Научная статья на тему 'Социально-экономические последствия реструктуризации угольной промышленности Восточного Донбасса'

Социально-экономические последствия реструктуризации угольной промышленности Восточного Донбасса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические последствия реструктуризации угольной промышленности Восточного Донбасса»

ИВО

© М.Г. Батырева, 2002

УДК 65.011.12:003

М.Г. Батырева

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТОЧНОГО ДОНБАССА

звестно, что угольная отрасль, являясь базовой отраслью промышленности, сегодня в острой форме заявляет о своем праве на жизнь. Вопреки планам и ожиданиям реструктуризация осуществлялась резко и не смогла следовать по пути «плавных» структурных преобразований. Это связано с кризисным состоянием как экономики России в целом, так и объективными сложностями экономики угольной промышленности, издавна дотационной. За 7-8 лет реструктуризации уровень государственных дотаций снизился с 80 до 8 % , т.е. в 10 раз. Однако в 10 раз снизить уровень убытков угольной промышленности за такой период оказалось невозможным. Даже в более развитых в экономическом отношении странах на осуществление плавной, поэтапной реструктуризации понадобился бы промежуток времени, равный 30-40 годам.

Хроническая нехватка материальных и высококвалифицированных трудовых ресурсов, резкая реструктуризация поставили ОАО «Ростовуголь» на грань остановки. Его сотрудники уже скорее работают по инерции, т.к. в условиях длительных невыплат заработной платы не имеют стимулов к продолжению работы в полную силу.

Расход средств в 2001 г.

34.171.900 руб. - сумма господдержки, полученной городом Шахты Ростовской области в 2001 г. на реализацию программ местного развития. 402.500 руб. получила служба занятости на организацию предувольнительных консультаций и переобучение высвобожденных шахтеров, 23.293.100 руб. было использовано на программу «Содействие созданию новых рабочих мест», 3.457.700

руб. - на поддержку малого бизнеса, 7.018.600 руб. - на организацию общественных работ.

Чтобы не быть проданным с молотка в частные руки, ОАО по добыче и переработке угля «Ростовуголь» - старейшее и крупнейшее объединение Восточного Донбасса - сдается в аренду государству.

Такой возможностью - избежать банкротства - сумели воспользоваться всего десять предприятий различных отраслей промышленности, угольных в этом списке пока не было. Смысл этого мероприятия в том, что акционерное общество сдает государству в безвозмездное пользование свое имущество на срок от пяти до десяти лет, его деятельность «замораживается», списываются долги государству. Государство, в свою очередь, обязуется сделать предприятие рентабельным (около 5 %, сейчас убытки - 30 %). Под гарантии государства банки будут охотнее вкладывать деньги в производство, поступят бюджетные инвестиции, госзаказы.

Весь мир уже понял необходимость развития угледобычи, и только в нашей стране еще остались люди, считающие, что шахты надо закрывать. Сэкономив в свое время «три копейки инвестиций», пойдя на поводу у Международного банка реконструкции, Россия получила сегодня массу проблем. Начиная от элементарной необходимости каким-то образом помогать семьям бывших шахтеров, отброшенным за черту бедности, и заканчивая экологическими последствиями закрытия шахт. По условиям контракта управляющий ФИКом (федеральным имущественным комплексом) отвечает за вверенную ему собственность

всем своим имуществом. Это обеспечивает определенную степень ответственности.

4 января 2002 г. гендиректор «Р/у» провел совещание с руководителями угольных предприятий, посвященное главной задаче - выживанию в условиях отсутствия господдержки.

• «Минэнерго» и «Минимущество» затягивают реформирование «Р/у» в ФИК.

• Сравнивать «Ростовуголь» («Р/у») и «Гуковуголь» («Г/У») сложно в силу разности экономического, финансового, территориального положения, горногеологических условий. Экспортный тариф для перевозки 1 т угля для «Г/у» установлен в 20 центов, тогда как для «Р/у» в 4 доллара 30 центов, что дает последнему значительные преимущества. Немалую долю сбыта в «Г/у» составляет экспорт, чего «Р/у» практически лишен. Предприятия «Г/у» расположены практически в одном городе, тогда как предприятия «Р/у» разбросаны по трем административным территориям. Протяженность ж/д путей в «Г/у» 50 км, в «Р/у» - 350 км. При закупочной цене 560 руб. за 1 т «Г/у» выходит на прибыль, «Р/у» может безубыточно работать при цене 680 руб. за 1 т.

Даже нынешняя цена на уголь позволяет жить и работать предприятию при условии роста угледобычи. Если бы, к примеру, за 9 мес 2001 г. «Р/у» добыл не 2 млн 260 тыс., а 3 млн т угля, то он бы уже смог покрыть свои убытки. Как «Р/у» начал добывать уголь в наступившем 2002 г.? Известно, что перед Новым годом по всем предприятиям удалось закрыть только февральскую зарплату 2001 г., на некоторых - и мартовскую. Но что это дало? Яркий пример - 2 января 2002 г.. Несмотря на праздничный день, пришел порожняк Северо-Кавказской железной дороги. Люди на работу по добыче и ремонту просто не вышли. И при таком отношении к работе работники хотят и пайуголь получать полностью, и зарплату.

Вместо того, чтобы рассчитать, как жить за счет собственных источников, потому что с 2002 г. нет ни селективной поддержки, ни та-

рифного соглашения, как сократить затраты, убытки, сконцентрировать работы, оптимизировать расстановку людей, увеличить процент выходов, разобраться с мнимоболеющими, директора требуют закрытия задолженности по зарплате. В «Г/у» работают лучше: выше ответственность, выше процент выходов, больше нагрузка на лавы, больше добыча.

Шахта им. Ленина - пример самоотверженной работы. В тяжелейших условиях люди предпринимают все усилия для устранения аварии и выдают уголь на-гора. Сумел же директор шахты совместно с профкомом так мобилизовать коллектив и настроить людей на работу.

Далее приведу нормативные цифры по выходам на работу. Они таковы.

Всех трудящихся должно быть на работе не менее 68 %, в том числе рабочих - 62 %, из них подземных - 60 %, а рабочих поверхности - 71 %. Фактические данные за декабрь таковы: шахта им. Октябрьской революции - соответственно 52,51,48 и 59 %; шахта Южная - 45,41, 36 и 56 %; шахта Майская - 55,58,52 и 69 %. Таким образом, упал уровень дисциплины, люди просто разучились работать, но при этом хотят иметь высокую зарплату и вовремя.

На заседании президиума тер-кома, где обсуждался вопрос о предъявлении требований к администрации ОАО «Р/у» о выплате задолженности по зарплате шахтерам, гендиректор потребовал усилить дисциплину, иначе шахтерам придется искать другое место работы.

ОБНОВЛЕНИЕ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ПРЕВРАТИЛОСЬ В ЛИКВИДАЦИЮ

С начала проведения реструктуризации мощности России по добыче угля сократились на 160,8 млн т. В этих потерях доля шахт Кузбасса составляет 42 %, Печорского бассейна - 11,4 % и Восточного Донбасса - 19,2 %. При этом прибыльные угледобывающие предприятия за счет обновления основных фондов так и не были созданы.

Ликвидация угольных шахт проводилась по настоятельной рекомендации Всемирного банка. Выделяя в середине 90-х годов кредит на структурную перестройку угольной промышленности в размере более 1 млрд долл., банк поставил перед Россией ряд условий, включая закрытие шахт и продажу госпакетов акций. Государство фактически лишилось возможности регулировать процесс увеличения угледобычи и потребления этого вида топлива.

Сейчас шахтный и карьерный фонды изношены на 53,6 % и значительная часть предприятий по добыче угля работает неэффективно. Поэтому сокращение мощностей происходит не только за счет убыточных шахт, но и за счет стабильно работающих предприятий из-за износа основных фондов. При этом инвестиции в развитие отрасли и наращивание ее производственного потенциала

практически не вкладываются, а предоставляемые бюджетом

средства на техническое переоснащение и реконструкцию шахт не используются. Кроме того, по-прежнему сохраняется приоритет в финансировании ликвидации угольных предприятий перед их обновлением.

Результаты подобного дисбаланса крайне плачевны. Если в

1992 г., т.е. до начала реформирования угольной промышленности, Россия добывала 335,8 млн т угля в год, то к 2000 году добыча соответствовала уровню 1960 года и составляла 258 млн т. Закрытие шахт, кроме того, привело к колоссальному росту безработицы в угледобывающих регионах, где угольные предприятия являются градообразующими. При общем сокращении численности работающих в угольной отрасли на 157, 8 тыс. человек было создано только 28 тыс. новых рабочих мест. В результате уровень безработицы в половине регионов превысил 30 %. В бюджете на 2002 год на господдержку угольной отрасли выделено 7,2 млрд руб., однако этот объем средств недостаточен.

Недостаток угля на внутреннем рынке при росте его экспор-

та угрожает сырьевой независимости металлургического комплекса. Увеличение добычи угля до 300 млн т, как это предусмотрено Программой социально-экономического развития страны на 2002-2004 годы нереально, что делает выполнение самой программы весьма проблематичным.

КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ВОСТОЧНОГО ДОНБАССА

1. Краткая характеристика социально-экономической ситуации в Восточном Донбассе

Восточный Донбасс является основной угольной сырьевой базой Северо-Кавказского экономического региона. В регионе имеется более 6,5 млрд т разведанных балансовых запасов угля, а также резерв детально разведанных участков с запасами более 1,5 млрд т угля для строительства новых шахт. Доля антрацита в общих запасах угля составляет более 90 %. В состав региона входит 8 городов (Шахты, Новошахтинск, Гу-ково, Донецк и др.) и прилегающие к ним поселки. В угольной промышленности занято свыше 30 % населения Восточного Донбасса и производится свыше 30 % валового регионального продукта.

Угольная отрасль, являвшаяся долгое время ведущей в экономике Восточного Донбасса, находится в состоянии глубокого кризиса, который усугубляется общим спадом экономического развития России. Большинство шахт региона прошло пики своего развития и находится в стадии закрытия, работы ведутся на больших глубинах или удаленных участках, на маломощных пластах. За период с

1993 г. по настоящее время добыча угля в целом в регионе уменьшилась более чем наполовину. Во всех городах Восточного Донбасса и подчиненных им населенных пунктах происходит уменьшение численности населения в целом, а также числа работающих на предприятиях и в организациях. Реальные доходы населения упали по сравнению с 1990 г. на 70 % при резком усилении социальноэкономического расслоения населения. Имет место хроническое недофинансирование производст-

венной и социальной инфраструктуры Восточного Донбасса, а состояние финансов можно охарактеризовать как неустойчивое и остродефицитное.

Развитие кризиса в 1993-2000 гг. подтвердило, что значительная часть экономики региона не соответствует новым условиям, не воспринимается рынком, не приносит доходов ни региону, ни его жителям. Это усилило невостре-бованность социально-

профессионального и культурного потенциала населения и его соци-ально-имущест-венную дифференциацию.

В этой связи необходима экономическая программа развития региона, начиная с единой глобальной цели его функционирования и заканчивая перспективой развития угольной отрасли.

2. Генеральная цель развития экономики Восточного Донбасса

Ускоренное преодоление кризиса в регионе путем реструктуризации стагнирующих отраслей производства, прежде всего угольной. Подцелями являются создание благоприятного инвестиционного климата; создание или сохранение существующих экономически целесообразных рабочих мест, осуществление опережающей подготовки кадров; создание эффективного инфраструктурного обеспечения пред-

приятий и производств; развитие внешнеэкономической деятельности; повышение уровня экономической активности населения.

3. Привлечение инвестиций - основа экономического механизма функционирования Восточного Донбасса

Достижение всех стратегических установок для такого проблемного региона, как Восточный Донбасс, возможно лишь на основе введения со стороны государства благоприятного экономического механизма, учитывая, что свыше 80 лет в регионе формировалась экономика, жестко акцентированная на угольное производство. Мировая и отечественная практика показывают, что такой механизм обеспечивается приданием региону статуса свободной экономической зоны (СЭЗ) на несколько лет. СЭЗ создаются с целью привлечения иностранных и российских инвестиций, новых технологий и прогрессивного управленческого опыта, увеличения и диверсификации экспорта, развития импортозамещающих производств, создания условий для активизации малого предпринимательства, что особенно важно для возрождения и дальнейшего развития экономики шахтерских поселков и стабилизации потребительского рынка ре-

гиона в целом. Учитывая особенности экономического потенциала региона, наличие свободных производственных площадей, трудовых ресурсов, развитую транспортную сеть, наиболее предпочтительным видом СЭЗ должна стать зона смешанного типа, где найдут отражение экономические принципы и преимущества зоны экспортного производства и зоны производственного и торгового типа.

4. Угольная промышленность

Современное состояние угольной промышленности свидетельствует о том, что она подлежит неукоснительному реформированию по следующим направлениям:

• поэтапная ликвидация особо убыточных и неперспективных шахт;

• завершение начатых строительств новых высокорентабельных шахт «Шерловская-Наклонная», «Обуховская - 1»;

• создание высокорентабельных производств по глубокой переработке угля и отходов углеобогащения;

• изменение системы управления отраслью на основе создания корпоративных структур типа холдингов или финансовопромышленных групп.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Батырева Мария Гоигорьевна - аспирантка кафедры «Организации и управления в горной промышленности», Московский государственный горный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.