ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2015. № 4
А.Г. Люлина
ПРОБЛЕМА ПОИСКА РЕИНКАРНАЦИИ ДАЛАЙ-ЛАМЫ XIV В КИТАЕ
Статья посвящена исследованию роли китайского правительства в процедуре поиска и идентификации следующего перерождения Далай-ламы XIV, с 1959 г. находящегося в Индии. Автор рассматривает основные положения представителей китайских властей и окружения Далай-ламы по вопросу реинкарнации на основе китайских источников и данных тибетской эмиграции, а также отмечает возможные варианты развития ситуации.
Ключевые слова: Китай, Тибет, Далай-лама, тибетский вопрос, реинкарнация.
The article investigates the role of the Chinese government in the process of search and identifying the next rebirth of the Dalai Lama XIV, who located in India since 1959. The author considers the main assessments of the Chinese authorities and the Dalai Lama's entourage on the reincarnation issue based on Chinese sources and materials of Tibetan exile, and also notes possible ways of issue evolution.
Key words: China, Tibet, the Dalai Lama, the Tibetan issue, reincarnation.
Процесс поиска и признания следующего Далай-ламы является одной из самых специфичных особенностей в тибетском буддизме. Этой теме традиционно уделяется большое внимание в исторической науке, и в последние годы выходит все больше публикаций, актуализирующих современную значимость этого средневекового религиозного ритуала.
Согласно тибетской буддийской традиции, после смерти Далай-ламы и его кремации, специальная группа уполномоченных лиц, следуя предсказаниям самого Далай-ламы и «необычным» явлениям, отправляется на поиски следующего перерождения (реинкарнации -тулку, тиб. sprul sku) своего духовного лидера. Спустя несколько лет (обычно через два-три года) в пределах тибетского региона находят маленького мальчика, обладающего определенными признаками, которого после необходимых испытаний забирают в Лхасу (во дворец Потала), где он воспитывается и проходит обучение под руководством своих прежних наставников1. Однако уже с момента своего обнаруже-
1 Имеется в виду, что под руководством своих учителей из «прошлой» жизни. См.: TsetenDorjee. Tibetan art of divination // Tibetan Bulletin. 1995. March-April. URL: http://www.tibet.com/Buddhism/divination.html
ния и признания он почитается среди верующих как очередной Далай-лама. Такова в общих чертах обычная практика поиска и обнаружения инкарнации высшего тибетского иерарха. Именно так и был в свое время найден и признан нынешний Далай-лама XIV Тензин Гьяцо.
Вопрос следующей инкарнации Далай-ламы не воспринимался актуальным в 1959 г., когда Тензин Гьяцо, после занятия Тибета Народно-освободительной армией Китая и подписания в 1951 г. в Пекине «Соглашения по мирному освобождению Тибета», покинул Тибет и отправился в Индию. В то время власти КНР относились к тибетскому буддизму и к его институтам как к религии, полной пережитков феодализма, проявления которых необходимо искоренять2.
Получив разрешение индийских властей осесть в городке Дхарамсала (северо-западный индийский штат Химачал-прадеш), Далай-лама основал там так называемое Тибетское правительство в изгнании (ТПИ, иначе - Центральная тибетская администрация (ЦТА), не признано ни одной страной мира). ЦТА стремится обострить вопрос Тибета: занимается реабилитацией тибетских беженцев, публикует результаты тибето-китайского диалога в отношении расширения автономии ТАР, а также стимулирует международную поддержку Тибета в борьбе за права человека. Этот факт повлиял на формирование так называемого тибетского вопроса, содержание которого заключается в проблеме статуса Тибета, его зависимости от КНР. Окружение Далай-ламы утверждает, что Тибет всегда был независимым государством, в результате незаконных действий коммунистической партии Китая был насильственно присоединен к КНР в 1951 г., а сейчас является оккупированным государством и борется за широкую автономию в рамках Китая3. Согласно официальной точке зрения руководства КНР, Тибет с XIII в. был неотъемлемой частью Китая4.
2 Это положение отражено в белой книге "Xizang minzhu gaige 50 nian" Baipishu («50 лет демократических реформ в Тибете». Белая книга) // Центральный правительственный портал КНР. 03.03.2009. URL: http://www.gov.cn/test/2009-03/03/ content_1248830.html; см. также: Wang Jiawei, Nyima Gyaincain. Zhongguo Xizang de lishi diwei (Ван Цзявэй, Нимацянцзан. Исторический статус Тибета Китая). Beijing: Wuzhou chuanbo chubanshe, 2003.
3 The Question of Tibet. Based on E. Sperling research of 2008 year // University of California, Asian American Studies Center. 13.12.2012. URL: http://www.webcitation. org/6CsmGd1JP
4 Во время своей пресс-конференции в 2009 г. представитель МИД КНР Цзян Юй заявила, что Китай с XIII в. осуществляет контроль над Тибетом и Тибет никогда не был независимым государством, а сам тибетский вопрос является внутренним делом КНР. См.: Foreign Ministry Spokesperson Jiang Yu's Regular Press Conference on February 12, 2009 / Ministry of Foreign Affairs of PRC. 13.02.2009. URL: http://www. fmprc.gov.cn/mfa_eng/
По мнению известного американского буддолога Роберта Турмана, в настоящее время тибетский вопрос трансформировался, теперь он заключается не в борьбе за право представлять интересы тибетского народа, а в проблеме судьбы Далай-ламы, т. е. обнаружения его следующей реинкарнации5. Этот религиозный ритуал превратился в значимую политическую проблему. Далай-лама XIV - общепризнанный духовный лидер тибетцев всего мира, его статус и положение не изменилось после выезда из КНР. Следовательно, при закономерном стечении обстоятельств, его роль в поиске и утверждении «своей» реинкарнации велика. ЦТА утверждает, что поиск следующего перерождения является делом чисто религиозным и должен осуществляться без какого-либо политического влияния. Однако китайское правительство заявило, что имеет историческое право непосредственно влиять на идентификацию далай-лам и других «живых будд» (высокопоставленных лам различных тибетских буддийских школ)6. Нельзя исключить такого развития событий, когда участие правительства КНР или ЦТА (в лице Далай-ламы и его окружения) в процессе поиска и воспитания следующего Далай-ламы может стать ключом к решению «тибетского вопроса» либо усугубить его. В данной статье мы обозначим возможные варианты развития ситуации в связи с поиском и утверждением очередной инкарнации Далай-ламы XIV. В исследовании мы опираемся на китайские источники, на мнение представителей власти КНР, а также на утверждения самого Далай-ламы и его окружения.
Китайские ученые отмечают, что кандидатуры ряда Далай-лам утверждались совместным решением руководства господствующего в Тибете направления буддизма Гелук и представителями династии Цин7. В конце правления цинского императора Цяньлуна (1711-1799) сложился «принцип Золотой вазы» - выбор кандидатов на пост Далай-ламы путем жеребьевки с использованием Золотой вазы. Такую вазу император подарил тибетским иерархам в 1793 г., тогда же он обнародовал «Высочайше утвержденный устав по приведению в
5 См.: Турман Р. Зачем нам Далай-лама? Его «деяние истины» в интересах Тибета, Китая и всего мира / Пер. с англ. Н. Иноземцевой. М., 2012. С. 290-294.
6 Это право обосновано особой процедурой избрания далай-лам посредством жеребьевки из «золотой урны», что было введено указом цинского императора и утверждено на правовом уровне во второй половине XVIII в. См.: Руденко В.Н. Институт жеребьевки из Золотой урны и политические процессы в тибетском буддизме // Наука и буддизм: материалы международной конференции. Улан-Удэ, 2012.
7 Chen Qingying. Dalai lama zhuanshi zhidu (Система реинкарнации Далай-лам). China Intercontinental Press, 2014. P. 208.
порядок дел в Тибете (из 29 статей)»8, где предусматривался особый ритуал жеребьевки при выборе мальчика-перевоплощения «живого будды» - например, Далай-ламы. Тем самым император узаконил новый порядок наследования титула духовных лидеров для пресечения злоупотреблений при поиске преемников «живых будд»9. Ритуал заключался в вытягивании дощечек с именем одного из найденных мальчиков из Золотой вазы и последующим утверждением кандидатуры самим императором. Так были выбраны, в частности, Далай-ламы X, XI и XII10.
К собраниям законодательных документов, в которых излагается позиция китайского правительства в отношении института перерождений и «тибетского вопроса» в целом, следует отнести так называемые белые книги 11. Отдельная глава белой книги «50 лет демократических реформ в Тибете» посвящена личности нынешнего Далай-ламы. В документе говорится, что после бегства за границу деятельность клики во главе с Далай-ламой направлена на подрыв стабильности в Тибете и его развития, и на раскол Китая. Белая книга призывает духовного лидера «отказаться от стремлений к любым видам независимости Тибета» и попыток «реставрировать старый строй», признать Тибет неотъемлемой частью Китая, распустить так называемое правительство в изгнании и прекратить раскольническую деятельность12. ЦК КПК выдвинуло ряд дополнительных положений о приоритете решений руководства страны и о значении этих решений в национальных интересах Китая:
«Процесс реинкарнации живых будд не должен нарушать национальное единство, нужно следовать принципам защиты религиозной и социальной гармонии, поддерживать установленный порядок
8 A Collection of Historical Materials of the Central Government'Administration of Tibet and the Living Buddha Reincarnation System Since the Qing Dynasty / Zhao Xueyi, ed. Beijing: Huawen Publishing House, 1996.
9 Имеется в виду запрет на обнаружение тулку (перерожденца) среди родственников Далай-ламы, Панчен-ламы, в знатных семьях, в том числе в семьях монгольских ханов, ванов и др. Это постановление позволяло предотвратить влияние различных религиозных групп и родовой знати, которые старались использовать процедуру реинкарнации в борьбе за власть, и тем самым сохранить чистоту буддийской веры. См.: A Collection of Historical Materials.
10 Chen Qingying. Op. cit. P. 210-213.
11 Среди многочисленных документов, которые издает пресс-канцелярия Госсовета КНР, «белые книги» имеют совершенно особый статус. Публикация «белой книги», как правило, означает окончательное определение линии партии по данному вопросу. См.: Белые книги КНР по вопросу развития Тибета. URL: http:// russian.china.org.cn/government/archive/baipishu/node_2063555.htm
12 Цит. по: Xizang minzhu gaige 50 nian. Baipishu (50 лет демократических реформ в Тибете. Белая книга) // Official website of PRC. 02.03.2009. URL: http://www.gov.cn/ zwgk/2009-03/02/content_1248131.htm
избрания лам... Отдел по делам религий правительства народного уровня или выше уровня уезда, в соответствии с законом, осуществляет управление по религиозным делам на основе государственных и общественных интересов»13.
Еще со времен династии Хань (206 до н. э. - 220 н. э.) единство и безопасность государства были основными ценностями для китайского народа. Действия представителей центральной власти на протяжении многих веков были обусловлены стремлением защитить эти ценности. В данном случае лидеры считают деятельность ЦТА и Далай-ламы опасной для целостности страны. По мнению тибетского политолога Топгял Церинга, проживающего за пределами КНР, в решении вопроса о поиске реинкарнации китайское руководство прежде всего исходит из принципов секьюритизации14 тибетского буддизма, т. е. его «обособления и отделения» от других сфер жизни тибетцев, затем постепенного замещения традиционными культурными ценностями хань15. Топгял в качестве аргумента приводит некоторые задачи Управления по делам Тибетского автономного региона (ТАР) ЦК КПК, такие как: жесткий контроль монастырских учреждений, воспитание «патриотических» норм среди монахов и монахинь, перевоспитание тибетцев в духе светского образа жизни16, религиозное образование с целью «поддержки руководства Коммунистической партии и социализма с китайской спецификой»17. Так, Ван Цзоань, директор Государственного управления по делам религий КНР, на форуме Всекитайской буддийской ассоциации в 2010 г. подчеркнул, что развитие тибетского буддизма должно проходить в русле общегосударственной идеологии, а народ должен освободиться от «религиозных предрассудков»18.
13 Цит. по: Regulations on Religious Affairs, adopted at the 57th Executive Meeting of the State Council on July 7, 2004. Опубликовано на англ. яз. на сайте State Administration for Religious Affairs of P.R.C. (SARA). URL: http://www.sara.gov.cn/ xxgk/zcfg/xzfg/507.htm
14 Согласно Топгял Церингу, секьюритизация тибетского буддизма - это меры по унификации религии и превращению ее в инструмент политики, поглощение религии политикой. См.: Tsering Topgyal. The securitization of Tibetan Buddhism in Communist China // Politics and Religion in Contemporary China. Vol. VI. L., 2012. Ыо. 2. P. 217-249.
15 Ibidem.
16 Regulations on Religious Affairs, adopted at the 57 th Executive Meeting of the State Council on July 7, 2004. URL: http://www.sara.gov.cn/xxgk/zcfg/xzfg/507.htm
17 Цит. по: Wang Zuo'an. Zhongguode zongjiao wenti he zongjiao zhengce (Ван Цзоань. Религиозные проблемы и политика Китая). Beijing, 2002. P. 381-385.
18 Wang Zuo'an fayan. Zhongguo fojiao xiehui zai Beijing juzing dibace quanguo daibiaohuiyi (Выступление Ван Цзоань. Восьмое заседание Всекитайской ассоциации буддизма в Пекине) // Chinanews. 2010. January 2. URL: http://www.chinanews. com/gn/news/2010/02-01/2102311.shtml
Стремясь контролировать институт перерождений, власти КНР считают необходимым сформировать специальную комиссию для поиска и утверждения выбранной кандидатуры на пост следующего духовного главы тибетских буддистов. Подобная комиссия уже назначалась в конце января 1989 г., когда скончался Панчен-лама Х19: члены комиссии должны были найти новую инкарнацию Панчена, руководствуясь религиозным ритуалом и чувством патриотизма20. Как отмечал на заседании комиссии член Политбюро ЦК КПК, глава руководящей группы ЦК по пропаганде и идеологической работе Ли Жуйхуань, «форсируя поиски и идентификацию преемника Панчена X, необходимо неукоснительно придерживаться политики партии в религиозном вопросе, поступать согласно религиозному ритуалу и исторической традиции. В отношении религиозного ритуала и исторической традиции у некоторых существует не вполне четкое или даже ошибочное представление, тем более что Далай злоумышленно исказил истинное положение дел»21. В данном случае Ли Жуйхуань имел в виду мнение Далай-ламы о том, что навязанная цинским Китаем процедура жеребьевки посредством Золотой вазы не может считаться частью древнего ритуала выбора кандидатов. Партийное руководство КНР также не может устанавливать порядок поиска и идентификации - это прерогатива только высших лам и авторитетных духовных лиц тибетского буддизма22. Отметим также слова спецпредставителя Далай-ламы Лоди Гьяри в интервью «Голосу Америки»: «Это религиозное дело. Его Святейшество и лидеры тибетского буддизма более компетентны судить о буддийских традициях, чем атеисты из Компартии Китая»23. Тем не
19 Личность Панчена, второго по значимости после Далай-ламы иерарха школы Гелуг тибетского буддизма, имеет большое значение в религиозной и политической жизни тибетцев. Взаимоотношение Далай-лам и Панчен-лам определяется представлениями об отношениях будды Амитабхи и будды Авалокитешвары: Амитабха как будда пребывает в состоянии бездеятельности, миссию по спасению на земле живых существ исполняет будда грядущего Авалокитешвара - своего рода эманация Амитабхи. Отношения обоих подобны отношениям «отец - сын». Поэтому в доктри-нальном плане Панчен-ламы имеют некоторое старшинство перед Далай-ламами. На практике же духовное и светское лидерство принадлежит Далай-ламе. См.: Кычанов Е.И., Савицкий Л.С. Люди и боги Страны снегов. Очерк истории Тибета и его культуры. М., 1975. С. 81.
20 Шань Чжоу. Перевоплощение Панчена. О процедуре поисков, идентификации и интронизации Панчена-Эртни XI. Пекин, 1996. С. 58.
21 Там же. С. 60.
22 См.: РавиНессман. Далай-лама заявил, что выбор его преемника - это не дело Китая // Его Святейшество Далай-лама XIV (сайт). 03.07.2011. URL: http://dalailama. ru/news/689-china-has-no-role-in-picking-heir.html
23 Lodi Gyari. Founding Principles of Tibetan Youth Congress and The Tibetan Struggle Today / VOA Tibetan. 15.10.2014. URL: http://www.youtube.com/ watch?v=qrF3VxETz_I
менее пятилетний Гьялцен Норбу, пройдя отбор через жеребьевку из Золотой вазы, 29 ноября 1995 г. был интронизирован как очередной Панчен-лама XI24. Существует версия, что тогда же Далай-лама признал другого шестилетнего мальчика из Тибета реинкарнацией Панчена, однако тот ребенок вскоре пропал. Не исключено, что в случае поиска новой инкарнации Далай-ламы, одну из первых ролей может сыграть именно Панчен-лама XI, который в отсутствие Далай-ламы исполняет обязанности духовного лидера для последователей тибетского буддизма в КНР.
Следует отметить, что представители ЦК КПК входили также в состав комитета, утвердившего очередную инкарнацию главы черно-шапочной школы тибетского буддизма Карма Кагью25. Другие «живые будды» также получали одобрение партийных органов. Таким образом, правительство Китая возрождает историческую традицию, заложенную появлением принципа Золотой вазы, и против которой возражают Далай-лама и его окружение26. Для разъяснения своей позиции Управление по делам религий при Госсовете КНР в 2007 г. выпустило «Приказ № 5. Меры по управлению реинкарнациями живых будд в тибетском буддизме», где отмечается:
«Традиция реинкарнации живых будд - это дань уважения религиозному обряду в тибетском буддизме, это исторически сложившаяся традиция. Однако не следует восстанавливать уже исчезнувшие феодальные привилегии. При наличии разногласий в степени влияния живого будды решение принимается Буддийской ассоциацией Китая, данное решение должно быть направлено для записи в Государственное управление по делам религий» 27.
24 Wang Zuo'an. Zhongguode zongjiao wenti he zongjiao zhengce (Ван Цзоань. Религиозные проблемы и политика Китая). Beijing, 2010.
25 Кармапы были первыми ламами, установившими практику опознавания реинкарнаций еще за 400 лет до появления института далай-лам в конце XVI в. Они были духовными учителями ханов Монголии и императоров Китая и до сих пор почитаются как самые уважаемые в тибетском буддизме после Далай-ламы и Панчен-ламы. Нынешний глава школы Угьен Тинле Дорджи в начале 2000 г. отправился в Индию и сейчас находится в ближайшем окружении Далай-ламы. Существует версия, что он может являться агентом Пекина. См.: Is the Karmapa an agent of Beijing or a political scapegoat? Chinese cash seized from the monastery of one of the most important figures in Tibetan Buddhism has stirred fresh intrigue.
URL: http://www.guardian.co.uk/commentisfree/2011/feb/10/karmapa-lama-cash-beijing-chinese
26 Sperling Elliot. The Tibet-China Conflict: History and Polemics. Washington, 2004. P. 31-32.
27 Цит. по: «Приказ № 5. Меры по управлению реинкарнациями живых будд в тибетском буддизме» (пер. с англ.): «State Religious Affairs Bureau. Order No. Five: Management Measures for the Reincarnation of Living Buddhas in Tibetan Buddhism» // SARA. GOV. July 18. 2007. URL: http://www.sara.gov.cn//xxgk/zcfg/bmgz/571.htm
В приказе также поясняется, что указанный порядок выбора лам имеет давние исторические основания. Очередной закон - «Меры по управлению тибетским буддизмом» - был принят в октябре 2010 г., который запретил иностранным гражданам и государствам вмешиваться в дела религиозных учреждений Тибета28.
Как отмечают специалисты, возрождение циньской традиции Золотой вазы «для китайской стороны - подготовительный этап в решении проблемы преемника Далай-ламы XIV. На фоне заявлений главы тибетского буддизма о возможности его реинкарнации в одной из свободных стран мира или о прекращении реинкарнаций Далай-лам вообще, в Китае создан правовой механизм идентификации Далай-ламы и продолжения существующей линии его реинкарнаций»29.
Сложившаяся ситуация представляется нам крайне сложной ввиду личного авторитета Далай-ламы в современном мире и значения его мнения в вопросе реинкарнации согласно буддийской традиции. Многовековая история института и специфика положения Тибета в составе КНР дали Далай-ламе возможность сохранить за собой статус всемирно признанного духовного главы тибетского буддизм30, перерождение которого невозможно без его непосредственного участия. Вместе с тем партийное руководство КНР обладает всеми необходимыми правами и фактами, подтверждающими возможность и даже необходимость влияния на ритуал в отдельных случаях.
Обратимся к официальному заявлению Далай-ламы в 2011 г. о перерождении после смерти:
«Когда мне будет около 90 лет, я посоветуюсь с видными ламами тибетских буддийских традиций, тибетским народом и другими заинтересованными лицами из числа последователей тибетского буддизма, чтобы определить, должен ли сохраниться институт далай-лам или нет. На этой основе мы вынесем свое решение. Если будет принято решение, что следует и далее искать реинкарнации Далай-ламы, и есть необходимость в признании Далай-ламы XV,
28 Foreign forces must not interfere in Tibetan Buddhism affairs: government // Chinanews. October 2010. URL: http://www.globaltimes.cn/china/chinanews/2010-10/580414.html
29 Цит. по: Руденко В.Н. Институт жеребьевки из Золотой урны и политические процессы в тибетском буддизме // Наука и буддизм. Улан-Удэ, 2012. С. 295.
30 По мнению главы ЦТА Лобсана Сангая, «влияние Далай-ламы в Тибете не спадает, тибетцы выражают свою лояльность по отношению к нему, рискуя своей жизнью» (пер. с англ.): Lobsang Sangay. The Dalai Lama has a moral authority the leaders in Beijing can only dream of // The Guardian, Wednesday 10 December 2014. URL: http://www.theguardian.com/commentisfree/2014/dec/10/dalai-lama-beijing-international-human-rights-day-nobel-peace-prize
то ответственность за это преимущественно ляжет на определенных лиц Доверительного фонда Далай-ламы... Они должны будут посоветоваться с различными главами тибетских буддийских традиций... Я оставлю ясные указания на этот счет в письменной форме. Следует помнить, что, кроме признанной посредством таких легитимных методов реинкарнации, не может быть распознана и признана никакая другая кандидатура, избранная по политическим соображениям кем бы то ни было, в том числе и в Китайской народной республике»31.
Учитывая, что институту далай-лам более 400 лет (с 1578 г.), это заявление Далай-ламы можно считать столь же революционным, как и сделанное тогда же заявление об отказе от политического лидерства, ведь Далай-ламы объединяли в своем лице духовную и политическую власть в Тибете с 1642 г.32 Неожиданными были также предположения о вероятности инкарнации в другой стране33и о том, что тулку также может стать представительница женского пола34. В целом Далай-лама полагает возможными следующие варианты избрания преемника: народное голосование; прямое назначение (признание) реинкарнации самим духовным лидером и комиссией; наконец, полная ликвидация института далай-лам35. При этом ни один вариант не исключает возможность инкарнации как таковой, но отрицает новое рождение нынешнего Далай-ламы в пределах КНР. Такое развитие может привести к одновременному появлению двух Далай-лам и обострить раскол в религиозных и политических кругах в Китае.
Несмотря на радикальные мнения радикальные различия во мнениях на процедуру поиска и признания реинкарнации, а также взаимную жесткую критику, обе стороны не исключают возможно-
31 Заявление Его Святейшества Далай-ламы XIV, Тензина Гьяцо, касательно его нового воплощения// Сохраним Тибет! 2012. 17 окт. URL: http://savetibet. ru/2011/10/17/dalai-lama.html
32 Впервые Далай-лама (Пятый) стал политическим и духовным лидером Тибета в 1642 г., благодаря вооруженной поддержке ойратского племени хошоутов и их Гуши-хана. См.: КитиновБ.У. Священный Тибет и воинственная степь: буддизм у ойратов (XIII-XVII вв.). М., 2004. C. 97-99; 109-110.
33См.: Чудодеев A. Революция в буддизме. Далай-лама допускает возможность своего перерождения в иностранца // Итоги. 2002. 26 авг. URL: http://www.centrasia. ru/newsA.php?st=1030310460
34 См.: Дашков С. Ищите женщину. Далай-лама предложил в свои «наследники» представительницу слабого пола // Российская газета. 2007. 13 дек. URL: http://www. rg.ru/2007/12/13/dalai-lama.html
35 См.: Никольский В. Далай-лама XIV предложил провести всеобщее голосование среди тибетцев по вопросу об институте далай-лам // Сохраним Тибет! 2007. 28 нояб. URL: http://savetibet.rW2007/11/28/print:page,1,dalai_lama_institute.html
сти компромиссов, как то имело место в прежние годы. Например, после бегства Далай-ламы в Индию лидеры КПК неоднократно «призывали» его вернуться и долгое время сохраняли за ним пост заместителя председателя Постоянного комитета ВСНП, который он получил в середине 1950-х годов. После реформ, предпринятых Дэн Сяопином, стало возможным неоднократное посещение Тибета представителями Далай-ламы не только для ознакомления с ситуацией в этом регионе, но и с конечной целью возврата Далай-ламы в Лхасу. И позже, несмотря на ухудшение отношений между тибетским первоиерархом и лидерами КНР, предпринимались обоюдные попытки сближения позиций.
После прихода к власти в 2012 г. нынешнего лидера КНР Си Цзиньпина им уже неоднократно высказывались идеи реформ в сфере религии36. В свою очередь, Далай-лама также позитивно отозвался о стремлении нового руководства Китая переоценить ситуацию в Тибете37. Правительство Китая сейчас вновь рассматривает возможность посещения Далай-ламой Китая (и Тибета), с условием, что он полностью откажется от идеи независимости Тибета38. Так, профессор Цзинь Вэй, эксперт по вопросам религии и этносов в Центральной партийной школе КНР, призывает возобновить диалог с представителями Далай-ламы, «отложив в сторону политику «срединного пути» и другие политические вопросы, подготовить визит Далай-ламы сначала в Гонконг или Макао» 39, где также много последователей тибетского буддизма. Вероятно, идея о посещении Тибета Далай-ламой возникла в связи с высказыванием бывшего главы ЦТА Самдхонг Ринпоче, что если бы Далай-ламе XIV было позволено вернуться при жизни в Тибет, то Далай-лама XV был бы найден именно там40. Не исключено, что предполагаемый визит
36 Shenru xuexi guanche Xi Jinping tongzhi guanyu fanfubai douzheng zhongyao lunshu (Углубленное изучение новых решений Си Цзиньпина по борьбе с коррупцией) // Xinhuanews. 13.05.2014. URL: http://news.xinhuanet.com/lianzheng/2014-05-/13/c_126494402.htm
37 Dalai Lama Called This World Leader Self-Centered // NDTV. 2014. 8 сент. URL: http://www.ndtv.com/article/world/dalai-lama-called-this-world-leader-self-centred-588159
38 Стоит отметить, что, согласно Р. Турману, неоднократно общавшемуся с Далай-ламой, духовный лидер тибетцев никогда не призывал к независимости ТАР от Китая, он лишь говорил о подлинной автономии Тибета в рамках КНР. См.: Турман Р. Зачем нам Далай-лама? С. 290-291.
39 Jin Wei and Tibet - a CCP rethink, or a pragmatist going out on a limb? // Chinese leaders. URL: http://chinese-leaders.org/blog/jin-wei-and-tibet-a-ccp-rethink-or-a-pragmatist-going-out-on-a-limb/
40 Интервью BBC с Самдхонг Ринпоче: «Далай-лама говорил, что хочет, чтобы его преемник был найден в "свободной стране", чтобы мог продолжать выполнять
иерарха может способствовать договоренностям с властями КНР по вопросу поиска реинкарнации в Тибете.
Столь непростая ситуация с будущим Далай-ламой еще более осложняется ввиду вовлеченности Индии в вопрос поиска реинкарнации: Китай и Индия имеют спорные участки на границе, в том числе местечко Таванг (входит в состав индийского штата Аруначал-прадеш), где родился Далай-лама VI и куда Далай-лама XIV не раз совершал паломничества41. Следовательно, за пределами Китая остается регион, где в свое время родился один из Далай-лам и где гипотетически вновь возможна новая инкарнация.
Приведенные выше данные о мнениях и позициях Далай-ламы XIV и властей Китая по проблеме реинкарнации позволили автору предположить несколько вариантов развития ситуации.
Правительство КНР последовательно исходит из необходимости влияния на процесс поиска перерождения и уверено в своей победе, то есть в выборе подобающего претендента на пост нового Далай-ламы после смерти нынешнего, что позволит в дальнейшем закрыть так называемый тибетский вопрос. Вероятно, конечная цель правительства заключается в реализации плана по ликвидации института перерождений Далай-ламы42. Так как в выборе и дальнейшем воспитании юного Далай-ламы большую роль будет играть Панчен-лама, то это позволит контролировать поведение нового «живого будды» с целью укрепления единства государства. При этом официальная позиция Китая заключается в следующем: институт ламства, как и властные полномочия последних двух Далай-лам и всех «живых будд» Монголии, обязаны своим существованием правительству Китая, которое унаследовало право влиять на религиозные события от цинских императоров. Лидеры Китая, несмотря на «отступления»43
... "неоконченную миссию". Если бы Далай-ламе XIV было позволено вернуться при жизни в Тибет, то 15-й был бы найден именно там» (пер. с англ.) / Tibetonline. 2011. 23 февр. URL:http://www.tibetonIine.tv/videos/543/interview:-samdhong-rinpoche,-tibet's-prime-minister-in-exile
41 Shang Quan Yu. Zhong yin bian jie zhan zheng san fang mian (Шан Цюаньюй. Три фактора в китайско-индийской пограничной войне) // Si chuan da xue nan ya yan jiu suo (Ежеквартальный журнал исследований Южной Азии Университета Сычуань). Чэнгду, 2010, третий квартал. С. 15.
42 Shengji Dongbing. Jianyi zhongyang zhengfu dishisishi Dalai qushihou zong-zhi dalai zhuanshi (Шенцзи Дунбин. Рекомендации правительства о прекращении традиции реинкарнаций после смерти нынешнего Далай-ламы 14) // Tianya BBC. 2006. 9 июня. URL: http://bbs.tianya.cn/post-no05-45717-1.shtml
43 Имеется в виду политика лам по модернизации в Тибете, укреплении своей власти в Лхасе и поддержка оппозиционных сил, что было неугодно правителям Китая. См.: Кычанов Е.И., Мельниченко Б.И. История Тибета с древнейших времен до наших дней. М., 2005. С. 85-87; 130-135.
VII и XIII Далай-лам, сохраняли дружественные взаимоотношения с ними и их статус. Далай-лама XIV, покинув Тибет и оставив свой народ в сложное время, занимался антикитайской пропагандой за рубежом, и все же центральное правительство, исходя из интересов народа и государства, идет навстречу пожеланиям верующих и самого Далай-ламы44. Таким образом, КНР полностью контролирует ситуацию в отношении реинкарнации Далай-ламы и последовательно продвигается к цели ликвидации института ламства.
Следующий вариант основан на предположении, что правительство КНР не уверено в реакции тибетцев на вмешательство центральной власти в процесс поиска реинкарнации после смерти Далай-ламы, если он оставит «завещание - координаты». В случае нахождения ЦТА «своего» Далай-ламы и расширения автономии Тибета, как того добивается нынешний Далай-лама, другие этнические и религиозные группы КНР могут потребовать аналогичные права, а это уже может привести к распаду страны45. В целях умиротворения тибетского населения правительство не отрицает возможность паломничества нынешнего Далай-ламы в Китай, что в целом также отвечает новому шагу центральных властей КНР к компромиссу. Кроме того, не исключено одновременное существование двух Далай-лам - одного в КНР, второго - за пределами Китая.
Таким образом, в отношении будущего Далай-ламы руководство КНР считает, что традиция выбора реинкарнаций «живых будд» является особенностью тибетского буддизма, эта система имеет определенный религиозный ритуал и исторически сложившиеся правила, где окончательное решение принимается уполномоченными представителями центральной власти после процедуры выбора кандидатов посредством Золотой вазы. Далай-лама и его сторонники утверждают, что выбор нового Далай-ламы возможен только религиозными методами, однако при этом предполагается ряд новых решений, от гендерных до территориальных, вплоть до отмены института как такового. Следует особо отметить, что институт далай-лам впервые появился в XVI в., когда монгольский хан пожаловал этот титул, а также соответствующие регалии власти представителю наиболее сильной школы тибетского буддизма
44 Wang Jiawei, Nyima Gyaincain. Zhongguo Xizang de lishi diwei (Ван Цзявэй, Нимацянцзан. Исторический статус Тибета Китая). Beijing: Wuzhou chuanbo chu-banshe, 2003. С. 241-250.
45 Ibidem.
в Тибете (школа Гелук)46. К тому времени институт тулку (перерождений) уже сформировался (с XI в.). Далай-лама выступал в роли личного духовного наставника китайского императора и представлял религию, на которую в немалой степени опиралась власть империи. Этот процесс был взаимовыгодным: Тибет получил особое положение, где Далай-лама был духовным и светским правителем, а Китай - буферные земли на западной окраине, а также возможность «умиротворять» монголов посредством буддизма как государственной религии47. Сейчас роль и значение института перерождений может быть пересмотрена при участии правительства КНР с одной стороны, и Далай-ламы - с другой.
Каким бы ни было развитие событий в деле поиска и утверждения реинкарнации нынешнего Далай-ламы Тензин Гьяцо, существование и процветание культуры Тибета невозможно без этого основополагающего буддийского компонента. Исход борьбы за историческое право влиять на процесс выбора далай-лам может оказать значительное влияние на судьбу религиозной традиции Тибета.
Список литературы и источников
КитиновБ.У. Священный Тибет и воинственная степь: буддизм у ойратов (XIII-XVII вв.). М., 2004.
Кычанов Е.И., Мельниченко Б.И. История Тибета с древнейших времен до наших дней. М., 2005.
Кычанов Е.И., Савицкий Л.С. Люди и боги Страны снегов. Очерк истории Тибета
и его культуры. М., 1975. Мартынов А.С. Статус Тибета в XVII-XVIII веках в традиционной китайской
системе политических представлений. М., 1978. Руденко В.Н. Институт жеребьевки из Золотой урны и политические процессы в тибетском буддизме // Наука и буддизм: материалы научной конференции с участием иностранных ученых. Улан-Удэ, 2012. С. 289-296. Турман P. Зачем нам Далай-лама? Его «деяние истины» в интересах Тибета, Китая
и всего мира / Пер. с англ. Н. Иноземцевой. М., 2012. Шань Чжоу. Перевоплощение Панчена. О процедуре поисков, идентификации и
интронизации Панчена-Эртни XI. Пекин, 1996. A Collection of Historical Materials of the Central Government' Administration of Tibet and the Living Buddha Reincarnation System Since the Qing Dynasty / Zhao Xueyi, ed. Beijing: Huawen Publishing House, 1996.
46 Гелук - главная школа позднего средневековья в Тибете, основана Цзонкавой в конце XIV в. Тибетскому правителю впервые был пожалован титул «Далай-лама» (с монг. и тиб. «океан мудрости», «великий учитель») и соответствующие атрибуты власти. Сонам Гьяцо, третий наставник Гелугпа, был назван III Далай-ламой. Первыми двумя далай-ламами были признаны посмертно предшественники Сонама Гьяцо. См.: МартыновА.С. Статус Тибета в XVII-XVIII веках в традиционной китайской системе политических представлений. М., 1978. С. 116-118.
47 Shakabpa W.D. Tibet. A Political History. New Haven; L., 1967. P. 105-106.
Chen Qingying. Dalai lama zhuanshi zhidu (Система реинкарнации Далай-лам). China Intercontinental Press, 2014.
Foreign Ministry Spokesperson Jiang Yu's Regular Press Conference on February 12, 2009 / Ministry of Foreign Affairs of PRC. 13.02.2009. URL: http://www.fmprc.gov. cn/mfa_eng/
Lobsang Sangay. The Dalai Lama has a moral authority the leaders in Beijing can only dream of // The Guardian.10.12.2014. URL: http://www.theguardian.com/ commentisfree/2014/dec/10/dalai-lama-beijing-international-human-rights-day-nobel-peace-prize
Lodi Gyari. Founding Principles of Tibetan Youth Congress and the Tibetan Struggle Today / VOA Tibetan. 15.10.2014. URL: http://www.youtube.com/ watch?v=qrF3VxETz_I
Regulations on Religious Affairs, adopted at the 57th Executive Meeting of the State Council on July 7, 2004 // State Administration for Religious Affairs of P.R.C. (SARA). URL: http://www.sara.gov.cn/xxgk/zcfg/xzfg/507.htm
Shang Quan Yu. Zhong yin bian jie zhan zheng san fang mian (Шан Цюаньюй. Три фактора в китайско-индийской пограничной войне) // Si chuan da xue nan ya yan jiu suo (Ежеквартальный журнал исследований Южной Азии Университета Сычуань). Chengdu, 2010.
Shakabpa W.D. Tibet. A Political History. L.; New Haven, 1967.
Shengji Dongbing. Jianyi zhongyang zhengfu dishisishi Dalai qushihou zongzhi dalai zhuanshi (Шенцзи Дунбин. Рекомендации правительства о прекращении традиции реинкарнаций после смерти нынешнего Далай-ламы XIV) // Tianya BBC. 09.06.2006. URL: http://bbs.tianya.cn/post-no05-45717-1.shtml
Shenru xuexi guanche Xi Jinping tongzhi guanyu fanfubai douzheng zhongyao lunshu ( Углубленное изучение новых решений Си Цзиньпина по борьбе с коррупцией) // Xinhuanews. 13.05.2014. URL: http://news.xinhuanet.com/lianzheng/2014-05-/13/c_126494402 .htm
Sperling Elliot. The Tibet-China Conflict: History and Polemics. Washington, 2004.
State Religious Affairs Bureau. Order No. Five: Management Measures for the Reincarnation of Living Buddhas in Tibetan Buddhism // SARA.GOV. July 18, 2007. URL: http://www.sara.gov.cn//xxgk/zcfg/bmgz/571.htm
The Question of Tibet. Based on E. Sperling research of 2008 year // University of California, Asian American Studies Center. 13.12.2012. URL: http://www.webcita-tion.org/6CsmGd1JP
Tsering Topgyal. The securitization of Tibetan Buddhism in Communist China // Politics and Religion in Contemporary China. Vol. VI. L., 2012. №э. 2.
Wang Jiawei, Nyima Gyaincain. Zhongguo Xizang de lishi diwei (Ван Цзявэй, Нимацянцзан. Исторический статус Тибета Китая). Beijing: Wuzhou chuanbo chu-banshe, 2003.
Wang Zuo'an fayan. Zhongguo fojiao xiehui zai Beijing juzing dibace quanguo daibi-aohuiyi (Выступление Ван Цзоань. Восьмое заседание Всекитайской ассоциации буддизма в Пекине) // Chinanews. 02.01.2010. URL: http://www.chinanews.com/gn/ news/2010/02-01/2102311.shtml
Wang Zuo'an. Zhongguode zongjiao wenti he zongjiao zhengce (Ван Цзоань. Религиозные проблемы и политика Китая). Beijing, 2010.
Xizang minzhu gaige 50 nian. Baipishu (50 лет демократических реформ в Тибете. Белая книга) // Official website of PRC. 02.03.2009. URL: http://www.gov.cn/ zwgk/2009-03/02/content_1248131.htm
References
Kitinov B.U. Svjashhennyj Tibet i voinstvennaja step': buddizm u ojratov XIII-XVII vv. (Sacred Tibet and Militant Steppe: Buddhism in Oirats in XIII-XVII centuries). Moscow, 2004.
Kychanov E.I., Mel'nichenko B.I. Istorija Tibeta s drevnejshih vremen do nashih dnej (The History of Tibet from ancient times to the present days). Moscow, 2005.
Kychanov E.I., Savickij L.S. Ljudi i bogi Strany snegov. Ocherk istorii Tibeta i ego kul'tury (People and Gods of the Land of Snows. A Sketch of the history of Tibet and its Culture). Moscow, 1975.
Martynov A.S. Status Tibeta v XVII-XVIII vekah v tradicionnoj kitajskoj sisteme politicheskih predstavlenij (Status of Tibet in XVII-VIII centuries in traditional Chinese system of political theory). Moscow, 1978.
Rudenko V.N. Institut zhereb'evki iz Zolotoj urny i politicheskie processy v tibetskom buddizme buddizme (Institute of the ballot from a Golden urn and political processes in Tibetan Buddhism) // Nauka i buddizm: materialy nauchnoj konferencii s uchastiem inostrannyh uchenyh. Ulan-Udje, 2012. S. 289-296.
Thurman Robert. Why the Dalai Lama Matters - His Act of Truth as the Solution for China, Tibet, and the World. Atria Books/Beyond Words, 2008.
Shan Zhou. Perevoploshhenie Panchena. Oprocedurepoiskov, identifikacii i intronizacii Panchena-Jertni XI (Reincarnation of the Panchen. The procedure of searching, identification and enthronement of the Panchen Ertni XI). Beijing, 1996.
A Collection of Historical Materials of the Central Government' Administration of Tibet and the Living Buddha Reincarnation System Since the Qing Dynasty / Zhao Xueyi, ed. Beijing: Huawen Publishing House, 1996.
Chen Qingying. Dalai lama zhuanshi zhidu (The system of reincarnation of the Dalai Lamas). China Intercontinental Press, 2014.
Foreign Ministry Spokesperson Jiang Yu's Regular Press Conference on February 12, 2009 / Ministry of Foreign Affairs of PRC. 13.02.2009. URL: http://www.fmprc.gov. cn/mfa_eng/
Lobsang Sangay. The Dalai Lama has a moral authority the leaders in Beijing can only dream of // The Guardian.10.12.2014. URL: http://www.theguardian.com/ commentisfree/2014/dec/10/dalai-lama-beijing-international-human-rights-day-nobel-peace-prize
Lodi Gyari. Founding Principles of Tibetan Youth Congress and The Tibetan Struggle Today / VOA Tibetan. 15.10.2014. URL: http://www.youtube.com/ watch?v=qrF3VxETz_I
Regulations on Religious Affairs, adopted at the 57th Executive Meeting of the State Council on July 7, 2004 // State Administration for Religious Affairs of P.R.C. (SARA). URL: http://www.sara.gov.cn/xxgk/zcfg/xzfg/507.htm
Shang Quan Yu. Zhongyin bian jie zhan zheng san fang mian (Three factors in the Sino-Indian War)// Si chuan da xue nan ya yan jiu suo. Chengdu, 2010.
Shakabpa W.D. Tibet. A Political History. L.; New Haven, 1967.
Shengji Dongbing. Jianyi zhongyang zhengfu dishisishi Dalai qushihou zongzhi dalai zhuanshi (The recommendations of the government to terminate the tradition of reincarnation after the death of the Dalai Lama XIV) // Tianya BBC. 09.06.2006. URL: http://bbs.tianya.cn/post-no05-45717-1.shtml
Shenru xuexi guanche Xi Jinping tongzhi guanyu fanfubai douzheng zhongyao lunshu (In-depth study of new solutions of Xi Jinping to fight a corruption) // Xinhuanews. 13.05.2014. URL: http://news.xinhuanet.com/lianzheng/2014-05/13/c_126494402. htm
Sperling Elliot. The Tibet-China Conflict: History and Polemics. Washington, 2004. State Religious Affairs Bureau. Order No. Five: Management Measures for the Reincarnation of Living Buddhas in Tibetan Buddhism // SARA.GOV. July 18, 2007. URL: http://www.sara.gov.cn//xxgk/zcfg/bmgz/571.htm The Question of Tibet. Based on E. Sperling research of 2008 year // University of California, Asian American Studies Center. 13.12.2012. URL: http://www.webcitation. org/6CsmGd1JP
Tsering Topgyal. The securitization of Tibetan Buddhism in Communist China // Politics
and Religion in Contemporary China. L., 2012. Vol. VI. Nö. 2. Wang Jiawei, Nyima Gyaincain. Zhongguo Xizang de lishi diwei (The historical status
of Chinese Tibet). Beijing: Wuzhou chuanbo chubanshe, 2003. Wang Zuo'an fayan. Zhongguo fojiao xiehui zai Beijing juzing dibace quanguo daibi-aohuiyi (Speech of Wang Zuo'an. The eighth meeting of the China Buddhist Association in Beijing) // Chinanews. 02.01.2010. URL: http://www.chinanews.com/gn/ news/2010/02-01/2102311.shtml Wang Zuo'an. Zhongguode zongjiao wenti he zongjiao zhengce (Religion issues and the
policy of China). Beijing, 2010. Xizang minzhu gaige 50 nian. Baipishu (50 years of democratic reform in Tibet. white paper) // Official website of PRC. 02.03.2009. URL: http://www.gov.cn/zwgk/2009-03/02/content_1248131.htm
Сведения об авторе: Люлина Анастасия Геннадьевна, аспирант кафедрs Всеобщей истории факультета Гуманитарных и Социальных наук Российского Университета Дружбы народов. E-mail: [email protected]
About the author: LyulinaAnastasia Gennadievna, graduate student at the Department of General History, Faculty of Humanities and Social Sciences, Peoples' Friendship University of Russia. E-mail: [email protected]