- принцип культуросообразности - учет сложившихся ценностей, норм и культуры определенной территории, группы, профессионального сообщества, их специфики, традиций, накопленного опыта профилактики и решения проблемы детского неблагополучия при разработке и реализации программ социально-культурного партнерства;
- принцип субъектности участников социально-культурного партнерства - учет активности и инициативы всех участников партнерских отношений;
- принцип мотивированности - учет заинтересованности всех участников партнерских отношений в самостоятельной и совместной деятельности, в повышении уровня готовности к социально-культурному партнерству;
- принцип семейно-ориентированной направленности социально-культурного партнерства - рассмотрение неблагополучия детства в неразрывном единстве с проблемами современной семьи.
Таким образом, основаниями моделирования социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия, с одной стороны, выступают общенаучные подходы в понимании моделирования, комплексного, аксиологического и культурологического подходов, сложившиеся теории социального и социально-культурного партнерства, принципы социально-культурного партнерства, отображающие теоретические положения. С другой стороны, результаты эмпирического исследования позволяют конкретизировать принципы социально -культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия, способы их реализации в практике партнерства учреждений образования, культуры, здравоохранения и др.
Список литературы / References
1. Милькевич О.А. Исследование готовности специалистов к социально-культурному партнерству в профилактике детского неблагополучия/ О.А.Милькевич// Международный научно-исследовательский журнал. -2016. - № 10-3 (52).- С. 169-172.
2. Сергеева В.П. Проектирование инновационных технологий с обучающимися в условиях вуза. Учебно -методическое пособие/ В.П.Сергеева. - М.: УЦ «Перспектива», 2017 - 252 с.
3. Afanasiev V.V., Milkevich O.A., Sergeeva V.P., Ukolova L.I. Problem analysis of social and cultural partnership implementation in preventing children's ill-Being/ V.V. Afanasiev, O.A. Milkevich, V.P. Sergeeva, L.I. Ukolova // Indian Journal of Science and Technology.-Vol. 9 (44).
Список литературы на английском языке / References in English
1. Mil'kevich O.A. Issledovanie gotovnosti specialistov k social'no-kul'turnomu partnerstvu v profilaktike detskogo neblagopoluchija [Research specialists ready to socio-cultural partnership in the prevention of child distress]/ O.A.Mil'kevich// Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. - 2016. - № 10-3 (52).- Р. 169-172. [in Russian]
2. Sergeeva V.P. Proektirovanie innovacionnyh tehnologij s obuchajushhimisja v uslovijah vuza. Uchebno-metodicheskoe posobie [Design innovation with the students in a high school]/ V.P.Sergeeva. - M.: UC «Perspektiva», 2017 -252 р. [in Russian]
3. Afanasiev V.V., Milkevich O.A., Sergeeva V.P., Ukolova L.I. Problem analysis of social and cultural partnership implementation in preventing children's ill-Being/ V.V. Afanasiev, O.A. Milkevich, V.P. Sergeeva, L.I. Ukolova // Indian Journal of Science and Technology.-Vol. 9 (44).
DOI: 10.23670/IRJ.2017.55.144 Пальчикова Н.Ю.1, Гончар Е.А.2 ь2Кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Дальневосточная государственная академия физической культуры» ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ФИЗИЧЕСКОГО, ТЕХНИЧЕСКОГО И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ С УСПЕШНОСТЬЮ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Аннотация
Целью данной работы явилось исследование особенностей взаимосвязи показателей физического и психоэмоционального состояния юных хоккеистов с успешностью тренировочного занятия. Для определения уровня развития специальной физической и технической подготовки применялись стандартные для хоккея с мячом тесты. Исследование психоэмоционального и интегрального состояния проводилось с использованием программно-аппаратных комплексов «Vibramed» и «Омега С». Выявлено, что в процессе тренировочных занятий изменяется характер взаимосвязи между показателями психоэмоционального состояния, специальной физической и технической подготовленности игроков, интегральными показателями и «успешностью» хоккеистов.
Ключевые слова: взаимосвязь, физическая подготовка, психоэмоциональное состояние, контроль.
Palchikova N.U.\ Gonchar E.A.2 1,2PhD in Pedagogy, Far Eastern State Academy of physical culture; ESPECIALLY THE RELATIONSHIP PHYSICAL, TECHNICAL AND PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF YOUNG HOCKEY PLAYERS WITH A SUCCESSFUL TRAINING SESSION
Abstract
The aim of this work was to study the relationship indicators of physical training and psycho-emotional state of young hockey players. To determine the level of development of special physical and technical training we used standard for hockey with a ball tests. To study the state of psycho-emotional we used hardware-software complexes «Vibramed» and «Omega C". It was revealed that in the process of training load changes the relationship between indicators of special physical and technical readiness and psycho-emotional state of the players and the grade of "success". Keywords: relationship, physical training, psycho-emotional state, control.
Взаимосвязь между различными показателями физического и психоэмоционального состояния человека изучается с позиции научной философии и подкрепляется фундаментальными исследованиями психологов, физиологов, биомехаников, которые свидетельствуют о взаимодействии развития двигательных способностей человека и его психоэмоционального состояния [1, 5]. В современных соревновательных условиях побеждают спортсмены, умеющие быстро восстанавливать свою физическую и психическую работоспособность. Основой взаимосвязи физической и психоэмоциональной сфер является единство физического и духовного развития человека. Важной методологической проблемой в сфере физической культуры и спорта является обобщение и коррекция принципов, средств, методов, в которых гармоничное сочетание физических, технических, психоэмоциональных показателей обеспечит реализацию потенциальных возможностей спортсмена.
Современные подходы к организации тренировочного процесса предъявляют повышенные требования к контролю физического и психоэмоционального состояния спортсмена. Своевременное применение инновационных средств может позволить комплексно контролировать быстроизменяющиеся значения и соотношение физического и психоэмоционального состояния спортсмена в процессе подготовки.
Рядом ученых предложен бесконтактный экспресс-метод, позволяющий исследовать психоэмоциональное состояние спортсмена без вмешательства в тренировочный процесс [3, 4]. Методика анализа виброизображения (Vibramed) предлагает широкие возможности контроля и диагностики более 12 психоэмоциональных параметров состояния человека, применяя информационно-статистический анализ к трехмерному микродвижению головы и вестибулярно-эмоциональный рефлекс [3, 4]. Вестибулярная система является одной из основных систем, контролирующих все органы человека, следовательно, наблюдение за вестибулярной системой позволяет получать информацию о функциональном состоянии человека.
Информативными являются параметры распределения отдельных значений, полученные всего за минуту измерений. Нормальное состояние человека характеризуется определенными нормами (минимальными и максимальными значениями) для каждого параметра виброизображения, в то время как любое отклонение в состоянии человека, характеризуется отклонениями отдельных параметров или групп психофизиологических параметров человека. При этом, чувствительность изменения параметров виброизображения распространяется практически на любые изменения состояния человека, от медицинской патологии до психологической концентрации
[3, 5].
Отображение максимальной частоты и средней амплитуды виброизображения выглядит как вибро-аура и отображает состояние человека. Цвет вибро-ауры кодируется специальной цветовой шкалой и отображает максимальную частоту в каждой строке. Любая неравномерность в цвете и размере ауры характеризует движения объекта и психофизиологическое состояние [5].
В исследовании принимали участие 20 спортсменов 15-16 лет, членов сборной Хабаровского края по хоккею с мячом.
Для оценки показателей психоэмоционального состояния, с помощью программно-аппаратного комплекса Vibramed исследовались показатели энергичности, стресса, уравновешенности, саморегуляции, невротизма и др. Видеосъемка проводилась до и после тренировочного занятия контрольной направленности, в основной части которого было проведено контрольное тестирование по специальной физической и технической подготовленности игроков и двусторонняя игра. Для оценки физической подготовленности хоккеистов использовались тесты - «бег 30 м», «бег 60 м», «челночный бег 3 по 10 м», «прыжок в длину с места», «подтягивание на перекладине», рост, вес и др. Для оценки специальной физической и технической подготовленности игроков использовались специфические для хоккея с мячом тесты - «бег на коньках 30м», «бег на коньках 60 м», «обвод пяти стоек с мячом 30 м с ударом по воротам правой рукой», «обвод пяти стоек с мячом 30 м с ударом по воротам левой рукой», «челночный бег на коньках 6 раз по 9 м» и «бег по восьмерке 220 м 10 кругов» и др.
После тренировочного занятия определялась «успешность» спортивной деятельности с использованием метода экспертных оценок, что позволило сопоставить «успешность» с физическими, техническими и психоэмоциональными показателями спортсменов. Кроме того, проводилось обследование испытуемых с помощью программно-аппаратного комплекса «Омега С» (исследовались показатели «уровень адаптации к физическим нагрузкам», «интегральный показатель спортивной формы», «индекс напряженности», «вегетативный показатель», «уровень энергетического обеспечения» и др).
Данные обрабатывались с помощью статистических методов исследования.
Выявлялись взаимосвязи между показателями специальной физической и технической подготовленности, результатами, полученными «Омега С» и психоэмоциональными показателями. Так, наиболее значимые зависимости выявлены между показателями «уравновешенность» и результатом теста «восьмерка по радиусу спиной вперед» - (до тренировки -г=0,6, после г=-0,8); «энергичность» и «бег на коньках 60 м» - (до тренировки г=-0,6, после г=-0,7); «торможение» и «бег на коньках 30 м» - (до г=-0,8, после г=-0,9); «стресс» и «бег по восьмерке 220 м 10 кругов» - (до г=-0,6, после г=-0,8); «невротизм» и «бег по восьмерке 220 м 10 кругов» - (до г=-0,7, после г=-0,8). Показатели, полученные с помощью комплекса «Омега-спорт» коррелируют с психоэмоциональными показателями следующим образом: коэффициент корреляции г=0,6-0,7 выявлен в тестах «Уровень адаптации к физическим нагрузкам» и «Торможение»; «Вегетативный показатель» и «Саморегуляция»; «Индекс напряженности» и «Энергичность»; «Интегральный показатель спортивной формы» и «Энергичность».
Кроме того, выявлены статистически значимые взаимосвязи между эффективностью двигательной деятельности игроков («успешностью») и психоэмоциональными показателями, специальной физической и технической подготовленностью, показателями комплекса «Омега-спорт» - высокий коэффициент корреляции с тестами «восьмерка по радиусу спиной вперед» (г=0,7); «бег на коньках 30 м» (г=0,8); «обвод пяти стоек с мячом 30 м с ударом по воротам пр.р.» (г=0,8); «обвод пяти стоек с мячом 30 м с ударом по воротам лев.р.» (г=0,6); «агрессия» (г=0,6); «энергичность» (г=0,9); «саморегуляция» (г=0,7); «уравновешенность» (г=0,8); «торможение» (г=0,6); «уровень
адаптации к физическим нагрузкам» (r=0,6); «интегральный показатель спортивной формы» (r=0,8); «уровень энергетического обеспечения» (r=0,8).
Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе тренировочного занятия произошли взаимосвязанные изменения показателей психоэмоционального состояния, специальной физической и технической подготовленности игроков с «успешностью» хоккеистов. При улучшении показателей тестов «бег на коньках 60 м», «бег на коньках 30 м» и «бег по восьмерке 220 м 10 кругов» увеличились и взаимосвязи между ними и показателями психоэмоционального состояния «уравновешенность», «энергичность», «стресс», «торможение», что отражается в «успешности» игроков.
Данные исследования позволили выявить значимые показатели, влияющие на подготовленность команды в целом и на тренировочную нагрузку каждого игрока, что в дальнейшем позволит определить оптимальное соотношение показателей физической, технической подготовленности и психоэмоционального состояния команды и каждого спортсмена, корректировать состояние спортсмена, влияющее на успешность его двигательной деятельности.
Список литературы / References
1. Анохин, П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем / П.К. Анохин. - М.: Наука, 1980. - 196 с.
2. Минкин, В.А. Информационно-статистические параметры виброизображения, как базовые элементы расчета любых эмоциональных состояний / В.А. Минкин, Н.Н. Николаенко // Современное телевидение: сборник трудов 18-й международной науч.-тех. Конференции. - М., 2010. - С. 75-81.
3. Минкин, В.А. Применение технологии и системы виброизображения для анализа двигательной активности и исследования функционального состояния организма / В.А. Минкин, Н.Н. Николаенко // Медицинская техника. -2008. - №4. - С. 30-34.
4. Психомоторика в комплексной оценке психофизического состояния хоккеистов различного возраста и квалификации: монография / В.А. Нестеров [и др.]. - Хабаровск: ДВГАФК, 2011. - С.41-43.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Anokhin, P.K. Uzlovie voprosi teorii funkcionalnih system [Nodal questions of the theory of functional systems] / P.K. Anokhin. - M .: Nauka, 1980. [in Russian]
2. Minkin, V.A. Informacionno-ctaticticheckie parametric vibroizobrazhenia, kak bazovie elementi rascheta lubih emocionalnih sostoyanii [Information and statistical parameters vibraimage as the basic elements of calculation of any emotional states] / V.A. Minkin, N.N. Nikolaenko // Current TV: Proceedings of the 18th international scientific-tech. Conference. - M., 2010. - P. 75-81.
3. Minkin, V.A. Primenenie tehnologii I sistemi vibroizobrazgeniya dlya analiza dvigatelnoy aktivnosti I issledovaniya funkcionalnogo sostoyaniya organizma [The use of technology and vibraimage system for the analysis of physical activity and the study of the functional state of an organism] / V.A. Minkin, N.N. Nikolaenko // Medical facilities. - 2008. - №4. - S. 30-34.
4. Psihomotorika v kompleksnoy ocenke psihofizichrskogo sostoyania hokkeistov razlichnogo vozrasta I kvalifikacii [Psychomotor in a comprehensive assessment of psychophysical condition of players of all ages and skills]: a monograph / V.A. Nesterov [et al.]. - Khabarovsk: FESAoPC, 2011. - S.41-43.
DOI: 10.23670/IRJ.2017.55.032 Сизова Н.Н.1, Свиягина Е.В.2
1ORCID: 0000-0002-6310-3723, старший преподаватель, Владивостокский филиал Российской таможенной академии 2Доцент кафедры методики преподавания спортивных единоборств и атлетизма, Дальневосточный Федеральный университет
ВЛИЯНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ПО САМООБОРОНЕ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
Целью настоящего исследования, является определение влияния комплексов прикладной аэробики в учебно-тренировочном процессе по самообороне на показатели физической подготовленности студентов Владивостокского филиала Российской таможенной академии. Данные полученные в ходе исследования подтверждают положительные изменения в показателях, отражающих уровень физической подготовленности занимающихся в ходе применения указанных средств.
Ключевые слова: самооборона, студентки, аэробика, учебно -тренировочный процесс, методика подготовки.
Sizova N.N.1, Sviyagina E.V2
1ORCID: 0000-0002-6310-3723, the senior teacher of chair of physical training, Vladivostok branch of the Russian customs academy,
2Assistant professor of methodology of teaching combat sports and athleticism, Far Eastern Federal University INFLUENCE OF THE EXPERIMENTAL METHOD OF SELF-DEFENSE ON THE LEVEL OF PHYSICAL
FITNESS OF STUDENTS
Abstract
The purpose of the real research, definition of influence of complexes of applied aerobics in educational training process on self-defense on indicators ofphysical fitness of students of the Vladivostok branch of the Russian customs academy is. This received during the research confirm positive changes in the indicators reflecting the level of physical fitness of the specified means which are engaged during application.
Keywords: self-defense, the student, aerobics, training process, method of preparation.