Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 34 (325).
Образование и здравоохранение. Вып. 2. С. 92-94.
С. А. Ярушин, Д. С. Абрамов, Г. Г. Худяков
ВЛИЯНИЕ ВОЛНОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
СТУДЕНТОК ПЕРВОГО КУРСА КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Показано, что применение тренажёра Агашина, в частности, биомеханической площадки, в процессе учебных занятий достоверно увеличивает показатели физической кондиции студенток, повышает эффективность занятий физической культурой в вузе и обеспечивает более выраженный оздоровительный эффект по сравнению с традиционным содержанием уроков в разделе «гимнастика».
Ключевые слова: волновая гимнастика, физическое развитие, функциональное состояние, студентки классического университета.
В настоящее время проблема здоровья детей и молодёжи приобретает всё большую актуальность [3; 5]. Нарастает поток абитуриентов, приходящих в вуз и имеющих серьёзные нарушения здоровья, в том числе и инвалидов. Эта категория обучающихся требует особого внимания и включения их в процесс формирования «индивидуальной физической культуры» [4; 7]. Здесь «физическая культура» имеет значение социального явления, и основным предназначением её являются не только формирование адекватного здоровья, но и «социализация», т. е. включение в «нормальную» жизнь студентов, по тем или иным причинам «выпавших» из неё из-за проблем, связанных с нарушениями здоровья. Следует подчеркнуть, что за время обучения в вузе у многих студентов здоровье не улучшается, а ухудшается. Ко второму курсу количество случаев заболеваний повышается на 23 %, а к четвёртому — на 43 % [6; 8]. Четверть студентов переходит в более низкую медицинскую группу.
Для студентов Челябинского государственного университета (ЧелГУ) также характерна динамика к постоянному снижению уровня здоровья студентов. Отчётливо просматривается тенденция к снижению числа студентов, отнесённых к основной медицинской группе (не имеющих ограничений в видах и формах двигательной активности), и увеличению количества студентов подготовительной и специальной медицинских групп (имеющих те или иные ограничения в двигательной активности) [6]. На этом фоне интересен общеоздоровительный эффект упражнений с тренажёром Агашина, который обеспечивается волновым механическим воздействием и явлением биомеханического резонанса — частотным согласованием и упорядочиванием процессов в работе сердечно-сосудистой, нервно-мышечной и других систем при циклическом характере движений
[2]. Эффективность волнового тренажёра обусловлена природой естественно-биомеханического (волнового) воздействия на функциональные системы человека — колебаний в виде биомеханических волн, воздействующих на тело человека таким образом, что достигается восстанавливающий и тренирущий эффект различных групп мышц, связок, сухожилий, сосудов, капилляров, нервных окончаний и пр. [1]. Следовательно, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности инновационных методик в физическом воспитании студентов с применением тренажёрных устройств, влияющих на повышение уровня здоровья обучающихся, их физическое благополучие актуальна и своевременна.
Материалы и методы исследования. Биомеханическая площадка (БМП) — это один из типовых тренажёров Агашина, представляющий собой волновой биомеханический тренажёр, который предназначен для создания человеком ритмических движений в системе « человек—тренажёр» (сертифицирован Минздавсоцразвития РФ в качестве лечебного средства). Тренажёр предназначен для безлекарственного лечения и профилактики заболеваний сердечно-сосудистой (ССС), нервномышечной (НМС) и дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата (ОДА). Он эффективен для всех возрастных групп занимающихся, поскольку организует и закрепляет правильную работу сердечно-сосудистой, нервно-мышечной и дыхательной систем и поддерживает это состояние в течение длительного времени.
Тренажёр Агашина успешно способствует психофизиологическому восстановлению и отдыху, профилактике искривления позвоночника, остеохондроза [1; 2]. Применение на занятиях по физическому воспитанию студентов тренажёра Агашина вполне оправдано, поскольку рекомен-
дуемая длительность одного упражнения с тренажёром — 10-30 с, время занятия — 8-15 мин, включая отдых после каждого упражнения. Это примерно соответствует эффекту от занятий общей физической подготовкой длительностью 2040 мин. Уровень задаваемой нагрузки оценивался на основании подсчёта частоты ЧСС после каждой серии из 3-4 упражнений.
Разработанная нами программа занятий на тренажёре Агашина опробовалась на протяжении двух первых семестров обучения студентов по дисциплине «физическая культура» в ЧелГУ. В контрольную группу входило 15 девушек, относящихся к подготовительной группе по уровню здоровья для занятий по физическому воспитанию. В экспериментальную группу входило 14 девушек, по физическим, функциональным параметрам и группе здоровья схожих с респондентами контрольной группы. Девушки контрольной группы на занятиях по физической культуре в разделе «гимнастика» занимались по стандартной методике, т. е. тренажёры Агашина не применяли. Студентки экспериментальной группы применяли тренажёры Агашина, согласно нашим рекомендациям и методике. В остальном содержание программы по «физической культуре» у обследуемых групп не различалось. Всего на тренажёрах было проведено 40 занятий, посещаемость занятий студентками составила 100 %.
При оценке имеющихся либо отсутствующих различий, характеризующих эффективность работы на тренажёре Агашина, были использованы результаты предварительных и финальных
тестов, характеризующих морфофункциональные изменения в организме обучающихся. Все изменения уровня физической кондиции (пробы Ромберга, Руфье, Штанге, тест на гибкость и динамометрия кисти, жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) и весоростовой индекс) исследовались и анализировались по стандартным методикам.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализируя полученные данные, отмечаем, что в экспериментальной группе на конец занятий и педагогического эксперимента ярче заметен прогресс в развитии физических качеств (тест на гибкость, кистевая динамометрия, проба Ромберга) обследуемых. В контрольной группе тесты, характеризующие работоспособность студенток (проба Руфье, проба Штанге), показали меньший прирост значений, чем в экспериментальной группе (таблица).
Следовательно, общеоздоровительный эффект упражнений на тренажёре Агашина обеспечивается волновым механическим воздействием и эффектом биомеханического резонанса — частотным согласованием и упорядочиванием процессов в работе сердечно-сосудистой, нервномышечной и других систем организма занимающихся при циклическом характере их движений. На основании описания возможностей, которые предоставляет практическое использование волнового тренажёра Агашина, и имеющихся наших рекомендаций к занятиям на нём, включая список применяемых упражнений волновой гимнастики, опробованная методика удачно вписалась в структуру и содержание программы занятий
Морфофункциональные и двигательные показатели студенток-первокурсниц подготовительной медицинской группы в конце учебного года (М ± т)
№ п/п Показатель ЭГ, п = 14 КГ, п = 15 Статистические различия, % (Р)
1 Рост, см 162,6±1,9 162,9±0,7 0,2 (-)
2 Вес, кг 56,4±2,5 56,8±0,7 0,7 (-)
3 Индекс Кетле, г/см 347,6±16,8 349,6,2±4,1 0,6 (-)
4 Окружность грудной клетки, см 83,9±1,6 86,8±0,7 3,3 (-)
5 Наклон вперёд, см 10,2±2,0 8,4±0,9 21,4 (<0,01)
6 Динамометрия, кг 24,5±2,0 21,9±0,5 11,9 (<0,05)
7 Проба Штанге, с 30,9±3,7 39,4±1,3 21,6 (<0,01)
8 Индекс Руффье, усл. ед. 9,7±0,4 9,7±0,3 0 (-)
9 Проба Ромберга, с 18,7±2,3 11,1±1,7 68,5 (<0,001)
10 ЖЕЛ, л 2,6±0,1 2,9±0,4 10,3 (<0,05)
по дисциплине «физическая культура» со студентками ЧелГУ. Не учитывая разнородность причин, приведших студенток в подготовительную медицинскую группу, мы показали, что простые упражнения с тренажёром, энергоёмкость которых соответствовала физическим возможностям занимающихся, имеют статистически значимый положительный тренировочный эффект. То, насколько длительным окажется данный эффект, станет темой наших будущих исследований.
Выводы:
1. С учётом особенностей проведения занятий увеличение уровня нагрузок должно быть строго дозированным в силу объективных физических ограничений у занимающихся подготовительной медицинской группы.
2. Применение тренажёра Агашина, в частности, биомеханической площадки, в процессе учебных занятий достоверно увеличивает показатели физической кондиции студенток, повышает эффективность занятий физической культуры в вузе и обеспечивает более выраженный оздоровительный эффект по сравнению с традиционным содержанием уроков в разделе «гимнастика».
Список литературы
1. Агашин, М. Ф. Волновые тренажёры для профилактики заболеваний / М. Ф. Агашин // Здоровье нации : сб. материалов Междунар. науч. конгресса «Оздоровительные, социально-психологические и нравственные аспекты физической культуры, спорта и туризма в современных условиях». М. : Наука, 1997. 216 с.
2. Агашин, М. Ф. Некоторые методические рекомендации для начинающих занятия с волновыми тренажёрами / М. Ф. Агашин, А. С. Кахидзе
// Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. М. : ФОН, 2001. 275 с.
3. Егорычев, А. О. Здоровье студентов с позиции профессионализма / А. О. Егорычев, Б. Н. Пенцик, К. А. Бондаренко // Теория и практика физ. культуры. 2003. № 2. С. 53-56.
4. Елисеев, Е. В. Значение физической тренировки для полноценного развития и функционирования организма / Е. В. Елисеев // Сборник научных трудов кафедры теории и методики борьбы / под ред. Е. В. Елисеева, А. Е. Миллера. Челябинск, 2006. Вып. III. С. 35-38.
5. Кокорева, Е. Г. Гетерохронизм развития психофизиологических функций у детей с сенсорными нарушениями : дис. ... д-ра биол. наук : 19.00.02 / Е. Г. Кокорева. Челябинск : ЧГПУ, 2010. 332 с.
6. Куликов, Л. М. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения : монография / Л. М. Куликов, В. В. Рыбаков, С. А. Ярушин. 2-е изд., испр. и доп. Челябинск : ЧелГУ, 2009. 275 с.
7. Трегубова, М. В. Диапазонное позиционирование стресс-лимитирующих и стресс-реализую-щих систем при адаптации организма спортсмена / М. В. Трегубова // Образование и цивилизация : межотраслевой научно-практический Вестник Института ноосферного образования УрО РАО / гл. ред. Е. В. Елисеев. Челябинск : ЮУрГУ, ИНО УрО РАО, 2004. С. 245-248.
8. Ярушин, С. А. Применение инновационных средств в формировании здоровья студентов / С. А. Ярушин, И. А. Потехин, Н. А. Салькова // Инновационные процессы в системе непрерывного образования: теория и практика : материалы Всерос. заоч. науч.-практ. конф. Челябинск : Пе-чат. двор, 2013. С. 151-154.