Список литературы:
1. Даль В.И Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. -М.; СПб., 1882. - 10226 с.
2. Кесарийского П. История войн Юстиниана / П. Кесарийского. - М.: АН СССР, 1950. - 5398 с.
3. Кузьмин К.В. История социальной работы / К.В. Кузьмин. - М.: Трик-ста, 2006. - 624 с.
4. Маврикий. Стратегикон / Маврикий. - СПб.: Алетейя, 2004. - 245 с.
5. Мельников В.П. История социальной работы в России / В.П. Мельников. - М.: Дашков и К, 2004. - 344 с.
6. Нестор, Повесть временных лет / Нестор. - СПб., 1113. - 77 с.
7. Фирсов М.В. История социальной работы в России: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 256 с.
8. Соловьёв С.М. История России с древнейших времен / С.М. Соловьёв. - СПб.: Товарищество «Общественная польза», 1851-1879. - 4784 с.
9. Тетерский С.В. Введение в социальную работу / С.В. Тетерский. -М.: Академический Проект, 2004. - 496 с.
АНАЛИЗ «ХАРТИИ ТИБЕТА», КАК КОНСТИТУЦИИ ТИБЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ИЗГНАНИИ, В РАМКАХ ПРОБЛЕМЫ ТИБЕТСКОГО СЕПАРАТИЗМА
© Селиванов Д.Е.*
Национальный исследовательский Томский политехнический университет,
г. Томск
Данная публикация посвящена анализу официального документа тибетского правительства в изгнании «Хартия Тибета», являющегося, по сути, конституцией не существующего независимого Тибетского государства, а также изучению противоречий между данным документом и основными высказываниями бывшего лидера тибетского правительства в изгнании Далай-ламы XIV. В статье поднимается вопрос о международном статусе лидеров правительства Тибета в изгнании, а также анализируются статьи, посвященные судебной исполнительной и законодательной властей правительства Тибета в изгнании.
Ключевые слова: Тибет, сепаратизм, правительство Тибета в изгнании, Central Tibetan Administration, Хартия Тибета, Далай-лама XIV.
В 1951 году Национальная Освободительная Армия Китая вошла в Тибет, что привело к присоединению тибетской территории к КНР. Легитим-
* Студент кафедры Истории и регионоведения (специальность: «Регионоведение»).
ность данных событий до сих пор вызывает споры среди историков. Кроме того, военное вторжение со стороны Китая, или, как его называют в китайских источниках, «мирное освобождение Тибета» [1, с. 247], привело к возникновению такой проблемы международного характера, как Тибетский сепаратизм.
Ключевым фактором в становлении сепаратистских движений Тибета являлось бегство Далай-ламы XIV из Тибета в 1959 году в Индию. Иными словами, Далай-лама XIV как духовный и политический лидер тибетцев сыграл значительную роль в возникновении партизанского движения на территории Тибета. Кроме того, свою роль сыграло внешнее влияние, а именно такие операции ЦРУ 60-70-ых годов ХХ века как St. Circus, St. Barney и St. Bailey [4, p. 86], направленные на финансирование партизанских движений Тибета, а также на идеологическую подготовку сепаратистов и шпионаж.
Именно в этот период Далай-лама XIV организовывает в Дхарамсале правительство Тибета в изгнании, или Central Tibetan Administration. Основной причиной для организации правительства являлось бегство 80 000 тибетцев в Индию, по примеру Далай-ламы, что привело к возникновению значительной тибетской общины, деятельность которой необходимо было регулировать.
Таким образом, на сегодняшний день мы имеем уникальный пример государства в государстве, обладающего собственной администрацией, верховным судом и, как ни странно конституцией, - Хартией Тибета, анализу которой и посвящена данная статья.
При изучении деятельности Тибетского правительства в изгнании возникает вопрос юрисдикции или вопрос реакции Индийского правительства на существование Central Tibetan Administration на собственной территории. По сути, организация действует уже более пятидесяти лет и факт того, что штаб-квартира до сих пор находится на территории Индии, говорит о нейтральном отношении данного государства к существованию организации.
Ключом к пониманию данного вопроса является характер Хартии Тибета, а также международный статус правительства Тибета в изгнании. Прежде всего, несмотря на значительную материальную поддержку со стороны международного сообщества, правительство Тибета в изгнании не признано ни одним государством [7, p. 169]. Таким образом, международный статус лидеров правительства Тибета в изгнании не приравнивается к статусу лидеров существующих государств. Следовательно, во время международных визитов Далай-ламы XIV, как лидера правительства Тибета в изгнании, ключевым являлся его духовный статус, а не политический. Подобный факт может крайне негативно сказаться на деятельности организации в наше время, т.к. в 2011 году Далай-лама XIV передал полномочия лидера Central Tibetan Admonistration светскому лицу - Лобсану Сангею [3].
Говоря о Хартии Тибета, как конституции правительства Тибета в изгнании, стоит отметить статью 6 главы 1. Так, в частности, в данной статье гово-
рится о попадании всех членов CTA1 под юрисдикцию принимающего государства, в данном случае Индии [2, p. 6]. Интересным моментом является факт того, что данная статья вступает в противоречие со всем остальным документом, но без неё существование организации вряд ли было бы возможным.
Так, в частности, говоря о противоречиях, можно привести, прежде всего, главу, посвященную судебной власти в CTA. Глава 6 - «Судебная власть» посвящена работе «верховного суда Тибета». Статьи 62-65 данной главы определяют порядок назначения граждан на должность верховного судьи Тибета, а также органов судебной власти Тибета, статья 65 даже посвящена заработной плате судебного аппарата правительства Тибета в изгнании [2, p. 19-20].
Однако общую логичность данной главы перекрывает статья 66, посвященная юрисдикции судебного аппарата. Так, в частности, подчеркнуто: «As all Tibetans-in-Exile are required to adhere to the laws of respective host countries, the Tibetan Supreme Justice Commission shall have no authority over civil and criminal proceedings while in exile»2 [2, p. 20]. В приложении к данной статье можно увидеть список дел, подходящих под полномочия судебных органов СТА. В частности, данный список охватывает нарушения деятельности служащих правительства Тибета в изгнании, что говорит о скорее корпоративном характере судебной власти в СТА, нежели государственном.
Далее, немаловажным фактором является примечание в конце цитаты, а именно заявление о том, что все отсутствие полномочий действует лишь на период изгнания. Логичным выводом из данной статьи является желание правительства Тибета в изгнании вернуть себе суверенные территории.
В поддержку данного мнения можно привести статью 7 Хартии Тибета: «The future Tibet shall be a zone of peace and shall strive to di s-engage itself from the production of all destructive weapons, including Nuclear and Chemical»3 [2, p. 6].
Анализируя данную цитату, можно отметить не только миролюбивый характер правительства Тибета в изгнании, но и непосредственное желание обладать территорией, которую можно «освободить от производства оружия». В любом случае, статья 7 выглядит некорректно т.к. не только не указано, какая именно зона, по мнению составителей хартии, является Тибетом, но также каким образом произойдет данное освобождение. В частности, на сегодняшний день каких-либо рычагов давления, способных заставить власти КНР отказаться от обладания ядерным оружием на своей территории, у тибетского правительства в изгнании не наблюдается.
1 Central Tibetan Administration.
2 Т.к. все тибетцы в изгнании должны подчиняться законам уважаемых принимающих государств, Главная Судебная Комиссия Тибета не имеет полномочий в гражданских и уголовных делах, находясь в изгнании.
3 Тибет в будущем должен быть зоной мира, освобожденной от производства разрушительных видов оружия, в том числе ядерного и химического.
Единственной главой хартии, реализуемой в настоящее время в полном объеме, является глава 3 «Основные принципы тибетской администрации»1. В частности, данная глава регулирует социальную политику тибетского правительства в изгнании, предоставляет гражданам образование (ст. 17), медицинское обслуживание (ст. 18) и социальные пособия (ст. 16). Данные три статьи определяют ключевую деятельность организации по отношению к тибетской диаспоре в Индии, в частности, осуществляются благодаря значительной экономической помощи из сторонних источников [2, p. 8-9].
Таким образом, стоит отметить, что при всем своеобразии Хартии Тибета, как конституции государства, при характере структуры правительства Тибета в изгнании, с разделением властей, данный орган самоуправления является скорее международной правозащитной организацией, чья практическая деятельность направлена на сохранение культурного достояния тибетского народа, нежели непосредственно правительством. Однако, анализируя Хартию Тибета, можно сделать вывод, что получение статуса признанного государства данной организацией является ключевой целью в её политике.
Непосредственную важность данных статей Хартии Тибета можно проследить только путем сравнения с другим документом, связанным с тибетским сепаратизмом, а именно пятью пунктами мирного урегулирования Тибетской проблемы, приготовленными Далай-Ламой в 1987 году [3].
В частности, 1 пункт коррелирует со статьей 7 Хартии Тибета, и направлен на превращение Тибетской территории в зону мира, запрещение базирования и захоронения ядерного, химического и иных типов оружия на территории Тибета. Последующие пункты отвечают за прекращение политики переселения ханьского населения в Тибет, и прекращение нарушения прав тибетцев.
Ключевым пунктом является пункт пять, согласно которому стороны обязаны начать переговоры о международном статусе Тибета. В рамках данного пункта важно отметить, что Далай-лама открыто заявлял о желании рассмотреть формы расширения автономии в Тибете, а не говорить о независимости от КНР [7, p. 304].
Однако, учитывая значение Хартии Тибета, как главного документа, регулирующего деятельность Тибетского правительства в изгнании, а также ряд статей Хартии, стоит отметить, что такие заявления Далай-ламы противоречат политике организации. Правительство Тибета в изгнании не только поддерживает национальную культуру тибетцев, но в тоже время ключевой целью своей политики ставит возвращение себе потерянной в 1951 году территории.
Таким образом, Далай-Лама XIV, как один из составителей Хартии, говоря о расширении автономии, открыто противоречит написанному им же документу.
1 Там же chapter 3, article 16-18 - P. 3-4.
Объяснение подобного противоречия можно найти в истории тибето-китайских отношений. Исторически, между Китаем и Тибетом складывалась такая форма отношений, как «духовный наставник - светский правитель». Данная форма отношений подразумевала высокий духовный статус тибетских лидеров в отношении китайских светских правителей и по сути обеспечивала теократическому Тибету полунезависимое существование. Система отношений «духовный наставник - светский правитель», в частности, спасла Тибет от разгрома монголов, а также сохраняла «статус кво» для тибето-китайских отношений [1, с. 185].
На современном этапе данная форма отношений может привести к ситуации, в которой полунезависимый Тибет, свободный от военного контингента, поддерживаемый экономически со стороны КНР с запретом на разработку полезных ископаемых (пункт 4 - превращение Тибета в экологический парк), будет заниматься вопросами духовного характера и возвращать старые привилегии духовного сословия.
Однако, исходя из стратегического значения Тибетской территории для КНР, можно сделать вывод о том, что данные условия никогда не будут приняты китайской стороной.
Так в частности, данные пункты запрещают разведку и добычу полезных ископаемых в Тибете, в то время как, даже не беря в расчет минеральные полезные ископаемые, миллиардное население КНР отчаянно нуждается в водных ресурсах ледников Тибета.
Тибетская территория - буфер на западных границах КНР, в частности на границе с Индией, с которой у КНР всегда были сложные внешнеполитические отношения. Учитывая развитие инфраструктуры и строительство Цинхай-Тибетской железной дороги, а также труднопроходимость Гималаев, Тибет является природным форпостом, позволяющим эффективно отражать любое потенциально возможное военное вторжение со стороны Индийской стороны или любых других агрессоров. В случае демилитаризации Тибета, оборонные преимущества данной территории стремятся к нулю.
Кроме того, важнейшим стратегическим ресурсом Тибетской территории является непосредственно пространство для миграции населения с Востока на Запад в КНР. Данная политика является ключевой для КНР в последние годы, и отказ от неё противоречит интересам КНР в регионе.
Потеря всех этих элементов стратегического значения Тибета может не в лучшую сторону отразится на экономической, демографической, военной и политической ситуации в КНР, в тоже время больно ударив по международному статусу государства. Таким образом, данные пункты Далай-ламы XIV не были приняты в 1987 году, и вероятность диалога касательно таких требований крайне мала.
В настоящее время, под руководством светского руководителя СТА можно спрогнозировать много трудностей для правительства Тибета в из-
гнании, однако остается надеяться, что Лобсанг Сангей в своих выступлениях будет иметь меньше внутренних противоречий с главным документом подконтрольной ему организации, чем Далай-лама XIV.
Список литературы:
1. Кычанов Е.И., Мельниченко Б.И. История Тибета с древнейших времен до наших дней. -М.:«Восточная Литература», 2005. - 339 с.
2. Charter of the Tibetans-in-exile, 1991. - 21 p.
3. His Holiness Dalai Lama XIV. The official website of Central Tibetan Administration [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tibet.net/about-tibet/his-holiness/ (дата обращения: 6.06.2015).
4. Knaus J.K. Orphans of the Cold War: America and the Tibetan Struggle for Survival. - New York Public Affairs, 2000. - 398 p.
5. Lopez D. Prisoners of Shangri La: Tibetan Buddhism and the West. - The University of Chicago Press, 1998. - 283 p.
6. McGranahan С. Tibet's Cold War: The CIA and the Chushi Gangdrug Resistance, 1956-1974. - 2006. - 318 р.
7. Norbu D. China's Tibet Policy. The Journal of Asian Studies, 2003. - 607 p.
8. Yueh L., The Economy Of China. - Edward Elgar Publishing Ltd. 2012. -264 p.