Научная статья на тему 'Влияние экспериментальной методики по самообороне на уровень физической подготовленности студентов'

Влияние экспериментальной методики по самообороне на уровень физической подготовленности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБОРОНА / SELF-DEFENSE / СТУДЕНТКИ / АЭРОБИКА / AEROBICS / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / TRAINING PROCESS / МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ / METHOD OF PREPARATION / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сизова Н.Н., Свиягина Е.В.

Целью настоящего исследования, является определение влияния комплексов прикладной аэробики в учебно-тренировочном процессе по самообороне на показатели физической подготовленности студентов Владивостокского филиала Российской таможенной академии. Данные полученные в ходе исследования подтверждают положительные изменения в показателях, отражающих уровень физической подготовленности занимающихся в ходе применения указанных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE EXPERIMENTAL METHOD OF SELF-DEFENSE ON THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS

The purpose of the real research, definition of influence of complexes of applied aerobics in educational training process on self-defense on indicators of physical fitness of students of the Vladivostok branch of the Russian customs academy is. This received during the research confirm positive changes in the indicators reflecting the level of physical fitness of the specified means which are engaged during application.

Текст научной работы на тему «Влияние экспериментальной методики по самообороне на уровень физической подготовленности студентов»

адаптации к физическим нагрузкам» (r=0,6); «интегральный показатель спортивной формы» (r=0,8); «уровень энергетического обеспечения» (r=0,8).

Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе тренировочного занятия произошли взаимосвязанные изменения показателей психоэмоционального состояния, специальной физической и технической подготовленности игроков с «успешностью» хоккеистов. При улучшении показателей тестов «бег на коньках 60 м», «бег на коньках 30 м» и «бег по восьмерке 220 м 10 кругов» увеличились и взаимосвязи между ними и показателями психоэмоционального состояния «уравновешенность», «энергичность», «стресс», «торможение», что отражается в «успешности» игроков.

Данные исследования позволили выявить значимые показатели, влияющие на подготовленность команды в целом и на тренировочную нагрузку каждого игрока, что в дальнейшем позволит определить оптимальное соотношение показателей физической, технической подготовленности и психоэмоционального состояния команды и каждого спортсмена, корректировать состояние спортсмена, влияющее на успешность его двигательной деятельности.

Список литературы / References

1. Анохин, П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем / П.К. Анохин. - М.: Наука, 1980. - 196 с.

2. Минкин, В.А. Информационно-статистические параметры виброизображения, как базовые элементы расчета любых эмоциональных состояний / В.А. Минкин, Н.Н. Николаенко // Современное телевидение: сборник трудов 18-й международной науч.-тех. Конференции. - М., 2010. - С. 75-81.

3. Минкин, В.А. Применение технологии и системы виброизображения для анализа двигательной активности и исследования функционального состояния организма / В.А. Минкин, Н.Н. Николаенко // Медицинская техника. -2008. - №4. - С. 30-34.

4. Психомоторика в комплексной оценке психофизического состояния хоккеистов различного возраста и квалификации: монография / В.А. Нестеров [и др.]. - Хабаровск: ДВГАФК, 2011. - С.41-43.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Anokhin, P.K. Uzlovie voprosi teorii funkcionalnih system [Nodal questions of the theory of functional systems] / P.K. Anokhin. - M .: Nauka, 1980. [in Russian]

2. Minkin, V.A. Informacionno-ctaticticheckie parametric vibroizobrazhenia, kak bazovie elementi rascheta lubih emocionalnih sostoyanii [Information and statistical parameters vibraimage as the basic elements of calculation of any emotional states] / V.A. Minkin, N.N. Nikolaenko // Current TV: Proceedings of the 18th international scientific-tech. Conference. - M., 2010. - P. 75-81.

3. Minkin, V.A. Primenenie tehnologii I sistemi vibroizobrazgeniya dlya analiza dvigatelnoy aktivnosti I issledovaniya funkcionalnogo sostoyaniya organizma [The use of technology and vibraimage system for the analysis of physical activity and the study of the functional state of an organism] / V.A. Minkin, N.N. Nikolaenko // Medical facilities. - 2008. - №4. - S. 30-34.

4. Psihomotorika v kompleksnoy ocenke psihofizichrskogo sostoyania hokkeistov razlichnogo vozrasta I kvalifikacii [Psychomotor in a comprehensive assessment of psychophysical condition of players of all ages and skills]: a monograph / V.A. Nesterov [et al.]. - Khabarovsk: FESAoPC, 2011. - S.41-43.

DOI: 10.23670/IRJ.2017.55.032 Сизова Н.Н.1, Свиягина Е.В.2

1ORCID: 0000-0002-6310-3723, старший преподаватель, Владивостокский филиал Российской таможенной академии 2Доцент кафедры методики преподавания спортивных единоборств и атлетизма, Дальневосточный Федеральный университет

ВЛИЯНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ПО САМООБОРОНЕ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация

Целью настоящего исследования, является определение влияния комплексов прикладной аэробики в учебно-тренировочном процессе по самообороне на показатели физической подготовленности студентов Владивостокского филиала Российской таможенной академии. Данные полученные в ходе исследования подтверждают положительные изменения в показателях, отражающих уровень физической подготовленности занимающихся в ходе применения указанных средств.

Ключевые слова: самооборона, студентки, аэробика, учебно -тренировочный процесс, методика подготовки.

Sizova N.N.1, Sviyagina E.V2

1ORCID: 0000-0002-6310-3723, the senior teacher of chair of physical training, Vladivostok branch of the Russian customs academy,

2Assistant professor of methodology of teaching combat sports and athleticism, Far Eastern Federal University INFLUENCE OF THE EXPERIMENTAL METHOD OF SELF-DEFENSE ON THE LEVEL OF PHYSICAL

FITNESS OF STUDENTS

Abstract

The purpose of the real research, definition of influence of complexes of applied aerobics in educational training process on self-defense on indicators ofphysical fitness of students of the Vladivostok branch of the Russian customs academy is. This received during the research confirm positive changes in the indicators reflecting the level of physical fitness of the specified means which are engaged during application.

Keywords: self-defense, the student, aerobics, training process, method of preparation.

Таможенные органы РФ, причисленные к органам исполнительной власти, непосредственно реализуют деятельность в области таможенного дела, основной целью которого, является обеспечение экономической безопасности России [1]. Работа сотрудников таможенных органов может быть связана с задержанием лиц, совершивших правонарушения, пресечением неповиновения, сопротивления и иных действий, препятствующих выполнению возложенных на них должностных обязанностей. Согласно этим требованиям, в программе по физической подготовке для студентов таможенной академии предусмотрено обязательное прохождение курса «Самооборона». В настоящее время у девушек филиала наблюдается слабая мотивация к учебным занятиям по самообороне и, как следствие всего, слабая степень физической подготовленности девушек [2].

Различные виды аэробики пользуются большой популярностью среди молодежи и способствуют совершенствованию функциональных систем организма. Средства аэробики активно используются не только в оздоровительных целях, но и активно применяются в различных видах спорта, в качестве дополнительного средства подготовки. Мы предположили, что использование комплексов прикладной аэробики в учебном процессе по самообороне будет способствовать совершенствованию физической подготовленности девушек. Для проверки данной гипотезы был проведён педагогический эксперимент, который был организован на базе Владивостокского филиала Российской таможенной академии и проводился в течение 2015-2016 учебного года. Был определена экспериментальная и контрольная группы в количестве 22 девушек. Главное и единственное отличие учебных занятий обеих групп заключалось в использовании на занятиях с экспериментальной группой, в подготовительной части занятия комплексов прикладной аэробики.

Первоначальное тестирование показало практически равный уровень физической подготовленности между испытуемыми группами (р>0,05). Исходные данные выявили низкий уровень физической подготовленности студенток. При сравнении полученных данных с оценочными таблицами рабочей учебной программы, был обнаружен низкий уровень физической подготовленности девушек. Так, в челночном беге 3х10 м (8,87 и 8,85) и прыжке в длину с места (174,86 и 175,91) у студентов экспериментальной и контрольной групп был зафиксирован средний уровень физической подготовленности. В беге на 2000 метров и в упражнении на гибкость, в обеих группах наблюдался низкий уровень подготовленности (613,73 и 614,59; 7,45 и 7,68).

По окончании педагогического эксперимента проводилось контрольное тестирование уровня физической подготовленности. В результате было установлено, что в экспериментальной группе произошло достоверное (р<0,05) улучшение всех тестируемых показателей.

Предлагаемые комплексы выполнялись методом продолжительного тренинга. Девушкам экспериментальной группы предлагалась нагрузка с равномерной интенсивностью выполнения упражнений на протяжении 20-25 минут. Работа осуществлялась преимущественно в зоне аэробного энергообеспечения (МПК 60-70%), что обеспечивало положительные физиологические сдвиги в организме и способствовало воспитанию общей выносливости.

Анализ данных теста экспериментальной группы на общую выносливость (бег 2000 м) показал улучшение показателя с 613,73+7,78 до 559,05с+1,03, что в итоге стало соответствовать хорошему уровню развития выносливости. Прыжковые движения, используемые в экспериментальных комплексах (бег, прыжки, подскоки и запрыгивания, выполняемые на степах) способствовали воспитанию скоростно-силовых качеств. Это подтверждается результатами нашего эксперимента. В начале эксперимента в результате тестирования выяснилось, что показатели скоростно-силовых качеств, проверяемые тестом «прыжок в длину с места» у девушек экспериментальной группы соответствовал среднему уровню подготовленности, к окончанию исследования данный показатель стал соответствовать высокому уровню подготовленности. В то же время, у девушек контрольной группы уровень развития скоростно-силовых качеств стал соответствовать хорошему уровню развития и составил 4 балла.

Между тем, в контрольной группе за время исследования не выявлено достоверных (р>0,05) внутригрупповых различий между показателями в челночном беге 3х10м. На начало исследования показатели теста «челночный бег 3х10 метров» у девушек обеих групп оценивались в 3 балла и соответствовали среднему уровню подготовленности. На момент окончания эксперимента у девушек экспериментальной группы показатель данного теста увеличился на 2 балла и составил 5 баллов, что соответствует высокому уровню подготовленности. У испытуемых контрольной группы результаты данного теста остались на прежнем уровне развития.

Полученные в ходе исследования данные, констатируют, что студентки экспериментальной группы стали достоверно (р<0,05) опережать девушек контрольной группы по трем из пяти показателям физической подготовленности. В ходе эксперимента между девушками испытуемых групп не было зафиксировано достоверно значимого различия (р>0,05) в тесте, определяющем гибкость и силовые качества. Но тем не менее, за время исследования показатели гибкости у студентов экспериментальной группы с исходного низкого уровня равного 2 баллам, возросли до 3 баллов и стали соответствовать среднему уровню развития.

Анализ динамики физической подготовленности за время эксперимента выявил, что общий уровень физической подготовленности девушек экспериментальной группы улучшился и стал находиться на хорошей ступени развития (рис.1).

5

Рис. 1 - Результаты итогового тестирования уровня физической подготовленности студенток экспериментальной

и контрольной групп (баллы): 1 - челночный бег 3х10м; 2 - бег 2000 м; 3 - прыжок в длину с места;

4 - поднимание туловища из положения лежа на спине; 5 - стоя наклон вперед

В трех показателях (челночный бег 3х10 м, бег 2000 м, прыжок в длину с места) у студенток экспериментальной группы наблюдалось существенное преобладания в результатах по сравнению с девушками контрольной группы. Общий уровень физической подготовленности студенток экспериментальной группы составил 4,4 балла и увеличился с низкого до хорошего уровня. У девушек контрольной группы средние показатели физической подготовленности составили 3,6 балла, и стали соответствовать среднему уровню подготовленности.

Установленные результаты дают основание утверждать, что разработанная методика по использованию комплексов прикладной аэробики на занятиях по самообороне с девушками вузов благоприятно влияет на развитие физической подготовленности студенток.

Совершенно очевидно, что позитивной динамике развития физических качеств на учебных занятиях по самообороне способствовало использование комплексов прикладной аэробики, структурированных с учетом подбора средств и методов, позволяющих решить задачи всестороннего физического развития.

Список литературы/ References

1. Сизова, Н.Н. Анализ психофизической готовности студентов Владивостокского филиала Российской таможенной академии [текст] / Н.Н. Сизова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 10 (119). - С. 151-156

2. Сизова, Н.Н. Изучение показателей здоровья и физической подготовленности студентов Владивостокского филиала Российской таможенной академии / Н.Н. Сизова, Ю.Д. Исмагилова, Т.Н. Тиосова// Международный научно -исследовательский журнал. - 2014. - № 11 (30). - Часть 4. - С. 39-42.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Sizova N. N. Analysis of psychophysical preparedness students from Vladivostok branch of Russian customs academy [Analysis of psychophysical preparedness students from Vladivostok branch of Russian customs academy] / N. N. Sizova// Uchenye zapiski universiteta imeni P.F.Lesgafta, [Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta]. - 2015. Vol. 119, № 1. P.151-156. [in Russian]

2. Sizova N. N. The studying indicators of health and physical preparedness students from Vladivostok branch of Russian customs academy [Izucheniye pokazateley zdorovia i fizicheskoy podgotovlennosti studentov Vladivostokskogo filiala Rossiyskoy tamozhennoy akademii]/ N. N. Sizova. J. D. Ismagilova, T.N. Tiosova // International Researching Journal, [Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatelskiy zhurnal]. - 2014. - №11 (30). - Part 4 - P. 39-42. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.