Научная статья на тему 'Анализ характерных организационных и технических особенностей малых судоремонтных предприятий'

Анализ характерных организационных и технических особенностей малых судоремонтных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ СУДОРЕМОНТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Огнева В. В.

В данной статье приведены характерные особенности различных видов судоремонтных предприятий. Проведен анализ работы малых предприятий судоремонтной отрасли и выявлены их отличительные особенности в схеме управления и организации производственного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of specific organizational and technical features of small ship-repair company''s

This article presents the specific features of various types of ship-repair company's. Analyzed the work of small company's of the ship-repair industry and identified their distinctive features of the scheme of management and organization of the production process.

Текст научной работы на тему «Анализ характерных организационных и технических особенностей малых судоремонтных предприятий»

Н.В. Огнев

Постановка задачи оптимизации соотношения между производственными, складскими и ...

Таким образом, используемая методика не позволяет учесть технологические факторы производства при проектировании, а тем более при модернизации или реновации производства.

Минимальная площадь склада комплектации деталей должна рассчитываться исходя из габаритов поставляемых деталей и ритма их поступления из заготовительного цеха с учётом ритма поэтапной сборки секций. Ритм сборки секций в свою очередь должен быть взаимоувязан с загрузкой цехового кранового оборудования. И, наконец, ритм изготовления секций зависит от численности производственного персонала, производительности сборочно-сварочного оборудования и уровня механизации применяемых СТО.

Таким образом оптимизация соотношения производственных и складских площадей должна сократить сроки строительства заказа за счет устранения временных потерь.

Список литературы:

[1] Перелыгин А.В. Управление производительностью труда на современном этапе: автореф. дис. канд. технич. наук: -05.08.04 / Перелыгин Александр Васильевич. - Горький, 1987. - 21 с.

[2] Баженов Н.Д. Оптимизация технологических процессов судостроительно-судоремонтного производства. - Горький, 1989. - 42 с.

[3] Баженов Н.Д. Технология постройки судов. Ч. 5 Проектирование корпусных цехов / Н.Д. Баженов, Ю.В. Горбунов, Е.Г. Бурмистров. - Н. Новгород: Изд-во ГОУ ВПО «ВГАВТ», 2003. -108 с.

THE OPTIMIZATION TASK STATEMENT FOR THE RELATIONSHIP BETWEEN PRODUCTION, WAREHOUSE AND AUXILIARY AREAS

N.V. Ognev

This article presents different methods designing of assembly-welding workshops. Analyzed the factors affecting the ratio of production, warehouse and auxiliary areas. Formulated the task of optimization the production areas for reducing the time of building

УДК 629.12.004.67: 658.5

В.В. Огнева, аспирант ФБОУВПО «ВГАВТ» 603950, Н.Новгород, ул. Нестерова, 5А

АНАЛИЗ ХАРАКТЕРНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МАЛЫХ СУДОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В данной статье приведены характерные особенности различных видов судоремонтных предприятий. Проведен анализ работы малых предприятий судоремонтной отрасли и выявлены их отличительные особенности в схеме управления и организации производственного процесса.

Ключевые слова: малое судоремонтное предприятие, организационная структура, производственная структура.

Функционирование судоремонтной отрасли является неотъемлемой частью бесперебойной и эффективной работы отечественного флота.

Номенклатура предприятий, осуществляющих техническое обслуживание, ремонт, восстановление и модернизацию судов, представлена следующими наименованиями:

- судоремонтные мастерские;

- ремонтно-эксплуатационные базы (РЭБ) флота;

- базы технического обслуживания флота (БТОФ);

- судоремонтные заводы (СРЗ);

- судостроительно-судоремонтные заводы (ССРЗ);

- судоремонтно-механические заводы (СРМЗ). [1].

Каждый вид судоремонтного предприятия имеет характерные для него особенности и сферу деятельности. Характеристика предприятий рассматриваемой отрасли приведена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика судоремонтных предприятий

Вид предприятия Перечень выполняемых работ Состав производственных мощностей

Судоремонтный завод Текущий, средний, капитальный, межрейсовый ремонт корпуса и механизмов всех типов судов. Переоборудование и модернизация флота. Изготовление ЗИП. Техническое и хозяйственное обслуживание закрепленного флота. 1. Судоподъемные сооружения (слипы, доки); 2. Комплекс цехов основного и вспомогательного цехов; 3. Акватория для зимнего отстоя флота; 4. Цех технической эксплуатации флота.

Судостроительно- судоремонтный завод Все виды планового ремонта и постройка судов, модернизация, реновация, переоборудование, межрейсовый ремонт и заказы судового машиностроения. Техническое и хозяйственное обслуживание закрепленного флота 1. Судоподъемные сооружения (слипы, доки); 2. Комплекс цехов основного и вспомогательного производств; 3. Акватория для зимнего отстоя флота; 4. Цех технической эксплуатации флота.

Судоремонтно- механический завод Все виды планового ремонта, межрейсовый ремонт. Судовой машиноремонт. Заказы судового машиностроения. Техническое и хозяйственное обслуживание закрепленного флота 1. Судоподъемные сооружения (слипы, доки); 2. Комплекс цехов основного и вспомогательного производств; 3. Цеха для изготовления сменных и запасных частей и механизмов; 4. Цеха машиноремонта; 5. Цех технической эксплуатации флота

Ремонтно-эксплуатационная база флота Техническое и хозяйственное обслуживание закрепленного флота 1. Участки или цеха основного и вспомогательного производств; 2. Наличие судоподъемных сооружений; 3. Цех технической эксплуатации флота.

Судоремонтная мастерская Текущий, средний, капитальный, межрейсовый ремонт малых судов. При наличии необходимых производственных мощностей межрейсовый ремонт корпуса и механизмов всех типов судов 1. Участки по ремонту корпусов судов, механосборочные, деревообрабатывающие. 2. Возможно наличие малых судоподъемных сооружений (кессоны)

В.В. Огнева

Анализ характерных организационных и технических особенностей малых судоремонтных

Таким образом, судоремонтные заводы представляют собой крупные промышленные предприятия, на базе которых осуществляются все виды работ по ремонту корпусной, механической части, систем и устройств судов.

РЭБ флота, в отличие от других судоремонтных предприятий, главным образом являются транспортными организациями. Основной задачей их функционирования является техническая эксплуатация закреплённого за ними флота. Данные предприятия, зачастую, являются дочерними предприятиями крупных судоходных компаний (СК). При отдельных СК также создаются судоремонтные мастерские с целью проведения текущих ремонтных работ.

Организационная и производственная структура судоремонтных предприятий зависит от многих факторов, основополагающими принято считать:

- тип ремонтируемых объектов;

- перечень выполняемых на предприятии работ;

- годовой объем работ и производственную мощность.

По производственной мощности судоремонтные предприятия могут быть разделены на три категории:

1 категория - с числом работающих более 3000 человек;

2 категория - от 500 до 3000 человек;

3 категория - менее 500 человек [2].

3 категория судоремонтных предприятий представлена преимущественно судоремонтными мастерскими и небольшими РЭБ флота.

Именно категория предприятия по производственной мощности в значительной мере влияет на характер организации производства и находится в причинно-следственной связи с номенклатурой выполняемых предприятием работ. Кроме того, численность штата работников предприятия характеризует обоснованность совмещения профессиональных обязанностей.

К предприятиям первой и второй категорий относятся СРЗ, ССРЗ, СРМЗ и крупные РЭБ флота. Схема управления производственным процессом приведена на рис. 1.

Рис. 1. Схема управления производственным процессом на крупных предприятиях судоремонтной отрасли

Для осуществления обслуживания производственного процесса на крупных судоремонтных предприятиях предусмотрен специальный разветвленный аппарат - заводоуправление. Директор является главой заводоуправления и несет ответственность за эффективное функционирование всего предприятия. Как видно из рис. 1 структура заводоуправления представлена широкой номенклатурой отделов, при этом в состав каждого отдела входит от 5 специалистов, имеющих строго очерченный круг полномочий и обязанностей.

Спектр выполняемых данным видом предприятий работ, как правило уже, а загрузка ниже, чем на крупных заводах. Как результат данные предприятия располагают небольшой номенклатурой видов производств, размещенных на специализированных участках, либо в немногочисленных цехах. Пример производственной структуры судоремонтной мастерской представлен на рис. 2.

Рис. 2. Производственная структура малого судоремонтного предприятия

При рассмотрении малых судоремонтных предприятий (мастерских и небольших РЭБ) выявляется ряд их отличий от крупных предприятий. Главным образом выражены они в форме организационной структуры предприятия.

Система управления малым судоремонтным предприятием также имеет ряд отличительных особенностей. Выражается это в первую очередь в отсутствии заводоуправления с классической для крупного промышленного предприятия разветвленной структурой, а существующие отделы представлены 1-3 специалистами.

Схемы управления малым судоремонтным предприятием могут различаться в значительной мере. В качестве примера для рассмотрения и анализа выбрана структура управления малого судоремонтного предприятия, являющегося дочерним подразделением судоходной компании, занимающейся эксплуатацией грузового флота. Сферу деятельности судоремонтного предприятия составляет в первую очередь ремонт приписанного флота, принадлежащего судоходной компании, а также ремонт малых судов и мелкий ремонт крупных речных судов. Схема управления подобным предприятием приведена на рис. 3.

Как видно из приведенной схемы, руководство судоремонтным предприятием осуществляется директором и рядом его заместителей. Для подобных предприятий характерно совмещение обязанностей по разным должностям для одного лица. В ча-

В.В. Огнева

Анализ характерных организационных и технических особенностей малых судоремонтных ...

стности, как правило, в состав технического отдела входит один или несколько технологов, которые совмещают свою работу с работой конструктора и дефектоскописта. Основное производство представлено одним цехом, размещенным на плавучей или береговой мастерской и разделенным на несколько производственных участков.

Рис. 3. Схема управления малым судоремонтным предприятием

Таким образом следует выделить следующие отличительные особенности малых судоремонтных предприятий:

- их структура представлена узким штатом сотрудников с ярко выраженной тенденцией совмещения специальностей;

- штат каждого из отделов ограничивается 3 сотрудниками;

- производственные площади представлены 1-2 цехами, разделенными на специализированные участки;

- производственные мастера характеризуются широкой специализацией и отвечают за несколько (иногда - все) производственные участки.

Следует выделить также ряд характерных особенностей малых СП неорганизационного характера. Причины их возникновения и сопутствующие последствия представлены в таблице 2.

Таблица 2

Причины проявления характерных особенностей малых СП и сопутствующие проблемы

Характеристика малого СП Причина возникновения Результат проявления

Ярко выраженная сезонность загрузки предприятия Специализация предприятия на ремонте флота без активного внедрения агрегатных методов ремонта и эффективного планирования «нулевого» этапа ремонта Простои и низкий уровень дохода предприятия в навигационный период

Большой объем работ, выполняемых непосредственно на судах Недостаточная оснащенность производства СТО (в том числе подъемно-транспортными) Низкая производительность труда, тяжелые условия работы

Единичный характер производства Низкий уровень унификации и стандартизации объектов ремонта. Выполнения преимущественно текущего ремонта Низкая производительность труда. Длительный срок окупаемости оборудования

В результате проведенного анализа отличительных особенностей организационной структуры и характера производственного процесса малых СП можно сделать вывод о сложнсти функционирования их структуры и необходимости внедрения ряда мер для увеличения производительности и рентабельности данных предприятий.

Список литературы:

[1] Кулик Ю.Г. Технология судостроения и судоремонта. Учебник для институтов водного транспорта / Ю.Г. Кулик, Ю.В. Сумеркин. - М.: Транспорт, 1988. - 352 с.

[2] Структура типового судоремонтного предприятия. Интернет: [http://gendocs.ru/ v7069/ лек-ции_ по_дисциплине_ организация_ремонта_кораблей]

ANALYSIS OF SPECIFIC ORGANIZATIONAL AND TECHNICAL FEATURES OF SMALL SHIP-REPAIR COMPANY'S

V.V. Ogneva

This article presents the specific features of various types of ship-repair company's. Analyzed the work of small company's of the ship-repair industry and identified their distinctive features of the scheme of management and organization of the production process.

УДК 629.12.004.67

В.В. Огнева, аспирант, ФБОУВПО «ВГАВТ» 603950, Н.Новгород, ул. Нестерова, 5А

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЙ И СУДОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В данной статье дан обзор видов технической документации судоремонтных предприятий. Определяются особенности функций технических отделов судоремонтных заводов, малых судоремонтных предприятий и технологов судоходных компаний. Разработана схема движения судоремонтной документации и проанализированы принципы ведения документооборота на современном этапе.

Ключевые слова: документооборот, судоремонтное предприятие, техническая документация, формирование структуры документооборота

Современные судоремонтные предприятия характеризуются широким перечнем объектов ремонта и выполняемых работ. Как следствие, документооборот этих предприятий представлен широким спектром как технической, так и экономической (бухгалтерской) документации. На предприятиях, осуществляющих помимо ремонта судов, еще и техническое обслуживание закрепленного за ними флота дополнительно ведется документооборот эксплуатационной документации приписанного флота.

На крупных предприятиях судоремонтной отрасли разработка и оборот документации концентрируется в рамках заводоуправления и наблюдается распределение типов документации по специализированным отделам. Для документооборота малых судоремонтных предприятий свойственен дефицит кадров и совмещение обязанностей инженерно-техническими работниками (ИТР).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.