Научная статья на тему 'Анализ функционирования транспортного комплекса региона'

Анализ функционирования транспортного комплекса региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черкашин И. А.

В данной статье автор проводит анализ деятельности отдельных видов транспорта в Нижегородской области, выделяет основные закономерности в развитии рынка транспортных услуг региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF FUNCTIONING OF THE TRANSPORT COMPLEX OF THE REGION

In the given article the author carries out the analysis of the activity of separate types of transport in the Nizhnij Novgorod region, distinguishes the basic regularities in the development of the market of transport services of the region.

Текст научной работы на тему «Анализ функционирования транспортного комплекса региона»

METHODOLOGICAL APPROACHES TO DECISION PROBLEM OF RIVER PORTS FUNCTIONING IN CONDITIONS OF INTEGRATED STRUCTURES OF MANAGEMENT

A. N. Sitnov, I. P. Phadeev, I. P. Urlov

Possible ways of integration river ports are considered by work in one or adjacent regions of the country. The main directions and tasks of work into integrated structures are given.

УДК 656.078

И. А. Черкашин, специалист, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

В данной статье автор проводит анализ деятельности отдельных видов транспорта в Нижегородской области, выделяет основные закономерности в развитии рынка транспортных услуг региона.

Для определения основных тенденций в развитии рынка транспортных услуг Нижегородской области проведем анализ деятельности отдельных видов транспорта. Рынок транспортных услуг Нижегородской области представлен следующими видами транспорта: железнодорожный, внутренний водный, автомобильный, трубопроводный и воздушный.

Таблица I

Протяженность путей общего пользования Нижегородской области

Годы Эксплуатационная длина железных дорог МПС Протяженность автомобильных дорог Протяженность зксплуатиро вавш ихся судоходных водных путей

1980 1290 7889 1049

1985 1307 8125 1044

1990 1295 8067 1051

1995 1221 10814 914

1999 1214 12799 941

2000 1214 13106 834

2001 1214 13289 883

2002 1214 13457 937

2003 1214 13543 965

2004 1214 13572 965

По данным Росстата общая протяженность эксплуатационных путей железнодорожного транспорта общего пользования с 2000 года осталась неизменна (таблица 1). Хотя, необходимо отметить, что доля электрофицированных путей железнодорожного транспорта увеличилась к 2000 году, по сравнению с 1985 почти в 2 раза. Следствием чего явилось уменьшение доли путей, обслуживаемых тепловозной тягой тоже почти в 2 раза. Также на железнодорожном транспорте за последние десять лет увеличилась среднесуточная производительность, как и самого локомотива (в полтора раза), так и

непосредственно грузового вагона (почти в 2 раза). Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования с 1995 года увеличилась не значительно (около 5 %) (таблица 3). Почти неизменной остается доля перевозок в пригородном сообщении в общей доле пассажироперевозок железнодорожным транспортом и составляет порядка 90-93 %. Это объясняется тем, что Нижегородская область достаточно большая по площади и численности.

На внутреннем водном транспорте за последние десять лет заметно увеличение протяженности внутренних водных судоходных путей сообщения с 6576 до 9298 километров (таблица 1). Правда почти неизменна остается протяженность путей, эксплуатировавшихся речным транспортом с обстановкой пути и гарантированными глубинами. В Нижегородской области перевозки грузов внутренним водным транспортом значительно уменьшились по сравнению с 1995 годом (почти в 2 раза). Это связано, в первую очередь, с плачевным состоянием речных транспортных средств, их изношенностью. Основным видом в перевозке грузов является перевозка сухогрузов. Объем перевозки данных видов грузов постоянно увеличивается. Перевозка же нефтепродуктов наливом значительно сократилась в период с 1995 по 2002 года. Что не могло не отразиться на объеме перевозок грузов внутренним водным транспортом в целом (таблица 2).

Таблица 2

Перевозка грузов отдельными видами транспорта (по отправлению, тыс. тонн)

Годы Железнодо- ромсный транспорт Внутренний водный транспорт**) Автомобильный транспорт*) Трубопроводный транспорт (перекачка нефти) Воздушный транспорт

1980 45187 9970 71572 73720 25

1985 42970 12503 57899 105176 21

1990 38676 13452 61565 105052 16

1995 16440 1538 16525 71796 2

2000 8775 1021 7938 73989 0.6

2001 10854 702 7169 0.6

2002 13784 1039 6936 0.5

2003 15083 1358 5963 0.8

2004 16661 536 5129

* с 1980 по 1994 гг. данные приведены по предприятиям транспорта общего пользования, начиная с 1995 г. - с учетом всех крупных, средних и малых предприятий подотрасли «Автомобильный транспорт» и оценки объемов работ, выполненных предпринимателями (физическими лицами), занимающимися грузовыми перевозками.

** - за 2004 гг. - оперативные данные

На автомобильном транспорте заметно увеличение, как протяженности дорог общего пользования в целом, так и с твердым и цементно-аефальто-бетонным покрытием в том числе (таблица 1), На автомобильном транспорте за период с 1985 года наметилась следующая тенденция: общее количество перевезенных грузов снизилось почти в 3 раза (по состоянию на 2005 год), зато увеличилась средняя дальность перевозок (почти в 5 раз), что повлияло на увеличение грузооборота в 1,5 раза в целом (таблица 2). Также на автомобильном транспорте постепенно снижается доля внутригородских и пригородных перевозок грузов в общей структуре перевозок и увеличивается доля перевозок грузов в междугороднем направлении. В перевозке пассажиров автомобильным транспортом основную долю занимают внутригородские перевозки. Также проявляется положительная тенденция и рост пассажироперевозок в пригородном сообщении. В данном направлении перевозок за период с 1980 до 2004 года увеличились такие показате-

ли, как пассажирооборот (в 2,5 раза), средняя дальность поездки одного пассажира (в

1,5 раза). Это обусловлено увеличением количества пригородных автобусных линий (с 422 штук в 1980 году до 627 единиц в 2004) и их протяженностью (с 10,7 тыс. км в 1980 году до 19,1 тыс. км в 2004 году). В перевозке пассажиров автомобильным транспортом в междугороднем сообщении наблюдается обратная картина: снижение междугородных автобусных линий, их протяженности, вследствие чего и произошло уменьшение общего объема; пассажироперевозок и пассажирооборота.

Таблица 3

Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования (млн. человек)

1995 2000 2001 2002 2003 2004

Железнодорожный Автобусный Трамвайный Троллейбусный Метро Внутренний водный Воздушный 28.4 1021.2 331.5 164.2 65.9 1.2 0.1 31.8 984.9 357.2 287.8 52.4 0.7 0.1 29.9 746.0 331.3 266.3 49.7 0.6 0.1 28.7 700.6 339.0 284.3 47.5 0.6 0.1 27.3 661.4 355.1 293.4 48.3 0.4 0.1 29.9 681.4 417.7 347.5 47.2 0.4*) 0.1

* - оперативные данные

На автомобильном транспорте заметно увеличение, как протяженности дорог общего пользования в целом, так и с твердым и цементно-асфальто-бетонным покрытием в том числе (таблица 1). На автомобильном транспорте за период с 1985 года наметилась следующая тенденция: общее количество перевезенных грузов снизилось почти в 3 раза (по состоянию на 2005 год), зато увеличилась средняя дальность перевозок (почти в 5 раз), что повлияло на увеличение грузооборота в 1,5 раза в целом (таблица 2). Также на автомобильном транспорте постепенно снижается доля внутригородских и пригородных перевозок грузов в общей структуре перевозок и увеличивается доля перевозок грузов в междугороднем направлении. В перевозке пассажиров автомобильным транспортом основную долю занимают внутригородские перевозки. Также проявляется положительная тенденция и рост пассажироперевозок в пригородном сообщении. В данном направлении перевозок за период с 1980 до 2004 года увеличились такие показатели, как пассажирооборот (в 2,5 раза), средняя дальность поездки одного пассажира (в

1,5 раза). Это обусловлено увеличением количества пригородных автобусных линий (с 422 штук в 1980 году до 627 единиц в 2004) и их протяженностью (с 10,7 тыс. км в 1980 году до 19,1 тыс. км в 2004 году). В перевозке пассажиров автомобильным транспортом в междугороднем сообщении наблюдается обратная картина: снижение междугородных автобусных линий, их протяженности, вследствие чего и произошло уменьшение общего объема пассажироперевозок и пассажирооборота.

Таким образом, к настоящему моменту можно выделить следующие закономерности в развитии рынка транспортных услуг Нижегородской области. С 1980 года наиболее активно велось строительство и обустройство автомобильных дорог общего пользования, в то время как длина железных дорог МПС и протяженность судоходных путей на территории Нижегородской области остаются почти неизменными. По всем видам транспорта в целом наметилась тенденция снижения перевозок грузов. Наиболее ярко это выражено у автомобильного и внутреннего водного транспорта. Также происходит постепенное снижение перевозок пассажиров всеми видами транспорта в целом. В ассортиментной структуре рынка транспортных услуг Нижегородской области можно выделить следующие услуги, которые положительно развиваются: перевозки пассажи-

ров железнодорожным транспортом общего пользования (за счет увеличения перевозок пассажиров в пригородном сообщении). Также положительная тенденция складывается на перевозках строительных и прочих сухих грузов внутренним водным транспортом. На автомобильном транспорте развивается междугородное направление перевозки грузов и перевозка пассажиров в пригородном сообщении. Для более полного представления о рынке транспортных услуг Нижегородской области необходимо учитывать общее состояние рынка транспортных услуг России и взаимосвязь регионов, их географическое месторасположение и территориальные особенности.

Список литературы

[1] Транспорт и связь: Статистический сборник - Н. Новгород: Территориальный орган Росстата по Нижегородской области, 2005.

THE ANALYSIS OF FUNCTIONING OF THE TRANSPORT COMPLEX OF THE REGION

I. A. Tcherkashin

In the given article the author carries out the analysis of the activity of separate types of transport in the Nizhnij Novgorod region, distinguishes the basic regularities in the development of the market of transport services of the region.

УДК 656

В. К. Зефиров, аспирант, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

ОПЫТ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

В статье представлены проблемы ХМАО, касающиеся развитии речных пассажирских перевозок. Проанализирован опыт работы Департамента транспорта ХМАО по решению таких ключевых задач как: совершенствование контрольно-ревизионной работы. обновление пассажирского флота, мотивация персонала.

В девяностые годы прошлого столетия скоростной пассажирский флот, ввиду нестабильной экономической ситуации, старения флота, а также активного развития других видов транспорта начал сдавать свои позиции. В настоящее время пассажирские перевозки этим видом транспорта осуществляются в 40 регионах Российской Федерации. В 15 регионах речной пассажирский транспорт социально необходим и играет особую роль в транспортном обслуживании населения, зачастую являясь единственным видом сообщения.

Одним из таких регионов является Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО). Расположение этого территориального образования-в достаточной степени способствует развитию водного транспорта. Ханты-Мансийский автономный округ имеет хорошо развитую сеть водных путей, которая включает в себя две крупнейшие реки Сибири Обь и Иртыш со множеством достаточно крупных и мелких притоков. К числу наиболее крупных притоков относятся реки Северная Сосьва, Конда, Вах, Аган и некоторые другие. В настоящее время в ХМАО действует порядка 500 судоходных компаний (СК) и акционерных обществ (АО), из них 20 крупных СК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.