Проблемы социально-демографической безопасности России и их пути решения Problems of socio-demographic security of Russia and their solutions
Юсупова Лиана Темуровна
Студентка
Башкирский государственный университет
Россия, г. Уфа liana_ yusupova_1999@mail.ru
Yusupova Liana Temurovna
Student
Bashkir State University Russia, Ufa
Email: liana_yusupova_1999@mail.ru
Дубинина Эльвира Вагизовна
Кандидат социологических наук, доцент Башкирский государственный университет
Россия, г. Уфа edubinina@bk. ru
Dubinina Elvira Vagizovna
Candidate of Social Sciences, Associate Professor Bashkir State University Russia, Ufa edubinina@bk. ru
Аннотация.
Данная статья посвящена выявлению угроз социально-демографической безопасности Российской Федерации, основанная на анализе отдельных показателей социально-демографической безопасности с использованием индексного метода и приоритизации по зонам. Для решения выявленных проблем предложены меры по повышению социально-демографической безопасности Российской Федерации.
Annotation.
This article is devoted to the identification of threats to the socio-demographic security of the Russian Federation, based on the analysis of individual indicators of socio-demographic security using the index method and prioritization by zone. To solve the identified problems, measures to improve the socio-demographic security of the Russian Federation are proposed.
Ключевые слова: социально-демографическая безопасность, индикативный метод, зонная теория, доходы населения, бедность.
Key words: socio-demographic security, indicative method, zone theory, population income, poverty.
Проблема социально-демографической безопасности для российской науки и практики становится все более актуальной, поскольку в условиях экономической стагнации в значительной степени пострадали социальная и демографическая сферы. Демографическая безопасность является важным аспектом социальной безопасности, поскольку способность социальной системы воспроизводить население в его количественных и качественных параметрах является основой жизнеспособности человеческой цивилизации.
До недавнего времени исследования большинства российских и зарубежных ученых были сосредоточены в основном на демографическом аспекте проблемы (демографическая безопасность), который изначально был связан с изучением таких характеристик, как рождаемость, смертность и естественная численность населения, количество разводов, продолжительность жизни, миграционный прирост и т. д. В то же время при исследовании проблемы не уделялось достаточного внимания ее социальным аспектам, хотя именно социальная среда и условия жизни населения влияют на демографическую ситуацию в стране.
Важным моментом в проблемах социально-демографической защиты является социальное обеспечение,
и связанные с ним концепции, касающиеся уровня жизни населения, качества жизни, занятости и безработицы, неравенства доходов, личной безопасности и т. д.
Еще одно направление исследований проблемы социально-демографической безопасности касается вопросов, связанных со здоровьем населения, которые включают анализ показателей здоровья, общей и первичной заболеваемости, изучение причин смертности и влияния факторов окружающей среды, качество окружающей среды, состояние здоровья населения, оценка состояния системы здравоохранения.
Под социально-демографической безопасностью понимается такое состояние и тенденции его изменения, при котором обеспечивается стабильность и долговечность процессов воспроизводства населения, а также достойные условия жизни и развития личности на территории (в государстве) [5].
Для определения угроз социально-демографической безопасности России предлагается проанализировать отдельные ее показатели с использованием индикативного метода.
Для оценки состояния социально-демографической безопасности была предложена система индикаторов, разработанная М.С. Сюповой и Н.А. Бондаренко [4]. Использование индикативного метода предоставляет возможность сравнивать фактические показатели с пороговыми значениями и на этой основе давать оценку. Оценка уровня социально-демографической безопасности позволяет выявить наиболее проблемные зоны по отдельным сферам ее обеспечения.
Таблица 1.1. Отдельные показатели социально-демографической безопасности РФ
Показатели Пороговое Годы
значение 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума во всем населении, % Не более 6 11,3 13,4 13,2 12,9 12,6 12,3
Отношение среднедушевого дохода к ПМ, раз Не менее 5 3,37 3,22 3,17 3,21 3,19 3,20
Коэффициент фондов, раз Не более 7 15,8 15,5 15,5 15,4 15,6 15,4
Коэффициент рождаемости. человек на 1000 человек Не менее 10 13,3 13,3 12,9 11,5 10,9 10,1
населения
Коэффициент смертности, человек на 1000 человек Не более 0 13,1 13 12,9 12,4 12,5 12,3
населения
Коэффициент младенческой смертности, человек на 1000 человек Не более 5 7,4 6,5 6 5,6 5,1 4,9
Коэффициент смертности в трудоспособном возрасте, человек на 1000 чел. Не более 3 5,7 5,5 5,3 4,8 4,8 4,7
Распространенность психических расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, человек на 100000 чел. Не более 500 412,3 400,1 387,4 377,2 379,2 381,3
* Рассчитано по данным Росстата https://rosstat.gov.ru/ Для наиболее четкого представления о состоянии социально-демографической безопасности оценим остроту кризисной ситуации в Российской Федерации, проведя нормирование всех индикаторов и распределив их по зонам риска с помощью «зонной» теории В.К. Сенчагова и Митякова С.Н. (рис.1) [3].
Распространенность психических расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, человек на 100000 чел.
Коэффициент смертности в трудоспособном возрасте, человек на 1000 чел.
Коэффициент младенческой смертности, человек на 1000 человек
Доля населения с доходами ниже прожиточного
минимума во всем населении, %
200,00 175,00 150,00 125,00
Отношение среднедушевого дохода к ПМ, раз
Коэффициент фондов, раз
Коэффициент рождаемости.человек на 1000 человек населения
2014
Коэффициент смертности,
человек на 1000 человек
населения ■2015 Ш 2016 ■ 2017
2018
2019
Рисунок 1. Динамика индексов социально-демографической безопасности России за 2014-2019 гг. Исходя из рисунка 1 можно сделать вывод о том, что практически все представленные индикативные
показатели согласно зонной теории ранжирования индикаторов находятся в зоне умеренного риска,
ограниченного линиями у = 75 % и у = 100 %, за исключениями некоторых показателей.
Представим эти данные в таблице 1.2.
Таблица 1.2. Распределение показателей социально-демографической безопасности по зонной теории __ранжирования индикаторов
Показатели социально-демографической безопасности Зона ранжирования индикаторов
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума во всем населении Зона значительного риска внутри сектора, ограниченного линиями у = 50 % и у = 75 %.
Отношение среднедушевого дохода к ПМ, Зона умеренного риска внутри сектора, ограниченного линиями у = 75 % и у = 100 %.
Коэффициент фондов Зона значительного риска внутри сектора, ограниченного линиями у = 50 % и у = 75 %.
Коэффициент рождаемости Зона стабильности вне сектора, ограниченного линией у = 100 %.
Коэффициент смертности Зона умеренного риска внутри сектора, ограниченного линиями у = 75 % и у = 100 %.
Коэффициент младенческой смертности Зона стабильности вне сектора, ограниченного линией у = 100 %.
Коэффициент смертности в трудоспособном возрасте Зона умеренного риска внутри сектора, ограниченного линиями у = 75 % и у = 100 %.
Распространенность психических расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ Зона стабильности вне сектора, ограниченного линией у = 100 %.
Исходя из таблицы 1.2, можно сделать вывод о том, что имеются показатели, находящиеся в зоне стабильности (коэффициент рождаемости, коэффициент младенческой смертности) и в зоне значительного риска (доля населения с доходами ниже прожиточного минимума во всем населении, коэффициент фондов, а также коэффициент смертности в трудоспособном возрасте, который в 2014-2016 гг. находился в этой зоне). Однако следует обратить внимание на тот факт, что коэффициент рождаемости за исследуемый период снизился. Если данная динамика сохранится в последующие годы, то одним из ее последствий может быть дальнейшее снижение численности населения [6].
Смертность граждан трудоспособного возраста в 2019 г. по сравнению с 2018 г. снизилась на 3,2%. Однако эта цифра все еще довольно высока. Не следует забывать, что высокая смертность населения трудоспособного возраста в основном связана, прежде всего, с преобладанием деструктивных поведенческих факторов, в том числе алкоголя. Еще одной лидирующей причиной смерти продолжают оставаться онкологические заболевания.
Рассмотрим более детально причины смертности трудоспособного населения в 2019 году на рисунке 2
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения имеет тенденцию к снижению. Однако стоит отметить, что в первом квартале 2019 года реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 2,5%, во втором квартале темпы снижения показателя существенно снизились: реальные доходы граждан снизились на 0,2%. Слабая динамика реальных доходов связана с усилением инфляционного давления после увеличения НДС с 18 до 20% [7].
Социальное неравенство - проблема, которая беспокоит многих всемирно известных экономистов, социологов и ученых. Французский ученый Пикетти видит причины социального неравенства в России в том, что крах советской модели привел к отказу от любых попыток социального перераспределения. На протяжении длительного времени с 2001 года в России была установлена фиксированная шкала налогов вне зависимости от размера выручки, что создала определенные условия неравенства в стране.
Также стоит отметить, что по официальным данным Росстата, только в 2019 году 20% самых обеспеченных граждан России стали богаче быстрее 40% менее обеспеченных, т.е., увеличение неравенства было связано с тем, что доходы 20% наиболее обеспеченного населения росли быстрее по сравнению с доходами 40% наименее обеспеченного населения, что привело к снижению удельного веса доходов, тем самым богатые увеличили свои доходы почти на 5%, бедные - на всего 3%. Одной из причин увеличения доходов богатых является рост уровня теневой экономики. Таким образом, за 9 месяцев 2019 года объем «серой» заработной платы увеличился на 6,33% [1].
Как видно, имеются проблемы, связанные прежде всего с уровнем дохода населения, то есть наблюдается высокий уровень бедности [2]. Исходя из этого необходимы предложить меры по борьбе с данными проблемами:
[7].
■ внешние причины смерти
■ болезги органов дыхания
■ инфекционные и паразитарные болезни
■ болезги органов пищеварения
■ новообразования
■ болезни системы кровообращения
Рисунок 2. Распределение по причинам смерти трудоспособного населения в 2019 году
1. Основной мерой борьбы с бедностью является отмена подоходного налога для бедных, тем самым «продемонстрировав борьбу за социальную справедливость» и стимулируя платежеспособный спрос, отсутствие роста которого замедляет экономику. Но есть и общие проблемы - сложность управления льготами и проблема восполнения недостатка бюджетных доходов.
2. Гарантированный минимальный доход (например, 10000 руб.) может стать новой моделью оказания адресной социальной поддержки малообеспеченным семьям с детьми. Второй нижний уровень — это стоимость продуктовой корзины плюс стоимость социальной корзины для детей, в которую входят предметы первой необходимости. И третий уровень - самый низкий. Это цена продуктовой корзины, чтобы эти семьи не остались голодными.
Подводя итог, необходимо сказать, что угрозы социально-демографической сфере являются одной из основных проблем современного развития России и ее регионов, препятствуют их устойчивому социально -экономическому развитию. Это, в свою очередь, требует целенаправленной государственной политики в этой сфере для нейтрализации негативных последствий и постепенного перехода ситуации на траекторию устойчивого развития и роста.
Список используемой литературы:
1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13278 (дата обращения 24.04.2021)
2. Гильмутдинова Р.А., Дубинина Э.В., Ханова И.М. Бедность как угроза экономической безопасности // Евразийский юридический журнал. - 2020. - №7 (146). - С. 441-445.
3. Сенчагов В.К., Митяков С.Н. Использование индексного метода для оценки уровня экономической безопасности// Вестник Академии экономической безопасности МВД России. - 2017.- № 5. -С. 41-50
4. Сюпова М.С., Бондаренко Н.А. Система индикаторов экономической безопасности региона // Вестник Тихоокеанского государственного университета. - 2019. - №4 (55). - С. 67-80.
5. Татаркин А.И. Комплексная методика диагностики социально-демографической безопасности региона / Под ред. акад. РАН А.И. Татаркина, д.э.н., проф. А.А. Куклина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2017. 156 с.
6. Ханова И.М., Гильмутдинова Р.А., Дубинина Э.В. Демографическая ситуация в Республике Башкортостан: вызовы и угрозы // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2021. - №1 (157). С. 144-147.
7. Динамика доходов населения [Электронный ресурс] /Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики// Режим доступа: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/rus_feb_2020.pdf (дата обращения 26.04.2021)
8. Смертность трудящихся. Названы регионы, где чаще всего умирают люди трудоспособного возраста [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://fmexpertiza.ru/press-service/researches/2020/smeilnost-trudyashchikhsya/ (дата обращения 26.04.2021)