классификационные критерии из группы «форма операций», применяемых для сокрытия или искажения информации, необходимо постоянно актуализировать. С целью затруднения выявления уклонения недобросовестные предприниматели постоянно модифицируют и изобретают новые способы искажения и сокрытия информации, часто используя при этих действиях нестабильность российского законодательства. Проводить актуализацию классификационных признаков следует на основе систематизации результатов контрольной работы.

Классификация имеет целью разработку единых методологических основ выявления теневой экономической деятельности в различных сферах. Она также обеспечит создание структуры базы данных о способах уклонения от общественных норм, правил, обязательств и элементах системы управления знаниями. С их помощью может осуществляться информационная поддержка принятия решений при проведении контрольных мероприятий.

Применение предложенной классификации также упростит информационное взаимодействие между структурами, противодействующими теневой экономике. Решение всех вышеперечисленных задач обеспечивается формированием набора характерных признаков теневой экономической деятельности с применением определенного способа уклонения от общественных норм, правил, обязательств. Этот набор характеристик (соотношение показателей отчетности, вид экономической деятельности, организационно-правовая форма и др.) общий для всех субъектов, применяющих определенный способ уклонения.

Сегодня сложность феномена теневой экономики, выражающаяся в многообразии форм проявления, вовлеченных субъектов, этапов хозяйственной деятельности на региональном уровне, требует разработки методологических подходов на основе экономических теорий, рассматривающих различные аспекты этого явления.

С точки зрения неоклассической теории, теневую экономику следует рассматривать как рациональное поведение экономических субъектов, направленное на получение максимального дохода при ограниченных ресурсах, с учетом возникающих при ведении теневой деятельности рисков.

В то же время оценка дополнительного дохода, получаемого в результате экономии на издержках соблюдения законов, невозможна без применения институциональной теории. Она предполагает не ограничиваться рассмотрением экономических категорий и про-

цессов в чистом виде, а включить в анализ институты.

Теневая экономическая деятельность в соответствии с этой теорией обусловливается отсутствием эффективной системы государственных институтов. Они не в состоянии обеспечить защиту прав собственности и договорных отношений.

Системы государственных институтов подчинены определенной группе интересов. Все это ведет к высоким трансакционным издержкам для легального бизнеса. Необходимо учитывать и следствия влияния теневой экономики на социально-экономическую ситуацию на территории, в частности: развал системы правовых институтов, распространение теневых поведенческих моделей, рост трансакционных издержек у хозяйствующих субъектов, а в случае переходных экономических процессов и рост трансформационных издержек.

Рассматривать эти явления следует с позиций неоинституциональной экономической теории, обращающей внимание на обратные связи между экономикой и институтами, определяющими правила игры в экономическом обмене.

Для этой теории характерен переход от определения, оценки границ, классификации теневой экономической деятельности к выявлению причин ее возникновения и анализу влияния на социально-экономическую ситуацию. Оценка влияния теневой экономики осуществляется диссертантом посредством расчета ущерба по составляющим. Такие оценки позволяют проанализировать влияние теневой экономики, на институты и социально экономическое развитие региона.

К особенностям современной российской теневой экономики следует отнести взаимопроникновение теневой и официальной экономик: построение хозяйствующими субъектами производственных, снабженческих или сбытовых схем с включением теневых операций. Исследование этих явлений должно осуществляться исходя из теории экономических систем, позволяющей проанализировать теневую активность на этапах хозяйственной деятельности.

Существует возможность спрогнозировать последствия следующих управляющих воздействий:

1) изменение налоговой нагрузки;

2) изменение объема государственных инвестиций в инфраструктуру;

3) изменение объема общественных услуг, предоставляемых государством;

4) повышение либо снижение качества законодательной базы (стабильность, наличие противоречий);

5) изменение строгости штрафных санкций за нарушение законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность;

6) повышение эффективности правоохранительной деятельности (рост риска привлечения к ответственности нарушителей законодательства).

Взаимовлияние теневой и официальной экономики анализируется посредством количественной оценки факторов, способствующих росту или снижению теневой экономики, и ущерба, наносимого теневой экономикой социально-экономической обстановке.

Факторы, влияющие на динамику теневой экономической деятельности, могут быть разделены на две группы: экономические факторы и институциональные. Они формализованы с помощью ряда показателей (предикторов). Причем для оценки институциональных факторов разработан оригинальный набор показателей, позволяющих оценить их количественно. Например, сложность законодательства оценивается следующими показателями:

1) интенсивность применения штрафных санкций;

2) количество принимаемых на федеральном уровне законодательных актов, регулирующих вопросы хозяйственной деятельности;

3) оценка экспертами сложности действующих в рассматриваемом периоде законодательных актов, регулирующих хозяйственную деятельность;

4) количество рассматриваемых арбитражными судами споров.

Необходимо количественно оценить влияние изменения факторов, воздействующих на теневую экономическую деятельность, на индикатор, ее характеризующий.

Эта задача может быть решена посредством использования метода косвенных индикаторов, среди которых следует выделить:

1) спрос на наличные денежные ресурсы,

2) потребление электрической энергии в промышленности,

3) ущерб, наносимый теневой экономикой региону.

Наиболее точно динамику теневой экономической деятельности отражает индикатор, характеризующий ущерб, наносимый теневой экономикой. Этот же показатель используется и для оценки негативного влияния теневой экономики на социально-экономическую ситуацию.

Оценка ущерба производится комплексно по составляющим, что позволяет на основе полученных данных разработать эффективные способы противодействия теневой экономике и обработать весь массив разрозненной информации, характеризующей теневую экономику. Необходимо учитывать следующие составляющие ущерба: производственная и торговая (ущерб, наносимый хозяйствующим субъектам в результате теневой активности на других предприятиях); инвестиционная (недополученный в результате воздействия теневой экономики объем инвестиций); финансовая (потери хозяйствующих субъектов и экономики в результате деятельности теневой экономики на финансовых рынках); бюджетная (налоговые доходы, недополучаемые бюджетами всех уровней в результате теневой экономической деятельности); социальная (негативное влияние на доходы населения и ущерб, наносимый в результате уменьшения расходов бюджетов всех уровней на социальные цели); экологическая (ущерб, наносимый экологии в результате теневой экономической деятельности); трансакционная (ущерб, наносимый теневой экономикой посредством роста трансакционных издержек хозяйствующих субъектов).

Проблемой нейтрализации негативного воздействия теневой экономики в настоящее время занимаются различные ведомства, что обусловливает определенную разнородность информации. В разработанной методике сделана попытка преодолеть узковедомственный подход и максимально упорядочить информацию, характеризующую деятельность теневой экономики.

В качестве выводов следует отметить, что снижению теневой активности способствует рост экономики и жизненного уровня населения, что указывает на приоритет экономических мер по противодействию теневой экономике.

Основными причинами роста теневой экономики являются: рост совокупной налоговой нагрузки; снижение уровня «общественных услуг», оказываемых государством; снижение уровня прибыли, остающейся в распоряжении предприятий; сложность и противоречивость законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность.

Структура ущерба, наносимого теневой экономикой, в значительной степени определяется структурой экономики. Территории с похожей отраслевой структурой имеют схожую структуру ущерба, что еще раз показывает важность учета региональной специфики при противодействии теневой экономике.

Наиболее существенный ущерб наносится теневой экономикой в результате недополучения доходов бюджетами всех уровней.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В

УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Мирошников В.М., аспирант Московской академии экономики и права

В данной статье рассматриваются вопросы международных аспектов обеспечения экономической безопасности для развития отношений промышленно развитых и развивающихся стран. Проводится анализ экономических, социальных и политических показателей, влияющих на экономическую безопасность Республики Казахстан.

Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, внутренние и внешние угрозы безопасности страны.

FOREIGN EXPERIENCE IN ECONOMIC SECURITY AS THE BASIS OF NATIONAL

SECURITY IN A GLOBALIZED WORLD

Miroshnikov V., the post-graduate student of the Moscow Academy of Economics and Law

This article deals with the international aspects of economic security for the relationship between developed and developing countries. Analysis of economic, social and political indicators that affect the economic security of the Republic of Kazakhstan.

Keywords: national security, economic security, internal and external threats to national security.

Экономическая безопасность является неотъемлемой частью национальной безопасности. Ни у кого не вызывает сомнения понятие «национальная безопасность». Оно характерно для II половины XX века в условиях постиндустриального развития общества, и прочно вошло в жизнь современного общества и государства во многих странах мира, стало неотъемлемой частью их внутренней и внешней политики.

В национальной безопасности можно выделить три уровня безопасности: личности, общества и государства. Их место и роль динамичны и определяются характером общественных отношений, экономическо-политическим устройством, степенью внутренних и внешних угроз.

Уровни безопасности могут быть определены следующим образом:

1. Безопасность государства. Безопасность государства достигается наличием эффективного механизма управления и координации деятельности политических и производственных сил и общественных групп, а также действенных институтов из защиты;

2. Безопасность общества. Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых форм общественного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех групп населения и противостоять действиям, ведущим к расколу общества (в том числе и со стороны государства).

3. Безопасность личности. Безопасность личности состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, обще-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ственных институтов и организации, которые позволили бы ей развивать и реализовывать социально значимые способности и потребности, не испытывая противодействия государства и общества.

Рассмотрим компоненты «национальной безопасности государства», которая состоит из трех крупных частей (таблица 1).

Международные аспекты обеспечения экономической безопасности имеют особое значение для развития отношений промыш-ленно развитых и развивающихся стран.

Общеизвестно, что экономическая безопасность Республики Казахстан сегодня выдвинулась в число проблем, привлекающих пристальное внимание политических государственных деятелей, правоведов, экономистов и т.д. Обеспечение экономической безопасности республики в условиях глобализации мировой экономики - это гарантия независимости страны, важнейший компонент обеспечения национальной безопасности Казахстана.

Например, в законе Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан», экономическая безопасность понимается как «...состояние защищенности национальной экономики Республики Казахстан от внутренних и внешних условий, процессов и факторов, ставящих под угрозу ее устойчивое развитие и экономическую независимость».

С обретением суверенитета, вступлением в ООН и целый ряд международных организаций Казахстан столкнулся с новыми для него проблемами собственной внешней политики, обороны и национальной безопасности, с проблемами самостоятельного вхож-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.