КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Том 12 • Номер 5 • май 2018 ISSN 1994-6929
>
издательство
Креативная экономика
Journal of Creative Economy
Анализ и критика практикоориентированного и образовательного компетентностного содержания в современных социально-экономических условиях
Затепякин О.А.1, Ясинский Д.Ю.12
1 Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецк, Россия
2 Общество с ограниченной ответственностью «Распадская угольная компания», Новокузнецк, Россия
В рассматриваемой статье авторами предлагается анализ и критика компетентносного содержания профессионального практикоориентированного явления «World Skills», а также паспорта формирования компетенций выпускников вузов. В первой части авторы анализируют информационное наполнение регламентирующего документа чемпионата по стандартам «World Skills» под названием «Техническое описание компетенции» и существующий вариант «Skills Passport». Авторы определяют компетенцию как готовность и стремление к определенному виду деятельности, из которых вытекает способность человека к реализации знаний и умений для эффективных трудовых действий в конкретной профессиональной среде, и делают выводы о том, что существующее техническое описание: определяет компетенцию как профессиональный навык; отождествляет понятие квалификации работника с его компетенцией и т.д. Отмечается то, что Skills Passport по версии «World Skills Russia» является суммарным отражением содержания вышеупомянутого технического описания. По мнению авторов, категория «компетенция» определяется участниками движения «World Skills Russia» как результат практической демонстрации навыков, основанный на применении ограниченного объема знаний и умений, которыми обладает индивид, достаточного для реализации поставленной трудовой задачи. В данном случае прослеживается попытка формирования требований к качеству рабочей силы, не используя категорию «компетенция». Во второй части статьи предлагается содержательный анализ паспорта формирования компетенций выпускников на конкретном примере. Делается заключение о том, что в данном случае присутствует категорийное несоответствие подчиненности понятий «компетенция», зафиксированного в ФГОС (в контексте образовательного процесса) и предлагаемого авторами (в условиях существования человека в процессе труда). В действующем ФГОС компетенция не рассматривается в удельно-весовом состоянии, что не предполагает ее цифрового содержания. Отмечается отсутствие математической формализации компетентностной составляющей, которая бы позволила привести к зарождению дискретного состояния оценки качества рабочей силы как одного из важнейших аспектов развития цифровой экономики.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: World Skills Russia, компетенция, паспорт, рабочая сила, качество рабочей силы.
Analysis and criticism of the practice based competency content in the current socio-economic conditions
Zatepyakin O.A.1, Yasinskiy D.Yu.12
1 Siberian State Industrial University, Russia
2 Limited Liability Company «Raspadskaya Coal Company», Russia
АННОТАЦИЯ:
Введение
В последние годы в России и других странах мира весьма интенсивно развивается социальное, профессиональное, практикоориентированное явление «World Skills» [1, 2]. В Российской Федерации сегмент «World Skills» существует с 2012 года и носит наименование «World Skills Russia», учредителями которого являются Министерство образования и науки РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ, а также Агентство стратегических инициатив [3].
По информации из официального источника, «World Skills» - это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие соответствующего образования путем гармонизации лучших
ABSTRACT:_
In the article the authors propose the analysis and criticism of the competence content of the professional practice-oriented phenomenon «World Skills», as well as the passport of formation of the competence of graduates. In the first part, the authors analyze the content of the regulatory document of the championship standards «World Skills» under the title «Technical description of competence» and the existing version of «Skills Passport». The authors define competence as the willingness and desire for a certain kind of work, from which follows the ability of a person to implement the knowledge and skills for effective labor action in a specific professional environment, and concludes that the current technical description: defines the competence as a professional skill; identifies the concept of skill of the worker with his competence, etc. it is Noted that the Skills Passport according to the «World Skills Russia» is a total reflection of the content of the above-mentioned technical description. According to the authors, the category «competence» is determined by the participants of the movement «World Skills Russia» as a result of practical demonstration of skills, based on the use of a limited amount of knowledge and skills possessed by the individual, sufficient to implement the task. In this case, there is an attempt to form the requirements for the quality of the workforce, not using the category «competence». In the second part of the article the substantial analysis of the passport of formation of competences of graduates of higher educational institutions on a concrete example is offered. It is concluded that in this case there is a categorical mismatch of subordination of the concepts «competence» fixed in the Federal state educational standard (in the context of educational process) and offered by authors (in the conditions of existence of the person in the course of work). In the current Federal state educational standard, competence is not considered in the specific weight state, which does not imply its digital content. There is a lack of mathematical formalization of the competence component, which would lead to the emergence of a discrete state assessment of the quality of the workforce, as one of the most important aspects of the digital economy.
KEYWORDS: World Skills Russia, competence, passport, labor force, labor force quality
JEL Classification: I21, J20, J21, J24 Received: 01.05.2018 / Published: 31.05.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Zatepyakin O.A. ([email protected])
CITATION:_
Zatepyakin O.A., Yasinskiy D.Yu. (2018) Analiz i kritika praktikoorientirovannogo i obrazovatelnogo kompetentnostnogo soderzhaniya v sovremennyh sotsialno-ekonomicheskikh usloviyakh [Analysis and criticism of the practice based competency content in the current socio-economic conditions]. Kreativnaya ekonomika. 12. (5). - 627-640. doi: 10.18334/ce.12.5.39110
практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом. Миссия рассматриваемого движения заключается в развитии определенных компетенций, повышении престижа высококвалифицированных кадров, демонстрации важности компетенций для экономического роста и личного успеха [4].
Обратим внимание на содержание одного из интервью, взятого у генерального директора союза «World Skills Russia» Р. Уразова в преддверии подведения итогов по результатам 44-го чемпионата профессионального мастерства «World Skills», прошедшего в конце 2017 года в столице Объединенных Арабских Эмиратов городе Абу-Даби. Господин Уразов говорит о том, что организаторы «World Skills Russia» приступили к реализации проекта «Skills Passport» для того, чтобы создать в системе образования четкий ориентир подготовки и понятный инструмент признания умений (на последнем словосочетании мы заостряем особое внимание). «Skills Passport» показывает по модулям, что человек может, а что нет. Упоминается также о проявлении большого интереса у многих компаний к созданию системы «Skills Passport», вызванного текущей необходимостью осуществления очередных проверок квалификации их сотрудников. По мнению генерального директора союза «World Skills Russia», введение «Skills Passport» способно упростить этот процесс. Также немаловажным кажется то, что на сегодняшний день российский сегмент «World Skills» содержит в своем перечне порядка двухсот компетенций [5] (Urazov, 2017).
кто и что делает
Так что же понимают под содержанием категории «компетенция» создатели «World Skills»? Предлагаем провести анализ информационного наполнения регламентирующего документа чемпионата по стандартам «World Skills» под названием «Техническое описание компетенции», а далее рассмотрим существующий вариант «Skills Passport», получить который становится возможным уже сейчас по итогам прохождения тестового чемпионата, или так называемого демонстрационного экзамена. Мы предполагаем то, что в проектном осмыслении просматривается попытка авторов «Skills Passport» в его основе установить реализацию элементов «Технического опи-
ОБ АВТОРАХ:_
Затепякин Олег Аркадьевич, д-р экон. наук, профессор кафедры менеджмента и отраслевой экономики (o1egzatepyakin0yandex.ru)
Ясинский Дмитрий Юрьевич, аспирант кафедры менеджмента и отраслевой экономики, главный специалист дирекции по информационным технологиям ООО «РУК» (yasdmitur0yandex.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Затепякин О.А., Ясинский Д.Ю. Анализ и критика практикоориентированного и образовательного компетентностного содержания в современных социально-экономических условиях // Креативная экономика. - 2018. - Том 12. - № 5. - С. 627-640. doi: 10.18334/ce.12.5.39110
сания компетенции», иначе - требований, благодаря которым происходит формирование результирующих идентификаторов качества рабочей силы. Далее постараемся разобраться насколько верно наше предположение.
Итак, техническое описание для каждой компетенции представлено на официальном Internet-сайте «World Skills Russia» в открытом доступе, то есть наличие ограничений в вопросах ознакомления с исследуемой информацией не предусматривается. Для анализа обратимся к списку компетенций IV Открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» («World Skills Russia») Московской области - 2018 и рассмотрим техническое описание по компетенции «20 Bricklaying Каменщик» [6].
На титульном листе документа мы можем видеть наименование «Компетенция «20 Bricklaying Каменщик» и некое общее положение, гласящее о том, что «Организация World Skills Russia (WSR) с согласия технического комитета, в соответствии с уставом организации и правилами проведения конкурсов установила нижеизложенные минимально необходимые требования владения этим профессиональным навыком для участия в конкурсе». Обращаем внимание на формулировку «владения этим профессиональным навыком». Мы не зря в начале анализа технического описания не оставили незамеченным часть заголовка «Компетенция Каменщик». Следующее за ним вышеприведенное уточнение относилось именно к категории «компетенция». Иными словами, по мнению создателей «World Skills Russia», компетенция есть не что иное, как профессиональный навык.
Во введении, в разделе «Название и описание компетенции» присутствует подраздел «Название профессионального навыка: Каменщик». Составители рассматриваемого документа повторно соотносят компетенцию с профессиональным навыком.
Содержание подраздела «Описание компетенции» сводится к следующим особенностям:
• конкретизируется объектная среда (где работают каменщики);
• устанавливается целевая функция (что делают каменщики и для чего), которая прописывает физические действия специалиста, приводящие к определенному конечному результату (укладка кирпича, каменных блоков и т.д.).
Далее приводится подзаголовок «Каменщик по укладке кирпича обучен выполнять следующие работы», затем перечисляются конкретные навыки (выбирать и подготавливать цементные растворы, строить внутренние и внешние стены и перегородки и т.д.). Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что подразумевается наличие возможности применения теоретических и практических знаний для реализации конкретного перечня работ.
В этом же разделе указываются требования к профессии каменщика по укладке кирпича. Постараемся их сгруппировать по компетентностным направлениям:
• личностные (выносливость и концентрация, внимание к деталям, аккуратность);
• квалификационные (умение планировать);
• профессиональные (цитата: «разнообразные практические навыки»).
По нашему мнению, компетентность в данном документе рассматривается как совокупность профессиональных требований, а не наборов компетенций, как представляется нам, и что никак, на наш взгляд, не поддается объяснению, это требование наличия компетентности в укладке кирпича, присутствующее в анализируемом документе. Мы предлагаем рассматривать компетенцию как включаемый, а компетентность - включающий компонент в существовании человека в процессе труда [7] (Yasinskiy, Zatepyakin, 2017), а под компетенцией понимать готовность и стремление к определенному виду деятельности, из которых вытекает способность человека к реализации знаний и умений для эффективных трудовых действий в конкретной профессиональной среде [8] (Yasinskiy, 2017). В связи с этим «укладка кирпича» представляется нам составляющим элементом профессионального компетентностного вида и, по нашему мнению, компетентностью быть не может.
В разделе «Квалификация и объем работ» фиксируется цель проведения мероприятия - это демонстрация (уровневое представление знаний, умений, навыков - ЗУНов), а также оценка квалификации в предлагаемом виде мастерства.
Если в существовании мастерства как элементе квалификации мы не устанавливаем вопросительной интонации, то демонстрация мастерства, по нашему мнению, является комбинированным профессионально-квалификационным направлением в определении качества рабочей силы. Поэтому в чистом квалификационном состоянии демонстрация мастерства осуществляться не может.
Далее по тексту рассматриваемого раздела мы обнаруживаем очередное противоречие с нашей исследовательской позицией в регламенте составителей технического описания, которое формирует состав конкурсного испытания исключительно на основании практических заданий. Мы полагаем, что помимо прочего квалификация - это симбиотическая категория ЗУНов, не допускающая выделение только лишь практического аспекта в своем содержании.
В очередном подразделе, именуемом «Требования к квалификации», говорится о необходимости выполнения определенного количества знаниевых модулей, в ходе которых предполагается проводить проверку перечисляемых навыков. Каждый модуль включает в себя две основные части - это знание и понимание специализированных вопросов, а также умение относительно реализации установленных практических задач. Данный подраздел содержит традиционную ЗУНовскую модель. Требовательный подход к квалификационной составляющей, рассмотренный в техническом описании, совпадает с нашим представлением о квалификационном формировании человека в процессе труда, поскольку в содержании понятия качества рабочей силы мы опираемся на получение уровневой позиции результатов в ходе последовательного задействования интеллектуального, практического и рефлексивного механизмов индивида. Обращаем внимание на то, что в нашем исследовании данный вывод справедлив для определения квалификации работника, а не для категории «компетенция», как представляют себе создатели анализируемого документа.
В разделе под названием «Оценка», по формулировке авторов технического описания, кроме проведения одноименного процесса некими экспертами, относительно конкурсного задания указываются характеристики оценок, процедуры и требования к их выставлению. В подпункте «Критерии оценки» приведен пример назначения критериев оценки и количество выставляемых баллов (субъективные и объективные), чья общая сумма (видимо, максимальное) составляет 100 единиц. И действительно, существует таблица с перечнем критериев оценки, где выставлены значения по двум категориям - субъективной и объективной с подведением суммарного итога. Итак, как происходит оценка? На основании субъективного и объективного мнения экспертов применяется простой балльный метод оценки, без какого-либо расчетного отягощения, выраженного, например, во введении дополнительных критериальных весовых единиц. Стоит отметить, что подобная примитивная оценочная методика достаточно популярна при решении аналогичных задач, но малоэффективна при необходимости получения максимально глубокого и наиболее точного результата оценки.
Возвращаясь к проводимому нами анализу технического описания компетенции, стоит отметить, что его авторами не раскрывается понятие субъективной и объективной оценки, вследствие чего постараемся сделать это самостоятельно.
Субъективность - отношение к чему-либо, определенное личными взглядами, интересами или вкусами субъекта (человека) [9] (Оо1оут, 0).
Объективная оценка уровня качества может быть сделана либо только по каждому отдельному параметру изделия, либо по их совокупности - интегральная оценка качества, которая возможна при наличии однозначно принятых (единых) коэффициентов или критериев важности для каждого параметра данного изделия [10] (У1йвт$кауп, 81тау1тк1у, Shvetsov, Schepetov, 1979).
Таким образом, под субъективной оценкой мы понимаем решение, приводящее к установлению ценностного критериального уровня, определяемого тем или иным экспертом на основании личного мнения, выставляемого по ходу конкурса, а под объективной оценкой - ранее зафиксированное (однозначно принятое) количество баллов. В техническом описании указывается то, что объективная бальная оценка может корректироваться в сторону уменьшения в случае, когда экспертами устанавливается наличие погрешности, значение которой имеет предварительно указанную величину.
Очередной подраздел носит название «Критерии оценки мастерства», и это говорит о том, что, по мнению авторов документа, следует оценивать не компетентностные критерии, а именно критерии мастерства как составляющие элементы квалификации.
Далее мы находим некое приближение к тому, что же можно считать объективной оценкой - это результат совокупного экспертного определения оценочных критериев. В данном случае ссылок на какие-либо регламентирующие документы, в которых могли бы быть прописаны соответствующие эталонные оценочные позиции, не приводится, следовательно, мы заключаем, что вся объективность суждения сводится к формированию мнения группы экспертов или совокупности субъективных мнений каждого из них.
Мы считаем, что предлагаемая организаторами конкурса система критериальной оценки, не предусматривает содержания высокого уровня методологической проработки данного вопроса, что, как нам кажется, не приводит к эффективности при реализации процесса оценки качества рабочей силы.
Предлагаем еще раз обратиться к выявленным особенностям. Рассматриваемое техническое описание:
• во-первых, определяет компетенцию как профессиональный навык;
• во-вторых, трактует компетентность как совокупность профессиональных требований, а не наборов компетенций;
• в-третьих, представляет компетентность как профессиональный компетент-ностный вид;
• в-четвертых, указывает на то, что демонстрация мастерства является элементом категории «квалификация», а не комбинированным профессионально-квалификационным направлением в определении качества рабочей силы;
• в-пятых, преподносит квалификацию как исключительно практическую категорию ЗУНов, допускающую выделение только лишь деятельностного аспекта в своем содержании;
• в-шестых, отождествляет понятие квалификации работника с его компетенцией;
• в-седьмых, при оценке критериев использует примитивный балльный метод;
• в-восьмых, исключает широкое представление понятия объективной компе-тентностной оценки.
в документе все написано
Далее предлагаем остановиться на содержании так называемых паспортов компетенций (Skills Passport), которые в нашем понимании весьма отдаленно относятся к компетенциям. Skill в переводе с английского - это искусство, мастерство, умение, ловкость, навык, сноровка, талант, способности, ремесло [11], то есть - все, что угодно, только не компетенция. Европейский скилс паспорт (European Skills Passport) - это портфолио для представления полной картины навыков и квалификаций [12]. По версии специализированного англоязычного индийского интернет-портала, Skills Passport - это паспорт квалификации, устраняющий разрыв между требуемыми навыками и существующими компетенциями. Информация на сайте утверждает то, что «навыки» перешли за пределы словарного значения «способности», которое превратилось в «устойчивое знание», «компетентность» и «применимость» [13]. В данном случае очевидно политерминологическое отождествление относительно «навыка», что идет вразрез с нашим представлением о смысловой обособленности многих из перечисленных понятий.
Что же до отечественного представления о содержании Skills Passport (паспорта компетенций), то «World Skills Russia» определяет его как документ, подтвержда-
ющий уровень профессиональных компетенций в соответствии со стандартами «Ворлдскиллс Россия» [14].
Предлагаем более подробно проанализировать информационное содержание вышеуказанного паспорта. На титульном листе (лицевой стороне) документа в его наименовании однозначно зафиксировано, что мы рассматриваем именно паспорт компетенций (во множественном числе) с уникальным идентификационным номером. Ниже прописывается Ф.И.О. человека, получившего паспорт, указывается его персональный идентификатор (ID). В следующей строке после фиксированного словосочетания «по компетенции» формулируется ее название из установленного перечня «World Skills Russia» (например, кирпичная кладка), ниже добавляется «результат демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллз Россия» соответствует» и прописывается максимально возможная оценка в баллах, количество которых соответствует значению «100». В завершение фиксируется дата выдачи паспорта и удостоверяется подписью технического директора организации.
На левой стороне разворота документа отводится место для фотографии владельца, дублируется информация: «Ф.И.О.», «компетенция», а также уникальный код паспорта. Вводятся дополнительные идентификационные признаки: «дата рождения», «профессия/специальность», «код профессии/специальности», «программа обучения», «образовательная организация». Правая сторона паспорта снабжена информацией о месте и центре (учреждении) проведения демонстрационного экзамена и графическим представлением уровня выполнения задания в процентах (результата экзамена) с детализацией по каждому из существующих практических модулей, указанных ниже графика [15]. На наш взгляд Skills Passport по версии «World Skills Russia» является суммарным отражением содержания вышерассмотренного документа.
Из анализа технического описания и Skills Passport можем сделать определенный вывод о том, что категория «компетенция» определяется участниками движения «World Skills Russia» как результат практической демонстрации навыков, основанный на применении ограниченного объема знаний и умений, которыми обладает индивид, достаточного для реализации поставленной трудовой задачи.
Паспортизация рабочей силы - это процесс, реализующий систему, направленную на высококачественное отождествление индивида с имеющимся у него набором компетенций, а также на формирование качества рабочей силы с целью общественного производства [16] (Yasinskiy, 2018). В данном случае прослеживается попытка формирования требований к качеству рабочей силы без использования категории «компетенция». В рассмотренном процессе паспортизации качества рабочей силы компетенции индивида описываются через ЗУНы. Очевидно то, что появляется противоречие метрологического характера, то есть единицы оценки качества рабочей силы (с одной стороны «компетенции», с другой - ЗУНы) не пересекаются между собой.
Стоит отметить, что на сегодняшний день идея практического внедрения Skills Passport в профессионально-образовательную сферу достаточно активно продвигается
организацией «World Skills Russia». Помимо фактического получения так называемого паспорта компетенций по результатам демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс Россия» существует возможность получения варианта Skills Passport по итогам прохождения тестового чемпионата [17]. Это говорит о далеко идущих планах государства исходя из партнерского состава данного проекта, как было отмечено выше, и не исключено, что в перспективе Skills Passport станет неотъемлемым атрибутом качества рабочей силы на рынке труда, но вопрос лишь в том: «в какой степени ценности».
Теперь предлагаем обратить внимание на содержание существующих основополагающих компетентностных документов в сфере высшего профессионального образования - это паспорта формирования компетенций выпускников (квалификация «бакалавр»). Анализ проводился на основании соответствующих паспортов, действующих в образовательном направлении подготовки 38.03.03 «Управление персоналом» [18, 19].
Структура документа(ов) включает в себя 5 (пять) основных компетентностно-содержательных элементов:
• «Справочник компетенций», где в своей основе приведены формулировки компетенций рассматриваемого образовательного направления, а также перечень дисциплин (модулей) с помощью которых они формируются;
• «Общекультурные компетенции (ОК)» в виде паспорта отдельно представляемой ОК, состоящего помимо прочего из детализации компетентностной структуры относительно цикла, раздела ООП, учебной дисциплины, модуля, участвующих в формировании указанной компетенции. В вышеупомянутой детализации приведена ЗУНовская модель реализуемого обучения в виде: «знать», «уметь», «владеть» (навыками). Далее указываются предполагаемые уровни сформированности компетенций у выпускников с оценочными индикаторами ЗУНов. Затем прописывается инструмент планирования в виде календарного графика и возможной траектории формирования компетенций у студентов при освоении ООП;
• «Общепрофессиональные компетенции (ОПК)» рассмотрены в концепции предыдущего компетентностно-содержательного элемента с учетом контекста ОПК;
• «Профессионально-специализированные компетенции (ПСК)» рассмотрены в концепции предыдущего компетентностно-содержательного элемента с учетом контекста ПСК;
• «Профессиональные компетенции (ПК)» рассмотрены в концепции предыдущего компетентностно-содержательного элемента с учетом контекста ПК.
Паспорта и программы формирования компетенций основной образовательной программы высшего профессионального образования разработаны в соответствии с требованиями ФГОС (Федерального государственного стандарта) [20] с учетом реко-
мендаций ООП (основной образовательной программы) [21] по направлению подготовки 38.03.03 «Управление персоналом».
В методических рекомендациях по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (ПС), утвержденных Министерством образования и науки России, закреплено использование ПС как обязательное условие формирования программ (модулей, частей), обеспечивающих готовность к выполнению того или иного вида(ов) профессиональной деятельности. В этом документе описан пошаговый алгоритм разработки ООП с учетом требований ПС [22].
Согласно вышеуказанному документу, четвертый и пятый шаги формирования ООП заключаются в установлении результатов освоения программы с учетом профессионального стандарта, а также в разработке процедур и средств их оценки. Перечень результатов освоения образовательной программы составляют компетенции, указанные в ФГОС, под которыми понимается динамическая комбинация знаний, умений и способность применять их для успешной профессиональной деятельности.
Заключение
На основании исследования вышеупомянутых официальных документальных источников предлагаем сделать некоторые выводы и заключения, относительно проведенного в рамках нашей работы анализа паспорта формирования компетенций выпускника.
Во-первых, устанавливается очевидное категорийное несоответствие подчиненности понятия «компетенция», зафиксированного в ФГОС (в контексте реализации образовательного процесса) и предлагаемого нами (в условиях существования человека в процессе труда). Авторское определение компетенции было приведено выше по тексту статьи. Динамическая комбинация ЗУНовских элементов (надо полагать их определенное взаимодействие, реализуемое в течение образовательного соотношения качество/время - авторы), предлагаемая в содержании государственного стандарта, не укладывается в формат нашего представления о компетенции как об однозначной готовности и направленному движению, обусловленному установленной необходимостью, осознаваемой индивидом (иначе стремлением), в связи с отсутствием представления в ФГОС о сформированных социально-личностных качествах работника. Это с большой степенью вероятности не позволяет отслеживать на первоначальном этапе, а затем осуществлять мониторинг при интеграции человека в процессе труда в реальной профессиональной деятельности. На наш взгляд, данный подход не формирует полноценный сбалансированный набор компетенций индивида. Иными словами, происходит разрушение идеальной конструкции качества рабочей силы, выстраиваемой нами.
Во-вторых, в содержании всех рассмотренных основных документов, предполагающих формирование компетенций выпускника в процессе получения высшего профессионального образования, мы отмечаем отсутствие какой-либо математической
формализации компетентностной составляющей, которая бы позволила привести к зарождению дискретного состояния оценки качества рабочей силы как одного из важнейших аспектов развития цифровой экономики.
Иными словами, на данный момент, на уровне ФГОС компетенция не рассматривается в удельно-весовом состоянии, что не предполагает ее цифрового содержания.
ИСТОЧНИКИ:
1. Official site WorldSkills International. [Электронный ресурс]. URL: https://www. worldskills.org (дата обращения: 28.01.2018).
2. Official site WorldSkills Europ. [Электронный ресурс]. URL: http://worldskillseurope.
org (дата обращения: 28.01.2018).
3. WorldSkills Russia. [Электронный ресурс]. URL: http://worldskills.ru/ (дата обраще-
ния: 28.01.2018).
4. Цель и миссия. WorldSkills Russia. [Электронный ресурс]. URL: http://worldskills.
ru/o-nas/dvizhenie-worldskills/czel-i-missiya.html (дата обращения: 28.01.2018).
5. Уразов Р. На смену дипломам приходят паспорта навыков. Хайтек. [Электронный
ресурс]. URL: https://hightech.fm/2017/10/19/World-Skills-Russia-urazov (дата обращения: 28.01.2018).
6. Региональный координационный центр Московской области. Список компетенций
IV Открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Московской области - 2018. Пример конкурсного задания по компетенции «Каменщик». WorldSkills Russia. [Электронный ресурс]. URL: http://worldskillsmo. ru/competentions_iv_2018#ul-id-114-75 (дата обращения: 17.01.2018).
7. Ясинский Д.Ю., Затепякин О.А. Понятие рабочей силы: проблема отождествления
и новый взгляд // Фундаментальные исследования, 2017. - № 7.
8. Ясинский Д.Ю. Компетенция и компетентность: сравнение и взаимосвязь понятий //
Инновационные научные исследования: теория, методология, практика: сборник статей IX Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. Пенза, 2017.
9. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Psychology. [Электронный ресурс].
URL: https://psychology.academic.ru/2503 (дата обращения: 04.02.2018).
10. Видершайн Н.А., Стравинский Л.А., Швецов К.Л., Щепетов А.В. Организация работ по опережающей стандартизации. - Москва: Изд-во стандартов, 1979.
11. English-Russian combinatory dictionary. Translate. [Электронный ресурс]. URL: https://translate.academic.ru/skill/en/ru (дата обращения: 05.02.2018).
12. European Skills Passport. Europass. [Электронный ресурс]. URL: http://europass. cedefop.europa.eu/documents/european-skills-passport (дата обращения: 05.02.2018).
13. About Skill Passport. Skills Passport. [Электронный ресурс]. URL: https://skillpassport. in/about-us.html (дата обращения: 05.02.2018).
14. О демонстрационном экзамене по стандартам Ворлдскиллс Россия. Официальный сайт WorldSkills Russia. [Электронный ресурс]. URL: http://worldskills.ru/nashi-
proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen/obshhaya-informacziya.html (дата обращения: 05.02.2018).
15. Структура чемпионатов и экспертного сообщества WSR. Официальный интернет-сайт ГБПОУ «Курганский техникум сервиса и технологий». WorldSkills Russia. [Электронный ресурс]. URL: http://ktsit.org.ru/index/part/SCK_files/Struc_chemp_ ex_comm_WSR.pdf (дата обращения: 17.01.2018).
16. Ясинский Д.Ю. Паспортизация рабочей силы в информационной среде в контексте компетентностного подхода // Экономика труда, 2018. - № 1. - doi: 10.18334/ et.5.1.38706.
17. Электронная система eSim.WorldSkills. [Электронный ресурс]. URL: https://esim. worldskills.ru (дата обращения: 17.01.2018).
18. Паспорта и программы формирования компетенций основной образовательной программы высшего образования. Направление подготовки 38.03.03 «Управление персоналом». Направленность (профиль) «Управление персоналом организации». Квалификация выпускника бакалавр. Форма обучения очная [Текст] / Утв. Проректором по учебной работе - первым проректором 21 сентября 2017. -Новокузнецк: Сибирский государственный индустриальный университет, 2017.
19. Паспорта и программы формирования компетенций основной образовательной программы высшего образования. Направление подготовки 38.03.03 «Управление персоналом». Направленность (профиль) «Управление персоналом организации». Квалификация выпускника бакалавр. Форма обучения заочная [Текст] / Утв. Проректором по учебной работе - первым проректором 21 сентября 2017. -Новокузнецк: Сибирский государственный индустриальный университет. - 2017. - 115 с
20. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.03 управление персоналом (уровень бакалавриата) от 14 декабря 2015 г. № 1461. Fgosvo.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/380303.pdf (дата обращения: 25.04.2018).
21. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080400 управление персоналом (квалификация (степень) «бакалавр») (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011 № 1975). Fgosvo.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/8/20111115140457.pdf (дата обращения: 25.04.2018).
22. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов, утвержденных Министерством
образования и науки России 22 января 2015 г. № ДЛ-1/05вн. Informio.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.informio.ru/files/main/documents/2016/07/ Pismo_Minobr.-dl-1-05vn.pdf (дата обращения: 26.04.2018).
references:
About Skill PassportSkills Passport. Retrieved February 05, 2018, from https://
skillpassport.in/about-us.html English-Russian combinatory dictionaryTranslate. Retrieved February 05, 2018,
from https://translate.academic.ru/skill/en/ru European Skills PassportEuropass. Retrieved February 05, 2018, from http://europass.
cedefop.europa.eu/documents/european-skills-passport Official site WorldSkills Europ. Retrieved January 28, 2018, from http://
worldskillseurope.org Official site WorldSkills International. Retrieved January 28, 2018, from https://www. worldskills.org
Vidershayn N.A., Stravinskiy L.A., Shvetsov K.L., Schepetov A.V. (1979). Organizatsiya rabot po operezhayuschey standartizatsii [Organization of work on improved standardization] Moscow: Izd-vo standartov. (in Russian). WorldSkills Russia. Retrieved January 28, 2018, from http://worldskills.ru/
Yasinskiy D.Yu. (2017). Kompetentsiya i kompetentnost: sravnenie i vzaimosvyaz ponyatiy [Компетенция и компетентность: сравнение и взаимосвязь понятий] [Инновационные научные исследования: теория, методология, практика]. (in Russian).
Yasinskiy D.Yu. (2018). Pasportizatsiya rabochey sily v informatsionnoy srede v kontekste kompetentnostnogo podkhoda [Certification of workforce in information environment in the context of competence approach]. Russian Journal of Labor Economics. 5 (1). (in Russian). doi: 10.18334/et.5.1.38706. Yasinskiy D.Yu., Zatepyakin O.A. (2017). Ponyatie rabochey sily: problema otozhdestvleniya i novyy vzglyad[Понятие рабочей силы: проблема отождествления и новый взгляд]. Fundamental research. (7). (in Russian).