Научная статья на тему 'Каменная пещера Юньгана периода правления династии Северной Вэй (386-534 гг. Н. Э. )'

Каменная пещера Юньгана периода правления династии Северной Вэй (386-534 гг. Н. Э. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
274
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДДИСТСКАЯ ПЕЩЕРА / ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ДИНАСТИИ СЕВЕРНОЙ ВЭЙ 386-534 ГГ. Н.Э / КАМЕННАЯ ПЕЩЕРА ЮНЬГАНА / ДАТА ПОСТРОЙКИ КАМЕННЫХ ПЕЩЕР / THE BUDDHIST CAVE / NORTHERN WEI DYNASTY (386-534 ) AD / THE STONE CAVE YUNGANG / THE DATE OF FOUNDATION OF THE STONE CAVES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чжао Синьсинь

На примере каменной пещеры Юньгана анализируются китайские каменные пещеры как одно из направлений буддийского искусства IV века. Предметом исследования является история времени Династии Северной Вэй, ок. IV—VI вв. Рассматриваются история Юньганской пещеры и особо значимые обряды, имеющие важное значение в становлении Юньгана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STONE CAVE YUNGANG BUILT DURING THE RULING OF NORTHERN WEI DYNASTY (386-534) AD

The aim of this article is to recover the main features of Chinese stone caves on the example of the stone cave Yungang as an example of the Buddhist art of the 4th century AD. The subject of our research is the history of Northern Wei dynasty in 4—6 centuries. The author of the article examines the history ofYungang cave, touches upon significant ceremonies which played an important role in foundation the cave.

Текст научной работы на тему «Каменная пещера Юньгана периода правления династии Северной Вэй (386-534 гг. Н. Э. )»

Чжао Синьсинь*

КАМЕННАЯ ПЕЩЕРА ЮНЬГАНА ПЕРИОДА ПРАВЛЕНИЯ ДИНАСТИИ СЕВЕРНОЙ ВЭЙ

(386-534 гг. н. э.)

На примере каменной пещеры Юньгана анализируются китайские каменные пещеры как одно из направлений буддийского искусства IV века. Предметом исследования является история времени Династии Северной Вэй, ок. IV—VI вв. Рассматриваются история Юньганской пещеры и особо значимые обряды, имеющие важное значение в становлении Юньгана.

Ключевые слова: буддистская пещера, период правления династии Северной Вэй 386—534 гг. н.э., каменная пещера Юньгана, дата постройки каменных пещер.

Zhao Xinxin. THE STONE CAVE YUNGANG BUILT DURING THE RULING OF NORTHERN WEI DYNASTY (386—534) AD

The aim of this article is to recover the main features of Chinese stone caves on the example of the stone cave Yungang as an example of the Buddhist art of the 4th century AD. The subject of our research is the history of Northern Wei dynasty in 4—6 centuries. The author of the article examines the history ofYungang cave, touches upon significant ceremonies which played an important role in foundation the cave.

Key words: the Buddhist cave, Northern Wei dynasty (386—534 ) AD, the stone cave Yungang, the date of foundation of the stone caves.

В Китае насчитывается много маленьких и больших пещер. Буддийская пещера, построенная в горах, называется каменной пещерой. Самые ранние китайские постройки относятся к III веку, а эпоха их расцвета приходится на V—VIII века. XVI век стал последним в истории создания китайских пещер.

Юньган находится на северном берегу реки Шили на горе Ужоу в 16 км от города Датун. Каменная пещера Юньгана была по-

* Чжао Синьсинь (КНР) — аспирант факультета искусств Московского гос. университета им. М. В. Ломоносова, e-mail: starxin0352@yandex.ru

строена 1600 лет назад. Историки полагают, что Юньган строилась в течение 100 лет. Более 40 тысяч рабочих участвовали в строительстве каменной пещеры. Это были мастера из разных стран, в их числе и буддисты из Шри-Ланки [Вэн Фел, 2000, с. 1—15].

Юньган, протяженностью 1 км, тянется с востока на запад и состоит из трех частей: западной, срединной и восточной. Всего здесь насчитывается более 50 пещер, в которых помещено около 51000 статуй. Длина пещер 1 км с востока на запад. Гроты были построены более 1600 лет назад, еще в период правления династии Северной Вэй. Здесь насчитывается около 460 проходов. За четыре десятилетия в нишах было создано множество гротов и размещены сотни тысяч буддийских статуй, крупнейшая из которых достигает 17 метров в высоту, а самая маленькая — 1 сантиметр. Но каждая из пещер, независимо от размера, выполнена очень тщательно. Гроты Юньгана — одни из крупнейших в Китае и во всем мире [Синь Чанцин, 2007, с. 18—26].

Относительно даты постройки у ученых имеется несколько версий, ниже представлены четыре из них. Согласно первой версии, пещеры были построены в период правления династии Шэнь Жуй (414—415 гг.). Согласно второй версии — это период правления Фуфа Чжи Мин (453 г.). По третьей версии считается, что пещеры были построены в 398 г. И последняя, четвертая, полагает, что пещера строилась в период правления императора Хэ Пэн (460 гг.).

На основе имеющихся фактов известно, что пещера Храма Юньгана стала называться так после периода правления Цзя Цзин (1621—1627 гг.). Во второй половине правления династии Мин участились набеги северных татар, были неустойчивыми отношения между династией и национальностью вацы. Монголы непрерывно вторгались на китайскую северную территорию. Именно поэтому, для защиты от агрессоров, император династии Мин решил построить новую Великую китайскую стену. Город Датун находится на китайской северной границе. Его значение как приграничного города очень велико: в свое время здесь размещалась армия для охраны северных китайских территорий. Считается, что Датун — самый главный город на пекинском западе. Датун расположен в 350 км от Пекина и в 300 км от Монголии. Также в период правления династии Мин во главе с императором Цзя Цзином на горе Ужоу была построена камен-

ная пещера Юньгана. Строительство памятника завершилось летом, в июле 1564 г. Дата строительства памятника определена по надписи, открытой во время реставрация Юньгана [Чэн мэн, 2007, с. 22-35].

До нас дошли разные названия этой пещеры. Наиболее раннее — это «каменная пещера-монастырь на горе Ужоу», либо «каменный буддийский храм на Ужоу». Также имеется название «каменная пещера монастыря Линянь» или «каменная огромная пещера Кумирни Бэйтай». Есть еще «каменная пещера Ханань», «каменная пещера Дайцзин», «большая каменная пещера Храма на горе Сицзинджоу».

После периода правления Цзя Цзин (1524-1569 гг.) за пещерой закрепилось название «каменная пещера Юньгана», или Юньган. Жители деревни Юньган называют ее «Юньганский большой храм».

Исторические записи говорят, что строительство пещеры началось в начале правления императора Шен Жуй (414-415 гг.) и длилось до конца правления императора Чжэн Гуан (520-525 гг.)

На данный момент имеются исторические записи, самые поздние из которых находятся в четвертой пещере, датируемой периодом правления императора Чжэн Гуан (520-525 гг.). Поэтому после того как император Сян Вэна перебрался в столицу Лояна, строительство закончилось. В широких масштабах, с перерывами, ее строили 20 или 30 лет. В период правления династий Суй (581-618 гг.), Тан (618-907 гг.), Лао (907-1125 гг.), Цзин (1115-1234 гг.), Юан (1279-1368 гг.) и Мин (1368-1644 гг.) реставрация пещеры не прекращалась [Лин нан, 2007, с. 28-43].

Можно сказать с полной уверенностью, что 1600 лет назад Юньган был очень красив. Никто и никогда не сможет его описать, как нельзя передать всю красоту чудных и живописных видов земли. Вот что пишет Ли Даоюань (древний китайский знаменитый поэт) о природных красотах местности: «Река Шили протекает через Пещеру Юньгана на юг, великие мастера высекли статуи Будды прямо в горе, точь-в-точь как живые» [Чжао Дэнсин, 2007, с. 108-116].

Когда город Датун стал столицей династии Северной Вэй (386-534 гг.), там, около Юньгана были построены монастырские здания, которые стали называться «Десять монастырей».

Пещерный монастырь считается сокровищницей китайского национального искусства. Их многовековая история вобрала в себя все особенности эволюции китайского художественного мышления на разных этапах Средневековья. Благодаря уникальной сохранности памятника пещерные храмы дают возможность изучать историю буддизма, а также архитектуру, скульптуру и живопись прошлого. Этому монастырю в Китае посвящено много интересных работ.

Каменная пещера Китая считается частью мирового художественного наследия. Из истории известно, что Юньган — это буддийский храм. Статуи проникнуты духом буддийского учения. Говорят, что Юньган пропагандировал объединение народа. Также считалось, что это земной Рай запада. Предания говорят, что в Юнь-гане мастера вытесали каменные книги для династии Северной Вэй, в которых изложена ее история. Известно также, что Юньган пропагандировал легенду Сиддхартха Гаутама — Будды, основателя учения. Автор (Чжао Синьсинь) полагает, что Юньган ассоциируется с одной определенной идеей мира, стабильностью и дружбой.

Почему? — спросите вы. Во-первых, потому, что все религии проповедуют взгляды на добро. В них поощрялись добрые задатки в человеке: «постоянно делай добро, не делай зла и не лги». Разве это не смысл мира? Именно Конфуций определил традиции с точки зрения гуманности для современника. Буддийское учение — это гуманность.

Во-вторых, хотя национальность тоба сянь бэй издавна была китайским национальным меньшинством, тем не менее, именно она явилась основой династии Северной Вэй. Люди тоба сянь бэй сохраняли свои традиции: они ездили на лошадях, ели мясо, носили меховую одежду, скакали по степи и по бранному полю. Наступил момент, когда они добились власти, сумели на идеях счастья, мира, дружбы создать новые отношения, развить производство, науки, искусства.

В-третьих, известно, что цари Северной Вэй часто менялись. В Китае примерно 100 лет назад каждому царствующему императору необходимо было иметь имя, в котором проявлялась идеология правителя: например, Тай Ань, Хэ Пин, Тянь Ань, Тай Хэ, Юн Пин, Юнь Ань (в названии использовались значения слов «мир», «дружба», «спокойствие»).

В-четвертых, в Пинчэне (древнее название Датуна, столицы Северной Вэй) императорский дворец сохранял его идею. Здесь есть древние дворцы: «дворец долголетия», палата юнан («спокойствие») и мавзолей юнгу («прочность»). Правитель стремился к благополучию страны, обеспеченности народа, царству мира и спокойствия.

Но пещеры, составляющие основу Юньгана, свидетельствуют о буддийском содержании искусства, статуй. Пещеры Юньгана воспитывали понятия ценности жизни, веры в душу и добро, отражали идею радости жизни. В этом кроется скрытый смысл буддизма [ЧжаоДэнсин, 2007, с. 132-138].

В Бэй-ши записано: «Ночью, когда высекали пещеру, мастера использовали факелы. Они сутками высекали Юньган».

Однако определенных ответов на вопрос, как был организован юньганский строительный процесс, каков был рабочий метод, имелись ли чертежи, у ученых нет. Можно выдвинуть два версии.

Первая версия сводится к тому, что южный склон горы Ужоу «разрезали» сверху донизу и убирали. Перед вертикальным срезом были поставлены строительные леса, и одновременно мастера начали высекать пещеру.

Согласно второй версии, строители «отрубили» сначала макушку горы и продолбили пещеры вовнутрь. Потом высекали голову Будды в пещерах, постепенно опускаясь до низа пещеры, что было удобно. Но в древности не было хорошего освещения, днем в пещере очень темно и плохо видно скульптуры. Как мастера решили вопрос со светом? В исторических записях, называющихся «Тоуши», читаем: «При строительстве пещеры Юньган, находящейся на территории города Тайюань, мастера использовали факел. Во время династии Северной Вэй (386-534) на горе Ужоу был большой лес. Его использовали для изготовления факелов, что было очень удобно. Поскольку для создания многочисленных статуй требовалось изготовлять части партиями, работу разбивали на этапы. Мастерам приходилось работать и по вечерам. Они использовали факелы или свечи и в пасмурную погоду» [Синь Чанцин, 2007, с. 65-66].

Согласно записям в «Вэйше шилаочжи», в год Тайань (455 г.) иностранные посланцы привезли несколько изображений будд. Император приказал мастерам использовать эти изображения

для создания скульптур, которые и стали макетами будд. Таким образом, у мастеров Юньгана был в распоряжении не только собственный практический опыт создания скульптур, но также макеты и эскизы. В «Вэйше биографии Цзян Шаоюн» написано, что Цзян Шаою (древний китайский архитектор), Ван Юй (древний китайский скульптор) изготовили макет для дворца [Лин паи, 2007, с. 28—43]. Исторические свидетельства о династии Северной Вэй показывают, что при строительстве дворцов сначала изготовлялись макеты.

Старым мастерам, хорошо знавшим камень, не было нужды рисовать эскиз на камне. Для выполнения некоторых задач художники сначала рисовали эскиз, а потом мастер высекал скульптуры. Так в древнем Китае появились мастера по камню. Они одновременно были и художниками, и мастерами по камню. Нужно было быть хорошим профессионалом, что подразумевало работу «на глаз». Мастера должны были иметь достаточный опыт и знать конструктивные свойства камня, без этого трудно сделать скульптуру, а брак никому не нужен. Но у мастеров по камню были в распоряжении эскизы, по которым они высекали скульптуры и создавали статуи. Что же касается больших статуй будд, у них есть традиционные пропорции для фигуры. Пропорция для человека во весь рост равнялась семи головам, для сидячего изваяния (человек, сидящий на стуле) — пять голов, для человека без стула — 3,5 головы. Поэтому для статуй Юньгана наиболее важными были высота и размер голов [Яо Бинь, 2003, с. 36-67].

Список литературы

Вэн Фел. Китайское искусство. Пекин, 2000.

Синь Чанцин. Разгадка каменной пещеры Юньганя. Пекин, 2007.

Лин нан. Рассказ о каменной пещере Юньгана. Пекин, 2007.

Чжао Дэнсин. Легенда каменной пещеры Юньгана. Пекин, 2007.

Чэн мэн. Искусство буддизма. КНР. 2001.

Яо Бинь. Создание учения Юньгана. 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.