Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И ЗНАЧЕНИЯ КИТАЙСКИХ КАМЕННЫХ ЛЬВОВ'

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И ЗНАЧЕНИЯ КИТАЙСКИХ КАМЕННЫХ ЛЬВОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
резьба по камню / китайский каменный лев / художественные характеристики / особенности моделирования / стиль резьбы / символическое значение / художественный тип / stone carving / Chinese stone lion / artistic characteristics / modeling features / carving style / symbolic meaning / artistic type

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ван Юйлинь, С.М. Будкеев

В данной статье рассмотрены особенности китайского каменного льва, глубоко анализируются его художественные характеристики, а также общественный культурный смысл и ценность, воплощенные в нем. Целью данной статьи является изучение исторических предпосылок, методов производства и важности китайских каменных львов в китайской культуре. Благодаря углубленному изучению каменных львов можно лучше понять богатое разнообразие китайской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE ARTISTIC CHARACTERISTICS AND SIGNIFICANCE OF CHINESE STONE LIONS

This article examines the features of the Chinese stone lion, deeply analyzes its artistic characteristics, as well as the social cultural meaning and value embodied in it. The purpose of this article is to explore the historical background, production methods, and importance of Chinese stone lions in Chinese culture. Through in-depth study of stone lions, one can better understand the rich diversity of Chinese culture.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И ЗНАЧЕНИЯ КИТАЙСКИХ КАМЕННЫХ ЛЬВОВ»

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И ЗНАЧЕНИЯ КИТАЙСКИХ

КАМЕННЫХ ЛЬВОВ

Ван Юйлинь, аспирант

С.М. Будкеев, д-р искусствоведения, канд. пед. наук, доцент Алтайский государственный университет (Россия, г. Барнаул)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-4-91-94

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности китайского каменного льва, глубоко анализируются его художественные характеристики, а также общественный культурный смысл и ценность, воплощенные в нем. Целью данной статьи является изучение исторических предпосылок, методов производства и важности китайских каменных львов в китайской культуре. Благодаря углубленному изучению каменных львов можно лучше понять богатое разнообразие китайской культуры.

Ключевые слова: резьба по камню; китайский каменный лев; художественные характеристики; особенности моделирования; стиль резьбы; символическое значение; художественный тип.

Китайские каменные львы - традиционное скульптурное изображение мифического льва-стража, выполненное с помощью резьбы по камню и обычно встречающееся в храмах, садах или перед воротами императорских усыпальниц. Каменные львы имеют важное символическое значение в китайской культуре: считается, что они отгоняют злых духов и бедствия [2].

Происхождение китайской каменной скульптуры

Резьба по камню в Китае имеет долгую историю. Изысканные резные произведения искусства из камня можно найти в остатках культуры Лянчжу (4000 лет назад) и Хуншань (3000 лет назад) [7]. Каменные львы начали появляться во времена Восточной династии Хань, а династии Суй и Тан были славными периодами их расцвета. Династии Мин и Цин пережили большое развитие и зрелость, что сделало искусство каменных львов популярным и светским.

Однако сам лев не является местным видом животного в Китае. Во времена династии Хань Чжан Цянь отправился в за-

падные регионы в качестве посланника и открыл каналы связи с другими странами в западных регионах до того, как львы проникли в Китай [1]. Как редкий иноземный вид животного, лев пользовался большим уважением и стал прообразом мифического зверя, обрел собственное символическое значение и был интегрирован в китайскую культурную систему. Китаизация каменных скульптур львов также начала появляться во времена династии Хань [4].

С ростом популярности и развитием буддизма, лев постепенно стал использоваться как образ буддийского духовного животного. В местной культуре центральных равнин лев - таинственный и недостижимый мифический зверь, превосходящий реальность, и числится одним из мифических зверей наряду с единорогом [5].

Способ изображения льва на севере и юге немного различается. В целом, резьба по камню на севере более грубая и властная, жесткая и крупная по форме, в то время как каменные львы в районе Цзян-нань изысканно резные, детальные и выра-

зительные [6]. Львята и львица со львом имеют разные формы. Некоторые из них находятся на спине льва, а некоторые - на руках львицы. Форма льва менялась с

каждой новой династией. Так, образ льва в династиях Хань и Тан был более могущественным, чем в династиях Юань и династиях Мин и Цин [3].

Рис. 1. Китайский каменный лев династии Мин

Историческое значение каменных львов в Китае

Статуи львов были первыми объектами восхищения в буддийском искусстве. С ростом популярности буддизма героическая сила льва широко вошла в жизнь китайского народа. В буддийском искусстве львы обычно имеют два стиля художественных образов. Первый тип - героическая и сильная фигура, обычно используемая для охраны здания; второй тип -скромная и послушная фигура, обычно лежащая у ног Будды, чтобы защищать Дхарму и слушать сутру [2]. Образ льва в буддийском искусстве играет важную роль в развитии традиционных изображений льва в Китае. В древнем феодальном обществе классовый статус чрезвычайно це-

нился людьми. Каменные львы у входа в дом также имели строгие иерархические правила. Каменные львы - это средство для императорской семьи и сановников продемонстрировать свой статус в феодальном обществе Китая.

Процесс производства китайских каменных львов

Для создания каменных львов прежде всего необходимо найти и выбрать подходящий камень, желательно местный медный купорос (рис. 2). Далее необходимо доставить его на фабрику резки и разумно спланировать расход камня. Затем камень грубо разрезают, чтобы сформировать модель льва. Только после этого можно переходить к следующему этапу детальной резки.

ш

Рис. 2.

Следующий шаг - выполнить базовое планирование резьбы по камню. Сначала нужно точно определить контур, что требует от мастера манипулятивных способностей и навыков рисования. Далее следует вырезание внешней формы каменной скульптуры с помощью большого станка, а затем срезании лишних углов по контуру. Основной метод - сочетание ручных и механических операций. Если на внешнем контуре слишком много углов, необходимо заранее вырезать углубление горным буром и заполнить его вспенивателем для удаления отходов. Этот метод широко используется и экономит труд и усилия.

После расчистки камня следует сделать важный шаг - придание шероховатости, связанный с окончательной общей формой каменной скульптуры льва. Основное внимание уделяется схватыванию деталей резьбы по камню, стремлению точно очертить и расположить ее. На данном этапе мы занимаемся внешним видом львиных конечностей, гривы, глаз, носа, когтей и т.д., что требует от мастера профессионализма и терпения. После того, как намечена основная форма, камень необходимо тонко отполировать. Для этого используется нож и шлифовальная головка для удаления шероховатостей. Камень мелко шлифуется и подравнивается. Грива каменного льва должна быть четкой, тексту-

ра волос должна быть полностью сохранена. Расстояние между прядями волос должно быть плотным и симметричным. Особенное внимание уделяется изображению глаз: взгляд должен быть суровым и выразительным. Когти должны быть острыми, мышцы конечностей напряжены.

Полировка камня - трудоемкая задача, требующая не только умения, но терпения и профессионализма мастера. Полировка камня включает в себя два этапа: первый -использование песка и гравия для тонкой полировки деталей. Второй - тщательное растирание марлей с более тонкой текстурой, чем шлифовальный круг, чтобы отполировать весь камень до правильной формы. В процессе полировки следует уделять внимание оставлению краев и углов, что проверяет мастерство применения трехмерного чувства каменной статуи и применения силовых навыков мастера.

Заключение

Каменный лев - одна из самых распространенных скульптур в Китае. Она несет в себе сильный отпечаток традиционной китайской культуры, а также представляет собой концентрированное проявление богатого искусства и культуры с китайской спецификой.

Мастерство резьбы каменного льва является воплощением мастерства резчиков всех возрастов. Продолжение и распро-

странение этой культурной формы стало ственную ценность и несет в себе разные исторической миссией современных ма- значения. Каменные львы, как часть уни-стеров Китая. Резьба каменного льва об- кальных традиционных ремесел Китая, новляется и развивается, и имеет свое раз- должны быть защищены и переданы в но-витие или изменения в каждой династии, вую эпоху, чтобы больше людей могли но с точки зрения оценки искусства каж- осознать глубину китайской культуры и дое изменение имеет уникальную художе- наследие китайского искусства.

Библиографический список

1. Го Пу. Комментарий Эрья: Зверь Ши. - Пекин: Издательство Пекинского университета. - 1992. - №12. - С. 45-49.

2. Сюй Хуадан, Ян Гучэн. Пластическое искусство китайского льва. - Тяньцзинь: Тяньцзиньское издательство изящных искусств, 2004. - 48 с.

3. Бан Гу. Книга Хань. Биография западных регионов. Zhonghua Book Company, 1975. -98 с.

4. Лян Сычэн. История китайской скульптуры. Издательство литературы и искусства Байхуа, 2006. - 76 с.

5. Сюй Хуадан. Китайская скульптура льва. - Тяньцзинь: Издательство «Тяньцзиньское народное изобразительное искусство», 2004. - С. 33-37.

6. Чжан Минь. Анализ древнего искусства каменных львов в районе Датун // Журнал Шаньсиского университета Датун (социальные науки). - 2015. - № 2. - С. 107-109.

7. Чжан Мин. Характеристика пластики древних групп каменных львов в районе Датун. Yi Hai. - 2015. - №6. - С. 177-178.

ANALYSIS OF THE ARTISTIC CHARACTERISTICS AND SIGNIFICANCE

OF CHINESE STONE LIONS

Wang Yulin, Postgraduate Student

S.M. Budkeev, Doctor of Art History, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Altai State University (Russia, Barnaul)

Abstract. This article examines the features of the Chinese stone lion, deeply analyzes its artistic characteristics, as well as the social cultural meaning and value embodied in it. The purpose of this article is to explore the historical background, production methods, and importance of Chinese stone lions in Chinese culture. Through in-depth study of stone lions, one can better understand the rich diversity of Chinese culture.

Keywords: stone carving; Chinese stone lion; artistic characteristics; modeling features; carving style; symbolic meaning; artistic type.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.