Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМИ УЧЕБНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ'

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМИ УЧЕБНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенции / личность / физическая культура / студенты / образование / факультативные занятия / competencies / personality / physical culture / students / education / elective classes

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К С. Вашкевич

Анализируются аспекты воспитания универсальных и специализированных компетенций в процессе занятий по основной и факультативной учебным программам. Рассматриваются взаимосвязь и междисциплинарный подход в рамках основной учебной дисциплины «Физическая культура» и факультативной учебной дисциплины «Специальные спортивные и оздоровительные компетенции». Выявлены преимущества и ограничения, связанные с внедрением программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE FORMATION OF COMPETENCIES BY HEALTH-SAVING ACADEMIC DISCIPLINES

The article analyzes the aspects of the education of universal and specialized competencies in the course of classes in the basic and optional curricula. The author examines the relationship and interdisciplinary approach within the framework of the main academic discipline "Physical Culture" and the optional academic discipline "Special sports and wellness competencies", identifying the advantages and limitations associated with the implementation of programs.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМИ УЧЕБНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ»

2024

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия E

УДК 796:378.016.046 Б01 10.52928/2070-1640-2024-42-2-32-35

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМИ УЧЕБНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

К. С. ВАШКЕВИЧ (Белорусский государственный университет, Минск) ORCID https://orcid.org/0000-0003-4783-5710

Анализируются аспекты воспитания универсальных и специализированных компетенций в процессе занятий по основной и факультативной учебным программам. Рассматриваются взаимосвязь и междисциплинарный подход в рамках основной учебной дисциплины «Физическая культура» и факультативной учебной дисциплины «Специальные спортивные и оздоровительные компетенции». Выявлены преимущества и ограничения, связанные с внедрением программ.

Ключевые слова: компетенции, личность, физическая культура, студенты, образование, факультативные занятия.

Введение. Образовательная деятельность на современном этапе обусловливается внедрением технологических и организационных инноваций в учреждениях высшего образования. Система высшего образования постепенно перестраивается, дополняясь новыми программами, включающими открытые, эвристические задания, кейсы, творческие задания и задания проектного типа. Наряду с этим происходит интенсификации цифровизации образовательного процесса. Таким образом, образовательный процесс в учреждениях высшего образования трансформируется с учетом потребностей социума, основанных на новых знаниях и компетенциях путем персонификации и цифровизации. При этом гуманизация образования остается в приоритетном положении.

В результате сложных социальноориентированных процессов идет интеграция инновационной и образовательной деятельности. Современному студенту предлагается расширенный диапазон компетенций, которыми будет обладать будущий молодой специалист, благодаря качественному переносу знаний из одной области в другую посредством внедрения междисциплинарного подхода в высшей школе [1].

Пересматривая критерии подготовки студентов в учреждениях высшего образования, необходимо коснуться проблемы здоровьесбережения, которая наиболее остро стоит перед сегодняшним обществом. Современный молодой специалист - это не только работник, обладающими определенными социально-личностными компетенциями и профессиональными навыками, но и член общества, формирующий будущее поколение нации. Согласно статье 32 пункту 7 Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» физическое воспитание обучающихся при получении общего высшего и специального высшего образования в дневной форме получения образования осуществляется: на учебных занятиях по учебной дисциплине «Физическая культура», на факультативных занятиях, направленных на физическое развитие обучающихся, при проведении физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий, в иных формах в соответствии с законодательством. Основные учебные занятия по учебной дисциплине «Физическая культура» проводятся в течение всего периода получения образования в соответствии с учебно-программной документацией соответствующей образовательной программы на первых двух курсах в объеме не менее четырех учебных часов в учебную неделю, на остальных курсах (кроме выпускных) - в объеме не менее двух учебных часов в учебную неделю. Факультативные занятия, направленные на физическое развитие обучающихся, включаются в учебно-программную документацию соответствующей образовательной программы с третьего курса в объеме не менее двух учебных часов в учебную неделю (кроме выпускных курсов)1.

С учетом вышесказанного целью нашего исследования стало выявление эффективности внедрения в образовательный процесс современных здоровьесберегающих программ по физическому воспитанию студентов. Объектом исследования выступили студенты Белорусского государственного университета, предметом -процесс воспитания академических, базовых профессиональных и социально-личностных компетенций в процессе занятий по основной и факультативной учебным программам.

Основная часть. В соответствии с требованиями к образовательному процессу в учреждениях высшего образования в Белорусском государственном университете были внедрены программы по факультативной учебной дисциплине «Специальные спортивные и оздоровительные компетенции» для общего и специального высшего образования, призванные осуществить взаимосвязанный процесс образования в рамках здоровьесберегающего

1 О физической культуре [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 4 янв. 2014 г., № 12Э5-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 19 июля 2022 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - URL: https ://pravo .by/document/?guid=3 871 &p0=H 11400125 (дата доступа: 26.08.2024).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ. Педагогика

№ 2(42)

направления «Физическая культура»2' 3. Применение данного междисциплинарного подхода предполагает воспитание и развитие индивидуальных качеств и способностей студентов, необходимых для успешной и продуктивной деятельности в современном обществе [2]. Данные программы наряду с программой основной учебной дисциплины соответствуют требованиям в рамках компетентностного подхода в высшей школе4.

Задачи исследования:

1. Проанализировать мнения студентов о сформированности универсальных (академических), базовых профессиональных и специализированных (социально-личностных) компетенций в процессе занятий по учебным дисциплинам «Физическая культура» и «Специальные спортивные и оздоровительные компетенции».

2. Выявить основные преимущества и ограничения, связанные с внедрением и реализацией учебных программ.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, опрос, методы математической статистики.

Результаты исследования. С сентября 2023 г. по май 2024 г. на базе кафедры физического воспитания и спорта Белорусского государственного университета была предпринята попытка оценить процесс формирования универсальных (академических), базовых профессиональных и специализированных (социально-личностных) компетенций в процессе занятий по основной и факультативной учебным дисциплинам путем сравнительного анализа данных групп компетенций. Нами был проведен опрос «Анализ формирования компетенций» для выявления эффективности внедрения факультативной учебной программы, в котором приняли участие студенты третьих курсов 8 факультетов Белорусского государственного университета естественнонаучной и гуманитарной направленности (n = 436): прикладной математики и информатики; радиофизики и компьютерных технологий; физического' экономического' журналистики' социокультурных коммуникаций' филологического' философии и социальных наук. В процессе контроля менеджмента качества образовательной деятельности по основной учебной дисциплине «Физическая культура» согласно стандартам ISO 9001-2015, утвержденным приказом ректора БГУ от 18 мая 2018 г. № 313 и введенным в действие 1 июня 2018 г., были задействованы студенты трех курсов 16-ти факультетов университета, включая студентов, участвующих в анализе факультативной учебной дисциплины (n = 1313)5.

В блоке вопросов, призванных выявить сформированность универсальных (академических) компетенций, было определено, что владеют и применяют базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач в процессе факультативных занятий 69% опрошенных, а о приобретении навыка самостоятельных занятий в результате образовательного процесса на факультативной дисциплине говорят 79,4% студентов. При этом 59,4% респондентов удовлетворены в полной мере стремлением и умением педагогов научить заниматься самостоятельно физической культурой и вести здоровый образ жизни в процессе занятий по учебной дисциплине «Физическая культура». Также 61,3% студентов высоко оценивают полноту и доступность предлагаемого материала с использованием современных образовательных средств для решения задач в процессе основных занятий (рисунок 1).

Несомненно, что готовность к будущей профессиональной деятельности - один из критериев составления учебных планов обучения специальностей в учреждениях высшего образования. Исходя из этого, овладевание и умение применять базовые (профессиональные) компетенции в процессе будущей трудовой деятельности имеют важное значение. Так, 56% студентов, посещающих занятия по учебной дисциплине «Физическая культура», полагают, что педагоги творчески подходят к работе для вовлечения и поддержания интереса к занятиям, повышая профессионально-личностный уровень студентов. 79,1% студентов в процессе факультативных занятий понимают и принимают социальную роль и ценности физической культуры в профессионально-личностном формировании, отмечая увеличивающуюся целеустремленность, трудолюбие и многозадачность. 80,3% опрошенных умеют использовать средства физической культуры для профилактики заболеваний, психического благополучия, развития и совершенствования качеств и свойств личности. А 61% респондентов уверены, что воспитание здоровых привычек и навыков - залог успешной жизнедеятельности (рисунок 2).

2 Вашкевич К. С., Садовникова В. В. Специальные спортивные и оздоровительные компетенции [Электронный ресурс]: учеб. программа учреждения высш. образования по учеб. дисциплине для специальностей спец. высш. образования, № УД-31/н. - Минск: Белорус. гос. ун-т, 2023. - URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/299404 (дата доступа: 26.08.2024).

3 Вашкевич К. С., Садовникова В. В. Специальные спортивные и оздоровительные компетенции [Электронный ресурс]: учеб. программа учреждения высш. образования по учеб. дисциплине для специальностей общ. высш. образования, № УД-30/б. - Минск: Белорус. гос. ун-т, 2023. - URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/299403 (дата доступа: 26.08.2024).

4 Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин [Электронный ресурс]: утв. М-вом образования Респ. Беларусь, 15 июля 2014 г. // Ин-т предпринимат. деятельности. - URL: https://www.uoipd.by/ files/files/biblioteka/Jelektronnaja_biblioteka/standarty/Obrazovatelnyj_standart_Cikl_socialno-gumanitarnyh_disciplin.pdf (дата доступа: 26.05.2024).

5 Система менеджмента качества. Стандарты университета [Электронный ресурс]: утв. Приказом ректора БГУ, 18 мая 2018 г. // Белорус. гос. ун-т. - URL: https://bsu.by/sistema-menedzhmenta-kachestva/standarty-universiteta.php (дата доступа: 26.05.2024).

2024 ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия Е

Уметь работать самостоятельно и в коллективе

Владеть и применять базовые научно-теоретическими знания

59/

69

1 61, 3

79,4

О 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

«Специальные спортивные и оздоровительные компетенции» «Физическая культура»

Рисунок 1. - Анализ удовлетворенности формирования академических компетенций (%)

Уметь использовать средства физической культуры для профилактики заболеваний, психического благополучия, развития и совершенствования качеств и свойств

1 79, 1

1 56

личности

Понимать и принимать социальную роль и ценности физической культуры в 1 80' 3

профессионально-личностном формировании 1 61 ,3

) 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

■ «Специальные спортивные и оздоровительные компетенции» ■ «Физическая культура»

Рисунок 2. - Анализ удовлетворенности формирования профессиональных компетенций (%)

Рисунок 3. - Анализ удовлетворенности формирования специализированных компетенций (%)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ. Педагогика

№ 2(42)

Рассматривая социально-личностные компетенции, необходимо отметить возрастающее внимание к воспитанию данной группы компетенций. Профессиональная область деятельности напрямую связывается с умением интегрироваться в современное общество. 65,5% студентов полагают, что занятия по факультативной учебной дисциплине «Специальные спортивные и оздоровительные компетенции» формируют способность к межличностным коммуникациям. 55,7% студентов на занятиях по учебной дисциплине «Физическая культура» отмечают на высоком уровне формирование умения вовлечь в дискуссию и навыка внеаудиторного общения. 83,7% респондентов считают, что факультативные занятия способствуют формированию компетентности во владении различными подходами зроровьесберегающих технологий. А 62,8% студентов, посещающих основные занятия, ведут активный образ жизни и считают, что здоровье очень важно для того, чтобы добиться успеха в жизни (см. рисунок 3).

Примечательно, что только 50% студентов на занятиях по учебной дисциплине «Физическая культура» отмечают индивидуальный подход в процессе обучения. 76,1% опрошенных на факультативных занятиях предлагают рассмотреть процесс соревновательной деятельности (особенно в игровых видах спорта) как возможность социального взаимодействия, как в команде, между ними и с преподавателем.

Заключение. Современный молодой специалист сталкивается с возрастающими требованиями как в профессиональном, так и в социально-личностном плане. После анализа степени сформированности групп компетенций в результате неразрывного и взаимосвязанного образовательного процесса здоровьесберегающего направления «Физическая культура» по основной и факультативной учебным дисциплинам было выявлено понимание студентами смысла физкультурной деятельности - определение взаимосвязи влияния здоровьесбере-гающих технологий, спортивной деятельности на будущую профессиональную деятельность и активную жизненную позицию с успешной интегрированностью в социум. Однако, подчеркивая преимущества, необходимо упомянуть и об ограничениях, которые могут возникнуть в процессе занятий, таких как низкая заинтересованность в занятиях в следствие малой информированности студентов; риски травматизма в результате низкой физической подготовленности студентов; рассредоточение внимания педагога на большее количество студентов в группе. Индивидуальный подход и привитие потребностей в самостоятельных внеаудиторных занятиях позволяют избежать унифицированния программ. В результате синергии компонентов основной учебной дисциплины «Физическая культура» и факультативной учебной дисциплины «Специальные спортивные и оздоровительные компетенции» будущие молодые специалисты получают возможность повысить свою конкурентноспособность на рынке труда, выстроить свою гражданскую позицию через здоровый и продуктивный образ жизни, формируя будущую нацию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вашкевич К. С. Роль социально-личностных компетенций в формировании готовности студентов к профессиональной деятельности // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Сер. Е, Пед. науки. - 2023. - № 2. - С. 24-26.

2. Казаренков В. И., Ветохин С. С., Казаренков Т. Б. Интеграция аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов в системе университетского образования // Высш. техн. образование. - 2019. - Т. 3, № 2. - С. 31-38.

Поступила 02.10.2024

ANALYSIS OF THE FORMATION OF COMPETENCIES BY HEALTH-SAVING ACADEMIC DISCIPLINES

K. VASHKEVICH (Belarusian State University, Minsk)

The article analyzes the aspects of the education of universal and specialized competencies in the course of classes in the basic and optional curricula. The author examines the relationship and interdisciplinary approach within the framework of the main academic discipline "Physical Culture" and the optional academic discipline "Special sports and wellness competencies", identifying the advantages and limitations associated with the implementation of programs.

Keywords: competencies, personality, physical culture, students, education, elective classes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.