органе исполнительной власти можно обозначить возникающие при его выявлении возможности реорганизации как отдельных элементов управленческого цикла, так и управленческой системы, в целом.
Конституционный Суд Российской Федерации должен играть особую роль в разрешении споров в сфере государственного управления. Его можно классифицировать как один из механизмов «контроля и баланса», который поддерживает баланс между тремя ветвями власти и играет важнейшую роль в поддержании и укреплении верховенства закона в демократическом государстве. Он выполняет важную превентивную и сдерживающую функцию при разрешении государственных и правовых конфликтов [8].
Отсюда следует, что государственная служба -это особый вид деятельности, неотъемлемой частью которого является возникновение конфликта. Для определения возникновения конфликтов была выявлена особенность государственной гражданской службы как вида деятельности. На законодательном уровне деятельность государственного служащего закреплена, а методы разрешения конфликтов предусмотрены правовыми актами. При анализе научных публикаций и правовой базы, по проблеме диссертационного исследования, было
обнаружено, что упор делается на предотвращение и разрешение конфликта интересов и предотвращение коррупции без учета других факторов конфликтного потенциала в этой области.
Список литературы
1. Абдулаев М. И., Комаров
С. А. Проблемы теории государства и права:
Учебник для вузов. СПб.,2003. С. 450; Социология права: Учебное пособие / Под ред.
B. М. Сырых. М., 2001. С. 258.
2. Арбос Марин К. Отношения между государством и автономными сообществами // Федерализм: российское и международное измерения (опыт сравнительного анализа). Казань: Казанский институт федерализма, 2004. -
C. 267-278.
3. Ковшикова Е.В., Шиндряева И.В. Управление конфликтами разделения полномочий (на примере органов исполнительной власти) // Вестник Евразийской науки, 2018 № 2, Шр8://е&Цоаау/РВР/27ЕСУШ18.
4. Козбаненко. - М.: Статут, 2000. - 912 с.
5. Политическая конфликтология : учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. С.А. Ланцова. - СПб.: Питер, 2008. - 319 с.
6. Управление конфликтом [Текст] / Под ред. К. Паттерсон. - М.: Вильямс, 2008. - 320 с.
7. Черняева Т.И. Ресурсы медиации в муниципальных образованиях: культурные контексты и социальные технологии/ Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию со дня рождения В. А. Ядова). [Электронный ресурс]. Международная научная конференция (Москва, 28-30 ноября 2019 г.). Сборник материалов / Отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. - М.: ФНИСЦ РАН, 2019. С. 173-177.
8. Шиндряева И.В. Процесс трудовой мотивации и его взаимосвязь с организационной культурой // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Политология и социология. 2016. № 2. С. 71-75.
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Чернобаева Светлана Владимировна
кандидат экон. наук, доцент кафедры Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики»,
ДНР г. Донецк
ANALYSIS AND ASSESSMENT OF THE CURRENT STATE OF ECONOMIC SECURITY OF
THE RUSSIAN FEDERATION
Chernobaeva Svetlana
Candidate of Science, assistant professor State educational establishment of higher professional education "Donetsk academy of management and public administration under
the Head of Donetsk People's Republic" Donetsk People's Republic, Donetsk
АННОТАЦИЯ
Цель статьи заключается в выявлении и группировке критериев оценки экономической безопасности государства, проведении анализа показателей экономической безопасности Российской Федерации, а также формулировании выводов относительно современного состояния уровня экономической безопасности Российской Федерации.
ABSTRACT
The purpose of the article is to identify and group the criteria for assessing the economic security of the state, the analysis of indicators of the economic security of the Russian Federation, as well as the formulation of conclusions regarding the current state of the level of economic security of the Russian Federation. Ключевые слова: оценка, критерии, экономическая безопасность, угроза. Key words: assessment, criteria, economic security, threat.
В соответствии с концепцией и стратегией государственной экономической безопасности Российской Федерации, состояние экономики должно отвечать определенным качественным критериям и пороговым значениям, обеспечивающим приемлемые условия жизни, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целостность государства, возможность
противостоять влиянию внутренних и внешних угроз [1].
Критерий экономической безопасности — это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность, экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя диагностику: ресурсного потенциала; уровня эффективности использования ресурсов; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; независимости и возможности противостоять внешним угрозам; социальной стабильности и факторов предотвращения социальных конфликтов, идею устойчивого развития, состоящую в достижении баланса между потребностями и возможностями общества [2].
Индикаторы экономической безопасности должны характеризовать динамику состояния хозяйственных систем. Для обеспечения экономической безопасности значение имеют не только сами показатели, но и их пороговые значения, под которыми понимаются пределы, несоблюдение значений которых препятствует устойчивости расширенного воспроизводства и, в конечном итоге, приводит к возникновению негативных тенденций в социально-экономической сфере. За пределами пороговых значений национальная экономика теряет способность к динамичному саморазвитию, утрачивает конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии монополий.
Важнейшим условием обеспечения экономической безопасности является мониторинг динамики показателей безопасности экономики на основе анализа конкретных количественных значений индикаторов, выход за пределы пороговых значений которых вызывает угрозу экономической безопасности государства. Устоявшиеся исторические тенденции свойственные Российской Федерации определяют, что наиболее вероятными угрозами экономической безопасности являются: имущественная дифференциация населения и повышение уровня бедности; сырьевая структура российской экономики; неравномерность социально-
экономического развития регионов;
криминализация общества и финансово-хозяйственной деятельности.
Экономическая безопасность анализируется в отечественной и зарубежной литературе с позиции противодействия угрозам, которые по направлению воздействия на экономику подразделяются на внешние и внутренние.
Внутренние угрозы определяются социально-экономическим положением государства, влиянием основных политических процессов, состоянием природных ресурсов, а также действием внешних факторов. В периоды кризисов, инфляционных ожиданий, структурных изменений акцент в характере угроз, как правило, смешается с внешних на внутренние, присущие механизму функционирования экономики страны. Например, вступление России в ВТО усиливают и действие потенциальных внешних угроз. Поэтому возрастает актуальность грамотной идентификации внутренних и внешних угроз для расстановки приоритетов экономической безопасности.
Угрозы могут длительное время не проявляться в острой форме, поэтому пристального внимания требует мониторинг их индикаторов, сигнализирующих о наличии скрытой проблемы.
Количество потенциальных угроз растет и провоцирует возникновение критической ситуации ввиду принятия неэффективных управленческих решений. Чем больше аналитиками и экспертами фиксируется угроз экономической безопасности и чем теснее взаимосвязь и взаимодействие между ними, тем выше вероятность кризиса.
Следует отметить, что на настоящий момент в официальных документах не существует ни четкой структуры экономической безопасности, ни ясных индикаторов и пороговых значений. Это обусловлено отчасти сложностью и многоаспектностью проблемы экономической безопасности, отчасти ее новизной: в России данной проблемой стали заниматься лишь с начала 90-х годов, поэтому к индикаторам экономической безопасности относят около 150 показателей.
Проблема безопасности России во внешнеэкономической сфере напрямую связана с успешностью решения проблемы финансовой стабильности и выхода на траекторию экономического развития и, в конечном итоге, делится на две большие группы возможных угроз.
Первая группа связана с проблемой стимулирования внешней торговли и обеспечения разумного баланса во внешней торговле государства. Основными вопросами здесь являются объем и темпы роста российского экспорта. Значения этих показателей, в свою очередь, определяют такие факторы, как экономический
рост, доходы государственного бюджета, обслуживание внешнего долга. Исходя из этого, необходимо выстраивать внешнеторговую политику государства, направленную на поддержку и стимулирование объектов экспорта и его товарной структуры. Кроме того, следует подчеркнуть, что сокращение экспорта снижает инвестиционную позицию России на внешних рынках, что приводит к повышению процентных ставок по внешнему бизнесу и сокращению их объема.
Вторая группа угроз связана с стабильностью национальной валюты и объемом золотовалютных резервов стран. Динамика этих показателей влияет на состояние финансов России, так же и
привлечение иностранных инвестиций, необходимых для развития национальной экономики - прямых и портфельных. В этом случае центральным вопросом является стабильность национальной валюты.
Таким образом, на рубеже XXI века перед Россией встает проблема обеспечения своей экономической безопасности в условиях растущей открытости отечественной экономики.
Поддержание необходимого уровня
экономической безопасности становится одной из стратегических задач внешнеэкономической политики России. Основные показатели оценки уровня экономической безопасности Российской Федерации приведены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели оценки уровня экономической безопасности Российской Федерации
№ п/п Наименование Пороговые значения Годы
2016 2017 2018 2019 2020 2021 (прогноз)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Объем валового внутреннего продукта (ВВП), млрд руб. 28140 86014 92101 103876 [31 109362 [41 118293 126475
2 Валовой сбор зерновых, млн т 60 120,6 135,5 [51 113,0 121,2 131,2 126,4
3 Доля инвестиций в основной капитал, % к ВВП 21-24 21,2 21,4 20,6 [61 21,6 21,3 21,3
4 Доля расходов на оборону, % к ВВП 3 3,7 3,3 3,2 2,9 [71 2,7 2,4
5 Доля расходов на науку, % к ВВП 1,5 1,1 1,1 1,0 1,1 [81 1,1 1,2
6 Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, % 15 8,4 7,1 6,6 5,2 [91 4,3 3,3
7 Доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения, % 7 13,2 12,9 12,6 12,7 [101 12,4 12,2
8 Коэффициент дифференциации доходов населения 8 15,5 15,4 [111 15,6 15,4 15,5 15,4
9 Уровень безработицы, % к экономически активному населению 8 5,5 5,6 5,6 4,7 [121 4,8 4,5
10 Уровень монетизации, % к ВВП 25 42,4 43,6 43,2 47,3 [131 47,7 49,1
11 Объем внешнего долга, % к ВВП 40 25,0 17,0 13,5 [141 12,2 6,5 2,3
12 Объем внутреннего долга, % к ВВП 25 9,3 9,4 8,9 10,6 [151 10,4 10,7
13 Доля расходов бюджета на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов бюджета, % 10 3,8 4,5 [131 5,3 5,4 6,2 6,7
14 Дефицит федерального бюджета, % к ВВП 3 3,5 3,2 [141 2,2 1,2 0,6 -0,2
15 Уровень инфляции, % 25 5,38 2,52 4,27 [141 3,05 0,43 0,3
16 Объем золотовалютных резервов, млрд дол. 15 382,4 431,6 466,9 549,0 [151 584,9 639,7
17 Доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов, % 20 13,7 12,7 12,4 12,2 [161 11,6 11,1
18 Экспорт товаров, млрд. долл. США 285,5 357,1 450,0 422,8 [171 505,1 555,5
19 Импорт товаров, млрд. долл. США 182,3 [171 227,0 238,2 243,8 271,8 291,3
Таким образом, из таблицы 1 видно, что в России на современном этапе развития:
- происходит рост валового внутреннего продукта обеспечивается за счет сырьевых отраслей в 2019 г. составил 109362 млрд. руб.;
- валовой сбор зерновых растет с каждым годом, в 2019 г. увеличился на 8,2 млн. т. по сравнению с 2018г.
- доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения - 12,7 %;
- объемы внешнего и внутреннего долга не превысили пороговые уровни, это является положительной тенденцией для экономической безопасности страны и пр.
Подводя итоги анализа показателей экономической безопасности России, можно сделать вывод, что она имеет некоторые существенные отклонения от пороговых значений следующих показателей: доли инновационной продукции в общем объеме промышленности, доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения, коэффициента дифференциации доходов населения и уровня безработицы. Для повышения уровня экономической безопасности необходимо обратить внимание на повышение уровня как экономических, так и социальных показателей, адаптировать их к соответствующим пороговым значениям. Чтобы создать функциональную структуру экономики, отвечающую требованиям рынка, Россия должна определить свои приоритеты во всех сферах и на всех уровнях общества и экономики. Россия сможет реализовать свой потенциал только при стабильной работе высокотехнологичных производств. Необходимо обеспечить важнейшие отрасли промышленности оборудованием и сырьем, население - товарами и услугами, войск - оружием, внешний рынок -конкурентоспособными экспортоориентированными товарами.
Список литературы
1. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2017/05/15/prezident-ukaz208-site-dok.html.
2. Агаркова, Л.В. Управление продовольственной безопасностью / Л.В. Агаркова, Т.Г. Гурнович, А.В. Агарков, Б.А. Доронин, А.А. Гладилин. - М.:Директ-Медиа, 2015. - 170 с.
3. Динамика и структура ВВП России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ac.gov.rU/archive/files/publication/a/21974.pdf.
4. О производстве и использовании валового внутреннего продукта (ВВП) за 2019 год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/
5. Валовой сбор зерновых, млн. т.. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.agroinvestor.ru/analytics/article/34718-opyat-pochti-rekord-rossiyskiy-urozhay-zerna-prevysit-130-mln-t/.
6. Доля расходов на оборону. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.rbc.ru/economics/28/08/2019/5d 5ff9129a79472cffd85d1a.
7. Расходы на НИОКР, в % к ВВП. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://knoema.ru/
8. Доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fedstat.ru/indicator/43713.
9. Распределение общего объема денежных доходов и характеристики дифференциации денежных доходов населения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://webcache.googleusercontent.com/sear ch?q=cache:UdRBxMfHqPgJ:https://rosstat.gov.ru/sto rage/mediabank/urov_32g.doc+&cd=2&Ы=ru&ct=cln k&gl=ua.
10. Уровень безработицы, % к экономически активному населению. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/
11. Коэффициент монетизации экономики, динамика в России и странах. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
12. Объем внутреннего долга. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fincan.ru/articles/113_vnutrennij-gosudarstvennyj-dolg-rossii-po-godam/.
13. Состояние бюджета и долговая политика России в современных условиях. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vectoreconomy.ru/images/publications/2017/5/fi nanceandcredit/Tumanov_Vishnevskaya.pdf.
14. Инфляция в России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.statbureau.org/ru/russia/inflation/2016.
15. Международные резервы Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cbr. ru/hd_base/mrrf/mrrf_7d/.
16. Импорт сельхозсырья и продовольствия в Россию в 2001-2019 гг.. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://agrovesti.net/lib/industries/import-sel-khozsyr-ya-i-prodovol-stviya-v-rossiyu-v-2001-2019-gg-perspektivy-na-2020-god.html.
17. Внешняя торговля России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russian-trade.com/