Научная статья на тему 'Оценка состояния социальной безопасности России'

Оценка состояния социальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2070
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДЕМОГРАФИЯ / РЫНОК ТРУДА / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кайгородцев А. А.

В статье проводится анализ социальной безопасности России. Раскрыта сущность понятий «социальная безопасность», «система социальной безопасности», «угрозы социальной безопасности». Дана характеристика внутренних и внешних угроз социальной безопасности России. Проведена количественная оценка показателей социальной безопасности государства, характеризующих динамику демографических показателей, показателей рынка труда и уровня жизни населения страны. Проведена количественная оценка критериев социальной безопасности России, согласно результатам которой ниже порогового уровня находятся большинство критериальных показателей социальной безопасности: «суммарный коэффициент рождаемости», «условный коэффициент депопуляции», «удельный вес населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума», «соотношение среднедушевых доходов населения и прожиточного минимума», «коэффициент фондов», «коэффициент Джини», «уровень безработицы». Дана характеристика Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., нацеленной на решение проблем социальной сферы страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка состояния социальной безопасности России»

УДК 338.2

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

А.А. Кайгородцев

Аннотация. В статье проводится анализ социальной безопасности России. Раскрыта сущность понятий «социальная безопасность», «система социальной безопасности», «угрозы социальной безопасности». Дана характеристика внутренних и внешних угроз социальной безопасности России. Проведена количественная оценка показателей социальной безопасности государства, характеризующих динамику демографических показателей, показателей рынка труда и уровня жизни населения страны. Проведена количественная оценка критериев социальной безопасности России, согласно результатам которой ниже порогового уровня находятся большинство критериальных показателей социальной безопасности: «суммарный коэффициент рождаемости», «условный коэффициент депопуляции», «удельный вес населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума», «соотношение среднедушевых доходов населения и прожиточного минимума», «коэффициент фондов», «коэффициент Джини», «уровень безработицы». Дана характеристика Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., нацеленной на решение проблем социальной сферы страны.

Ключевые слова: социальная безопасность, демография, рынок труда, уровень жизни, критерии социальной безопасности.

ASSESSMENT OF THE STATE OF SOCIAL SECURITY IN RUSSIA

A.A. Kaigorodtsev

Abstract. The article analyzes the social security of Russia. The essence of the concepts of «social security», «social security system», «threats to social security» revealed. The characteristic of internal and external threats to social security of Russia is given. The quantitative assessment of indicators of social security of the state, characterizing the dynamics of demographic indicators, indicators of the labor market and the standard of living of the population of the country. A quantitative estimation of criteria of social security in Russia, according to the results of which are below the threshold level are the most critical indicators of social security: «total fertility rate», «conditional factor of depopulation», «share of population with incomes below the subsistence minimum ratio of per capita incomes and the subsistence minimum», and «fund ratio», the «Gini coefficient», «unemployment rate». The article describes the Concept of long-term socioeconomic development of the Russian Federation for the period up to 2020, aimed at solving the problems of the social sphere of the country.

Key words: social security, demography, labor market, standard of living, criteria of social security.

Социальная безопасность государства является одной из подсистем национальной безопасности. Несмотря на актуальность проблемы обеспечения социальной безопасности России круг научных публикаций по данной теме весьма ограничен. Это свидетельствует об актуальности темы данной статьи и обусловливает выбор цели проводимого автором исследования.

Целью настоящей статьи является исследование состояния социальной безопасности России в условиях турбулентности мировой экономики и перманентных антироссийских санкций.

Результаты исследования. Социальная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, общества и государства от комплекса внутренних и внешних угроз социального, экономического, экологического и иного характера, которое определяет:

- социальную независимость государства;

- устойчивость функционирования системы социальной защиты населения;

- способность системы социальной защиты к системному саморегулированию, развитию и совершенствованию;

- уровень и качество жизни населения;

- уровень безработицы;

- стабильность минимальной заработной платы и ее соответствие прожиточному минимуму;

- безопасность труда;

- социальное партнерство;

- уровень социального обеспечения и социального страхования;

- степень развития социальной сферы и т.п. [9, с. 50-51].

Систему социальной безопасности государства можно оценить по ее способности:

- предотвращать возникновение социального взрыва;

- предотвращать деградацию социальной структуры в результате развития процессов поляризации, маргинализации и люмпенизации общества;

- обеспечивать устойчивость социальной структуры при нормальной горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

- поддерживать адекватность системы ценностных ориентаций и культуры социального поведения [9, с. 51].

Под угрозой социальной безопасности понимается происходящее или потенциально возможное событие, процесс, действие (воздействие) или явление, которое может нанести ущерб чьим-либо интересам.

Угрозы социальной безопасности подразделяются на внутренние и внешние.

Социальная безопасность России находится под воздействием следующих внешних угроз:

- санкционное давление со стороны США и ЕС с целью ухудшения условий для развития национальной экономики и возникновения социальных конфликтов вследствие снижения уровня и качества жизни населения;

- идеологическое воздействие со стороны стран Запада с целью навязать населению страны систему ценностных ориентаций, основанную на принципах космополитизма, индивидуализма, меркантилизма, сиюминутной выгоды.

К внутренним угрозам социальной безопасности России можно отнести:

- реализацию экономическим блоком правительства и центробанком рекомендаций МВФ, способствующих сохранению сырьевой модели российской экономики, низких темпов экономического роста и, как следствие, замедлению процесса повышения уровня и качества жизни населения;

- усиление социальной стратификации вследствие высокого уровня имущественного и доходного расслоения, территориальной, отраслевой и профессиональной дифференциации в оплате труда, широкого распространения и самовоспроизводства бедности;

- сокращение среднего класса, являющегося основой социальной стабильности;

- усиление региональной дифференциации по уровню социально-экономического развития;

- депопуляцию, являющуюся следствием неблагоприятного сочетания низкого уровня рождаемости, высокого уровня смертности, незначительных темпов повышения продолжительности жизни, низкого уровня и качества жизни, а также эмиграции населения;

- ускорение старения населения, приводящее к усилению проблем системы пенсионного обеспечения;

- низкое качество и снижение уровня доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования;

- деформацию системы вертикальной социальной мобильности;

- деформацию процессов горизонтальной мобильности в обществе;

- эмиграцию научно-технических кадров, деятелей науки и культуры;

- неконтролируемый приток мигрантов;

- межэтнические конфликты;

- межконфессиональные конфликты;

- рост уровня преступности.

Уровень социальной безопасности определяется характером взаимодействия между различными социальными слоями и группами (стратами) в обществе на принципах социального партнерства, являющегося основой устойчивого развития и социально-политического единства государства и общества.

При построении модели безопасности социальной системы необходимо руководствоваться следующими принципами:

- ориентация на процессы самоуправления, при которых социальная система самостоятельно осуществляет поиск путей установления и сохранения динамического равновесия с внешней средой;

- сбор, обработка и анализ информации об адаптации системы к постоянно изменяющейся окружающей среде;

- осуществление социального управления на основе результатов проводимого анализа.

Обязательными элементами модели социальной безопасности являются критерии и индикаторы безопасности, а также их пороговые уровни, превышение которых приводит к утрате объектом защиты способности к функционированию и развитию.

Эффективность функционирования модели обеспечения социальной безопасности обусловливается ее комплексным, системным характером. Свидетельством достижения социальной системой, подвергающейся воздействию внутренних и внешних угроз, искомого уровня безопасности является такое качественное состояние данной системы, при котором ее основные параметры находятся в динамическом равновесии [5].

Результаты анализа динамики демографических показателей РФ за 2000-2017 гг. свидетельствуют о серьезности проблемы депопуляции российского общества.

За период с 2000 г. по 2010 г. численность населения страны уменьшилась на 3,4 млн чел. или 2,2 % и составила 142,9 млн чел. По итогам 2017 г. численность населения РФ увеличилась по сравнению с 2010 г. на 2,8 % и составила 146,9 млн чел. Однако это произошло не столько благодаря эффективности демографической политики правительства, сколько в результате добровольного присоединения Крыма к России и притока мигрантов.

В современной России 3/4 населения проживает в городах. При этом доля сельского населения имеет тенденцию к снижению. Это, с одной стороны, способствует повышению качества жизни населения, но, с другой стороны, является фактором, сдерживающим развитие импортозамещения в сельском хозяйстве.

В настоящее время удельный вес населения в трудоспособном возрасте составляет менее 60 % от общей численности населения, а доля населения в возрасте старше трудоспособного возраста достигла 25 %. В 2017 г. доля населения в трудоспособном возрасте уменьшилась по сравнению с 2010 г. на 5,2 п.п., а удельный вес населения в пенсионном возрасте увеличился на 3,1 п.п. Это свидетельствует об усилении процесса старения населения, а также о нарастании проблем с улучшением системы пенсионного обеспечения и повышением уровня жизни пенсионеров.

В России доля лиц в возрасте старше пенсионного в 3,6 раза превышает установленный ООН пороговый уровень данного показателя (7 %), используемого для определения стареющих наций [8, с. 88-89]. Это является серьезной угрозой социальной безопасности РФ.

В течение всего рассматриваемого периода в России происходило увеличение ожидаемой продолжительности жизни, которая в 2017 г. увеличилась по сравнению с 2000 г. на 11,3 % и достигла 72,7 года, в то время как пороговый уровень социальной безопасности составляет 70 лет. При этом средняя продолжительность жизни женщин превысила пороговый уровень на 7,6 года, а продолжительность жизни мужчин была на 2,5 года меньше порогового уровня социальной безопасности.

Показатели рождаемости не обеспечивают прирост численности населения в размерах, соответствующих естественному уровню его воспроизводства. Для этого необходимо, чтобы суммарный коэффициент рождаемости, то есть среднее количество детей, рожденных одной женщиной, был равен 2,15 [8, с. 87].

В России существенное уменьшение данного коэффициента (с 2,15 до 1,195) происходило в период с 1988 г. по 2000 г. Впоследствии положение стабилизировалось, однако так и не было компенсировано. В 2010 г. суммарный коэффициент рождаемости увеличился по сравнению с 2000 г. в 1,3 раза и составил 1,567, что почти в 1,4 раза ниже уровня, необходимого для естественного восстановления населения страны. В 2010-2015 гг. данный коэффициент увеличился до 1,777, но в 2017 г. сократился до 1,621. Таким образом, данный показатель по-прежнему находится ниже порогового уровня социальной безопасности.

Каждую минуту в мире рождаются 260 чел., умирают 107 чел., следовательно, уровень рождаемости в 2,4 раза превышает уровень смертности [7, с. 105].

Россия значительно уступает среднемировому уровню естественного прироста населения. Так, за период с 2000 г. по 2010 г. количество родившихся в расчете на 1000 чел. населения увеличилось в 1,4 раза и составило 12,5 чел. За тот же период количество умерших в расчете на 1000 чел. населения уменьшилось с 15,3 до 14,2 чел. Таким образом, естественная убыль населения сократилась в 3,9 раза. В 2015 г. количество родившихся увеличилось до 13,3 чел. при одновременном сокращении числа умерших до 13 чел., в результате чего коэффициент естественного прироста населения составил 0,3 чел. на 1000 жителей страны. Однако в 2017 г., несмотря на сокращение коэффициента смертности до 12,4 чел., в результате уменьшения коэффициента рождаемости до 11,5 чел. естественная убыль населения РФ составила 135,8 тыс. чел., а коэффициент естественной убыли -0,9 чел. на 1000 жителей страны.

Показатели смертности являются ключевыми индикаторами государственной программы «Развитие здравоохранения». По данным Министерства здравоохранения РФ, в 2017 г. не были достигнуты запланированные значения следующих показателей: - смертность от всех причин (план - 12,1 чел. на 1000 чел. населения, факт - 12,4 чел.);

- смертность от новообразований, в том числе злокачественных (план - 194,4 чел. на 100 тыс. чел. населения, факт - 196,9 чел.).

В то же время в 2017 г. были перевыполнены запланированные значения следующих ключевых индикаторов программы:

- смертность от болезней системы кровообращения уменьшилась по сравнению с предыдущим годом на 5,4 % и составила 584,7 чел. на 100 тыс. чел. населения при запланированном значении данного показателя - 598,7 чел.;

- младенческая смертность уменьшилась по сравнению с 2016 г. на 8,3 % и составила 5,5 чел. на 1000 чел. родившихся живыми при запланированном значении данного показателя - 5,8 чел.;

- смертность от туберкулеза уменьшилась в течение года на 20,5 % и составила 6,2 чел. на 100 тыс. чел. населения при плане -7,4 чел.

Приведенные данные свидетельствуют о наличии резервов уменьшения смертности населения. Для этого необходимо повысить эффективность пропаганды здорового образа жизни, улучшить профилактику злокачественных образований, повысить квалификацию специалистов среднего звена здравоохранения [3].

Условный коэффициент депопуляции, который определяется как отношение числа умерших к числу родившихся, в 2015 г. уменьшился по сравнению с 2000 г. в 1,8 раза и достиг своего минимального уровня (0,977), что свидетельствует об отсутствии в стране не только расширенного, но и простого воспроизводства населения.

Результаты анализа данных о развитии российского рынка труда свидетельствуют о том, что за период 2000-2017 гг. численность рабочей силы увеличилась на 4,6 % и составила 76,1 млн чел. При этом численность занятых увеличилась на 10,9 % до 72,1 млн чел., а численность безработных уменьшилась в 1,9 раза и составила 4 млн чел.

За рассматриваемый период доля безработных, зарегистрированных в службе занятости, увеличилась с 13,5 до 19,6 %, из них количество безработных, получающих пособие по безработице, уменьшилось с 87,8 до 84,5 %.

В 2017 г. уровень участия в рабочей силе увеличился по сравнению с 2000 г. на 3,5 п.п. и составил 69,1 %. Уровень занятости увеличился за тот же период на 7,0 п.п. и составил 65,5 %, а уровень

безработицы уменьшился в 2 раза с 10,6 до 5,2 %, что на 0,2 п.п. превышает пороговый уровень экономической и социальной безопасности. Однако с учетом потенциальной рабочей силы, доля лиц, нуждающихся в работе (6,6 %), превышает пороговый уровень безопасности в 1,3 раза.

За период с 2010 г. по 2017 г. в России: среднедушевые доходы населения увеличились на 65,4 % и составили 31351,6 руб. в месяц; среднемесячная номинальная начисленная заработная плата увеличились 86,9 % и составили 39167 руб. в месяц; средний размер назначенных пенсий увеличился на 72,4 % и составил 12887 руб. в месяц.

За рассматриваемый период инфляция, для которой пороговый уровень экономической и социальной безопасности составляет 6 %, сократилась до 2,5 %, что способствовало повышению реальных доходов населения. Достижение столь низкого уровня инфляции стало возможным в результате реализации Банком России жесткой денежно-кредитной политики.

Согласно прогнозу Министерства экономического развития РФ, под воздействием антироссийских санкций, оттока капитала из развивающихся экономик, включая российскую, и повышения ставки НДС с 18 до 20 %, уровень инфляции в 2019 г. составит 4,3 %, а в 2020-2024 гг. - 3,8-4 %, следовательно, несмотря на рост, не превысит пороговый уровень экономической и социальной безопасности. Однако прогнозируемый правительством уровень инфляции превышает предусмотренное Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. значение индикатора, которое не должно превышать 3 % [1].

В 2017 г. величина прожиточного минимума увеличилась по сравнению с 2010 г. в на 77,4 % и составила 10 088 руб. За тот же период численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума увеличилась на 9,0 % и составила 19,3 млн чел. или 13,1 % от общей численности населения страны.

В 2017 г. дефицит денежного дохода, то есть сумма средств, необходимых для того, чтобы довести размер доходов наименее обеспеченных граждан до прожиточного минимума, увеличился по сравнению с 2010 г. в 1,9 раза и составил 716,6 млрд. руб. или 1,3 % от общего объема денежных доходов населения страны.

Об ухудшении жизненного уровня населения также свидетельствуют уменьшение соотношения с прожиточным минимумом

среднедушевых доходов населения с 333 до 310,8 % и среднего размера назначенных пенсий со 165 до 155 %. Что же касается соотношения между среднемесячной заработной платой и величиной прожиточного минимума, то увеличение данного показателя с 341 до 359,4 % способствовало незначительному повышению номинальных денежных доходов.

По данным Росстата, в 2017 г.:

- денежные доходы 7,5 % российских граждан не превышали 10 тыс. руб. на душу населения в месяц;

- 25,8 % жителей страны имели среднедушевой доход в размере от 10 до 19 тыс. руб. в месяц;

- среднедушевой доход в размере от 19 до 27 тыс. руб. в месяц имели 18,2 % населения;

- денежные доходы в размере от 27 до 45 тыс. руб. в месяц получали 23,1 % граждан;

- 19,8 % жителей страны имели среднедушевой денежный доход, превышающий 45 тыс. руб. в месяц.

Распределение российского населения по пяти 20-процентным квантильным группам, показывает, что в 2017 г. на долю 20 % жителей страны, имеющих самый низкий уровень доходов, приходилось 5,3 % от общей суммы денежных доходов населения, в то время как 20 % наиболее обеспеченных граждан обладали 47 % всех денежных доходов.

О высоком уровне имущественного неравенства в России свидетельствует коэффициент дифференциации доходов, величина которого за 2017 г. (15,5) означает, что доходы наиболее обеспеченной части населения страны в 15,5 раза превышали уровень доходов наименее обеспеченной его части, в то время, как это соотношение не должно быть больше порогового уровня социальной и экономической безопасности, равного 8.

Об этом также свидетельствует коэффициент Джини, величина которого хотя и уменьшилась за период 2010-2017 гг. с 0,421 до 0,412, по-прежнему значительно превышает пороговый уровень данного показателя, равный 0,17.

На основании результатов анализа жизненного уровня населения можно сделать следующие выводы:

- доля оплаты труда в ВВП, составившая в 2017 г. в России 47,7 %, в 1,3-1,6 раза меньше, чем в экономически развитых странах (в США - 70-75, во Франции - 60-65 %);

- большой удельный вес ненаблюдаемой заработной платы обусловливает сокращение размеров пенсий у значительной части населения (по данным Росстата, в 2016 г. удельный вес ненаблюдаемой заработной платы составил 25,3 %);

- крайне низкий уровень законодательно устанавливаемых минимального размера оплаты труда и фиксированной выплаты к страховой пенсии не способствует созданию условий для достойного уровня жизни работающего населения и пенсионеров;

- удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума, составляющий 13,2 % от общей его численности, является недопустимо высоким;

- расслоение населения по доходам консервирует бедность и социальное неравенство, обусловливает ухудшение качества жизни работающих и членов их семей.

Социальная безопасность определяется не только уровнем занятости, инфляции и доходов, но и низким уровнем преступности.

В настоящее время в России количество официально зарегистрированных преступлений имеет тенденцию к снижению: в период с 2010 г. по 2017 г. количество зарегистрированных преступлений уменьшилось на 21,7 %. Уменьшение количества преступлений объясняется, с одной стороны, улучшением криминальной ситуации в стране, а с другой стороны - высоким уровнем латентной преступности и декриминализацией ряда норм уголовного права.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2017 г. было зарегистрировано 2058,5 тыс. преступлений, ущерб от которых составил 408,5 млрд руб. При этом наибольший удельный вес в общем количестве преступлений (52,3 %) имеют преступления против собственности (мошенничество, кражи, грабежи, разбои). Кроме того, было зарегистрировано: 208,7 тыс. (10,1 %) преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков; 105,1 тыс. (5,1 %) экономических преступлений; 28,9 тыс. (1,4 %) преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия; 24,9 тыс. (1,2 %) экологических преступлений; 5,4 тыс. (0,3 %) преступлений, связанных с использованием оружия; 1871 (0,1 %) преступление террористического характера; 1521 преступление экстремистского характера (0,07 %).

По сравнению с 2016 г. количество краж уменьшилось на 9,5 %, грабежей - на 7,6 %, разбоев - на 20,3 %, преступлений с ис-

пользованием оружия - на 9,9 %, преступлений террористического характера - на 16 %. В то же время число случаев мошенничества (222,8 тыс. или 10,8 % от общего количества зарегистрированных преступлений) увеличилось на 6,6 %, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков - на 3,7 %, преступлений экстремистского характера - на 4,9 %, экологических преступлений - на 2,9 % [6, с. 122].

В 2017 г. на каждые 100 тыс. человек населения приходилось 1402 зарегистрированных преступлений. Этот показатель в 3,9 раза меньше порогового уровня социальной безопасности, равного 5000, что, наряду с тенденцией к сокращению количества преступлений, свидетельствует о способности государства успешно противостоять данной угрозе нанесения ущерба интересам России в социальной сфере.

Результаты проведенного анализа состояния социальной безопасности РФ сведены в таблицу 1, из которой видно, что в 2017 г. пороговый уровень социальной безопасности был превышен только по 3 из 10 критериальных показателей (ожидаемая продолжительность жизни населения, уровень инфляции и уровень преступности).

Значения семи показателей (суммарный коэффициент рождаемости, условный коэффициент депопуляции, доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, соотношение среднедушевых доходов населения и прожиточного минимума, коэффициент дифференциации доходов (фондов), коэффициент Джини и уровень безработицы) были ниже порогового уровня социальной безопасности.

При этом показатели «удельный вес населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума», «коэффициент фондов» и «коэффициент Джини» находятся в критической зоне, а показатель «уровень преступности» - в опасной зоне.

Системная работа по обеспечению социальной безопасности России осуществляется в соответствии с законами и программными документами РФ, регламентирующими деятельность государственных органов по переходу к инновационному социально-ориентированному развитию страны и обеспечению национальной безопасности.

Таблица 1

Оценка социальной безопасности России

Наименование показателей Пороговый уровень Факт 2017 г Отклонение (+,-)

абсолютное в долях единицы

Продолжительно сть жизни населения, лет 70 72,7 +2,7 +0,039

Суммарный коэффициент рождаемости 2,15 1,62 -0,53 -0,247

Условный коэффициент депопуляции 1 1,078 -0,078 -0,078

Удельный вес населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, % 7 13,2 -6,2 п.п. -0,886

Соотношение среднедушевых доходов населения и прожиточного минимума, % 350 310,8 -39,2 п.п. -0,112

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах 8 15,5 -7,5 -0,938

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) 0,17 0,412 -0,242 -1,42

Уровень безработицы по методологии МОТ, в % к экономически активному населению 5 5,5 -0,5 п.п. -0,100

Уровень инфляции, % 6 2,5 +3,5 п.п. +0,583

Уровень преступности, количество преступлений на 100 тыс. чел. населения 5000 1402 +3598 +0,720

Примечание - составлено по данным проведенного исследования.

В 2008 г. Правительство РФ утвердило Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. [1], предусматривающую переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста на основе механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности.

Для обеспечения социальной безопасности государства в данной Концепции, наряду с проведением структурной и технологической модернизации систем образования и здравоохранения и повышением на этой основе доступности для населения качественных образовательных и медицинских услуг, предусмотрено:

- снижение инфляции до уровня менее 3 % в год и повышение на этой основе реальных доходов населения;

- увеличение расходов бюджетной системы на культуру и кинематографию до 1,5 % от ВВП;

- ужесточение экологических требований, создание и развитие экологически чистых производств и способов производства энергии и, как следствие, существенное улучшение экологической обстановки;

- повышение уровня обеспеченности населения качественным жильем;

- снижение уровня смертности от насильственных причин, и увеличение на этой основе средней продолжительности жизни [1].

На основании результатов проведенного анализа можно сделать вывод о наличии в РФ серьезных проблем с обеспечением социальной безопасности государства. В 2017 г. три из десяти (30 %) критериальных показателей социальной безопасности превысили пороговый уровень безопасности, значения семи показателей (70 %) были ниже порогового уровня социальной безопасности.

Библиографический список

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р. URL: http: //static.government.ru/media/ files/aaooFKShe DLiM99HEcyrygytfmGzrnAX.pdf (дата обращения: 14.08.2018).

2. Официальная статистика, 2018. // Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ (дата обращении: 23.05.2019).

3. Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации по итогам 2017 года. URL: http://static.govemment.ru/media/files/ijmsqevcKY9OdvNvrx-q1vzJ8zpDIudNJ.pdf (дата обращения: 02.12.2018).

4. Россия в цифрах. 2017: Краткий статистический сборник. M., 2017.

5. Косарев Ю.А. Концептуальные модели государственного социального страхования как формы социальной защиты и национальной безопасности общества в пореформенный период: дис. ... д-ра социол. наук. М., 1999.

6. Майоров А.В. Краткий аналитический обзор состояния преступности на территории Российской Федерации // Правопорядок: история, теория, практика. 2018. № 1 (16).

7. Панкратов С.А., РахлеевА.В. Угрозы и риски социальной безопасности современной России // Вестник ВолГУ Серия 7. 2008. № 1 (7).

8. Социальная доктрина Российской Федерации: макет-проект / под общ. ред. С.С. Сулакшина. М., 2010.

9. Чмыхало А.Ю. Социальная безопасность: учебное пособие. Томск, 2007.

А.А. Кайгородцев

доктор экономических наук, доцент

действительный член Российской академии естествознания,

Московского финансово-юридического университета МФЮА,

Ярославский филиал

Е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.