Научная статья на тему 'Развитие транспортно-распределительных отраслей в республике Марий Эл'

Развитие транспортно-распределительных отраслей в республике Марий Эл Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
311
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Павлова Я. Ю.

Региональные логистические системы рассматривают связующие отрасли хозяйства, такие как транспорт, связь, торговля, экспорт / импорт. При анализе региона необходимо описать их уровень развития, проблемы, основные стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие транспортно-распределительных отраслей в республике Марий Эл»

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ

© Павлова Я.Ю.*

Государственный университет управления, г. Москва

Региональные логистические системы рассматривают связующие отрасли хозяйства, такие как транспорт, связь, торговля, экспорт / импорт. При анализе региона необходимо описать их уровень развития, проблемы, основные стратегии.

I. Транспорт можно разделить на три основных типа, которые разделаются на виды:

- транспорт, работающий с помощью двигателя: железнодорожный, автомобильный, водный (речной и морской), воздушный.

- трубопроводный транспорт: тепловой, электрический, водопроводный, нефтепроводный, газопроводный.

- Мультимедийный транспорт.

Международные транспортные коридоры (МТК) напрямую не проходят через республику Марий Эл (РМЭ), огибая юг республики проходит трасса М7, а также Транссибирская магистраль.

Транспорт, работающий с помощью двигателя

Железнодорожные транспортные пути. Главной железнодорожной транспортной сетью республики является ветка Горьковской железной дороги, управлением и содержанием которой занимается ОАО «РЖД». Протяженность путей общего пользования составляет 152 км (0,18 % по РФ и 1 % по ПФО), необщего пользования 48,7 км и имеют динамику к снижению. Эксплуатационная длина: ж/д Зеленый Дол - Йошкар-Ола - 106 км, Йошкар-Ола - Яранск-96 км. Последняя является тупиковой веткой. Густота железных дорог на 1000 кв. км в 2010 г. составляет 65 км. Электрофицированных и магистральных дорог и железнодорожных узлов нет. Железнодорожных станций 14, в том числе первого класса - 1, второго класса - 1, третьего класса - 3. Наибольший вес перевозимого груза 65,6 % занимают наливные грузы; 29,7 % - навалочные, насыпные грузы; 3,95 % - зерновые грузы, семена, масленичные, бобовые культуры, комбикорма и отруби, а также тарные, штучные и другие грузы; 0,17 % лесные грузы. Все они перерабатываются на подъездных путях (99,42 %). На местах общего пользования перерабатывается 0,6 %: в основном это такие виды грузов, как тяжеловесные, навалочные и лесные грузы и продукция, перевозимая в контейнерах. Доля перевозки грузов железнодорожным транспортом по сравнению с альтер-

* Аспирант кафедры Логистики.

нативными видами транспорта составляет 18 % за 2010 г или 1620 тыс. тонн. (0,9 % по ПФО и 0,12 % по РФ) [1], доля грузооборота 1,4 %.

Перевозка пассажиров осуществляется по одному маршруту дальнего следования Йошкар-Ола - Москва, а также по четырем пригородным маршрутам: Йошкар-Ола - Казань, Йошкар-Ола - Яранск, Волжск - Зеленый Дол, Волжск - Казань. В 2010 году было перевезено 379 тыс. пассажиров (0,5 % от перевозки пассажиров видами транспорта) из них 28,8 % по маршруту дальнего следования; 71,2 % по пригородным маршрутам. Начиная с 2005 года наблюдается снижение пассажиропотока в 4 раза по сравнению с 2010 годом.

Автодорожные транспортные пути. Дорожное строительство. Автомагистрали проложены к городам Казань, Чебоксары, Нижний Новгород, Москва, Киров, Сыктывкар, Уфа, Ульяновск, Яранск. В непосредственной близости от республики проходят важные транспортные магистрали федерального и международного значения автодорога Москва - Чебоксары - Казань - Екатеринбург. Главные транспортные магистрали Республики Марий Эл: автомобильная дорога «Вятка» - от Чебоксар через плотину Чебоксарской ГЭС на Йошкар-Олу, Киров до Сыктывкара, федеральная автомобильная дорога Йошкар-Ола - Зеленодольск до магистрали «Волга» (1Р-175), автомобильные дороги Йошкар-Ола - Уржум, Йошкар-Ола - Козьмодемьянск - Чебоксары, Кокшайск - Красногорский.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 5754,5 км, из них дороги с твердым покрытием - 3610,5 км (63 %), дороги федерального значения составляют 230,3 км (4 %), регионального или межмуниципального значения - 76 %, местного значения - 20 %. Значение показателя «Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования» (63,1 %) ниже значений в среднем по Приволжскому федеральному округу (86,6 %) и в среднем по России (83,4 %), а в сравнении с Чувашской Республикой значения по всем показателям по Республике Марий Эл значительно уступают соседней республике. Протяженность автомобильных дорог республиканского значения по состоянию на начало 2011 года составляет 3072,4 км, из них 829 км формируют опорную сеть дорог, связывающих столицу РМЭ с муниципальными образованиями и другими субъектами РФ. 87 % дорог имеет асфальтобетонное покрытие, 2,2 % цементобетонное, 10,3 % щебе-ночно-гравийное, 0,6 % грунтовое покрытия. Протяженность автомобильных дорог по категориям: I категории - 3 км (0,01 %); II категории - 84 км (2,73 %); III категории - 679 км (22,13 %); IV категории - 2017 км (65,69 %); V категории и внекатегорийные - 289 км (9,44 %).

По густоте автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием РМЭ (3610 км) занимает 34 место в РФ или 0,56 % по РФ 2,39 % по ПФО.

Грузоперевозки. Перевозка грузов автомобильным транспортом за 2010 год по ПФО составила 481,7 млн. тонн, из них 1,3 % занимает РМЭ или 0,35 % по РФ. Доля объема перевозок автомобильным транспортом по сравнению с другими видами транспорта составляет 69 %, грузооборота 28 %. На территории республики грузоперевозками занимается около 116 частных фирм.

Пассажирские перевозки. Для перевозки пассажиров используется два автовокзала, 51 пассажирская автостанция. В 2010 году доля междугороднего автомобильного сообщения составляла 2,1 %, пригородного сообщения составляла 67,1 % и внутригородского сообщения 30,8 %. На 300 маршрутах РМЭ по состоянию на 1 июля 2009 г. работало 182 хозяйствующих субъекта, имеющих лицензии на осуществление пассажирских перевозок, из них 155 -индивидуальные предприниматели и коммерческие организации [2]. На троллейбусный транспорт приходится 49 % пассажиропотока, 50 % пассажиров перевозится автобусным парком. Главными проблемами в пассажиропере-возках являются: нерентабельность деятельность перевозки пассажиров государственным и муниципальным транспортом, а также износ транспортных средств (90-95 %) [1], перевозящих пассажиров.

Речные транспортные пути (основной каркас круизного туризма). На территории Марий Эл расположено 476 малых рек и ручьев, протяженностью 7 тысяч км, около 700 озер. На протяжении 155 км по республике протекает река Волга. Протяженность судоходных путей в пределах акватории республики составляет 335 км, в том числе по р. Волге - 230 км, по р. Вет-луге - 105 км. Важное транспортно-экономическое значение имеет р. Волга, что позволяет осуществлять относительно дешевые перевозки грузов между республикой и другими регионами Поволжья. Местное значение (по перевозкам в Нижегородскую область) имеет р. Ветлуга. Основным и единственным перевозчиком пассажиров и грузов по воде является ОАО «Порт Козьмодемьянск», расположенный в городе Козьмодемьянске, и который относится к порту 3 -й категории, являясь основным перевозчиком пассажиров и грузов (в основном инертных) по воде. Паромное сообщение для перевозки машин и пассажиров осуществляется по маршруту Козьмодемь-янск-Коротни-Козьмодемьянск. Доля перевозимого пассажиропотока составляет 0,2 % по РМЭ, с каждым годом уменьшается. Переправы позволяют переправить технику грузоподъемностью до 40 тонн. Скоростной флот отсутствует. Оборудованных причалов нет. В качестве причалов используется естественный необорудованный берег. Перевозки грузов по ПФО за 2010 год составили 42,8 млн.тонн, их них 3 % приходится на РМЭ. 13 % или 1214 тыс.тонн от всех грузовых перевозок в РМЭ приходится на ОАО «Порт Козьмодемьянск». В рамках развития стратегии туризма в РМЭ планируется строительство и обновление дебаркадеров в п.Юрино, г.Звенигово, п. Кок-шайск, г. Волжск, которые существовали в советские времена.

Окончание строительства Свияжского мультимодального логистического центра на берегу реки Волга под п.Свияжск (республика Татарстан) в 2013 году, находящийся недалеко от г.Волжск (республика Марий Эл), позволит увеличить транспортные потоки, проходящие с основных южных портов РФ до Балтийских портов. Тем самым создается МТК «река Волга», который проходит через республику. В г. Звенигово, который находится на левом побережье Волги, действует ОАО «Судостроительно-ремонтный завод им. С.Н. Бутякова», который осуществляет проектирование, строительство, переоборудование, все виды ремонта судов, литье чугуна, черного и цветного металла, нестандартное машиностроение, изготовление металлоконструкций, дефектацию судов, изготовление столярно-строительных изделий и мебели. С 2002 года на заводе строятся служебно-разъездные катера (моторные яхты).

Воздушные транспортные пути. В столице республики действует государственное учреждение Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола», являющееся аэропортом регионального значения и способное принимать воздушные суда типа АН-24, Як-40, ТУ-134. В настоящее время регулярно осуществляется перевозка пассажиров по направлению Йошкар-Ола - Москва. Невысокие тарифы по аэродромному обслуживанию привлекательны для использования аэропорта в качестве промежуточного при осуществлении транзитных рейсов в направлении северных и восточных регионов. Республикой Марий Эл была разработана и принята «Программа развития аэропорта Йошкар-Ола на период с 2008 по 2015 годы», включающая модернизацию и полную реконструкцию аэропортового комплекса. Аэропорт не был включен в Федеральную программу развития транспортной системы РФ и все затраты по реконструкции аэропорта Республика взяла на себя. Для обеспечения ликвидации ЧС и в интересах сельского хозяйства на территории Республики Марий Эл имеется 20 посадочных площадок с взлетной полосой 400 м, обеспечивающих взлет и посадку самолетов АН-2 и вертолетов.

Трубопроводный транспорт

К трубопроводному транспорту относят: тепловые, электрические, водопроводные, нефтепроводные, газопроводные сети. По территории Марий Эл проходит более 21200 км всех трубопроводных сетей (табл. 1). Через территорию республики проходят три газопровода Уренгой - Помары - Ужгород, Ямбург - Тула, Пермь - Нижний Новгород, общая длина которых 4644,8 км с общей ежегодной мощностью добычи 1280,3млн. куб.м. В настоящее время ОАО «Газораспределением Йошкар-Ола» газифицировано 82,2 % территории РМЭ, в сельской местности 64 % [3]. Марийское районное нефтепроводное управление (МРНУ), входящее в ОАО «Верхневолжскнефтепровод», обеспечивает деятельность магистрального нефтепровода «Сургут - Полоцк» на участке «Лазарево - Горький» длиной около 400 км, в состав которого вхо-

дит пять нефтеперекачивающих станций («Дубники», «Прудки», «Килема-ры», «Мелковка», «Макарьево») с перекачкой порядка 61 млн.тонн в год, база производственного обслуживания. Переработкой нефти на территории республики занимается компания ООО «Марийский нефтеперегонный завод» с ежегодной мощностью выработки 1250 тыс.тонн.

В топливно-энергетический комплекс РМЭ входят угольная, газовая, нефтеперерабатывающая отрасли, обеспечивающие добычу минерального топлива - главного источника энергии в электроэнергетике и технологического сырья в промышленности. Топливно-энергетический комплекс и строительный комплекс имеют внутрирайонное значение. Электроэнергетика является одной из благополучных отраслей промышленности, на нее приходится 5,6 % ВРП. Электроэнергия вырабатывается на тепловых электростанциях (ТЭЦ), работающие на газу и мазуте: ОСП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-2 ОАО «ТГК-5», ГУП «Маркоммунэнерго», МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1», которые обеспечивают 27 % потребления республики (электроэнергия - 1166 млн. кВт-ч и теплоэнергия - 5594 тыс. Гкал.), 73 % получают из-за пределов республики. 35 % электроэнергии потребляется транспортной и связной отраслью, 25 % приходится на добычу полезных ископаемых и обрабатывающие производства, 15 % используется населением. На берегу реки Волга рядом с республикой Марий Эл (п.Кокшайск) находится Чебоксарская ГЭС, среднегодовая выработка ее составляет 2175 млн. к.Вт-ч.

Длина и объем потребления трубопроводного транспорта РМЭ на начало 2011 года.

Таблица 1

Виды трубопроводного транспорта Длина Объем потребления (сутки или год)

Тепловые сети [4] 227 км 1166 млн. кВт-ч в год

Электросети [4] 12257,98 км 5594 тыс. Гкал в год

Водопроводные сети [5] - канализация - водопровод 1223,9 км 2438,9 км Обработка осадка = 2,1 тыс.куб.м. в сутки Производственная мощность = 985,2 тыс. куб. м в сутки

Нефтепроводные сети [6] 400 км 61 млн. тонн в год

Газопроводные сети [3]: - Уренгой-Помары - Ужгород - Ямбург - Тула - Пермь - Нижний Новгород 4644,8 км 1280,3 млн.куб. м. в год

Мультимедийный транспорт или связь

Основой связи являются информационно мультимедийные траспортные (кабельные) сети, длина которых составляет 30000 км. Основу информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Республики Марий Эл формируют более 40 операторов связи, имеющих лицензии на право осуществ-

ления деятельности. Предоставляемые ими услуги связи - междугородная, международная, внутризоновая и местная телефонная связь, почтовая связь, документальная электросвязь, подвижная связь, радиосвязь, радиовещание, телевещание, спутниковая связь, услуги присоединения, услуги радиочастотного центра, пропуск трафика, проводное вещание, телематические услуги связи и др. Услуги доступа к сетям передачи данных, в частности, сеть Интернет, имеют право оказывать на основании действующих лицензий более 20 организаций. Мобильная связь на рынке телекоммуникаций Республики Марий Эл представлена 5 операторами сотовой связи. Плотность сотовых телефонов (заключенных договоров - проданных СИМ-карт) в 2009 году составила 122 %.

Крупным оператором связи, оказывающим услуги почтовой связи, является Управление федеральной почтовой связи Республики Марий Эл -филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» [3]. В РМЭ насчитывается 256 отделений почтовой связи, из них 195 в сельской местности, также функционируют 3 передвижных отделения связи. При нем есть 3 склада: первый склад для хранения периодической печатной продукции, второй склад является участком условных ценностей, третий склад используется под коммерческие товары. Услуги по отправлению писем и бандеролей 1 класса, экспресс-почта «EMS Почта России» имеют тенденцию роста. Курьерскими перевозками в РМЭ занимается 3 фирмы кроме почты России.

II. Торговля, складская деятельность.

В 2012 году наблюдается рост оборота розничной торговли республики (доля РМЭ в РФ 0,3 % и 1,5 % в ПФО). Характерной особенностью является повышение доли оборота сетей 27,5 % (ООО «Универсал», Х5 Retail, Eurospar, Магнит, Fix-price, Спортмастер, М-Видео, Эльдорадо, Центробвувь) от общего оборота розничной торговли, конкуренция среди местных, сосед-нерегиональных (Чувашия) и федеральных сетей, последние активно внедряются на региональный рынок с 2006 года и поглощают местные розничные сети. По этой причине снижается оборот оптовой торговли республики, который занимает 0,11 % РФ и 0,9 % ПФО. Местные дистрибьюторы, оптовики только начинают осваивать новый вид логистических услуг - услуги по хранению на складе, на что их вынуждает рынок, в котором становится не выгодно заниматься оптовой торговлей в связи с развитием сетевых компаний розничной торговли. Эти процессы способствуют консолидации отрасли, сокращению количества компаний и увеличению их размеров.

Общий объем торговых площадей, включая складские сети и сети объектов общественного питания составили на начало 2011 года 107873 кв.м. (29 % - в сельской местности и 71 % - в городской местности). Из них складские помещения составляют 33294 кв. м или 30 %, со складским объемом 139532 куб. м. Средняя высота склада составляет 4,2 м, что характерно для

складов уровня С. При этом арендаторы работают на 4964 кв.м. площади складов или 14 % складских площадей сдается в аренду. В частной собственности находится 40 % складских площадей у местных компаний. Средняя арендная ставка на складах уровня В достаточно высока и составляет 85 долл./кв.м/год. Для республики Марий Эл характерен низкий уровень вакантных складских площадей, это вызвано не высоким спросом, а сильно ограниченным предложением: в городе Йошкар-Оле представлен 1 высококачественный крупный складской комплекс местной компании, уровня В+, расположенный в промышленной зоне, высотой 9 м, имеющий недостаточно удобные подъездные пути (автодорожный). Из нового предложения можно отметить только склады - небольшие объекты, не соответствующие классу «А», которые были построены компаниями для собственного использования. В столице республики большинство оптовиков использует склады советского времени (склады уровня С), высота которых составляет 4-5 м, находящиеся в черте города, но имеющие выход к железнодорожным путям. В ближайшие несколько лет складские комплексы будут выходить на рынок не так активно, как в городах миллионниках. Активное вхождение на рынок складских услуг республики Марий Эл российских и иностранных девелоперов будет происходить не раньше 2020 года.

III. Внешняя торговля.

Внеэкономическая деятельность

Внешнеторговый оборот республики увеличивается, причем экспорт превышает импорт в 6,4 раза. Если рассмотреть экспорт и импорт в тоннаже (более показательной логистической единице) отдельных промышленных товаров, то можно увидеть, что всего за 2010 год вывезено из республики 634765,6 тонн товаров и сырья. Из них 88,9 % экспорта составляет минеральное топливо в страны ЕС, 5,7 % составляет целлюлоза древесная, который вывозится в основном в Китай, бумага, картон составляют 3,7 %, отгружаемые в больших объемах в Иран и на Украину, 0,8 % и 0,6 % приходится на клееную фанеру (Германия, Польша) и распиленные лесоматериалы (Казахстан). Остальное приходится на необработанные лесоматериалы, мебель, текстиль, изделия из пластмассы, фармацевтику. За 2010 год ввезено в республику 9080 тонн промышленных товаров. Из них 60 % приходится на черные металлы (страны ЕС, Казахстан), по 5 % приходится на медь (ЕС), бумагу и картон (Австрия), сахарные изделия (Франция), по 2-3 % на трикотажное полотно, алюминий, изделия из черных металлов, стекло. Остальное приходится на нефтепродукты, полимерные материалы, каучук.

Республике необходимо повышать привлекательность региона не только как туристического и сельскохозяйственного кластера, но и как транзитной территории. Республика в ближайшей перспективе должна бороться за выход в МТК «Европа - Западный Китай» и МТК «Волга».

Список литературы:

1. Транспорт и связь Республики Марий Эл в 2010 году: статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл. - Йошкар-Ола, 2011. - 76 с.

2. Постановление Правительства РМЭ от 30 апреля 2010 года «О республиканской программе «развитие конкуренции в РМЭ на 2010-2012 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.portalmari.ru.

3. www.marigaz.ru.

4. Республика Марий Эл: статистический ежегодник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл. - Йошкар-Ола, 2011 - 464 с.

5. Жилищно-коммунальное хозяйство в республике Марий Эл: стат. сб. / Маристат, 2011. - 51 с.

6. Марийскому РНУ - 30 лет // Верхневолжские магистральные нефтепроводы. - 2009. - № 7 (24). - С. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.