Научная статья на тему 'Анализ функционального состояния студентов с различными нарушениями в состоянии здоровья'

Анализ функционального состояния студентов с различными нарушениями в состоянии здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
106
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / СЕРДЕЧНО СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ГЛАЗ (МИОПИЯ)

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мандриков Виктор Борисович, Исмаилова Асят Магомедовна

Целью исследования явилось определение уровня физического развития и функционального состояния здоровья студенток специального учебного отделения различных нозологических групп (с нарушениями опорно двигательного аппарата, сердечно сосудистой системы и заболеваниями глаз (миопия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мандриков Виктор Борисович, Исмаилова Асят Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ функционального состояния студентов с различными нарушениями в состоянии здоровья»

Раздел 2. Медико-биологические проблемы физической культуры

Виктор Борисович Мандриков, д.п.н., зав. кафедрой, профессор Асят Магомедовна Исмаилова, студентка ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, кафедра физической культуры и здоровья, г. Волгоград, Россия

АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ Аннотация. Целью исследования явилось определение уровня физического развития и функционального состояния здоровья студенток специального учебного отделения различных нозологических групп (с нарушениями опорно - двигательного аппарата, сердечно - сосудистой системы и заболеваниями глаз (миопия).

Ключевые термины: нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно - сосудистая система, заболеваниями глаз (миопия).

В настоящее время отмечается устойчивая тенденция омоложения нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА). Сочетанные нарушения ОДА

101

Раздел 2. Медико-биологические проблемы физической культуры

у студентов медицинского вуза создают определенные ограничения в выборе профессии и возникновению многих профессиональных заболеваний, являются причиной снижения работоспособности и качества жизни, ухудшают показатели [1, 2].

Целью исследования явилось определение уровня физического развития и функционального состояния здоровья студенток специального учебного отделения различных нозологических групп (с нарушениями опорно - двигательного аппарата, сердечно - сосудистой системы и заболеваниями глаз (миопия).

Физическое развитие студенток медицинского вуза оценивалось по показателям роста и массы тела, окружности грудной клетки и динамометрии. Комплексная оценка функционального состояния основных жизнеобеспечивающих функций организма включала в себя оценку уровня физического состояния по Е. А. Пироговой, «вегетативный индекс» Кердо, ортостатическую пробу, пробу Мартине, точность мышечных усилий, пробу Ромберга, физическую работоспособность по тесту Р^"С170, теппинг - тест, показатель психоэмоционального состояния.

Раздел 2. Медико-биологические проблемы физической культуры

Для решения поставленной задачи был проведён сравнительный анализ особенностей физического развития и функциональной подготовленности 90 студенток 2 курса специального учебного отделения различных факультетов. К 1-ой группе были отнесены 30 девушек с диагнозом плоскостопие 1-11 степени и сколиоз 1-11 степени, ко 2-ой - 30 студенток, имеющих миопию различной степени, к 3-ей - 30 девушек с заболеваниями сердечно-сосудистой системы (гипертоническая болезнь, врождённые пороки сердца, пролапс митрального клапана и др.)

Полученные нами данные свидетельствуют о том, что девушки с нарушениями ОДА имеют наибольшие значения массы тела при наименьших числовых значениях роста (60,6±3,01 кг при 163,9±0,9 см). Несмотря на то, что студентки 1-ой группы имели наибольшие числовые значения окружности грудной клетки в покое, у них наблюдается наименьшие значения её экскурсии. Сравнение результатов кистевой и становой динамометрии показало, что девушки с патологией опорно-двигательного аппарата имеют более высокие значения

Раздел 2. Медико-биологические проблемы физической культуры

мышечной силы. Средние значения кистевой динамометрии - 25,9±0,67 кг, становой силы - 62,3±1,2 кг.

Комплексный анализ показателей функционального состояния выявил, что средние значения частоты сердечных сокращений в покое (ЧСС) выше в группе студенток, имеющих нарушения ОДА (81,8±3,17 уд. в мин.). У девушек с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и миопией более высокие показатели систолического (СД) и диастоли-ческого давления (ДД) по сравнению со средними значениями, зарегистрированными в 1- ой группе.

Числовые показатели вегетативного индекса Кердо свидетельствуют об относительном равновесии тонуса симпатической и парасимпатической нервной систем во 2-ой и 3-й группах. У девушек 1-ой группы было выявлено преобладание тонуса симпатической системы. В пробе Мартине величина прироста ЧСС после нагрузки была наибольшей у девушек с заболеваниями сердечно - сосудистой си-стемы(44,84±3,18%). В пробе Генчи наименьшие значения задержки дыхания на выдохе зафиксированы в группе студенток с миопией (24,80±1,36 сек). При проведении пробы Ромберга студентки с нарушениями ОДА смогли удержать равновесие

104

Раздел 2. Медико-биологические проблемы физической культуры

всего 16,8±2,47 секунд, вместе с тем числовые значения у девушек 2-ой и 3-ей групп составили 17,8±6,5 и 21,37±3,90 секунд соответственно.

Наиболее высокий уровень дифференцировки мышечных усилий отмечен в 1-ой группе. Отклонение от величины заданного значения в группе девушек с нарушениями опорно-двигательного аппарата составило 4,34±1,36%. В ортостатической пробе наименьшая разница величины ЧСС в положении стоя и лёжа наблюдалась у девушек в 1 -ой группе (8,71±3,33). Исследование физической работоспособности по тесту PWC170 выявило более высокие абсолютные значения во 2- ой и в 3- ей группах. По результатам тестирования психоэмоционального статуса установлено наиболее стабильное состояние у студенток во второй группе.

Таким образом:

1. Сравнительная оценка морфофункциональ-ного портрета учащихся медицинского вуза с различными отклонениями в состоянии здоровья выявила, что студентки с нарушениями ОДА имеют более высокие значения весо-ростового индекса, ЧСС в покое, но наименьшую экскурсию грудной клетки. При этом величина прироста ЧСС после

Раздел 2. Медико-биологические проблемы физической культуры

нагрузки в пробе Мартине у девушек этой нозологической группы была наименьшей. Следует отметить, что у девушек в 1 -ой группе значения вегетативного индекса Кердо превышают аналогичные показатели в группе студенток с сердечно-сосудистыми заболеваниями и с миопией в 2 и более раз.

2. При планировании учебных занятий со студентками, имеющих плоскостопие и сколиоз 1-11 степеней, следует уделять большее внимание совершенствованию вестибулярной функции, развитию аэробных возможностей организма с ограничением вертикальной нагрузки на позвоночник и свод стопы (например, плавание, работа на гребном станке, на велотренажёре, дыхательные упражнения и др.). Для профилактики психоэмоциональных напряжений студенткам этой нозоологической группы рекомендуется использовать психологические техники, улучшающие их психоэмоциональный статус.

Библиографический список

1. Прыткова, Е. Г. Актуальные проблемы и направления совершенствования вузовского физического воспитания / Е. Г. Прыткова, В. Б. Мандри-ков // Молодой ученый. - 2012. - №1. Т.2. - С. 118 -122.

Раздел 2. Медико-биологические проблемы физической культуры

2. Беликова, Ж. А. Оценка функционального состояния позвоночника и мышечного корсета у студентов НИУ «БелГУ» / Ж. А. Беликова, В. Л. Кондаков // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - Ростов-на-Дону, 2011.- №°3. - С. 57-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.