Научная статья на тему 'ОБ ЭВОЛЮЦИИ ФОРМ КОМПОЗИЦИИ КАМЕННЫХ РЕЛЬЕФОВ ЭПОХИ ХАНЬ ПРОВИНЦИИ ШАНЬДУН'

ОБ ЭВОЛЮЦИИ ФОРМ КОМПОЗИЦИИ КАМЕННЫХ РЕЛЬЕФОВ ЭПОХИ ХАНЬ ПРОВИНЦИИ ШАНЬДУН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
112
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОВИНЦИЯ ШАНЬДУН / КАМЕННЫЕ РЕЛЬЕФЫ / ЭПОХА ХАНЬ / КОМПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Би Чжичен

Каменные рельефы эпохи Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) представляют собой особый вид погребального искусства. Провинция Шаньдун занимает в Китае первое место по количеству найденных рельефных изображений. Объектом настоящего исследования являются каменные рельефы династии Хань провинции Шаньдун. Опираясь на принципы композиции В.М. Мошкова, используя системный и иконологический методы исследования, выявлены и изучены законы эволюции композиции каменных рельефов династии Хань провинции Шаньдун.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF THE FORMS OF SHANDONG PROVINCE'S STONE RELIEFS COMPOSITION OF THE HAN ERA

The stone reliefs of the Han era (206 BC - 220 AD) are a special type of funerary art with its own specific set of plots and art forms. Shandong Province takes the first place in China in terms of number of founding relief images. The peculiarity of the compositional construction of the Han's reliefs is that it isn't based on the spatial principle of image transmission, but on the plastic-planar pictorial principle of a two-dimensional composition, which, with its thoughtful use, can carry the maximum emotional charge [Moshkov, Kuznetsov 1994]. Based on that, author's own typology of the compositions of Han reliefs was built. Article the object of the study are stone reliefs of the Han Dynasty, Shandong Province, represented on stone sarcophagi, in stone tombs, temples of ancestors and steles, and passed the past two stages of its heyday. The purpose and objective of the study is to identify and study the laws of evolution of the composition of the stone reliefs of the Han Dynasty, Shandong Province, based on V.M. Moshkova's principles of composition, using systemic and iconological research methods. Images on the stone reliefs of the Han tombs are distinguished by the peculiarity of the forms of compositional constructions, the process of development and evolution of which occurs in accordance with certain laws. As a result of the study, it was revealed that the starting point for the development of relief compositions of stone sarcophagi were two forms - symmetrical and nested (including several levels following the outlines and forms of stone material), which during the heyday of the Western Han Dynasty supplemented the “V”-shaped composition. Their further development is associated with the use of dispersed, zoned, irregular composition techniques, which spread around in turn of the CE. At the same time, a variety of compositional forms is also observed in the reliefs of tombs, temples of ancestors and stelae, in the reliefs of which during the period of the Eastern Han (25-220 CE) many different forms of compositional organization appear: for example, asymmetric, segmented, shingles wrong etc. The composition of combinations of geometric shapes, consisting, as a rule, of squares and circles, is also distributed. A variety of compositional forms is associated, on the one hand, with the complication of the architecture of burial structures and an increase in their scale. On the other hand, with the enrichment of the content and plots of reliefs, which is becoming more diverse and includes not only the image of Confucian's symbols, but also narratives that reflect episodes from the lives of those buried. This indicates not only the process of improving art forms during the Han era, but also reflects a certain evolution of religious and philosophical thought, changes that took place in this period in the social structure of ancient Chinese society, and also, possibly, some external influences on the development of Chinese art.

Текст научной работы на тему «ОБ ЭВОЛЮЦИИ ФОРМ КОМПОЗИЦИИ КАМЕННЫХ РЕЛЬЕФОВ ЭПОХИ ХАНЬ ПРОВИНЦИИ ШАНЬДУН»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2021. № 42

УДК: 7.04

Б01: 10.17223/22220836/42/2

Би Ч.

ОБ ЭВОЛЮЦИИ ФОРМ КОМПОЗИЦИИ КАМЕННЫХ РЕЛЬЕФОВ ЭПОХИ ХАНЬ ПРОВИНЦИИ

ШАНЬДУН

Каменные рельефы эпохи Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) представляют собой особый вид погребального искусства. Провинция Шаньдун занимает в Китае первое место по количеству найденных рельефных изображений. Объектом настоящего исследования являются каменные рельефы династии Хань провинции Шаньдун. Опираясь на принципы композиции В.М. Мошкова, используя системный и иконологический методы исследования, выявлены и изучены законы эволюции композиции каменных рельефов династии Хань провинции Шаньдун.

Ключевые слова: провинция Шаньдун, каменные рельефы, эпоха Хань, композиция.

Династия Хань - важный период в истории Китая. В начале династии Хань был принят ряд политических законов, направленных на повышение благосостояния страны, восстанавливалась экономика, стабилизировалась социальная система. К периоду правления императора У-ди (156-87 гг. до н.э.) императорский дом Западной Хань вступил в период процветания, в области культуры и идеологии был выдвинут лозунг «Искоренить сто школ и почитать только конфуцианство», в результате чего конфуцианство заняло место ведущей философской мысли.

Ханьцы особо почитали конфуцианскую концепцию сыновней почтительности «сяодао». Так, древнекитайский философ Мэнцзы (372-289 гг. до н.э.) в главе «Ли Лоу» трактата «Мэнцзы» указывал: «Я слышал о таких людях, которые могли служить своим родителям, тем не менее самих себя не теряли; однако о таких, которые могли бы служить родителям, потеряв самих себя, мне еще не приходилось слышать» [1. С 113]. Это значит, что те, кто не выполняли сыновнего долга, утрачивали человеческую сущность, а те, кто не служил старшим, не имели права называться сыновьями.

Кроме того, со времен Циньской эпохи сохранилась вера в идею бессмертия, поэтому после смерти для души следовало создать вечный «дом» -это стало центральным идейным положением Ханьской династии. В период правления императора У-ди популярность получили пышные захоронения, а каменные рельефы стали неотъемлемой частью погребальной архитектуры.

Каменные рельефы эпохи Хань - это пик развития древнекитайского изобразительного искусства, они заняли важное место в истории страны. Рельефные изображения создавались на каменных саркофагах, в каменных могильных камерах, храмах предков и на стелах. Содержание изображений отличалось большим разнообразием, поэтому их можно назвать подлинной энциклопедией династии Хань.

Территорию провинции Шаньдун принято считать колыбелью развития конфуцианской мысли, этот регион имеет длительную историю и богатую культуру. В период Западной и Восточной Хань провинция Шаньдун пережи-

вала экономический подъем, выступая важным центром производства товаров для торговли по Шелковому пути. На территории провинции расположены значительные массивы известняка, наиболее богаты каменными материалами города Цюфу, Линьи и Фэйчэн [2. С. 50]. Все это сформировало прочную основу для появления в данном регионе каменных рельефных изображений.

Исследования композиции ханьских каменных рельефов проводятся обычно с точки зрения выяснения принципов изображения в них трехмерного пространства. Например, искусствовед Цзян Инцзюй полагает, что «в рельефных изображениях Ханьской династии, как правило, используется рассеянная точечная перспектива, которую можно поделить на ровную и наклонную перспективу, а также перспективу с высоты птичьего полета» [3. С. 166]. При этом не уделяется достаточного внимания изучению двухмерной композиции каменных рельефов.

В настоящей статье композиционная организация рельефных изображений основывается на следующем положении. В основе рельефов лежит разработка принципа двухмерной композиции, а не попыток выстроить трехмерное пространство. Российский художник и искусствовед В.М. Мошков полагает, что композиции следует подразделять на два вида, согласно объемно-пространственному или пластически-плоскостному изобразительному принципам. Плоскостная композиция, более простая, способна, тем не менее, нести максимальный эмоциональный заряд [4. С. 11—14].

Эволюция композиции ханьских рельефов тесно связана с изменениями форм погребальной архитектуры. Рельефные изображения появились на каменных саркофагах в еще начале Западной Хань (ок. 156-22 гг. до н.э.). В начале Восточной Хань захоронения в саркофагах сменили каменные гробницы, и рельефы вступили в качественно иной этап развития. Так, на рубеже двух Ханьских династий появилось множество изображений в храмах предков, на стелах и в каменных гробницах, отличавшихся композиционным разнообразием и демонстрировавших заметные изменения в формах организации [5. С. 193]. Они стали элементом архитектуры гробниц, поэтому, по словам китайского искусствоведа Сюй Яфэна, «приемы их художественной выразительности должны дополнять погребальные сооружения и сохранять единство с ними» [6. С. 157]. Кроме того, на развитие рельефа повлиял как целый ряд социальных причин, связанный с как укреплением шаньдунской элиты, так изменение в идеологии и философских воззрениях.

В линии эволюции искусства шаньдунского каменного рельефа можно обозначить ряд этапов, определяемых как формами погребальной архитектуры, так и сюжетами и композиционными особенностями изображений1.

1. Эпоха каменных саркофагов. Каменные саркофаги на раннем этапе своего существования (ок. 156-122 гг. до н.э.) в основном сосредоточены в районе городских округов Линьи, Тэнчжоу и Цзоучэн. Ранние изображения были довольно простыми: птицы, деревья, яшмовые кольца, геометрические орнаменты и т.д. По всей видимости, они выполняли функции защиты погребенного после смерти, искоренения зла, а также служили для обеспечения вознесения души на небо.

1 Датировки каменных рельефов приведены в соответствии с трудом «Искусство каменных рельефов династии Хань нижнего течения Хуанхэ» [5. Т. 1. С. 10, 13; Т. 2. С. 78, 102, 119, 313].

В этот период сложились две формы построения композиции: симметричная и вложенная. Первая предусматривала симметричное расположение левой и правой частей или же расположение элементов по принципу вращательной симметрии. Пример таких построений - рельеф на небольшом саркофаге из округа Цзаочжуан, датированный началом - серединой Западной Хань (ок. 156-122 гг. до н.э.). В центре рельефа - вертикальная ось, а левые и правые части расположены симметрично, образовав «нефритовое кольцо». На рельефе другого саркофага выгравированы четыре кольца одинаковой величины, симметричные относительно центра [7. С. 92].

Вложенную композицию образуют несколько слоев или уровней, следующих очертаниям и формам каменного материала. Все изображенное на рельефе оказывается в замкнутом пространстве, хотя, в то же время, эту композицию можно считать декоративной. Данный тип организации композиции позволял создать довольно простое изображение, имевшее обычно два уровня. Позднее, в конце Западной Хань и особенно в середине - конце Восточной Хань, увеличилось количество слоев такой композиции, а ее декоративный характер стал более разнообразным. Например, в гробнице Дунцзячжуан уезда Аньцю города Вэйфан второй половины эпохи Восточной Хань найдено рельефное изображение с пятислойной вложенной композицией, на котором выполнены ромбические, муаровые, полудугообразные узоры (рис. 1).

Рис. 1. Вложенная композиция. Могила семьи Дун времен династии Хань городского уезда Аньцю городского округа Вэйфан. Коллекция Музея каменной резьбы Дунцзячдуан округа Вэйфан

Fig. 1. Nested composition. The tomb of the Dong family during the Han Dynasty, Anqiu County, Weifang City District. Weifang County Dongjiachduan Stone Carving Muséum Collection

В истории Ханьской династии «Хроника Ханьшу. Трактат о пище и товарах» указано: «На протяжении семидесяти лет с начала основания династии Хань и до вступления на престол императора У-ди внутриполитическая ситуация была стабильной и спокойной, без засухи и наводнений простой народ мог легко обеспечить себя» [8]. В начале династии Хань китайское общество развивалось и накапливало силы, чтобы в период правления У-ди вступить в период расцвета. В это время люди стали уделять большее внимание пристанищу души, т.е. строительству загробных «домов», при этом погребальный инвентарь начал заменяться бытовыми предметами. Тогда же

появились рельефы, изображавшие жилые постройки, а также сюжеты, отражавшие реальную жизнь людей и т.д. [9. С. 93]. Так сформировалась V-образ-ная композиция, которая могла иметь правильную и перевернутую форму в виде буквы «V». Эту композицию можно понимать как треугольную. Данная форма композиции внушала людям ощущение прочности и долгосрочно-сти, она имела условный характер и отличалась четкими закономерностями. Например, в уезде Тэнчжоу в деревне Сицунь на каменном саркофаге (около 122-61 гг. до н.э.) симметрично выгравированы два кипариса, а внизу - два яшмовых кольца, благодаря чему образовалась классическая V-образная композиция [10. C. 108]. Эта композиционная форма добилась большей зрелости в середине - конце Восточной Хань. Например, в храме предков в городском уезде Тэнчжоу, где в верхней части выполнена скоба в виде звериной головы с кольцом, справа и слева от нее - изображения чудесных птиц, а внизу - двух лошадей и двух человек, в результате чего тоже образуется V-образная форма композиции (рис. 2).

Рис. 2. V-образная композиция. Обнаружена при раскопках городского уезда Тэнчжоу округа Цзаочжуан. Коллекция Музея города Тэнчжоу Fig. 2. V-shaped composition. Discovered during excavations of the city county of Tengzhou, Zaozhuang County. The Tenzhou City Museum Collection

Поздний период развития саркофагов в регионе провинции Шаньдун (49 г. до н.э. - 70 г. н.э.) попадает на время политической нестабильности, смены правящих кругов, когда люди перестали связывать свои надежды с господствующей элитой и искали покровительства у духов и святых. Это отразилось и в каменных рельефах, где появились изображения мира небожителей, например богини Сиванму, диковинных птиц и редких зверей, а также божественного эликсира бессмертия, духов ветра, дождя, грома и молнии. В данный период развивались и сюжеты предыдущего периода, но при этом содержание их стало более разнообразным: например, изображения включали путешествия на лошадях и в повозках, сцены охоты, пиров и празднований, песен, плясок, цирковых выступлений и т.д.

Что касается композиционной организации изображений, то в это время сложились приемы рассеянной, зонированной, иррегулярной композиции. Например, в музее Яньчжоу хранится каменный саркофаг конца Западной Хань с рельефом, посвященным охоте, пляскам и танцам (датируется 48-5 гг. до н.э.). Изображение характеризуется неупорядоченностью, имеет вложенную трехслойную композицию [11. С. 9]. Рельефы с рассеянной композицией в середине - конце Восточной Хань стали изображать более величественные и значительные сцены. Например, в усыпальнице аристократической семьи У в городском округе Цзинин найден рельеф со сценой «войны между ханьцами и ху», который с детальной полнотой изображает боевые действия двух воюющих сторон (рис. 3). В деревне Гоунаньцунь уезда Вэйшань на каменном саркофаге конца Западной Хань был обнаружен рельеф, изображающий похоронный ритуал. Его композиция состоит из нескольких геометрических групп, в центре выполнен прямоугольный гроб, над которым расположены три треугольника, напоминающие пирамиду [12. С. 96]. Такая композиция встречается исключительно редко, что позволяет видеть в ней инокультурные влияния.

Рис. 3. Рассеянная композиция. Обнаружена при раскопках усыпальницы аристократической семьи У в уезде Цзясян городского округа Цзинин. Коллекция Музея каменных рельефов усыпальницы аристократической семьи У в уезде Цзясян

Fig. 3. The scattered composition. Discovered during excavations of the tomb of the aristocratic family of Wu in Jiaxiang County, Jining City District. Collection of the Museum of Stone Reliefs of the tomb of the aristocratic family of Wu in Jiaxiang County

2. Расцвет каменных гробниц, храмов предков и стел. Этот период можно в целом разделить на эпоху правления династии Синь (8-23 гг.) и Восточную Хань (25-220 гг.). В провинции Шаньдун сохранились наиболее ранние храмы предков и стелы с каменными рельефами, выполнявшими функцию ведения хронологии. Это, например, храм Гунлу (16 г.), найденный в уезде Вэньшан, и стела рода Сунь в уезде Цзюйнань провинции Шаньдун (85 г.). Кроме того, в середине - конце Восточной Хань в провинции Шаньдун расцвет получили крупномасштабные захоронения с каменными рельефами. Этот период стал эпохой интеграции культур и идейных течений, представители господствующего класса устраивали пышные похороны, свое развитие продолжила даосская мысль, наряду с которой распространение получил буддизм, пришедший из-за границы . Что касается структуры захоронений, то гробницы с каменными саркофагами стали постепенно приходить в упадок, появилось большое количество каменных усыпальниц, храмов предков и стел.

Каменные усыпальницы, храмы предков и стелы предполагали формирование обширного архитектурного пространства, при их постройке использовались более твердые и прочные каменные материалы, поэтому мастерам не нужно было работать столь осторожно, как при выполнении рельефов на каменных саркофагах. В связи с этим дальнейшее развитие и обновление получила композиция. Примерно к началу Восточной Хань сложилась горизонтальная многослойная композиция, которая не была произвольной, а строго следовала космологическим представлениям людей и нравственным идеалам [13. С. 42-43]. Например, рельеф на стеле рода Сунь в уезде Цзюйнань (85 г.) делится на четыре яруса: верхний посвящен миру небожителей, а остальные -реальной жизни [14. С. 1]. Например, в провинции Шаньдун, городском округе Цзинин, уезде Цзясян, на горе Суншань был найден каменный рельеф конца Восточной Хань (147-189 гг.), который разделен на четыре яруса: на верхнем изображен мир небожителей во главе с богиней Сиванму, на втором и третьем ярусах представлены исторические события периода Весны и Осени (770-476 гг. до н.э.), а на самом нижнем выполнено изображение путешествия в повозках и на лошадях (рис. 4).

Рис. 4. Горизонтальная иерархическая композиция. Рельеф обнаружен в деревне Мань Тунсян (гора Суншань) уезда Цзясян округа Цзинин. Коллекция Музея каменных рельефов провинции Шаньдун

Fig. 4. Horizontal hierarchical composition, relief found in Jining County, Jiaxiang County, Mantongxiang village, on Songshan mountain. Collection of the Museum of stone reliefs of Shandong province

В этот период в гробницах появилось множество новых форм организации композиции: например, асимметричная, сегментированная линиями, опоясывающая, неправильная и т.д. Ассиметричная композиция, как правило, имела горизонтальную организацию, она наиболее часто встречалась на узких перекладинах или перемычках погребальной архитектуры, посвящалась двум сюжетам: сценам боевых действий между ху и ханьцами, а также изображениям охоты. Такие рельефы демонстрировали контраст между миром цивилизации и варваров, противоречивость и неустойчивость. Например, в деревне Гаолицунь городского уезда Цзоучэн был найден каменный рельеф, запечатлевший войну между ханьцами и ху (147-189 гг.). На западной сто-

роне каменного рельефа выгравированы многослойные горы, с которых спускаются солдаты северных инородцев - ху. Ханьские войска стремительно движутся с востока на запад, при этом центр картины смещен к западу (рис. 5). Или, например, рельеф со сценой охоты, обнаруженный в городе Линьи с аналогичной композицией [15. С. 156].

Рис. 5. Асимметричная композиция. Обнаружена при раскопках в деревне Гаолицунь городского уезда Цзоучэн. Коллекция Музея уезда Цзоучэн

Fig. 5. Asymmetric composition. Discovered during excavations in the village of Gaolitsun of the Zoucheng city district. Zoucheng County Museum Collection

Сегментированная композиция, в свою очередь, нередко встречалась на рельефах в наземных храмах предков, ее отличием являлось наличие прямых и наклонных линий разной длины, сегментировавших изображение. Например, в храме предков в уезде Вэйшань провинции Шаньдун найден рельеф, датированный серединой - концом Восточной Хань. Павильон на рельефе выполнен с помощью наклонных линий, а другие объекты имеют горизонтальную структуру (рис. 6), что формирует ощущение планарности изображения. Указанные две формы композиции развились на базе горизонтальной многослойной композиции, став ее продолжением.

Рис. 6. Композиция с линейным разделением. Обнаружена в уезде Вэйшань провинции Шаньдун.

Коллекция Музея округа Цзинин

Fig. 6. Composition with linear separation. Found in Weishan County, Shandong Province. Jining County

Museum Collection

Кроме того, на этом этапе дальнейшее развитие получила конфуцианская мысль: ханьцы не только обращали внимание на «пристанище» души после смерти, но и надеялись обеспечить процветание последующих поколений, непрерывное продолжение и наследие рода. Лишь в этом случае было возможно добиться возрождения после смерти. Эти идеи воплотились в культе размножения, в результате чего возникло большое количество рельефов с характерной опоясывающей композицией. Рельефы стали изображать сцены совокупления Фу-си и Нюйва, двух или четырех сплетенных друг с другом драконов, а также драконов, оплетавших яшмовые кольца. Например, в деревне Цяньцунь в горах Цаншань был обнаружен рельеф эпохи Восточной Хань, изображавший четырех переплетенных драконов [15. С. 47].

В то же время развитие получила композиция из комбинаций геометрических фигур, состоявшая, как правило, из квадратов и кругов. Например, на задней стенке усыпальницы аристократической семьи У в уезде Цзясян городского округа Цзинин провинции Шаньдун обнаружен рельеф, на котором мифические деревья фусан переданы с помощью кругов, а архитектурные постройки - посредством квадратов. Сочетание двух форм создает сильный визуальный контраст круглого и квадратного [16. С. 67].

Рельефы с неправильной композицией включают объекты, выходящие за границы изображения и нарушающие его первоначальную структуру. Например, в Музее Тэнчжоу провинции Шаньдун хранится рельеф, в правой части которого есть мифическая птица, находящаяся за пределами всего изображения [17. С. 55].

Таким образом, развитие приемов композиции в каменных рельефах эпохи Хань провинции Шаньдун подчинялось определенным законам эволюции, а не происходило хаотично. Ход этого развития был связан с изменениями архитектурных форм погребальных сооружений, постепенным обогащением содержания и сюжетов, а также конфуцианской мыслью, философскими и религиозными воззрениями эпохи Хань и другими факторами, в частности социальными.

Литература

1. Мэн-цзы / предисл. Л.Н. Меньшикова; пер. с кит., указ. В.С. Колоколова ; под ред. Л.Н. Меньшикова. СПб. : Петербургское Востоковедение, 1999. 272 с.

2. Ван Цзяньчжун. Общий очерк каменных рельефов династии Хань. Пекин : Запретный город, 2001. 520 с. (1ШФ. ЖЙ 2001, 520).

3. Цзян Инцзюй, Ян Айго. Каменные барельефы династии Хань и каменные гравюры. Цзи-нань : Изд-во памятников материальной культуры, 2001. 221 с. (№% ■ Ш^'Ёч

вйа : Х»Ш№Й2001, 221).

4. Мошков В.М. Пластическая основа композиции (Проблема синтеза искусств). СПб.: СПб. гос. ун-т, 1994. 77 с.

5. Чжан Цунцзюнь. Искусство каменных рельефов династии Хань нижнего течения Хуанхэ. Т. 1. Цзинань : Книгоиздательство «Княжества Лу и Ци», 2004. 228 с.

яш ^»т 2004, 228).

6. Сюй Яфэн. Исследование рельефов эпохи Хань на камне и кирпиче. Пекин : Изд-во социальных наук Китая, 2011. 320 с. фШт{ЩМШВчШШт%»Ш,

2011, 320).

7. Янь Шэндун, Сюй Цзяцзюнь. Захоронения в саркофагах эпохи Западная Хань в округе Цзаочжуан провинции Шаньдун // Памятники материальной культуры. 1997. № 12. С. 34-43.

; ЖЙ ЙТ1]:£^1997, № 12. 34-43).

8. Пан Гу. Хан шу. Юньнань : Юньнаньский народный изд. дом, 2011. 474 с.

9. Ван Цзяньчжун. Общий очерк каменных рельефов династии Хань. Пекин : Запретный город, 2001. 520 с. (1ШФ. ^Й 2001, 520).

10. Чжан Цунцзюнь. Искусство каменных рельефов династии Хань нижнего течения Хуанхэ. Цзинань : Книгоиздательство «Княжества Лу и Ци», 2004. Т. 1. 228 с.

2004, 228).

11. Юй Вэйчао. Полное собрание каменных рельефов династии Хань. Цзинань : Изд-во изящных искусств провинции Шаньдун, 2000. Т. 2. 216 с.

т~т} ш 2000, 216).

12. Чжэн Янь. Маски покойных. Пекин : Пекинское изд-во, 2013. 420 с.

2013, 420).

13. Синь Лисян. Комплексное исследование каменных рельефов династии Хань. Пекин : Изд-во культурного наследия Китая, 2000. 362 с. 1кЙ

2000, 362).

14. Юй Вэйчао. Полное собрание каменных рельефов династии Хань. Цзинань : Изд-во изящных искусств провинции Шаньдун, 2000. Т. 1. 181 с.

т-rn» ш 2000, 181).

15. Ван Чанли. Каменные рельефы династии Хань города Линьи. Цзинань : Изд-во изящных искусств провинции Шаньдун, 2002. 165 с. (i^flj 1|ш)ЯШ

ШЖЙЖЖЖЙ 2002, 165).

16. Виноградова В.Г. Традиционное искусство Китая. М.: Ун-т Димитрия Пожарского, 2016. Т. 1. 628 с.

17. Цзя Фуцзюнь. Каменные рельефы Тэнчжоу. Цзинань : Книгоиздательство «Княжества Лу и Ци», 2011. 83 c. (ЖШ¥ Ш« ЙШЛБШШ ^»^tt 2011, 83).

Bi Zhicheng, Saint Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design (Saint Petersburg, Russian Federation); Harbin University of Science and Technology (China).

E-mail: [email protected]

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedeniye - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2021, 42, pp. 19-28.

DOI: 10.17223/2220836/42/2

THE EVOLUTION OF THE FORMS OF SHANDONG PROVINCE'S STONE RELIEFS COMPOSITION OF THE HAN ERA

Keywords: Shandong Province; stone relief of Han era; composition; classification; significance.

The stone reliefs of the Han era (206 BC - 220 AD) are a special type of funerary art with its own specific set of plots and art forms. Shandong Province takes the first place in China in terms of number of founding relief images. The peculiarity of the compositional construction of the Han's reliefs is that it isn't based on the spatial principle of image transmission, but on the plastic-planar pictorial principle of a two-dimensional composition, which, with its thoughtful use, can carry the maximum emotional charge [Moshkov, Kuznetsov 1994]. Based on that, author's own typology of the compositions of Han reliefs was built. Article the object of the study are stone reliefs of the Han Dynasty, Shandong Province, represented on stone sarcophagi, in stone tombs, temples of ancestors and steles, and passed the past two stages of its heyday. The purpose and objective of the study is to identify and study the laws of evolution of the composition of the stone reliefs of the Han Dynasty, Shandong Province, based on V.M. Moshkova's principles of composition, using systemic and iconological research methods.

Images on the stone reliefs of the Han tombs are distinguished by the peculiarity of the forms of compositional constructions, the process of development and evolution of which occurs in accordance with certain laws. As a result of the study, it was revealed that the starting point for the development of relief compositions of stone sarcophagi were two forms - symmetrical and nested (including several levels following the outlines and forms of stone material), which during the heyday of the Western Han Dynasty supplemented the "V"-shaped composition. Their further development is associated with the use of dispersed, zoned, irregular composition techniques, which spread around in turn of the CE. At the same time, a variety of compositional forms is also observed in the reliefs of tombs, temples of ancestors and stelae, in the reliefs of which during the period of the Eastern Han (25-220 CE) many

different forms of compositional organization appear: for example, asymmetric, segmented, shingles wrong etc. The composition of combinations of geometric shapes, consisting, as a rule, of squares and circles, is also distributed.

A variety of compositional forms is associated, on the one hand, with the complication of the architecture of burial structures and an increase in their scale. On the other hand, with the enrichment of the content and plots of reliefs, which is becoming more diverse and includes not only the image of Confucian's symbols, but also narratives that reflect episodes from the lives of those buried. This indicates not only the process of improving art forms during the Han era, but also reflects a certain evolution of religious and philosophical thought, changes that took place in this period in the social structure of ancient Chinese society, and also, possibly, some external influences on the development of Chinese art.

References

1. Mencius. (1999) Men-tszy [Mencius]. Translated from Chinese by V.S. Kolokolov. St. Petersburg: Peterburgskoe Vostokovedenie.

2. Wang Jianzhong. (2001) Han huaxiang shi tonglun [General Outline of the Stone Reliefs of the Han Dynasty]. Beijing: Zapretnyy gorod.

3. Jiang Yingju & Yang Aiguo. (2001) Handai huaxiang .shi yu huaxiang zhuan [Han Dynasty stone base reliefs and stone engravings]. Jinan: Izd-vo pamyatnikov material'noy kul'tury.

4. Moshkov, V.M. (1994) Plasticheskaya osnova kompozitsii (Problema sinteza iskusstv) [The plastic basis of the composition (The problem of the synthesis of arts)]. St. Petersburg: St. Petersburg State University.

5. Zhang Congjun. (2004) Huanghe xiayou de han huaxiang shiyishu shangce [The art of stone reliefs of the Han Dynasty of the Lower Yellow River]. Vol. 1. Jinan: Knyazhestvo Lu i Tsi.

6. Xu Yafeng. (2011) Han huaxiang shi, huaxiang zhuan yanjiu [The study of the Han era reliefs on stone and brick]. Beijing: China Social Sciences Publishing House.

7. Yan Shengdong & Xu Jiajun. (1997) Shandong zaozhuang xiaoshan xihan shi guanguo mu. [Burials in sarcophagi of the Western Han era in Zaozhuang County, Shandong Province]. Monuments of Material Culture. 12. pp. 34-43 In Chinese

8. Pan Gu. (2011) Han Shu [Han Shu]. Yunnan: Yunnan People's Publishing House.

9. Wang Jianzhong. (2001) Han huaxiang shi tonglun [General outline of the stone reliefs of the Han dynasty]. Beijing: Zapretnyy gorod.

10. Zhang Congjun. (2004) Huanghe xiayou de han huaxiang shi yishu shangce [The art of stone reliefs of the Han Dynasty of the Lower Yellow River]. Jinan: Knyazhestvo Lu i Tsi.

11. Yu Weichao. (2000) Zhongguo han huaxiang shi quanji [A complete collection of stone reliefs of the Han Dynasty]. Vol. 2. Jinan: Shandong Province Fine Arts Publishing House.

12. Zheng Yan. (2013) Shi zhe de mianju [Masks of the deceased]. Beijing: Beijing Publishing House.

13. Xin Lixiang. (2001) Han huaxiang shi zonghe yanjiu [Comprehensive study of the stone reliefs of the Han Dynasty]. Beijing: China's Cultural Heritage Publishing House.

14. Yu Weichao. (2000) Zhongguo han huaxiang shi quanji [A complete collection of stone reliefs of the Han Dynasty]. Vol. 1. Jinan: Shandong Province Fine Arts Publishing House.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Wang Changli. (2002) Linyi han huaxiang shi [Stone reliefs of the Han Dynasty of Linyi city]. Jinan: Shandong Publishing House of Fine Arts.

16. Vinogradova, V.G. (2016) Traditsionnoe iskusstvo Kitaya [Traditional Chinese Art]. Vol. 1. Moscow: Dimitry Pozharsky University.

17. Jia Fujun. (2011) Tengzhou han huaxiang shi [Stone reliefs of Tengzhou]. Jinan: Knya-zhestvo Lu i Tsi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.