Дай Цзяньбин*
«Летопись» культуры региона Яньчжао в Музее провинции Хэбэй (Китай)**
doi:10.31518/2618-9100-2021-2-11
УДК 94(930.85)+069
Выходные данные для цитирования:
Дай Цзяньбин. «Летопись» культуры региона Яньчжао в Музее провинции Хэбэй (Китай) // Исторический курьер. 2021. № 2(16). С. 128-139. URL: http://istkurier.ru/data/2021/ISTKURIER-2021-2-11.pdf
Dai Jianbing*
"Chronicle" of the Culture of the Yanzhao Civilization in the Museum of the Hebei Province (China)**
doi:10.31518/2618-9100-2021-2-11
How to cite:
Dai Jianbing. "Chronicle" of the Culture of the Yanzhao Civilization in the Museum of the Hebei Province (China) // Historical Courier, 2021, No. 2 (16), pp. 128-139. [Available online:] http:// istkurier.ru/data/2021/ISTKURIER-2021-2-11.pdf
Abstract. The paper presents information about the origin of the name of the Yanzhao region, its geographical conditions, the centuries-old history of development, which has both general Chinese features and its own characteristics. It reflects the achievements of the region in architecture, natural sciences, humanities, agriculture, crafts, and art, which contribute to the development of China as a whole. The author focuses on the exhibitions in the Museum of Hebei Province, dedicated to the history and culture of Yanzhao. A detailed description of the nine permanent exhibition halls and showrooms of the museum is given: "Hebei in the Stone Age", "The Hebei civilization in the Shang period (about 1600-1028 BC)", "The History of Yangzhao", "Heroes of the warring states - the ancient kingdom of Zhongshan (about 475-221 BC)", "About the great tomb of the Han Dynasty (206-220 BC)", "Stone sculptures in Quyang County", "Mural in the dynasty Beizhao" (386-581), "Famous ancient potteries and valuable porcelain products", "Heroes of Hebei in the 14 years War of Resistance against Japan". Unique collections and objects of national and world historical and cultural significance are highlighted. Attention is drawn to innovative ways of reflecting regional history and culture using modern digital technologies, 3D-modeling. The significance of the peculiar culture of Yanzhao, its place in the development of Chinese civilization, is evaluated, and the important role of the Museum of Hebei Province in preserving and presenting the regional historical and cultural heritage and identity is emphasized. The article is published in an authorized translation with a small editorial revision, including correction of errors and clarification of terminology in accordance with the traditions of Russian Sinology.
Keywords: Yanzhao culture; civilization in China; historical and cultural heritage; Museum of Hebei Province; regional identity.
The article has been received by the editor on 03.02.2021.
Full text of the article in Russian and references in English are available below.
Аннотация. В работе представлена информация о происхождении названия региона Яньчжао, его географических условиях, многовековой истории развития, имеющей как общекитайские черты, так и свои особенности. Отражены успехи, достигнутые регионом в архитектуре, естественных и гуманитарных науках, сельском хозяйстве, ремесле, искусстве, способствующие развитию Китая в целом. В центре внимания автора экспозиции в Музее
* Дай Цзяньбин, доктор исторических наук, профессор, Хэбэйский педагогический университет; директор, Центр изучения культуры цивилизации Яньчжао, Шицзячжуан, Китай, e-mail: jianbd@263.net Dai Jianbing, Doctor of Historical Sciences, Professor, Hebei Normal University; Head of the Center for the Study of Yanzhao Culture, Shijiazhuang, China, e-mail: jianbd@263.net
** Статья подготовлена в рамках проекта Министерства образования Китайской Народной Республики 19GBQY029.
The article was prepared in the framework of the project of the Ministry of Education of the People's Republic of China 19GBQY029.
провинции Хэбэй, посвященные истории и культуре Яньчжао. Приведено подробное описание девяти постоянных экспозиционных и выставочных музейных залов: «Хэбэй в каменном веке», «Цивилизация Хэбэй в эпоху Шан (около 1600-1028 гг. до н.э.)», «История Яньчжао», «Герои периода Чжаньго - древнее царство Чжуншань (около 475-221 гг. до н.э.)», «О гробнице Маньчэн эпохи Хань (206-220 гг. до н.э.)», «Каменные скульптуры в уезде Цюйян», «Фрески периода Северных династий» (386-581 гг.), «Знаменитые гончарные мастерские и ценные фарфоровые изделия», «Герои Хэбэя в Четырнадцатилетней войне сопротивления Японии». Выделены уникальные коллекции и предметы, имеющие национальное и мировое историко-культурное значение. Обращено внимание на новационные способы отражения региональной истории и культуры с использованием современных цифровых технологий, 3D-моделирования. Дана оценка значения своеобразной культуры региона Яньчжао, ее места в развитии китайской цивилизации, подчеркивается важная роль Музея провинции Хэбэй в сохранении и представлении регионального историко-культурного наследия и идентичности. Статья публикуется в авторизированном переводе с небольшой редакторской правкой, включающей исправление ошибок и уточнение терминологии в соответствии с традициями российского китаеведения.
Ключевые слова: культура региона Яньчжао; Китайская цивилизация; историко-культурное наследие; Музей провинции Хэбэй; региональная идентичность.
Введение. Регион Яньчжао в Китае - своеобразная колыбель китайского народа. Культура этого региона заложила основу для развития китайской национальной культуры. Название Яньчжао произошло путем соединения названий двух вассальных царств Янь и Чжао господствующей династии Чжоу, находившихся на землях современной провинции Хэбэй и бывших двумя из семи государств периода Чжаньго1. Яньчжао - географическое понятие, имеющее широкое и узкое толкование. Яньчжао охватывает территорию, ограниченную южными отрогами гор Иньшань на севере, рекой Хуанхэ на юге, гор Тайхан на западе и Бохайским заливом на востоке, включая нынешнюю провинцию Хэбэй, Пекин и Тяньцзинь, провинцию Ляонин, центральную и южную часть Автономного района Внутренняя Монголия и северо-запад провинции Шаньси, а также часть провинций Шаньдун и Хэнань2. Поскольку сегодняшний Хэбэй расположен на землях Янь, Чжао, Чжуншань, Вэй, Ци в период Чжаньго, среди которых Ян и Чжао были наиболее известны, он наследовал название Яньчжао. Культурные характеристики этой территории - «щедрость, трагедия, верность и рыцарство». Культура Яньчжао берет свое начало от Яньди и Хуанди (мифических основателей древнекитайского государства). Она сформировалась в период Чжаньго (476/403-221 гг. до н.э.), получила развитие во времена правления династий Суй и Тан (581907 гг.), пришла в упадок в эпохи Мин и Цин (1368-1911 гг.). Культура Яньчжао возрождается в наше время, продвигается в современную эпоху, т.к. оказывала влияние на китайский народ более 2000 лет, формируя древнюю и устойчивую традицию.
Сокровищница культуры региона Яньчжао - Музей провинции Хэбэй. «Культура региона Яньчжао» является частью не только китайской национальной культуры, но и мировой культуры. За длительный исторический процесс развития регион Яньчжао пережил три великих периода изменений, которые наложили глубокий отпечаток на культуру, оставив потомкам много ценных памятников. Часть этого важного культурного наследия хранится в Музее провинции Хэбэй в г. Шицзячжуан - административном центре провинции.
Музей провинции Хэбэй - первоклассный национальный музей, основанный в 1953 г., и единственный комплексный музей - демонстрационная база для патриотического воспитания в провинции. Он состоит из трех частей: главного кампуса, кампуса Цзяньхуа и кампуса Юйсай. Общая площадь застройки составляет 63 034 м2, выставочная площадь -
1 Период Чжаньго - в российской историографии означает эпоху Сражающихся царств. - Прим. ред.
2 Du Rongquan, Xie Zhicheng. Zhong hua wen hua tong zhi di er juan-yan zhao wen hua zhi (Общая история китайской культуры. Т. 2. История культуры региона Яньчжао). Шанхай, 1998. С. 1.
более 21 тыс.3 Внешний вид Музея напоминает здание Дом народных собраний в Пекине. Это знаковое культурное место в г. Шицзячжуан (рис. 1, 2).
Рис. 1. Главный вход в Музей провинции Хэбэй.
Рис. 2. Вход в Музей провинции Хэбэй с тыльной стороны.
В Музее Хэбэя хранятся 240 тыс. экспонатов, характеризующих культуру региона Яньчжао, в т.ч. предметов и наборов предметов первого класса культурных реликвий - 340, культурных реликвий второго класса - 1 926, культурных реликвий третьего класса - 17 383. Кроме того, в музее собрано более 50 тыс. книг, многие из которых относятся к периодам правления династий Мин (1368-1644 гг.) и Цин (1616-1911 гг.) и составляют одно из основных архивохранилищ в провинции Хэбэй4.
В Музее провинции Хэбэй можно познакомиться с наиболее представительными коллекциями предметов культуры региона Яньчжао, выставленными в девяти постоянных экспозиционных залах: «Хэбэй в каменном веке», «Цивилизация Хэбэй во времена Шан (около 1600-1028 гг. до н.э.)», «История Яньчжао», «Герои периода Чжаньго - древнее царство Чжуншань (около 475-221 гг. до н.э.)», «О гробнице Маньчэн эпохи Хань (206220 гг. до н.э.)», «Каменные скульптуры в уезде Цюйян», «Фрески периода Северных династий» (386-581 гг.), «Знаменитые гончарные мастерские и ценные фарфоровые изделия», «Герои Хэбэя в Четырнадцатилетней войне сопротивления Японии»5. Более чем 5 тыс.
3 См. официальный сайт Музея провинции Хэбэй [Электронный ресурс]. URL: http://www.hebeimuseum.org.cn (дата обращения: 15.01.2021).
4 Там же.
5 Четырнадцатилетняя война сопротивления Японии (ранее - Восьмилетняя война сопротивления Японии) - в российской историографии закреплено название Японо-китайская война 1937-1945 гг. В 2017 г. Китай сдвинул дату начала войны на 1931 г. - начало японской интервенции в Маньчжурию («Мукденский инцидент»), - Прим. ред.
экспонатов, включая изысканные культурные реликвии, представленные в т.ч. и с помощью современных цифровых технологий, демонстрируют непрерывную историю развития человечества в регионе Яньчжао на протяжении около 2 млн лет.
На первом этаже Музея находятся три выставочных зала: «Каменные скульптуры в уезде Цюйян», «Фрески периода Северных династий (420-589 гг.)», «Знаменитые гончарные мастерские и ценные фарфоровые изделия». Здесь выставляют предметы изобразительных искусств и фарфора.
На втором этаже расположено три выставочных зала: «Герои периода Чжаньго - древнее царство Чжуншань (около 475-221 гг. до н.э.)», «О гробнице Маньчэн эпохи Хань», «Герои Хэбэя в Четырнадцатилетней войне сопротивления Японии». Посетителям показывают нефриты, бронзу, дворцовую утварь и драгоценный погребальный инвентарь, среди которых известные во всем Китае оригиналы - фонарь из дворца Чжансинь и одежда из нефрита с золотыми нитками, отражающие наивысшие достижения ремесла того времени.
На третьем этаже размещены три выставочных зала: «Хэбэй в каменном веке», «Цивилизация Хэбэй в эпоху Шан (около 1600-1028 гг. до н.э.)», «История Яньчжао». В этих залах представлены разнообразные экспонаты по истории региона Яньчжао (Хэбэй): керамическая посуда, железные изделия, золотые и серебряные украшения. При помощи современных цифровых ЗБ-технологий образно показываются такие известные сюжеты из истории древнего региона Яньчжао, как, например, военная реформа чжаоского У Лин вана или возвращение нефрита в сохранности в царство Чжао (в период Чжаньго 475-221 гг. до н.э.).
Зарождение культуры региона Яньчжао - «Хэбэй в каменном веке» (рис. 3). Культурные следы цивилизации Яньчжао в каменном веке сосредоточены в основном в двух областях. Первая - Нихэвань в уезде Янюань, где сохранились культурные объекты Сяочанлян, Дунгутуо, Сюцзяпо и Хутоуля. Известный китайский археолог Цзя Ланьпо на основе многолетних исследований сделал вывод о том, что каменные орудия, обнаруженные на стоянке Сяочанлян в котловине Нихэвань, использовались людьми около 1,6 млн л.н. и принадлежат к самой ранней из известных культур каменного века в мире6. Вторая - пещера Чжоукоудянь в районе Пекина, где есть пещеры, в которых нашли окаменелости древнего человека, в т.ч. череп Пекинского человека (синантропа), проживавшего около 500 тыс. л.н.7
Рис. 3. «Хэбэй в каменном веке». Фрагмент экспозиции в Музее правинции Хэбэй.
В павильоне «Хэбэй в каменном веке» древняя история Хэбэя представлена на выставочной площади 873 м2 более чем 300 древними артефактами. Выставка разделена на два раздела: «Нихэвань в раннем каменном веке» и «Памятники неолитической эпохи».
6 Du Rongquan, Xie Zhicheng. Zhong hua wen hua tong zhi... C. 22.
7 Xia Zizheng, Liu Fuyuan. Yan Zhao wen hua (Ся Цзычжэн, Лю Фуюанъ. Культура Яньчжао). Хэбэй, 2010. С. 2020.
В первом демонстрируются археологические памятники Нихэвань в уезде Янюань провинции Хэбэй. Они разделены на три периода: раннего, среднего и позднего палеолита. Особое внимание уделено таким известным местонахождениям, как Мацзюаньгоу, Сяочанлян, Хоуцзяяо и Юйцзягоу. Во втором разделе экспонируются три типичных места, где представлена культура Яньчжао. Из сотен археологических памятников неолитической эпохи в Хэбэе для выставки отобраны культурные объекты Наньчжуантоу, Бэйфуди и Цишань. Благодаря большому количеству объектов, фотографий, моделей и современных цифровых технологий, выставка ярко воспроизводит сцены из жизни наших предков в древнем регионе Яньчжао в доисторический период.
Формирование культуры региона Яньчжао - «Цивилизация династии Шан в Хэбэе» (рис. 4). Династии Ся (около 2146-1675 гг. до н.э.), Шан (около 1675-1029 гг. до н.э.), Западное Чжоу (около 1029-771 гг. до н.э.), Чюньцю (около 770-476 гг. до н.э.) - важные периоды в процессе формирования и начального развития культуры региона Яньчжао. Это время ознаменовано наличием бронзовых и железных инструментов, скотоводства и феодальной надельной системы. Самой важной из названных была династия Шан, при которой регион Яньчжао стал одним из основных регионов того времени. К настоящему моменту в провинции Хэбэй обнаружено более 100 памятников периода династии Шан. Некоторые ученые считают, что столица династии Шан находилась в г. Синтай в провинции Хэбэй. В то время предки китайского народа делали колодцы, выращивали скот, занимались транспортировкой грузов. Медь широко использовалась при изготовлении оружия, жертвенных сосудов, посуды, а также умели изготавливать изделия из лака, из золота, серебра и нефрита. Тогда же были возведены крупные храмовые сооружения и мастерские для приготовления алкогольных напитков. В регионе появилось самое раннее железное оружие в мире - бронзовый топор с железным лезвием и другие медные орудия, медицинские инструменты. Кроме того, найденные в раскопках изделия из шелка представляют собой высшее достижение китайской технологии шелкоткачества, существовавшее 3 400 л.н. Согласно историческим данным, Хэбэй является местом происхождения письменности и музыки династии Шан8, что свидетельствует о высоком уровне культуры региона Яньчжао в этот период. Во времена династии Чжоу на территории нынешнего Хэбэя находились феодальные княжества Янь, Гучжу, Дай и Сяньюй, развитие и упадок которых заложили прочную основу для образования культуры региона Яньчжао. На этом этапе в провинции Хэбэй не только возникла великолепная «бронзолитейная культура», но и получили развитие медицина, архитектура, виноделие, производство железа, лака, керамики, текстиля.
Рис. 4. Бронзовые изделия периода династии Шан.
8 Yang Yusheng. Yan wen hua ji qi zai Zhong guo chuan tong wen hua zhong de di wei (Ян Юшэн. Ян-культура и ее статус в традиционной китайской культуре) // Не bei da xue xue bao (Журнал университета Хэбэй). 2002. № 1. С. 93.
Выставочная площадь павильона «Цивилизация династии Шан в Хэбэе» составляет 972 м2. На них размещены 203 экспоната. Предметы, изготовленные из бронзы и металла, деревянные колодцы, гончарные изделия, шелковая ткань, древние медицинские приборы, фарфора, высокохудожественные лаковые предметы, достижения в жилищном строительстве - все это в комплексе отражает богатую культуру, общественные отношения и повседневную жизнь древней цивилизации периода династии Шан.
Расцвет культуры региона Яньчжао. Культура Яньчжао передавалась из поколения в поколение на протяжении многих веков. Она сложилась в период Чжаньго и достигла своего расцвета при династиях Хань и Тан. Культурные традиции Яньчжао создали базу для формирования национальной культуры Китая. Достижения цивилизации Яньчжао проявились во всех отраслях: гуманитарных и естественных науках, астрономии, медицине и фармацевтике, сельскохозяйственных технологиях, текстиле, музыке и живописи, керамике и народном искусстве. Культурные реликвии этого периода чрезвычайно разнообразны. Они выставлены в пяти павильонах Музея провинции Хэбэй.
Павильон «История Яньчжао» имеет выставочную площадь 1845 м2 и насчитывает более 710 экспонатов. Выставленные коллекции раскрывают историю Яньчжао в период Чжаньго, свидетельствуют об истоках и основах культуры, объясняют ее базовые духовные характеристики -щедрость, честность, справедливость и преданность. Павильон разделен на пять частей: «Старая столица Янь», «Столица ритуалов и музыки», «Картины войны», «Железный век» и «Культ правителя». Обзор страны Янь полностью передается через многочисленные культурные реликвии, диаграммы и крупномасштабные картины. Среди них: бронзовое украшение для ворот дворца с изображениями драконов и фениксов, обнаруженное в 1966 г. в уезде Исянь в области Баодин (рис. 5). Оно занимает первое место в Китае среди украшений для ворот. Его размеры: высота 74,5 см, ширина 36,8 см, вес 21,5 кг. Выставлены в этом павильоне и крупная гончарная посуда для ритуала, комплексы изделий из железа, золотые и серебряные украшения. В дополнение к экспонированию бронзы, нефрита и глиняной посуды, обнаруженных в гробницах государства Чжао, в зале используются методы мультимедийной технологии для демонстрации исторических событий: например, военной реформы чжаоского У Лин вана или «возвращения нефрита в сохранности в царство Чжао».
«Фрески периода Северных династий». Фреска- одна из самых ранних форм живописи. В провинции Хэбэй были найдены фрески, относящиеся к периоду от правления династии Восточная Хань (25-220 гг.) до династий Мин (1368-1644 гг.) и Цин (1644-1911 гг.). Южная часть Хэбэя стала столицей династий государств Восточная Вэй и Северная Ци. Здесь был обнаружен ряд гробниц правителей эпохи Северных династий, стены которых украшены живописными изображениями, иллюстрирующими художественные достижения того времени.
В павильоне «Фрески периода Северных династий» площадью 850 м2 можно увидеть шесть оригинальных фресок, обнаруженных в вышеназванных гробницах, 158 керамических фигурок и более 400 м2 воспроизведений фресок, основанных на оригиналах9. Самая впечат-
9 См. официальный сайт Музея провинции Хэбэй [Электронный ресурс]. URL: http://www.hebeimuseum.org.cn (дата обращения: 15.01.2021).
Рис. 5. Бронзовое украшение для ворот дворца с изображениями драконов и фениксов (около 475-221 гг. до н.э.).
ляющая среди последних - копия фрески из гробницы правителя Вэньсюань из династии государства Северное Ци, длиной 37 и высотой 8,2 м, с изображением церемонии похорон (рис. 6).
Рис. 6. Копия фрески с изображением церемонии похорон Вэньсюаня из династии Бэйци (550-577 гг.).
«Знаменитые гончарные мастерские и ценные фарфоровые изделия» (рис. 7). Провинция Хэбэй играет ключевую роль в истории китайского фарфорового искусства. Согласно «Истории китайской керамики», во времена династий Тан и Сун Хэбэй был крупным центром производства фарфора. Известны фарфоровые изделия белого цвета, произведенные в гончарной печи Синъяо в уезде Нэйчу и относящиеся к периоду правления династии Тан. До 756 г. фарфор Синъяо везли в столицу в качестве дани, а во времена поздней династии Тан он экспортировался за границу. Фарфоровые изделия белого цвета из гончарной печи Синъяо были найдены также в древних памятниках в Египте и Индии10. Что касается династии Сун, то известны фарфоровые изделия, изготовленные в гончарной печи Динъяо в уезде Сюйян. В это время в Китае было пять знаменитых гончарных печей, среди которых Динъяо занимала первое место11. При династии Мин производились фарфоровые изделия, покрытые черной глазурью, изготовленные в гончарной печи Цычжоу. Они имеют важнейшее значение в истории китайского искусства фарфора12. Все эти редкие и ценные изделия хранятся в Музее провинции Хэбэй.
Выставочная площадь павильона «Знаменитые гончарные мастерские и ценные фарфоровые изделия» составляет 873 м2, разделена на семь частей: фарфор династии государства Северное Чжао, изделия из гончарных печей Синъяо, Динъяо, Цычжоу и т.д. Всего выстав-
10 Xia Zizheng, Liu Fuyuan. Yan Zhao wen hua... С. 328.
11 Там же. С. 329.
12 Там же. С. 330.
Рис. 7. Цветочный горшок с синей и белой гравировкой, красной и голубой глазурью.
Династия Юан (1271-1368 гг.). Высота 42,3 см, диаметр горлышка 15,3 см, дна -18,7 см.
лено 276 шедевров, имеющих чрезвычайно высокую историческую ценность и в полной мере демонстрирующих блестящие достижения производства древнего фарфора в регионе Яньчжао.
«О гробнице Маньчэн эпохи Хань (206-220 гг. до н.э.)». Строительство гробниц императоров - важная часть традиционной китайской культуры. В регионе Яньчжао (совр. Хэбэе) находятся древние гробницы императоров Китая. Феодальные правители привлекали множество рабочей силы и материальных ресурсов для строительства огромных могил, используемых для богослужений и жертвоприношений, что способствовало росту восхищения имперской властью среди населения и укрепляло феодальное господство. Сегодня эти древние памятники и архитектура последующих императоров стали важной составляющей традиционной китайской культуры, архитектуры и искусства, а также ценными свидетельствами для изучения китайской истории.
Гробницы династии Хань находятся в уезде Маньчэн в окрестности г. Баодин: усыпальницы правителя государства Чжуншань эпохи Западная Хань (154 г. до н.э.) и его жены, раскопанные в 1968 г. Они имеют большие размеры и сложную структуру. Погребальные предметы отличаются богатством и великолепием, а сами гробницы можно назвать роскошными подземными дворцами. Кроме золота, серебра, меди, железа, нефрита, камня, здесь были обнаружены глиняные и лаковые изделия, стекло и другие культурные реликвии. Всего насчитывается более 10 633 разнообразных и изысканно обработанных предметов13, которые являются уникальными для раскопанных гробниц династии Хань. Гробница династии Хань вошла в число 100 крупнейших археологических открытий XX в. в Китае.
Выставочные залы «О гробнице Маньчэн эпохи Хань» занимают площадь 1845 м2, на которой выставлено 1 605 культурных реликвий. В первом выставочном зале находятся: одежда из нефрита с золотыми нитками, нефритовая посуда, статуэтки в форме человека, древние телеги и палатки (рис. 8). Во втором зале представлены лампы, печи, монеты, оружие, железные инструменты, каменные мельницы и керамика, которые полностью отображают картину того времени (рис. 9). Эти драгоценные культурные реликвии, изготовленные на основе высочайших технологий, известны не только в Китае, но и за рубежом.
Рис. 8. Одежда принца Лю Шэнь из нефрита с золотыми нитками. Длина 1,88 м., 2 498 кусочков нефрита, 1 100 гр. золотой нитки (Музей провинции Хэбэй: http://www.hebeimuseum.org.cn).
13 Zheng Shaozong. 20 shi ji de zhong da kao gu fa xian-xi han zhong shan wang ling man cheng han mu fa jue ji shi (Чжэн Шаозун. Крупное археологическое открытие в XX веке - раскопки гробницы в мавзолее короля Чжуншань из династии Сихань) // Wen wu chun qiu (История культурных реликвий). 2008. Вып. 2. С. 4.
Рис. 9. Дворцовая лампа Чжансинь.
Бронзовое изделие периода Западная Хань. 151 г. до н.э., высота 48 см, вес 15,85 кг.
(Chen Li, Gong Qiaoli. Cong man cheng han mu de sui zang qi wu kan xi han yi shu jing shen // Qing hai shi fan da xue xue bao. 2012. Вып. 1. С. 88).
«Каменные скульптуры в уезде Цюйян». Искусство скульптуры отражает историю и культуру населения региона Яньчжао. Значимый период искусства резьбы по камню Яньчжао приходится на период государства Вэй (около 385-581 гг.). Уезд Цюян в провинции Хэбэй - родина искусства резьбы по белому камню в Китае. Местный камень, используемый в обработке, белый и блестящий, нежный и твердый, получил название мрамор белого нефрита. Здесь было изготовлено множество скульптур: от каменных фигурок, обнаруженных в гробницах Хань в уезде Маньчэн, до основных строительных материалов для дворцов династий Юань, Мин и Цин, а также современного Памятника народным героям на площади Тяньаньмэнь в Пекине. Использование местного белого камня и технологий успешно развивалось на протяжении двух тысячелетий14.
Выставочная площадь экспозиции «Каменные скульптуры в уезде Цюйян» составляет 729 м2, разделена на восемь частей. Здесь находятся 132 скульптуры, относящиеся к периоду от династии Хань до династии Юань, причем многие из них поистине уникальны. По преимуществу это буддийские статуи, а также другие каменные изваяния, надгробные памятники и резьба по камню (рис. 10).
14 Tian Lijing, Wang mingtao. Qu yang bei yue miao shou cang de shi diao wen wu jian shang (Тянъ Цзин, Ван Минтао. Ценность камнерезных культурных реликвий, собранных в храме Бэйюэ в уезде Цюян) // Wen wu chun qiu (История памятников культуры). 2009. Вып. 6. С. 50.
ншЕгееяш*
Рис. 10. Скульптуры периода правления династий Суй, Тан, Удай (около 581-960 гг.).
«Герои Хэбэя в Четырнадцатилетней войне сопротивления Японии». В 2015 г. была отмечена 70-я годовщина победы китайской народной Четырнадцатилетней войны сопротивления Японии и победы во Второй мировой войне. Провинция Хэбэй была главным полем битвы в тылу в северном Китае. Под руководством Коммунистической партии Китая народ Хэбэя преодолел трудности и добился победы. Чтобы запечатлеть этот тяжелый и славный для китайского народа исторический период, Музей Хэбэя использовал свою богатую коллекцию, относящуюся к этому времени. После долгой подготовки был создан тематический выставочный зал «Герои Хэбэя в Четырнадцатилетней войне сопротивления Японии», открытый 1 сентября 2015 г. Его выставочная площадь составляет 1 300 м2, на которых представлено более 240 культурных реликвий и более 350 исторических картин о войне (рис. 11).
Выставка рассказывает о тяжелых военных годах, раскрывает ситуацию на фронтах, используя реконструкции, скульптуры, трехмерные анимационные короткометражные фильмы, современные цифровые технологии. Все это позволяет эффектно представить историческую картину жизни населения провинции Хэбэй и воспеть его героический дух.
Рис. 11. Выставка, посвященная военным действиям на территории провинции Хэбэй.
Заключение. Таким образом, своеобразными чертами культуры региона Яньчжао можно считать сочетание жесткости и мягкости, верности и справедливости, открытости и практичности, что обусловлено гармоничным взаимодействием земледельческой и кочевой культур. Эти региональные особенности наряду с общекитайскими чертами придают культуре Яньчжао большую жизненную силу, огромное очарование и мощную способность к самообновлению. На протяжении тысячелетий, независимо от того, как менялись династии, основные духовные и культурные особенности всегда сохранялись в крови народа региона Яньчжао, глубоко влияя на историческую эволюцию.
В Новое время регион Яньчжао (Хэбэй) способствовал формированию и развитию диалога между культурами Китая и Запада, а также содействовал модернизации китайской традиционной культуры. В период новейшей истории развитие культуры региона Яньчжао пошло по пути комплексного обновлении на основе синтеза трех цивилизационных подходов: китайского, западного и марксистского. На протяжении двух с лишним тысячелетий культура региона Яньчжао руководствовалась принципом искать истину в реальных фактах и ярко демонстрировала особый характер, вырабатывавшийся через столкновение, взаимодействие, диалог и интеграцию различных по своим генетическим истокам культурных традиций. Концепция комплексного обновления культуры на основе синтеза различных цивилизационных подходов, которую выдвинула и реализует Коммунистическая партия Китая вместе с учеными-марксистами, верно отражает закономерности развития человечества, особенности китайской цивилизации и дух эпохи. Эта концепция свидетельствует о высоком уровне самосознания не только народа провинции Хэбэй, но и всего китайского народа в целом.
Раз книга, то
Имена. Яньчжао вэньхуа (Культура региона Яьчжао)
Город не указан, но, скорее всего, Шицзячжуан: Хэбэй цзяоюй чубаньшэ, 2020
Литература
Чен Ли, Гун Цяоли. Сквозь погребальные предметы гробниц в династии Сихань анализировать дух искусства // Цинхай шифандасюэ сюэбао. 2012. Вып. 1. С. 88-92 (на кит. яз.).
Чжунхуа вэньхуа чжи (Географическое описание культуры Китая) / под. ред. Ду Жунцюань, Се Чжичэн и др. Шанхай: Шанхай жэньминь чубаньшэ, 1998. Т. 2: Яньчжао вэньхуа чжи (Описание культуры региона Яньчжао). 397 с. (на кит. яз.).
Тянь Лицзин, Ван Минтао. Ценность камнерезных культурных реликвий, собранных в храме Бэйюэ в уезде Цюян // Вэньу Чуньцю. 2009. Вып. 6. С. 50-56 (на кит. яз.).
Ся Цзычжэн, Лю Фуюань. Яньчжао вэньхуа (Культура региона Яьчжао). Шицзячжуан: Хэбэй цзяоюй чубаньшэ,, 2010. 783 с. (на кит. яз.).
Ян Юшэн. Культура Янь и её статус в традиционной китайской культуре // Хэбэй дасюэ сюэбао. 2002. № 1. С.89-93 (на кит. яз.).
Чжэн Шаоцзун. Крупное археологическое открытие в XX в. - раскопки гробницы в мавзолее Правителя государства Чжуншань эпохи Западная Хань в Манчэн // Вэньу Чуньцю. 2008. Вып. 2. С. 4-20 (на кит. яз.).
References
Chen Li, Gong Qiaoli (2012). Cong man cheng han mu de sui zang qi wu kan xi han yi shu jing shen. In Qing hai shi fan da xue xue bao, di 1 qi, di 88 ye, gong 92 ye. [Through the Funerary Objects of the Tombs in the Xihan Dynasty to Analyze the Spirit of Art. In Qing hai shi fan da xue xue bao. Iss. 1, pp. 88-92] (in Chin.).
Du Rongquan, Xie Zhicheng (1998). Zhong hua wen hua tong zhi, di er juan-yan zhao wen hua zhi, shang hai ren min chu ban she, di 1 ye, gong 397 ye. [General History of Chinese Culture. Vol. 2. History of Yanzhao Culture. Shanghai, Shang Hai Ren Min Chu Ban She. 397 p.] (in Chin.).
Tian Lijing, Wang mingtao (2009). Qu yang bei yue miao shou cang de shi diao wen wu jian shang. In Wen wu chun qiu, di 6 qi, di 50 ye, gong 56 ye. [Value of Stone-Cutting Cultural Relics Collected at the Beiyue Temple in Quyang County. In Wen wu chun qiu. Iss. 6, pp. 50-56] (in Chin.).
Xia Zizheng, Liu Fuyuan (2010). Yan Zhao wen hua, He bei jiao yu chu ban she, di 29 ye, gong 783 ye. [Yanzhao Culture. Hebei, He bei jiao yu chu ban she, 783 p.] (in Chin.).
Yang Yusheng. (2002). Yan wen hua ji qi zai Zhong guo chuan tong wen hua zhong de di wei. In He bei da xue xue ba, di 1 qi, di 93 ye, gong 113 ye. [Yang Culture and Its Status in Traditional Chinese Culture. In He bei da xue xue bao. No. 1, pp. 89-93] (in Chin.).
Zheng Shaozong (2008). 20 shi ji de zhong da kao gu fa xian-xi han zhong shan wang ling man cheng han mu fa jue ji shi. In Wen wu chun qiu, di 2 qi, di 4 ye, gong 80 ye. [Great Archaeological Discovery in the 20th Century is the Excavation of a Tomb in the Mausoleum of the King of Zhongshan in the Xihan Dynasty. In Wen wu chun qiu. Iss. 2, pp. 4-20] (in Chin.).
Статья поступила в редакцию 03.02.2021 г.