Научная статья на тему 'Проблемы развития судоремонтной отрасли Северо-Западного региона РФ'

Проблемы развития судоремонтной отрасли Северо-Западного региона РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДОРЕМОНТ / СУДОСТРОЕНИЕ / ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Неслухов Д.С.

В целях изучения судоремонтной отрасли РФ имеет место анализ рыночной среды и текущего состояния предприятий этой отрасли в отдельных экономических районах. Современная специализация Северо-Западного региона РФ обусловлена, прежде всего, наличием в регионе крупных промышленных предприятий, в частности судоремонтных. Рассмотрим факторы, влияющие на эффективность деятельности судоремонтных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития судоремонтной отрасли Северо-Западного региона РФ»

Состояние и перспективы развития региональной экономики

21

6. Kendrick J.W. Productivity Trends in the United States / J.W. Kendrick. -Princeton: Princeton University Press, 1961. - 630 p.

7. Solow R.M. Technical Change and the Aggregate Production Function / R.M. Solow // Review of Economics and Statistics. - 1957. - № 3. - P 312-320.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СУДОРЕМОНТНОЙ ОТРАСЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО РЕГИОНА РФ

© Неслухов Д.С.*

Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, г. Санкт-Петербург

В целях изучения судоремонтной отрасли РФ имеет место анализ рыночной среды и текущего состояния предприятий этой отрасли в отдельных экономических районах. Современная специализация СевероЗападного региона РФ обусловлена, прежде всего, наличием в регионе крупных промышленных предприятий, в частности судоремонтных. Рассмотрим факторы, влияющие на эффективность деятельности судоремонтных предприятий.

Ключевые слова: судоремонт, судостроение, водный транспорт, организация производства.

Сегодня внутренний водный транспорт играет важную роль в обеспечении грузовых и пассажирских перевозок по водным путям Северо-Западного региона РФ. Учитывая преимущества внутреннего водного транспорта как менее энергоемкого, более экономичного и безопасного вида транспорта к числу приоритетных относится задача организации транспортного сервиса и современных форм коммерческого обслуживания флота, в частности судоремонта.

В силу своего географического расположения Северо-Западный регион РФ играют ключевую роль в обеспечении работы водного транспорта Европейской части России. К основным бассейнам Северо-Западного региона относятся: Балтийское море, трасса Волго-Балтийского водного пути от Санкт-Петербурга до Череповца (включая Ладожское, Онежское и Белое озера), Беломорско-Балтийский канал, Белое море. Сегодня техническим обслуживанием флота и судоремонтом на данных участках занимаются бывшие судоремонтные базы Северо-Западного речного пароходства, Балтийского морского пароходства и Беломорско-Балтийского пароходства. К наиболее

Аспирант кафедры «Технологии судоремонта».

22

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

крупным организациям по обслуживанию гражданских грузовых и пассажирских судов в Северо-Западном регионе можно отнести следующие (см. табл. 1).

Таблица 1

Основные судоремонтные предприятия Северо-Западного региона

Название организации Местоположение Судоподъемное сооружение

ЗАО «Канонерский судоремонтный завод» (КСЗ) СПб 3 плавдока, доковый вес 4000 т, 8500 т, 35600 т.

ООО «Судоэкология» СПб Плавдок, доковый вес 5500 т.

ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод» (НССЗ) г. Шлиссельбург Слип Г-300, г/п до 2300 т

ОАО «Выборгский судостроительный завод» (ВСЗ) г. Выборг Док-камера, доковый вес 4800 т

ОАО «Вознесенская РЭБ флота» (ВРЭБ) пгт. Вознесенье Плавдок, доковый вес 5000 т

ООО «Онежский судостроительно-судоремонтный завод» г. Петрозаводск Слип Г-300, г/п до 2300 т

ООО «Медвежьегорская РЭБ флота» пгт. Пиндуши Слип, г/п до 2100 т

ОАО «Архангельская РЭБ флота» (АРЭБ) г. Архангельск Слип Г-300, г/п до 2300 т

Рассмотрим экономические показатели деятельности данных предприятий в 2014 г.

Экономические показатели деятельности судоремонтных предприятий в 2014 г.

Таблица 2

Показатель НССЗ ВРЭБ АРЭБ ВСЗ КСЗ

Выручка, тыс. руб. 4263925 89436 171435 5897758 1022735

Себестоимость, тыс. руб. 4435574 92854 152017 5219867 920981

Валовая прибыль (убыток), тыс. руб. -171649 -3418 19418 677891 101754

Рентабельность продаж, % -4,0 -3,8 11,3 11,5 9,9

По табл. 2 можно сделать вывод, что сегодня судоремонтная отрасль является низкорентабельной. Высокая себестоимость ремонтных работ влияет на конечные цены ремонта и на чистую прибыль верфей.

Основной проблемой развития данных предприятий является снижение портфеля заказов. По данным Российского Речного Регистра, средний возраст самоходных грузовых теплоходов составляет 39 лет, танкеров - 40, буксиров - 37, несамоходных судов - более 30. При этом конкурентоспособным считается возраст речного судна, не превышающий 25 лет. Ему соответствует лишь треть флота.

Старение и вывод из эксплуатации флота является одной из причин снижения грузоперевозок на Волго-Балтийском водном пути, а, следовательно, снижения портфеля заказов судоремонтных предприятий.

Состояние и перспективы развития региональной экономики

23

Таблица 3

Динамика объемов перевезенных грузов по Волго-Балтийскому водному пути

2012 г. 2013 г. 2014 г.

Объем перевезенных грузов, млн. тонн 22,4 21,9 17,5

В частности в 2015 году снижение объемов грузовых перевозок по Вол-го-Балту обусловлено сокращением транзита экспортно-импортных грузов в связи с неблагоприятной экономической ситуацией на рынках Европы и России.

Еще одной причиной падения грузоперевозок является снижение гарантированной глубины судового хода Единой глубоководной системы европейской части России вследствие размыва дна реки в районе Городецкого гидроузла и Нижне-Свирского гидроузла.

На рис. 1 представлены основные факторы, влияющие на развитие судоремонтных предприятий.

Рис. 1. Факторы, влияющие на развитие судоремонтных предприятий

Подводя итог, следует отметить, что сегодня основными заказчиками услуг судоремонтных предприятий выступают судоходные компании и государство. Таким образом, финансовое состояние судоремонтных предприятий зависит от финансового состояния судоходных компаний и государственной политики в сфере водного транспорта.

Список литературы:

1. Кутин В.М. Состояние и перспективы развития судоремонта в условиях модернизации экономики России: диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук. - Мурманск: МГТУ, 2012 - 191 с.

24

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

2. Речное судостроение в России: проблемы и перспективы развития, 2010 г. [Электронный ресурс] // Рейтинговое Агентство «Эксперт РА». - Режим доступа: http://www.raexpert.ru/researches/river_shipbuilding/.

3. Тактаров Г.А., Набиев Р.А., Кондрицкий М.А. Анализ состояния и тенденций развития судостроительно-судоремонтной отрасли Российской Федерации // Вестник АГТУ Серия: Экономика. Выпуск № 2. - Астрахань, 2013. - С. 118-126.

4. Центр раскрытия корпоративной информации агентства «Интерфакс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.e-disclosure.ru (дата обращения: 09.09.15).

ПРИБЫЛЬ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ: ВИДЫ И ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА НЕЕ

© Свороб Н.С.* *, Сенченко Е.В.*

Начальник производственной службы Кедровский угольный разрез филиал ОАО УК «Кузбассразрезуголь», Кемеровский институт (филиал)

Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, г. Кемерово Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск

Управление формированием прибыли предприятия включает два основных направления - управление доходами и управление расходами, балансирование которых в результате и определяет формирование абсолютной величины прибыли субъекта ведение хозяйства. В статье проводится исследование сущности прибыли коммерческого предприятия с позиции ее видов и факторов, оказывающих на ее влияние.

Ключевые слова: коммерческое предприятие, прибыль, экономика предприятия, финансы, доходы, расходы.

Характерным признаком работы предприятия в рыночных условиях ведения хозяйства является его экономическая обособленность, организация финансово-хозяйственной деятельности на хозрасчетных принципах.

В связи с этим определение прибыли имеет особенное значение. Прибыль является главной целью и мотивом предпринимательской деятельно-

* Начальник производственной службы Кедровского угольного разреза филиала ОАО УК «Кузбассразрезуголь».

* Заведующий лабораторией кафедры Производственного менеджмента и экономики энергетики Новосибирского государственного технического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.