Научная статья на тему 'Анализ хода реструктуризации в ОАО «Ростовуголь»'

Анализ хода реструктуризации в ОАО «Ростовуголь» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ хода реструктуризации в ОАО «Ростовуголь»»

СЕМИНАР 13

ДОКЛАД НА СИМПОЗИУМЕ "НЕДЕЛЯ ГОРНЯКА -2001"

МОСКВА, МГГУ, 29 января - 2 февраля 2001 г.

© И.Ю. Батырев, 2001

УДК =

И.Ю. Батырев

АНАЛИЗ ХОДА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ В ОАО «РОСТОВУГОЛЬ»

Р

еструктуризация угольной промышленности России представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на преобразование производственной и организационной структур угольной отрасли в целях повышения эффективности производства и на решение проблем угледобывающих регионов.

Меры, осуществляемые ОАО «Ростов-уголь» в рамках программы реструктуризации, начиная с 1993 года, были направлены на формирование способности предприятий и управления адаптироваться в условиях перехода от регламентированной (дотационной) экономики к рыночным отношениям. Структурные преобразования и реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности производства, сдерживались и затруднялись негативными макроэкономическими и социально-полити-ческими процессами происходящими в стране, но отрицать их положительные результаты невозможно.

Непрерывно осуществлялась структурная перестройка как в целом в ОАО, так и на предприятиях, с целью ликвидации или улучшения работы неэффективных участков и рабочих мест. Принимались меры по снижению затрат на производство. Основной результат осуществляемых мер - уменьшение доли средств Федерального бюджета в финансовых ресурсах Акционерного общества с 81,6 % до 29 %, а по дотации на покрытие убытков угледобывающих предприятий с 62 % до 9,8 %.

1. Для достижения этой цели, за счет концентрации горных работ, увеличена нагрузка

на очистной забой на 55 %, на 46 % уменьшилось их количество, стабилизировалась производительность труда, а по рабочим на добыче угля выросла на 15 %. Практически уже закрыты 16 шахт, две обогатительных фабрики. На 35 % уменьшилась численность персонала (более 21 тыс. чел.), для чего произвели дополнительное пенсионное страхование работников уходящих на пенсию (3,5 тыс. чел.), Завершена передача в муниципальную собственность объектов соцсферы (более 10 тыс. чел.). Резко сокращаются расходы на производственные нужды. Более того из-за недостатка оборотных средств и средств на замену оборудования многие предприятия находятся на грани остановки по техническим причинам и по условиям обеспечения безопасности производства.

Анализ себестоимости 1т.добычи угля по элементам затрат показывает, что общие расходы возросли по сравнению с 1993 годом в 15 раз, зато материальные затраты- в 26 раз, в том числе по электроэнергии - в 29 раз, а по амортизации - в 120 раз. В тоже время заработная плата, а следовательно и начисления во внебюджетные фонды только в 9 раз. Если сравнить темпы роста затрат с темпами роста инфляции, то видно, что реальное материальнотехническое обеспечение производства резко снизилось и еще в большей степени снизидись реальные доходы шахтеров.

Производственное и экономическое положение ОАО »Ростовуголь» находится в кризисном состоянии - задолженность по заработной плате и социальным выплатам достигла девяти месяцев, задолженность в бюджеты разных уровней составляет на 1.06.2000 года - 5000 млн. руб.

Сегодня долги ОАО «Ростовуголь» (более половины это пени и штрафы) в пять раз превышают дебиторскую задолженность. На грани остановки добыча угля, производственная деятельность всех предприятий, отсутствует возможность не только перспективного развития, но и поддержания производства. Крайне накалена обстановка в коллективах

Главные причины сложившейся ситуации:

1. Резкое снижение объема господдержки в финансовых ресурсах ОАО :

1993 г. - 81,6 %, 1999 г. - 27 %, а по дотации на покрытие убытков в сопоставимых условиях, в семь раз, без каких-либо обоснованных решений.

2. Неполное бюджетное финансирование за тот же период. Более того из-за недостатка оборотных средств и средств на замену оборудования многие предприятия находятся на грани остановки по техническим причинам и по условиям обеспечения безопасности производства.

3. Недостатки в налоговой политике государства, не учитывающей специфику угольной отрасли и позволяющей начислять огромные суммы пени за неуплату налогов при неполном бюджетном финансировании и неплатеже потребителей.

4. Кризис неплатежей в стране и регионе.

5. Запоздалая структурная перестройка в самом ОАО и недостаточность принимаемых мер по адаптации к новым условиям с целью повышения эффективности производства (из-за хронического недостатка средств).

6. Отсутствие мотивации и стимулов к труду из-за огромной задолженности по выплатам заработной платы и социальным платежам.

7. Сложившаяся в области практика косвенного дотирования населения и бюджетных организаций через льготные цены на электроэнергию и воду за счет угольщиков.

8. Большое количество социальных платежей, компенсаций, гарантий (пре-дусмотренных законодательством, отраслевым тарифным соглашением и не имеющих реальных источников, особенно в последнее время, когда сокращается производство и закрываются шахты. Перекладывать эти суммы на действующие шахты, это значит погубить их и так слабую экономику. Так до сих пор некоторые шахты: «Южная», «Аютинская» и т.п. производят выплаты по регрессным искам работникам шахт закрытым ранее - в 70-х годах).

Анализ сложившейся ситуации показывает, что при существующем уровне дотации необходимо уже в ближайшее время закрыть еще

половину шахт и значительно сократить вспомогательное производство. В шахтерских городах и поселках резко возрастет безработица (в 10-15 раз) так как останутся нетрудоустроенными 55 % работников промперсонала. На 47 % снизится выпуск угольной продукции (это оставит без топлива соседние области и республики традиционно потребляющие донецкие угли ) и на 30 % не будет обеспечиваться энергетика области. Более того, такой вариант развития событий потребует значительных средств из федерального бюджета для закрытия предприятий, создания дополнительных рабочих мест и выполнения социальных гарантий .

Самостоятельно ОАО «Ростовуголь» выбраться из этой ловушки не сможет. Необходимо принятие ряда решений на федеральном, отраслевом и региональном уровнях управления. Необходимо инициировать принятие программы антикризисных мероприятий с целью стабилизации и существенного улучшения финансовоэкономического положения. Программа должна предусматривать осуществление мероприятий направленных на:

• снижение затрат за счет концентрации производства и дальнейшего роста нагрузки на очистной забой, оптимизации вспомогательных мероприятий;

• временной приостановки работы шахты на которых по техническим причинам это возможно;

• передачи объектов и имущества в муниципальную собственность;

• увеличение денежных средств за реализованную продукцию;

• сокращение задолженности по оплате труда и осуществление регулярных выплат в текущем году;

• сохранение рабочих мест;

• значительное погашение задолженности в бюджеты и во внебюджетные фонды.

В результате реализации предлагаемых мер произойдет некоторое улучшение экономического положения, но кризисное состояние ликвидировать полностью не удастся. Для этого необходимо принятие решений государственного и отраслевого характера.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Батырев Иван Юрьевич - кафедра «Подземная разработка пластовых месторождений», Московский государственный горный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.