Научная статья на тему 'Влияние волновой гимнастики на физическое развитие и функциональное состояние студенток первого курса классического университета'

Влияние волновой гимнастики на физическое развитие и функциональное состояние студенток первого курса классического университета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
293
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛНОВАЯ ГИМНАСТИКА / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / СТУДЕНТКИ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / WAVE GYMNASTICS / PHYSICAL DEVELOPMENT / FUNCTIONAL STATE / A STUDENT OF CLASSICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ярушин Сергей Алексеевич, Абрамов Дмитрий Сергеевич, Худяков Георгий Георгиевич

Показано, что применение тренажёра Агашина, в частности, биомеханической площадки, в процессе учебных занятий достоверно увеличивает показатели физической кондиции студенток, повышает эффективность занятий физической культурой в вузе и обеспечивает более выраженный оздоровительный эффект по сравнению с традиционным содержанием уроков в разделе «гимнастика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ярушин Сергей Алексеевич, Абрамов Дмитрий Сергеевич, Худяков Георгий Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT THE WAVE OF GYMNASTICS ON PHYSICAL DEVELOPMENT AND FUNCTIONAL STATUS OF STUDENTS THE FIRST COURSE OF A CLASSICAL UNIVERSITY

It is shown that the use of the simulator of Agashin, in particular, biomechanical grounds, in the process of training sessions significantly increases the physical condition of students, increase the efficiency of lessons of physical culture at the University and provide more measurable health benefits compared to traditional content of lessons in the section «gymnastics».

Текст научной работы на тему «Влияние волновой гимнастики на физическое развитие и функциональное состояние студенток первого курса классического университета»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 34 (325).

Образование и здравоохранение. Вып. 2. С. 92-94.

С. А. Ярушин, Д. С. Абрамов, Г. Г. Худяков

ВЛИЯНИЕ ВОЛНОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

СТУДЕНТОК ПЕРВОГО КУРСА КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Показано, что применение тренажёра Агашина, в частности, биомеханической площадки, в процессе учебных занятий достоверно увеличивает показатели физической кондиции студенток, повышает эффективность занятий физической культурой в вузе и обеспечивает более выраженный оздоровительный эффект по сравнению с традиционным содержанием уроков в разделе «гимнастика».

Ключевые слова: волновая гимнастика, физическое развитие, функциональное состояние, студентки классического университета.

В настоящее время проблема здоровья детей и молодёжи приобретает всё большую актуальность [3; 5]. Нарастает поток абитуриентов, приходящих в вуз и имеющих серьёзные нарушения здоровья, в том числе и инвалидов. Эта категория обучающихся требует особого внимания и включения их в процесс формирования «индивидуальной физической культуры» [4; 7]. Здесь «физическая культура» имеет значение социального явления, и основным предназначением её являются не только формирование адекватного здоровья, но и «социализация», т. е. включение в «нормальную» жизнь студентов, по тем или иным причинам «выпавших» из неё из-за проблем, связанных с нарушениями здоровья. Следует подчеркнуть, что за время обучения в вузе у многих студентов здоровье не улучшается, а ухудшается. Ко второму курсу количество случаев заболеваний повышается на 23 %, а к четвёртому — на 43 % [6; 8]. Четверть студентов переходит в более низкую медицинскую группу.

Для студентов Челябинского государственного университета (ЧелГУ) также характерна динамика к постоянному снижению уровня здоровья студентов. Отчётливо просматривается тенденция к снижению числа студентов, отнесённых к основной медицинской группе (не имеющих ограничений в видах и формах двигательной активности), и увеличению количества студентов подготовительной и специальной медицинских групп (имеющих те или иные ограничения в двигательной активности) [6]. На этом фоне интересен общеоздоровительный эффект упражнений с тренажёром Агашина, который обеспечивается волновым механическим воздействием и явлением биомеханического резонанса — частотным согласованием и упорядочиванием процессов в работе сердечно-сосудистой, нервно-мышечной и других систем при циклическом характере движений

[2]. Эффективность волнового тренажёра обусловлена природой естественно-биомеханического (волнового) воздействия на функциональные системы человека — колебаний в виде биомеханических волн, воздействующих на тело человека таким образом, что достигается восстанавливающий и тренирущий эффект различных групп мышц, связок, сухожилий, сосудов, капилляров, нервных окончаний и пр. [1]. Следовательно, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности инновационных методик в физическом воспитании студентов с применением тренажёрных устройств, влияющих на повышение уровня здоровья обучающихся, их физическое благополучие актуальна и своевременна.

Материалы и методы исследования. Биомеханическая площадка (БМП) — это один из типовых тренажёров Агашина, представляющий собой волновой биомеханический тренажёр, который предназначен для создания человеком ритмических движений в системе « человек—тренажёр» (сертифицирован Минздавсоцразвития РФ в качестве лечебного средства). Тренажёр предназначен для безлекарственного лечения и профилактики заболеваний сердечно-сосудистой (ССС), нервномышечной (НМС) и дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата (ОДА). Он эффективен для всех возрастных групп занимающихся, поскольку организует и закрепляет правильную работу сердечно-сосудистой, нервно-мышечной и дыхательной систем и поддерживает это состояние в течение длительного времени.

Тренажёр Агашина успешно способствует психофизиологическому восстановлению и отдыху, профилактике искривления позвоночника, остеохондроза [1; 2]. Применение на занятиях по физическому воспитанию студентов тренажёра Агашина вполне оправдано, поскольку рекомен-

дуемая длительность одного упражнения с тренажёром — 10-30 с, время занятия — 8-15 мин, включая отдых после каждого упражнения. Это примерно соответствует эффекту от занятий общей физической подготовкой длительностью 2040 мин. Уровень задаваемой нагрузки оценивался на основании подсчёта частоты ЧСС после каждой серии из 3-4 упражнений.

Разработанная нами программа занятий на тренажёре Агашина опробовалась на протяжении двух первых семестров обучения студентов по дисциплине «физическая культура» в ЧелГУ. В контрольную группу входило 15 девушек, относящихся к подготовительной группе по уровню здоровья для занятий по физическому воспитанию. В экспериментальную группу входило 14 девушек, по физическим, функциональным параметрам и группе здоровья схожих с респондентами контрольной группы. Девушки контрольной группы на занятиях по физической культуре в разделе «гимнастика» занимались по стандартной методике, т. е. тренажёры Агашина не применяли. Студентки экспериментальной группы применяли тренажёры Агашина, согласно нашим рекомендациям и методике. В остальном содержание программы по «физической культуре» у обследуемых групп не различалось. Всего на тренажёрах было проведено 40 занятий, посещаемость занятий студентками составила 100 %.

При оценке имеющихся либо отсутствующих различий, характеризующих эффективность работы на тренажёре Агашина, были использованы результаты предварительных и финальных

тестов, характеризующих морфофункциональные изменения в организме обучающихся. Все изменения уровня физической кондиции (пробы Ромберга, Руфье, Штанге, тест на гибкость и динамометрия кисти, жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) и весоростовой индекс) исследовались и анализировались по стандартным методикам.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализируя полученные данные, отмечаем, что в экспериментальной группе на конец занятий и педагогического эксперимента ярче заметен прогресс в развитии физических качеств (тест на гибкость, кистевая динамометрия, проба Ромберга) обследуемых. В контрольной группе тесты, характеризующие работоспособность студенток (проба Руфье, проба Штанге), показали меньший прирост значений, чем в экспериментальной группе (таблица).

Следовательно, общеоздоровительный эффект упражнений на тренажёре Агашина обеспечивается волновым механическим воздействием и эффектом биомеханического резонанса — частотным согласованием и упорядочиванием процессов в работе сердечно-сосудистой, нервномышечной и других систем организма занимающихся при циклическом характере их движений. На основании описания возможностей, которые предоставляет практическое использование волнового тренажёра Агашина, и имеющихся наших рекомендаций к занятиям на нём, включая список применяемых упражнений волновой гимнастики, опробованная методика удачно вписалась в структуру и содержание программы занятий

Морфофункциональные и двигательные показатели студенток-первокурсниц подготовительной медицинской группы в конце учебного года (М ± т)

№ п/п Показатель ЭГ, п = 14 КГ, п = 15 Статистические различия, % (Р)

1 Рост, см 162,6±1,9 162,9±0,7 0,2 (-)

2 Вес, кг 56,4±2,5 56,8±0,7 0,7 (-)

3 Индекс Кетле, г/см 347,6±16,8 349,6,2±4,1 0,6 (-)

4 Окружность грудной клетки, см 83,9±1,6 86,8±0,7 3,3 (-)

5 Наклон вперёд, см 10,2±2,0 8,4±0,9 21,4 (<0,01)

6 Динамометрия, кг 24,5±2,0 21,9±0,5 11,9 (<0,05)

7 Проба Штанге, с 30,9±3,7 39,4±1,3 21,6 (<0,01)

8 Индекс Руффье, усл. ед. 9,7±0,4 9,7±0,3 0 (-)

9 Проба Ромберга, с 18,7±2,3 11,1±1,7 68,5 (<0,001)

10 ЖЕЛ, л 2,6±0,1 2,9±0,4 10,3 (<0,05)

по дисциплине «физическая культура» со студентками ЧелГУ. Не учитывая разнородность причин, приведших студенток в подготовительную медицинскую группу, мы показали, что простые упражнения с тренажёром, энергоёмкость которых соответствовала физическим возможностям занимающихся, имеют статистически значимый положительный тренировочный эффект. То, насколько длительным окажется данный эффект, станет темой наших будущих исследований.

Выводы:

1. С учётом особенностей проведения занятий увеличение уровня нагрузок должно быть строго дозированным в силу объективных физических ограничений у занимающихся подготовительной медицинской группы.

2. Применение тренажёра Агашина, в частности, биомеханической площадки, в процессе учебных занятий достоверно увеличивает показатели физической кондиции студенток, повышает эффективность занятий физической культуры в вузе и обеспечивает более выраженный оздоровительный эффект по сравнению с традиционным содержанием уроков в разделе «гимнастика».

Список литературы

1. Агашин, М. Ф. Волновые тренажёры для профилактики заболеваний / М. Ф. Агашин // Здоровье нации : сб. материалов Междунар. науч. конгресса «Оздоровительные, социально-психологические и нравственные аспекты физической культуры, спорта и туризма в современных условиях». М. : Наука, 1997. 216 с.

2. Агашин, М. Ф. Некоторые методические рекомендации для начинающих занятия с волновыми тренажёрами / М. Ф. Агашин, А. С. Кахидзе

// Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. М. : ФОН, 2001. 275 с.

3. Егорычев, А. О. Здоровье студентов с позиции профессионализма / А. О. Егорычев, Б. Н. Пенцик, К. А. Бондаренко // Теория и практика физ. культуры. 2003. № 2. С. 53-56.

4. Елисеев, Е. В. Значение физической тренировки для полноценного развития и функционирования организма / Е. В. Елисеев // Сборник научных трудов кафедры теории и методики борьбы / под ред. Е. В. Елисеева, А. Е. Миллера. Челябинск, 2006. Вып. III. С. 35-38.

5. Кокорева, Е. Г. Гетерохронизм развития психофизиологических функций у детей с сенсорными нарушениями : дис. ... д-ра биол. наук : 19.00.02 / Е. Г. Кокорева. Челябинск : ЧГПУ, 2010. 332 с.

6. Куликов, Л. М. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения : монография / Л. М. Куликов, В. В. Рыбаков, С. А. Ярушин. 2-е изд., испр. и доп. Челябинск : ЧелГУ, 2009. 275 с.

7. Трегубова, М. В. Диапазонное позиционирование стресс-лимитирующих и стресс-реализую-щих систем при адаптации организма спортсмена / М. В. Трегубова // Образование и цивилизация : межотраслевой научно-практический Вестник Института ноосферного образования УрО РАО / гл. ред. Е. В. Елисеев. Челябинск : ЮУрГУ, ИНО УрО РАО, 2004. С. 245-248.

8. Ярушин, С. А. Применение инновационных средств в формировании здоровья студентов / С. А. Ярушин, И. А. Потехин, Н. А. Салькова // Инновационные процессы в системе непрерывного образования: теория и практика : материалы Всерос. заоч. науч.-практ. конф. Челябинск : Пе-чат. двор, 2013. С. 151-154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.