Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Педагогика
Список литературы
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1968. - 339 с.
2. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии. - СПб., 2000. - 237 с.
3. Дмитриева, М. А. Психология труда и инженерная психология / М.А. Димтриева, А.А. Крылов, А.И. Нафтульев. - Л.: ЛГУ, 1979. - 184 с.
4. Новиков, A. M. Методология образования. - М.: Эгвест, 2002. - 320 с.
5. Повышение безопасности дорожного движения во всем мире: записка Генерального секретаря ООН, Distr.: General 30 September 2011, Russian, Original English. - С. 5-6.
6. Психологический процесс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М., 1995. - 185 с.
7. Сластенин, В. А. Общая педагогика. - М.: Владос, 2006. - 462c.
8. Шарухин, А. П. Профессиональная готовность преподавателя к эффективному решению учебного - воспитательных задач как условие успешного формирования педагогической компетенций у курсантов // Сборник статей межвузовской научно-практической конференции 8 февраля 2012. «Педагогика в военном вузе как наука и как учебный предмет». - СПб.: Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД Росси, 2012. - С. 38-42.
УДК 37.013 В.С. Бялт*
Анализ форм и методов дисциплинарной практики в аспекте формирования мотивации у сотрудников органов внутренних дел на соблюдение служебной дисциплины
Статья посвящена рассмотрению таких элементов дисциплинарной практики в органах внутренних дел, как формы и методы. Автор анализирует особенности формирования мотивации у сотрудников органов внутренних дел на соблюдение служебной дисциплины с точки зрения реализации различных форм и методов дисциплинарной практики. Также в статье автором приводится и обосновывается ряд обобщающих выводов по исследуемой проблематике.
Ключевые слова: дисциплинарная практика, формы и методы, мотивация, служебная дисциплина.
V.S. Bjalt*. The analysis of forms and methods of disciplinary practice in aspect of formation of motivation at employees of law-enforcement bodies on observance of office discipline. Article is devoted to consideration of such elements of disciplinary practice in law-enforcement bodies as forms and methods. The author analyzes features of formation of motivation at employees of law-enforcement bodies on observance of office discipline from the point of view of realization of various forms and methods of disciplinary practice. The author results and proves a number of generalizing conclusions on researched problematic.
Keywords: disciplinary practice, forms and methods, motivation, office discipline.
Проводимая в настоящее время административная реформа в Российской Федерации напрямую коснулась и системы МВД России. Одним из главных направлений реформирования органов внутренних дел является повышение эффективности оперативно-служебной деятельности, оптимизация организационноштатной структуры органов внутренних дел и укрепление авторитета органов внутренних дел среди населения. Последнее напрямую связано с уровнем служебной дисциплины сотрудников органов внутренних дел, который, несомненно, является необходимым условием эффективного функционирования органов внутренних дел как государственной правоохранительной организации [1, с. 4].
Обеспечение должного уровня служебной дисциплины в органах внутренних дел достигается рядом средств, среди которых следует выделить прежде всего дисциплинарную практику.
Дисциплинарная практика по нашему мнению включает в себя следующие элементы: предмет, функции, субъекты, формы и методы дисциплинарной практики. Попытаемся рассмотреть и проанализировать такие ее элементы, как формы и методы, а также обозначить их влияние на вырабатывание у сотрудников органов внутренних дел мотивации соблюдения служебной дисциплины.
Все явления окружающего нас мира имеют форму и содержание, которые взаимосвязаны, активно влияют друг на друга. Категория «форма» определяется как «внешнее очертание, наружный вид предмета, способ существования содержания» [2, с. 699], «внешнее выражение содержания» [3, с. 489]. В административно-правовой науке под формой управления понимается «внешне выраженное
* Бялт, Виктор Сергеевич, преподаватель кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук. E-mail: [email protected].
* Bjalt, Viktor Sergeyevich, lecturer of the Department of personnel and educational work of the Saint-Petersburg University of Ministry of internal Affairs of Russia, candidate of legal Sciences. E-mail: [email protected].
© Бялт В.С., 2013
действие исполнительного органа (должностного лица), осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия» [4, с. 247], «внешнее выражение практической реализации функций и методов управления, самого управленческого воздействия, конкретных действий, производимых в процессе осуществления исполнительной власти, административной деятельности» [5, с. 339]. Т.е. содержание - это единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, а форма - это внешнее выражение содержания, способ его существования. Дисциплинарная практика в органах внутренних дел не осуществляется сама по себе, она всегда воплощается в действиях, проявляющих ее содержание. Формы дисциплинарной практики в зависимости от того влекут ли они определенные юридические последствия можно разделить на две группы: правовые и неправовые.
Правовые формы всегда влекут за собой юридические последствия. Как отмечает Д.Н. Бахрах, «правовой считается деятельность, которая непосредственно влечет определенные правовые последствия и осуществляется на основе довольно полного юридического оформления» [6, с. 269].
В юридической литературе правовые формы государственного управления по направленности подразделяются на внутренние и внешние [7, с. 251-252]. Правовые формы дисциплинарной практики могут быть, как правило, только внутренними, т.к. имеют своей целью укрепление служебной дисциплины в органах внутренних дел, т.е. направлены на решение задач внутри системы органов внутренних дел. Однако возможны и внешние формы дисциплинарной практики. Так, например, министр внутренних дел награждает не только сотрудников и работников системы МВД России, но и «других лиц, оказавших содействие в выполнении задач и осуществлении полномочий, возложенных на МВД России» [8, ст. 21].
Правоприменительная деятельность органов внутренних дел в сфере обеспечения служебной дисциплины состоит в принятии индивидуальных актов, имеющих юридическое значение, т.е. в разрешении на основе норм права индивидуальных конкретных дел (вопросов) [9, с. 200]. Правовая форма дисциплинарной практики в органах внутренних дел реализуется в издании субъектами дисциплинарной практики таких видов правовых актов управления как приказы.
По нашему мнению, понятие приказа как основной формы дисциплинарной практики в органах внутренних дел можно сформулировать следующим образом. Приказ - это особый вид подзаконного юридического акта, принимаемый в установленном порядке и в строгом соответствии с законом уполномоченным на то должностным лицом в процессе выполнения служебных обязанностей, который содержит односторонние властные предписания прямого начальника и влечет наступление юридических последствий [10, с. 158].
Неправовые формы дисциплинарной практики не влекут юридических последствий. Среди ученых распространено мнение, что неправовые формы управления включают в себя организационные действия или мероприятия (проведение совещаний, распространение положительного опыта, разработка методических рекомендаций и указаний и др.) и материально-технические действия, призванные обеспечить эффективность государственно-служебной деятельности и связанные с ведением делопроизводства, оформлением, рассылкой документов, обработкой информации, материально-техническим обеспечением [11, с. 142].
Итак, можно сказать, что государственно-управленческая деятельность субъектов дисциплинарной практики в органах внутренних дел может осуществляться в виде правовой и неправовой формах. Выражением правовой формы является издание приказа, влекущего юридические последствия, неправовая форма не связана с наступлением результатов, имеющих юридическое значение, но может исполнять роль юридически значимых действий. С нашей точки зрения, безусловно, основной формой дисциплинарной практики, порождающей корректировку поведения сотрудников, является правовая, поскольку именно она связана с наступлением юридических последствий, однако неправовая форма оказывает определенное влияние на формирование у сотрудников органов внутренних дел в сознании мотивов правомерного поведения с точки зрения соблюдения служебной дисциплины.
Категории «метод» и «форма» рассматриваются в неразрывной связи. Форма первична по отношению к методу. Как справедливо указывает Ю.Н. Старилов, «метод управления обязательно находит свое выражение в форме управления. Иначе говоря, если бы не существовало формы управления, методы управления, то есть способы управляющего воздействия субъекта управления на объект, потеряли бы всякий смысл, ибо управляющее воздействие оставалось бы только идеей, желанием, но было бы лишено формального содержания» [12, с. 228].
Понятие «метод» трактуется как «способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь» [13, с. 353]. Методы дисциплинарной практики органов внутренних дел представляют собой «совокупность приемов и средств целенаправленного воздействия» [14, с. 82] или «сориентированную в соответствии с целями и нормами комбинацию средств и внешних побудительных действий, направленных на конкретного индивида или группу» [15, с. 15].
В юридической литературе распространено мнение, что одним из основных методов обеспечения дисциплины являются убеждение и принуждение [16, с. 207]. В социальной философии и социальной психологии убеждение и принуждение рассматриваются как методы управления обществом [17, с. 11]. В педагогической науке понятия «принуждение» и «убеждение» относят к методике нравственного воспитания или воспитания дисциплинированности [18, с. 91].
Убеждение «как метод воздействия, по существу, является процессом активного воздействия убеждающего на убеждаемого при ведущей роли первого» [19, с. 69-70], это процесс последовательного «использования различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее преобразования» [20, с. 74-75]. Метод убеждения апеллирует к уму, логике, опыту и чувствам человека, обеспечивая добровольное принятие идей, их самостоятельное осмысление и превращение в мотивы поведения. Поэтому он наиболее предпочтителен в психолого-педагогическом плане [21, с. 24]. Для дисциплинарной практики содержанием метода убеждения является овладение вниманием, внушение,
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Педагогика
влияние на сознание, эмоции, возбуждение интереса, желания, а в качестве средств данного метода выступают воспитание, обучение, разъяснение, рекомендации и иные меры, преимущественно морального характера.
На наш взгляд, очень важным представляется именно элемент убеждения курсантов и слушателей в нужности и полезности профессионально-этических норм. Мы полагаем, что это связано с двумя обстоятельствами.
Первое. Профессиональная мораль сотрудников органов внутренних дел носит деонтологический характер. Несмотря на то что, одним из различий права и морали является то, что нормы права обязательны к соблюдению и исполнению и за их нарушение следует определенная санкция со стороны государства, а нормы морали являются всего лишь рекомендациями, за нарушение которых возможно, например, общественное порицание, следование профессионально-этическим нормам у сотрудников правоохранительных органов носит характер должного. Так, у сотрудников органов внутренних дел профессионально-этические требования к служебному и внеслужебному поведению облечены в правовую норму, поскольку утверждены приказом министра внутренних дел Российской Федерации [22]. И это вполне логично, т.к. при нарушении моральных норм простым гражданином окружающие делают вывод об определенной невоспитанности конкретного гражданина, а при нарушении этих же норм сотрудником органов внутренних дел наносится ущерб авторитету всей системы МВД России, поскольку сотрудник позиционируется как представитель правоохранительной системы государства.
Второе. Для формирования правильной профессиональной мотивации сотрудников органов внутренних дел важным является ответ на вопрос, почему сотрудником соблюдаются требования служебной дисциплины и законности? В аспекте мотивационной направленности одним из важнейших различий права и морали является разница в мотивах правомерного поведения. С точки зрения права мотив правомерного поведения неважен. Праву безразлично, почему, например, гражданин не совершает кражу - потому что боится уголовной ответственности или потому что искренне считает, что воровать неприемлемо. С позиции права есть понятие «правомерное» и «неправомерное» поведение, и мотив правомерного поведения здесь значения не имеет. С точки зрения же морали мотив правомерного поведения имеет существенное значение. Ведь нравственный облик человека, не ворующего из-за страха наказания, будет существенным образом отличаться от нравственного облика человека, соблюдающего правовой запрет на воровство из-за внутренней нетерпимости к краже и осознания ее неприменимости в обществе.
В соответствии с этим, по нашему мнению, субъект дисциплинарной практики тогда добьется желаемого воздействия на сознание и волю подчиненных, когда сотрудники поймут цели и задачи служебной дисциплины, одобрят их и в силу внутренней убежденности добровольно подчинятся юридическим предписаниям и действиям руководства. Вследствие этого метод убеждения является ведущим методом воспитания сотрудников органов внутренних дел. Его применение выражается во внеправовых формах дисциплинарной практики, не требует издания официальных актов управления
и, следовательно, не влечет юридических последствий.
Метод принуждения представляет собой систему средств и приемов воздействия на сотрудников, нарушающих законы и нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно выполнять служебный долг. Д.Н. Бахрах определяет принуждение как «навязывание властной воли, психическое, имущественное, физическое, организационное влияние на подвластных, чтобы заставить их быть послушными, выполнять определенные предписания, требования» [23, с. 43].
Метод принуждения эффективен при соблюдении следующих условий: 1) применение принуждения лишь после того, как все другие методы и средства воздействия не дали положительного результата; 2) применение метода принуждения на основе убеждения и в соответствии с требованиями принципов воспитания; 3) индивидуальный подход в применении мер принуждения к сотрудникам с учетом уровня их подготовки, жизненного опыта, способностей, характера поступка и условий; 4) справедливость наказания, обстоятельное выяснение причин проступка; 5) своевременность применения мер принуждения; 6) исключение со стороны руководителей элементов предвзятости, грубости.
Метод принуждения в дисциплинарной практике предполагает, как правило, применение уполномоченным должностным лицом дисциплинарных взысканий и обусловливает наступление правовых последствий. Некоторые авторы наряду с убеждением и принуждением рассматривают в качестве самостоятельного метода обеспечения дисциплины метод поощрения [24, с. 73].
Мы полагаем, что в дисциплинарной практике метод поощрения необходимо воспринимать как автономный, независимый метод, а не как средство метода убеждения. Поощрение не должно рассматриваться как дополнительное средство правового воздействия. Именно поощрения, а не наказания являются в ряде случаев более эффективными, ибо в ситуации положительной мотивации в качестве побудительной силы желаемого поведения выступают не только внешние предписания, но и интересы субъекта [25, с. 76].
Поощрение, так же как и наказание, является способом стимулирования правомерного поведения и предупреждения правонарушений [26, с. 36]. По мнению Ю.Н. Старилова, «поощрение в системе государственной службы - это осуществляемая в установленном порядке специальная деятельность государственных органов и должностных лиц, выражающаяся в применении к государственному служащему мер морального и материального стимулирования, основаниями чего являются признание заслуг государственного служащего, успешное и добросовестное в течение продолжительного времени исполнение им своих должностных обязанностей, а также выполнение заданий особой важности и сложности» [27, с. 474]. С точки зрения О.М. Киселевой, поощрительный метод правового регулирования представляет собой способ правового воздействия, побуждающий субъектов к совершению определенных действий, полезных с точки зрения общества и государства, путем создания заинтересованности в получении дополнительных благ [28, с. 16].
Можно сказать, что поощрение представляет собой совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования сотрудников.
Поощрительный метод дисциплинарной практики в органах внутренних дел характеризуется следующими основными признаками: 1) выражается в основном в правовой форме; 2) его применение может иметь для объекта воздействия определенные юридические последствия; 3) виды поощрений и порядок их применения установлены специальными нормами.
Таким образом, можно сказать, что основными методами дисциплинарной практики в органах внутренних дел являются: убеждение, принуждение и поощрение. На наш взгляд убеждение является наиболее действенным с точки зрения влияния на сознание и волю сотрудников методом, поскольку именно он формирует систему мотивационной направленности у сотрудников органов внутренних дел на соблюдение служебной дисциплины, основанной на искреннем восприятии правовых норм и позиционировании их как единственно верных.
Подводя итог, можно констатировать следующее: а) формы и методы дисциплинарной практики, являясь одними из ее элементов, оказывают непосредственное влияние на формирование мотивации у сотрудников органов внутренних дел на соблюдение служебной дисциплины и являются одними из тех факторов, которые способствуют предупреждению совершения сотрудниками дисциплинарных проступков; б) для воспитания всесторонне развитых сотрудников органов внутренних дел, способных достойно представлять в обществе авторитет правоохранительной системы государства, важно сформировать у них стойкую профессиональную мотивацию на соблюдение служебной дисциплины и законности.
Список литературы
1. Бялт, В. С. Институт дисциплинарной ответственности сотрудников полиции : монография.
- Международное изд-во «Lambert Academic Publishing», 2011.
2. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. - 20-е изд. - М.: Русский язык, 1988.
3. Философский энциклопедический словарь. - М.: Инфра-М, 2003.
4. Административное право : учебник / под ред. Л.Л. Попова. - М., 2002.
5. Бахрах, Д. Н. и др. Административное право : учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2006.
6. Бахрах, Д. Н. Административное право России : учебник. - М., 2009.
7. Административное право : учебник / под ред. Л.Л. Попова. - М., 2008.
8. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации: Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248.
9. Административная деятельность органов внутренних дел. Общая часть : учебник / под ред. А.П. Корнеева. - М., 2006.
10. Бялт, В. С. Административно-правовое регулирование дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел : монография. - Псков: ПГПУ. 2009.
11. Головистикова, А. Н. Административное право России в таблицах и схемах : учебное пособие.
- М.: Эксмо, 2006.
12. Старилов, Ю. Н. Курс общего административного права. - Т. 1. - М., 2008.
13. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1999.
14. Кайдалов, Д. П., Суименко, Е. И. Психология единоначалия в коллегиальности. - М., 1979.
15. Шестаков, А. Г. Методы психологического воздействия руководителя на подчиненных в органах внутренних дел. - СПб., 1994.
16. Алехин, А. П., Козлов, Ю. М. Административное право Российской Федерации : учебник. - Ч. I. - М., 2005.
17. Райкова, Г. Р. Диалектика убеждения и принуждения в процессе формирования социалистической личности : автореф. дис. ... канд. философ. наук. - М., 1989.
18. Резвицкий, И. И. Личность. Индивидуальность. Общество: Проблема индивидуализации и ее социально-философский смысл. - М.: Политиздат, 1984.
19. Ковалев, А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - М., 1975.
20. Труханович, Л. В. Административное право России. - М., 2002.
21. Методика проведения воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел : учебно-методическое пособие / под ред. В.М. Бурыкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.
22. Приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел».
23. Бахрах, Д. Н. Дисциплинарно-правовое принуждение в Российской Федерации // Государство и право. - 2006. - № 6.
24. Толкачев, А. В. Теория и практика воспитания сотрудников органов внутренних дел : дис. ... докт. пед. наук. - М., 2002.
25. Караваев, А. Н. Поощрение в системе правоохранительной службы: дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2005.
26. Григорьева, В. А. Наградное (поощрительное) право как средство предупреждения коррупции среди государственных служащих // Конституционное и муниципальное право. - 2000. - № 3.
27. Старилов, Ю. Н. Административное право. - Ч. II. - Воронеж, 2001.
28. Киселева, О. М. Поощрение как метод правового регулирования : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2002.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013