Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ АЭРОБИКИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ АЭРОБИКИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
78
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / аэробика / физические упражнения / двигательная активность / students / aerobics / physical exercises / motor activity

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Титаренко Алла Анатольевна, Маметова Ольга Борисовна, Ерёменко Екатерина Юрьевна, Воробьев Александр Анатольевич

Раскрыты актуальные вопросы совершенствования учебно-тренировочного процесса за счет применения современных средств аэробики для коррекции уровня физической подготовленности студентов. Установлено, что занятия аэробикой для студентов вуза носит выраженный оздоровительный характер, а адаптация к физическим нагрузкам связана с совершенствованием двигательных навыков и умений. Показано, что исследуемая проблема обусловливает необходимость использования средств и методов, наиболее эффективно влияющих на физическую подготовленность студентов на протяжении всего периода обучения. Представлены межгрупповые отличия показателей двигательной подготовленности студенток, полученных в процессе педагогического контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Титаренко Алла Анатольевна, Маметова Ольга Борисовна, Ерёменко Екатерина Юрьевна, Воробьев Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF AEROBICS MEANS FOR THE PURPOSE OF CORRECTION OF THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS

Topical issues of improving the educational and training process through the use of modern aerobics to correct the level of physical fitness of students are disclosed. It has been established that aerobics classes for university students are of a pronounced health-improving nature, and adaptation to physical activity associated with the improvement of motor skills and abilities. It is shown that the problem under study necessitates the use of means and methods that most effectively affect the physical fitness of students throughout the entire period of study. The intergroup differences of female students' motor readiness indicators obtained in the process of pedagogical control are presented.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ АЭРОБИКИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ»

УДК 796.41:796.015.572 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-2-49-55

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ АЭРОБИКИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

А.А. Титаренко, О.Б. Маметова, Е.Ю. Ерёменко, А.А. Воробьев

Раскрыты актуальные вопросы совершенствования учебно-тренировочного процесса за счет применения современных средств аэробики для коррекции уровня физической подготовленности студентов. Установлено, что занятия аэробикой для студентов вуза носит выраженный оздоровительный характер, а адаптация к физическим нагрузкам связана с совершенствованием двигательных навыков и умений. Показано, что исследуемая проблема обусловливает необходимость использования средств и методов, наиболее эффективно влияющих на физическую подготовленность студентов на протяжении всего периода обучения. Представлены межгрупповые отличия показателей двигательной подготовленности студенток, полученных в процессе педагогического контроля.

Ключевые слова: студенты, аэробика, физические упражнения, двигательная активность.

APPLICATION OF AEROBICS MEANS FOR THE PURPOSE OF CORRECTION OF THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS

Titarenko A.A., associate professor, alla tita-renka@mail.ru, Russia, Simferopol, Simferopol, V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Mametova O.B., senior lecturer, olgamameto-va@mail.ru, Russia, Simferopol, V.I. Ver-nadsky Crimean Federal University, Eremenko E.Y., senior lecturer, katrin 0312 @bk.ru, Russia, Simferopol, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Vorobyev A.A., senior lecturer, master0564 @mail.ru, Russia, Simferopol, V.I. Vernadsky Crimean Federal University

Topical issues of improving the educational and training process through the use of modern aerobics to correct the level of physical fitness of students are disclosed. It has been established that aerobics classes for university students are of a pronounced health-improving nature, and adaptation to physical activity associated with the improvement of motor skills and abilities. It is shown that the problem under study necessitates the use of means and methods that most effectively affect the physical fitness of students throughout the entire period of study. The inter-group differences of female students' motor readiness indicators obtained in the process of pedagogical control are presented.

Key words: students, aerobics, physical exercises, motor activity.

Титаренко Алла Анатольевна, доц., alla titarenka@mail.ru, Россия, Симферополь, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского,

Маметова Ольга Борисовна, старший преподаватель, olgamametova@mail.ru, Россия, Симферополь, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского,

Ерёменко Екатерина Юрьевна, старший преподаватель, katrin 0312@bk.ru, Россия, Симферополь, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского,

Воробьев Александр Анатольевич, старший преподаватель, master0564@mail.ru, Россия, Симферополь, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского

На сегодняшний день большой популярностью среди студенческой мо -лодежи пользуется аэробика - один из самых моделирующихся, постоянно развивающихся видов физической активности. Разнообразие и доступность делают аэробику универсальной, ею могут заниматься люди разных возрастов. Многообразие форм, музыкальное сопровождение занятий и относительная простота движений делают этот вид двигательной активности очень популярным.

С помощью средств аэробики можно подбирать и дозировать нагрузку, изменяя темп движений, усложняя в координационном плане танцевальные связки, используя отягощения и другой инвентарь.

В зависимости от поставленных задач, аэробика - достаточно сложный в координационном и физическом отношении вид физической актив -ности: элементы движений, связки, комбинации отличаются заданным темпом, резкой сменой позиций и положения тела [1-3].

Все это позволяет развивать силу мышц разных мышечных групп, силовую выносливость, координацию и другие физические качества, то есть комплексно воздействовать на организм студента, что очень важно при подготовке к сдаче контрольных точек.

В свою очередь, правильно подобранные музыкальное сопровождение и комплекс упражнений содействуют корректному распределению нагрузки и повышению как физических, так и функциональных возможностей организма [4, 5].

Следовательно, одной из фундаментальных особенностей аэробики является возможность точного дозирования нагрузки в течение занятия.

Все общепринятые и базовые аэробные упражнения необходимо включать в программу физической культуры постепенно, тем самым давая возможность занимающимся приспособиться к новому виду физической деятельности и укрепить сердечно-сосудистую систему, подготовить ее к более серьезным нагрузкам [6, с. 9].

Все вышесказанное ставит перед преподавателями вузов определенные задачи по включению в занятие таких комплексов упражнений и музыкального сопровождения, которые соответствовали бы состоянию здоровья и уровню физической подготовленности занимающихся.

Ввиду этого, подбор наиболее действенных комплексов упражне -ний для студентов с различным уровнем физической подготовленности определило актуальность нашего исследования.

Цель исследования - оценить эффективность влияния занятий аэробикой со студентами основной группы в процессе физической подго -товки, ориентированных на коррекцию уровня физической подготовленно -сти.

Задачи исследования:

1) изучить научно-методическую литературу;

2) обосновать эффективность использования средств аэробики;

3) провести сравнительный анализ уровня развития физических качеств в годичном цикле занятий аэробикой.

Методика и организация исследования. Решая поставленные задачи, использовали следующий комплекс методов исследования: общенаучные (анализ, систематизацию данных литературных источников),

педагогические (тестирование и эксперимент, а именно констатирующий); математико-статистические (для обработки полученных эмпирических данных).

При этом педагогическое тестирование предполагало использование тестов в начале и конце учебного года.

Исследование осуществлялось в 2021/22 учебном году, в котором приняли участие студенты первого курса, отнесенные по состоянию здоровья к основной группе здоровья. В педагогическом эксперименте участвовали 2 группы девушек - группа-1 и группа-2, по 25 студенток в каждой. Все испытуемые обучались в институте «Медицинская академия им. С.И. Георгиевского» Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Возраст испытуемых составлял 18-21 год. Занятия проводились два раза в неделю: 1 учебное и 1 учебно-тренировочное (закрепление учебного материала), во второй половине дня. В обеих группах испытуемых содержание учебных занятий было одинаковым и включало пять видов аэробики: базовую (классическую), степ-аэробику, силовую, фитбол-аэробику, танцевальную. Разные виды аэробики применялись в последовательности друг за другом в течение каждого квартиля.

Второе занятие в обеих группах отличалось содержанием. В груп-пе-1 на занятии решались задачи повторения, закрепления и совершенствования техники ранее изученных движений и связок. Это и являлось средством развития физических качеств. В группе-2 программа занятия включала повторение, закрепление и совершенствование техники ранее изученных движений и связок с использованием отягощений и блоков упражнений, нацеленных на развитие силы всех мышечных групп. Содер -жание каждой части занятия, а также подбор средств осуществлялись в соответствии с форматом урока и уровнем подготовленности занимающихся на начало каждого квартиля.

Подбор приемлемой величины тренировочной нагрузки, а также продолжительности, интенсивности и частоты занятий ориентировался на уровень физической подготовленности студенток.

Для оценки эффективности используемых методов, средств и форм проведения занятий по физическому воспитанию важно анализировать динамику уровня развития физических качеств студентов и в зависимости от результатов вносить (или не вносить) коррективы в содержательную часть занятия. В целом в течение учебного года было проведено 32 учебных и 32 учебно-тренировочных занятия по аэробике.

Для определения уровня физической подготовленности были выбраны общепринятые и апробированные тесты [7].

Базовая часть тестирования предполагала определение уровня развития силы и силовой выносливости разных мышечных групп. Это обусловлено тем, что сила является одним из базовых физических качеств.

Кроме того, контрольные нормативы, входящие в состав контрольных точек (КТ), на 80 % являются упражнениями для определения уровня раз -вития силовых способностей студентов.

Тестовый комплекс включал следующие контрольные упражнения: тест № 1 - сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, тест № 2 -поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены, тест № 3 - поднимание туловища из положения лежа на груди, руки за головой, ноги закреплены, тест № 4 - наклон вперед из положения сидя на гимнастической скамейке с прямыми ногами, тест № 5 -приседание на двух ногах, руки за головой, тест № 6 - тест Купера.

Результаты исследования и их обсуждение. До начала эксперимента контрольная и экспериментальная группы достоверно не отличались между собой (p>0,05). Рассматривая динамику изменений показателей физической подготовленности студенток в результате педагогического эксперимента, необходимо указать положительное влияние средств аэро -бики, что является важным аспектом физического воспитания студенток. Результаты исследования представлены в табл. 1.

Таблица 1

Межгрупповые отличия показателей двигательного тестирования студенток в результате педагогического контроля (X±S)

Тест Период тестирования Группа-1 (n=25) Группа-2 (n=25)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, кол-во раз Начало эксперимента 15,3±0,92 14,9±0,92

Через 2 месяца (итог 1 -го квартиля) 15,7±0,81 15,8±0,58

Через 5 месяцев (итог 2-го квартиля) 16,1±0,63 17,9±0,39

Через 7 месяцев (итог 3 -го квартиля) 16,6±0,78 20,5±0,91

Через 9 месяцев (итог 4-го квартиля) 18,8±0,59 24,3±0,75

Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены, кол-во раз Начало эксперимента 35,6±0,98 36,1±0,89

Через 2 месяца (итог 1 -го квартиля) 37,4±0,75 39,6±0,78

Через 5 месяцев (итог 2-го квартиля) 39,7±0,56 41,8±0,67

Через 7 месяцев (итог 3 -го квартиля) 42,5±0,81 46,4±0,34

Через 9 месяцев (итог 4-го квартиля) 45,2±0,91 50,7±0,58

Поднимание туловища из положения лежа на груди, руки за головой, ноги закреплены, кол-во раз Начало эксперимента 28,1±0,12 28,5±0,43

Через 2 месяца (итог 1 -го квартиля) 29,8±0,84 30,1±0,29

Через 5 месяцев (итог 2-го квартиля) 30,7±0,56 32,7±0,48

Через 7 месяцев (итог 3 -го квартиля) 32,1±0,91 35,6±0,62

Через 9 месяцев (итог 4-го квартиля) 34,2±0,77 37,6±0,81

Наклон вперед из положения сидя на скамейке с прямыми ногами, см Начало эксперимента +10,3±0,02 +10,4±0,03

Через 2 месяца (итог 1 -го квартиля) +10,4±0,14 +10,5±0,13

Через 5 месяцев (итог 2-го квартиля) +10,5±0,3 +10,9±0,2

Через 7 месяцев (итог 3 -го квартиля) +11,8±0,5 +12,1±0,6

Через 9 месяцев (итог 4-го квартиля) +15,8±0,7 +15,9±0,6

Окончание табл. 1

Тест Период тестирования Группа-1 (n=25) Группа-2 (n=25)

Приседание на двух ногах, руки за головой, кол-во раз Начало эксперимента 29,6±0,17 29,1±0,15

Через 2 месяца (итог 1 -го квартиля) 30,2±0,12 32,6±0,21

Через 5 месяцев (итог 2-го квартиля) 33,1±0,19 35,4±0,20

Через 7 месяцев (итог 3 -го квартиля) 35,1±0,24 38,2±0,23

Через 9 месяцев (итог 4-го квартиля) 36,6±0,27 40,7±0,25

Тест Купера, м Начало эксперимента 1897±3,77 1887±3,77

Через 2 месяца (итог 1 -го квартиля) 1953±4,28 1995±5,18

Через 5 месяцев (итог 2-го квартиля) 2010±9,35 2156±8,46

Через 7 месяцев (итог 3 -го квартиля) 2103±8,39 2206±9,87

Через 9 месяцев (итог 4-го квартиля) 2259±11,45 2387±13,53

Однако прирост результатов в группах различался, за исключением уровня развития гибкости. Наиболее быстрый прирост результатов наблюдался в группе-2. Для наиболее точного анализа динамики уровня развития физических качеств студенток было проведено сравнение исходного уровня развития физических качеств и уровня развития в конце учебного года в обеих группах. Результаты представлены в табл. 2

Таблица 2

Динамика уровня развития физических качеств у студенток до и после педагогического эксперимента (Х±£)

№ теста Группа-1 (n=25) Группа-2 (n=25)

До После Д% До После Д%

1 15,3±0,92 18,8±0,59 23,3±0,11* 14,9±0,92 24,3±0,75 67,4±2,35*

2 35,6±0,98 45,2±0,91 27,4±0,16* 36,1±1,89 50,7±0,58 40,5±1,21*

3 28,1±0,12 34,2±0,77 21,7± 1,19* 28,5±0,43 37,6±0,81 32,5±1,17*

4 +10,3±0,02 +15,8±0,7 55,2±2,31* +10,4±0,13 +15,9±0,6 55,3±0,11*

5 29,6±0,17 36,6±0,27 24,1±1,18* 29,1±0,15 40,7±0,25 40,3±2,10*

6 1897±3,77 2259±11,45 19,8±0,31* 1887±3,77 2387±13,53 26,4±1,06*

Примечание: * - достоверность прир<0,5.

Результаты исследования показали, что прирост уровня развития силы мышц рук, брюшного пресса, спины и ног был выше в группе-2 и составил: 67,4±2,35, 40,5±1,21, 32,5±1,17 и 40,3±2,10 % соответственно, тогда как в группе-1 эти показатели не поднимались выше 25 %. Уровень развития общей выносливости также вырос больше в группе -2 и составил 26,4±1,06 %, тогда как аналогичный показатель в группе-1 вырос только на 19,8±0,31 %. Полученные результаты свидетельствовали о том, что средства аэробики способствуют повышению уровня развития физических качеств студенток. Однако правильно подобранные комплексы упражнений с включением в них упражнений силовой направленности оказывают больший эффект на уровень развития и других физических качеств.

Заключение. Результаты исследования подтверждают, что включение средств аэробики в учебный процесс преимущественно обогащает дви -гательный опыт студентов, оказывает не только существенное воздействие на уровень развития физических качеств, но и, при целенаправленном применении, вносят свои коррективы в уровень физической подготовленности [8, 9]. При этом правильно подобранное в занятии соотношение нагрузок разной физиологической направленности в большей мере содействуют приросту показателей уровня физической подготовленности сту -дентов.

Учебные и учебно-тренировочные занятия, реализуемые в вузе, способствуют только поддержанию достигнутого студентами уровня физической подготовленности, а для более существенного его повышения необходимы дополнительные часы для занятий физическими упражнениями.

Список литературы

1. Многофункциональность модели занятий оздоровительной аэро -бикой в управленческом вузе / А.М. Шувалов [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 2 (168). С. 397-400.

2. Монахова Е.Г., Лукьянец Н.В., Давыденко М.Р. Влияние занятий танцевальной аэробикой на развитие двигательных способностей студен -ток // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 11. С. 51-55.

3. Борисова А.Ф., Федосеева Н.Ю., Глинчикова А.Ю. Влияние аэробики на физическую подготовленность студенток непрофильного вуза // Обзор педагогических исследований. 2021. Т. 3. № 8. С. 134-137.

4. Попова Е.В. Организация и содержание занятий степ-аэробикой со студентками в системе неспециального физкультурного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2003. 24 с.

5. Медведева Е.Н., Стрелецкая Ю.В., Муштукова О.В. Фитнес-аэробика в системе физического воспитания студентов: учеб. -метод. пособие. Великие Луки: Изд-во Великолукской ГСХА, 2008. 50 с.

6. Крещук Е.П. Использование упражнений степ-аэробики на уроках физической культуры в вузе // Вестник Луганского государственного педагогического университета. 2021. № 3 (62). С. 9.

7. Годик М.А., Бальсевич В.К., Тимошкин В.Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теория и практика физической культуры. 1994. № 5-6. С. 24-32.

8. Марочкина Н.В., Орлова М.А. Оздоровительные технологии базовой аэробики: учеб.-метод. пособие. Астрахань: Изд-во АГУ, 2010. 68 с.

9. Соколова И.В. Методические рекомендации по оздоровительной аэробике: учеб. пособие. СПб., 2004. 121 с.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Mnogofunkcional'nost' modeli zanyatij ozdorovitel'noj aerobikoj v upravlen-cheskom vuze [Multifunctionality of the model of health-improving aerobics classes in a management university] / A.M. Shuvalov [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2019. No. 2 (168). P. 397-400.

2. Monahova E.G., Luk'yanec N.V., Davydenko M.R. Vliyanie zanyatij tanceval'noj aerobikoj na razvitie dvigatel'nyh sposobnostej studentok [Influence of dance aerobics classes on the development of students' motor abilities] // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly) [Alma mater (Bulletin of higher education)]. 2017. No. 11. P. 51-55.

3. Borisova A.F., Fedoseeva N.Yu., Glinchikova A.Yu. Vliyanie aerobiki na fizi-cheskuyu podgotovlennost' studentok neprofil'nogo vuza [The influence of aerobics on the physical fitness of female students of a non-core university] // Obzor pedagogicheskih issle-dovanij [Review of pedagogical research]. 2021. V. 3. No. 8. P. 134-137.

4. Popova E.V. Organizaciya i soderzhanie zanyatij step-aerobikoj so studentkami v sisteme nespecial'nogo fizkul'turnogo obrazovaniya [Organization and content of step aerobics classes with female students in the system of non-specialized physical education]: author. dis. ... cand. ped. sciences. SPb., 2003. 24 p.

5. Medvedeva E.N., Streleckaya Yu.V., Mushtukova O.V. Fitnes-aerobika v sisteme fizicheskogo vospitaniya studentov [Fitness-aerobics in the system of physical education of students]: textbook.-method. allowance. Velikie Luki: Publishing House of the Velikiye Luki State Agricultural Academy, 2008. 50 p.

6. Kreshchuk E.P. Ispol'zovanie uprazhnenij step-aerobiki na urokah fizicheskoj kul'tury v vuze [The use of step aerobics exercises in physical education lessons at the university] // Vestnik Luganskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Lugansk State Pedagogical University]. 2021. No. 3 (62). P. 9.

7. Godik M.A., Bal'sevich V.K., Timoshkin V.N. Sistema obshcheevropejskih testov dlya ocenki fizicheskogo sostoyaniya cheloveka [The system of all-European tests for assessing the physical condition of a person] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 1994. No. 5-6. P. 24-32.

8. Marochkina N.V., Orlova M.A. Ozdorovitel'nye tekhnologii bazovoj aerobiki [Health-improving technologies of basic aerobics]: textbook.-method. allowance. Astrakhan: ASU Publishing House, 2010. 68 p.

9. Sokolova I.V. Metodicheskie rekomendacii po ozdorovitel'noj aerobike [Guidelines for health aerobics]: textbook. allowance. SPb., 2004. 121 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.