Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ'

АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
27
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / адаптация / функциональное состояние / физические упражнения / двигательная активность / students / adaptation / functional state / physical exercises / motor activity

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Маметова Ольга Борисовна, Титаренко Алла Анатольевна, Гордиенко Ирина Анатольевна, Фролов Андрей Сергеевич

Раскрыты актуальные вопросы совершенствования учебно-тренировочного процесса с иностранными студентами первого года обучения в период их адаптации к физическим нагрузкам. Показано, что функциональное состояние разных систем организма обучающихся находится на низком уровне, что требует своевременной коррекции программы по физической культуре. Предложены практические рекомендации по проведению занятий с данным контингентом обучающихся, рекомендовано привести в соответствие содержательную часть учебных занятий с их функциональным состоянием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Маметова Ольга Борисовна, Титаренко Алла Анатольевна, Гордиенко Ирина Анатольевна, Фролов Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE FUNCTIONAL STATE OF THE FIRST YEAR FOREIGN STUDENTS

Topical issues of improving the educational and training process with foreign students of the first year of study during their adaptation to physical activity are revealed. It is shown that the functional state of different body systems of foreign students is at a low level, which requires timely correction of the physical education program. Practical recommendations for conducting classes with this contingent of students are proposed, it is recommended to bring the content of the training sessions into line with their functional state.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ»

УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-6-38-44

АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

О.Б. Маметова, А.А. Титаренко, И.А. Гордиенко, А.С. Фролов

Раскрыты актуальные вопросы совершенствования учебно-тренировочного процесса с иностранными студентами первого года обучения в период их адаптации к физическим нагрузкам. Показано, что функциональное состояние разных систем организма обучающихся находится на низком уровне, что требует своевременной коррекции программы по физической культуре. Предложены практические рекомендации по проведению занятий с данным контингентом обучающихся, рекомендовано привести в соответствие содержательную часть учебных занятий с их функциональным состоянием.

Ключевые слова: студенты, адаптация, функциональное состояние, физические упражнения, двигательная активность.

ANALYSIS OF THE FUNCTIONAL STATE OF THE FIRST YEAR FOREIGN STUDENTS

Mametova O.B., senior lecturer, olgamame-tova@mail.ru. Russia, Simferopol, V.I. Ver-nadsky Crimean Federal University. Titarenko A.A., associate professor. alla tita-renka@mail.ru. Russia, Simferopol, V.I. Ver-nadsky Crimean Federal University, Gordienko I.A., senior lecturer, irina-gordi-enko@mail.ua, Russia, Simferopol, V.I. Ver-nadsky Crimean Federal University, Frolov A.S., lecturer, frolik andryha@ma-il.ru, Russia, Simferopol, V.I. Vernadsky Crimean Federal University

Topical issues of improving the educational and training process with foreign students of the first year of study during their adaptation to physical activity are revealed. It is shown that the functional state of different body systems of foreign students is at a low level, which requires timely correction of the physical education program. Practical recommendations for conducting classes with this contingent of students are proposed, it is recommended to bring the content of the training sessions into line with their functional state.

Key words: students, adaptation, functional state, physical exercises, motor activity.

Маметова Ольга Борисовна, старший преподаватель, olgamametova@mail.ru, Россия, Симферополь, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

Титаренко Алла Анатольевна, доц., alla tita-renka@mail.ru, Россия, Симферополь, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского,

Гордиенко Ирина Анатольевна, старший преподаватель, irina-gordienko@mail.ua, Россия, Симферополь, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского,

Фролов Андрей Сергеевич, преподаватель, frolik andryha@mail.ru, Россия, Симферополь, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского

Популярность российского высшего образования, в том числе и медицинского, растет с каждым годом. В Институт «Медицинская академия имени С.И. Георгиевского» ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» каждый год поступает от 600 до 900 студентов из многих стран мира. Первокурсники-иностранцы сталкиваются с проблемами адаптации, особенно в первый год обучения. Причинами

становятся следующие факторы: смена климата, языковый барьер в бытовой жизни, включение в новые условия социокультурной среды и приспособление к новым климатическим условиям, времени, к новой образовательной системе, а также потребность в ежедневном усвоении большого количества теоретического материала.

Одной из важнейших задач профессорско-преподавательского состава по отдельным дисциплинам вуза является поиск эффективных средств для максимально быстрой адаптации иностранных студентов к изменившимся условиям жизни.

Физическая культура является одним из основных средств адаптации и снижения негативного воздействия стрессовых влияний. В вузе основная форма организации физического воспитания в системе высшего образования - учебные занятия по физической культуре, которая является специфическим процессом деятельности по физическому совершенствованию природы человека.

В ее основе лежит целенаправленная двигательная деятельность, позволяющая развивать жизненно важные двигательные умения и навыки, физические качества, укреплять здоровье и сохранять устойчивую работоспособность [1, 2].

В свою очередь, повышение эффективности занятий является первоочередной задачей для преподавателей данной дисциплины. Средства физической культуры будут эффективны только при условии соответствия физической подготовленности студентов, а интенсивность физической нагрузки на занятиях - адекватности функциональному состоянию. Повышение эффективности занятий по физической культуре требует определения и оценки исходного уровня функционального состояния студентов-иностранцев для внесения корректив в программу дисциплины и содержательную часть занятий.

Чем выше функциональные возможности студентов, тем быстрее осуществляется переход от этапа обучения двигательным действиям к этапу их совершенствования и тем более разнообразные средства, методы и формы предлагаются студентам во время занятий.

Исследователи, занимающиеся проблемами физического воспитания иностранных студентов, в частности из Индии, отмечают низкие показатели уровня развития физических качеств и морфофункционального состояния [3, 4].

Цель исследования - оценить уровень функционального состояния студентов первого года обучения из Индии.

Задачи исследования:

1) определить исходный уровень функционального состояния обучающихся с помощью экспресс-теста;

2) установить доминирующие и отстающие стороны функциональных показателей студентов;

3) разработать практические рекомендации для иностранных студентов первого года обучения.

Методика и организация исследования. Решая поставленные задачи, использовали комплекс методов исследования, а именно: общенаучные (анализ, систематизацию данных литературных источников), педа-

гогические (тестирование и констатирующий эксперимент), математико-статистические (обработка эмпирических данных).

Педагогическое тестирование предполагало использование тестов в начале учебного года.

В исследовании приняли участие 120 студентов 1-го курса из Индии в возрасте 19-20 лет. Все студенты отнесены к основной или подготовительной медицинской группе. Для определения уровня функциональной подготовленности студентов были использованы:

- тест Купера (для определения уровня развития общей выносливости);

- Гарвардский степ-тест (для оценки функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, определения уровня развития физической работоспособности);

- спирометрия (для определения функционального состояния дыхательной системы);

- вариационная пульсометрия (для выявления вегетативной регуляции ритма сердца, оценки адаптивных возможностей организма).

Результаты исследования и их обсуждение. Выявлено, что после первого этапа исследования студенты имеют разный уровень функционального состояния организма, однако эти различия значительны. Результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели исходного уровня развития общей выносливости

и физической работоспособности иностранных студентов

первого года обучения

Тесты Группа-1 (n=70) Группа-2 (n=55) Группа-3 (n=15)

X ±s X ±s X ±s

Тест Купера, м 2210,5 ±98,7 2420,5 ±101,1 2590 ±103,4

Гарвардский степ-тест (индекс) 55,8 (низкий) ±2,6 64,4 (ниже среднего) ±2,8 69,3 (средний) ±3,1

Большая часть студентов имеют низкий уровень развития общей выносливости и физической работоспособности. Так, у 70 испытуемых индекс Гарвардского степ-теста соответствует низкому уровню развития физической работоспособности, у 55 студентов - ниже среднего и только 15 студентов имеют средний уровень развития физической работоспособности. Это, возможно, объясняется различием в программе среднего образования, религиозными факторами и негативным влиянием стрессовых факторов в период адаптации к новым условиям жизни.

Показатели функционального состояния дыхательной системы испытуемых также говорят о том, что у большинства студентов они снижены. Результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели исходного уровня функционального состояния дыхательной системы у иностранных студентов

первого года обучения

Показатели Группа-1(n=70) Группа-2(n=55) Группа-3 (n=15)

X±s % от должной величины X±s % от должной величины X±s % от должной величины

ЖЕЛ, л 3,02±1,6 70,3 3,16±1,7 75,3 3,21±1,9 78,9

ФЖЕЛ, л 3,05±0,17 69,0 3,45±0,18 73,0 3,75±0,14 81,0

МВЛ, л/мин 51,1±2,9 49,0 62,3±3,3 59,0 70,2±2,9 85, 0

При исследовании функционального состояния системы внешнего дыхания важно различать понятия «функциональные возможности» и «функциональные способности». Так, величина жизненной емкости легких (ЖЕЛ) указывает только на потенциальные возможности роста дыхательного объема при физической нагрузке. Величина максимальной вентиляции легких (МВЛ) показывает, в какой мере эти возможности используются в действительности [5-7].

У большинства испытуемых (70 студентов) показатели ЖЕЛ, ФЖЕЛ и МВЛ находятся ниже нижней границы условной нормы, у 55 студентов - соответствуют верхней границе условной нормы и только у 15 студентов показатели внешнего дыхания находятся на нижней границе нормы. Так, показатели ЖЕЛ у студентов группы-1 составили 70,3 % от должной величины при границах нормы 81-111 %, у группы-2 и группы-3 - 75,3 и 78,9 % соответственно. Показатели МВЛ у испытуемых первой, второй и третьей групп составили 49, 59 и 85 % от должных величин соответственно. Нормальные величины для здоровых людей находятся в пределах 70... 120 л/мин.

При исследовании спектральной мощности сердечного ритма студентов было обнаружено, что результаты в трех группах мало отличались друг от друга. У всех испытуемых преобладал симпатический отдел в регуляции сердечного ритма. Это связано, прежде всего, со стрессовыми влияниями изменившихся условий жизни и необходимостью усвоения большого количества теоретического материала в процессе учебы. Результаты представлены в табл. 3.

Таблица 3

Показатели спектральной мощности вариабельности сердечного ритма у иностранных студентов первого года обучения, Х±

Показатели Группа-1 (n=70) Группа-2 (n=55) Группа-3 (n=15)

VLF, % 67,2±1,6 68,1±1,8 65,4±1,7

LF, % 29,4±2,3 27,4±2,1 26,4±2,6

HF, % 13,7±0,9 12,6±1,0 11,5±0,8

LF/HF 1,31±0,1 1,29±0,09 1,27±0,1

Очевидна необходимость в корректировке и дифференциации содержательной части занятий по физическому воспитанию для каждой группы испытуемых в соответствии с функциональным состоянием систем организма студентов [8].

Рекомендации по планированию содержательной части практических занятий по физической культуре для иностранных студентов первого года обучения в зависимости от уровня функционального состояния организма:

- по результатам исследования студенты были разделены на 3 группы: в группу-1 вошли студенты с низким уровнем функционального состояния, в группу-2 - со средним, в группу-3 - с высоким. Для каждой группы была разработана программа занятий, соответствующая их показателям;

- программа занятий для группы-1 отличалась низкой интенсивностью выполнения упражнений, большими интервалами отдыха между выполнением упражнений и имела в основном аэробную направленность, силовые упражнения составляли 10 % от всего объема упражнений;

- программа занятий для группы-2 включала упражнения аэробного характера силовой направленности, средней интенсивности выполнения и с меньшими интервалами отдыха по сравнению с группой-1;

- программа занятий для группы-3 соответствовала действующей программе по физической культуре в вузах;

- в программу всех групп были включены игры, такие как бадминтон, волейбол, подвижные игры. Бадминтон и волейбол являются очень популярными видами спорта среди индийских студентов. Многие из них владеют техникой игры в достаточной степени, что позволяет использовать элементы этих игр для развития физических качеств, повышает эмоциональный фон и интерес студентов к занятиям.

Заключение. Результаты исследования подтверждают, что определение функционального состояния студентов из Индии на начальном этапе обучения необходимо для своевременного внесения корректив в рабочую программу и содержательную часть занятий. Это позволит спланировать нагрузку на занятии с учетом функционального состояния студентов, их

физической подготовленности, а также подобрать упражнения необходимой физиологической направленности на данном этапе.

В целом это способствует лучшей адаптации студентов, повышению уровня их физической и умственной работоспособности и, как следствие, повышению успеваемости.

Список литературы

1. Болотов М.И., Ермакова М.А. Физическая подготовка иностранных студентов как компонент профессионального становления будущего специалиста в области медицины // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 69-1. С. 91-95.

2. Миронова С.П. Комплексная система мониторинга состояния физической подготовленности студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-4. С. 137-140.

3. Колокольцев М.М., Амбарцумян Р. А., Ковальчук У.Н. Индексная оценка физического развития иностранных студентов, обучающихся в техническом вузе Прибайкалья // Концепт. 2014. Т. 20. С. 1871-1875.

4. Изменение показателей сердечно-сосудистой системы при занятиях физической культурой у русских и индийских студентов 1 -го курса в течение учебного года в условиях северного региона / И.Е. Корельская [и др.] // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5. С. 164165.

5. Бобрик Ю.В., Корепанов А.Л. Выявление функциональных резервов внешнего дыхания и общей физической работоспособности студентов // Теория и практика физической культуры. 2021. № 2. С. 33-35.

6. Сегизбаева М.О. Оценка функционального состояния дыхательных мышц: методические аспекты и интерпретация данных // Физиология человека. 2019. Т. 45. № 2. С. 115-127.

7. Бобырева М.М., Пак Т.В., Дема Е.В., Сравнительный анализ динамики физической подготовленности студенток из Индии и Казахстана, обучающихся в медицинском университете Западного Казахстана // Теория и методика физической культуры. 2020. № 2 (60). С. 102-108.

8. Физическая подготовленность иностранных студентов как основа повышения качества процесса по физическому воспитанию / А.Д. Дугблей [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 3 (169). С. 101-105.

References

1. Bolotov M.I., Ermakova M.A. Fizicheskaya podgotovka inostrannyh studentov kak komponent professional'nogo stanovleniya budushchego specialista v oblasti mediciny [Physical training of foreign students as a component of the professional formation of a future specialist in the field of medicine] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2022. No. 69-1. P. 91-95.

2. Mironova S.P. Kompleksnaya sistema monitoringa sostoyaniya fizicheskoj podgotovlennosti studentov [Complex system for monitoring the state of physical fitness of students] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2019. No. 62-4. P. 137-140.

3. Kolokol'cev M.M., Ambarcumyan R.A., Koval'chuk U.N. Indeksnaya ocenka fizicheskogo razvitiya inostrannyh studentov, obuchayushchihsya v tekhnicheskom vuze Pribajkal'ya [Index assessment of the physical development of foreign students studying at a technical university in the Baikal region] // Koncept [Concept]. 2014. T. 20. P. 1871-1875.

4. Izmenenie pokazatelej serdechno-sosudistoj sistemy pri zanyatiyah fizicheskoj kul'turoj u russkih i indijskih studentov 1-go kursa v techenie uchebnogo goda v usloviyah severnogo regiona [Changes in the indicators of the cardiovascular system during physical culture among Russian and Indian students of the 1st course during the academic year in the conditions of the northern region] / I.E. Korelskaya [et al.] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2018. No. 5. P. 164-165.

5. Bobrik Yu.V., Korepanov A.L. Vyyavlenie funkcional'nyh rezervov vneshnego dyhaniya i obshchej fizicheskoj rabotosposobnosti studentov [Identification of functional reserves of external respiration and general physical performance of students] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2021. No. 2. P. 33-35.

6. Segizbaeva M.O. Ocenka funkcional'nogo sostoyaniya dyhatel'nyh myshc: metodicheskie aspekty i interpretaciya dannyh [Assessment of the functional state of the respiratory muscles: methodological aspects and data interpretation] // Fiziologiya cheloveka [Human Physiology]. 2019. V. 45. No. 2. P. 115-127.

7. Bobyreva M.M., Pak T.V., Dema E.V., Sravnitel'nyj analiz dinamiki fizicheskoj podgotovlennosti studentok iz Indii i Kazahstana, obuchayushchihsya v medicinskom univer-sitete Zapadnogo Kazahstana [Comparative analysis of the dynamics of physical fitness of female students from India and Kazakhstan studying at the Medical University of Western Kazakhstan] // Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury [Theory and methodology of physical culture]. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury. 2020. No. 2 (60). P. 102-108.

8. Fizicheskaya podgotovlennost' inostrannyh studentov kak osnova povysheniya kachestva processa po fizicheskomu vospitaniyu [Physical readiness of foreign students as a basis for improving the quality of the process of physical education] / A.D. Dougbley [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2019. No. 3 (169). P. 101-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.