УДК 294.3
ББК 86.35 М.А. Воробьев
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА ДАЛАЙ-ЛАМЫ XIV И ЦЕНТРАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА КИТАЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ
Статья посвящена проблемам современных взаимоотношений между Его Святейшеством Далай-ламой XIV и Центральным Правительством Китая. После событии 1959 г. Далай-лама XIV и его последователи находятся на территории Индии. В статье дается анализ перспектив в решении проблемы Тибетской эмиграции.
Ключевые слова: Далай-лама, Китай, Индия, Тибет, эмиграция.
М.А. Vorobjov
MODERN RELATIONS BETWEEN HIS HOLINESS DALAI-LAMA XIV AND CHINA’S CENTRAL GOVERNMENT
This article is devoted to problems of modern relations between His Holiness Dalai-Lama XIV and China’s Central Government. A fter the events of 1959 Dalai-Lama XIV and his followers are based on Indian territory. The article analyses the perspectives in solution of Tibetan emigration’s problem.
Key words: Dalai-Lama, China, India, Tibet, emigration.
В настоящее время, несмотря на трудности и разногласия в переговорном процессе, Его Святейшество Далай-лама XIV и Центральное Правительство Китая не прерывают контактов и продолжают искать способы решения проблемы. Несмотря на то, что Его Святейшество Далай-лама XIV Тензин Гьяцо «частично отошел от дел», он по-прежнему остается лидером тибетской эмиграции, не говоря уже о его авторитете и популярности во всем мире. Официальная политика Правительства КНР в отношении Его Святейшества именуется «политикой Центрального Правительства в отношении Далай-ламы» (1, 3). Само существование такой официальной политики, как и признание значимости Его Святейшества Далай-ламы XIV говорит о приверженности Китая цивилизованному способу выхода из сложившейся ситуации.
Положение дел в тибетской эмиграции никак нельзя рассматривать в отрыве от вопроса о статусе Тибета и позиции лидера тибетской эмиграции по этой проблеме. Вопрос о статусе является ключевым для тибетцев в Индии, так как непосредственно влияет на все сферы жизни, Ситуация собственно в Тибете и ее изменения органически связаны с прошлым, настоящим и будущим эмиграции в Индии. Хотя тибетцы, проживающие в Индии, и оторваны от своей родины, происходящие там изменения должны будут в обозримом будущем как-то изменить и их официальное и фактическое положение в самой Индии. Формально тибетцы находятся в Индии по гуманитарным причинам (2, 9). Представители Правительства в изгнании неоднократно заявляли, что Его Святейшество пользуется уважением индийских граждан и они не испытывают тревог относительно своего статуса в Индии (2). Однако нельзя не учитывать возможности для изменения этого статуса. Возможные изменения, скорее всего, будут касаться и лидера тибетской эмиграции и Правительства в изгнании. Необходимо отметить большие позитивные изменения в непростых и продолжительных отношениях Его Святейшества и официальных китайских властей. Также нужно отметить постоянное содействие и посредничество Индии в этом переговорном процессе. Несмотря на все трудности, конфликты и непонимание, серьезные положительные тенденции все же имеют место. Так или иначе обе стороны постепенно движутся к взаимоприемлемому результату или, по крайней мере, пытаются его достичь.
Первым и главным моментом здесь является стремление Правительства Китая и Его Святейшества к сохранению постоянных контактов. Конечно же, такие контакты являются неофициальными, а переговоры естественно проводятся через посредников. О факте проведения переговоров китайская сторона официально сообщает, что говорит об открытости китайской политики по данному вопросу. Так, например, 6 ноября 2008 г. в Пекине состоялась встреча заместителя председателя Всекитайского комитета НПКСК Ду Цинлиня с частными представителями Его Святейшества Лоди Гьяри и Ксл-санг Гьялдзеном (3). Как сообщает информационное агентство «Синьхуа»: «переговоры с Далай-ламой XIV были «открытыми и искренними, однако серьезные разногласия по-прежнему существуют» (3). Такие более или менее постоянные контакты поддерживаются в течение последних 25 лет, о чем открыто сообщают представители МИД КНР (1,3).
25 лет - довольно продолжительный срок. Официальные представители КНР, в том числе представители МИД, сетуют на то, что Его Святейшество не дает убедить себя в течение такого длительного времени, и критикуют его официальную позицию, однако не стремятся к прерыванию контактов. И то, что, несмотря на сложную ситуацию и последние трагические события в Тибете, отношения до сих пор поддерживаются, говорит о многом. Ведь от проведения переговоров, бесспорно, выигрывают обе стороны. Напротив, принципиальное прекращение контактов не принесет никакой пользы ни Его Святейшеству, ни правительству Китая. Руководители КНР очень хорошо осознают, какой большой авторитет нынешний Далай-лама имеет в Тибете. Его Святейшество в свою очередь хорошо понимает, что реально помочь своим соотечественникам он может, только поддерживая контакты с Центральным Правительством, которое способно реально улучшить ситуацию в Тибете. Официальные представители МИД КНР неоднократно подчеркивали и подчеркивают свою готовность к переговорам (1). Его Святейшество также постоянно упоминает о стремлении к диалогу и мирному решению проблемы. Сам факт возникновения таких контактов говорит о том, что в принципе ситуация не тупиковая. После событий 1959 г. обе стороны не сразу, но по прошествии определенного времени начали переговорный процесс. Взаимоотношения идут сложным путем, где-то есть принципиальное несогласие, где-то компромиссы. Это нормальный процесс.
Как пример действенности подобных, контактов можно привести не менее длительное арабо-израильское противостояние. В нем обе враждующие стороны все-таки приходят к выводу о необходимости контактов и переговоров. Такая политика в итоге приносит и тем и другим реальные политические и практические выгоды. Заметим, что здесь непримиримые стороны в итоге начали переговоры. Очевидно, что Его Святейшество и официальный Китай гораздо менее непримиримы, чем участники вышеупомянутого конфликта. Миролюбивая позиция Его Святейшества широко известна, и руководство Китая обычно проводит очень гибкую и взвешенную внешнюю политику, по возможности избегая конфликтных ситуаций или открытого противостояния. Значит, условия для выработки взаимоприемлемых решений более благоприятные. Важно, что инициативы о переговорах исходят с обеих сторон. Итак, есть факт постоянных (как официальных, так и неофициальных) встреч и переговоров.
Другой немаловажный момент - это давнее культурное и историческое взаимодействия тибетцев и китайцев. Два народа прошли через длительные контакты на протяжении многих веков, не говоря уже об опыте существования в рамках одних государств и империй. Другое дело, что с 1951 г. традиционное тибетское общество подверглось серьезной трансформации, начатой Центральным Правительством, что привело в итоге к событиям 1959 г. Но такие изменения неизбежны для всех подобных обществ, вступающих в контакты с более развитым внешним окружением. Модернизация традиционного общества - процесс длительный, сложный и небезболезненный. Конечно же, для тибетцев такие форсированные изменения оказались очень болезненными ввиду укорененности традиционной системы ценностей, длительной оторванности от внешнего мира и огромного значения буддизма в жизни тибетского общества.
Не стоит забывать и о больших позитивных изменениях в жизни тибетцев на территории КНР, которые слишком очевидны, чтобы их отрицать. Помимо этого, в Китае официально проводится в жизнь политика национальной районной автономии, и по закону тибетцы помимо конституционных прав граждан пользуются еще большими, «особыми» правами на территории КНР (1). Фактом является и то, что власти Китая регулярно приглашают международных наблюдателей для объективной оценки ситуации в Тибете.
Фактором, способствующим переговорам, являются также официальные позиции по этому вопросу некоторых влиятельных государств. Представители США и европейских стран неоднократно официально призывали и призывают Его Святейшество и правительство Китая к проведению переговоров. Ни Его Святейшество, ни представители Китая не могут совсем не реагировать на подобные призывы. Практика показывает, что переход от конфликта к переговорам, как правило, вызывает официальное одобрение у международных посредников и наблюдателей. Китай, как страна, желающая повысить свой статус и престиж на международной арене, просто обязан идти на компромиссы в тибетском вопросе, а Его Святейшество, как сторонник мира и противник любого насилия, обязан являть международному сообществу свои мирные инициативы, что в принципе он постоянно и делает. В любом случае проведение переговоров с привлечением посредников и наблюдателей показывает участников противостояния в благоприятном свете для мирового сообщества и приносит обеим сторонам несомненные политические выгоды, К тому же существующее положение дел явно невыгодно обеим сторонам и возникает обоюдная заинтересованность в изменении ситуации в лучшую
сторону.
В настоящий момент судьба тибетских эмигрантов в Индии во многом зависит не только от отношений Его Святейшества и Центрального Правительства Китая, но и от изменений в индийско-китайских отношениях, в которых очевидны сегодня положительные сдвиги. Ведь само пребывание тибетцев в Индии и деятельность Правительства в изгнании напрямую зависят от доброй воли индийского правительства. Достаточно будет напомнить, что сегодня товарооборот между Китаем и Индией измеряется миллиардами долларов в год (2, 12). Оба государства входят в так называемую группу «БРИК» (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Данную аббревиатуру ввел в 2003 г. главный экономист международной финансовой организации «Goldman Sachs Group» Джим О’Нил (7, 13). В «БРИК» входят государства с быстро развивающимися экономиками и очень большим потенциалом развития. Показательно, что на долю стран «БРИК» приходится каждая третья из 20 крупнейших компаний мира в энергетической промышленности, хотя еще 15 лет назад в этом секторе были представлены только европейские и американские компании. Вслед за энергетикой очевидно возрастание мощи «БРИК» в других областях экономики (13). Уже сегодня на эти 4 страны приходится 40 % населения земли и 25 % мировой территории (12, 13). По прогнозам «Goldman Sachs», при сохранении нынешних тенденций к 2039 г. совокупный ВВП стран БРИК должен превысить аналогичный показатель стран «большой шестерки» (США, Италия, Франция, Германия, Япония, Великобритания), при этом Китаю и Индии «Goldman Sachs» предсказывал мировое лидерство в производстве товаров и услуг, а России и Бразилии - в экспорте полезных ископаемых (13). Таким образом, быстро развивающиеся страны «БРИК» сегодня являются альтернативой и противовесом «старым» развитым экономикам мира.
Многие западные эксперты отмечают, что страны «БРИК» наращивают сотрудничество и все чаще выступают с единой консолидированной позицией, забывая старые противоречия (12, 13). Поэтому Бразилия, Россия, Индия и Китай явно заинтересованы сегодня в укреплении как экономического, так и политического сотрудничества. Ситуации внутри стран группы «БРИК», проблемы их внутренней и внешней политики во многом схожи, что немало способствует их сближению.
Индия и Китай сегодня демонстрируют всему миру впечатляющий экономический рост. Две быстро развивающиеся страны являются не только участниками так называемой группы «БРИК», но и близкими соседями. Оба государства заинтересованы не только в наращивании экономического сотрудничества, но, что немаловажно, и в единой и согласованной позиции в международных инстанциях. Безусловно, добрососедские отношения с Китаем являются для Индии очень важными. Китай также заинтересован в стабильных отношениях с Индией и стремится их поддерживать. К тому же в решении пограничных территориальных проблем за последние годы между двумя государствами уже достигнуты большие результаты (1,9).
Итак, Индия и Китай в свете быстрого экономического развития сегодня заинтересованы в нормальных добрососедских отношениях и минимизации всех противоречий. Мирное сосуществование, сотрудничество и торговля выгодны Китаю и Индии, прежде всего для развития экономики этих стран. В связи с этим существует возможность того, что улучшение отношений между Индией и Китаем реально может создать благоприятную основу для соответствующего решения тибетского вопроса. То есть Индия может как-то повлиять на Китай для выработки им оптимального решения.
Самым больным вопросом для тибетцев, эмигрировавших в Индию, является вопрос о статусе Тибета. На данном этапе это остается самым большим разногласием в отношениях Нго Святейшества с Центральным Правительством Китая. Выработка взаимоприемлемого решения по данному вопросу и составляет основную суть всех упомянутых контактов. К сожалению, на современном этапе подобное соглашение между представителями Его Святейшества и представителями Центрального Правительства пока не достигнуто, но, как было сказано выше, для этого есть существенные предпосылки.
С одной стороны, существует неофициальная и полуофициальная международная поддержка тибетской эмиграции в Индии, с другой - ни одно государство официально не признает независимости Тибета или Тибетское правительство в изгнании в качестве законного правительства Тибета. Даже будь такое признание фактом, это не соответствовало бы реальному положению дел, так как фактически Центральное Правительство Китая осуществляет свои суверенные права в Тибете.
В современном мире суверенитет считается необходимым атрибутом любого государства. Слово «суверенитет» французского происхождения и означает «верховную власть» (19). Суверенитет - это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политикоправовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предпо-
лагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права. Иными словами, суверенитет означает, что все правила на территории данного государства устанавливаются им самим и только им самим. Государство без суверенитета является не государством, а колонией либо составной частью другого государства (19). Принимая во внимание факт управления Тибетом Центральным Правительством Китая, как и международное признание КНР в существующих границах следует считать неопровержимым фактом то, что Тибет есть составная часть Китая.
Следует подробнее остановиться на фактическом и юридическом положении Тибета в связи с официальными воззрениями субъектов международного права и международных организаций. Принцип суверенитета в современной системе международных отношений берет свое начало в Европе. Важная часть современного миропорядка, касающаяся границ и территорий, в целом основывается на так называемой Вестфальской системе. Эта система сложилась в XVII в, в Европе. Напомним, что Вестфальский мир, подписанный в 1648 г., положил конец Тридцатилетней войне и легитимизировал национальные государства в Европе. По итогам Вестфальского мира религиозный фактор перестал играть важную прежнюю роль в международной политике. Вместо этого приоритетом стало международное признание национальных суверенных государств (5, 8). Уместно также упоминание здесь религиозного фактора в связи с темой тибетской эмиграции, так как этот вопрос очень тесно увязан с религией - тибетским буддизмом. Именно Вестфальский, мир в то время положил конец вооруженной борьбе за каноническое пространство между церквями Европы и приоритетом поставил не религию, а суверенные государства,
Очень важным положением Вестфальского мира стал принцип, согласно которому незаконным было признано внешнее вмешательство во внутренние дела государства, то есть, принцип его территориальной целостности. Этот постулат ныне общепринят и входит во все фундаментальные международные соглашения (19). Итак, принцип международного права, заложенный еще в XVII веке, до сих пор является основополагающим в современном миропорядке В системе международного права признание государства предполагает обязательное признание и его территориальной целостности, то есть не признание какой-либо его части или территории, а признание конкретной территории в пределах определенных границ. Государство признается цельным с единым представительством в других государствах и международных инстанциях.
В связи с официальной позицией Китая по вопросу Тибета своевременно напомнить о принципе суверенитета, так как на международном уровне принадлежность территории Тибета официально не подлежит сомнению (1, 3). Территория Тибета не является ничьей территорией, не является территорией другого государства или спорной территорией, а -четко обозначается как территория КНР. То есть Тибет является составной частью КНР как субъекта международного права. Именно Китай как суверенное государство с его территориальной целостностью имеет официальное международное признание. Тибетская эмиграция в Индии, конечно же, заслуживает отдельного особого рассмотрения, но происходящее на территории Тибета по современным принципам международного права относится к внутренним делам Китая.
На настоящий момент нет ни одного государства официально признающего Тибет субъектом международного права. Напротив, официальное международное признание имеет Китай с его территориальной целостностью. Именно Китай официально представлен в других государствах и крупнейших международных организациях, таких как ООН.
Принцип суверенитета государств, основанный на Вестфальской системе, был заложен в Европе в XVII в., первоначально касаясь только европейских государств. Напомним, что на тот момент большинства современных государств мира еще не существовало. Не было тогда Китая, России, Индии в их современном виде, вообще не существовали США. Да и после самого Вестфальского мира границы европейских государств еще не раз пересматривались и перекраивались. Однако принцип суверенитета, Вестфальская система как прецедент в последующее время постепенно распространились на другие страны мира.
Китай в современном его виде существует с 1949 г. В 1945 г. уже была принята Хартия Устава ООН, базирующаяся на принципе территориальной целостности государств (5). Напомним, что Устав ООН был подписан 26 июня 1945 г. в Сан-Франциско и вступил в силу 24 октября 1945 г. В связи с тем, что КНР является членом Организации Объединенных Наций, следует привести Статью 2-ю, 4 го пункта настоящего устава: «Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их
международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций» (5). То есть данная статья Устава ООН по сути прямо указывает на территориальную целостность Китая и сразу же исключает все возможные сомнения и дискуссии по этому вопросу.
В 1970 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила «Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН», в которой указывается: «Территориальная целостность и
политическая независимость государств неприкосновенны» (8). Данная декларация содержит также «принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства» (8).
Анализ последних высказываний Его Святейшества показывает стремление духовного лидера тибетской эмиграции к консенсусу с Китаем. Его взгляды на будущее Тибета со временем претерпели изменение от независимости к широкой автономии в составе Китая. Его Святейшество Далай-лама XIV Тензин Гьяцо, бесспорно, является мудрым человеком и дальновидным, реально оценивающим ситуацию политиком. Это в первую очередь подтверждается очень взвешенными поступками и решениями. В пользу этого также говорит отказ от насилия в любых его проявлениях и очень осторожные формулировки в высказываниях. Например, Его Святейшество в своих официальных заявлениях обычно использует такие термины, как «сожаление», «одобрение» и т.д., избегая резких слов и выражений. Даже в своих официальных заявлениях Далай-лама очень часто говорит об автономии Тибета, если точнее, о широкой автономии Тибета в составе КНР. Центральное Правительство в принципе с этим согласно и готово идти на сотрудничество в продвижении такой постановки вопроса. Сегодня Тибет официально признается «особой», «автономной» частью Китая, а тибетцы ло закону пользуются еще и «особыми» правами на территории КНР (1). К тому же Его Святейшество признает факт большого экономического потенциала Китая и в связи с этим желает воспользоваться открывающимися возможностями для развития и роста благосостояния своего народа. Надо отметить, что такая возможность на сегодняшний день реальна и вполне осуществима.
Итак, непростые и длительные взаимоотношения Его Святейшества с Центральным Правительством претерпели значительные изменения. После событий 1959 г. с начала эмиграции прошло определенное время полного отчуждения, но затем начались контакты и поиски путей решения проблемы. Пока стороны еще не выработали взаимоприемлемого решения и не пришли к соглашению по основному вопросу. Но, несмотря на огромные трудности и препятствия, Его Святейшество Далай-лама XIV и Центральное Правительство Китая, очевидно, не прекратят контактов и продолжат переговоры, пытаясь найти выход из данной непростой ситуации.
Правительство КНР приняло и принимает серьезные меры по улучшению ситуации в Тибете. Его Святейшество Далай-лама XIV Тензин Гьяцо в свою очередь от независимости в настоящее время склоняется к широкой автономии Тибета с использованием мощного экономического потенциала Китая для развития и улучшения благосостояния своего народа, что в принципе реально осуществимо. Такой взгляд на решение проблемы наряду с общеизвестным миролюбием лидера тибетской эмиграции и принципиальным отказом от насилия в любых его формах и проявлениях еще раз говорит в пользу мудрости Его Святейшества и искреннего желания помочь своему народу. Наиболее вероятной перспективой в сложившейся ситуации является продолжение контактов и переговоров с обсуждением деталей автономии Тибета и постепенная выработка взаимоприемлемого решения. Как было сказано выше, всс предпосылки для этого существуют.
Литература
1. Официальный Интернет-сайт Министерства Иностранных Дел Китайской Народной Республики
(12.11.2008),
2. «Центр тибетской культуры и информации» http://savctibct.nl (09. 11. 2008).
3. Официальный Интернет-сайт посольства Китайской Народной Республики в Российской Федерации. http://chmaembassy.ru (10. 11. 2008)
4.Интернет-сайт «OPEC.ru» (23. 11. 2008).
5. Устав ООН. Интернет-ссылка (15. 11. 2008).
6.Интернет-сайт «Тибетцы» в изгнании. Факты» http://tibet.ru (10. 11. 2008)
7. ©ЗАО (Лента. Ру».http://lenta.ru/ncws/ (15. 11. 2008).
8. Официальный Интернет-сайт Организации Объединенных Наций. (12. 11. 2008).
9.Официальный Интернет-сайт Министерства Иностранных Дел Индии, http://www.indianembassy.ru (12. И . 2008)
10. Official Website of Tibetan solidarity, http://www.stoptibetcrisis.net/ (27. 10. 2008).
11. «Китайский информационный Интернет-центр» http://china.org.cn (28. 11.2008).
12. РИА Новости», http:// www.rian.ru/about/copyrighthtml. (27. 11. 2008).
13. CNN. com «News on Tibet» (27. 11. 2008).
14. Интернет-сайт «Российская Газета» www.org.ru (25. 11. 2008).
15. International Resolutions and Recognitions on Tibet (1959 to 2004). The department of Information and International Relations, (DIIR) Central Tibetan Administration. Gangchen Kyishong Dharmsala - 176 215 H. P. INDIA, 2005.
16. Helmut Hoffmann in collaboration with Stanly Frye, Tubten J. Norbu, Но-chin Yang. Tibet. A handbook. Indiana Research University.
17. Цспон В.Д.Шакабпа. Тибет; политическая история / Пер, с англ. А. Дюранов; под ред. А,Терентьева. СПб.: Нартанг, 2003.
18. Facts about 17-point «agreement» between Tibet and China. The department of Information and International Relations, (DIIR) Central Tibetan Administration. Gangchen Kyishong Dharmsala - 176 215 H. P. INDIA, 2007.
19. Моисеев А.А, Суверенитет государства в современном мире. Международно-правовые аспекты. - М.: Научная книга, 2006. 246 с.
20. Интернет-сайт UNHCR The UN Refugee Agency «Конвенция и Протоколы, касающиеся статуса беженцев» http://www. unhcr. org (10. 04. 2008),
Literature
1. Officialnyi Intemet-sait Ministerstva Inostrannih del Kitaiskoi narodnoi respubliki (2.11.2008).
2. “Centre tibetskoi kultury I informacii". http://savetibet.ru (09. 11. 2008).
3.Officialnyi Intemet-sait posolstva Kitaiskoi narodnoi respubliki v Rossiiskoi Federacii. http://chinaembassy.ru (10, 11. 2008)
4.Intemet-sait «OPEC.ru» (23. 11. 2008).
5.UsiavOON. lntemet-ssylka. (15. II, 2008).
6. Intemet-sait «Tibetci v izgnanii. Facty» http://tibet.ru (10.11. 2008)
7. ©ZAO «Lenta.Ru>>.http://lenta.ru/news/ (15. 11. 2008).
8. Officialnyi Intemet-sait Organizacii Obiedinennyh Nacii. (12. 11. 2008).
9. Officialnyi Intemet-sait Ministerstva Inostrannih del Indii. http://www.indianembassy.ru (12. 11. 2008)
10. Official Website of Tibetan solidarity, http://www.stoptibetcrisis.net/ (27. 10. 2008).
11. «Kitaiskii informacionnyi Intemet-centre» http://china.org.cn (28. 11. 2008).
12. “RIA NovostiPHA”. http:// www.rian.ru/about/copyright.html. (27. 11. 2008).
13. CNN. com «News on Tibet» (27. 11. 2008),
14. Intemet-sait «Rossiiskaya Gazeta» www.org.ru (25. 11. 2008).
15. International Resolutions and Recognitions on Tibet (1959 to 2004). The department of Information and International Relations, (DIIR) Central Tibetan Administration. Gangchen Kyishong Dharmsala - 176 215 H. P. INDIA, 2005.
16. Helmut Hoffmann in collaboration with Stanly Frye, Tubten J. Norbu, Но-chin Yang. Tibet. A handbook. Indiana Research University .
17. Tsepon V.D. Shakabla. Tibet: polilicheskaya istoriya. Perevod s angliiskogo. A. Dyuranov. Pod redakciei A. Terentieva. - SPb.: Nartang, 2003.
18. Facts about 17-point «agreement» between Tibet and China. The department of Information and International Relations, (DIIR) Central Tibetan Administration. Gangchen Kyishong Dharmsala - 176 215 H. P. INDIA, 2007.
19. Moiseev A.A. Suverinitet gosudarstva v sovremennom mire. Mezhdunarodno-politicheskie aspecty. - М., "Nauclmaya kniga\ 2006. 246 p.
20. Intemet-sait UNHCR The UN Refugee Agency «Konvenciya i Protokoly, kasayuchiesya statusa bezhencev» http://www. unhcr. org (10. 04. 2008).
Сведения об авторе
Воробьев Михаил Александрович - аспирант кафедры истории, археологии и этнографии восточного факультета Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ).
Data on author
Vorobjov Mikhail Aleksandrovich - BSU. Oriental department, history, archeology & ethnography chair, postgraduate student (Ulan-Ude).